Селиверстов В.И. (ред.) Уголовно-исполнительное право
скачать (206.8 kb.)
Доступные файлы (1):
n1.doc | 1841kb. | 02.08.2009 16:44 | ![]() |
- Смотрите также:
- Уголовно-исполнительное право Республики Беларусь [ лекция ]
- Тесты по дисциплине Уголовно-исполнительное право (60 тестов) [ шпаргалка ]
- Лекции, уголовно-исполнительное право, НИУ-ВШЭ, 2011 [ лекция ]
- Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право (курс лекций) [ документ ]
- Михлин А.С., Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право. Вопросы и ответы [ документ ]
- Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право [ документ ]
- Пулатов Ю.С. (отв. ред.) Уголовно-исполнительное право [ документ ]
- Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право России [ документ ]
- Барабаш А. (ред), Стойко Н. (ред). Уголовно-процессуальное право [ документ ]
- Ищенко Д.П. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений, связанных с незаконным культивированием запрещенных к возделыванию растений [ документ ]
- Ищенко Д.П. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений, связанных с незаконным культивированием запрещенных к возделыванию растений [ документ ]
- Перминов О.Г. Уголовно-исполнительное право [ документ ]
n1.doc
ОГЛАВЛЕНИЕ________________
ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................3
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Глава! Понятие уголовно-исполнительного права................................................................6
§ 1. Уголовно-исполнительная политика и ее место в политике государства в сфере борьбы с преступностью .................................................................6
§ 2. Уголовно-исполнительное право и его место
в системе российского права........................................................................9
§ 3. Принципы уголовно-исполнительного права.............................................13
§ 4. Наука уголовно-исполнительного права.....................................................17
Глава 2 Уголовно-исполнительное законодательство
Российской Федерации............................................................................................20
§ 1. Понятие, структура и задачи
уголовно-исполнительного законодательства .............................................20
§ 2. Понятие и содержание норм
уголовно-исполнительного законодательства.............................................27
§ 3. Виды и структура норм
уголовно-исполнительного законодательства.........................i....................,28
§ 4. Структура уголовно-исполнительных правоотношений.............................31
§ 5. История уголовно-исполнительного 1 законодательства и права.............................................................................34
Глава 3
Исполнение наказания н применение
исправительного воздействия............................................-......—..........................^
§ 1. Понятие и содержание процесса исполнения
(отбывания) наказания— —.....—........—.....—.....—.....——....—...——.........49
§ 2. Понятие и содержание процесса применения
к осужденным средств исправления—...... —...——..........—...—.—.—....— .....53
§ 3. Дифференциация и индивидуализация
исполнения наказания и применения к осужденным средств исправления....————.......—...... ———..——..—..—....—....—. .—56
Глава 4 Правовой статус лиц, отбывающих наказания,
•нххарактевистнка...........—.....................—....—...—........-...—...-—....................59
§ 1. Социально-правовое назначение и понятие
правового положения лиц, отбывающих наказания....................................59
§ 2. Содержание правового статуса лиц,
отбывающих наказания............................................................................... 62
§ 3. Закрепление в законодательстве
правовою положения лиц, отбывающих наказания——....———.....65 § 4. Основные обязанности и права лиц,
отбывающих наказания............... —..............................................—............68
§ 5. Характеристика осужденных..——.....—.....—...............................................72
Глава 5 Система учрсяздмнй и органов,
нсиомя1Н1ИК1|иеаза1дм........—..........—..—......................................—.........—— —78
§ 1. Задачи и виды учреждений и органов государства,
исполняющих наказания...———...........—..————...........................78
§ 2. Назначение и виды исправительных учреждений..............——..-.—— ..81
§ 3. Взаимодействие учреждений и органов,
исполняющих наказания, с судом
и иными, государственными органами,
ведущими борьбу с преступностью......................,...................................—^
Глава б
Контроль за деятельностью учреждений
и органов, ясшииющих наказания.........................................................................91
§ 1. Социадьно-правовое назначение и понятие контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания —......—...............,.—.....—...... ——....91
§ 2. Контроль органов государственной власти
и органов местного самоуправления..............———...———...—— -93
§ 3. Судебный контроль за деятельностью персонала
учреждений и органов, исполняющих наказания...—.——...——..—..——95 § 4. Ведомственный контроль....................————..————..——......... 99
§ 5. Прокурорский надзор за деятельностью персонала
учреждений и органов, исполняющих наказания.—......——..................101
§ 6. Участие общественности в деятельности
учреждений и органов, исполняющих наказания, и органов представительной власти....................——.——..———........ 105
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Глава?
Исполнение наказаний, не связанных
с обязательной трудовой деятельностью осужденного...........................................! 11
§ 1. Порядок и условия исполнения наказания в виде штрафа.......................! 12
§ 2. Порядок и условия исполнения наказания
в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью...........................................! 15
§ 3. Порядок и условия исполнения
дополнительных наказаний .......................................................................120
Глава8
Исполнение наказаний,
связанных с обязательной
трудовой деятельностью осужденного.................................................................... 127
§ 1. Порядок и условия исполнения наказания
в виде обязательных работ.........................................................................127
§ 2. Правовое регулирование исполнения
(отбывания) ограничения свободы........................................................... 132
§ 3. Порядок и условия исполнения наказания
в виде исправительных работ.....................................................................142
Глава 9
Исполнение наказаний,
связанных с изоляцией от общества .......................................................................150
§ 1. Классификация осужденных к лишению свободы
и распределение их по исправительным учреждениям .............................150
§ 2. Правое регулирование режима исполнения наказаний,
связанных с изоляцией от общества..........................................................157
§ 3. Средства обеспечения режима
в исправительных учреждениях................................................................. 172
§ 4. Правовое регулирование труда осужденных
к лишению свободы ...................................................................................184
§ 5. Правовое регулирование воспитательного воздействия,
общеобразовательного и профессионального обучения
осужденных в исправительных учреждениях ............................................194
§ 6. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение
осужденных к лишению свободы.
Материальная ответственность осужденных.............................................20Э
. Глава 10
• Порядок и условия исполнения наказаний, '
1^ связанных с изоляцией от общества ......................................................................214
§ 1. Порядок и условия исполнения ареста .....................................................214
§ 2. Порядок и условия исполнения наказания
в исправительных колониях..;...................................................................217
§ 3. Порядок и условия исполнения
пожизненного лишения свободы.............................................—...............227
§ 4. Порядок и условия исполнения наказания в тюрьмах .............................230
§ 5. Порядок и условия исполнения наказания „ в воспитательных колониях.......................................................................23S.
Глава 11
Освобождение от отбывания наказания.
Закрепление результатов исправительного воздействия........................................245
§ 1. Виды освобождения от отбывания наказания...........................................245
§ 2. Порядок представления к досрочному освобождению
от отбывания наказания ............................................................................251
§ 3. Порядок освобождения осужденных....................................,....................253
§ 4. Социальная адаптация лиц, освобожденных
от наказания, и меры по ее обеспечению..................................................255
§ 5. Помощь лицам, освобождаемым
от отбывания наказания ............................................................................256
§ б. Наблюдение за лицами, условно-досрочно
освобожденными от наказания.................................................................. 257
§ 7. Административный надзор за лицами,
освобоЗДенными из мест лишения свободы .............................................257
Глава 12 4
Исполнение наказания в вице смертной казня ......................................................260
§ 1. Смертная казнь в действующем законодательстве
России и зарубежных стран....................................................................... 260
§ 2. Порядок исполнения наказания в виде смертной казни ..........................264
Глава 13
Содержание поя стражей подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений ............................................................267
§ 1. Социально-правовое назначение, основания и принаипы содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления ......................................................................267
§ 2. Места содержания под стражей подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступления...............................................269
§ 3. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых
во время содержания под стражей.............................................................273
§ 4. Режим в местах содержания под стражей
и основные средства его обеспечения .......................................................284
Глава 14
Исполнение уголовного наказания
в зарубежных «гранах. Международные акты
об обращении с осуждепными................................................................................289
§ 1. Исполнение уголовного наказания в зарубежных странах.......................289
§ 2. Международные акты об обращении с осужденными ..............................303
УДК343 ББК 67.408 У26
Коллектив авторов:
Михлин А.С. - доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации - § 5 гл. 4, § 6 гл. 6, гл. 7, § 3 гл. 8, гл. 11, гл. 12
Михлин А.С. в соавторстве со Шмаровым И.В. доктором юридических наук, профессором, заслуженным деятелем науки Российской Федерации -^ § 1 гл. 9, § 1 и 3 гл. 10
Пономарев П.Г. - доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации - § 5 гл. 2, § 1 гл. 8, § 5 и 6 гл. 9, § 2, 4, 5 гл. 10, гл. 14
Пономарев П.Г. в соавторстве со Шмаровым И.В. - § 2 и 4 гл. 9
Селиверстов В.И. - доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации - введение, § 1-4 гл. 4, § 1 и 2 гл. 5, § 1-5 гл. 6, § 2 гл. 8, гл. 13
Селиверстов В.И. в соавторстве со Шмаровым И.В. - гл. 1, § 1-4 гл. 2, гл. 3, § 3 гл. 5, § 3 гл. 9
У 26
Уголовно-исполнительное право: Учеб. для юрид. вузов / А.С. Михлин, П.Г. Пономарев, В.И. Селиверстов, И.В. Шмаров; Под ред. профессора В.И. Селиверстова. - 2-е изд. - М.: Юриспруденция, 2000. - 320 с.
ISBN 5-8401-0024-2
Учебник подготовлен в соответствии с программой курса «Уголовно-исполнительное право» для юридических вузов. Структура и содержание учебника определяются положениями Уголовно-исполнительного кодекса РФ и произошедшими после его введения в действие изменениями в системе исполнения наказаний в России. В учебнике учтены последние изменения в законодательстве, в том числе связанные с передачей 1 сентября 1998 года уголовно-испол-нительной системы в ведение Министерства юстиции РФ. Наряду с вопросами, касающимися исполнения наказаний, подробно освещены и вопросы, касающиеся содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах и изоляторах временного «рдержания под стражей.
Для студентов юридических-учебных заведений очной, заочной, очно-заочной, вечерней и ускоренной форм обучения, слушателей институтов повышения квалификации и первоначальной подготовки.
ББК 67.408 УДК343
ISBN 5-8401-0024-2
© Михлин А.С., Пономарев П.Г.,
Селиверстов В.И., Шмаров И.В., 1997 © Юриспруденция (оформление, оригинал-макет), 2000
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемый читателю учебник представляет собой второе издание учебника «Уголовно-исполнительное право», вышедшего в 1998 году под редакцией заслуженного деятеля науки РФ профессора И.В. Шмарова в издательстве «Новый Юрист». Необходимость во втором издании обусловлена не только потребностями учебного процесса, но и произошедшими после из-/ дания существенными изменениями в сфере исполнения наказания.
Так, была продолжена реформа уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, являющаяся важной составной частью правовой реформы в России. Уголовный кодекс РФ вступил в силу с 1 января 1997 года, Уго-ловно-испалнительный кодекс РФ - с 1 июля 1997 года, однако уже после этого внесен целый ряд изменений в УК РФ, четырьмя федеральными законами внесены изменения в УИК РФ, причем три из них были приняты после первого издания настоящего учебника.
Также произошли существенные изменения в конституционной, судебной и иных видах правоохранительной практики, оказавших определяющее влияние на назначение и исполнение уголовных наказаний. Так, решением Конституционного Суда РФ (1999 г.) признано невозможным применение смертной казни всеми судами Российской Федерации до введения повсеместно суда присяжных. Верховным Судом РФ 20 мая 1999 года было принято постановление «О практике назначения судами уголовного наказания», в котором дан ряд рекомендаций по назначению лишения свободы, основных и дополнительных наказаний, наказаний, имеющих имущественный характер (штрафа, конфискации имущества), и т.д.
Кроме того, Указом Президента РФ с 1 сентября 1998 года угаяовно-истл-нительная система МВД РФ была передана в ведение Минюста России. Тем самым начался новый этап реформирования в сфере исполнения наказания.
В соответствии с новыми задачами в 1999 году разработана Концепция реформирования угаловно-испалнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (на период до 2005 года), идет пересмотр законодательных и особенно подзаконных нормативных правовых актов в целях даль-
нейшей гуманизации и демократизации системы исполнения наказания в России. В числе основных направлений этого процесса следует отметить меры по сокращению применения осуждения к лишению свободы, содержания под стражей обвиняемых и подозреваемых, ограничений прав и законных интересов осужденных и арестованных, по расширению участия общественных институтов в осуществлении контроля и помощи угаяовно-испалнительнвй системе, освобождению системы обращения с осужденными (за исключением осужденных военнослужащих) от военизированных традиций, атрибутов!» символов.
Все эти изменения нашли отражение в предлагаемом, втором издании учебника, который, как и иные учебники по уголовно-исполнительному праву, основывается на Уголовном и Уголовно-исполнительнам кодексах и иных законодательных и нормативных правовых актах, регулирующих исполнение наказаний, и их всестороннем анализе. Авторами учебника аккумулированы современные разработки теории уголовно-исполнительного права при изложении узловых вопросов исполнения наказания и вместе с тем дана новая трактовка ряда теоретических положений с учетом требований Уголовно-исполнительного кодекса. Это относится к содержанию, принципам и стратегии уголовно-исполнительной политики государства и социальным факторам, определяющим ее развитие, предмету данной отрасли права, его истории, целям наказания и целям уголовно-исполнительного законодательства, правовому статусу осужденных, правовому регулированию средств их исправления и др.
Структура учебника соответствует структуре Уголовно-исполнительного кодекса. В общей части дан анализ новых институтов и норм УИКРФ, регулирующих общие положения исполнения наказаний, что, в свою очередь, обусловило необходимость рассмотрения в нем отдельных вопросов теории уголовно-исполнительного права.
Авторами уделено внимание анализу организации исполнения отдельных видов наказания и уголовно-исполнительной практике. Для более правильного ее понимания в учебнике даны социально-демографическая, уголовно-пра-вовая и уголовно-исполнительная характеристики лиц, отбывающих наказания.
В учебнике изложен материал по истории российского уголовно-исполнительного законодательства, о зарубежном пенитенциарном законодательстве, а также о международных актах об обращении с осужденными, включая европейские, знание которых необходимо в связи с вступлением России в Совет Европы.
Учитывая пожелания преподавателей юридических учебных заведений, в учебник включена глава «Содержание подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах». Этот материал особенно необходим для студентов — будущих работников правоохранительных органов.
Хотя назначение и исполнение таких видов наказаний, как обязательные работы, ограничение свободы и арест, отложены до 2001 г., авторы сочли необходимым осветить порядок их исполнения, поскольку в ином случае была бы нарушена система уголовно-исполнительного законодательства, что осложнило бы понимание многих институтов и норм этой отрасли права.
Материал учебника изложен последовательно, но кратко. Поэтому предлагаемый учебник уголовно-исполнительного права ориентирован прежде всего на студентов юридических образовательных заведений, не имеющих специализированного профиля подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ. Он может быть полезен студентам, получающим юридическую подготовку в рамках других специальностей (экономиста, менеджера и т.д.), при повышении квалификации и первоначальной подготовке, включая подготовку курсантов для работы в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции РФ, а также при самообразовании.
Профессор В.И. Селиверстов
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Глава 1
ПОНЯТИЕ
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА
§ 1. Уголовно-исполнительная политика и ее место в политике государства в сфере борьбы с преступностью
В основе формирования и развития правовой системы государства, правовых форм и направлений его деятельности находится политика, отражающая принципы, стратегию, основные направления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество и государство. Цели этой политики в общей форме закреплены в ст. 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой «Российская Федерация - со-^ циальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Конкретные цели социальной политики имеют сложную систему и зависят от характера и направленности многосторонней деятельности государства и его органов по их реализации.
Одно из ее направлений - политика в сфере борьбы с преступностью. В ней в концентрированном виде выражены цели, принципы, стратегия, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью. Она должна выражать интересы граждан России и общества в целом, обеспечивать их защиту от преступных посягательств.
Политика в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность государства, его органов по профилактике преступлений и иных правонарушений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, реализации ответственности лиц, совершивших преступления, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей. Политика государства в указанной сфере многоплановая, ее можно условно разделить на политику в сфере предупреждения преступности, уголовную политику, уголовно-исполнительную политику.
Такое структурное разделение единой по своей цели, принципам и стратегии политики контроля за преступностью условно; отдельные ее направления могут объединяться между собой, например уголовная политика и политика в сфере исполнения наказания, или, напротив, расчленяться. Нередко из профилактики преступлений выделяется постпенитенциарная политика (предупреждения рецидивной преступности). Однако основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой. В любом случае все направления этой политики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тесно связаны между
собой.
Наиболее тесная взаимосвязь существует между уголовной и уголовно-исполнительной политикой, поскольку последняя выделилась из уголовной политики. Составной частью уголовной политики является уголовно-право-вая политика. Она определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность: уголовную ответственность, ее основания, дифференциацию и индивидуализацию ответственности, криминализацию и декриминализацию деяний, пенализацию и депенализацию ответственности, цели, систему и виды наказаний, их содержание, а также освобождение от наказания. Правовая сфера уголовно-исполнительной политики имеет более узкое содержание:
она определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы при исполнении наказания.
Политика в сфере исполнения наказания вместе с тем оказывает влияние на уголовную политику. Это прежде всего относится к определению системы наказаний и отдельных его видов, к практике назначения наказаний. В конечном итоге, политика в рассматриваемой сфере влияет" на политику в области борьбы с преступностью в целом, в частности на принятие решений по профилактике рецидивной преступности, адаптации лиц, отбывших наказание, и оказание им помощи.
Являясь составной частью политики в области борьбы с преступностью, уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Цели и принципы политики в указанной области наиболее стабильны, так как базируются на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными, соответствующих международных актах, достижениях науки. Поскольку цели и принципы политики в сфере исполне-
ния наказания реализуются в соответствующей отрасли права, они будут рассмотрены в последующих параграфах настоящей главы.
Стратегия политики в сфере исполнения наказания хотя и достаточно стабильна, но может меняться в связи с коренными преобразованиями в экономике, политике, идеологии. Изменение стратегии политики государства в указанной социальной сфере произошло в России в последние годы. Оно обусловлено новыми политическими позициями в отношении прав человека, в том числе осужденных; новыми экономическими отношениями, возникшими в обществе; существенными преобразованиями в производственной деятельности исправительных учреждений и иными установками на роль труда осужденных; деполитизацией воспитательной работы с ними;
изменением организационных основ уголовно-исполнительной системы. , Стратегию, основные формы и методы уголовно-исполнительной политики, ее формирование и развитие прямо или опосредованно определяет комплекс социальных факторов. К основным из них можно отнести социально-политическое и экономическое состояние общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления, состояние и динамику преступности в стране, требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными, деятельность международных организаций, развитие фундаментальных общественных наук.
Субъектами формирования и развития политики в сфере исполнения наказания являются Президент России и Федеральное Собрание. Так, согласно ч. 3 ст. 80 Конституции Президент определяет основные направления внутренней политики государства. Политика в сфере борьбы с преступностью (частью которой является политика в области исполнения наказания) представляет собой составную часть внутренней политики государства.
Примером, показывающим роль Президента РФ в формировании уголовно-исполнительной политики государства, является его Указ от 8 октября 1997 г. «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД РФ» и Указ от 25 июля 1998 г. «О передаче уголовно-исполнительной системы МВД России в ведение Минюста России», которыми осуществлена передача уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции и намечены меры по ее реформированию. Данные документы имеют не только организационно-правовое содержание, но и предопределили направление дальнейшего развития уголовно-исполнительной политики.
Федеральное Собрание России, принимая соответствующие законы, в том числе уголовные и уголовно-исполнительные, акты амнистии, рассматривая вопросы борьбы с преступностью, оказывает влияние на формирование политики в сфере исполнения уголовного наказания. Все иные субъекты Российской Федерации лишь реализуют ее в своей деятельности.
Уголовно-исполнительная политика закрепляется в различных формах, и прежде всего - в уголовно-исполнительном законодательстве. В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе, а также в иных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с исполнением наказания (питание
осужденных, их медицинское и бытовое обеспечение): Уголовно-исполнительная политика одновременно реализуется в деятельности соответствующих государственных органов - центральных и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, департамента судебных приставов-исполнителей, органов управления военными уголов-но-исполнительными учреждениями, а также непосредственно в деятельности учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение
уголовного наказания.
Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. органы государственной власти и управления субъектов федерации входят с предложением или дают согласие на создание и ликвидацию учреждений, исполняющих наказания; оказывают содействие в комплектовании квалифицированными кадрами персонала этих учреждений;
создают условия для их деятельности и привлечения осужденных к труду.
§ 2. Уголовно-исполнительное право
и его место в системе российского права
С принятием УИК РФ завершился один из важных этапов реформирования отрасли законодательства, регулирующей исполнение уголовных наказаний, произошла трансформация исправительно-трудового права в уголовно-исполнительное.
Каждая отрасль права, в том числе уголовно-исполнительное, закрепляет в своих институтах и нормах цели, принципы, стратегию, направления, основные средства и методы политики государства в той или иной социальной сфере. Уголовно-исполнительное право соответственно закрепляет основные положения политики государства в сфере исполнения уголовного наказания. Вместе с тем любую отрасль права нельзя рассматривать в качестве пассивного регистратора государственной политики. Она имеет собственные незыблемые базовые положения, на которые не может и не должна воздействовать политика. К их числу прежде всего относится верховенство закона - соподчиненность законов с точки зрения юридической силы.
Уголовно-исполнительное право представляет собой самостоятельную отрасль права, которая характеризуется собственным предметом и методом правового регулирования, а также системой норм. В его предмет, согласно ч. 2 ст. 2 УИК; входит установление общих положений и принципов исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотренных УК; порядка и условий исполнения и отбывания наказания, применения средств исправления осужденных; порядка деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; порядка участия органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а также граждан в исправлении осужденных; порядка освобождения от наказания и оказание помощи освобождаемым лицам.
Общие положения и принципы применения наказаний закреплены в главе 1 УИК, они образуются из целей и задач, структуры и содержания уго-
ловно-исполнительного законодательства, базируются на международно-правовых актах об обращении с осужденными. Они включают в себя нормы этой отрасли права, определяющие действия уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени, основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера, основные средства исправления осужденных.
В общих положениях УИК определены основные средства исправления осужденных (ст. 9) - режим, воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка осужденных и общественное воздействие на них. Уголовно-исполнитель-ный кодекс отказался от употребления термина «меры исправительно-тру-дового воздействия» (ст. 2,4 ИТК), содержание которых не было раскрыто в законе и как следствие этого вызывало разноречивое толкование как в теории данной отрасли права, так и на практике.
Наиболее полно урегулирован уголовно-исполнительным законодательством порядок деятельности исправительных учреждений, на которые возложено исполнение лишения свободы (раздел IV УИК). Порядок деятельности уголовно-исполнительных инспекций, исполняющих такие виды наказаний, как обязательные и исправительные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, урегулирован в главах 4, 6, 7 раздела II УИК. Кодекс также подробно регламентирует деятельность других учреждений уголовно-исполнительной системы, а также органов, исполняющих наказания в отношении военнослужащих.
Впервые в предмет регулирования уголовно-исполнительного законодательства включен порядок участия органов государственной власти и органов местного самоуправления в исправлении осужденных и в контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание (ст. 19, 24, 50, ч. 4 ст. 96 и др.).
В предмет уголовно-исполнительного права входит регулирование деятельности организаций, на которых работают осужденные к лишению свободы и лица, в отношении которых исполняется наказание, не связанное с лишением свободы. Так, ст. 43 УИК подробно регламентирует обязанности администрации предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания осужденными исправительных работ, в частности контроль за их поведением на производстве и в быту и проведение с ними воспитательной работы. На администрацию организаций возлагается ряд обязанностей, которые подлежат выполнению для обеспечения исполнения конкретных видов наказаний (ч. 4 ст. 33, 34 УИК и др.).
К предмету этой отрасли права относится регулирование порядка деятельности общественных объединений (ст. 23 УИК).
Ряд норм уголовно-исполнительного законодательства регулирует деятельность администрации исправительных учреждений по отношению к гражданам, находящимся на территории этих учреждений, а также устанавливает правила поведения этих лиц. Такие случаи предусмотрены для обеспечения безопасности священнослужителей при посещении ими
штрафных изоляторов и одиночных камер колоний особого режима, а также помещений камерного типа, иных граждан, работающих на производственных объектах, где используется труд осужденных.
Таким образом, предметом уголовно-исполнителыюго права является регулирование общественных отношений, возникающих при исполнении (отбывании) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера, а также при применении к осужденным средств исправления; общественных отношений, возникающих в связи с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления в контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, и оказанию им помощи в исправлении осужденных; общественные отношения, возникающие между администрацией организаций, общественными объединениями, а также гражданами в связи с их участием в исправлении осужденных или посещением исправительных учреждений.
Уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью права и характеризуется наличием собственного метода регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет. Хотя данный признак вспомогательный, тем не менее он влияет на характер общественных отношений, возникающих между субъектами, а также на соотношение их прав и обязанностей. Поскольку наказание представляет собой форму государственного принуждения, его исполнение предопределяет характер основного метода правового регулирования - императивный, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Однако это не исключает применения и иных методов правового регулирования - диспозитивного, поощрения и т. д.
Другим признаком самостоятельности отрасли права является наличие особой системы правовых норм, создающихся для регулирования определенного вида общественных отношений. В систему норм уголовно-исполнительного права входят Уголовно-исполнительный кодекс, а также другие федеральные законы.
Уголовно-исполнительное право входит в общий комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, который образуют также уголовное и уголовно-процессуальное право. В этой связи важное значение приобретает место уголовно-исполнительного права в указанном правовом комплексе, его взаимосвязь и разграничение с уголовным и уголовно-про-цессуальным правом.
Уголовное право является базовым по отношению ко всем правовым отраслям, регулирующим борьбу с преступностью, что предопределяет его первичность и одновременно единство целей, принципов и методов правового регулирования, достаточно единообразный понятийный аппарат этих отраслей.
Уголовное и уголовно-исполнительное право регулируют общественные отношения, возникающие при применении наказания и освобождении от него. В данной сфере правового регулирования отчетливо можно выделить приоритет уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному. Уголовное право определяет понятие, цели, виды, основания наказания и
освобождения от него, то есть формулирует ключевые юридические категории, оставляя для уголовно-исполнительного права регулирование общественных отношений в сфере исполнения (отбывания) наказания. Базовая роль уголовного права по отношению к утоловно-исполнительному определяется еще одним принципиальным положением. Как известно, форма жизни материального права есть процессуальный закон. Для уголовного права такой формой его реализации является не только уголовно-процессу-альное, но и уголовно-исполнительное право. Имея общие с ним институты, уголовное право определяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное право - процедурное.
Сравнительный анализ уголовного и уголовно-исполнительного законодательства позволяет выделить три уровня взаимосвязи этих отраслей. На первом, высшем уровне обеспечивается единство целей, общих положений и принципов, понятийного аппарата, а также ведущих институтов данных отраслей законодательства (содержание наказания и его исполнение, система исправительных учреждений, основания освобождения от наказания). На втором уровне их взаимосвязь опосредуется. Уголовный закон определяет сущность и содержание конкретных видов наказания и передает полномочия исполнительному закону устанавливать в определенном объеме лишения или ограничения прав и законных интересов осужденных при определении порядка исполнения (отбывания) конкретных видов наказания, но в пределах, им очерченных. В частности, в УК и УИК прослеживается четкая взаимосвязь между классификацией осужденных к лишению свободы и системой исправительных учреждений. На третьем уровне их взаимосвязь еще более опосредуется. Уголовный закон создает лишь нормативные предпосылки для развития отдельных институтов и норм уголовно-исполнительного права. Например, оценка уголовным законом степени тяжести совершенного преступления предопределяет условия отбывания осужденным наказания.
Тесная взаимосвязь этих отраслей права предполагает необходимость их разграничения, что позволяет устранять конкуренцию и дублирование смежных институтов и норм. Исходное положение для решения этой проблемы - понимание нормы уголовного права как материальной, а исполнительного - как процедурной. Иными словами, уголовно-исполнительное право как процедурное право по отношению к уголовному представляет собой форму реализации материального права, в частности, исполнение наказания. Поэтому рубежом в разграничении данных отраслей права должно стать понимание наказания с точки зрения его материального и исполнительного (процедурного) содержания.
Уголовно-исполнительное право тесно взаимосвязано с уголовно-про-цессуальным правом, прежде всего с разделом последнего, относящимся к исполнению приговора. Исполнение наказания есть составная часть исполнения обвинительного приговора, и со вступлением его в законную силу начинают реализовываться нормы уголовно-исполнительного права. Уголов-но-процессуальное право призвано обеспечить осуществление правосудия, в
то время как уголовно-исполнительное право в определенной мере обеспечивает реализацию результатов правосудия, поскольку регулирует исполнение приговора в части наказания. Обе отрасли права оперируют общим понятийным аппаратом, имеют смежные институты и нормы (освобождение от отбывания наказания по болезни, условно-досрочное освобождение от наказания и замена наказания более мягким, изменение условий содержания осужденных к лишению свободы и т. д.). Разграничение названных отраслей права определяется тем, что уголовно-исполнительное право регулирует до-судебную процедуру реализации указанных смежных институтов, а уголов-но-процессуальиое право - судебную процедуру.
Уголовно-исполнительное право тесно связано с конституционным правом при регулировании правового статуса осужденных, с административным правом в сфере управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, прохождения службы сотрудниками этих органов, применения ими физической силы, спецсредств и оружия к осужденным, а также с гражданским, семейным, финансовым и другими отраслями законодательства.
Таким образом, в единстве и взаимосвязи уголовно-исполнительного с другими отраслями права выражается системность права, реализуются его функции как самостоятельной правовой отрасли.
§ 3. Принципы уголовно-исполнительного права
Принципы уголовно-исполнительного права базируются на общих принципах права и принципах отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, прежде всего уголовного права, поэтому необходимо рассмотреть положения, характеризующие указанную правовую категорию.
В общей теории права принципы рассматриваются в качестве основных идей права, руководящих положений правовой системы. Особую значимость они приобретают в ходе проведения правовой реформы, поскольку, обладая нормативными свойствами, становятся обязательными при формировании отрасли права, ее институтов и норм.
Принципы права, его отдельных отраслей объективны по своему характеру, хотя одновременно являются и субъективной категорией.
Объективность принципов права определяется тем, что основные идеи, содержащиеся в них, подлежат обязательному воплощению как в конкретной отрасли права, так и при реализации в правоприменительной деятельности. Их забвение неизбежно влечет за собой причинение обществу существенного нравственного вреда, нарушение прав и свобод человека независимо от сферы общественных отношений, где он функционирует.
В основе правовых принципов лежат общечеловеческие ценности. Об этом свидетельствуют многие международные акты, в частности Всеобщая декларация прав человека 1948 г.. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., в которых зафиксированы многие общеправовые принципы регулирования отношений между личностью и государством.
Субъективность принципов права определяется тем, что они формулируются людьми, а затем воспринимаются общественным сознанием как
нравственные постулаты и входят в качестве составной части в правовую идеологию.
В Уголовно-исполнительном кодексе впервые в данной отрасли законодательства сформулированы его принципы.
Система принципов уголовно-исполнительного права отражает принципы обращения с осужденными, которые зафиксированы в соответствующих международных актах. Прежде всего это относится к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными, принятым на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в 1955 г.; Своду принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятому ООН в 1989 г.; Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятой ООН в 1984 г. Закрепленные в них принципы затрагивают приоритетные права человека, лишенного свободы, которые должны закрепляться в национальном законодательстве и соблюдаться в правоприменительной деятельности.
Система принципов уголовно-исполнительного права базируется на Конституции Российской Федерации, поскольку принципы и общие положения, закрепленные в ней, в первую очередь определяющие права и свободы человека, согласно ст. 15, имеют прямое действие.
Принципы данной отрасли законодательства предопределяют содержание институтов и норм, регулирующих исполнение конкретных видов наказаний, а также других законов и иных нормативно-правовых актов, которые будут приняты в соответствии со ст. 2 и 4 УИК и ст. 5 Закона «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса».
Исходя из изложенных положений, рассмотрим принципы уголовно-исполнительного права.
К числу общеправовых принципов этой отрасли права следует отнести законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом;
к межотраслевым - дифференциацию и индивидуализацию исполнения наказания; к отраслевым - рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.
Принцип законности - конституционный, он закреплен в ряде статей Конституции Российской Федерации (ст. 4,13,15,17-19 и др.), а также в перечисленных выше международных документах. В уголовно-исполнитель-ном праве он выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами. Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уголовно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказание, органами государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, работниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, исполняющими наказания, общественными формированиями, принимающими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посе
щающими места отбывания наказания, и самими осужденными. Принцип законности нашел отражение в ст. 10-15 УИК, определяющих правовой статус осужденных, в ст. 19-23 УИК, устанавливающих систему и формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.
Принцип гуманизма уголовно-исполнительного права закреплен во многих институтах и нормах УИК. В частности, в ст. 10 УИК подчеркивается, что «Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных...» В ч. 2 ст. 12 УИК указывается, что «они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению». Принцип гуманизма выражается также в тех целях, которые ставит государство при исполнении наказания, - исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправительного воздействия: общественно полезном труде, интенсивном психолого-педагогическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду со строгими режимными требованиями, обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания наказания и одновременно создающими условия для расширения прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения.
Принцип демократизма отражает содержание многих институтов и норм уголовно-исполнительного права. Прежде всего, он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный, прежде всего, к лишению свободы существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Принцип демократизма выражается в сущности организации процесса исправления осужденных, открытой деятельности учреждений и органов, исполняющих наказание, осуществлении контроля за их деятельностью и, прежде всего, в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными. Данный принцип закреплен, в частности, в ч. 2 ст. 9 УИК, в которой к числу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воздействие на них.
Общеправовой принцип равенства граждан перед законом нашел закрепление и реализацию в Уголовно-исполнительном кодексе. Его истоком является конституционный принцип равенства всех перед законом, то есть равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения (ст. 19 Конституции).
В соответствии с конституционными положениями и международными правилами нормы УИК не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения и т. д. Вместе с тем равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они дифференцируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола, характера совершенного преступления и т. д.
Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания -
производный от такого принципа уголовного права, как дифференциация и индивидуализация ответственности (ст.бУК). В уголовно-исполнительном праве он выражается в дифференциации и индивидуализации исполнения (отбывания) наказания. Дифференциация исполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совершенных ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы вины, поведения в процессе отбывания наказания применяется принудительное воздействие и ограничение в правах в различных объемах. Один из методов дифференциации исполнения наказания - классификация осужденных и распределение их по видам исправительных учреждений. Данный принцип нашел свое отражение в ст. 74, 78 УИК и других статьях.
Принцип индивидуализации исполнения наказания базируется на учете не групповых, а индивидуальных особенностей личности осужденного, которые учитываются при отбывании им наказания. Так, в ч. 3 ст. 9 УИК, в которой закреплен названный принцип, указывается, что средства исправления должны применяться с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, а также его поведения.
Принцип индивидуализации исполнения наказания реализуется путем изменения правового статуса осужденного в зависимости от поведения при применении мер поощрения и взыскания.
Впервые в законодательстве, регулирующем исполнение наказаний, получил обобщающую формулировку такой важный принцип, кгк. рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их юравопослушного поведения, хотя в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве он находил свою реализацию, особенно после внесения изменений и дополнений в ИТК в 1992 г., в котором было существенно ограничено применение к осужденным мер принуждения при отбывании лишения свободы, а также расширены стимулы пра-вопослушного поведения этих лиц.
В Уголовно-исполнительном кодексе он впервые был сформулирован и получил свою реализацию в конкретных нормах закона. Рациональное применение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответственность осужденных (ст. 29, 32, 46 и др.), основания, порядок и условия применения к ним мер взыскания (ст. 59,117,119,138,169). При применении этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение.
Применительно к лишению свободы важную роль играют стимулирующие нормы, регулирующие изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону, в частности перевод на облегченные условия содержания. Это, прежде всего, поощрительные нормы (ст. 45,57,71,113,134,153,167). К поощрительным нормам можно также отнести положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97,121 УИК).
Рациональное применение средств исправления предполагает целенаправленное воспитательное воздействие на осужденных, организацию их труда, профессионального и общеобразовательного обучения с учетом их типологических и индивидуальных особенностей. В данном случае реализуется метод дифференцированного и индивидуализированного психолого-пеца-гогического воздействия на осужденных. Этот метод выходит за пределы принципа дифференциации и индивидуализации наказания, но реализуется
в строго определенных правовых рамках.
Соединение наказания с исправительным воздействием как отраслевой принцип уголовно-исполнительного права предполагает, что исполнение всех видов наказания должно сопровождаться применением к осужденным различных мер воспитания. Это относится не только к осужденным к лишению свободы, при исполнении которого применяется весь комплекс средств исправительного воздействия в соответствии со ст. 9 УИК, но и к
другим срочным видам наказания.
Анализ перечисленных принципов показывает, что в них находят свое выражение общие принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы политики государства в сфере исполнения наказания, которые образуют систему отраслевых принципов, присущих данной отрасли права. В совокупности они подчеркивают принадлежность уголовно-исполнительного права к системе права в качестве ее самостоятельной отрасли и одновременно отражают его особенности. Принципы уголовно-исполнительного права призваны предопределять стратегию и направления развития отдельных институтов и норм, обеспечивать системность правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении наказания. Необходимо подчеркнуть единство системы принципов уголовно-исполнительного права и их взаимосвязь. Общеправовые и межотраслевые принципы, реципируемые в уголовно-исполнительном праве, сохраняя свое сущностное содержание, приобретают вместе с тем специфику, которая обусловливается необходимостью обеспечивать особенности правового регулирования общественных отношений при исполнении наказания.
§ 4. Наука уголовно-исполнительного права
Наука уголовно-исполнительного права соответствует отрасли права и призвана изучать весь комплекс социально-политических, экономических, правовых, нравственных, психолого-педагогических проблем, возникающих в сфере исполнения уголовного наказания, выявлять тенденции и закономерности, складывающиеся в процессе правоприменительной деятельности по исполнению приговоров судов к различным видам наказаний и представлять свои предложения по совершенствованию данной отрасли законодательства и практики его применения. Поэтому предмет науки уголовно-исполнительного права по содержанию значительно шире соответствующей отрасли права. Она включает в себя политику государства в сфере исполнения уголовного наказания, историю развития у'"""'"'""'" »n^nr.Hun чс-ппп
НОВГОРОДСКАЯ о о л а с т ———
.!1в8б7а
о О л а с т

нительного законодательства и учреждений и органов, исполняющих наказания, содержание, структуру норм рассматриваемой отрасли права, систему законодательства, его источники, правоотношения, уголовно-исполнитель-ное право зарубежных стран, международные акты об обращении е осужденными, практику исполнения наказания и исправления осужденных и др.
Методологической основой науки уголовно-исполнительного права является философия как всеобщий метод познания, который одновременно проявляет себя в частнонаучных методах исследования. Они представляют собой приемы и срособы научного анализа социальных процессов и явлений, возникающих при исполнении уголовных наказаний. Методологической по отношению к уголовно-исполнительному праву является общая теория права. Все основные теоретические положения этой науки, принципы и понятийный аппарат - базовые для данной отрасли права. Это относится и к применяемым в праве методам исследования.
Наука уголовно-исполнительного права тесно взаимосвязана с различными отраслями юридических наук. Тесная взаимосвязь имеется с наукой. уголовного права, прежде всего с теорией наказания, а также с некоторыми иными ее разделами, что обусловливается близостью предметов и методов этих отраслей. Существует взаимосвязь с наукой уголовно-процессуального права, особенно с разделом, изучающим проблемы исполнения приговора.
Наука конституционного права по ряду положений выступает в качестве базовой по отношению к науке уголовно-исполнительного права. Это относится к правовому статусу гражданина, к общим вопросам законности, к компетенции федеральный органов власти и органов власти субъектов Российской Федерации, к правовому регулированию деятельности органов, исполняющих наказание.
Наука уголовно-исполнительного права имеет ряд общих проблем с наукой административного права, относящихся к управлению системой учреждений и органов, исполняющих наказания, персоналу этих учреждений, прохождению им службы, его социальной защищенности.
Указанная отрасль науки имеет много общих позиций с наукой гражданского, трудового, семейного, хозяйственного права, поскольку функционирование учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется в процессе правоприменительной деятельности, регулируемой соответствующими отраслями законодательства.
Существует тесная взаимосвязь науки уголовно-исполнительного права и криминологии. Она проявляется во многих положениях. Прежде всего, предполагается криминологическая обоснованность ряда норм данной отрасли права, в частности раздельное содержание осужденных, характеризующихся различной степенью криминальной запущенности, постановка под контроль определенных категорий лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Для изучения осужденных и лиц, освобожденных от отбывания наказания, широко применяются методы криминологического анализа.
Как известно, процесс исполнения наказания и исправления осужденных представляет собой комплексную правовую и психолого-педагогичес
кую проблему. Неизбежна взаимосвязь науки уголовно-исполнительного права с исправительными психологией и педагогикой. Каждая из указанных отраслей наук взаимно обогащает другие. Наука уголовно-исполнительного права использует данные названных отраслей наук при разработке проектов норм права, активно применяет результаты исследований личности осужденных в совершенствовании механизма реализации институтов и норм этой отрасли законодательства.
Таким образом, взаимосвязь науки уголовно-исполнительного права с другими отраслями наук предполагает применение ими теоретических положений, обобщений, эмпирических данных в исследовании актуальных проблем теории и практики исполнения наказания, а также методов других наук для использования необходимого фактического материала в проведении комплексных научных разработок, проблем, выдвигаемых практикой исполнения наказания.
Наука уголовно-исполнительного права в современных условиях развития общества призвана научно обеспечивать осуществление правовой реформы в сфере исполнения уголовных наказаний, а также вырабатывать для практики обоснованные и приемлемые с экономических позиций пути выхода из кризисной ситуации, в которой находится система исполнения наказаний и исправления осужденных.
Большие задачи стоят перед уголовно-исполнительной наукой в связи с переходом уголовно-исполнительной системы в гражданское ведомство -Министерство юстиции Российской Федерации. Приоритетными из них являются определение концептуальных направлений развития уголовно-исполнительной системы в новых организационых рамках, научное обеспечение законодательной и нормативно-правовой деятельности в этой сфере, становление прогнозирования численности осужденных и преступности среди них, разработка новых форм и методов исправления осужденных с учетом достижений отечественного и зарубежного опыта, достижений исправительных педагогики и психологии, разработка и научное сопровождение изучения (мониторинга) общественного мнения о деятельности уголовно-исполнительной системы Минюста России и др.
Для выполнения указанных задач в 1999 году образован научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.
Скачать файл (206.8 kb.)