Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция - Психологические процессы человека - файл n1.doc


Лекция - Психологические процессы человека
скачать (142 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc142kb.23.01.2013 16:38скачать


n1.doc

Психологические процессы, состояния и свойства






 



Как легко можно сбросить лишний вес?...



Будущее зашифровано в дате рождения...



Активные точки, для снижения веса...



Сколько лет Вашей душе?...



Икона, которая лечит от всех болезней...



Продукты, которые мешают похудеть...












 


Поскольку психология стремится к действительному познание реальной жизни, она не ограничивается абстрактным изучением отдельных психических функций.


Попытки проникнуть в психическую жизнь личности включает изучение психических процессов как моментов конкретной деятельности личности, ее которые свойств, проявляются и формируются в деятельности, и ее психических состояний, которые закрепляют определенное постоянство, статичность психического через поступки.

Психические процессы - это сложные принимают образования, в которых участие различные психофизиологические функции и разные стороны сознания. Психические процессы имеют свой смысл специфический (Познавательные, эмоциональные, волевые) и раскрываются через развитие этого содержания. В процессе реального освоения мира, выделяя себя из него, человек формируется как Первая личность. Этап такого выделения связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений, перемещением, хождением, что проявляется в виде элементарных психических процессов - ощущения и восприятия.


 Осознавая себя как самостоятельного субъекта различных действий, реально выделяясь из окружающего среды, человек повышает свое влияние на него,
изменяя и свои взаимоотношения с ним, что выражается в виду, мышлении, увеличении веса удельного интеллектуальных моментов деятельности. Это изменение порождает сознания, которые в свою очередь ведут к изменению поведения и внутреннего отношения к другим людям.


Меняется роль регуляторных влияний - эмоций и свободы. Из формы реакции на ситуацию (как последействие) они смещаются к предвидению последствий.


Сказывается на определенной независимости от ситуации взрослого человека, человека труда, действия которой регулируются волей, что проявляется в воображении как моменте проявления целенаправленного воздействия. Психические процессы остаются процессами, которые характеризуются самоплиннистю, а превращаются в сознательно регулируемые действия, которыми личность овладевает и которые направляет на решение задач, стоящих перед ней. Восприятие превращается в наблюдение, запоминания - в заучивания.


Целенаправленное действие, начинаясь из мотивов (Побуждений), включает цели, задачи, закономерно проявляется в свойствах личности: ее установках, способностях, чертах характера. Эти свойства не данные извечно, ими не них не определяется и в растворяется личность. Психические свойства одновременно является и предпосылкой, и результатом  деятельности.


От способностей зависит результат деятельности, и в деятельности они формируются, розкриваються.Психични свойства-это те черты, которые, определяя направленность личности, ее способности и характер, входят в основной характеристики личности и составляют ее психологический облик.
Психические процессы и свойства трудно разорвать, они неотъемлемые друг от друга. Психические процессы, их индивидуальные проявления зависят от свойств личности (например, восприятие уязвимости), и психические процессы переходят в свойства личности в ходе деятельности.


Индивидуально-психологические особенности в свободе - эмоциях и то уже эмоциональная возбудимость и устойчивость, решительность, инициативность как свойства личности. Все свойства личности взаимосвязаны и взаимообусловлены, сплетенные в одно в конкретной деятельности. Так, способности в одних случаях могут порождать у человека решимость, в других - самоуверенность и т.д.


Психические свойства человека, повторяясь и закрепляясь в определенных ситуациях, могут переходить в психические состояния человека, отражают определенную статичность психических проявлений.


Объект или явление как совокупность свойств реализуется через состояние и не может без него рассматриваться. В каждый момент эмоциональное переживания уже не то, каким было до этого, и еще не то, каким мы его предчувствуем. И в то же или замечаем, например, что определенные переживания на некоторое время становятся господствующими, окрашивая всю поведение человека, проявляясь в настроении как эмоциональном состоянии. Психические состояния могут переходить в свойства человека. Частое возникновение состояния тревоги как реакции на возможную психическую угрозу может превратиться в тревожность как свойство личности.

Единство общего психического склада человека всегда имеет более или менее выраженный индивидуальный характер - как между-, так и внутрииндивидуальний, что позволяет обеспечить человеку наиболее полное развитие и применение ее творческих возможностей и сил. Такое обеспечение на меж-и внутрииндивидуальному уровнях различий возможно в поступке.

Поступок как движущая сила развития психических процессов, состояний и свойств личности. Психологической основой поступка является установление и разрыв связей человека со средой. Поступок есть истинное, настоящее образования новых форм, качеств психического - прежде, когда он имеет моральное значение. В поступка человек меняет себя и меняет ситуацию.

Ни внешние условия сами по себе, ни мотив (как побуждение), взятые отдельно, не выступают движущей силой развития психических процессов, состояний и свойств личности. Только в изменении взаимоотношений между человеком и окружающим миром, во взаимодействии развиваются те или иные психические процессы (восприятие, мышление, эмоции, воля), формируются свойства личности (уязвимость, эмоциональная устойчивость, решительность, проявляются психические состояния-тревоги, стресса или монотонии. Проникновение в глубину взаимоотношений, что определяют психику человека, возможно через поступок.


Поступок является свершения действия вопреки существующему положению вещей и также вопреки внутренним существенным силам индивида. В поступка всегда содержится действительный выражение конфликта, противоречие между правилами, нормами общественного существования и направленностью личности. Через отношение к вещам человек всегда соотносится с другими людьми. В поступка это отношение становится ведущим и определяет мотивы поведения и его внутренний психологический смысл.

В психологическом анализе поступка присутствует анализ побуждений. Побуждение первичное лежат в основе потребностей, связанных с направленностью личности. Чтобы потребность поднялась над неосознанным поездом, ее предмет должен диференцийовуватися в своих чувственных качествах и жизненно важных отношениях (например, пространственных), что невозможно без ощущения и восприятия. Нормы и правила, положение должны впизнаватися, запоминаться, что с необходимостью требует участия памяти. Этого хватает на уровне приспособления.

2. Гипермобилизация организма приводит к чрезмерным формам психического состояния, которые называются дистрессом, или запредельными формами. Запредельные формы психического напряжения вызывают нарушения нормального психологического состояния человека, что приводит к снижению индивидуального, свойственного именно этому человеку уровня психической работоспособности. В более выраженных формах психического напряжения снижается скорость зрительных и двигательных реакций человека, нарушается координация движений, могут появляться негативные формы поведения и другие отрицательные явления. Запредельные формы психического напряжения лежат в основе ошибочных действий операторов в сложной обстановке.

Эмоциональное напряжение может по-разному влиять на поведение человека. В экстремальных условиях в соответствии с преобладанием у человека процесса возбуждения или торможения состояние эмоционального напряжения может проявляться в следующих формах поведения.

Напряженный тип поведения проявляется в скованности, импульсивности и напряженности выполнения рабочих функций. Работники этого типа реагируют на воздействие эмоциогенных факторов чрезвычайно импульсивно и сильно.

Эмоциональное напряжение может также проявляться в уклонении человека от выполнения своих функций. В отдельных случаях наблюдается некоторая пассивность и стремление оградить себя от вмешательства в ход событий. Оператор в аварийных условиях испытывает затруднения в организации умственной деятельности, пытается оттянуть время, старается уйти подальше от пункта управления с тем, чтобы избавить себя от влияния эмоциональных нагрузок. Здесь находит свое проявление эмоция страха, в результате чего доминирует инстинкт самосохранения; этот тип поведения в экстремальных условиях называется трусливым. Под влиянием страха «трусливые» операторы начинают действовать по привычному шаблону, однако не адекватному сложившейся ситуации.




Тормозной тип эмоционального поведения человека характеризуется полной заторможенностью его действий, возникающей при воздействии необычных и ответственных ситуаций.

Наиболее яркой и опасной формой проявления эмоциональной неустойчивости человека являются аффективные срывы деятельности, в результате чего он начинает действовать агрессивно, бессмысленно и бесконтрольно, что усугубляет состояние управляемой им системы, ускоряя этим наступление катастроф и аварий. Это – агрессивно-бесконтрольный тип поведения.

Существует такая категория людей, которые при наличии надлежащей мотивации, находясь в экстремальных условиях, значительно улучшают показатели своей работы. Такой тип поведения называется прогрессивным.

Напряженный тип поддается исправлению в процессе специально организованного обучения, направленного на формирование навыков. При этом трудовая деятельность на уровне навыка приобретает свойство стабильности, надежности и помехоустойчивости. Трусливый тип поведения может быть изменен и улучшен путем определенных воспитательных воздействий, помогающих человеку преодолевать эмоции страха. Но пока еще не найдены эффективные средства психологического воздействия на представителей тормозного и агрессивно бесконтрольного типов поведения, то лучшим путем повышения надежности систем управления является своевременный отсев таких лиц.

3 Производственные психические состояния

Эти психические состояния возникают в процессе трудовой деятельности, классифицируются по следующим группам:

1. Относительно устойчивые и длительные по времени состояния. Они определяют отношение человека к данному конкретному производству и конкретному виду труда. Эти состояния (удовлетворенности или не удовлетворенности работой, заинтересованности трудом или безразличия к нему и т.п.) отражающий общий настрой коллектива.

2. Временные, ситуативные, быстро проходящие состояния. Возникают под влиянием раз-личного рода неполадок в производственном процессе или во взаимоотношениях работающих.

3. Состояния возникающие периодически в ходе трудовой деятельности, таких состояний много. Например, предрасположение к работе, пониженная готовность к ней, вырабатывание, повышенная работоспособность, утомление; состояния вызванные содержанием и характером работы, (операции): скука, сонливость, апатия, повышенная активность и т.п.

По признаку преобладания одной из сторон психики различают состояния, эмоциональные, волевые (например, состояние волевого усилия), состояния в которых доминируют процессы восприятия и ощущения состояния живого созерцания; состояния внимания (рассеянность, сосредоточенность), состояния, для которых характерно мыслительная активность и т.д.

Наиболее важным является рассмотрение состояний по уровню напряжения т.к. этот признак наиболее существенен с точки зрения влияния состояния на эффективность и безопасность деятельности.

Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние, психической активности - необходимые условия выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго установленном порядке, мышление носит алгоритмический характер. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушении, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью.

Повышенное напряжение - сопровождается деятельностью, протекающую в экстремальных условиях. Экстремальные условия - условия, требующие от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящих за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим - это режим работы в условиях, выходящих за условия оптимума. Отклонение от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия, или, иначе говоря; 1) физиологический дискомфорт т.е. несоответствие условий обитания нормативным требованиям; 2) дефицит времени на обслуживание; 3) биологический страх; 4) повышенная трудность задачи; 5) повышенная ошибочных действий; 6) неуспех вследствие объективных обстоятельств; 7) дефицит информации для принятия решений; 8) недогрузка информации (сенсорная депривация); 9) перегрузка информации; 10) конфликтные условия.

Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно включены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее выражены в неблагоприятных условиях.

Интеллектуальное напряжение - напряжение, вызванное частым обращениям к интеллектуальным процессам при формировании плана обслуживания, обусловленное высокой плотностью потока проблемных ситуаций обслуживания.

Сенсорное напряжение - напряжение, вызванное неоптимальными условиями деятельности сенсорных систем и возникающие в случае больших затруднений и восприятий необходимо информации.

Физическое напряжение -напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением прочих видов.

Характеристики напряжений, наиболее присущие профессиональной деятельности человека-оператора, следующие: состояние утомления. Утомление является одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное влияние на эффективность и безопасность деятельности. Утомление представляет собой весьма сложный и разнородный комплекс явлений. Его содержание определяется не только физиологическим,-но также психологическим, результативно Производственным и социальным факторами. Исходя из этого, утомление и должно расцениваться по меньшей мере с трех сторон: 1) со стороны субъективной - как психическое со стояние, 2) со стороны физиологических механизмов, 3) со стороны понижения эффективности труда.

Рассмотрим компоненты утомления (субъективные психические состояния):

1. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение своей работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого напряжения и в неуверенности. Человек чувствует, что он не в силах должным образом продолжать свою работу.

2. Расстройство внимания. Внимание - одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления внимание легко отвлекается, становиться вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым.

3. Нарушение в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности коорденирования движений, их дезавтоматизации.

4. Дефекты памяти и мышления . В состоянии утомления оператор может забыть инструкцию и одновременно помнить все, что не имеет отношения к работе.

5. Ослабление воли. При утомлении ослабляется решительность, выдержка и самоконтроль. Отсутствует настойчивость.

6. Сонливость. Сонливость возникает как выражение охранительного торможения.

Психологические причины создания опасных ситуаций и производственных травм

В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение любой из этих частей влечет за собой нарушение в целом. Человек нарушает правила, инструкции, либо он не хочет их выполнять, либо он не знает как это сделать, либо он не в состоянии это сделать.

Таким образом, в психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса:

Нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовым и /или/ техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольном опьянении).

Нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.

Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы.

Эта классификация представляет реальную возможность в соответствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев назначить группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная часть - пропаганда и воспитание; ориентировочная - обучение, обработка навыков; исполнительная - профотбор, медицинское обследование.

Причины возникновения опасных ситуаций и производственных травм, связанных с производственным фактором, можно расположить по следующим уровням:

- уровень индивидуума (врожденные или приобретенные временно или постоянно психические и физиологические характеристики организма),

- уровень ближней среды (условия труда, нарушение коллегиальных отношений, неудовлетворительный инструктаж по безопасности, жилищные и материальные заботы и т.д.),

- уровень общества (недостаточная информированность о профессиональных рисках и последствия от них, изъян в стратегии организации безопасности труда в отрасли).

Производственная деятельность - процесс, в котором тесно переплелись факторы внешней среды и особенности человеческого организма. Поэтому при анализе опасных ситуаций

необходимо рассматривать систему «человек - среда обитания» в целом. Например, отмечают такие факторы как временную склонность к несчастному случаю, возраст и стаж пострадавшего. Замечено, что травматизм имеет два пика, у молодых работников и у лиц, имеющих стаж более 10-15 лет. Факторы молодости и недостатки опыта в начале освоения профессии обуславливают наивысший уровень травматизма в первый год работы, это связано с неопытностью работника, недостатком знаний, неумением диагностировать опасную ситуацию, а также определять возможные последствия допущенной ошибки, быстро реагировать и находить правильные решения в сложных ситуациях. С ростом стажа число несчастных случаев, как правило, снижается.

Второй пик травматизма намечается у лиц, имеющих трудовой стаж более 10-15 лет. Это объясняется следующим обстоятельством. Во-первых, снижением психических и психологических функций, связанных с процессом старения, влияющим на четкость и точность выполняемых работ; во-вторых, пренебрежительным отношением к правилам безопасности в результате адаптации к опасности. Возраст и стаж однозначно не могут быть причиной несчастного случая, но могут быть предпосылками производственной травмы.

Список литературы

4 Каковы психологические особенности группового мнения?


       Групповое мнение — это совокупность оценочных суждений, в которых выражается общее или преобладающее отношение членов малой группы к определенным фактам, событиям или явлениям, имеющим место как внутри нее, так и за ее пределами.
      Групповое мнение выступает показателем развитости группы, ее сплоченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случаях и идеологической направленности ее психологии.
        Групповое мнение выполняет определенные функции, которые представлены в таблице.

Функции группового мнения

 

Функция

Особенность

информационную

показывающую, на каком этапе своего развития находится малая группа, какова ее сплоченность, каков характер взаимоотношений между ее членами и т. д.

воздействия

посредством которой оказывается влияние на всех членов группы в интересах совместной деятельности, выработки общих мнений и суждений и т. д.

оценочную

с помощью которой члены группы выражают свое отношение к тем или иным событиям и явлениям, происходящим внутри малой группы и вне ее.

 

      Сложившееся общее мнение группы является реальной и действенной нравственной силой. Через него она влияет на каждого своего члена, прежде всего посредством: информирования его о реакциях на его действия и поступки со стороны других людей; предъявления к нему определенных требований, соответствующих групповым или общественным нормам и ценностям; постоянного контроля и оценки его поступков, поведения, выражаемых в форме оценки, похвалы, одобрения, порицания, осуждения. Однако следует иметь в виду, что психологический механизм воздействия группового мнения может проявляться не только в положительном, но и отрицательном влиянии на личность.

         Эффективность воздействия группового мнения объясняется:
      а) сочетанием убеждения и психологического принуждения, в которых в концентрированном виде выражаются разум, чувство и воля всех членов группы (суждения и оценки здорового группового мнения вызывают у человека потребность сознательной самооценки, глубоко затрагивая область чувств и порождая активное его стремление к самосовершенствованию);
      б) оперативностью в реакции на события, систематичностью, гласностью и неотвратимостью оценок поступков личности со стороны членов группы;
        в) способностью ряда групповых суждений превращаться в оценочные стандарты и воздействовать не только на сознание, но и на подсознательную сферу человеческой психики.
        В процессе своего формирования и развития групповое мнение проходит три этапа:
       •   на первом из них члены группы непосредственно переживают конкретное событие, высказывают свои личные суждения и отношения к нему;
       •   на втором — члены малой группы обмениваются своими представлениями, взглядами, оценками и чувствами, и эти отношения становятся объектом группового обсуждения, превращаясь постепенно в общую точку зрения;
      •   на третьем этапе осуществляется выработка четкой и ясной групповой позиции по предмету обсуждения, которая принимается всеми членами группы.
      Наряду с официальным мнением в группе может существовать и неофициальное, которое, как правило, публично не высказывается. Это мнение может не совпадать с официальным и даже противодействовать ему. Чаще всего его носителями являются представители неформальных микрогрупп, имеющих как положительную, так и отрицательную направленность. В любом случае неофициальное мнение не спо¬собствует укреплению группы и стабилизации в ней здоровой психологической атмосферы. Следует знать истоки и направленность суждений, на основе которых оно сформировалось, правильно их учитывать и прц необходимости принимать или не принимать их во внимание.

5 Психологические причины ошибочных действий и аварий


Изучение механизмов регуляции надежности деятельности человека и причин ошибочных действий ряд исследователей считает необходимым проводить с ориентацией на специфику различных уровней организации человека как биологической системы и субъекта деятельности. «Мы без труда выделяем, — пишет А.Н. Леонтьев, — разные уровни изучения человека: уровень биологический, на котором он открывается в качестве телесного, природного существа; уровень психологический, на котором он выступает как субъект одушевленной деятельности, и, наконец, уровень социальный, на котором он проявляет себя как реализующий объективные общественные отношения, общественно-исторический процесс» [8, с. 231].

К биологическому уровню относятся как генетические, так и физиологические регуляторные механизмы обеспечения надежности человека, его устойчивого и стабильного приспособления к окружающей среде, гомеостатической и адаптивной регуляции процессов обеспечения его жизни и деятельности в нормальных и экстремальных условиях.

Психологический уровень обеспечения надежности (безошибочности и своевременности действий) человека исследован еще недостаточно полно. В литературе имеются Данные о роли некоторых психологических феноменов в формировании и проявлении надежности, в частности, о свойствах восприятия, симультанного и сукцессивного опознания, информационного поиска, психического образа, избирательности внимания, личностных особенностях конкретного субъекта и их проявлений в обеспечении активации продуктивных процессов деятельности, компенсации недостаточного развития некоторых процессов, мобилизации операциональных функций, реализации планов и стратегий поведения и т. д.

Социальный уровень регуляции надежности человека отражает особенности совместной деятельности, межличностных отношений и групповых процессов в трудовом коллективе. Психологический климат, совместимость и сплоченность членов группы, стиль руководства, конфликты, лидерство и другие социально-психологические феномены определяют уровень профессиональной пригодности коллективного субъекта деятельности, зависят от ряда индивидуально-психологических особенностей членов группы и отражаются на уровне личной и групповой профессиональной надежности.

В исследованиях профессиональной надежности и безопасности труда обращается внимание на факты различной предрасположенности специалистов к ошибочным действиям, несчастным случаям. На транспорте и производстве, как правило, относительно небольшая часть специалистов совершает основную массу серьезных нарушений в процессе деятельности. Отсюда был сделан вывод, что люди имеют разную степень предрасположенности к ошибочным действиям и нарушению требований безопасности труда, а в основе этих различий лежит целый ряд индивидуальных качеств, характерных для определенной профессиональной совокупности людей. Изучение влияния индивидуальных особенностей человека на возникновение ошибочных действий, нарушений надежности деятельности явилось основным направлением исследований данной проблемы.

В ряде исследований проблема надежности труда, возможности возникновения ошибочных действий рассматривалась в связи с типологическими особенностями высшей нервной деятельности (В.Д. Небылицын, Б.Ф. Ломов, К.М. Гуревич и др.).

Гипотеза о наличии связи между некоторыми характеристиками рабочих качеств человека и основными свойствами его нервной системы была выдвинута В.Д. Небылицыным в 1964 г. [10]. Эти свойства являются врожденными, неизменными и поэтому выступают в качестве постоянных параметров надежности. Среди рабочих качеств человека-оператора автор выделил: долговременную выносливость, в основе которой лежит сила нервной системы; выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению, которая должна быть связана либо с силой нервной системы по отношению к возбуждению, либо с уравновешенностью нервных процессов; помехоустойчивость к воздействию факторов внешней среды, которая тоже должна находиться в прямой связи с силой основных нервных процессов; реакцию на непредвиденные раздражители как функцию уравновешенности процессов торможения и возбуждения; скорость и точность переключаемое™ действий, которые находятся в связи с подвижностью нервных процессов. Данная гипотеза получила подтверждение в исследованиях К.М. Гуревича [4] на операторах энергосистем — им установлено, что успешные и надежные действия, сохранение самообладания операторами связаны с их индивидуальными особенностями в соотношении основных свойств нервной системы.

В других исследованиях обнаружены зависимость скорости приема информации и ее устойчивости в ходе работы от относительной слабости или силы процесса возбуждения в нервной системе (О.А. Конопкин), связь развития неблагоприятных эмоциональных состояний и проявления волевых качеств и психомоторных способностей с типологическими особенностями свойств нервной системы (Е.П. Ильин).

Профессиональная пригодность к труду в процессе его реализации проявляется в конечных и промежуточных результатах, которые в значительной мере обусловливаются особенностями мотивационной сферы человека, то есть той побудительной силой, которая направляет его на достижение определенной цели. Основная функция мотивов — это мобилизация способностей, функциональных возможностей, профессионального опыта человека на выполнение поставленной трудовой задачи. Эта функция реализуется в том случае, когда устанавливается прямая, непосредственная или этапная связь желаемых, ожидаемых целей-результатов с функциональными и профессиональными возможностями человека, с необходимыми приемами, способами реализации и развития этих возможностей.

Для мотивации поведения ведущую роль играет характер познавательных, социальных и других потребностей -степень их конкретности, личностной значимости и т. д. В профессиональной деятельности побудительные силы часто выступают в форме принятых решений, при которых потребности преобразуются в намерения как осознанные цели.

Через формирование структуры профессиональных мотивов и их осознания устанавливается личностный смысл деятельности, который находит отражение в характере ее выполнения.

Перечисленные особенности формирования и проявления профессиональной мотивации непосредственным образом отражаются на уровне надежности деятельности человека — снижение активирующей функции мотивов, несоответствия их профессиональной направленности, слабая выраженность побудительных сил приводят к нарушению работоспособности и к возникновению ошибочных действий.

Надежность профессиональной деятельности во многом определяется адекватностью, точностью и полнотой информационной основы деятельности [11]. Структура и функции информационной основы деятельности отражают специфику конкретной профессиональной деятельности — ее содержание, условия, цели и ожидаемые результаты. Она обеспечивается теми свойствами, качествами субъекта труда, которые позволяют точно, своевременно и адекватно воспринимать и обрабатывать информационные признаки, — это прежде всего психические и психофизиологические свойства и качества, способствующие приему и преобразованию информации, установлению их профессиональной значимости, обеспечению процесса когнитивного научения и т. д.

Анализ информационных причин ошибочных действий показал, что объективное отсутствие или искажение регулятивной информации всегда ведет к нарушениям в структуре и в результатах соответствующей деятельности. Довольно часто это связано с подпороговым характером подачи информации, с недостатками в обратной связи для регуляции трудового процесса, со слабой дифференциацией между параметрами различных сигналов и т. д. Широко распространен класс причин, обусловленный не использованием объективно предложенной информации, что может быть связано с маскировкой сигнала, отвлечением внимания, превышением значений пропускной способности приема информации и т. д. Важную группу причин составляют непреднамеренный пропуск предъявляемой информации (причина - нарушение распределения и устойчивости внимания, сохранения необходимой информации в памяти), потеря информации вследствие афферентационной избыточности, ложная идентификация информации (причина -неадекватная избирательность внимания, иллюзия восприятия, ошибочная установка, нарушение антиципации). Ошибки в связи с неправильным построением и реализацией программ действия связаны с пространственными, временными, логическими и другими факторами деятельности.

Прослеживается связь между некоторыми типами ошибочных действий и психическими процессами, нарушение которых может стать причиной ошибок. Так, пропуск полезной информации или неправильное ориентирование в ней обусловливаются недостатками самого процесса формирования психологической основы деятельности. Неправильный выбор исходной информации для формирования программы действий зависит от процессов ее идентификации, систематизации, определения ее значимости и т. д.

Возникновение ошибок на сенсорно-перцептивном уровне регуляции деятельности определяется четырьмя группами факторов: во-первых, уровнем индивидуальной чувствительности соответствующих анализаторов, их адаптационными возможностями, закономерностями взаимодействия различных анализаторов, эффектами маскировки воздействия на них и т. п.; во-вторых, физическими характеристиками сигналов — их интенсивностью, длительностью, периодичностью, характером кумулятивных эффектов воздействий и т. п.; в-третьих, функциональным состоянием субъекта труда, его профессиональной подготовленностью, уровнем мотивации, наличием психологических и физических ограничений к деятельности и т. п.; в-четвертых, степенью учета в объекте деятельности (процессе, средствах) психофизиологических особенностей по восприятию информации.

Характерными для деятельности специалистов многих профессий являются ошибки восприятия времени, особенно его продолжительности. Недооценка значимости, неопределенности сигнала-задачи является одной из главных причин ошибочных действий человека-оператора. На процессы восприятия информации могут влиять субъективные представления о реальности, о сущности тех информационных процессов, которые являются основой конкретной деятельности.

Значение функции памяти в профессиональной деятельности связано, во-первых, с большим, как правило, объемом информации о содержании трудовых задач, режимах работы, ее условиях и ограничениях, сведениях и справочных данных, которые надо запомнить, сохранить в памяти и воспроизвести; во-вторых, особенность памяти обусловливается большой ее уязвимостью — это ее свойство отражает воздействие на память большого количества обстоятельств, которые избирательно подавляют или творчески реконструируют память для того, чтобы удовлетворить мотивы и потребности человека. В памяти существуют два важнейших процесса — реинтеграция и реконструкция. Первый их них означает восстановление или воссоединение в памяти ряда связанных фрагментов информации в единое целое (построение целостной картины состояния объекта, внешней обстановки и т. д.) — искажение содержания этих фрагментов, их «подмена», нарушение последовательности восстановления могут явиться причиной ошибочных суждений и действий. При реконструкции процессы памяти формируются субъектом таким образом, чтобы удовлетворить, наполнить, обогатить свои ожидания, убеждения, знания — это сопровождается изменением фактов, введением новых деталей, «стиранием» деталей и т. п., что, в конечном итоге, может исказить значение информации, сообщения и привести к ошибочным заключениям, утверждениям, поступкам.

Роль памяти в обеспечении надежности деятельности не ограничивается этими процессами. Имеется обширный материал о видах нарушений различных мнемических процессов, которые могут явиться причиной ошибочных действий, об индивидуальных особенностях процессов запоминания, хранения и воспроизведения информации. Ошибочные действия могут быть связаны со «стиранием» в памяти необходимой информации, «фрагментарным забыванием» привычных действий, «консервированием» в памяти ненужной информации и т. д. В экстремальных ситуациях деятельности ошибки памяти могут быть связаны с перегрузкой информацией, высоким темпом ее поступления, необходимостью быстрого извлечения большого объема информации и т. д. Все перечисленные и другие условия функционирования памяти накладываются на широкий диапазон индивидуальных различий в состоянии мнемических процессов, что и определяет разный уровень надежности деятельности, связанный с нагрузкой этих процессов.

Деятельность многих специалистов предъявляет высокие требования к состоянию внимания, которое организует познавательную деятельность и определяет характер рабочего поведения. Нарушения функции внимания (его активности, концентрации, устойчивости, распределения, переключаемое™, объема) приводят к ухудшению процессов информационного поиска, обнаружения и опознания сигналов, сопоставления информации на этапах подготовки к принятию решения и другим негативным последствиям. Нарушения избирательности внимания влекут за собой ошибки в восприятии релевантной информации, снижение «перцептивной бдительности». Функция внимания обладает свойством защиты человека от чрезмерно интенсивной или нежелательной информации, и нарушение этой функции приводит к ошибкам в процессе преобразования информации. Важными функциями внимания являются ее распределение и переключение, которые зависят от объема информации, скорости ее поступления, вида кодирования и других факторов, что особенно ярко проявляется при выполнении так называемой совмещенной деятельности (решение двух и более задач практически одновременно - например управление движением и контроль за работой оборудования). Нарушение устойчивости, переключения и других функций внимания в подобных видах деятельности неизбежно приведет к снижению ее надежности.

Деятельность представителей многих профессий, особенно управленческого и операторского профиля, характеризуется необходимостью принятия решений при выборе цели и задач трудового процесса, элементов программы деятельности и способов действий и т. д. Процесс подготовки и принятия решений в ситуации неопределенности, возникновения непредвиденных обстоятельств, высокой сложности и ответственности за результат деятельности подчас сопровождается ошибочными решениями. Использование того или иного приема принятия решения в определенной степени индивидуально обусловлено и зависит как от некоторых психологических особенностей личности специалиста, так и от стиля его деятельности.

Особенности влияния процесса принятия решения на надежность деятельности определяются спецификой этих процессов в зависимости от их места в структуре деятельности. В.Д. Шадриковым и А.В. Карповым обоснованы параметры, определяющие эту специфику, а именно: 1) ведущие детерминанты процессов решения (для мотивационной сферы — уровень притязаний, престижность профессии; для формирования программы деятельности — полнота ее информационной основы, знание способов действия и т. д.); 2) содержание решаемых задач, вид их неопределенности (личностно-мотивационная, информационная, операционная); 3) значимость вырабатываемых решений для личности- 4) степень развернутости и преобладания психических процессов, лежащих в основе выбора одной альтернативы из нескольких (преимущественно волевой, интеллектуальный или эмоциональный тип решений); 5) требования к структуре индивидуально-психологических качеств, исходя из содержания задач, решаемых в разных блоках психологической системы деятельности.

На процессы принятия решения в ситуациях, которые обусловливаются не только личным поведением, но и посторонним вмешательством, может оказывать влияние склонность человека приписывать свое состояние, свои намерения другим специалистам, прогнозировать их поведение и реакции, исходя из своих представлений об их намерениях, побуждениях. В таких случаях возможны неверный прогноз, ошибки в принятии решения, которые в психологии рассматриваются как ошибки атрибуции (приписывания).

Снижение надежности деятельности может быть связано с нарушениями, недостаточным развитием психомоторных процессов и рабочих действий. В задачах, связанных с необходимостью выполнения координированных движений, наиболее типичными являются ошибки по точности дифференцировки скорости и направления перемещений парных органов управления, соотнесению результатов управления с перемещением того или другого органа управления, использованию интегрального сигнала для коррекции управляющего воздействия и другие. Для операций слежения за перемещающимся (изменяющимся) объектом типичными ошибками могут являться запаздывание в отслеживании динамики цели, значительная дискретность реакций, нарушение восприятия изменений скорости цели, чрезмерное количество вспомогательных движений, нарушения процесса экстраполяции движений, дискоординация в действиях при необходимости изменить скорость, направление и силу движений и т. д. В основе ошибочных двигательных действий лежат индивидуальные особенности и ограничения по параметрам скорости и точности сенсомоторных реакций, координации движений, темпа, ритма и устойчивости их выполнения.

Профессиональная надежность деятельности существенно зависит от индивидуально-психологических особенностей личности субъекта труда, и чем сложнее, опасней, ответственней эта деятельность, тем существеннее роль личностных характеристик. В исследованиях постоянно ведутся поиски психологических коррелятов предрасположенности человека к ошибочным действиям в сфере личностных свойств и неблагоприятных психических состояний, личностной обусловленности в обеспечении профессиональной надежности специалистов различного профиля деятельности.

В монографии С. Lager «Надежность пилота» высказывается мысль о том, что личность характеризуется совокупностью синдромов (синдром - группа черт личности), и в случае, если высокая или низкая надежность пилота находится в зависимости от изменений этих синдромов, ее можно предсказать на основе изучения совокупности черт личности конкретного пилота.

Для изучения возможности использования некоторых методических приемов оценки особенностей пилотов и курсантов летных училищ в целях выявления психологических причин ошибочных действий и летных происшествий В.А. Бодровым и Н.Ф. Лукьяновой [2] было проведено специальное исследование. Результаты сравнительного анализа свойств личности пилотов и курсантов разных категорий (по успешности и безопасности обучения и летной деятельности) позволяют считать, что они различаются как по качественному составу черт личности, так и по степени их выраженности. Установлено, что более успешному летному обучению и последующей профессиональной деятельности способствуют определенные личностные характеристики, например эмоциональная устойчивость, активность в мобилизации внутренней энергии, умение контролировать эмоции, высокое стремление к достижению цели и другие. Обследование пилотов, часто допускающих ошибочные действия в полете, с помощью стандартизированной методики исследования личности, опросника Кэеттелла, теста тематической апперцепции показало, что они характеризуются эмоциональной неустойчивостью, сниженным чувством тревоги, неудовлетворительной социальной адаптацией пониженной помехоустойчивостью, низким индексом интенсивности мотивации, легкой отвлекаемостью, недостаточной настойчивостью и другими.

В ряде исследований отмечается значение в формировании предрасположенности субъекта к более или менее надежной деятельности таких относительно устойчивых характеристик, как интро-, экстравертированность, интернальность— экстернальность, когнитивные стили и т. д. [6, 7].

Следует, однако, отметить необходимость соблюдения большой осторожности в применении личностных методов для психологического анализа ошибочных действий. Существует довольно большая категория людей, которые, несмотря на неблагоприятные индивидуально-психологические особенности личности, достаточно успешно адаптируются к условиям и характеру профессиональной деятельности за счет как частичной компенсации этих свойств личности, так и их коррекции и развития в благоприятном направлении. Именно поэтому результаты обследования по личностным методам следует всегда анализировать в комплексе со сведениями об особенностях мотивации, успешности в профессиональной подготовке, общественной активности и т.д., на основе глубоких знаний об огромном многообразии личностных черт и при соблюдении этических норм в использовании подчас интимной информации о человеке.

Существенную роль в нарушении профессиональной надежности играют такие характерологические особенности личности, как недисциплинированность, конфликтность, чрезмерная самоуверенность, безответственность, эгоцент-ричность, неаккуратность и другие. Многие из подобных качеств отрицательно влияют на межличностные отношения и групповые процессы в совместной деятельности (психологический климат, совместимость, сработанность, лидерство, конфликты и т. п.), снижая профессиональную пригодность как индивидуального, так и коллективного субъекта труда и создавая предпосылки нарушения надежности деятельности.

Возникновение ошибочных действий в значительной мере зависит от развития неблагоприятных функциональных состояний, которые сопровождаются снижением работоспособности, профессиональной направленности и установки, дисфункцией и дискоординацией профессионально важных психических и физиологических качеств и функций, нарушением организации деятельности, рабочего поведения и, как следствие этого, надежности человека [3]. К числу таких состояний следует отнести утомление (острое, хроническое переутомление), психологический стресс (внутри- и межличностный, рабочий, семейный и т. д.), монотония, десин-хроноз (нарушение привычных биологических ритмов человека), «трудные» психические состояния (доминантные состояния, преждевременная психическая демобилизация, дремотные состояния, эйфория, фобии и др.).

Таким образом, значение конкретных психологических особенностей человека в обеспечении его надежности определяется многими факторами и прежде всего характером профессиональной деятельности, ее требованиями к уровню профессиональной пригодности субъекта труда и, следовательно, к совокупности его черт, качеств, их индивидуальной своеобразности и неповторимости в уровне развития, степени актуализации, взаимной компенсации и т. п. Можно предположить, что некоторые из этих психологических характеристик (темперамент, когнитивные стили, личностная тревожность и др.) выступают как предрасполагающие к проявлению высокой или низкой надежности, другие -как активационные, стимулирующие качества (организация внимания, ответственность, аккуратность, профессиональная направленность, воля и др.), формирующие определенный стиль и организацию деятельности, а третьи качества и процессы (восприятие, память, мышление, преобразование информации, принятие решений, психомоторика, эмоциональная реактивность и др.) непосредственно регулируют, определяют характер конкретных действий, их нормативные или ошибочные проявления.

Общая психология. Словарь

Профессиональный отбор


Профессиональный отбор — разновидность отбора психологического. Представляет собой систему средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии в тех видах деятельности, которые осуществляются в нормативно заданных опасных условиях (гигиенических, микроклиматических, технических, социально-психологических), требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, высокой работоспособности и точности исполнения задания, устойчивой эмоционально-волевой регуляции. Основой П. о. являются конкретные нормативные характеристики профессии: социальные (функции, задачи, цели); операциональные (точность исполнения; временные, пространственные, логические характеристики); организационные (гигиенические, социально-психологические, психофизиологические условия труда), позволяющие врачам, психологам, физиологам подбирать, разрабатывать и адаптировать методы, строить процедуру отбора и проводить диагностику кандидата на его соответствие конкретной профессиональной деятельности.


Скачать файл (142 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации