Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Киреев Е.М. Логика и теория аргументации - файл n1.doc


Киреев Е.М. Логика и теория аргументации
скачать (610 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc610kb.23.01.2013 18:18скачать

Загрузка...

n1.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...
ВВЕДЕНИЕ
Название науки происходит от греческого слова Logos – речь, мысль, разум, слово. Логика есть наука о законах, формах и приемах мышления, направленного на познание объективного мира. Основная цель логики – выяснение условий достижения истинных знаний, изучение внутренней структуры мыслительного процесса, выработка логического аппарата и правильного метода познания.

Органически связанная с теорией познания логика представляет собой совокупность научных дисциплин, главными из которых являются диалектическая и формальная логика. Это разделение обусловлено наличием двух аспектов мышления содержательного и формального.

По своему содержанию мышление есть отражение закономерностей реальной действительности. Исходя из наиболее общих законов развития природы, общества и нашего мышления, логика формулирует научный, диалектический метод, учитывающий объективную диалектику предметного мира и процесс отражения его в человеческом сознании.

В месте с тем мыслительный процесс имеет свою внутреннюю структуру, он реализуется в таких естественно сложившихся формах, как понятие, суждение, умозаключение. Оперирование понятиями, суждениями и получение нового, выводного знания в умозаключениях составляет формально-логический аппарат мышления. Логические операции с этими формами и лежащие в их основе формальные законы связи между понятиями изучает формальная логика.

В курсе логики особо важное место занимает тема аргументации. Аргументация – это приведение доводов с целью изменения позиции или убеждений, другой стороны. Словом «аргументация» часто называют не только процедуру приведения аргументов в поддержку какого-то положения, но и саму совокупность таких аргументов.

В теме «аргументация» объединяются все логические формы мышления, применяются все правила и законы, обеспечивающие логически стройную и последовательную мысль. Здесь концентрируются все теоретические и практические выводы логики, наиболее полно выражаются ее познавательные возможности и задачи.

Аргументированность составляет активную черту правильного мышления, важное условие научного познания. Наука стремится доказать все свои положения, найти для них разумное объяснение, объективное обоснование. Формальную логику принято характеризовать как науку о выводном знании, о рассуждении, а аргументацию – необходимое условие всякого научного рассуждение.

Аргументация – это выведение одного знания из другого, истинность которого ранее установлена и проверена практикой. Поэтому она, в конечном счете, является сверкой теоретических положений и выводов с реальной действительностью. Использование научных открытий в практической действительности невозможно без такой сверки.

Логически стройная и убедительная аргументация необходима как в естествознании, так и обществознании. Здесь она играет еще более важную роль, чем в науках о природе. Если в естествознании широко применяется наглядный опыт и эксперимент, то в общественных науках основную функцию выполняет истинность доводов и логическая стройность аргументации.

Аргументация представляет собой речевое действие, включающие систему утверждений, предназначенных для оправдания или опровержения какого либо мнения. Она обращена в первую очередь к разуму человека, который способен, рассудив, принять или опровергнуть это мнение.

Отсюда следует, что хотя научиться мыслить с помощью логики и аргументации невозможно, все же изучать ее необходимо. Ее главное значение состоит в том, что она усиливает наши мыслительные способности и делает мышление более рациональным, подобно тому, как знание физиологии помогает нам правильно, рационально питаться.

1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИКИ И ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ
Термин «логика» мы используем для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, и для обозначения науки, о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется.

Познание существует не в виде какого-то одного состояния, не как нечто статичное, а как процесс движения от незнания к знанию, от знания одного порядка к знанию другого порядка. Процесс этот складывается из множества моментов, сторон, находящихся между собой в необходимой связи.

Для более полного выяснения знания логики как науки, необходимо рассмотреть мышление как предмет изучения логики.
1.1. Мышление – предмет изучение логики
Познание осуществляется в двух основных формах – в форме чувственного познания и в форме абстрактного мышления.

Основными формами абстрактного мышления выступают понятия, суждения и умозаключения.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки предметов. Понятия в языке выражаются словами («ручка», «студент», «стоя») или группой слов, словосочетаниями («студент политехнического университета», «штормовой ветер»)

Суждение – форма мышления в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Например, «на улице идет дождь» - простое суждение, а суждение «на улице идет дождь, поэтому, я не пойду гулять» - сложное, состоящее из двух простых.

Умозаключение – форма мышления, посредством которого из одного или нескольких суждений, по определенным правилом «выводится» заключение. Например, «все металлы - вещества», «алюминий - металл», следовательно, «алюминий - вещество».

Остановимся на особенностях абстрактного мышления. Первой его особенностью является опосредствованность и обобщенность отражения действительности. С помощью форм чувственного познания, протекающего в формах – ощущения, восприятия, представления, вещи и их свойства познаются непосредственно (этот цветок приятно пахнет, это море шумит и т.д.). Абстрактное мышление позволяет из одних знаний получить другие, не обращаясь к непосредственному опыту. Так, например, специалист по симптомам болезни судит о характере заболевания.

Абстрактное мышление выступает вторичным по отношению к бытию, носит активный характер, проявляющийся в теоретических обобщениях, образовании понятий и суждений, построении умозаключений и гипотез. С использованием имеющихся знаний, человек может предвидеть, планировать, творить, фантазировать, координировать практические действия. Активное отражение мира и участие в его преобразовании выступает как еще одна особенность абстрактного мышления.

Особенность абстрактного мышления является его неразрывная связь с языком. Остановимся на этом подробнее.

По меткому выражению К. Маркса, язык – есть непосредственная действительность мысли. Его функции многочисленны и многократны. Язык – средство повседневного общения людей, общения в научной и практической деятельности. Он позволяет передавать и получать знания, умения, жизненный опыт от поколения к поколению. Посредством языка ведется обучение и воспитание. Важны и такие функции языка: хранение информации, быть средством выражения эмоций, гносеологическая функция.

Язык является знаковой информационной системой. Информация передается с помощью знаков (слов) языка.

Речь может быть письменной и устной, звуковой и незвуковой (у глухонемых), или внешней, речью выраженной с помощью естественного или искусственного языка.

Знак (слово) языка – это материальный предмет, (явление, событие), выступающие в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений.

Знаки подразделяются не языковые и неязыковые. К неязыковым знакам относятся знаки-копии (например, фотографии, отпечатки пальцев, репродукции и др.), знаки признаки, или знаки – показатели (например, дым – признак огня, повышенная температура тела – признак болезни, знаки символы (например, дорожные знаки)) и другие виды знаков. Существует особая наука – семиотика, которая является общей теорией знаков. Разновидностями знаков являются языковые знаки. Одна из разновидностей функций языковых знаков состоит в обозначение ими предметов. Для обозначения предметов служат имена.

Имя – это слово или словосочетание, обозначающее какой-либо определенный предмет. Предмет здесь понимается весьма в широком смысле: это вещи, свойства, отношения, процессы, явления и т.п. как природы, так и общественной жизни, психической деятельности людей, продуктов их воображения и результатов абстрактного мышления.

Имена делятся на: простые («стол», «ветер», «студент») и сложные, или описательные («самая большая река в Европе», «самая высокая в мире горная вершина»). В простом имени нет частей, имеющих самостоятельный смысл, в сложном они имеются: собственные, т.е. имена отдельных людей, предметов, событий («А.С. Пушкин», «Волга») и общие (название класса однородных предметов), например «здание», «гейзер».

Каждое имя имеет значение и смысл. Значением имени является обозначающий им предмет (денотат).

Смысл (концепт) имени – это способ, каким имя обозначает предмет, т.е. информация о предмете, которая содержится в имени. Поясним это на примере. Один и тот же предмет может иметь множество различных имен (синонимов). Так например, знаковые выражения «великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) », «автор романа в стихах «Евгений Онегин», «поэт смертельно раненый на дуэли с Ж. Дантесом», имеют одно и тоже значение (или обозначают поэта А.С. Пушкина), но различные смыслы.

Выражение (слова и словосочетания) естественного языка, имеющие какой-либо самостоятельный смысл, можно разбить на так называемые семантические категории, к которым относятся: а) предложения (суждения): повествовательные, побудительные, вопросительные; б) выражения, играющие определенную роль в составе предложений: дискриптивные (описательные) и логические термины (логические постоянные или логические константы.)

К дискриптивным терминам относятся:

1) Имена предметов – слова или словосочетания, обозначающие единичные (материальные или идеальные)предметы (Платон, первый космонавт) или классы однородных предметов («портфель», «парта», «саранча»)

2) Предикаторы – слова и словосочетания, обозначающие свойства предметов или отношение между предметами («порядочный», «электропроводный», «меньше»)

3) Функциональные знаки – выражения, обозначающие предметные функции, операции («+», «V»)

В языке, кроме выше изложенного, встречаются так называемые логические термины. В естественном языке ими выступают слова и словосочетания: «и», «или», «если…то», «равносильно», «хотя…но», «если и только если», «кроме» и др., выражающие логические константы (постоянные).

1.2. Понятие о логической форме и логическом законе
Формальная логика – наука о законах и формах правильного мышления. Задачей логики как науки является установление законов и правил, которым подчиняются рассуждения. Что же понимается под логической формой и логическим законом.

Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т.е. способ связи ее составных частей. В логических формах отражается не вся полнота содержания мира, существующего вне нас, а его общие структурные связи, которые необходимо воплощаются и в структуре наших мыслей. Понятия, суждения, умозаключения имеют свои специфические формы (структуры).

Структуру мысли, т.е. логическую форму, можно выразить при помощи символов: Выясним структуру в суждении «все щуки есть рыбы». Она включает в себя субъект «щуки», т.е. понятие о предмете, предикат (Р), т.е. понятие о свойстве (признаке) предмета (Р), связку («есть»), кванторное слово («все»). Иногда связка может опускаться или заменяться тире.

Необходимое условие достижения истины в процессе рассуждения – соблюдение законов логики. Основными законами формальной логики являются: а) закон тождества; б) закон не противоречия; в) закон достаточного основания. Эти законы, как существенные, устойчивые, повторяющиеся, внутренние связи между мыслями в ходе рассуждения и выводимые из них руководящие начала для правильного мышления (принципы) выражают его определенность, логическую непротиворечивость, последовательность и обоснованность.
1.3. История возникновения и развития логики
В своем развитии логика прошла долгий и сложный путь. Ее корни уходят в глубокую древность, когда у человека, выделившегося из мира животных, появилась и стала все более необходимой потребность обмениваться своим опытом и знаниями, сообщать свои мысли другим людям, рассуждать и обосновывать свои выводы.

Некоторые ученые высказывают мнение, будто существовало так называемое пралогическое (дологическое) мышление. Согласно этой точке зрения, первобытный человек, дикарь мыслил или совершенно произвольно, не придерживаясь никаких правил, или по каким-то особым правилам и законам, еще более элементарным, чем правила и законы формальной логики.

Но оставленные на пути исторического развития следы древних цивилизаций свидетельствуют об ошибочности подобных мнений. В своем мышлении и действиях древние люди стихийно, в силу накопленного опыта, придерживались определенных правил. И это естественно, ибо в противном случае «мышление» было бы запутанным, непонятным и,
следовательно, никому не нужным. Наука и общественная практика неопровержимо свидетельствуют о том, что существуют единые общечеловеческие законы и правила мышления, придерживаясь которых, стихийно или сознательно отражают действительность все люди.

Даже дочеловеческое мышление (мышление высших животных), в известном смысле, не хаотичесно. Чувственные образы связаны между собой, как объективно связаны существующие предметы материальной действительности, «Нам общи с животными, - отметил Ф. Энгельс, - все виды рассудочной деятельности: индукция, дедукция, следовательно, также абстрагирование ..., анализ незнакомых предметов (уже разбивание ореха есть начало анализа), синтез (в случае хитрых проделок у животных) и в качестве соединения обоих, эксперимент (в случае новых препятствий и при затруднительных положениях). По типу все эти методы, ~ стало быть, все признаваемые обычной логикой средства научного исследования — совершенно одинаковы у человека и у высших животных. Только по степени (по развитию соответствующего метода) они различны» /1, с.537/.

Первые формы и приемы мышления сначала вырабатывались стихийно. В процессе постоянного общения между собой, с природой, в ходе практической деятельности люди находили простейшие приемы познания, проверяли истинность рассуждений. Первобытный человек наблюдал явления природы, познавал их особенности, находил пути и средства познания окружающего мира. Ведь для того, чтобы добыть огонь, изготовить простейшее каменное орудие труда, построить несложное жилище, необходимо было обладать определенными знаниями, практическим опытом и значительно развитым мышлением. Изготовленные первобытным человеком лук и стрелы, составляют уже очень сложное оружие, изобретение, которого предполагает долго накапливаемый опыт и более развитые умственные способности.

Приемы и формы мышления, которые приводили к истинному познанию, к выводам, которые соответствовали действительности, закреплялись как оправдавшие себя, способные привести к полному и всестороннему знанию о предмете. И наоборот, такие связи мыслей в рассуждении, которые приводили к ложным выводам, отбрасывались как несостоятельные. Правильные логические формы и методы мышления проверялись в процессе практического воздействия человека на материальные предметы и закреплялись в его сознании. Благодаря миллиардным повторениям логические формы приобрели значение аксиом. Человек получил возможность не вспоминать те факты, на которых они основаны, не задумываться при обобщении явлений действительности над теми формами мышления, которые образовались в опыте предшествующих поколений. В. И. Ленин, подчеркивая знание общественной практики, отмечал: «... Практика человека, миллиарды раз повторяясь, закрепляется в сознании человека фигурами логики. Фигуры эти имеют прочность предрассудка, аксиоматический характер именно (и только) в силу этого миллиардного повторения» /2, с.198/.

Мыслительная, познавательная деятельность человека развивалась в процессе речевого общения. Язык дал возможность людям отвлеченно отражать действительность, закреплять в словах обобщение результатов наблюдения, формулировать и совершенствовать понятия. Разумеется, способность образовывать сначала самые простейшие понятия не пришла сразу, а вырабатывалась в течение многих веков. На первых парах обобщения были весьма неглубокими, а соответственно им и понятия. Например, понятие «нога» вначале мыслилась весьма конкретно: «нога человека», «нога мамонта» и т.п. На следующей ступени обобщения появились более общие понятия: «нога животного», «нога птицы» и т.п. Для образования понятия «нога» вообще, безотносительно к тому, кому она принадлежит, потребовалась сравнительно более высокая степень абстрагирования и обобщения.

Эта способность человека мысленно абстрагироваться от объектов материальной действительности отличает его от животных, мышление которых не может оторваться от непосредственного восприятия предметов. Академик И. П. Павлов, опираясь на многочисленные экспериментальные данные, доказал, что высшие обезьяны не могут создавать идеи. По образному выражению И. П. Павлова, обезьяна каждый день начинает сначала. Психике человека, в отличие от психики животных, присуща направленность не только на внешний мир, но и на само себя. Человек способен отражать и материальные объекты, и процесс отражения этих объектов. Другими словами сознание человека способно как к отражению первого порядка (первичному, непосредственному отражению предметов окружающей действительности) так и к отражению второго порядка (вторичному, опосредованному отражению своих мыслей, самоотражению).

Специально теоретико-познавательными и логическими проблемами ученые стали заниматься в третьем тысячелетии до н.э. в древнем Китае, Египте и Индии. Впервые для обозначения определенной области знания название «логика» было употреблено стоиками. Термин «логика» восходит к древнегреческому полисемантическому (т.е. многозначному) слову «логос», который в зависимости от контекста мог означать «единство мышления и слова», а так же «мысль», «разум», «речь», «смысл», «суждение», «отношение», «закон», «доказательство». Наименование «логика» получила наука о законах и формах правильного мышления, т.е. такого мышления, которая приводит к истинным знаниям. Демокрит (ок.460-З70 г.г до н.э.) считал, что познание бывает двух родов - истинное и тем­ное. «К темному, писал он, - относятся все следующие (виды познания): зрение, обоняние, слух, осязание. Что же касается истинного (познания), то оно совершенно отлично от первого. Когда темный (род познания) уже бо­лее не в состоянии не видеть слишком малое, не слыхать, не обонять, не воспринимать вкусов, не осязать, но исследование (должно проникнуть) до более тонкого (недоступного уже чувственному восприятию), тогда на сцену выступает истинный (род познания). Так как он в мышлении обладает более тонким познавательным органом» /3, с.99/.

Систематическое изложение и достаточно полную для своего време­ни разработку знаний о человеческом мышлении дал Аристотель (384-322 гг. до н.э) в своде «Органон», в который вошли логические трактаты «Кате­гории», «Об истолковании», 1-я и 2-я «Аналитики», «Топи­ка» /4/. В этих трактатах обос­новано положение о том, что новые истинные мысли можно получить из других истинных мыслей в том случае, если последние связаны между собой по правилам логики. Такую связь истинных мыслей, которая приведёт к новой, ранее не известной истинной мысли, Аристотель называл умозаключени­ем. Он исследовал различные виды силлогизмов - дедуктивных умозаклю­чений, открыл и впервые сформулировал основные логические законы: то­ждества, противоречия, исключенного третьего.

Свои логические построения Аристотель осуществлял так же на ос­нове целого ряда диалектических догадок и положений. Ф. Энгельс отме­чал это в «Анти-Дюринге», говоря, что Аристотель «уже исследовал су­щественнейшие формы диалектического мышления» /5, с.19/.

В. И. Ленин, характеризуя логику Аристотеля, говорил, что в ней «есть запрос, искание, подход к логике Гегеля ...» /2, с.326/. Вклад Аристотеля в развитие науки о мышлении был настолько велик, что до настоящего времени формальную ло­гику в ее традиционной части называют аристотелевской, элементарной.

В более позднее время, когда возник и развился кризис рабовладель­ческого строя, который привел к упадку античной философии, к усилению влияния религиозно - мистического мировоззрения, логика Аристотеля была соответствующим образом переработана схоластами, подчинена ин­тересам церкви.

Средневековая схоластическая логика была чисто формальным, ото­рванным от жизни учением о ведении споров, в которых главными аргу­ментами были не реальные факты, а положения «священного писания» и высказывания «отцов церкви». Спорили, например, о том, «сколько анге­лов можно поместить на конце иголки», «спят ангелы или нет», «была ли не порочной дева Мария, родившая Христа» и т.п. Совершено очевидно, что подобные беспредметные словосочетания не могли обогатить логику. Однако теоретические состязания все-таки вынуждали наиболее мыслящих схоластов совершенствовать формы мышления и правила логических вы­водов. Некоторые положительные моменты, не потерявшие своего значе­ния в ходе дальнейшего развития логики, содержались в трудах Петра Ис­панского, Раймунда Луллия, номиналистов и реалистов.

С возникновением капитализма поворотным пунктом в развитии ло­гики явилось учение о познании английских философов - материалистов Ф. Бекона (1561-1625 гг.) и Т. Гоббса (1588-1679 гг.). Подвергая критике средневековую схоластическую философию, Ф. Бекон утверждал, что ис­тинным объектом познания является материальный мир, а главным инст­рументом познания — опыт, эксперимент. Он считал научными только те понятия, идеи, аксиомы, которые выведены из опыта, опираются на экспе­римент, наблюдения. В противоположность Аристотелю, который в своем труде «Органон» изложил основы дедуктивных умозаключений, Ф. Бекон в книге «Новый арганон» развил учение об индукции, чем существенно обо­гатил формальную логику.

Материалистические идеи Ф. Бекона о познании подхватил и про­должил Т. Гоббс. Он полагал, что опытных знаний далеко не достаточно для установлении «связей и зависимости фактов между собой». Истина, по его мнению, постигается в ходе рассуждений, умозаключений.

Дальнейшее наполнение новым содержанием логика получила в тру­дах французского мыслителя Р. Декарта (1596-1650гг.). Он предлагал совершенствовать формальную логику с помощью дедуктивно-математического метода. Р. Декарт исходил из того, что все наши знания должны быть выведены из некоего единого достоверного принципа, как это делается в математике, которая основана на строгом доказательстве, на выведении своих положений из достоверных основ. Поставив вопрос о создании всеобщего логико-математического метода получения новых знаний, Р. Декарт не смог решить его. Но сама постановка такого вопроса была в то время весьма плодотворной и оказала положительное влияние на последующих ученых, особенно на Г. Лейбница (1646-1716 гг.).

С точки зрения Г. Лейбница, новая логика должна оперировать ми­нимальным количеством основных понятий и высказываний, из которых путем определенных преобразований можно вывести другие понятия, вы­сказывания. Все основные понятия этой логики должны быть обозначены определенными символами, знаками, соответствующая комбинации кото­рых может выражать все остальные понятия. Символически он обозначил не только понятия и высказывания, но и отношения между ними. Операции с симво­лами должны осуществляться по определенным правилам, которые Г. Лейбниц назвал правилами логического вычисления.

Дальнейшие исследования в области способов применения матема­тических методов в логических операциях были в более широких масшта­бах предприняты в XIX в. Сначала английский логик и математик Д. Буль сформулировал основные положения алгебры логики и, по существу, дал первую систему математической логики в виде так называемой двузначной логики, а позже за совершенствование этой логики взялись У. С. Джевонс и Э. Шредер. Значительный вклад в разработку математической логики внес видный русский естествоиспытатель Н. С. Порацкий.

В наше время развитие всех разделов математической логики осуще­ствлялось и продолжает осуществляться в самых широких масштабах в связи с ее огромным теоретическим и практическим значением. Из зарубеж­ных ученых весьма ощутимый вклад в разработку математической логики внесли Г. Фраге, А. Уайтхед, Б. Рассел, Д. Гильберт, В. Аккерман, А. Тарский, Я. Лукасевич и др. У нас в стране большой вклад в математическую логику внесли И. И. Жегалкин, А. Н. Колмогоров, А. А. Марков, А. И. Мальцев, П. С. Новиков, А. А. Зиновьев, В. И. Шестаков и другие.

В истории развития науки разработкой логических и теоретико-познавательных проблем активно занимались и русские ученые материа­листы. В первую очередь в этой связи необходимо отметить великого рус­ского мыслителя М. В. Ломоносова, который в своем труде «Краткое руко­водство к красноречию» в той или иной мере рассматривал многие основ­ные понятия и принципы логической науки. Он исходил из того, что чув­ственное и рациональное являются неотъемлемыми сторонами познавательного процесса. Настоящим химиком, говорил он, может быть только тот, кто, исходя из практики, делает теоретические обобщения, а не тот, кто услаждает себя одними умозрениями. В связи с этим ученый раскры­вает и обосновывает также единство анализа и синтеза, индукции и дедук­ции в познании. Большое внимание он уделял также основным законам формальной логики. Важнейшими логическими принципами М. В. Ломо­носов считал следующие: «одно и то же равно самому себе»; «одно и тоже не может одновременно быть и не быть»; «ничто не происходит без доста­точного основания» /6, с.88/.

Формальная логика, как определенный метод исследования, играла важную роль в тот период, когда наука от изучения общих закономерно­стей материальной действительности перешла к более глубокому изуче­нию сущности отдельных явлений, к накоплению фактического научного материала, когда нужно было разложить действительность на ее отдельные предметы, явления, а сами предметы, явления - на их составные элементы, выделить их основные свойства, особенности, стороны и изучить их в от­дельности, вне их связи и развития.
1.4. Значение логики в теоретической и практической деятельности специалиста
Знание логики способствует четкости, последовательности и доказательности рассуждения, усиливает эффективность и убедительность речи повышая культуру мышления, логическую культуру личности.

Что же такое логическая культура? Это культура мышления, проявляю­щаяся в культуре письменной и устной речи. Она включает:

а) определенную совокупность знаний о средствах мыслительной дея­тельности, ее формах и законах;

б) умение использовать эти знания в практике мышления - оперировать понятиями, правильно производить те или иные логические операции с ними, строить умозаключения, доказывать и опровергать;

в) навыки анализа мыслей - как своих собственных, так и чужих, с тем чтобы вырабатывать наиболее рациональные способы рассуждения, предот­вращать логические ошибки, а если они допущены, находить и устранять их. Разумеется, выработка логической культуры - дело долгое и трудное. И зна­чение логики здесь, несомненно, велико. Говоря об этом значении, важно избе­гать двух крайностей: как переоценки логики, гак и ее недооценки. С одной стороны, нельзя полагать, будто логика учит нас мыслить. Это было бы боль­шим преувеличением. Логика не учит нас мыслить так же, как физиология не учит переваривать пищу. Мышление - такой же объективный процесс, как и пищеварение. Само использование логики предполагает наличие двух необхо­димых условий: во-первых, определенной способности к мышлению, а во-вторых, известной суммы знаний. Люди мыслили, и мыслили более или менее правильно, задолго до появления логики. Она сама возникла лишь как обобще­ние практики мышления, и притом правильного мышления. Еще знаменитый оратор древности Демосфен полагал, что мы от природы, до науки умеем изла­гать, как было дело, и доказывать то, что нам нужно, и опровергать. И в на­стоящее время многие люди, не зная логики, мыслят и рассуждают довольно правильно.

Означает ли это, что без нее можно обойтись? Нет. Это было бы другой крайностью: игнорированием или преуменьшением ее значения, недооценкой. На самом деле без логики трудно обходиться, если мы хотим, чтобы наша мысль протекала правильно не только в простых, обыденных, но и в сложных, теоретических рассуждениях. Изучение логики открывает возможность надеж­но контролировать мышление со стороны его формы, структуры, строения, проверять его правильность, предупреждать логические ошибки или обнаружи­вать и исправлять их. В этом отношении она сродни грамматике, освоение ко­торой позволяет производить лингвистический анализ письменной или устной речи, предупреждать грамматические ошибки или быстро находить их и ис­правлять.

Значение логики обусловлено тем, что логические ошибки допускаются весьма часто - гораздо чаще, чем думают некоторые, полагая, будто культура мышления является прирожденным качеством каждого человека. Нет, как и всякой культурой, ею нужно упорно овладевать.

Конечно, для разных людей с различным уровнем развития мышления логика имеет неодинаковое значение — как высшая математика для дикаря и для современного инженера. Но тот, кто усердно изучает ее, в любом случае получает преимущество перед тем, кто ее не знает. А тот, кто осознает недос­татки своего мышления, может значительно развить и упорядочить его с помо­щью логических упражнений. Это можно сравнить с тем, как Демосфен упор­ной тренировкой исправил дефекты своей речи и достиг вершин в ораторском искусстве, стал знаменитым оратором.

Именно на практические аспекты изучения логики обращали, прежде все­го, внимание выдающиеся умы прошлого. Так средне­вековый философ и ученый Востока альФараби - выдающийся комментатор трудов Аристотеля, заслуживший громкое имя "Второго учителя" (после Ари­стотеля), специально подчеркивал: логика учит совокупности законов и правил, "способствующих совершенствованию интеллекта и наставляющих его на путь истины", охраняющих его от ошибок и помогающих проверять наши мысли. Правила логики, их значение для проверки правильности наших знаний о ве­щах он сравнивал с "весами и мерами, линейкой и циркулем". Он отмечал "большую ценность" логики и раскрывал отрицательные последствия ее незнания. Если мы невеже­ственны в логике, считал он, то не можем быть уверенными в правильности ут­верждений того, кто прав, и не будем знать ошибки того, кто заблуждается, - словом, "колем дрова ночью".

Г. Лейбниц вполне справедливо полагал, что если бы ученые так же ста­рательно занимались логикой, как музыканты музыкой, то они творили бы чу­деса.

Дж. Ст. Милль считал, что единственной задачей логики выступает управление собственными мыслями.

Как видим, логика в той или иной степени была нужна человеку в самые раз­ные исторические эпохи. Но особенно необходима она в современную эпоху. Объясняется это в решающей степени тем, что чем выше уровень развития об­щества, тем большие требования предъявляются к самому человеку, уровню его собственного развития, его общей и специальной культуре. Тем более высокой должна быть и его логическая культура. Все более настоятельной необходимо­стью для него становится умение масштабно мыслить и рассуждать, способ­ность глубоко разбираться в происходящих процессах общественной жизни. Соответственно этому усиливается роль и значение логики как науки о мышле­нии.
2. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ ЛОГИКЕ
Всякий мыслительный акт, протекающий на уровне традиционной логики, облечён в соответствующие формы, которыми являются понятия, суждения и умозаключения.

2.1. Понятие
Понятие - это мысль, в которой отражены существенные общие и отличительные признаки предмета. Например, согласно ленинскому опре­делению классы - большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большой частью, закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли обществен­ного богатства, которой они располагают; война - продолжение политики иными, именно насильственными средствами.

Понятия выражаются словами, в них приобретают материальную, чувственно воспринимаемую оболочку. Язык есть непосредственная дей­ствительность мысли. Слово - это единство звучания и значения. Однако содержание понятия не полностью раскрывается смысловым значением сло­ва.

В любом языке существуют синонимы и омонимы. Синонимами назы­ваются слова, относящиеся к одному понятию (родина = отечество = от­чизна; мудрый = разумный; храбрый = отважный). Омонимы - это слова, совпадающие в звучании, но относящееся к различным понятиям (ключ, мир, язык, звезда, гусеница, коса). Способность слов выражать различные понятия ведет иногда к неясности в рассуждении или аргументации. По­этому в науке пользуются словами - терминами (от лат.terminus - грани­ца), точно выражающими содержание научных понятий.

Логическая структура понятия включает две стороны: совокупность существенных признаков данного предмета; совокупность предметов, от ко­торых эти признаки отвлечены. В связи с этим в каждом понятии выделяют два основных элемента – содержание и объем.

Содержание понятия - совокупность существенных признаков, кото­рые мыслятся в данном предмете. Примером являются выше приведенные понятия «классы», «война». Сюда можно отнести также понятия: философия-наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; кибернетика - наука об управлении сложными динамическими системами; вероятность-возможность, для которой определено ее количественное основание в действительности; боекомплект - количество боеприпасов, положенное на комплекс, подразделение, часть, соединение и т.д.

Объем понятия - класс (множество, совокупность) предметов, на которые оно распространяется. При этом понятия могут быть: единичными, когда в понятии мыслится только один предмет (Великая Отечественная война, Сталинградская битва, А. В. Суворов и т.п.) и общими, когда в понятии мыслится множество однородных предметов, обладающих одинако­выми признаками. В свою очередь, общие понятия подразделяются на регистрирующие, т.е. конечные по объему (космонавт, делегат государствен­ной думы) и не регистрирующие, т.е. бесконечные по объему (космическое тело, растение, атом).

Содержание и объем понятия находятся в обратном соотношении: с увеличением содержания понятия уменьшается его объем и, наоборот, с увеличением объема - уменьшается его содержание. Так, увеличивая со­держание понятия путем прибавления нового признака, мы уменьшаем его объем: дерево, ель. Напротив, уменьшая содержание путем изъятия части признаков предмета, мы увеличиваем его объем: озеро Байкал, «озеро»

На основе различных критериев понятия подразделяются на виды.

По отношению объемов понятия делятся на родовые и видовые. Бо­лее широкое по объему понятие (подчиняющее) называют родовым, а ме­нее широкое по объему (подчиненное) - видовым. Например, понятие «грибы» будет родом, а понятие «опята» - видом; аналогично «студент» и «студент ВГТУ». Видовое поня­тие в одном отношении может стать родовым по отношению к понятию с меньшим объемом. Поэтому деление понятий на род и вид носит относи­тельный характер.

По качеству объектов и признаков, мыслимых в понятии, последние могут быть конкретными и абстрактными. Понятие, в котором отражен предмет, является конкретным: «портфель», «ручка», «ЭВМ» и т.п. Понятия, в которых отражены свойства или отношения между пред­метами, принято называть абстрактными, поскольку свойства и признаки сами по себе в отрыве от реальных объектов существовать не могут: «бе­лизна», «смелость», «невинность», «ответственность» и т.д.

По наличию признаков понятия бывают положительные и отрица­тельные. Положительными являются понятия, которые утверждают нали­чие тех или иных признаков: «порядок», «грамотный», «законный». Отри­цательные понятия соответственно указывают на отсутствие определенных признаков: «беспорядок», «неграмотный», «незаконный».

По отношению друг к другу понятия делятся на безотносительные и соотносительные. Первые мыслятся сами по себе вне связи с другими по­нятиями: «государство», «класс», «время», «обстановка». Вторые мыслят­ся только в связи с другими понятиями: «начальник («подчиненные»), «родители» («дети»), «производительные силы» («производственные отно­шения»), «причина» («следствие»), «наступление» («оборона») и т.д.

Назначение понятий состоит в том, чтобы глубоко и всесторонне отра­жать объективный мир, в котором взаимная зависимость и обусловлен­ность явлений носят универсальный характер. Отражая объективную взаимосвязь вещей, наши понятия также могут рассматриваться в различ­ных отношениях друг с другом.

Устанавливая отношения между понятиями, следует, прежде всего, различать сравнимые и несравнимые понятия. Хотя, строго говоря, все понятия в той или иной степени можно сравнивать между собой, однако практически существуют понятия, в содержании которых больше призна­ков различных, чем сходных. Например, «созвездие» и «солнечное затме­ние» и «война». Содержание же сравнимых понятий в чем-то соприкасаются, их объёмы могут быть либо совместными, либо не совместными, но граничащими друг с другом.

Совместимыми называются такие понятия, в которых допускается возможность полного или частичного совпадения их объёмов. Например, «Москва» и «столица РФ», «офицер» и «командир части», «факультет» и «университет» .

Совместимость понятий выражается в трёх видах отношений между ними: равнозначности, подчинения и перекрещивания.




Равнозначными называются такие (два или несколько) понятия, содержание которых соответствует друг другу, а объёмы совпадают. Например «равносторонний прямоугольник», «квадрат», «равноугольный ромб».

Рис. 1
Для наглядности выдающийся ученый Л. Эйлер предложил изобра­жать отношения понятий в виде кругов, а сами понятия в виде букв. На рис.1, схематически изображено отношение равнозначных понятий.

Равнозначащие понятия способны замещать друг друга, ими поль­зуются для того, чтобы оттенить ту или иную черту объекта мысли, придать большее разнообразие нашей речи.

Подчиненными понятия называются в том

случае, когда содержание первого составляет часть содержания второго, а объём второго полностью входит в объём первого понятия. Это понятие рода (А) и вида (В), выра­жающее подчиняющий и подчиненный классы предметов (рис2). Например, «млекопитающее» и «кошка»



Отношение подчинения - самые распространенный вид логических отношений между понятиями, с ними наиболее часто приходится встре­чаться в практике рационального отражения действи­тельности. Умение чётко устанавливать субординацию понятий весьма важна для достижения логически стройного мышления и получения правильных выводов в ходе доказательного рассуждения.
Рис.3
Перекрещивающиеся – это такие понятия, признаки которых не исключают друг друга, и поэтому их объемы могут частично совпадать. Например, «военнослужащий» и «конструктор», «рабочий» «орденоносец», «гражданин РФ» и «космонавт». Отношение между объёмами перекрещивающихся понятий изображаются посредством пересекающихся кругов (рис 3).
Несовместимыми называются такие понятия, в содержание которых входят исключающие друг друга признаки, поэтому объёмы их не совпа­дают. Например, «война» и «мир», «справедливость» и «несправедливость», «бдительность» и «беспечность». Однако несовместимые



Рис. 4


понятия не изолированы друг от друга, они в каком то отношении соприкасаются, сравнимы между собой: война и мир – состояние общества; справедливость и несправедливость - моральные качества; бдительность и беспечность - характер поведения. Несовместимые понятия могут быть в отношении соподчинения, противоположности (контрарности) и противоречия (контрадикторности).

Соподчиненными понятия называется в том случае, когда, будучи близкими, друг другу по содержанию, они подчинены более общему родовому понятию. Соподчиненные понятия (В и С) - это виды одного рода (А), у них общий родовой признак, но видовые признаки отличаются (рис.4). Например, «дерево» (А), «ель» (В), «берёза» (С) и т. д.
Противоположными называются такие понятия, одно из которых со­держит некоторые признаки, а другое эти признаки отрицает и замещает иными, несовместимыми признаками. Например:

Рис. 5

«студент» (А), «активный» (В), «пассивный» (С) - (рис5). Но объёмы противоположных понятий (В и С) не исчерпывают объёмы родового понятия (А), между ними возможны иные признаки характеризующие личность.

Противоречащими называют понятия у которых содержание одного отрицает содержание другого, не утверждая каких либо признаков. Противоречащие понятия полностью исключают объем известного класса предметов, и промежуточного третьего понятия быть не может, Например, «высокий дом», «невысокий дом».



Схематически такое соотношение обозначено на рис.6. В соот­ношении противоречащих понятий действует логический закон исключенного третьего, о чем пойдет речь в соответствующем разделе.

Рис.6

Понятия, как и окружающая действительность, отражаемая в них, не являются застывшими, раз и навсегда данными. Диалектическая логика ориентирует на то, что в процессе познания происходит непрерывное оперирования с понятиями, дабы они могли, говоря словами В. И. Ленина, «обнять мир». К числу основных логических операций относятся: определение понятий, обобщение и ограничение понятий, деления понятий. В математической логики производятся также операции сложения и умножения понятий, од­нако о них в данном учебном пособии речь не пойдет.

Определение понятия (definitio) означает раскрытие существенных признаков отражаемого объекта, логическую сверку мысли с реальной действительностью. Чтобы определить понятие, необходимо детально изу­чить предмет, сравнить с другими предметами, проанализировать его свойства и отношения. Определение является итогом сложного познава­тельного процесса. Но каким бы совершенным ни было понятие оно всегда по своему содержанию беднее самого объекта, который оно отражает. Это обусловлено, во-первых, тем, что в понятии фиксируются лишь сущест­венные признаки объекта и происходит отвлечение от случайных, второ­степенных, преходящих его свойств, которые вместе с существенными признаками составляют истинное богатство содержания объекта. Во-вторых, сам объект находится в непрерывном движении, что порождает его новые связи и отношения, а вместе с этим проявляет его новые свойст­ва, признаки. Поэтому в процессе углубления знаний, перехода их от сущ­ности первого к сущности второго и более глубокого порядка происходит непрерывное обогащение понятий. В. И. Ленин отмечал, что «... слишком короткие определения, хотя и удобны, ибо подытоживают главное, - все же недостаточны, раз из них надо особо выводить весьма существенные черты того явления, которое надо определить» /7, с. 386/.

Определению понятия предшествуют такие приёмы, как описание, ха­рактеристика, сравнение. Они применяются, как правило, к единичным объек­там на исходной ступени познания.

Описание представляет собой перечисление существенных и несу­щественных признаков, присущих данному предмету, явлению. Например, описание местности, события, действий.

Характеристика - это выделение отличительных признаков предмета, явления, лица.

Сравнение является сопоставлением одного сходного, в каком либо отношении предмета с другим, когда необходимо получить более ясное и четкое представление об объекте отражения.

Все эти приёмы приближают к определению понятий. Во всяком определении и различают определяемое понятие (дефиннендум) и определяющее (дефинненс), посредством которого данное понятие определяется.

Существует ряд способов определения понятий. Наиболее распро­страненным из них является определение понятия через ближайший род и видовое отличие. Его удобство состоит в том, что перечисляются не все свойства и черты определяемого понятия, а только родовой и видовые при­знаки. Например: трапеция – четырёхугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие не параллельны; естественный отбор – процесс выживания наиболее приспособленных особей, который ведёт к преимущественному повышению или понижению численности одних особей в популяции по сравнению с другими: гротеск – один из способов сатирического изображения жизни, отличающихся резким преувеличением, сочетанием реального и фантастического.

В тех случаях, когда определяемое и определяющее понятия оказы­ваются предельно широкими по объему и, вследствие этого, не представляется возможность, использовать одно из них в качестве родового, применяется другой способ, а именно соотнесение понятий. В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» говорит по этому поводу следующее: «Что, значит, дать определение»? Это значит, прежде всего, подвести дан­ное понятие под другое, более широкое. Например, когда я определяю, осел есть животное, я подвожу понятие «осел» под более широкое поня­тие. Спрашивается теперь, есть ли более широкое понятие, с которыми могла бы оперировать теория познания, чем понятия: бытие и мышление, материя и ощущение, физическое и психологическое! Это - предельно ши­рокое, самое широкое понятие, дальше которых, по сути дела, ... не пошла до сих пор гносеология /8, с.149/. Поэтому философии такие понятия определяются через соотнесение друг с другом. Так, «материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении»; мышление есть отражение бытия; психическое - это физическое «пересаженное в го­лову человека».

В логике применяется ещё генетический способ определения поня­тия, когда существенные признаки предмета раскрываются путем указания на способ возникновения и изменения его содержания в ходе исторического развития. Например, коррозия - это окислительно–восстановительный процесс, образующийся в результате окисления атомов металла и перехода их в ионы.

В науке, общественно — политической практике, военном деле нередко складывается ситуация, когда представители различных научных направлений и социальных групп, отражая, в основном, с единых позиций существенные признаки, какого либо предмета вместе с тем имеют неко­торые различия во взглядах на него. В такой обстановке, с целью объеди­нения усилий в решении теоретических и практических задач, применяется конвенциональный способ определения понятий, когда между сторона­ми достигается соглашение о том, какой смысл надо вкладывать в то или иное понятие. Этот способ приобретает все большее значение в условиях утверждения нового политического мышления, деидеологизации межгосу­дарственных отношений, утверждения приоритета общечеловеческих цен­ностей в решении глобальных и региональных проблем современности.

Одним из примеров конвенционального подхода является Соглаше­ния между правительством России и США о предотвращении опасной во­енной деятельности. Стороны условились вкладывать следующий смысл в понятия, которыми они будут оперировать в целях развития политического диалога между руководителями России и США и установления контактов по военной линии, на основе доброй воли государств.

«Вооруженные силы» означают для России - Вооруженные силы России и пограничные войска России; для США - Вооруженные силы США, включая береговую охрану США.

«Персонал» означает любого военнослужащего или служащего Воо­руженных сил обеих сторон. «Техника» означает любой корабль, самолет или наземное средство вооруженных сил сторон. «Корабль» означает любой вооруженный корабль или вспомогатель­ное судно вооруженных сил сторон. «Самолет» означает любой военный летательный аппарат вооружен­ных сил сторон, исключая космические аппараты.

«Наземное средство» означает любую предназначенную для исполь­зования на суше технику вооруженных сил сторон.

«Лазер» означает любой источник интенсивного когерентного высоконаправленного электромагнитного излучения в видимом, инфракрасном или ультрафиолетовом диапазонах, который основан на вынужденном из­лучении электронов, атомов или молекул.

«Район особого внимания» означает взаимно определенный сторо­нами район, в котором присутствует персонал их вооруженных сил и в ко­тором вследствие сложившихся в нем обстоятельств принимаются специ­альные меры в соответствии с настоящим Соглашением.

«Создание помех сетям управления» означает такие действия, кото­рые затрудняют, прерывают или ограничивают работу средств и систем передачи сигналов и информации, обеспечивающих управления персона­лом (техникой) вооруженных сил стороны.

Определения понятий опирается на ряд правил, которые необходимо соблюдать во избежание ошибок. Формально логические правила сво­дятся к следующим положениям.

1. Определение должно быть соразмерным, т.е. объем определяе­мого понятия должен быть равен объему определяющего понятия. В про­тивном случае может быть ошибка слишком широкого либо слишком уз­кого определения. Примером первой ошибки является дефиниция: идеоло­гия - это система взглядов на окружающую действительность. При такой трактовке определяющая часть оказывается по объему шире определяе­мой, ибо отражение действительности происходит не только на идеологи­ческом уровне, но и в области общественной психологии и обыденного сознания. К тому же идеология обязательно носит классовый характер. Поэтому для научного определения идеологии нужно уменьшить объем опре­деляющего понятия: идеология - это система взглядов на окружающую действительность с позиции определенных классов и социальных групп.

Примером второй ошибки является дефиниция: совесть - это осознание человеком ответственности перед самим собой за свои поступки и действия. В данном случае, напротив, определяющая часть является меньше по объёму, чем определяемая, поскольку совесть это осознание ответственности и перед обществом, поэтому правильнее будет, сказать, что совесть – это осознание человеком ответственности перед самим собой и обществом за свои поступки и действия.

2. Определения не должно заключать в себе круга, т.е. тавтологии, когда определяющее понятие разъясняется через определяемое. Например: преступник - это человек, совершивший преступление. Здесь определяющее понятие повторяет сказанное в определяемом. Поэтому тавтология не раскрывает содержания понятия, не выполняет функции опре­деления. Вследствие недостаточно высокой логической культуры авторов статей, а так же редакторов изданий такая ошибка не редко допускается в различных словарях, справочниках и даже энциклопедиях.

Чтобы избежать подобной ошибки в определении нужно помнить, что определяемое и определяющее понятие должны быть равными по объ­ему, но нетождественны по своему содержанию.

3. Определение не должно быть отрицательным. Цель определения заключается в том, что бы ответить на вопрос, чем является данный предмет, отображенный в понятии. Для этого необходимо выявить и перечислить в утвердительной форме его существенные признаки. Отрицательное же определение отличает лишь отсутствующие признаки, т.е. указывает, чем не является данный предмет. Конечно, легче сказать, чем он не обла­дает, нежили установить его существенные, общие и отличительные при­знаки.

В статье «О карикатуре на марксизм» В. И. Ленин писал: «отрицательный лозунг, не связанный с определенным положительным решением ... есть пустышка, голый выкрик, бессодержательная декларация». В другой работе «Пролетарская революция и ренегат Каутский» на ре­плику К. Каутского «диктатура означает уничтожение демократии» В. И. Ленин замечает: «во-первых, это не определение, ... во-вторых, это явно не верно».

Логика, правда, допускает в составе определяющего понятия нега­тивные моменты, который порой необходим для более четкого выделения предмета нашей мысли. Например: неповиновение - воинское преступле­ние, состоящее в умышленном невыполнении приказа начальника. Но это нестрогий и нечасто употребляемый логический прием. В целом отрицательное определение аналогично.

4. Определение должно быть кратким, точным и ясным. Слишком многословное определение выходит за рамки своего назначения и может превратится в простое описание. В определении не следует допускать двусмысленных, расплывчатых терминов, которые можно понимать по-разно­му. Нечеткое определение ведет к непониманию сущности предмета, к смутным представлениям о нем, к путанице о суждениях. Неизвестное понятие должно определяться через известное. В логике недопустимо определение неизвестного через неизвестное.

Например, Гегель считал, что государство есть политическое прояв­ление мирового духа.

В свое время в Казанском университете Архимандрит Гавриил вел борьбу с Н. И. Лобачевским по вопросу методики преподавания математики. Он считал неверным и богохульным определение гипотенузы как стороны треугольника, лежащей против прямого угла. По мнения архимандрита Гавриила, гипотенуза есть «символ сретения правды и мира, правосу­дия и любви через ходатая бога и человека, соединение горнего с дольним, земного с божественным» /9, с. 138/.

Необходимо решительно бороться со злоупотреблениями непонятных и «тёмных» абстракций в определениях понятий. Интересна в этом смысле критика В.И. Ленина, злоупотребление непонятными терминами П. Струве в своей работе.

«Ещё одно уничтожение социализма» за такой «образец» определения. «… Мы определяем хозяйство как субъективное телеологическое единство рациональной экономической деятельности или хозяйствования». «Это звучит ”ужасно учёно”,написал В.И. Ленин, - но на самом деле представляет из себя пустейшую игру словами. Хозяйство определяется через хозяйствование!». В приведённых словах П. Струва сконцентрированы все пороки определения – и неясность, и тавтология, и неверность по существу.

Итак, значение определения понятий заключается в том, что они в сжатом виде выражают наше знание о предмете, являясь существенным моментом в познании действительности. Точные определения позволяют правильно отражать и толковать явления, что весьма важно во всей теоретической и практической деятельности вообще и в деятельности специалиста в частности.

Логические операции обобщения и ограничения понятий основаны на законе обратного отношения между объемом и содержанием понятий.

Обобщить понятие – значит увеличить его объём и уменьшить содержание путей отбрасывания видовых признаков явления. Так, специалиста, который своевременно и с высоким качеством выполняет поставленные задачи, обобщённо квалифицируют как классного специалиста или мастера.



Схематически операцию обобщения понятия можно изобразить в виде соотношения кругов Эйлера, где В – своевременность и высокое качество выполняемых задач, А – мастерство (рис7).


Рис. 7


Ограничить понятия – значит уменьшить его объём и увеличить содержание путём прибавления видовых признаков. Например, в процессе административного расследования, проводимого по решению руководителя, «дознаватель» , осуществляющий его, последовательно устанавливает всё новые и новые признаки совершенного деяния, т.е. переходит от понятия с меньшим содержанием к понятиям с большим содержанием и меньшим объёмом. Например: А – деяние; В – преступление; С – хозяйственное преступление; Д – хозяйственное преступление, наказуемое по статье УК РФ. Ограничение понятия является важным приёмом в ходе квалификации преступления. Схематически операция ограничения понятий представлена на рис.8

Деление понятий - такая логическая операция, в ходе которой объем общего (родового) понятия разделяется на объёмы частных (видовых) понятий. Способы деления понятий могут быть различными: по видообразующему признаку, дихотомии, классификации.
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (610 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации