Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Дудина С.М.(Сост.). Философия: Рабочая тетрадь. Часть 1 - файл n1.doc


Дудина С.М.(Сост.). Философия: Рабочая тетрадь. Часть 1
скачать (459.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc460kb.23.01.2013 19:22скачать


n1.doc

  1   2   3


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЛЕСОСИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ СФУ
Кафедра

ОБЩЕГУМАНИТАРНЫХ И

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН


ФИЛОСОФИЯ


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
ЧАСТЬ 1
Составитель: С.М. Дудина




Красноярск


2012

УДК1


ББК Ю

Д81

Составитель: С.М. Дудина, канд. филос. наук, доцент кафедры общегуманитарных и социально-экономических дисциплин ЛПИ(ф)СФУ
Рецензенты: д-р филос. наук, проф. кафедры социально-гуманитарных наук АГАО им. В.М. Шукшина И.В. Никитина (г. Бийск); канд. социол. наук, доц. кафедры гуманитарных и социально-политических дисциплин Л(ф) СибГТУ И.В. Соколова (г. Лесосибирск)

Философия: Рабочая тетрадь. Часть 1 / Состав. : С.М. Дудина; Сибир. федер. ун-т. – Красноярск, 2012. – 51 с.

Рабочая тетрадь по философии включает в себя модули первой части систематического курса: предмет философии, онтологию и гносеологию. Все темы объединены единой комплексной структурой: работа со словарём, задания для работы с учебником, вопросы для самопроверки усвоенного, работа с таблицами и с текстами (чтение с размышлением), тематика творческих заданий, списки основной и дополнительной литературы.

Рабочая тетрадь рассчитана на оптимизацию усилий студента в его самостоятельной работе: при подготовке к семинарским занятиям, к зачёту или экзамену, она – своеобразная лоция для студентов, обучающихся по индивидуальному плану и графику, а также для заочников, аудиторные занятия с которыми сведены до минимума.

Адресуется студентам педагогических вузов и преподавателям гуманитарного профиля, всем, самостоятельно изучающим философию.
Печатается по решению кафедры общегуманитарных и социально-экономических дисциплин ЛПИ(ф)СФУ. Протокол № 5. 12.01.12.

© С. М. Дудина, 2012

© Сибирский

федеральный

университет, 2012

Структура и задания настоящего учебно-методического пособия соответствуют Рабочей программе по философии, составленной на основании требований ГОС ВПО (ФГОС ВПО) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины».
Выписка из государственного образовательного стандарта
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Структура философского знания.
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространства, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философские и религиозные картины мира.
Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы; свобода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.
Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема истины. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Наука и техника.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарий будущего.

МОДУЛЬ I.

ФИЛОСОФИЯ И ЕЁ РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество.

Сократ
если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которая дает ему возможность знать, «как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком».

Кант
Сила философии: излечивать души, отсеивать пустые заботы, избавлять от страстей, отгонять страхи.

Цицерон
Для того чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать.

Декарт
Как прекрасен этот божественный огненный порыв, вдохновляющий тебя на поиск сути и смысла всех вещей и явлений! Продолжай упражняться в нем столько, сколько могут выдержать твоя душа и твое тело. Продолжай укреплять его, даже если на первый взгляд тебе покажется, что он ни на что не годится, даже если вульгарные люди назовут его лишь красивым пустословием. В противном случае Истина ускользнет из твоих рук и покинет тебя.

Делайте это, пока вы молоды, ибо потом может случиться, что этот огненный импульс покинет вас, и вы навсегда утратите его.

Платон
«Только уяснив историю понятия философия, можно определить, что в будущем сможет притязать в большей или меньшей степени к ней», – писал Вильгельм Виндельбанд.

«Нужно получше разобраться в том, что скрывается за привычным словом «философия», чтобы затем ответить на вопрос, «почему» люди философствуют», писал испанский философ и публицист Хосе Ортега-и-Гассет.

Как сообщает Диоген Лаэртский, философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор; мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней – «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ [«любомудр»] – это просто тот, кто не владеет мудростью, но стремится к ней, не знает всей истины, но хочет узнать.

Пифагор не оставил после себя сочинений, так что первый автор, у которого встречается слово «философ», это Гераклит: «Очень много должны знать мужи-философы».

Традиционно, во всех учебниках и словарях, этимологическая расшифровка древнегреческого термина ???????ί? (философия) даётся как «любовь к мудрости». Однако буквальный перевод даёт варианты:

???ί? – любовь, стремление, жажда;

???ί? – мудрость, знание, искусство, талант.


З
(1) Из имеющихся вариантов, попытайтесь дать свой перевод термина с обоснованием его отличия от хрестоматийного.
________________________________________________________________

________________________________________________________________


?
(2) Итак, философы любят мудрость, стремятся к ней, и отличаются от всех других каким-то особым образом жизни 1. Однако, что побуждает людей философствовать? Ещё Аристотель размышлял на сей счёт, полагая, что причиной всему – удивление, вызванное недоумением.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

?
(3) А что такое мудрость?

– В словаре С. И.Ожегова читаем: «Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт».

Устанавливая причины и начала, – «наука о которых есть мудрость», – Аристотель знакомит нас с мнениями, какие имелись в ту пору о мудром. Во-первых, отмечает философ, «мудрый, насколько это возможно, знает всё, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности». Во-вторых, к мудрым причисляли тех, «кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека...». В-третьих, «более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин...». В-четвёртых, «из наук в большей мере мудрость та, которая желательна ради неё самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из неё пользы», а в-пятых, «та, которая главенствует, – в большей мере, чем вспомогательная, ибо мудрому надлежит не получать наставления, а наставлять...».
Спустя века, в философии Нового времени, у Декарта, мы вновь находим отождествление занятий философией с постижением мудрости. Итак, картезианец рассматривает, какой ступени мудрости достигают современные ему науки. «Первая ступень содержит только те понятия, которые сами по себе настолько ясны, что могут быть приобретены и без размышления. Вторая ступень охватывает всё то, что даёт нам чувственный опыт. Третья – то, чему учит общение с другими людьми… на четвёртом месте, чтение книг… как бы вид общения с их творцами». На пятую ступень мудрости поднимаются лишь те великие люди, которые во все времена пытались отыскивать «первые причины и истинные начала, на основе которых можно было бы объяснить всё доступное для познания».

?
(4) Итак, перед нами пять черт «мудрого», по Аристотелю и пять ступеней «мудрого», выделенных Декартом, – какие из них обладают особой педагогической значимостью и в чём она 1?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Мишель Монтень выделил ещё один признак «мудрого»: «Душа, вместившая в себя философию, не может не заразить своим здоровьем и тело. Царящие в ней покой и довольство она не может не излучать вовне; она не может равным образом не переделать по своему образу и подобию нашу внешность, придав ей, соответственно, исполненную достоинства гордость, веселость и живость, выражение удовлетворенности и добродушия. Отличительный признак мудрости – это неизменно радостное восприятие жизни…».

– Явный признак оптимистического мировоззрения, однако, есть и другое, – А. Шопенгауэр, например, рисовал наш мир обителью страданий, а оптимизм называл «поистине бессовестным воззрением, горькой насмешкой над невыразимыми страданиями человечества».

?
(5) Чья точка зрения Вам ближе? Что, на Ваш взгляд, может служить достаточным основанием правоты одного из них, обоих или никого?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
У Святого Августина читаем: «Филокалия и философия названы почти одинаково, и они хотят казаться как бы родственными друг другу и суть таковы. Ведь что такое философия? Любовь к мудрости. Что такое филокалия? Любовь к красоте. А что такое мудрость? Разве она не есть истинная красота?».


?
(6) Объясните, что, на Ваш взгляд, значит истинная красота мудрости?
________________________________________________________________

Платон, устами великого Сократа, в одном из своих диалогов сказал: «воздержанны и мужественны те, кто достойным образом стремится к познанию…».


З
(7) И впрямь, подчас требуется немало мужества, чтобы быть в состоянии сдерживать себя… Приведите основания для этого вывода применительно к себе и своим современникам.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
«Философский язык вообще очень изменчив, вполне своеобразен, весьма труден, понятен только для самого философа», – писал Шлегель. Правда, он справедливо относил это к достоинствам (!) философского языка. «…в качестве необходимого условия понимания какого-либо философского языка нужно, во-первых, философствовать самому, а во-вторых, вполне изучить язык каждой философии. В-третьих, для этого необходимо множество ученых познаний; в-четвертых, чтобы верно и непартийно судить о целом, нужно очень точно ознакомиться с принципами и мнениями каждого философа, собственно написать историю духа каждой философии в его развитии, происхождении, формировании его идей и мнений и конечном результате или, если такового нет, указать причину этого и исследовать ее. Это предполагает, правда, обладание всей полнотой произведений, в которых изложена система философии. Нужно обозреть ее во всем ее объеме, ибо философия понятна только в целом. Система, в которой недостает хотя бы одной части, имеет почти столь же малую ценность для историка, как и просто фрагмент из всей системы».
Сравните с тем, что писал Ортега-и-Гассет: «Философию нельзя читать – нужно проде­лать нечто противоположное чтению, т. е. продумывать каждую фразу, а это значит дробить ее на отдельные слова, брать каж­дое из них и, не довольствуясь созерцанием его привлекательной наружности, проникать в него умом, погружаться в него, спус­каться в глубины его значения, исследовать его анатомию и его границы, чтобы затем вновь выйти на поверхность, владея его сокровенной тайной. Если проделать это со всеми словами фра­зы, то они уже не будут просто стоять друг за другом, а сплетут­ся в глубине самыми корнями идей, и только тогда действитель­но составят философскую фразу. От скользящего, горизонтально­го чтения, от умственного катания на коньках нужно перейти к чтению вертикальному, к погружению в крохотную бездну каж­дого слова, к нырянию без скафандра в поисках сокровищ».


З
(8) Итак, необходимые условия понимания философии названы. Продумайте педагогическую значимость каждого из них.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Философское знание – знание целостности.


З
(9) Перечислите его особенности.

________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________

Философия – один из способов решения мировоззренческих проблем. Первым ввёл понятие «мировоззрение» Иммануил Кант.


C



(10) Мировоззрение – это
________________________________________________________________

?
Мировоззрение включает обыденный и теоретический уровни, интеллектуальный (миропонимание) и эмоциональный (мироощущение) срезы, общую картину мира, политическую идеологию и др. Отсюда, четыре основных компонента в его сложной структуре. Какие? (11) Запишите их в таблицу.


Компоненты

структуры

Основные элементы мировоззрения




Обобщенные знания: повседневные, профессиональные, научные и т.д. о природе, космосе, обществе, человеческой истории, вопросы истины, заблуждений, лжи и т. п.




Ценности, в т. ч. абсолютные; идеалы; представления о добре и зле, счастье и несчастье, о цели и смысле жизни и т. д.; нормы: моральные, религиозные, правовые и т. д.


Превращение знаний, ценностей и норм в личные взгляды, убеждения, верования, с выработкой установки на готовность действовать


Реальная готовность человека к нравственному типу поведения в конкретных обстоятельствах


По характеру формирования и способу функционирования выделяются два уровня мировоззрения.


З
(12) Сравните характеристики каждого уровня мировоззрения и укажите их основные функции, впишите в таблицу.


Уровни

Характеристика

Основные функции

Жизненно-практический

(обыденное

мировоззрение)

Не критичное, не систематизированное, обобщенное отражение мира явлений посредством чувств, настроений, образов, эмоций и представлений.





Теоретический

Критическое осмысление основ мировоззренческих убеждений, целей, идеалов, картины мира. К этому уровню относится философия, понятие которой уже понятия «мировоззрения».







З
Философия не первичная форма мировоззрения, исторически она возникла на основе предшествующих мировоззренческих форм – мифологии и религии. (13) Заполните таблицу.


Исторические

формы

мировоззрения

Характеристики


Основы


Мифологическое







  • вера и чувства

  • очеловечивание природы

  • отсутствие рефлексии

(абстрактных размышлений)

  • вера в магическую силу фантастических богов изменять окружающий мир

  • прагматическая направленность мифа (хозяйство, защита от стихии и т. д.)

  • мифы, предания, сказания...

  • однообразие сюжетов


Религиозное








  • чувственная, образно-эмоциональная (иррациональная) формы восприятия действительности

  • истины веры выше истин

разума

  • акцент на ответе

  • система утвердившихся ритуалов, догматов, обрядовых действий

  • авторитет священных книг


Философское







  • авторитет разума и знаний

  • акцент на вопросе

  • система понятий, теорий и логического анализа




З
(14) В таблице на следующей странице дана только типология мифов, укажите соответствующее каждому циклу содержание, по образцу.


Типология мифов

Содержание


Солярные






Лунарные






Астральные






Космогонические
Теогонические
Антропологические
О культурных героях
Близнечные

Эсхатологические


о происхождении культурных благ:

– о добывании огня

– изобретения земледелия и ремёсел

– об установлении брачных правил,

обычаев и обрядов




С
(15) Отличительные черты мифологического мировоззрения:
синкретизм –

________________________________________________________________
________________________________________________________________

антропоморфизм –________________________________________________________________
________________________________________________________________

гилозоизм – ________________________________________________________________
________________________________________________________________


З



(16) Помимо мировоззренческой религия имеет ряд иных функций. Назовите задачи каждой.

Объединительная ________________________________________________
Культурологическая _____________________________________________
________________________________________________________________
Нравственно-воспитательная _______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________


С
Ниже названы основные стадии эволюции философии как мировоззрения. (17) Какие концептуальные представления культуры они выражали?
Космоцентризм – _______________________________________________

________________________________________________________________

Теоцентризм – __________________________________________________

________________________________________________________________

Антропоцентризм – ______________________________________________

________________________________________________________________

Наукоцентризм – ________________________________________________

______________________________________________________________

Итак, уже в первом приближении видно, что существует принципиальное различие между мифологическим и философским знанием. Мифологическое знание, без всякого сомнения, принималось на веру и передавалось из поколения в поколение в готовом виде. Религиозное знание тоже свободно от вопрошания, а тем более от сомнения. В основе философского знания лежит рациональное начало, путём рассуждений и критического осмысления действительности его можно получить самому. Вопрошать, искать ответы и сомневаться, и снова думать, и снова искать – это и значит философствовать.

Более всего характер и общая направленность мировоззрения человека определяется при решении так называемого «основного вопроса философии».


З
(18) Изучите таблицу. Сравните её материал с изложением этого вопроса в учебнике.


Основной вопрос философии

1-я сторона (онтологическая) –

что первично: бытие (материя) или сознание (дух, идея)?

Монистический подход:

в основе мира одно начало –

сознание или материя



Дуалистический подход:

в основе мира два начала

– материя и дух,

равнозначные и

независимые друг от друга



Материализм:

в основе мира

лежит материя,

она первична

Идеализм:

сознание первично

Объективный идеализмреально существует только идея, она первична

Субъективный идеализм –

мир существует благодаря только сознанию человека

Деизм:

Бог, единожды сотворив мир,

в дальнейшем развитии

не участвует и

на жизнь и поступки людей

не влияет

Плюрализм:

в основе мира

несколько

независимых начал бытия

2-я сторона (гносеологическая) – познаваем ли мир?

Гностицизм:

мир познаваем,

возможности познания неограниченны

Агностицизм:

мир непознаваем,

возможности познания ограничены

познавательными возможностями

человеческого разума



З



(19) «Материя первична», – что из этого признания следует?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


?
(20) Что относят к достоинствам материализма?

________________________________________________________________________________________________________________________________


?
  1   2   3



Скачать файл (459.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации