Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Шинкова С.С. Философия Древнего Востока - файл n1.doc


Шинкова С.С. Философия Древнего Востока
скачать (15029 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc15029kb.23.01.2013 18:09скачать


n1.doc

  1   2   3   4


Оренбургский институт (филиал)

государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Московская государственная юридическая

академия имени О.Е.Кутафина»




Кафедра общегуманитарных, социально-экономических,

математических и естественно-научных дисциплин


С.С. Шинкова
философия

древнего востока



Оренбург 2011

УДК 1

ББК 87.3я 73


Шинкова, С.С.,

Философия Древнего Востока: учебное пособие/ С.С. Шинкова. – Оренбург: МГЮА, 2011. – 85 с.


Рецензенты:

Стрелец Ю.Ш., зав кафедрой философской антропологии Оренбургского государственного университета, доктор философских наук, профессор.

Иванова И.И., зав отделением философии Кыргызско-Российского Славянского университета, доктор философских наук, профессор
Учебное пособие предназначено для подготовки студентов к занятиям по философии Древней Индии и Древнего Китая. В пособии приведены таблицы и схемы, облегчающие студенту понимание и запоминание учебного материала.

© Шинкова С.С., 2011
Содержание
1. Предпосылки возникновения философии

на Древнем востоке ………………………………………………5
2. Древнеиндийская философия……………………………..8

2.1. Ортодоксальные философские школы

Древней Индии (астика)……………………………............17

I. Санкхья…………………………………………………... -

II. Йога………………………………………………………21

III. Вайшешика…………………………………………….23

IV. Ньяя……………………………………………………..28

V. Миманса (Пурва-Миманса)………………………….32

VI. Веданта (Уттара-Миманса)…………………………34

2.2. неортодоксальные философские школы Древней Индии (настика)……………………………….....37

I. Джайнизм………………………………………………… -

II. Буддизм ………………………………………………….42

III. Чарвака-локаята………………………………………46

Приложение………………………………………………………49
3. ДРЕВНЕКИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ……………………………51

I. Конфуцианство………………………………………………..54

II. Моизм…………………………………………………………..58

III. Номинализм………………………………………………….61

IV. Даосизм……………………………………………………….62

V. Легизм………………………………………………………….69
Литература…………………………………………………………..72

Глоссарий …………………………………………………………..73

ТЕСТЫ…………………………………………………………………..80

Кроссворд…………………………………………………………...84


1. Предпосылки

возникновения философии

на Древнем востоке
Термин «восточная философия» условен, он употребляется западными мыслителями для обозначения философских мировоззрений, отличных от мировоззрения, оформившегося в западной культуре. Однако в этом понятии не отражается вся уникальность философских идей, выкристаллизовавшихся на обширной территории к востоку от Греции в различных природных, культурных, политических, исторических условиях.

Обычно в понятие «восточная философия» включаются философские системы древней Индии, древнего Китая, других восточных цивилизаций древности – Египта, Вавилона, Ирана, Финикии, Японии, а позднее – философские идеи, вызревавшие в арабо-мусульманском мире.

В данном пособии мы ограничимся изложением философских традиций древнего востока, прежде всего – Индии и Китая.

Философия начала формироваться в первой половине первого тысячелетия до нашей эры (VII–VI вв. до н.э.) одновременно в Греции, Индии и Китая. К числу причин, приведших к подобному интеллектуальному расцвету – рождению философии, ученые относят следующие:

  • скачок в развитии производительных сил,

  • появление товарно-денежных отношений,

  • перестройка родовой организации общества,

  • возникновение первых государств,

  • рост оппозиции традиционной религии,

  • критика нормативных нравственных установок и представлений,

  • усиление критического духа и рост научных знаний (характерный для древнегреческой философии).

Безусловно, процесс развития философии происходил в различных странах не одинаково. К примеру, в Индии философия формировалась благодаря противостоянию кшатриев (воинов) и брахмбнов (жрецов). А поскольку власть брахманов опиралась не на физическую силу, а на силу слова – мифологическое мировоззрение, то и борьба приняла мировоззренческий характер. В свою очередь, и роль вайшьев (крестьян, ремесленников) – основного сословия Индии – в формировании нового представления о мире была незначительна, в отличие от Греции, в которой формирование философии было тесно связано с городским демосом. Все это обусловило специфический характер древнеиндийской философии, которая сохранила связь с мифолого-религиозным мировоззрением.

Китайская философия зародилась в период борьбы царств, на которые распалась империя Чжоу, новое сословие населения пыталось реализовать принципы справедливого мироустройства, выступая за отмену наследования государственных должностей и за равные возможности для всех образованных китайцев, независимо от их происхождения. Несмотря на то, что китайская философия также не смогла полностью дистанцироваться от мифологического мышления, все же ее характер определяется исследователями в большей степени как нравственно-практический, нежели религиозный.
Таблица №1. Мировоззренческие истоки возникновения

древневосточной философии


страна

время возникновения

истоки философии

Древняя Индия

VI-V вв. до н.э.

ведийская мифология, запечатленная в священных книгах – ведах и упанишадах, в которых вызревают идеи, становящиеся предметом дальнейшего осмысления:

 представление о Пуруше – первочеловеке, принесшего себя в жертву ради возникновения мира,

 представление о Брбхмане – безличном духовном начале мира,

 представление о космическом законе гармонии мира – рите,

 представление о непрерывном перерождении индивидуальных душ – сансаре и мн. др.

Древний Китай

VI – III вв. до н.э.

китайская мифология, закрепленная в различных памятниках культуры «Ши цзин», «И-цзин», в которых появляются идеи, впоследствии ставшие предметом философского осмысления:

 представление о двух полярных силах бытия – Инь и Ян, т.е. о женском и мужском началах мира;

 представление о Дао как о космическом законе или пути, которым следует мир;

 о пяти стихиях, из которых состоит все сущее (Огонь, Земля, Вода, Металл, Дерево);

 о тождестве человека (микрокосма) и вселенной (макрокосма) и др.


Вопросы для самопроверки


  1. Что включается в содержание термина «древневосточная философия»?

  2. Когда и где начинает формироваться философия?

  3. Перечислите факторы, способствовавшие формированию философского мировоззрения.

  4. Назовите мировоззренческие предпосылки возникновения древнеиндийской философии.

  5. Назовите мировоззренческие предпосылки возникновения древнекитайской философии.

2. Древнеиндийская

философия
Итак, философия возникла в Индии в середине I тысячелетия до н.э. На формирование аутентичного мировоззрения индийцев повлияли природные факторы:

  • географическое местоположение: с одной стороны Индия была окружена Гималайскими горами, с других сторон – морем, что долгое время оберегало эту местность от вторжений;

  • теплый климат способствовал формированию пищевого изобилия и не стимулировал подготовку индийцев к холодным периодам года, по причине отсутствия последних.

К мировоззренческим истокам древнеиндийской философии относят священные книги – веды и упанишады.
Таблица № 2. Священные книги древней Индии


Веды

Упанишады

период формирования:

вторая половина II (XV в.) – начало I тысячелетия до н.э.

период формирования:

XIII–VII вв. до н.э.

санскр. veda – знание

санскр. upa-ni-sad – сидеть около, т.е. у ног учителя

священные книги индусов, представляющие собой сборники гимнов, богослужебных формул, мифов, легенд

религиозно-философское произведение, примыкающее к Ведам как объяснение их тайного смысла; иногда его называют «ведантой» (букв.пер. «конец Вед»)


Индийцы разделяли священные тексты на два вида:

  • шрути (санскр. śruti – услышанное) – это священное знание, дарованное людям богами;

  • смрити (санскр. smŗti – запомненное) – это тоже «богооткровенные книги», основанные на авторитете шрути и представлявшие собой комментарии и истолкования этих священных текстов.


Таблица № 3. Комплекс ведических книг


Название

Основное содержание

Ригведа – «Веда гимнов»

(санскр. ŗс – хвалебная песнь, гимн)

собрание 1017 гимнов (самхит), обращенных к ведическим богам

Самаведа – «Веда мелодий» (санскр. sāman – ритуальное песнопение)

практически повторяет тексты Ригведы, но в ином порядке, имеющем ритуальный смысл

Яджурведа – «Веда жертвенных изречений» (санскр. yajus - жертвенная формула приношения)

содержит жертвенные формулы, необходимые для правильного проведения ритуала

Атхарваведа – «Веда заклинаний» (санскр. Аtharvān – древний жрец)

собрание заклинаний и заговоров на все случаи жизни, обращенных к богам, демонам, духам и т.п.


Таблица № 4. Слои вед


Каждая веда состоит из трех слоев:

название

содержание

авторы

мантры

гимны

поэты

брахманы

правила и ритуалы

жрецы

араньяки

(«лесные книги»)

связующее звено между ритуалами брахманов и философией упанишад

отшельники

в дальнейшем к ведам примыкают упанишады:

упанишады

части брахман, трактующие философские вопросы

философы


Одной из самых важных ведических книг является Ригведа. Уже в ней содержатся основные философские понятия и идеи, развитые в последующих древнеиндийских философских системах – даршанах (cанскр. darśana – видение, учение). Так, например, мы встречаем в этой книге несколько космогонических концепций, противоречащих друг другу, однако послуживших основой для дальнейших рассуждений древнеиндийских мыслителей об устройстве и развитии мира.

В одном из гимнов Ригведы, мы встречаем указание на некоего бога – творца вселенной, имя которого остается неизвестным. В конце гимна ему лишь присваивают статус Праджапати (букв. господин потомства).
Вначале он возник как золотой зародыш.

Родившись, он стал единственным господином творения.

Он поддержал землю и это небо…
Кем грозно небо, кем тверда земля,

Кем установлено солнце, кем - небосвод,

Кто в воздухе измеряет пространство -

Какого бога мы почтили жертвенным возлиянием?
О Праджапати! Никто, кроме тебя,

Не охватил все эти существа…

Позднее функции Праджапати – владыки всего сущего – возлагаются на Брахмбна (или Брбхму), которому и приписывается создание Вселенной.




гравюра с изображением Брахмы

…Этот [мир] неведомый, неопределимый, недоступный для разума, непознаваемый, как бы совершенно погруженный в сон, был тьмой…
Тогда божественный Самосущий невидимый, [но] делающий [все] это… видимым, проявляющий энергию, появился, рассеивая тьму…
Вознамерившись произвести из своего тела различные существа, он вначале сотворил воды и в них испустил свое семя.
Оно стало золотым яйцом, по блеску равным солнцу; в нем он сам родился [как] Брахма, прародитель всего мира.
…Он, божественный, прожив в том яйце целый год, сам же силой своей мысли разделил это яйцо надвое;
и из тех двух половинок он создал небо и землю, между ними атмосферу, восемь стран света и вечное местопребывание вод.
Из самого себя он также извлек разум, образующий реальное и нереальное; из разума же - сознание, имеющее способность самосознания…
…Великую душу, все [творения], одаренные тремя качествами, и по порядку пять органов чувств, воспринимающие предметы мира.
Соединяя малые частицы этих шести… с частицами самого себя, он создал все существа.
Все, что есть в мире, контролируется, управляется и направляется Брахмой. Сотворив мир, Брахма удалился отдыхать в тени шелковичного дерева. Этот отдых называется «день Брахмы» и длится миллиарды лет. После «дня Брахмы» наступит «ночь Брахмы», т.е. мир вернется в изначальное состояние, пока не наступит новое рождение Брахмы из золотого яйца.

В дальнейшем в ряде древнеиндийских философских учений Брахман рассматривается как объективное духовное начало мира и соотносится с Бтманом. Понятие Атман первоначально употребляется в значении «тело», затем – как субъективное психическое начало, «душа», а позже – отождествляется с Брахманом и рассматривается как всеобщая основа и первопричина мира.
Еще одна версия сотворения мира основана на истории Пуруши. Пурэша – в мифологическом плане выступает как первочеловек, зародившийся из хаоса; принесение его в жертву привело к возникновению мира.
…Пуруша – тысячеглавый.

Тысячеглазый, тысяченогий.

Со всех сторон покрыв землю,

Он возвышался [над ней еще] на десять пальцев.
Когда боги предприняли жертвоприношение

С Пурушей как с жертвенным даром,

Весна была его жертвенным маслом,

Лето – дровами, осень – жертвенным даром.
Из этой жертвы, полностью принесенной

Было собрано крапчатое жертвенное масло.

Он сделал из него животных, обитающих в воздухе,

В лесу и [тех], что в деревне.
Из этой жертвы, полностью принесенной,

Гимны и напевы родились,

Стихотворные размеры родились из нее,

Ритуальная формула из нее родилась.
Из нее кони родились

И все те [животные], у которых два ряда зубов,

Быки родились из нее,

Из нее родились козы и овцы.
Когда Пурушу расчленяли,

На сколько частей разделили его?

Что его рот, что руки,

Что бедра, что ноги называются?
Его рот стал брахманом,

[Его] руки сделались раджанья,

[То], что бедра его, - это вайшья,

Из ног родился шудра.
Луна из [его] духа рождена,

Из глаза солнце родилось.

Из уст - Индра и Агни.

Из дыхания родился ветер.
Из пупа возникло воздушное пространство,

Из головы развилось небо,

Из ног – земля, стороны света – из уха.

Так они устроили миры…
Как видно, посредством мифа о Пуруше объяснялось не только возникновение мира и животных, но и социальное расслоение в древнеиндийском обществе – деление его на варны (касты).
Таблица № 5. Варновая система древнеиндийского общества


высшее сословие

брахманы

жрецы




кшатрии (раджанья)

воины




вайшьи

земледельцы, ремесленники и торговцы

низшее сословие

шудры

чернорабочие


В последующем в философии под пурушей стали понимать безличное духовное начало, пронизывающее весь мир.
Существовала еще одна космогоническая концепция, согласно которой все сущее (сат) появляется из не-сущего (асат), а над ними возвышается некое третье начало.
Не было не-сущего, и не было сущего тогда.

Не было ни воздуха, ни небосвода, за его пределами…
Не было ни смерти, ни бессмертия тогда.

Не было ни признака дня [или] ночи.

Дышало, не колебля воздуха, по своему закону Нечто Одно,

И не было ничего другого, кроме него.
В начале на него нашло желание,

Что было первым семенем мысли…
…Далее боги [появились] посредством сотворения этого [мира]…
В данной версии космогонии все боги тварны, они выполняют свое предназначение и не ведают всех тайн бытия. Лишь загадочное третье начало – «Нечто Одно» – существующее до бытия и небытия, возможно, владеет тайной мира, истинным знанием.
В последнем слое вед – Упанишадах – содержатся и другие философские идеи:

  • представление о рите – некоем космическом порядке, законе или закономерном ходе вещей; рита предшествовала возникновению чувственного мира, телесный мир – это проявление риты; рита – не только физический закон, но и моральный, которому подчиняются все живые существа;

  • представление о сансбре (букв. «прохождение через что-нибудь, беспрерывное перерождение») – круговороте бытия, потоке жизни, перевоплощении; сансара первоначально рассматривалась как беспорядочная, потом – была поставлена в зависимость от поведения человека;

  • представление о мукше – освобождении от страданий, выходе из круговорота рождений и смертей;

  • представление о майе – иллюзорности мира;

  • представление о дхарме – первоначально Дхарма – бог закона и правосудия, затем сам закон – прежде всего, нравственный (в этом смысле идентично по смыслу рите); считалось, что у каждой варны своя дхарма; если дхарма не исполнялась, это могло привести к рождению в более низкой варне, или в теле животного или растения: так действовал закон возмездия – карма;

  • представление о карме – причинно-обусловленном законе судьбы; одновременно карма рассматривалась как сила, которая порождается действием и способна приносить плоды определенного вида; в разных индийских философских школах понятие «кармы» получало разную трактовку: одни мыслители полагали, что закон кармы установлен богом, другие – что он не зависит от бога и присущ самому миру.


Таким образом, в Упанишадах обозначается высшая цель человеческой жизни – слияние с атманом-брахманом еще при жизни, освобождение от сансары и достижение «мира Брахмана» после смерти. Для того, чтобы идти по этому пути, необходимо отречься от мира, от учености, от каких-либо привязанностей и исполнять три заповеди Праджапати:

  • подавляй страсти,

  • подавай бедным,

  • будь сострадателен к ближнему.


Далее мы рассмотрим, какие же философские школы формируются на основе такого своеобразного мифолого-религиозного мировоззрения. Исходной мировоззренческой основой для развития философии в Индии был ведический брахманизм, на основе которого стал развиваться индуизм. В индуизме вызревают и начинают наполняться содержанием понятия (карма, дхарма, мокша, сансара, Брахман, Атман), ставшие впоследствии основными философскими категориями. Далее мы рассмотрим, как разные древнеиндийские философские школы представляют себе устройство мира, в чем они видят сущность человека и цель его жизни и проанализируем, с помощью каких средств и методов, по их мнению, человек может достичь своей заветной цели.
Таблица № 6. Периодизация индийской философии


Ведийский период

1500 год до н. э. - 600 год до н. э.

возникновение ведических книг

Эпический период

600 год до н. э. - 200 год н. э.

формируются Упанишады, возникают религиозные системы буддизма, вишнуизма и даршаны (школы индийской философии)

Период сутр

от 200 года н. э.

происходит обобщение философского материала в форме сутр (букв. «нить» – произведение, написанное ритмизированной прозой в виде двустиший) и комментариев к ним;

оформляется философская система

  • санкхьи,

  • йоги,

  • мимансы,

  • веданты,

  • вайшешики,

  • ньяи

Схоластический период

также II в. н.э.

период творчества комментаторов философских школ и систем: Шанкара, Рамануджа и др.


Как видно из таблицы № 6, формирование философских школ в Индии начинается с VI в. до н.э., однако систематизированные труды многих школ относятся к более позднему времени – ко II в. до н.э.

Выше мы отмечали, что наиболее распространенный термин древнеиндийской философии, эквивалентный древнегреческому термину «философия» – это понятие «даршана». Оно весьма многозначно и употребляется в следующих смыслах: «познание», «мнение», «восприятие», «видение», «учение», «система» и др.

В качестве основных философских школ древней Индии принято выделять 9 даршан, разделяя их на две группы – ортодоксальные (признающие авторитет священных ведических книг) и неортодоксальные (не признающие авторитета вед).
Схема № 1. Классификация школ

древнеиндийской философии




2.1. Ортодоксальные философские школы

Древней Индии (астика)
I. Санкхья
«Санкхья» (samkhya)санскр. «исчисляющий», «перечисляющий», «число».

Основатель – Капила (VIIв. до н.э.).

Основные труды: «Санкхья-сутра» и «Санкхья-правачана-сутра»

Считается, что эта школа получила такое название, потому что ее представители занимались перечислением и анализом основных структурных элементов мира в порядке их становления от единого к многому, т.е. внимание санкхьи сосредоточено на онтологической проблематике. Знание об устройстве бытия позволяет понять происхождение и сущность человека, его положение в мире, что в сою очередь, должно привести человека к осознанию его нетождественности с телом, чувством и разумом, тем самым достигая мокши – освобождения.

Мыслители санкхья полагали, что до возникновения физического мира существовали два самодостаточных начала: Пуруша и Пракрити, т.е. онтологическую концепцию санкхья можно охарактеризовать как дуалистическую. Пуруша – мировой дух, неизменный и самодостаточный, он вечен и пассивен. Пракрити – природа, также вечна, но активна, состоит из трех гун (качеств): саттва, раджас и тамас. Некоторые исследователи отмечают, что гуны корректнее рассматривать не как качества, а как субстанциальные элементы: «Гуны… это три субстанциональных элемента, составляющих Пракрити, подобно тому, как три веревки, свитые вместе, образуют канат».1

Таблица № 7. Классификация гун


саттва

нечто ясное, светлое, легкое, гармоничное

является источником удовольствия и все положительные эмоции

тамас

нечто темное, мрачное

является источником пассивности, апатии, аморфности, безразличия

раджас

нечто стремительное, страстное

является источником изменения, движения, страдания, всех отрицательных эмоций


Далее под воздействием пуруши из пракрити выявляется мир. Именно выявляется, а не возникает: в пракрити уже в неявном виде заложен образ бытия. Это выявление осуществляется одновременно в двух направлениях – махат и буддхи (физическом и психическом). Махат – зародыш физического мира, в котором содержится сознание («Я») – буддхи, т.е. творческая мысль пробуждающая развитие мира.

Дальнейшая трансформация этого творческого интеллекта приводит к возникновению вторичного продукта – аханкары (осознающие «Я»). В состоянии аханкары «Я» начинает отождествлять себя с физическим началом и ощущать себя действующей силой мира (под влиянием гуны раджас), хотя в действительности таковым не является.

Из аханкары под действием других гун выявляются следующие элементы бытия. Под влиянием гуны тамас из аханкары выявляются 5 танматр – тонких, невоспринимаемых сущностей первоэлементов: потенция, цвет, звук, запах, вкус. Из этих сущностей возникают сами первоэлементы – бхуты: эфир, огонь, вода, земля и воздух. Из них начинают конструироваться все вещи физического мира. Под влиянием гуны саттва из аханкары выявляются 1) 5 индрий – органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, 2) 5 органов действий: рот, руки, ноги, орган выделения и орган деторождения и 3) ум (манас). Из этих элементов строится человек как единство тела, чувств и разума.

Таким образом, космогоническая картина в санкхье состоит из 25 основных элементов: пуруша, пракрити, буддхи, аханкара, 5 сущностей первоэлементов, 5 первоэлементов, 5 органов восприятии, 5 органов движения и ума.

Освобождение (мокша) достигается человеком, когда он будет знать, как устроено мироздание. Из-за незнания (авидьи) человек смешивает себя с телом, чувством и умом. Познавая мир, человек должен понять, что он есть не тело, не ощущения, которые он испытывает, не совокупность мыслей, а всего лишь часть единого духовного начала – пуруши. Только после этого человек сможет освободиться от дальнейших рождений.

Также важно отметить, что санкхья последовательно развивала атеистические взгляды, отрицая существование Бога как творца мира, и приводила следующие аргументы в защиту своего тезиса:

  • существование Бога не доказуемо;

  • можно объяснить возникновение и существование мира, не прибегая к понятию Бога, т.е. оно нам не нужно.




Схема № 2. Космогония санкхья


II. Йога



«Йога» (yoga) – санскр. «соединение», «участие», «порядок», «глубокое размышление», «созерцание».

Существует много разновидностей йоги, они дифференцируются по средствам и способам достижения освобождения.

Таблица № 8. Основные виды йоги


джняна-йога

jnгna – санкср. «знание»

душа освобождается благодаря правильному познанию мира и самого себя

бхакти-йога

bhakti – санскр. «преданность»

душа освобождается посредством служения богу преданно и с любовью.

карма-йога

karman – санскр. «дело», «действие», «труд»

освобождение души освобождается через отрешенную, бескорыстную деятельность

раджа-йога

raja – санскр. «правитель»

«царственная йога» - освобождение достигается через самоуглубление, последовательное освоение нравственных, физических и психических упражнений
  1   2   3   4



Скачать файл (15029 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации