Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Селиверстов В.И. (ред.) Уголовно-исполнительное право - файл n1.doc


Селиверстов В.И. (ред.) Уголовно-исполнительное право
скачать (206.8 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc1841kb.02.08.2009 16:44скачать


n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17


ОГЛАВЛЕНИЕ________________

ВВЕДЕНИЕ .............................................................................................................3

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава! Понятие уголовно-исполнительного права................................................................6

§ 1. Уголовно-исполнительная политика и ее место в политике государства в сфере борьбы с преступностью .................................................................6

§ 2. Уголовно-исполнительное право и его место

в системе российского права........................................................................9

§ 3. Принципы уголовно-исполнительного права.............................................13

§ 4. Наука уголовно-исполнительного права.....................................................17

Глава 2 Уголовно-исполнительное законодательство

Российской Федерации............................................................................................20

§ 1. Понятие, структура и задачи

уголовно-исполнительного законодательства .............................................20

§ 2. Понятие и содержание норм

уголовно-исполнительного законодательства.............................................27

§ 3. Виды и структура норм

уголовно-исполнительного законодательства.........................i....................,28

§ 4. Структура уголовно-исполнительных правоотношений.............................31

§ 5. История уголовно-исполнительного 1 законодательства и права.............................................................................34

Глава 3

Исполнение наказания н применение

исправительного воздействия............................................-......—..........................^

§ 1. Понятие и содержание процесса исполнения

(отбывания) наказания— —.....—........—.....—.....—.....——....—...——.........49

§ 2. Понятие и содержание процесса применения

к осужденным средств исправления—...... —...——..........—...—.—.—....— .....53

§ 3. Дифференциация и индивидуализация

исполнения наказания и применения к осужденным средств исправления....————.......—...... ———..——..—..—....—....—. .—56

Глава 4 Правовой статус лиц, отбывающих наказания,

•нххарактевистнка...........—.....................—....—...—........-...—...-—....................59

§ 1. Социально-правовое назначение и понятие

правового положения лиц, отбывающих наказания....................................59

§ 2. Содержание правового статуса лиц,

отбывающих наказания............................................................................... 62

§ 3. Закрепление в законодательстве

правовою положения лиц, отбывающих наказания——....———.....65 § 4. Основные обязанности и права лиц,

отбывающих наказания............... —..............................................—............68

§ 5. Характеристика осужденных..——.....—.....—...............................................72

Глава 5 Система учрсяздмнй и органов,

нсиомя1Н1ИК1|иеаза1дм........—..........—..—......................................—.........—— —78

§ 1. Задачи и виды учреждений и органов государства,

исполняющих наказания...———...........—..————...........................78

§ 2. Назначение и виды исправительных учреждений..............——..-.—— ..81

§ 3. Взаимодействие учреждений и органов,

исполняющих наказания, с судом

и иными, государственными органами,

ведущими борьбу с преступностью......................,...................................—^

Глава б

Контроль за деятельностью учреждений

и органов, ясшииющих наказания.........................................................................91

§ 1. Социадьно-правовое назначение и понятие контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания —......—...............,.—.....—...... ——....91

§ 2. Контроль органов государственной власти

и органов местного самоуправления..............———...———...—— -93

§ 3. Судебный контроль за деятельностью персонала

учреждений и органов, исполняющих наказания...—.——...——..—..——95 § 4. Ведомственный контроль....................————..————..——......... 99

§ 5. Прокурорский надзор за деятельностью персонала

учреждений и органов, исполняющих наказания.—......——..................101

§ 6. Участие общественности в деятельности

учреждений и органов, исполняющих наказания, и органов представительной власти....................——.——..———........ 105

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Глава?

Исполнение наказаний, не связанных

с обязательной трудовой деятельностью осужденного...........................................! 11

§ 1. Порядок и условия исполнения наказания в виде штрафа.......................! 12

§ 2. Порядок и условия исполнения наказания

в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью...........................................! 15

§ 3. Порядок и условия исполнения

дополнительных наказаний .......................................................................120

Глава8

Исполнение наказаний,

связанных с обязательной

трудовой деятельностью осужденного.................................................................... 127

§ 1. Порядок и условия исполнения наказания

в виде обязательных работ.........................................................................127

§ 2. Правовое регулирование исполнения

(отбывания) ограничения свободы........................................................... 132

§ 3. Порядок и условия исполнения наказания

в виде исправительных работ.....................................................................142

Глава 9

Исполнение наказаний,

связанных с изоляцией от общества .......................................................................150

§ 1. Классификация осужденных к лишению свободы

и распределение их по исправительным учреждениям .............................150

§ 2. Правое регулирование режима исполнения наказаний,

связанных с изоляцией от общества..........................................................157

§ 3. Средства обеспечения режима

в исправительных учреждениях................................................................. 172

§ 4. Правовое регулирование труда осужденных

к лишению свободы ...................................................................................184

§ 5. Правовое регулирование воспитательного воздействия,

общеобразовательного и профессионального обучения

осужденных в исправительных учреждениях ............................................194

§ 6. Материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение

осужденных к лишению свободы.

Материальная ответственность осужденных.............................................20Э

. Глава 10

Порядок и условия исполнения наказаний, '

1^ связанных с изоляцией от общества ......................................................................214

§ 1. Порядок и условия исполнения ареста .....................................................214

§ 2. Порядок и условия исполнения наказания

в исправительных колониях..;...................................................................217

§ 3. Порядок и условия исполнения

пожизненного лишения свободы.............................................—...............227

§ 4. Порядок и условия исполнения наказания в тюрьмах .............................230

§ 5. Порядок и условия исполнения наказания „ в воспитательных колониях.......................................................................23S.

Глава 11

Освобождение от отбывания наказания.

Закрепление результатов исправительного воздействия........................................245

§ 1. Виды освобождения от отбывания наказания...........................................245

§ 2. Порядок представления к досрочному освобождению

от отбывания наказания ............................................................................251

§ 3. Порядок освобождения осужденных....................................,....................253

§ 4. Социальная адаптация лиц, освобожденных

от наказания, и меры по ее обеспечению..................................................255

§ 5. Помощь лицам, освобождаемым

от отбывания наказания ............................................................................256

§ б. Наблюдение за лицами, условно-досрочно

освобожденными от наказания.................................................................. 257

§ 7. Административный надзор за лицами,

освобоЗДенными из мест лишения свободы .............................................257

Глава 12 4

Исполнение наказания в вице смертной казня ......................................................260

§ 1. Смертная казнь в действующем законодательстве

России и зарубежных стран....................................................................... 260

§ 2. Порядок исполнения наказания в виде смертной казни ..........................264

Глава 13

Содержание поя стражей подозреваемых

и обвиняемых в совершении преступлений ............................................................267

§ 1. Социально-правовое назначение, основания и принаипы содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления ......................................................................267

§ 2. Места содержания под стражей подозреваемых

и обвиняемых в совершении преступления...............................................269

§ 3. Правовой статус подозреваемых и обвиняемых

во время содержания под стражей.............................................................273

§ 4. Режим в местах содержания под стражей

и основные средства его обеспечения .......................................................284

Глава 14

Исполнение уголовного наказания

в зарубежных «гранах. Международные акты

об обращении с осуждепными................................................................................289

§ 1. Исполнение уголовного наказания в зарубежных странах.......................289

§ 2. Международные акты об обращении с осужденными ..............................303
УДК343 ББК 67.408 У26

Коллектив авторов:

Михлин А.С. - доктор юридических наук, профессор, заслуженный дея­тель науки Российской Федерации - § 5 гл. 4, § 6 гл. 6, гл. 7, § 3 гл. 8, гл. 11, гл. 12

Михлин А.С. в соавторстве со Шмаровым И.В. доктором юридических наук, профессором, заслуженным деятелем науки Российской Федерации -^ § 1 гл. 9, § 1 и 3 гл. 10

Пономарев П.Г. - доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации - § 5 гл. 2, § 1 гл. 8, § 5 и 6 гл. 9, § 2, 4, 5 гл. 10, гл. 14

Пономарев П.Г. в соавторстве со Шмаровым И.В. - § 2 и 4 гл. 9

Селиверстов В.И. - доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации - введение, § 1-4 гл. 4, § 1 и 2 гл. 5, § 1-5 гл. 6, § 2 гл. 8, гл. 13

Селиверстов В.И. в соавторстве со Шмаровым И.В. - гл. 1, § 1-4 гл. 2, гл. 3, § 3 гл. 5, § 3 гл. 9

У 26

Уголовно-исполнительное право: Учеб. для юрид. вузов / А.С. Михлин, П.Г. Пономарев, В.И. Селиверстов, И.В. Шмаров; Под ред. профессора В.И. Селиверстова. - 2-е изд. - М.: Юриспруден­ция, 2000. - 320 с.

ISBN 5-8401-0024-2

Учебник подготовлен в соответствии с программой курса «Уголовно-испол­нительное право» для юридических вузов. Структура и содержание учебника определяются положениями Уголовно-исполнительного кодекса РФ и произо­шедшими после его введения в действие изменениями в системе исполнения наказаний в России. В учебнике учтены последние изменения в законодатель­стве, в том числе связанные с передачей 1 сентября 1998 года уголовно-испол-нительной системы в ведение Министерства юстиции РФ. Наряду с вопросами, касающимися исполнения наказаний, подробно освещены и вопросы, касающиеся содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоля­торах и изоляторах временного «рдержания под стражей.

Для студентов юридических-учебных заведений очной, заочной, очно-за­очной, вечерней и ускоренной форм обучения, слушателей институтов повы­шения квалификации и первоначальной подготовки.

ББК 67.408 УДК343

ISBN 5-8401-0024-2

© Михлин А.С., Пономарев П.Г.,

Селиверстов В.И., Шмаров И.В., 1997 © Юриспруденция (оформление, оригинал-макет), 2000

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемый читателю учебник представляет собой второе издание учебника «Уголовно-исполнительное право», вышедшего в 1998 году под ре­дакцией заслуженного деятеля науки РФ профессора И.В. Шмарова в изда­тельстве «Новый Юрист». Необходимость во втором издании обусловлена не только потребностями учебного процесса, но и произошедшими после из-/ дания существенными изменениями в сфере исполнения наказания.

Так, была продолжена реформа уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, являющаяся важной составной частью правовой рефор­мы в России. Уголовный кодекс РФ вступил в силу с 1 января 1997 года, Уго-ловно-испалнительный кодекс РФ - с 1 июля 1997 года, однако уже после этого внесен целый ряд изменений в УК РФ, четырьмя федеральными зако­нами внесены изменения в УИК РФ, причем три из них были приняты после первого издания настоящего учебника.

Также произошли существенные изменения в конституционной, судеб­ной и иных видах правоохранительной практики, оказавших определяющее влияние на назначение и исполнение уголовных наказаний. Так, решением Конституционного Суда РФ (1999 г.) признано невозможным применение смертной казни всеми судами Российской Федерации до введения повсемест­но суда присяжных. Верховным Судом РФ 20 мая 1999 года было принято постановление «О практике назначения судами уголовного наказания», в ко­тором дан ряд рекомендаций по назначению лишения свободы, основных и до­полнительных наказаний, наказаний, имеющих имущественный характер (штрафа, конфискации имущества), и т.д.

Кроме того, Указом Президента РФ с 1 сентября 1998 года угаяовно-истл-нительная система МВД РФ была передана в ведение Минюста России. Тем са­мым начался новый этап реформирования в сфере исполнения наказания.

В соответствии с новыми задачами в 1999 году разработана Концепция реформирования угаловно-испалнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (на период до 2005 года), идет пересмотр законода­тельных и особенно подзаконных нормативных правовых актов в целях даль-

нейшей гуманизации и демократизации системы исполнения наказания в Рос­сии. В числе основных направлений этого процесса следует отметить меры по сокращению применения осуждения к лишению свободы, содержания под стра­жей обвиняемых и подозреваемых, ограничений прав и законных интересов осужденных и арестованных, по расширению участия общественных институ­тов в осуществлении контроля и помощи угаяовно-испалнительнвй системе, освобождению системы обращения с осужденными (за исключением осужден­ных военнослужащих) от военизированных традиций, атрибутов!» символов.

Все эти изменения нашли отражение в предлагаемом, втором издании учебника, который, как и иные учебники по уголовно-исполнительному праву, основывается на Уголовном и Уголовно-исполнительнам кодексах и иных зако­нодательных и нормативных правовых актах, регулирующих исполнение нака­заний, и их всестороннем анализе. Авторами учебника аккумулированы совре­менные разработки теории уголовно-исполнительного права при изложении узловых вопросов исполнения наказания и вместе с тем дана новая трактов­ка ряда теоретических положений с учетом требований Уголовно-исполни­тельного кодекса. Это относится к содержанию, принципам и стратегии уголовно-исполнительной политики государства и социальным факторам, оп­ределяющим ее развитие, предмету данной отрасли права, его истории, целям наказания и целям уголовно-исполнительного законодательства, правовому статусу осужденных, правовому регулированию средств их исправления и др.

Структура учебника соответствует структуре Уголовно-исполнитель­ного кодекса. В общей части дан анализ новых институтов и норм УИКРФ, регулирующих общие положения исполнения наказаний, что, в свою очередь, обусловило необходимость рассмотрения в нем отдельных вопросов теории уголовно-исполнительного права.

Авторами уделено внимание анализу организации исполнения отдельных видов наказания и уголовно-исполнительной практике. Для более правильно­го ее понимания в учебнике даны социально-демографическая, уголовно-пра-вовая и уголовно-исполнительная характеристики лиц, отбывающих нака­зания.

В учебнике изложен материал по истории российского уголовно-исполни­тельного законодательства, о зарубежном пенитенциарном законодатель­стве, а также о международных актах об обращении с осужденными, вклю­чая европейские, знание которых необходимо в связи с вступлением России в Совет Европы.

Учитывая пожелания преподавателей юридических учебных заведений, в учебник включена глава «Содержание подозреваемых и обвиняемых в след­ственных изоляторах». Этот материал особенно необходим для студен­тов — будущих работников правоохранительных органов.

Хотя назначение и исполнение таких видов наказаний, как обязательные работы, ограничение свободы и арест, отложены до 2001 г., авторы сочли необходимым осветить порядок их исполнения, поскольку в ином случае бы­ла бы нарушена система уголовно-исполнительного законодательства, что осложнило бы понимание многих институтов и норм этой отрасли права.

Материал учебника изложен последовательно, но кратко. Поэтому предла­гаемый учебник уголовно-исполнительного права ориентирован прежде всего на студентов юридических образовательных заведений, не имеющих специализиро­ванного профиля подготовки кадров для уголовно-исполнительной системы Ми­нистерства юстиции РФ. Он может быть полезен студентам, получающим юридическую подготовку в рамках других специальностей (экономиста, менед­жера и т.д.), при повышении квалификации и первоначальной подготовке, включая подготовку курсантов для работы в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции РФ, а также при самообразовании.

Профессор В.И. Селиверстов

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Глава 1

ПОНЯТИЕ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

§ 1. Уголовно-исполнительная политика и ее место в политике государства в сфере борьбы с преступностью

В основе формирования и развития правовой системы государства, правовых форм и направле­ний его деятельности находится политика, отра­жающая принципы, стратегию, основные направ­ления и формы достижения социальных целей, которые ставит перед собой общество и государст­во. Цели этой политики в общей форме закрепле­ны в ст. 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой «Российская Федерация - со-^ циальное государство, политика которого направ­лена на создание условий, обеспечивающих до­стойную жизнь и свободное развитие человека». Конкретные цели социальной политики имеют сложную систему и зависят от характера и направ­ленности многосторонней деятельности государ­ства и его органов по их реализации.

Одно из ее направлений - политика в сфере борьбы с преступностью. В ней в концентриро­ванном виде выражены цели, принципы, стра­тегия, основные направления, формы и методы контроля государства за преступностью. Она должна выражать интересы граждан России и общества в целом, обеспечивать их защиту от преступных посягательств.

Политика в сфере борьбы с преступностью определяет деятельность го­сударства, его органов по профилактике преступлений и иных правонару­шений, предупреждению их совершения, своевременному пресечению, ре­ализации ответственности лиц, совершивших преступления, исполнению наказания в отношении осужденных и достижению его целей. Политика го­сударства в указанной сфере многоплановая, ее можно условно разделить на политику в сфере предупреждения преступности, уголовную политику, уголовно-исполнительную политику.

Такое структурное разделение единой по своей цели, принципам и стра­тегии политики контроля за преступностью условно; отдельные ее направле­ния могут объединяться между собой, например уголовная политика и поли­тика в сфере исполнения наказания, или, напротив, расчленяться. Нередко из профилактики преступлений выделяется постпенитенциарная политика (предупреждения рецидивной преступности). Однако основные формы и методы реализации политики в различных сферах борьбы с преступностью отличаются между собой. В любом случае все направления этой политики едины с точки зрения целей, принципов и стратегии и тесно связаны между

собой.

Наиболее тесная взаимосвязь существует между уголовной и уголовно-исполнительной политикой, поскольку последняя выделилась из уголовной политики. Составной частью уголовной политики является уголовно-право-вая политика. Она определяет уголовно-правовые меры воздействия на пре­ступность: уголовную ответственность, ее основания, дифференциацию и индивидуализацию ответственности, криминализацию и декриминализацию деяний, пенализацию и депенализацию ответственности, цели, систему и ви­ды наказаний, их содержание, а также освобождение от наказания. Правовая сфера уголовно-исполнительной политики имеет более узкое содержание:

она определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности госу­дарства, ее основные формы и методы при исполнении наказания.

Политика в сфере исполнения наказания вместе с тем оказывает влия­ние на уголовную политику. Это прежде всего относится к определению си­стемы наказаний и отдельных его видов, к практике назначения наказаний. В конечном итоге, политика в рассматриваемой сфере влияет" на политику в области борьбы с преступностью в целом, в частности на принятие реше­ний по профилактике рецидивной преступности, адаптации лиц, отбывших наказание, и оказание им помощи.

Являясь составной частью политики в области борьбы с преступностью, уголовно-исполнительная политика определяет цели, принципы, стратегию, основные направления, формы и методы деятельности государства по обес­печению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупрежде­нию совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лица­ми. Цели и принципы политики в указанной области наиболее стабильны, так как базируются на выработанных международным сообществом положе­ниях об обращении с осужденными, соответствующих международных актах, достижениях науки. Поскольку цели и принципы политики в сфере исполне-

ния наказания реализуются в соответствующей отрасли права, они будут рас­смотрены в последующих параграфах настоящей главы.

Стратегия политики в сфере исполнения наказания хотя и достаточно стабильна, но может меняться в связи с коренными преобразованиями в экономике, политике, идеологии. Изменение стратегии политики государ­ства в указанной социальной сфере произошло в России в последние годы. Оно обусловлено новыми политическими позициями в отношении прав че­ловека, в том числе осужденных; новыми экономическими отношениями, возникшими в обществе; существенными преобразованиями в производст­венной деятельности исправительных учреждений и иными установками на роль труда осужденных; деполитизацией воспитательной работы с ними;

изменением организационных основ уголовно-исполнительной системы. , Стратегию, основные формы и методы уголовно-исполнительной поли­тики, ее формирование и развитие прямо или опосредованно определяет комплекс социальных факторов. К основным из них можно отнести соци­ально-политическое и экономическое состояние общества, господствую­щие в нем нравственные ценности и правовые представления, состояние и динамику преступности в стране, требования международных актов о пра­вах человека и обращении с осужденными, деятельность международных организаций, развитие фундаментальных общественных наук.

Субъектами формирования и развития политики в сфере исполнения на­казания являются Президент России и Федеральное Собрание. Так, согласно ч. 3 ст. 80 Конституции Президент определяет основные направления внут­ренней политики государства. Политика в сфере борьбы с преступностью (частью которой является политика в области исполнения наказания) пред­ставляет собой составную часть внутренней политики государства.

Примером, показывающим роль Президента РФ в формировании уго­ловно-исполнительной политики государства, является его Указ от 8 октя­бря 1997 г. «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД РФ» и Указ от 25 июля 1998 г. «О передаче уголовно-исполнительной системы МВД России в ведение Минюста России», которыми осуществлена передача уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юсти­ции и намечены меры по ее реформированию. Данные документы имеют не только организационно-правовое содержание, но и предопределили на­правление дальнейшего развития уголовно-исполнительной политики.

Федеральное Собрание России, принимая соответствующие законы, в том числе уголовные и уголовно-исполнительные, акты амнистии, рассмат­ривая вопросы борьбы с преступностью, оказывает влияние на формирова­ние политики в сфере исполнения уголовного наказания. Все иные субъек­ты Российской Федерации лишь реализуют ее в своей деятельности.

Уголовно-исполнительная политика закрепляется в различных формах, и прежде всего - в уголовно-исполнительном законодательстве. В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе, а также в иных законах, указах Президента РФ, постановлениях Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с исполнением наказания (питание

осужденных, их медицинское и бытовое обеспечение): Уголовно-исполни­тельная политика одновременно реализуется в деятельности соответствую­щих государственных органов - центральных и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, департамен­та судебных приставов-исполнителей, органов управления военными уголов-но-исполнительными учреждениями, а также непосредственно в деятельнос­ти учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение

уголовного наказания.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и орга­нах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. органы государственной власти и управления субъектов фе­дерации входят с предложением или дают согласие на создание и ликвида­цию учреждений, исполняющих наказания; оказывают содействие в ком­плектовании квалифицированными кадрами персонала этих учреждений;

создают условия для их деятельности и привлечения осужденных к труду.

§ 2. Уголовно-исполнительное право

и его место в системе российского права

С принятием УИК РФ завершился один из важных этапов реформиро­вания отрасли законодательства, регулирующей исполнение уголовных на­казаний, произошла трансформация исправительно-трудового права в уго­ловно-исполнительное.

Каждая отрасль права, в том числе уголовно-исполнительное, закрепля­ет в своих институтах и нормах цели, принципы, стратегию, направления, основные средства и методы политики государства в той или иной социаль­ной сфере. Уголовно-исполнительное право соответственно закрепляет ос­новные положения политики государства в сфере исполнения уголовного наказания. Вместе с тем любую отрасль права нельзя рассматривать в каче­стве пассивного регистратора государственной политики. Она имеет собст­венные незыблемые базовые положения, на которые не может и не должна воздействовать политика. К их числу прежде всего относится верховенство закона - соподчиненность законов с точки зрения юридической силы.

Уголовно-исполнительное право представляет собой самостоятельную от­расль права, которая характеризуется собственным предметом и методом пра­вового регулирования, а также системой норм. В его предмет, согласно ч. 2 ст. 2 УИК; входит установление общих положений и принципов исполнения нака­заний, применения иных мер уголовно-правового воздействия, предусмотрен­ных УК; порядка и условий исполнения и отбывания наказания, применения средств исправления осужденных; порядка деятельности учреждений и орга­нов, исполняющих наказания; порядка участия органов государственной влас­ти и органов местного самоуправления, иных организаций, общественных объ­единений, а также граждан в исправлении осужденных; порядка освобождения от наказания и оказание помощи освобождаемым лицам.

Общие положения и принципы применения наказаний закреплены в главе 1 УИК, они образуются из целей и задач, структуры и содержания уго-

ловно-исполнительного законодательства, базируются на международно-правовых актах об обращении с осужденными. Они включают в себя нормы этой отрасли права, определяющие действия уголовно-исполнительного за­конодательства в пространстве и во времени, основания исполнения наказа­ний и применения иных мер уголовно-правового характера, основные сред­ства исправления осужденных.

В общих положениях УИК определены основные средства исправления осужденных (ст. 9) - режим, воспитательная работа, общественно полез­ный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка осужденных и общественное воздействие на них. Уголовно-исполнитель-ный кодекс отказался от употребления термина «меры исправительно-тру-дового воздействия» (ст. 2,4 ИТК), содержание которых не было раскрыто в законе и как следствие этого вызывало разноречивое толкование как в те­ории данной отрасли права, так и на практике.

Наиболее полно урегулирован уголовно-исполнительным законодатель­ством порядок деятельности исправительных учреждений, на которые возло­жено исполнение лишения свободы (раздел IV УИК). Порядок деятельности уголовно-исполнительных инспекций, исполняющих такие виды наказаний, как обязательные и исправительные работы, лишение права занимать опре­деленные должности или заниматься определенной деятельностью, урегули­рован в главах 4, 6, 7 раздела II УИК. Кодекс также подробно регламентиру­ет деятельность других учреждений уголовно-исполнительной системы, а также органов, исполняющих наказания в отношении военнослужащих.

Впервые в предмет регулирования уголовно-исполнительного законода­тельства включен порядок участия органов государственной власти и орга­нов местного самоуправления в исправлении осужденных и в контроле за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание (ст. 19, 24, 50, ч. 4 ст. 96 и др.).

В предмет уголовно-исполнительного права входит регулирование дея­тельности организаций, на которых работают осужденные к лишению сво­боды и лица, в отношении которых исполняется наказание, не связанное с лишением свободы. Так, ст. 43 УИК подробно регламентирует обязаннос­ти администрации предприятий, учреждений и организаций по месту от­бывания осужденными исправительных работ, в частности контроль за их поведением на производстве и в быту и проведение с ними воспитательной работы. На администрацию организаций возлагается ряд обязанностей, которые подлежат выполнению для обеспечения исполнения конкретных видов наказаний (ч. 4 ст. 33, 34 УИК и др.).

К предмету этой отрасли права относится регулирование порядка дея­тельности общественных объединений (ст. 23 УИК).

Ряд норм уголовно-исполнительного законодательства регулирует дея­тельность администрации исправительных учреждений по отношению к гражданам, находящимся на территории этих учреждений, а также уста­навливает правила поведения этих лиц. Такие случаи предусмотрены для обеспечения безопасности священнослужителей при посещении ими

штрафных изоляторов и одиночных камер колоний особого режима, а так­же помещений камерного типа, иных граждан, работающих на производ­ственных объектах, где используется труд осужденных.

Таким образом, предметом уголовно-исполнителыюго права является ре­гулирование общественных отношений, возникающих при исполнении (от­бывании) всех видов уголовного наказания и иных мер уголовно-правового характера, а также при применении к осужденным средств исправления; об­щественных отношений, возникающих в связи с участием органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления в контроле за деятель­ностью учреждений и органов, исполняющих наказания, и оказанию им помощи в исправлении осужденных; общественные отношения, возникаю­щие между администрацией организаций, общественными объединениями, а также гражданами в связи с их участием в исправлении осужденных или посещением исправительных учреждений.

Уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью права и характеризуется наличием собственного метода регулирования обще­ственных отношений, входящих в ее предмет. Хотя данный признак вспомо­гательный, тем не менее он влияет на характер общественных отношений, возникающих между субъектами, а также на соотношение их прав и обязан­ностей. Поскольку наказание представляет собой форму государственного принуждения, его исполнение предопределяет характер основного метода правового регулирования - императивный, предполагающий неравенство субъектов правоотношений. Однако это не исключает применения и иных методов правового регулирования - диспозитивного, поощрения и т. д.

Другим признаком самостоятельности отрасли права является наличие особой системы правовых норм, создающихся для регулирования опреде­ленного вида общественных отношений. В систему норм уголовно-испол­нительного права входят Уголовно-исполнительный кодекс, а также другие федеральные законы.

Уголовно-исполнительное право входит в общий комплекс отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, который образуют также уголовное и уголовно-процессуальное право. В этой связи важное значение приобретает место уголовно-исполнительного права в указанном правовом комплексе, его взаимосвязь и разграничение с уголовным и уголовно-про-цессуальным правом.

Уголовное право является базовым по отношению ко всем правовым от­раслям, регулирующим борьбу с преступностью, что предопределяет его первичность и одновременно единство целей, принципов и методов право­вого регулирования, достаточно единообразный понятийный аппарат этих отраслей.

Уголовное и уголовно-исполнительное право регулируют общественные отношения, возникающие при применении наказания и освобождении от него. В данной сфере правового регулирования отчетливо можно выделить приоритет уголовного права по отношению к уголовно-исполнительному. Уголовное право определяет понятие, цели, виды, основания наказания и

освобождения от него, то есть формулирует ключевые юридические катего­рии, оставляя для уголовно-исполнительного права регулирование общест­венных отношений в сфере исполнения (отбывания) наказания. Базовая роль уголовного права по отношению к утоловно-исполнительному опреде­ляется еще одним принципиальным положением. Как известно, форма жизни материального права есть процессуальный закон. Для уголовного права такой формой его реализации является не только уголовно-процессу-альное, но и уголовно-исполнительное право. Имея общие с ним институ­ты, уголовное право определяет их материальное содержание, а уголовно-исполнительное право - процедурное.

Сравнительный анализ уголовного и уголовно-исполнительного зако­нодательства позволяет выделить три уровня взаимосвязи этих отраслей. На первом, высшем уровне обеспечивается единство целей, общих положений и принципов, понятийного аппарата, а также ведущих институтов данных отраслей законодательства (содержание наказания и его исполнение, систе­ма исправительных учреждений, основания освобождения от наказания). На втором уровне их взаимосвязь опосредуется. Уголовный закон опреде­ляет сущность и содержание конкретных видов наказания и передает пол­номочия исполнительному закону устанавливать в определенном объеме лишения или ограничения прав и законных интересов осужденных при оп­ределении порядка исполнения (отбывания) конкретных видов наказания, но в пределах, им очерченных. В частности, в УК и УИК прослеживается четкая взаимосвязь между классификацией осужденных к лишению свобо­ды и системой исправительных учреждений. На третьем уровне их взаимо­связь еще более опосредуется. Уголовный закон создает лишь нормативные предпосылки для развития отдельных институтов и норм уголовно-испол­нительного права. Например, оценка уголовным законом степени тяжести совершенного преступления предопределяет условия отбывания осужден­ным наказания.

Тесная взаимосвязь этих отраслей права предполагает необходимость их разграничения, что позволяет устранять конкуренцию и дублирование смежных институтов и норм. Исходное положение для решения этой про­блемы - понимание нормы уголовного права как материальной, а исполни­тельного - как процедурной. Иными словами, уголовно-исполнительное право как процедурное право по отношению к уголовному представляет со­бой форму реализации материального права, в частности, исполнение нака­зания. Поэтому рубежом в разграничении данных отраслей права должно стать понимание наказания с точки зрения его материального и исполни­тельного (процедурного) содержания.

Уголовно-исполнительное право тесно взаимосвязано с уголовно-про-цессуальным правом, прежде всего с разделом последнего, относящимся к исполнению приговора. Исполнение наказания есть составная часть испол­нения обвинительного приговора, и со вступлением его в законную силу на­чинают реализовываться нормы уголовно-исполнительного права. Уголов-но-процессуальное право призвано обеспечить осуществление правосудия, в

то время как уголовно-исполнительное право в определенной мере обеспе­чивает реализацию результатов правосудия, поскольку регулирует исполне­ние приговора в части наказания. Обе отрасли права оперируют общим по­нятийным аппаратом, имеют смежные институты и нормы (освобождение от отбывания наказания по болезни, условно-досрочное освобождение от нака­зания и замена наказания более мягким, изменение условий содержания осужденных к лишению свободы и т. д.). Разграничение названных отраслей права определяется тем, что уголовно-исполнительное право регулирует до-судебную процедуру реализации указанных смежных институтов, а уголов-но-процессуальиое право - судебную процедуру.

Уголовно-исполнительное право тесно связано с конституционным пра­вом при регулировании правового статуса осужденных, с административным правом в сфере управления учреждениями и органами, исполняющими нака­зания, прохождения службы сотрудниками этих органов, применения ими физической силы, спецсредств и оружия к осужденным, а также с граждан­ским, семейным, финансовым и другими отраслями законодательства.

Таким образом, в единстве и взаимосвязи уголовно-исполнительного с другими отраслями права выражается системность права, реализуются его функции как самостоятельной правовой отрасли.

§ 3. Принципы уголовно-исполнительного права

Принципы уголовно-исполнительного права базируются на общих принципах права и принципах отраслей права, регулирующих борьбу с пре­ступностью, прежде всего уголовного права, поэтому необходимо рассмот­реть положения, характеризующие указанную правовую категорию.

В общей теории права принципы рассматриваются в качестве основных идей права, руководящих положений правовой системы. Особую значи­мость они приобретают в ходе проведения правовой реформы, поскольку, обладая нормативными свойствами, становятся обязательными при форми­ровании отрасли права, ее институтов и норм.

Принципы права, его отдельных отраслей объективны по своему харак­теру, хотя одновременно являются и субъективной категорией.

Объективность принципов права определяется тем, что основные идеи, содержащиеся в них, подлежат обязательному воплощению как в конкретной отрасли права, так и при реализации в правоприменительной деятельности. Их забвение неизбежно влечет за собой причинение обществу существенно­го нравственного вреда, нарушение прав и свобод человека независимо от сферы общественных отношений, где он функционирует.

В основе правовых принципов лежат общечеловеческие ценности. Об этом свидетельствуют многие международные акты, в частности Всеобщая декларация прав человека 1948 г.. Международный пакт о гражданских и по­литических правах 1966 г., в которых зафиксированы многие общеправовые принципы регулирования отношений между личностью и государством.

Субъективность принципов права определяется тем, что они формули­руются людьми, а затем воспринимаются общественным сознанием как

нравственные постулаты и входят в качестве составной части в правовую идеологию.

В Уголовно-исполнительном кодексе впервые в данной отрасли законо­дательства сформулированы его принципы.

Система принципов уголовно-исполнительного права отражает принци­пы обращения с осужденными, которые зафиксированы в соответствующих международных актах. Прежде всего это относится к Минимальным стан­дартным правилам обращения с заключенными, принятым на первом Кон­грессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонаруши­телями в 1955 г.; Своду принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятому ООН в 1989 г.; Декларации о защите всех лиц от пыток и других жестоких или уни­жающих достоинство видов обращения и наказания, принятой ООН в 1984 г. Закрепленные в них принципы затрагивают приоритетные права человека, лишенного свободы, которые должны закрепляться в национальном законо­дательстве и соблюдаться в правоприменительной деятельности.

Система принципов уголовно-исполнительного права базируется на Конституции Российской Федерации, поскольку принципы и общие поло­жения, закрепленные в ней, в первую очередь определяющие права и сво­боды человека, согласно ст. 15, имеют прямое действие.

Принципы данной отрасли законодательства предопределяют содержа­ние институтов и норм, регулирующих исполнение конкретных видов нака­заний, а также других законов и иных нормативно-правовых актов, которые будут приняты в соответствии со ст. 2 и 4 УИК и ст. 5 Закона «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса».

Исходя из изложенных положений, рассмотрим принципы уголовно-ис­полнительного права.

К числу общеправовых принципов этой отрасли права следует отнести законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом;

к межотраслевым - дифференциацию и индивидуализацию исполнения на­казания; к отраслевым - рациональное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирование их правопослушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.

Принцип законности - конституционный, он закреплен в ряде статей Конституции Российской Федерации (ст. 4,13,15,17-19 и др.), а также в пе­речисленных выше международных документах. В уголовно-исполнитель-ном праве он выражен в верховенстве закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми акта­ми. Принцип законности реализуется в точном и строгом соблюдении уго­ловно-исполнительного законодательства учреждениями и органами, испол­няющими наказание, органами государственной власти и управления, всеми организациями, хозяйствующими субъектами, должностными лицами, ра­ботниками организаций, взаимодействующих с учреждениями и органами, исполняющими наказания, общественными формированиями, принимаю­щими участие в исправлении осужденных, отдельными гражданами, посе­

щающими места отбывания наказания, и самими осужденными. Принцип законности нашел отражение в ст. 10-15 УИК, определяющих правовой ста­тус осужденных, в ст. 19-23 УИК, устанавливающих систему и формы кон­троля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание.

Принцип гуманизма уголовно-исполнительного права закреплен во мно­гих институтах и нормах УИК. В частности, в ст. 10 УИК подчеркивается, что «Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные ин­тересы осужденных...» В ч. 2 ст. 12 УИК указывается, что «они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обра­щению». Принцип гуманизма выражается также в тех целях, которые ставит государство при исполнении наказания, - исправление осужденных, возвра­щение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в сред­ствах исправительного воздействия: общественно полезном труде, интенсив­ном психолого-педагогическом воздействии, профессиональной подготовке и общеобразовательном обучении, наряду со строгими режимными требова­ниями, обеспечивающими дисциплину и порядок в местах отбывания нака­зания и одновременно создающими условия для расширения прав и льгот осужденным вплоть до условно-досрочного освобождения.

Принцип демократизма отражает содержание многих институтов и норм уголовно-исполнительного права. Прежде всего, он реализуется в призна­нии осужденного субъектом этой отрасли права. Социальная значимость данного положения определяется тем, что осужденный, прежде всего, к ли­шению свободы существенно ограничивается в правах и поэтому особенно нуждается в соответствующей социальной защищенности. Принцип демо­кратизма выражается в сущности организации процесса исправления осуж­денных, открытой деятельности учреждений и органов, исполняющих нака­зание, осуществлении контроля за их деятельностью и, прежде всего, в привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными. Данный принцип закреплен, в частности, в ч. 2 ст. 9 УИК, в которой к чис­лу основных средств исправления осужденных отнесено общественное воз­действие на них.

Общеправовой принцип равенства граждан перед законом нашел за­крепление и реализацию в Уголовно-исполнительном кодексе. Его истоком является конституционный принцип равенства всех перед законом, то есть равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения (ст. 19 Конституции).

В соответствии с конституционными положениями и международными правилами нормы УИК не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения и т. д. Вместе с тем равенство осужденных перед законом не оз­начает равенства условий отбывания наказания. Они дифференцируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола, характера совершенно­го преступления и т. д.

Принцип дифференциации и индивидуализации исполнения наказания -

производный от такого принципа уголовного права, как дифференциация и индивидуализация ответственности (ст.бУК). В уголовно-исполнительном праве он выражается в дифференциации и индивидуализации исполнения (отбывания) наказания. Дифференциация исполнения наказания означает, что к различным категориям осужденных в зависимости от тяжести совер­шенных ими преступлений, прошлой преступной деятельности, формы ви­ны, поведения в процессе отбывания наказания применяется принудитель­ное воздействие и ограничение в правах в различных объемах. Один из методов дифференциации исполнения наказания - классификация осужден­ных и распределение их по видам исправительных учреждений. Данный принцип нашел свое отражение в ст. 74, 78 УИК и других статьях.

Принцип индивидуализации исполнения наказания базируется на учете не групповых, а индивидуальных особенностей личности осужденного, кото­рые учитываются при отбывании им наказания. Так, в ч. 3 ст. 9 УИК, в кото­рой закреплен названный принцип, указывается, что средства исправления должны применяться с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, а также его поведения.

Принцип индивидуализации исполнения наказания реализуется путем изменения правового статуса осужденного в зависимости от поведения при применении мер поощрения и взыскания.

Впервые в законодательстве, регулирующем исполнение наказаний, по­лучил обобщающую формулировку такой важный принцип, кгк. рациональ­ное применение мер принуждения, средств исправления осужденных и сти­мулирование их юравопослушного поведения, хотя в ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстве он находил свою реализацию, особенно после внесения изменений и дополнений в ИТК в 1992 г., в кото­ром было существенно ограничено применение к осужденным мер принуж­дения при отбывании лишения свободы, а также расширены стимулы пра-вопослушного поведения этих лиц.

В Уголовно-исполнительном кодексе он впервые был сформулирован и получил свою реализацию в конкретных нормах закона. Рациональное при­менение мер принуждения закреплено в нормах, устанавливающих ответст­венность осужденных (ст. 29, 32, 46 и др.), основания, порядок и условия применения к ним мер взыскания (ст. 59,117,119,138,169). При примене­нии этих мер закон требует учитывать обстоятельства совершения наруше­ния, личность осужденного и его предыдущее поведение.

Применительно к лишению свободы важную роль играют стимулирующие нормы, регулирующие изменение условий содержания осужденных в лучшую сторону, в частности перевод на облегченные условия содержания. Это, преж­де всего, поощрительные нормы (ст. 45,57,71,113,134,153,167). К поощри­тельным нормам можно также отнести положения кодекса, предоставляющие возможность определенным категориям осужденных проводить отпуск или проживать за пределами исправительного учреждения (ст. 97,121 УИК).

Рациональное применение средств исправления предполагает целена­правленное воспитательное воздействие на осужденных, организацию их труда, профессионального и общеобразовательного обучения с учетом их ти­пологических и индивидуальных особенностей. В данном случае реализует­ся метод дифференцированного и индивидуализированного психолого-пеца-гогического воздействия на осужденных. Этот метод выходит за пределы принципа дифференциации и индивидуализации наказания, но реализуется

в строго определенных правовых рамках.

Соединение наказания с исправительным воздействием как отраслевой принцип уголовно-исполнительного права предполагает, что исполнение всех видов наказания должно сопровождаться применением к осужденным различных мер воспитания. Это относится не только к осужденным к лише­нию свободы, при исполнении которого применяется весь комплекс средств исправительного воздействия в соответствии со ст. 9 УИК, но и к

другим срочным видам наказания.

Анализ перечисленных принципов показывает, что в них находят свое выражение общие принципы права, принципы отраслей права, регулирую­щих борьбу с преступностью, а также принципы политики государства в сфе­ре исполнения наказания, которые образуют систему отраслевых принципов, присущих данной отрасли права. В совокупности они подчеркивают принад­лежность уголовно-исполнительного права к системе права в качестве ее са­мостоятельной отрасли и одновременно отражают его особенности. Принци­пы уголовно-исполнительного права призваны предопределять стратегию и направления развития отдельных институтов и норм, обеспечивать систем­ность правового регулирования общественных отношений, возникающих при исполнении наказания. Необходимо подчеркнуть единство системы принципов уголовно-исполнительного права и их взаимосвязь. Общеправо­вые и межотраслевые принципы, реципируемые в уголовно-исполнительном праве, сохраняя свое сущностное содержание, приобретают вместе с тем спе­цифику, которая обусловливается необходимостью обеспечивать особеннос­ти правового регулирования общественных отношений при исполнении на­казания.

§ 4. Наука уголовно-исполнительного права

Наука уголовно-исполнительного права соответствует отрасли права и призвана изучать весь комплекс социально-политических, экономических, правовых, нравственных, психолого-педагогических проблем, возникающих в сфере исполнения уголовного наказания, выявлять тенденции и законо­мерности, складывающиеся в процессе правоприменительной деятельности по исполнению приговоров судов к различным видам наказаний и представ­лять свои предложения по совершенствованию данной отрасли законода­тельства и практики его применения. Поэтому предмет науки уголовно-ис­полнительного права по содержанию значительно шире соответствующей отрасли права. Она включает в себя политику государства в сфере исполне­ния уголовного наказания, историю развития у'"""'"'""'" »n^nr.Hun чс-ппп

НОВГОРОДСКАЯ о о л а с т ———

.!1в8б7а

о О л а с т



нительного законодательства и учреждений и органов, исполняющих нака­зания, содержание, структуру норм рассматриваемой отрасли права, систему законодательства, его источники, правоотношения, уголовно-исполнитель-ное право зарубежных стран, международные акты об обращении е осужден­ными, практику исполнения наказания и исправления осужденных и др.

Методологической основой науки уголовно-исполнительного права яв­ляется философия как всеобщий метод познания, который одновременно проявляет себя в частнонаучных методах исследования. Они представляют собой приемы и срособы научного анализа социальных процессов и явле­ний, возникающих при исполнении уголовных наказаний. Методологичес­кой по отношению к уголовно-исполнительному праву является общая те­ория права. Все основные теоретические положения этой науки, принципы и понятийный аппарат - базовые для данной отрасли права. Это относится и к применяемым в праве методам исследования.

Наука уголовно-исполнительного права тесно взаимосвязана с различ­ными отраслями юридических наук. Тесная взаимосвязь имеется с наукой. уголовного права, прежде всего с теорией наказания, а также с некоторыми иными ее разделами, что обусловливается близостью предметов и методов этих отраслей. Существует взаимосвязь с наукой уголовно-процессуального права, особенно с разделом, изучающим проблемы исполнения приговора.

Наука конституционного права по ряду положений выступает в качест­ве базовой по отношению к науке уголовно-исполнительного права. Это от­носится к правовому статусу гражданина, к общим вопросам законности, к компетенции федеральный органов власти и органов власти субъектов Рос­сийской Федерации, к правовому регулированию деятельности органов, ис­полняющих наказание.

Наука уголовно-исполнительного права имеет ряд общих проблем с на­укой административного права, относящихся к управлению системой уч­реждений и органов, исполняющих наказания, персоналу этих учреждений, прохождению им службы, его социальной защищенности.

Указанная отрасль науки имеет много общих позиций с наукой граждан­ского, трудового, семейного, хозяйственного права, поскольку функциони­рование учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется в процессе правоприменительной деятельности, регулируемой соответствую­щими отраслями законодательства.

Существует тесная взаимосвязь науки уголовно-исполнительного права и криминологии. Она проявляется во многих положениях. Прежде всего, предполагается криминологическая обоснованность ряда норм данной от­расли права, в частности раздельное содержание осужденных, характеризу­ющихся различной степенью криминальной запущенности, постановка под контроль определенных категорий лиц, освобождающихся из мест лишения свободы. Для изучения осужденных и лиц, освобожденных от отбывания наказания, широко применяются методы криминологического анализа.

Как известно, процесс исполнения наказания и исправления осужден­ных представляет собой комплексную правовую и психолого-педагогичес­

кую проблему. Неизбежна взаимосвязь науки уголовно-исполнительного права с исправительными психологией и педагогикой. Каждая из указанных отраслей наук взаимно обогащает другие. Наука уголовно-исполнительного права использует данные названных отраслей наук при разработке проектов норм права, активно применяет результаты исследований личности осуж­денных в совершенствовании механизма реализации институтов и норм этой отрасли законодательства.

Таким образом, взаимосвязь науки уголовно-исполнительного права с другими отраслями наук предполагает применение ими теоретических поло­жений, обобщений, эмпирических данных в исследовании актуальных про­блем теории и практики исполнения наказания, а также методов других на­ук для использования необходимого фактического материала в проведении комплексных научных разработок, проблем, выдвигаемых практикой испол­нения наказания.

Наука уголовно-исполнительного права в современных условиях разви­тия общества призвана научно обеспечивать осуществление правовой ре­формы в сфере исполнения уголовных наказаний, а также вырабатывать для практики обоснованные и приемлемые с экономических позиций пути выхода из кризисной ситуации, в которой находится система исполнения наказаний и исправления осужденных.

Большие задачи стоят перед уголовно-исполнительной наукой в связи с переходом уголовно-исполнительной системы в гражданское ведомство -Министерство юстиции Российской Федерации. Приоритетными из них являются определение концептуальных направлений развития уголовно-исполнительной системы в новых организационых рамках, научное обеспе­чение законодательной и нормативно-правовой деятельности в этой сфере, становление прогнозирования численности осужденных и преступности среди них, разработка новых форм и методов исправления осужденных с учетом достижений отечественного и зарубежного опыта, достижений исправительных педагогики и психологии, разработка и научное сопровож­дение изучения (мониторинга) общественного мнения о деятельности уго­ловно-исполнительной системы Минюста России и др.

Для выполнения указанных задач в 1999 году образован научно-иссле­довательский институт уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17



Скачать файл (206.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации