Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Пулатов Ю.С. (отв. ред.) Уголовно-исполнительное право - файл n1.doc


Пулатов Ю.С. (отв. ред.) Уголовно-исполнительное право
скачать (142.6 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc865kb.08.01.2011 12:58скачать


n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
А К А Д Е М И Я
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ
П Р А В О




ТАШКЕНТ
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
А К А Д Е М И Я


УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ
П Р А В О
К у р с л е к ц и й

Ташкент 2002
Одобрено Редакционно-издательским советом

Академии МВД Республики Узбекистана
КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ:

З. С. Зарипов – доктор юридических наук, профессор (темы 5, 10); Ш. Г. Иногамов – кандидат юридических наук, старший научный сотрудник (тема 7); К. Мирзажанов – доктор юридических наук, профессор (тема 8); А. Р. Пайзиев (тема 3); С. В. Полухин (тема 12); Ю. С. Пулатов – доктор юридических наук, профессор (темы 1, 2, 6); И. Самандаров (темы 9, 13); Ч. А. Саттаров (тема 11); А. А. Ша­мансуров – кандидат юридических наук, доцент (темы 4, 14).


Ответственный редактор
доктор юридических наук, профессор
Ю. С. ПУЛАТОВ


Рецензенты: доктор юридических наук,

профессор Б. А. Миренский;

доктор юридических наук, профессор Э. Х. Норбутаев

© Академия МВД Республики Узбекистан, 2002 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ


Уголовно-исполнительное право изучается во всех высших образо­вательных учреждениях юридического профиля. Оно является самосто­ятельной отраслью права и призвано урегулировать порядок и условия исполнения уголовных наказаний. Ранее исправительно-трудовое право регулировало организацию исполнения только тех наказаний, которые были связаны с исправительно-трудовым воздействием на осужденных. Новый Уголовно-исполнительный кодекс (УИК) Республики Узбекис­тан, вступивший в действие с 1 октября 1997 г., призван регла­ментировать и обеспечивать реализацию всей системы наказаний, установленной Уголовным кодексом (УК) Республики Узбекистан.

Согласно ст. 42 УК наказание применяется в целях исправления, воспрепятствования продолжению преступной деятельности, а также предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и другими лицами. Указанные цели уголовного наказания достигаются в первую очередь эффективной организацией исполнения назначенного осужденному приговором суда соответствующего вида наказания. В процессе исполнения уголовного наказания возникают общественные отношения между государством в лице специальных учреждений и органов, уполномоченных исполнять наказания, с одной стороны, и осужденными лицами – с другой. Регулирование этих отношений осуществляется посредством норм уголовно-исполни­тельного законодательства.

Уголовно-исполнительный кодекс, базируясь на положениях Конституции Республики Узбекистан и общепризнанных принципах и нормах международного права, устанавливая порядок и условия отбывания уголовных наказаний, определяет правовое положение осужденных с учетом международных норм и стандартов, относящихся к исполнению наказания и обращению с заключенными.

Основными задачами уголовно-исполнительного законодательства являются: 1) обеспечение исполнения наказаний; 2) исправление осужденных; 3) предупреждение совершения осужденными преступ­лений; 4) охрана прав, свобод и законных интересов осужденных (ст. 2 УИК).

В целях дальнейшей либерализации и гуманизации уголовной политики Республики Узбекистан Министерство внутренних дел Узбекистана ведет активную работу по совершенствованию уголовно-исполнительной системы. В частности, она приводится в соответствие с требованиями Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, а также положениями, высказанными Президентом Республики Узбекистан И. А. Каримовым в докладе «Справедливость – в приоритете закона» на VI сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан 29 августа 2001 г.

Курс лекций подготовлен коллективом специалистов в области уголовно-исполнительного права на основе Уголовно-исполни­тельного кодекса Республики Узбекистан и типовой учебной программы для бакалавриата по курсу «Уголовно-исполнительное право».

Предлагаемый курс лекций позволит более глубоко изучить уголовно-исполнительное законодательство и эффективно применять его нормы в практической деятельности.


О Б Щ А Я Ч А С Т Ь

Тема 1
ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА.
ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА

1. ПОНЯТИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ ПРАВА


Эффективность уголовного права в борьбе с преступностью во многом зависит от того, насколько успешно исполняется уголовное наказание, назначенное приговором суда. Исполнение уголовного наказания является важнейшей стадией реализации уголовной ответственности.

Понятие уголовного наказания, его система и виды устанавливаются уголовным законодательством. Уголовный кодекс определяет также общие начала назначения наказаний. Однако порядок и условия исполнения наказания уголовное законодательство не регламентирует.

В процессе исполнения уголовного наказания возникают специфические общественные отношения между государством в лице органов, исполняющих наказания, и осужденными лицами. Поведение субъектов, между которыми возникают эти специфические отношения, регулируют нормы уголовно-исполнительного права. Это регулирование осуществляется путем установления прав и обязанностей субъектов общественных отношений, складывающихся в процессе исполнения наказания.

Отрасль права, которая регламентирует порядок и условия исполнения и отбывания наказания, называется уголовно-испол­нительным правом. Как и любая отрасль права уголовно-исполнительное право представляет собой систему норм, регулирующих определенную группу общественных отношений.

До 30-х гг. прошлого столетия вопрос о самостоятельности уголовно-исполнительного (исполнительно-трудового) права в юридической литературе не был дискуссионным. Проблема правового регулирования исполнения наказания не привлекала внимания ни юристов, ни практиков. В тот период уголовно-исполнительное право обозначалось несколькими терминами: 1) пенитенциарная (от лат. Penitentia – покаяние) наука; 2) пенитенциарная политика; 3) исправительно-трудовая политика. В это же время существовали точки зрения, в соответствии с которыми уголовно-исполнительное (исправительно-трудовое) право рассматривалось как часть уголовного права (такого мнения придерживались О. С. Иоффе, М. Д. Шаргородский, обосновывая это тем, что наказание и отбывание наказания преследуют одни и те же цели), как комплексная отрасль права (эту точку зрения поддерживали С. С. Алексеев, В. И. Пинчук, А. Л. Ре­менсон), как самостоятельная отрасль права (сторонниками этой точки зрения были Н. А. Стручков, Н. А. Беляев, Ю. В. Тка­чев­ский).

О системе права в свое время были проведены две дискуссии: первая – в 1938-1940 гг., вторая – в 1956-1958 гг. В ходе этих дискуссий было выработано положение, в соответствии с которым для отнесения той или иной отрасли права к числу самостоятельных необходимо, чтобы эта отрасль права имела:

а) предмет правового регулирования;

б) метод правового регулирования;

в) систему правовых норм (систему законодательства);

г) специфические принципы, присущие лишь данной отрасли права.

Исходя из указанных выше признаков, можно утверждать, что уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью права.

Предметом правового регулирования уголовно-испол­ни­тель­ного права являются общественные отношения, возникающие в процессе исполнения и отбывания уголовного наказания. Уголовно-исполнительное право регулирует порядок и условия исполнения уголовного наказания и применения мер исправительно-трудового воздействия. Оно также регулирует порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, и порядок участия общественности в исправлении осужденных.

Метод правового регулирования. Преобладающим методом является императивный метод (метод властного приказа). Например, администрация колонии по исполнению наказаний (КИН) в лице начальника и его заместителей от имени государства наделена правом требовать от осужденных в период отбывания наказания строгого выполнения своих обязанностей.

Наличие системы правовых норм (законодательства). Она создана для регулирования определенных общественных отношений в области исполнения наказаний, включает в себя Уголовно-исполнительный кодекс Республики Узбекистан, другие республиканские законы.

Уголовно-исполнительное законодательство регламентирует порядок и условия исполнения уголовного наказания в целях исправления осужденных, предупреждения совершения преступлений как осужденными, так и иными лицами. В соответствии с указанными целями уголовно-исполнительное законодательство имеет свои задачи (ст. 2 УИК Республики Узбекистан), который сводится к:

– обеспечению исполнения наказания;

– исправлению осужденных;

– предупреждению совершения преступлений;

– охране прав, свобод и законных интересов осужденных.

В зависимости от вида наказания и учреждения, его исполняющего, эти цели и задачи могут конкретизироваться. Так, задачами уголовно-исполнительной системы, призванной исполнять наказания в виде ареста, лишения свободы, смертной казни, являются:

– обеспечение порядка и законности в учреждениях, исполняющих эти наказания, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждений;

– привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования;

– обеспечение охраны здоровья осужденных;

– содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Решение указанных задач осуществляется путем применения комплекса мер, установленных уголовно-исполнительным законодательством Республики Узбекистан.

Уголовно-исполнительный кодекс, определяя цель исправления осужденных как формирование у них правопослушного поведения, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, указывает и основные средства исправления осужденных. Это – режим исполнения и отбывания наказания, воспитательная работа, общественно-полезный труд, общеобразовательное и профессиональное обучение, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Указанные в законе средства исправления осужденных применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведения.

Закон предусматривает и регламентирует средства обеспечения успешного применения основных средств исправления осужденных. Так, в качестве средств обеспечения соблюдения установленного порядка отбывания наказания предусмотрено применение физической силы, специальных средств и оружия. Условия и порядок применения указанных мер также подробно регламентирован законом.

Наличие специфических принципов, присущих уголовно-исполнительному праву. Под принципами уголовно-исполнительного права следует понимать основные положения, руководящие идеи, выражающие взгляды общества на характер данной отрасли права, ее содержание и задачи. Эти принципы образуют научно обоснованный фундамент, на котором базируются все нормы уголовно-исполнительного права, они объединяют все нормы и обеспечивают единство их применения.

Отличительной особенностью принципов уголовно-испол­нительного права является недопустимость каких-либо исключений из них. Если какое-либо фундаментальное положение предполагает исключение из него, то оно перестает быть принципом и становится простым правилом.

Принципы права принято делить на общеправовые, межотраслевые и отраслевые.

В ст. 6 УИК Республики Узбекистан указаны следующие принципы уголовно-исполнительного права: законность, справедливость, гуманизм, демократизм, дифференциация и индивидуализация исполнения наказания, рациональное применение принудительных средств и стимулирование правопослушного поведения осужденных.

Принцип законности предполагает в узком смысле строгое и точное соблюдение законов всеми гражданами и должностными лицами. В области исполнения уголовных наказаний речь идет как о работниках учреждений, так и об осужденных. Однако понятие законность – широкое, сложное и включает в себя, с одной стороны, наличие в государстве хорошо продуманной системы законов, отвечающих объективным условиям жизни общества, а с другой – точное и строгое соблюдение этих законов всеми гражданами, всеми должностными лицами. Соблюдение закона предполагает, что закон выше любого подзаконного акта, в случае расхождения с последним всегда должен применяться закон, а не подзаконный акт.

Соблюдение закона предполагает также, что закон вне любой целесообразности (политической, экономической, военной, оперативной и т.п.), ибо закон – это высшая целесообразность.

На практике, однако, возможны случаи, когда закон приходит в противоречие с целесообразностью. Причиной такого противоречия, во-первых, является старение закона, его отставание от реальной жизни. Жизнь движется быстрее, чем законодательство, и оно может отстать от жизни. Во-вторых, причиной противоречия может стать несовершенство закона, неудачно сформулированные, не отвечающие реалиям жизни положения закона. Во всех таких случаях появляется соблазн игнорировать закон и руководствоваться «целесообразностью, здравым смыслом» и т.п. Соблазн велик еще и потому, что руководствуясь «целе­сооб­разностью» в конкретном случае, мы нередко получаем более быстрый положительный результат, чем при соблюдении устаревшего или несовершенного закона. Но так поступать нельзя. Необходимо действовать по закону, каким бы устаревшим или несовершенным он ни был. Действуя по «целесообразности», а не по закону, мы можем получить положительный результат в конкретном частном случае, но, выигрывая в частном, второстепенном, мы проигрываем в главном, основном – мы нарушаем закон и тем самым создаем весьма опасный прецедент для его последующего нарушения столько раз, сколько раз мы признаем это целесообразным. При этом следует помнить, что понятие целесообразности у каждого свое – сколько исполнителей, столько и субъективно целесообразных решений, зачастую несовпадающих и противоречащих друг другу.

Не безразличен исполнителям и тот факт, кто будет отвечать за последствия решений, принятых вопреки закону. Действуя по закону, исполнитель не несет ответственности за последствия такого поведения, а действуя вопреки закону – несет ответственность за все последствия такого действия.

Таким образом, противоречие между законностью и целесообразностью всегда должно решаться в пользу законности.

Принцип справедливости находит свое выражение в справедливом отношении к осужденным, в уважении их личности, ее прав и достоинства.

Принцип гуманизма предполагает видеть в осужденном члена общества, гражданина государства, временно оступившегося, которого можно и нужно сделать полезным членом общества. Применяемые для этого меры уголовно-исполнительного права не могут иметь своей целью причинение осужденному физических страданий или унижение его человеческого достоинства. Эти меры должны также обеспечивать безопасность осужденных, обеспечивать охрану их здоровья.

Разумеется, наказание является карой за совершенное преступление и заключается в лишении или ограничении прав и свобод осужденного. Однако эти лишения и ограничения не самоцель, а средство исправления осужденного, средство достижения целей наказания. Применяются они только в том объеме, который необходим для достижения целей. Данный принцип находит свое выражение в установлении гуманных условий исполнения наказания, возможности условно-досрочного освобождения от наказания и т.п.

Принцип гуманизма нельзя понимать односторонне, только как всемерное смягчение условий исполнения уголовных наказаний. Надо иметь в виду, что определенная жестокость, суровость условий исполнения наказаний является гуманным актом по отношению к обществу, нормальное существование которого нарушил преступник. И чем опаснее преступление, совершенное осужденным, тем суровее условия исполнения назначенного ему судом наказания и тяжесть самого наказания.

Принцип демократизма выражается в демократической сущности процессов исправительного воздействия на осужденных, в широком участии общественности в этом процессе, в контроле общественности за деятельностью уголовно-исполнительной системы, в признании осужденного субъектом права, субъектом уголовно-исполнительных правоотношений, в строгом соблюдении прав человека и гражданина.

Принцип демократизма выражается в открытости деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания, освещении их деятельности в средствах массовой информации.

Принцип дифференциации исполнения наказания требует распределения осужденных на определенные категории и раздельного содержания этих категорий в местах, исполняющих уголовные наказания. Критериями деления осужденных на определенные категории выступают пол, возраст, рецидив преступлений, вид наказания, поведение в исправительном учреждении и т. д. Раздельное содержание однородных категорий осужденных способствует улучшению процесса исправительного воздействия, способствует достижению целей уголовного наказания.

Принцип индивидуализации исполнения наказания тесно связан с предыдущим принципом. Он заключается в том, что процесс исполнения наказания строится с учетом характера и степени общественной опасности совершенного осужденным преступления, обстоятельств совершения преступления, с учетом индивидуальных особенностей личности осужденного и его поведения в процессе исполнения наказания в соответствующих учреждениях. Содержание и объем мер исправительного воздействия на осужденных может и должен меняться в зависимости от поведения осужденного в период отбывания наказания. Особенно рельефно проявляется действие указанного принципа при решении вопроса о досрочном освобождении от отбывания наказания.

Принцип рационального применения принудительных средств и стимулирования правопослушного поведения осужденных означает, что исполнение наказания должно органически сочетать меры принуждения и меры поощрения осужденных. Принудительные средства не должны создавать настроение безысходности и бесперспективности положения осужденного, а поощрительные меры должны стимулировать стремление к исправлению осужденного. Притом и те и другие меры должны использоваться рационально, без излишеств как в одну, так и в другую сторону.

Применение перечисленных принципов делает процесс исполнения и отбывания наказания справедливым, соответствующим правосознанию граждан, морали нашего общества. Это очень важное положение, ибо чрезмерная жестокость, равно как и чрезмерная мягкость при исполнении уголовного наказания, есть несправедливость, при наличии которой достижение целей исполнения наказания становится проблематичным.

Соблюдение принципов уголовно-исполнительного права способствует успеху всей работы по исправлению осужденных.

Таким образом, рассмотрев признаки уголовно-испол­нительного права как самостоятельной отрасли права, можно сформулировать следующее определение: уголовно-исполни­тель­ное право – это система юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе и по поводу исполнения и отбывания уголовных наказаний, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Узбекистан.

Самостоятельность уголовно-исполнительного права как отрасли права обусловливает постановку вопроса о соотношении ее с другими отраслями права. Уголовно-исполнительное право тесно связано с другими отраслями права в рамках уголовно-правового комплекса (уголовное право, уголовно-процессуальное право). Эти отрасли права объединяет общая задача – борьба с преступностью. Они руководствуются общими задачами наказания, могут регулировать применение одних и тех же институтов (например, условно-досрочное освобождение, замена наказания более мягким).

Указанные отрасли права разъединяют специальные задачи на разных стадиях борьбы с преступностью (специальный объект правового регулирования). Уголовное право определяет содержание наказания, регулирует его назначение и освобождение от наказания в судебном порядке. Уголовно-процессуальное право определяет порядок судебного разбирательства при назначении и при освобождении от наказания. Уголовно-исполнительное право определяет содержание и порядок исполнения наказания, связанного с исправительно-трудовым воздействием.

Уголовно-исполнительное право связано с административным, гражданским, трудовым, семейным правом. Нормы уголовно-исполнительного права устанавливают определенные ограничения в использовании некоторых прав граждан (например, право на отдых, право на труд (свободный выбор труда), избирательное право и т.п.), а также определяют специфические права и обязанности осужденных.

Уголовно-исполнительное право – сравнительно новая отрасль права. В основе его лежит исправительно-трудовое право, однако уголовно-исполнительное право не сводится к нему, ибо регулирует более широкий круг общественных отношений.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25



Скачать файл (142.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации