Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Протанская Е.С. Профессиональная этика - файл n1.doc


Протанская Е.С. Профессиональная этика
скачать (324 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc324kb.23.01.2013 19:11скачать


n1.doc

  1   2   3   4
Протанская Е.С.

Профессиональная этика

Протанская Е.С. Профессиональная этика: Учебное пособие. – СПб.: Алетейя, 2003.


Этика долга и образа жизни специалиста
Профессиональная этика — раздел этической науки, исследующий специфику морали в условиях профессиональной деятельности. Слово «профессия» латинского происхождения, образовано от profiteor — «объявляю своим делом». Под «делом» понимается изначально не всякое деяние, но священнодействие. В русском языке этот смысл в слове «дело» сохраняется в понимании справедливости, правильности, в значении «говорить дело». Поэтому долгое время слово «профессия» употребляется лишь по отношению к жрецам и священникам. Только в протестантизме впервые возникает понимание, что и «верующие миряне должны относиться к делу с теми же этическими нормами и энергией... (что и. — Е.П.) к служению Богу» (Психология и этика делового общения. М., 2000. С. 233). Фактически в этот период профессионализм вообще начинает связываться с этикой. Этика — философская наука о морали, ее происхождении и развитии, ее истории и истории научных воззрений на ее предмет.

Термин «этика» исторически происходит от греческого ethos, что означает — нрав, характер, обычай, образ жизни, закон. Понятием «этос» в социологии морали в XX в. обозначается уклад, строй, стиль жизни какого-либо сообщества людей. Говорят об этосе сословий, поколений, социальных слоев. Наряду с ними сегодня все явственнее складывается этос профессиональных групп. Возможно, совокупность норм, правил и образа жизни, обусловленных профессией, и создает наряду с профессиональной этикой сообщество профессионалов, которое объединяет людей, принадлежащих к разным культурам, народам, конфесиям, но объединенных общим профессиональным этосом.

Профессиональная (или прикладная) этика представляет собой совокупность моральных требований, принципов и норм деятельности специалистов, которая является ответственной, обязательной, но вместе с тем добровольной, т. е. свободной деятельностью свободных людей, которые подчиняются правилам, но лично независимы, сообразуются с законом, но выполняют долг. Профессиональная этика в некоторых случаях именуется профессиональной деонтологией, или учением о долге. Термин «деонтология» был обозначен И. Бентамом в 1834 г. и первоначально отождествлялся с учением о нравственности, затем стал пониматься как одна из концепций морали (в противоположность аксиологии — учению о ценностях) и, наконец, как один из разделов этики. Сегодня под деонтологией часто понимают моральные обязательства специалиста, то, что может быть сопряжено с опасностью, риском, физическим напряжением, перегрузками психики и пр. Под прикладной этикой или прикладными проблемами — вопросы теории морали профессиональной деятельности в связи с непредвиденными ситуациями, которые возникают в практике специалистов. Профессиональная этика — наиболее широкое понятие, поскольку наряду с названными прикладными и деонтологическими аспектами предполагает также определенные обязательства и нормы как внутри профессиональной среды, так и вне работы. Иными словами, уже в процессе получения образования человек должен осознать моральные цели своей профессии, понять свою ответственность, право на доверие общества, В этой связи вспоминаю случай, рассказанный коллегой. Он — преподаватель этики на юридическом факультете — получил от трех студентов одинаковые (буква в букву) рефераты на тему «Что такое совесть», каждый студент при этом уверял, что писал их сам.

Причины обособления профессиональной этики

в системе этического знания



Медицинская этика! Какая такая медицинская этика?! Не знаю никакой такой отдельной медицинской этики! Есть одна общая этика порядочного человека. И нет этик врачей, милиционеров, ветеринаров... Почему вы от нас требуете какой-то особой этики? А по отношению к нам что?! Можно не соблюдать?! Вам можно не соблюдать тайны, да! Можно вредить, можно не блюсти порядочности?! Так, что ли?! Известное дело! Мы для вас, а не вы для нас?
Ю. Крелин. От мира сего. Повесть


На первый взгляд, кажется странным, что наряду с этической теорией, исследующей вопросы морали вообще, нужен еще какой-то раздел для профессионалов, которые в нерабочее время такие же люди, как и все остальные. Раньше часть членов общества не работала. И если тогда среди, трудящихся профессионалов было значительно меньше, то сегодня они преобладают.

Да, это так. И все же. Профессиональная этика существует в обществе со сложившейся моралью и отражает отличия моральных требований к специалистам от общечеловеческих или общепринятых в обществе норм и традиций поведения. С углублением общественного разделения труда и появлением все большего количества профессий долг профессионала часто обязывает его действовать вопреки вежливости, патриархальным нормам отношений, религиозной традиции, собственным склонностям и симпатиям. При смене патриархального общества гражданским на смену незыблемому признанию ценности опыта старших постепенно приходит признание ценности знаний и опыта профессионалов. В патриархальной морали общество делится на две неравные части: «свои» (их — меньшинство) и «чужие» («инородцы», «иноверцы» и т.п.- все остальные). По отношению к «своим», «нашим» обычай предписывает дружественность, внимательность, заботу, помощь. По отношению к «чужим» — враждебность или равнодушие. В правовом государстве (гражданском обществе) равенство людей перед законом означает и равенство прав на участие, заботу, помощь, на гуманное отношение ко всем без исключения, на привилегии. Наряду с «этикой любви к ближнему» приходит и утверждается в общественной жизни «этика любви к дальнему». Но поскольку нормы межличностных отношений сохраняют многое из патриархального наследия, в профессиональных сообществах формируются отличные от обычных требования к поведению специалиста. В этой связи профессиональную этику подчас называют профессиональной моралью. Иными словами, профессионал часто действует не так, как того требуют нормы межличностных отношений, вопреки личному или семейному долгу. Младший (если он судья) может осуждать старшего, женщина—попросить мужчину раздеться (если она медицинский работник), отец (если он адвокат) — отказаться защищать своего сына. Профессионал задает «неприличные», с точки зрения обывателя, вопросы, действует так, как позволено только ему.

Так, например, во многих странах считаются неприличными в приватной беседе расспросы о доходах. В этом случае человека прямо спрашивают: «Вы — налоговый инспектор?», потому что только инспектору простительно подобное поведение. Иногда нормы межличностных отношений имеют глубокие религиозные корни. Так, например, в мусульманских странах обычай запрещает мужчине видеть женщину обнаженной. Поэтому когда в 1999 г. в Турции произошло землетрясение и на помощь пострадавшим пришли русские спасатели, им пришлось столкнуться с тем, что некоторые из турчанок, будучи извлеченными в тяжелейшем шоке из-под обломков, испытывали не радость, а ощущение позора. Спасатель, который в обыденной ситуации был готов отвернуться и не заметить женщины-мусульманки, находясь на службе, обязан был пренебречь ее чувствами.

В деятельности врача и педагога, психолога и юриста, как и специалиста в любой другой профессии, существуют, на первый взгляд, противоречащие общепринятым нормы поведения, приемы, особенности, которые и входят в область изучения профессиональной этики. Чаще всего профессиональная мораль (этика) затрагивает область человеческих отношений, развивается в особенности в тех профессиях, где работа требует непосредственных контактов с людьми. Профессиональная этика отражает реальные несоответствия между моралью и другими фундаментальными формами культуры. Именно осознавший свой долг профессионал стремится сделать политику — «чистой», экономику — человечной, искусство — добрым, поскольку объективно они иногда склонны развиваться не только в этическом направлении.

Профессионализм формируется как принцип, в равной мере относящийся как к уровню специальных знаний (умений, навыков), так и к уровню культурности, моральности работника. В современном обществе отсутствие представлений о долге, гуманности служения людям, ответственности за каждое действие не совместимы ни с какой профессией. Эгоизм, понимаемый как сиюминутная выгода, пренебрежение интересами потребителей, отождествляется с отсталостью и дилетантизмом в худшем, «варварском» варианте. Современный «левша» работает не по наитию, а в соответствии с представлением о последствиях своих действий для людей. Ведь ничем иным, кроме как отсутствием профессионализма их создателей, нельзя объяснить ненадежность и опасность для людей строений, рассыпающихся при малейших колебаниях почвы в случаях землетрясений. Об этом же заставляют задуматься и распространение инфекций от колбасы из зараженного мяса животных, отравления десятков людей некачественными спиртными напитками и многое другое. Подобные факты статистически неумолимо свидетельствуют о разности подходов к работе в странах и регионах с разным уровнем развития экономики, образования и в конечном счете представлений о ценности человеческой жизни, здоровья — гуманности культуры и уровня профессиональной этики в целом. Профессиональная этика устанавливает стандарты поведения специалистов, понимая под качеством их работы наилучший результат для людей, надежность и эффективность товаров и услуг.

Профессиональная этика конкретизирует требования общества к моральным аспектам деятельности специалистов, которым (на основе диплома, лицензии) делегированы (разрешены) определенные (представляющие социальную ценность) виды работ, дающие им заработок. Эти требования обеспечивают поддержание традиции и создание прецедентов максимального удовлетворения профессионалами потребностей общества и каждого гражданина в качестве работы, в товарах и услугах, отвечающих конкретным социально значимым ценностям. Важнейшие из них связаны с обеспечением безопасности жизни и здоровья, гражданских прав и свобод, равенства всех перед законом и людьми.

Профессиональная этика является результатом развития морального самосознания профессиональных сообществ — цехов, гильдий, мастерских и т. п. в их стремлении поддерживать как в своей среде, так и в обществе доверие и уважение к деятельности специалистов и к ним самим. Одной из причин формирования профессиональной этики является коллективное противостояние безответственности и дилетантизму — непрофессиональной деятельности, промыслу неквалифицированных одиночек. В этой связи нельзя согласиться с отождествлением профессиональной этики с чисто внешними нормативами, этикетом: «Правило предполагает наряду с правовыми инструкциями, такие внешние кодексы поведения, как профессиональная этика для различных категорий работников. То есть здесь уже правило этикета адресуется не к человеку (с его изначальной свободой), а к его роли, к его маске, соответствующей его профессиональной функции» (Букреев В., Римская И.Н. Этика права, М., 1998. С. 16). Ведь профессиональная этика предполагает не только и не столько внешние формы, соблюдение этикета, хотя и они, безусловно, очень важны. И все же в медицинской, педагогической, правовой (и т.д.) деятельности от профессионала требуется не просто преодоление эгоизма и стремления к собственной выгоде, но внимательнейшее, скрупулезнейшее соблюдение интересов другого, такт, забота об улучшении его состояния, непричинении вреда, сохранение достоинства другого не в формальном, а в гуманистическом смысле. И не в силу симпатии, а иногда и вопреки антипатии, неприязни, брезгливости...

Конкуренция в профессиональной деятельности, противоречия ценностных ориентации в системе образования, узкая специализация и замкнутость профессиональных цехов делают особенно актуальной проблему выполнения специалистом своего долга. Наряду с этим индивидуализация как неизбежный спутник демократизации общественной жизни — не менее важная причина актуальности профессиональной этики.

В условиях духовной разобщенности общества, рационализации социальных отношений подчас трудно преодолеваются соблазны личного и группового эгоизма, игра на дефиците высококлассных специалистов и технологий, правовой и социальной незащищенности населения. В современной ситуации в России наряду с возрастанием потребности в высококвалифицированных специалистах возрастает опасность корпоративной разобщенности общества. Несмотря на наличие законов, признающих ответственность профессионалов за негативные последствия их деятельности, халатность, упущения и неумелые действия, актуальной остается моральная позиция специалиста. В историческом прошлом становлению профессиональной морали способствовали сакрализация деятельности специалистов, понимание работы как своего предназначения, боязнь Страшного суда, регулярность церковной исповеди, контроль ремесленных цехов качества производимой продукции и поведения специалистов, вмешательство мировых судей в регулирование внутрицеховых отношений в виде ограничений роста заработной платы и т.п. Нормативный характер контроля деятельности специалистов и подготовил соответствующие формы законодательства. В конкурентной борьбе этика профессионала становится таким же товаром, как и сам труд работника, придавая ему наряду с компетентностью и мастерством новую грань — моральность.

Профессиональная этика отражает потребность общества в гуманистических ориентирах деятельности специалистов, в ориентирах, которые исключают противопоставление цехов и отдельных работников обществу и являются условием поступательного развития культуры.

Профессионал сегодня — это человек, имеющий специальное образование и диплом специалиста (сертификат, лицензию, права, разрядное свидетельство и др.), выданный соответствующим образовательным учреждением, работающий по специальности, являющейся основным источником его доходов. Свидетельство об образовании, как правило, дает право на легальную деятельность в данной или смежных областях и предполагает ответственность за эту деятельность. Вместе с тем в обыденном сознании понятие «профессионал» ассоциируется с мастерством и высоким качеством Деятельности, носит положительную моральную оценку и, как правило, предполагает опыт работы.

В настоящее время развитие прикладной этики происходит бурными темпами. Профессиональные сообщества, консолидируясь создают собственные кодексы, хартии, декларации, организуют проведение соответствующих конференций, освещают вопросы этики специалиста в своих периодических изданиях, учебных пособиях, нормативных документах. В России подобная практика осуществляется в Тюмени, где под руководством профессора В.И. Бакштановского организованы Центр прикладной этики, НИИ прикладной этики, выпускающие журналы «Этика успеха», «Ведомости».

«Профессиональная этика есть совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу... к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии и, в конечном счете, к обществу в целом* (курсив мой. — Е. П.) (Основы этических знаний. СПб., 1998. С. 217).

В тех профессиях, где пренебрежение долгом, халатность, безразличие к человеку могут немедленно обернуться катастрофическими последствиями для конкретных людей и общества в целом, значение профессиональной деонтологии трудно переоценить. В этой связи профессиональная этика понимается как деонтология в первую очередь в медицине, в судопроизводстве, в службах жизнеобеспечения, на транспорте, иногда — в педагогике. Но и в любой работе за пределами названных областей пренебрежение долгом, ошибки, халатность создают трудности, проблемы, ведущие к потерям, авариям, сбоям, дистрессам.

Как отмечает один из исследователей; «профессиональная мораль не существует сама по себе, вне общей нравственности, не претендует на роль универсального регулятора поведения специалиста. Сфера ее влияния ограничена трудовыми отношениями, а требования локальны» (Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991. С. 5).

Подобно тому, как среди профессионалов существует особый язык, обеспечивающий взаимопонимание в присутствии посторонних, кого по тем или иным причинам нежелательно посвящать в происходящее, профессиональная этика является системой особых правил взаимоотношений между людьми в условиях профессиональной деятельности, зафиксированных в специальных кодексах цехов или подчас неписаных.

Эти правила возникают из-за трудности обозначения в законе или служебной инструкции всех сложных случаев, встречающихся в деятельности специалистов. Их устанавливает само профессиональное сообщество, которому необходимо доверие общественного мнения к моральному облику своего цеха. Эти правила профессионального поведения, общие для корпорации или конкретные для сотрудников отдельной фирмы, традиционно фокусируют внимание на том, как следует понимать служебный долг, ответственность в любой ситуации. Принципы профессиональной этики высвечивают нравственные ценности лучшей, наиболее образованной и компетентной части общества, берущей на себя ответственность за положение в отраслях или на предприятиях.

Профессионализм является этическим принципом, объединяющим специалистов различных цехов во всем мире. Представители профессиональных «цехов» объединены общей информационной сетью (Интернет, М-связь), позволяющей владеть информацией в своей отрасли, участвовать в совместном поиске решения служебных проблем. Они устанавливают соответствующие договоры и правила взаимной помощи — Интерпол, МЧС и др.

Они консолидируются в международные профессиональные организации, которые стимулируют законотворчество и инспирируют создание кодексов, хартий, касающихся профессионалов в своих странах. Вот некоторые из них

? International Confederation of FreeTrade Unions (ICFTU) — Международная конфедерация свободных профсоюзов.

? Communications International (РТП) — Интернационал работников связи.

? International Union of Food, Agricultural, Hotel, Restaurant, Catering, Tobacco and Allied Workers' Associations (IUF) — Международный союз работников пищевой и табачной промышленности, сельского хозяйства, ресторанного и гостиничного обслуживания, общественного питания и смежных отраслей.

? International Federation of Commercial, Clerical, Professional and Technical Employees (FIET) — Международная федерация коммерческих, банковских, профессиональных и технических работников.

? International Federation of Building and Wood Workers (IFBWW) — Международная федерация работников строительной и деревообрабатывающей отраслей.

? International Federation of Chemical, Energy, Mine and General Workers' Unions (ICEM) — Международная федерация работников химической, энергетической, добывающей и смежных отраслей.

? International Federation of Journalists (IFJ) — Международная федерация журналистов.

? International Metalworkers' Federation (IMF) — Между¬народная федерация металлистов:

? International Transport Workers' Federation (11F) — Международная федерация транспортников.

? Media and Entertainment International (MEI) — Интернационал работников масс-медиа и шоу-бизнеса.

? Public Services International (PSI) — Интернационал работников общественного обслуживания.
Профессиональная этика

как часть прикладной этики



Тяга к новаторству, к преодолению косных, заплесневелых идей присуща решительно каждому, кто увлеченно работает в какой бы то ни было области знаний. В этом-то и таится для нас праздничная радость работы, ее главное очарование, ее соблазнительность...
К. Чуковский. О себе


В связи с достижениями науки и техники, имеющими подчас непредсказуемые последствия и трудно поддающимися привычным моральным оценкам, возникает необходимость в формулировании новых этических максим, которые подчас непросто соотнести с традициями, мифологией, религиозными системами морали. Этими вопросами занимается прикладная этика, которая призвана анализировать профессиональную деятельность в этих областях с учетом традиционных систем морали и современной моральной ситуации. В таких относительно новых областях знания, как молекулярная генетика и генная инженерия, космическая и планетарная этики, биоэтика, компьютерная этика, и ряде других возникают и подлежат осмыслению прикладные этические проблемы. Несмотря на кажущуюся абстрактность проблематики научных разработок в названных областях, формирующиеся в них этические принципы становятся конкретными ориентирами в деятельности специалистов и влияют на моральную ситуацию в обществе.

Прикладные проблемы этики по мере развития общества обнаруживает всякая профессиональная деятельность. Нештатные политические ситуации, новые виды оружия и преступлений, непредвиденное влияние искусства, неизвестные прежде заболевания, сопряжение и противоречие интересов производителей и потребителей — требуют их оценки и разрешения в этических аспектах. Здесь специалисты в области этической теории объединяются с профессионалами, приходят к совместным решениям, отвечающим практическим потребностям общества.


Профессиональная этика —

гарантия гуманизации социальных отношений




Будешь чересчур многословен — никто слушать не станет. Будешь чересчур молчалив — обвинят в скрытности. Откроешь свои мысли — обвинят в вероломстве. Выразишь несогласие — уличат в стремлении ниспровергать... Не поступай вопреки справедливости, не иди против закона — если и не навредишь себе, все равно будешь жалеть о содеянном.
Ханъ Юй. Пять наставлений


В историческом прошлом этические основы профессиональной деятельности кристаллизовались в опыте конкретных школ, цехов, сообществ, озабоченных чистотой своих рядов, нераспространением технологий, рецептов, секретов профессионального мастерства, сохранением материального благополучия. В настоящее время ситуация изменилась. Профессиональная деятельность специалиста не замкнута пределами цеха, фирмы, она контролируется межпрофессиональными нормами природопользования и охраны здоровья, законами о правах потребителей и нормами межличностного общения. В условиях информационного общества нарушения в любой из этих сфер становятся достоянием СМИ, общественности, способны не только влиять на уровень продаж конкретной фирмы, но привести к ее разорению и даже к недоверию потребителей целой отрасли. Этика специалиста обусловливает стратегии корпоративного мышления, становится предметом обсуждения и своеобразным рекламным продуктом: «Ты всегда думаешь о нас...». В профессиональной этике неизменно провозглашаются гуманистические идеалы деятельности корпорации специалистов. В перспективе через профессию ими может быть охвачено все общество. Профессиональная этика как свод нормативных правил, принципов деятельности специалистов, сформированных межнациональными корпоративными объединениями, такими, как Всемирная организация здравоохранения, Всемирная туристическая ассоциация и т.п., аккумулирует передовой опыт осмысления проблем специалистов. Кодексы, хартии, специальные журналы, отчеты о деятельности комиссий по этике знакомят с тенденциями развития моральных отношений в профессиональной среде и способствуют формированию морального сознания, этической культуры как специалистов, так и общества в целом. Таким образом, через профессиональное сознание, под «давлением» общественного мнения, непосредственного окружения коллег, в результате конкуренции профессиональная этика является одним из рычагов гуманизации социальных отношений. Как отмечается в исследовании по этике бизнеса, «История знает примеры, когда поведение, в течение долгого времени считавшееся в деловой среде приемлемым или, в крайнем случае, терпимым, позднее было осуждено как аморальное, например выброс вредных отходов в воздух и воду, изменение местоположения заводов исключительно с целью увеличения прибыли и значительные изменения в политике в угоду влиятельным магнатам». (Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. М., 2000. С. 15).

Изначальный принцип всякой профессиональной этики, ее гуманистическое основание — «Не навреди!». Сегодня любое профессиональное сообщество заботится об этической стороне своей профессии. Утверждение этических начал профессиональной деятельности способствует прогрессу общества, поскольку ставит вопрос об ответственности и надежности человека на работе. Стандарты профессиональной этики помогают воспроизводить высокое качество товаров и услуг новыми поколениями работников, дают надежду на удержание в равновесии колоссального маховика НТР.
***
В после/шее время обострился интерес к астрологии (рекламируются услуги, публикуются прогнозы). Отношение к ней — не однозначное. Возможно, именно поэтому ассоциация тех, кто причисляет себя к профессионалам в этой области, принимает собственный Этический кодекс. В нем отчетливо читается стремление сформулировать достоинство специалиста. Этика профессий понимается в традиционном смысле, несмотря на нетрадиционность или, скажем так, необычность специальности. Здесь есть многие общепрофессиональные правила: добросовестность и сохранение тайны, стремление не навредить, уведомить о возможностях специалиста, соблюсти закон, не запятнать честь своей профессии. Вместе с тем астрология понимается здесь как научная деятельность (как медицина), и ее этика аналогична этике исследовательской работы.


Разделение труда и возникновение профессионализма


Всю жизнь я работал. Но мне это нравилось...
Ф. Саган. Потерянный профиль. Роман


Профессиональная этика как система ценностей, определяемых принадлежностью человека к конкретному виду деятельности, возникает в культурах Древнего мира, в условиях сложившегося разделения труда. Когда знания, умения и навыки, функции и права шаманов, вождей, впоследствии — жрецов, целителей носят сакральный характер и передаются избранным, наиболее достойным, кого обучают, отбирают, выбирают и кому доверяют то, что не может быть известно случайным непосвященным людям. На основе представлений о милости тотемных покровителей, впоследствии богов и иных высших сил складывались требования к деятельности, результат которой не всегда зависел от человека. Это касалось и пахаря, уповающего на погоду, и охотника,1 пытающегося перехитрить зверя, и целителя, чьи усилия и знания применяются к конкретному человеку, к его организму, жизнь которого покрыта тайной.

Поэтому, в особенности в условиях дописьменной культуры, специальная деятельность, от результата которой зависели судьбы и сама жизнь людей, не только передавалась практически путем подражания, но и в первую очередь подвергалась сакрализации. Это и жречество, и покровительство богов, и вплетение истории ремесел в ткань мифов и священных книг. Ореол тайны покрывал деятельность жрецов, приносящих жертвы богам. Жрецы (например, брамины в Древней Индии) принадлежали к особому разряду — Знатоков и хранителей жизненно важных знаний и технологий. Уже тогда формировались догадки о том, что реальную помощь сородичам и людям вообще может оказать не всякий человек, но специально обученный и усердный, терпеливый, сообразительный, небезразличный к другим, готовый к самопожертвованию.

В начальный период истории развития ремесел, наук и искусств формированию представлений об их значимости, их моральных основ, их «идеологии» служила сакрализация в виде мифов о покровительстве богов, каждый из которых научил и содействовал определенным видам деятельности. За этим стояла, может быть, и наивная, но объяснимая вера в то, что милость богов, удача в труде скорее придет к лучшим и достойным, чем наоборот. Греческий Гермес, в Риме — Меркурий были покровителями пастухов и торговцев, Дионис — виноградарей и виноделов, Артемида — охотников, Посейдон — мореплавателей, Аполлон — всех искусств, Музы — дочери Зевса и Мнемосины — покровительницы наук, поэзии и искусств, каждая — конкретно какому-либо, Евтерпа, например — лирической поэзии, Талия — комедии, Мельпомена — трагедии, Эрато — любовной поэзии, Терпсихора — танцев, Клио — истории и, по-видимому, историков. Покровителями врачевания у греков были Аполлон, Асклепий, Гигея, Панакея, у римлян ~ Эскулап. Пантеон греческих богов определял круг ремесел, занятий древних эллинов. Место и роль на Олимпе помогали понять значимость, ценность каждого из них. «Долг ради свободы... выражался принципом «чему не способствует Бог, то не сопровождается успехом». Так, горшечник перед началом работы обращался к... Афине Эргане с просьбой об успехе своего дела, кузнец — к богу кузнечного дела Гефесту, принося им обязательную жертву и клятву» (Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права. М., 1998. С. 241-242). Жертвоприношения этим богам, молитвы святым и почитание их в определенные дни способствовали осмыслению высшего предназначения той или иной деятельности, ее священного смысла, формировали основы профессиональной морали. «Боги принимали участие в качестве свидетелей во всех правовых ситуациях, будь то на суде или в экономических спорах. Любая ссуда, любой договор о купле-продаже, который не предполагает немедленного введения в действие, требовал клятвы... Традиция принесения клятвы сохранилась в судах до сегодняшнего дня» (Букреев В.И., Римская И. Н. Этика права. С. 242).

В Древнем мире складывались основы отношения к профессии. Предшественниками ремесленных цехов были общины Орфиков, Пифагорейцев. Согласно Пифагорейскому уставу, философ (т.е. «любящий мудрость») должен вести определенный образ жизни, включающий воздержание от мясной пищи, ежедневные упражнения в запоминании важнейших истин, поддержание хорошей физической формы, ежедневный самоотчет в нравственности содеянного. Пифагорейцы имели представление о значимости коллегиальности, взаимной помощи, профессиональной тайне, верности долгу, заботе о престиже общины.

Уже в Древнем мире профессионализм связывался с образованностью, широтой кругозора Еще Аристотель в «Политике» обратил внимание, что среди имеющих отношение к медицине есть три типа людей: практикующий врач, творческий исследователь, знакомящий практика со своими выводами, и просто образованный в медицине человек. И добавляет, что подобное деление существует в других специальностях.

Именно в медицине впервые возникают представления о несовместимости с врачеванием злоупотребления доверием больного, манипулирования его волей, необходимости заботы о непричинении боли, которой можно избежать, так же как и невольного вреда. Постепенно эти требования складывались в кодексы, уставы профессиональных цехов, сочетавшие как специальные сведения, описания рецептов и технологий, так и моральные обязательства и запреты для профессионалов.

Мастерство и ценности цеховой морали Средневековья



Каждое ремесленное сословие молилось своему патрону: слесари — святому Алоизию, ткачи — святому Криспину, садовники — святому Антонию, парфюмеры — святому Иосифу.
П. Зюскинд. Парфюмер


Профессионализм в Средневековье получает новый импульс в связи с распространением христианства. Строительство храмов, их обустройство востребовало зодчих и кузнецов, стекольщиков и живописцев, серебряных дел мастеров, ткачей и златошвей. В этой необходимости «трудиться для Бога» (а не для себя) — и корень высокого качества производимых изделий, и причина распространения профессиональных технологий в пространстве культуры. Строгое следование образцу «Божьего дома», «писания Лика» обусловило каноничность и других ремесел, всей культуры. Авторитет мастера в ремесленном сообществе (цехе) зиждется на параллели с авторитетом Создателя и является предпосылкой для формирования отношения к труду, как к «творению», сопряженному с особым усердием и старанием. Средневековье формирует традицию монотеистической культуры. Так, «православные храмы являлись не только культовыми, но и... общественными зданиями... (в которых. — Е.Я.) совершались... торжественные приемы князей». В церквях хранились частные сокровища, «важнейшие документы... внешней и внутренней торговли. По Уставу Владимира церковь стала хранительницей весов и мер» (Помпеев Ю.А. История и философия отечественного предпринимательства. СПб, 2002. С. 44). В этот период в недрах формирующихся цехов складывается профессиональная мораль. Расцвет цеховой организации ремесленного труда в Европе приходится на конец XV-начало XVI в., когда ручной труд особенно искусен и цехи наиболее влиятельны в обществе.

Вера во всемогущего, всеведущего Бога придает целостность духовному миру личности, которой предпосылается постоянная религиозная рефлексия: грех или нет, угоден ли Господу поступок, деяние, намерение? В этой связи формируется представление о том, что «Плохой человек не может сделать хорошую вещь», поскольку все, что делается людьми, то делается с Божьей помощью, а Господь помогает только истинно верующим. «Гений и злодейство — две вещи несовместные...?» — вопрос, возникающий позднее, на пороге формирования морали Нового времени.

Для Средневековья подобного вопроса не могло быть, поскольку человек с его нравственной сущностью и все содеянное им еще мыслились в неразрывной связи, целостно.

Мастер — не только создатель вещи (продукта), но и гарант качества производимого, обладатель собственного клейма, он наделен ответственностью за сохранение технологии в неизменном виде, за передачу ее новым поколениям. Мастера обладают правом научения подмастерьев, которые прежде в течение 4-5 лет должны быть учениками, способствуют сохранению и накоплению профессиональных знаний, тонкостей мастерства. Мастер учит ответственному отношению к профессии, что было особенно важно в условиях общей низкой грамотности населения.

Мастером мог стать лишь человек незапятнанной репутации, добросовестный прихожанин, законнорожденный, образованный в рамках профессии.

Каждый ремесленный цех тщательно сохраняет и передает от Мастера к Мастеру «Рецепты» — тексты, содержащие традиции ремесленных технологий, их историю. Они сохраняются в тайне, им присущ элемент сакральности, содержащий привязку к библейскому сюжету. В Италии тайну составляло производство стекла — в Венеции, шелка — в Лукке, Болонье, берегли секреты песочных часов и разных металлических изделий в Нюрнберге, технологии изготовления оружия и ножевого товара — в Золингене и других городах. Разглашение ремесленного секрета, вывоз инструментов или переселение мастеров в другие города запрещалось под угрозой смертной казни. Члены цехов — мастера и подмастерья — должны были давать клятву в выполнении этих предписаний. Сакральность рецепта, серьезность отношения к его сохранности и неизменности способствует формированию традиционности культуры в условиях ремесленных технологий, в результате чего в одной кузнице нет и не может быть двух одинаковых подков, но четыре, сделанные в разных концах Европы, подойдут одной кобыле. То же происходило и в России: «Мастера, архитекторы храмов и скульпторы — резчики именовались хитрецами, изобретателями и владельцами сложных конструктивных секретов» (Помпеев Ю.А. История и философия отечественного предпринимательства. С. 44).

Поэтому сакральный характер носит и посвящение в Мастера, доверие цеха самостоятельно изготовить «шедевр», пройти экзамен на мастерство, на моральную зрелость, сообразительность и приверженность профессии, цеху, готовность пострадать, т.е. самозабвенно, терпеливо и неустанно создавать изделие, ни в чем не отступая от наставлений и указаний мастеров и строго следуя канону. Например, чтобы получить звание мастера-иконописца, монах должен был, получив предварительно благословение, выдержав пост и сотворив необходимые молитвы, от начала до конца самостоятельно написать икону. Прилюдно изготовить вещь или продукт, соткать полотно, показав и сноровку, и высокое качество, и понимание тонкостей ремесла, означало выдержать экзамен на профессиональную зрелость, право передавать мастерство другим. При этом в каждом цехе были и свои особые требования к профессионалу. Так, мяснику необходимо было искусно забить быка или другого животного, при этом заранее как можно точнее определив его вес.

Культивирование ценностей мастерства, понимаемого как скромное и сосредоточенное воспроизводство вещей в полном соответствии с технологией, способствовало укоренению традиций. И архитектор, и художник, и любой другой профессионал, которому удавалось создать нечто стоящее, прекрасное, гордились не своим вкладом, но достигнутым пониманием рецепта, целей профессии, своим цехом, учителем, благодарили Создателя, что Он избрал их и позволил довершить труд. Распространенной была анонимность творческого труда. Традиционализм средневекового понимания ремесла как усердной репродуктивной деятельности обусловил стандартизацию вещного мира в Новое время. Общинность существования цехов формировала общинные ценности, среди которых непременной была скромность.

Справедливости ради необходимо отметить, что у цеховой морали с ее замкнутостью и непререкаемостью авторитетов мастеров на определенном этапе проявляется и оборотная сторона. К новым изобретениям, как и ко всякого рода «новшествам», ремесленные цехи проявляли крайне враждебное отношение, решительно запрещая всякое отступление от раз установленных правил. Способ производства, качество продукта, ширина и длина его, материал — все это точно определялось цеховыми уставами, не допускалась замена ручного труда приспособлениями. В период Возрождения и его преддверии консерватизм технологий тормозит развитие производства. Например, в течение четырех столетий (!) (с XI по XV в.) в Англии и Франции под запретом была валяльная мельница, якобы ухудшавшая качество сукна, валяемого ногами. Мельница могла заменить сразу 24 валяльщиков. Мастерские, применявшие ее, тщательно скрывали это от коллег в других городах.

Мастерство в Средневековье — оценка профессиональной и духовной зрелости человека, основанная на приоритете моральных качеств. Мастер — это не только лучший профессионал, но и Учитель, Наставник (воспитатель), Хранитель Рецепта, тот, чей авторитет бесспорен, кому доверены честь и судьба всего профессионального цеха. Значение мастерства, сформировавшееся в Средневековье, подготовило отношение к профессионализму в культуре Нового времени.

Подобное отношение к профессионализму культивировалось и в России. Привожу выдержку из договора о научении *06 отдаче мальчика в науку цирульному мастерству.

1793 года майя... дня мы, нижеподписавшиеся, цеховой мастер Захар Федоров и свободный человек Иван Федоров сын Рогов, учинили сие условие, в том:

1. Что я, Рогов, отдал сына своего Василия, а я, Федоров, взял оного с сего числа впредь на полтора года для обучения цирульному мастерству, как-то: чесать или убирать на голове мужские или женские волосы разными манерами, делать парики и шиньоны, брить бороду, шлифовать и направлять бритвы, дергать зубы, пускать кровь шнипером, ланцетом, рожковую и пиявковую, с показанием мест, из которых когда и в каком случае из сих кровопусканий быть должно или прилично; словом, показать мне, Федорову, ему, Василию, все выше описанное и к тому принадлежащее совершеннейшим образом, не скрывая от него ничего, как долг честного человека требует, и сделать его через сие настоящим мастером. А потому

2. И обязан я, Рогов, заплатить, а я, Федоров, от него получить за сие обучение денег двадцать рублей, из коих половинное число по прошествии года, а другую половину уже по обучении, которое не иначе должно быть окончено, как в течение означенного срочного времени.

3. Что ж принадлежит до платья верхнего и исподнего, то оное да будет от меня, Рогова, а впрочем, как обувью, так и пищею и всем содержанием довольствовать его, Василия, мне, Федорову, от себя собственно, не причиняя ему в том ни малейшей нужды, в чем и подписуюсь» (Цит. по: Меткое московское слово. Быт и речь старой Москвы. М., 1985. С. 230).

Уважительное отношение к Мастеру сохранилось в названиях гофмайстер (от «распорядитель при дворе»), гроссмейстер (от «большой мастер»), хормейстер, капельмейстер и других.


Послушание как необходимая добродетель

при овладении профессией



Юнец, творящий вещь в поту и боли, Прибытком сил за труд вознагражден...
М. Буонаротти


Наряду с этим долгое время в христианстве труд рассматривается как наказание за первородный грех. Смиренно и добросовестно трудясь, человек искупает грехи, получает надежду на прощение в иной жизни. Христианская культура требует аскезы в профессиях, связанных с храмом — монахи-художники (иконописцы после разрешения в VIII в. церковного спора «иконоборцев» и «иконофилов» в пользу последних), архитекторы и строители церквей тщательно соблюдают посты, ведут скромную, сосредоточенную на вере жизнь. Они, как правило, не подписывают своих произведений, отказываясь от авторства, поступают так и другие ремесленники. Дар творения пока еще признается только за Всевышним. В творчестве не мыслится нового. Анонимность рассматривается как безусловный признак скромности — все делается с помощью Божьей, художник «лишь кисть в Его руке». Трудясь по наставлениям и науке старших, согласно канону, автор мыслит себя одним из многих, причастных к созиданию, прилагая все силы, весь талант к наилучшему воспроизведению образца.

Ученичество в цехе, у мастера, родственника сродни монашескому послушничеству. Так же как сам обряд пострига требует терпения (трижды упавшие ножницы, которые трижды смиренно поднимает и подает священнику кандидат в послушники, проявляя готовность к терпеливому подвигу веры), также его требует и ученичество, и послушничество и всякая работа, как в монастыре, так и за его пределами. Следует особо отметить и ретроспективность средневековой культуры, связанную с сущностью монотеизма — целостностью идеального образа единственного совершенного Бога, сын которого жил среди людей в прошлом. «Средневековый человек жил и творил во времени, омываемом со всех сторон вечностью. Знание его являлось его индивидуальным свойством, не принадлежа при этом ему лично... Каждая вещь неповторима, но устремлена к одному и тому же образцу, так и один человек отличается от другого, но все вместе они стремятся уподобиться одному — Христу» (Харитоновым Д.Э.Средневековый мастер и его представления о вещи // Художественный язык средневековья. М., 1982. С. 36).

Значение послушания отмечали русские философы; авторы «Вехи. Так, С. Булгаков в статье «Героизм и подвижничество» обращает внимание на противоположность этих понятий в плане самоконтроля, формирования чувства долга, совести. Для философа, бывшего священнослужителем, очевидна преемственность ценностей светской жизни из духовных сакральных корней культуры, их сохраняющаяся взаимосвязь. «Христианское подвижничество есть непрерывный самоконтроль, борьба с низшими, греховными сторонами своего я, аскеза духа... В монастырском обиходе есть прекрасное выражение для этой религиозно-практической идеи: послушание. Так называется всякое занятие, назначаемое иноку, все равно, будет ли это ученый труд или самая грубая физическая работа, раз оно исполняется во имя религиозного долга... и за пределами монастыря... врач и инженер, профессор и политический деятель, фабрикант и его рабочий одинаково при исполнении своих обязанностей могут руководствоваться не своим личным интересом, духовным или материальным, — все равно, но совестью, велениями долга, нести послушание. Эта дисциплина послушания, «светский аскетизм*... имела огромное влияние для выработки личности и в Западной Европе (Вехи. Репринтное издание. М.,1990. С. 54-55).
  1   2   3   4



Скачать файл (324 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации