Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Пирогова Е.Е. Порядок осуществления федерального государственного экологического контроля - файл n1.doc


Пирогова Е.Е. Порядок осуществления федерального государственного экологического контроля
скачать (81 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc81kb.23.01.2013 17:09скачать

Загрузка...

n1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Порядок осуществления федерального государственного экологического контроля
Пирогова Е.Е. Порядок осуществления федерального государственного экологического контроля // Адвокат, N 2, февраль 2010 г. – 12 с.

В Российской Федерации осуществляется контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль), который включает в себя контроль как в сфере охраны непосредственно окружающей среды, так и в сфере обеспечения экологической безопасности, осуществляемый с учетом норм природоохранного законодательства.


Государственный контроль и федеральное принуждение на законной основе - обязательный элемент любой жизнеспособной федерации, говорилось в послании Президента РФ*(1). И действительно, контроль является неотъемлемой функцией государственного управления.

В Российской Федерации осуществляется контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль), который включает в себя контроль как в сфере охраны непосредственно окружающей среды, так и в сфере обеспечения экологической безопасности, осуществляемый с учетом норм природоохранного законодательства.

Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) в законодательстве определяется как система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды*(2).

На федеральном уровне государственный экологический контроль осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальные органы*(3) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности по перечню, утвержденному Правительством РФ*(4).

Должностные лица Росприроднадзора и его территориальных органов, осуществляющие государственный экологический контроль, являются государственными инспекторами в области охраны окружающей среды. Перечень таких лиц утвержден постановлением Правительства РФ*(5).

Порядок организации и проведения проверок при осуществлении федерального государственного экологического контроля регулируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О гарантиях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"*(6), который вступил в действие с 1 июля 2009 г., за исключением некоторых положений, вступающих в силу позднее.

Контрольные проверки могут носит как плановый, так и внеплановый характер.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. Следует иметь в виду, что трехгодичный срок отсчитывается либо со дня регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо со дня проведения последней контрольной проверки.

Плановые контрольные проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых Росприроднадзором и его территориальными органами. Проекты ежегодных планов должны быть предоставлены государственными органами экологического контроля до 1 ноября года, предшествующего проведению проверок, в Генеральную прокуратуру РФ.

Порядок предоставления проектов должен быть установлен постановлением Правительства РФ (в настоящее время он еще не утвержден).

С 1 января 2010 г. Генеральная прокуратура РФ будет размещать ежегодный сводный план проведения плановых проверок, в том числе за соблюдением хозяйствующими субъектами экологического законодательства, на своем официальном сайте в сети Интернет, в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки или выездной. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности в сфере осуществления природопользования и охраны окружающей среды, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований в области охраны окружающей среды и требований, установленных предписаниями и постановлениями Росприроднадзора и его территориальных органов. Документарные проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа (Росприроднадзор находится по адресу: г. Москва, ул. Б. Грузинская, д. 4/6).

Росприроднадзор и его территориальные органы имеют право запрашивать у проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя путем направления мотивированного запроса, дополнительные сведения, если содержание представленных на проверку документов вызывает сомнение или не отражает все необходимые сведения. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Росприроднадзора (либо его территориального органа) или его заместителя о проведении документарной проверки. Однако контрольный орган не вправе требовать у юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки. Проверяемый хозяйствующий субъект обязан представить в контрольный орган запрашиваемые документы в течение десяти рабочих дней с момента получения запроса.

Представляются копии документов, заверенные печатью организации и подписью ее руководителя или иного уполномоченного лица; индивидуальный предприниматель заверяет указанные копии своей подписью и печатью (при ее наличии). Закон запрещает контрольным органам требовать нотариально удостоверенные копии запрашиваемых документов.

В случае выявления ошибок и противоречий сведений, содержащихся в представленных на проверку документах, Росприроднадзор (его территориальные органы) имеет право затребовать от проверяемого хозяйствующего субъекта объяснения по данному поводу. Такие объяснения должны быть представлены в контрольный орган также в течение десяти рабочих дней в письменной форме за подписью уполномоченного лица. Подконтрольное лицо имеет право приложить к данным объяснениям дополнительные документы, подтверждающие правильность сведений, содержащихся в объяснениях и представленных для контрольной проверки документах.

Государственный инспектор, который проводит документарную проверку, обязан рассмотреть представленные юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений орган государственного экологического контроля установит признаки нарушения обязательных требований, государственные инспекторы вправе провести выездную проверку.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения об осуществлении природопользования, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по охране окружающей среды.

Выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Проверка начинается с предъявления служебного удостоверения государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением (приказом) *(7) руководителя, заместителя руководителя Росприроднадзора (его территориальных органов) о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку государственных инспекторов, а также с целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями ее проведения.

В распоряжении (приказе) должны быть указаны:

- наименование органа государственного экологического контроля;

- фамилии, имена, отчества, должности должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

- цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

- правовые основания проведения проверки;

- сроки проведения и перечень мероприятий по контролю;

- перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;

- перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для проведения проверки;

- даты начала и окончания проведения проверки.

Заверенные печатью копии распоряжения (приказа) о проведении контрольной проверки вручаются под роспись руководителю или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю.

По просьбе уполномоченного представителя проверяемого субъекта государственные инспекторы, которые будут осуществлять контрольную проверку, обязаны ознакомить подлежащих проверке лиц с административными регламентами проведения мероприятий по контролю и порядком их проведения на объектах, используемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности.

Руководитель или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить государственным инспекторам Росприроднадзора (его территориальных органов), проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, а также обеспечить им и участвующим в выездной проверке экспертам, представителям экспертных организаций доступ на территорию, в используемые при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым оборудованию, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

Срок проведения контрольных проверок не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

Если в ходе осуществления проверки необходимо провести сложные и (или) длительные исследования, испытания, специальные экспертизы и расследования, то на основании мотивированных предложений государственных инспекторов в области охраны окружающей среды срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Росприроднадзора или его территориального органа, но не более чем на двадцать рабочих дней в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на пятнадцать часов.

По результатам проверки государственными инспекторами Росприроднадзора (его территориальных органов) составляется акт по установленной форме в двух экземплярах*(8).

В акте проверки указываются:

- дата, время и место составления акта проверки;

- наименование органа государственного экологического контроля;

- дата и номер распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя органа государственного экологического контроля;

- фамилии, имена, отчества должностных лиц, проводивших проверку;

- наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;

- дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

- сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;

- сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

- подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

К данному акту прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

В случае невозможности вручения акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного экологического контроля.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной Минэкономразвития России*(9).

Должностными лицами органа государственного экологического контроля в данном журнале осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, его или их подписи.

Журнал учета проверок должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица, индивидуального предпринимателя. При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного экологического контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом либо его отдельных положений.

При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к данным возражениям документы, подтверждающие их обоснованность, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного экологического контроля.

Незаконные действия (бездействия), а также незаконные решения Росприроднадзора (его территориальных органов) и их государственных инспекторов могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд по правилам, установленным процессуальным законодательством.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

*(1) Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 марта 1999 г. "Россия на рубеже эпох (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)" // Российская газета. 1999. 31 марта.

*(2) Статьи 1, 64, 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

*(3) Постановление Правительства РФ от 27 января 2009 г. N 53 "Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)" // СЗ РФ. 2009. N 5. Ст. 625.

*(4) Постановление Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 285 "О перечне объектов, подлежащих государственному экологическому контролю" // СЗ РФ. 2009. N 14. Ст. 1668.

*(5) Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2008 г. N 716 "О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)" // СЗ РФ. 2008. N 39. Ст. 4453.

*(6) СЗ РФ. 2008. N 52 (Ч. I). Ст. 6249.

*(7) Типовая форма распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (зарегистрировано в Минюсте России 13 мая 2009 г. N 13915) // Российская газета. 2009. 14 мая.

*(8) Типовая форма акта проверки утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141.

*(9) Приказ Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141.


Библиография



Бельдеева Л.Н. Экологический контроль: Учеб. пособие. - Барнаул, 2008.

Плешакова О.В., Королев А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (постатейный). - М.: Деловой двор, 2009.

Тарасов А.М. Государственный контроль в России. - М., 2008.

Федеральный государственный экологический контроль / Под ред. С.А. Боголюбова. - М., 2005.

Филатова А.В., Митякина И.В. Перспективы становления государственного контроля (надзора) в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2008. N 9.

Чуряев А.В. Государственный и муниципальный контроль за предпринимателями: новое в правовом регулировании // Право и экономика. 2009. N 2.
Е.Е. Пирогова,

старший преподаватель кафедры

гражданского процесса и социальных

отраслей права Московского

гуманитарного университета
"Адвокат", N 2, февраль 2010 г.




Скачать файл (81 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации