Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Агропромышленный комплекс: сущность, структура, социально-экономические функции и перспективы развития - файл 1.docx


Агропромышленный комплекс: сущность, структура, социально-экономические функции и перспективы развития
скачать (642 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx642kb.17.11.2011 00:22скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...


ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г. Казань)»


Экономический факультет


Кафедра «Экономической теории»


Агропромышленный комплекс: сущность, структура, социально-экономические функции и перспективы развития

Курсовая работа


Выполнила студентка Соловьева Анна Владимировна 1 курса

заочного отделения группа 102у


Проверила: Демьянова Ирина Валериановна


Казань - 2011




Содержание


Введение 3

  1. АПК: его сущность и структура 5

  2. Социально-экономические функции АПК и тенденции

его развития 11

2.1. Социально экономические функции и задачи АПК 11

2.2. Современное состояние и рыночный механизм

функционирования АПК, тенденции его развития 12

  1. АПК в современной российской экономике:

состояние и перспективы развития 19

Заключение 31

Список использованной литературы 34

Приложение 36

Приложение 1 «Рекомендации по рациональным нормам

потребления пищевых продуктов, отвечающим современным

требованиям здорового питания» 36

Приложение 2 «Индекс объёма продукции сельского хозяйства

в России в процентах от уровня 1990 года» 37

Приложение 3 «Сбор зерновых культур в России, млн тонн» 37

Приложение 4 «Производство мяса в России, в млн тонн» 38

Приложение 5 «Социально экономические показатели сельского

хозяйства Российской Федерации в 2005-2009 гг.» 39




Введение

Сельское хозяйство занимает исключительное место в жизни любого общества, ибо именно здесь производится подавляющая масса продуктов питания, наличие которых является первым условием жизни человека.

Современное сельскохозяйственное производство невозможно представить обособленным, изолированным, развивающимся и функционирующим вне национальной экономики. В реальной жизни оно базируется на межотраслевой производственной кооперации, благодаря которой сопряженные отрасли экономики, с одной стороны, поставляют сельскому хозяйству средства производства, создают все необходимые технические условия производства, с другой стороны, перерабатывают сельскохозяйственное сырье и доводят продукты питания, готовые к употреблению, до потребителя.

На основе такого взаимодействия сформировалась особая сфера экономики, которая получила название агропромышленного комплекса (АПК) (10, С.767).

Агропромышленный комплекс Российской Федерации включает отрасли, имеющие тесные экономические и производственные взаимосвязи, специализирующиеся на производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства.

Начиная с 1992 года в агропромышленном комплексе осуществляются институциональные преобразования, реформирование сельскохозяйственных предприятий, совершенствование их внутрихозяйственных отношений, а также активизация межфермерской кооперации. Однако, наряду с позитивными изменениями – расширением спектра форм хозяйствования, включая воссоздание крестьянского уклада, ликвидацией государственной монополии на землю, расширением прав сельскохозяйственных предприятий, которые, 

созданием условий перехода к рыночным отношениям в аграрной сфере и т.д., произошли негативные изменения, приведшие аграрный сектор к кризису.

Проблемы развития российского агропромышленного комплекса, требующие комплексного, системного решения, сложны и многогранны. Вместе с тем, освещаемые в экономической литературе проблемы развития агропромышленного комплекса в подавляющем большинстве затрагивают отдельные стороны функционирования агропромышленного производства, в них недостаточно уделяется внимание теории функционирования аграрного сектора экономики в целом, с учетом тенденций его развития в изменившихся условиях хозяйствования, а также как к приоритетному объекту государственного регулирования (12, С.5-6).

Ввиду вышеизложенного, целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности и структуры агропромышленного комплекса страны, его социально-экономических функций и перспектив развития.

Для раскрытия поставленной цели перед работой стоят следующие задачи:

- дать понятие и рассмотреть сущность агропромышленного комплекса;

- рассмотреть основные цели функционирования агропромышленного комплекса;

- охарактеризовать современное состояние агропромышленного комплекса России;

- определить перспективы развития агропромышленного комплекса России.




1. Агропромышленный комплекс: его сущность и структура

Формирование агропромышленного комплекса началось в связи с развитием экономики страны, углублением специализации в ее отдельных отраслях, усилением связей сельского хозяйства и промышленности, ориентированных на рост эффективности общественного производства. Указанный термин стал широко использоваться с конца 60-х гг. хотя агропромышленная интеграция в России началась намного раньше; еще в конце 20-х гг. создавались агроиндустриальные комбинаты, которые осуществляли производство. Переработку и реализацию одного вида сельскохозяйственной продукции. Однако слабая материально-техническая база, политическая и экономическая ситуация и другие причины не способствовали их развитию; лишь в начале 70-х гг. интеграция сельскохозяйственного и промышленного производства получила широкое распространение.

Агропромышленный комплекс (АПК) – это совокупность отраслей народного хозяйства, связанных между собой экономическими отношениями по поводу производства, распределения, обмена и потребления сельскохозяйственной продукции. (13, С.18).

Агропромышленный комплекс – это функциональная многоотраслевая подсистема, отражающая взаимодействие сельского хозяйства и сопряженных с ним отраслей экономики по производству сельскохозяйственной техники, сельскохозяйственной продукции, ее переработке и реализации.

Формирование агропромышленного комплекса исторически связано с переходом сельского хозяйства к машинной стадии производства, которая значительно углубила и расширила технологические и функциональные связи сельского хозяйства с другими отраслями национальной экономики (10, С.767).

Практически все отрасли национальной экономики прямо или косвенно участвуют в функционировании АПК, структура которого включает три сферы (рис.1, 2).




АПК

1 сфера – производство средств производства для сельского хозяйства




2 сфера – собственно сельское хозяйство




3 сфера – переработка и реализация готовой продукции


Рис.1 Структура АПК


Рис.2 Отраслевая структура АПК



Первая сфера включает отрасли промышленности, обеспечивающие АПК средствами производства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для пищевой и легкой промышленности, производство минеральных удобрений и химических средств защиты, ремонт оборудования и техники, строительство. Первая сфера комплекса, по существу, определяет возможности индустриализации и интенсификации производства как в сельском хозяйстве, так и в других отраслях АПК. На долю данной сферы приходится около 10% конечного продукта и 15 % основных производственных фондов, 20 % численности работников АПК.

Вторая сфера представлена сельским хозяйством и является центральным звеном всего агропромышленного комплекса. Сельское хозяйство является одной из важнейших отраслей экономики любого государства. Оно дает жизненно необходимую человеку продукцию: основные продукты питания и сырье для выработки предметов потребления.

В сельском хозяйстве выделяют две основные отрасли — растениеводство и животноводство. Внутри самих отраслей растениеводства и животноводства существуют также отраслевое деление. В растениеводстве выделяют: овощеводство, садоводство, зерновое производство, хлопководство, льноводство и др. В составе животноводства выделяют отрасли по видам животных: скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство. Наряду с этим выделяются животноводческие отрасли по характеру производимой продукции: молочное скотоводство, мясошерстное овцеводство и т. д

Продукция сельского хозяйства не может быть воспроизведена в других сферах или заменена другими видами продукции.

Сельское хозяйство производит свыше 12% валового общественного продукта и более 15% национального дохода России, сосредоточивает 15,7% производственных основных фондов, получает производственные ресурсы от 80 отраслей и само поставляет свою продукцию в 60 отраслей. Доля занятых в сельском хозяйстве составляет около 10%(13, С19).



Вторая сфера агропромышленного комплекса производит почти 48% конечной продукции. В ней задействовано свыше 68% производственных фондов и 60% численности работников.

Третья сфера включает совокупность отраслей и предприятий, обеспечивающих заготовку, транспортировку, хранение, переработку сельскохозяйственного сырья, а также реализацию конечного продукта. В данную сферу входят пищевая промышленность (пищевкусовая, мясная и молочная), легкая промышленность (текстильная, кожевенно-меховая, обувная), комбикормовая промышленность, заготовительные и торговые организации. Отрасли третьей сферы агропромышленного комплекса обеспечивают первичную промышленную доработку сельскохозяйственного сырья, ее заготовку и хранение, а также вторичную переработку сырья и доведение его до готовности для реализации населению. Они осуществляют и доставку готовой продукции к местам хранения и реализации. Уровень жизни населения страны зависит от состояния и темпов развития агропромышленного комплекса и особенно третьей сферы — пищевой и перерабатывающей промышленности. На долю отраслей и предприятий третьей сферы агропромышленного комплекса приходится 38% от общего объема производства продукции, 19% всех производственных фондов и 18% численности работников(12, С.9-10)

Конечный продукт – это стоимость валовой продукции (произведенных товаров и услуг) за вычетом производственного потребления; другими словами, это продукция, входящая за пределы данного звена. Конечный продукт на уровне предприятия - это то же, что и товарная продукция, на уровне АПК в целом – это продукция, созданная во всех сферах производства, используемая на конечное потребление и на экспорт.

Одним из главных условий динамичного развития АПК явялется сбалансированность всех трех его сфер; по их вкладу в стоимость конечного продукта можно судить о возникающих диспропорциях. В развитых странах основная часть стоимости конечного продукта создается в третьей сфере. В ней 

обеспечивается комплексная безотходная переработка сельскохозяйственного сырья, его хранение, фасовка и упаковка готовой продукции. Так, в США в этой сфере создается до 80% розничной стоимости продукта, в Западной Европе – около 75%, тогда как России – не более 40%.

В составе агропромышленного комплекса важное место занимает инфраструктура; ее отрасли обслуживают все сферы АПК. Инфраструктура – это комплекс отраслей народного хозяйства. Обеспечивающих нормальные условия воспроизводства во всей экономике страны; не производя собственной продукции. Эти отрасли в немалой степени определяют конечные результаты производства.

Инфраструктуру принято подразделять на две сферы: производственную и социальную. В производственную инфраструктуру АПК входят организации: транспорта, связи, материально – технического снабжения, станции защиты растений, вычислительные центры и т.д. Социальная инфраструктура включает жилищно-коммунальное хозяйство, медицинские и детские учреждения, организации общественного питания, службы по охране труда, спортивно-оздоровительные зоны, места отдыха и т.п.

Таким образом, отрасли производственной инфраструктуры занимаются производственным обслуживанием социальной инфраструктуры – оказывают различные услуги для работников АПК и сельского населения в целом.

В зависимости от целевого использования конечного продукта в АПК выделяют продовольственный и непродовольственный комплексы. Наибольшая доля конечной продукции создается в продовольственном комплексе; он включает отрасли и предприятия всех сфер АПК, которые занимаются производством и доведением продуктов питания до потребителей.

По отраслевому признаку в продовольственном комплексе выделяют восемь продуктовых подкомплексов: зернопродуктовый, картофелепродуктовый, свеклосахарный, плодоовощеконсервный, виноградно-винодельческий, мясной, молочный, масложировой. Все эти подкомплексы не являются едиными формированиями, поскольку производство 

сельскохозяйственной продукции. Ее переработка и реализация осуществляются в нескольких взаимосвязанных сферах, представленных самостоятельными предприятиями.

В продовольственном комплексе России можно выделить три ведущих подкомплекса: зернопродуктовый, мясной и молочный. На их долю приходится более 75% производства всей продукции, около 85% производственных основных фондов и почти 80% численности работников.

В АПК Российской Федерации выделяют региональные агропромышленные комплексы (республиканские, краевые, областные и др.) и микрокомплексы – агропромышленные формирования (ассоциации, агрофирмы, агропромышленные предприятия и т.д.).

Таким образом, структура агропромышленного комплекса страны сложна, динамична и определяется степенью развития производительных сил и уровнем общественных потребностей в его конечном продукте (13, С.19-20).

  1. 

  2. Социально-экономические функции АПК и тенденции его развития



    1. Социально экономические функции и задачи АПК

Агропромышленный комплекс является составной частью единого народнохозяйственного комплекса страны: на его долю приходится около трети валового общественного продукта, производственных основных фондов и численности работников.

Главная социально-экономическая функция агропромышленного комплекса - обеспечение продовольственной безопасности - наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и других товарах, вырабатываемых из сельскохозяйственного сырья, при минимальных затратах труда и средств производства(14, С.27).

Федеральный закон «О продовольственной безопасности Российской Федерации» определяет продовольственную безопасность как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни. Что касается критериев, то для обеспечения продовольственной безопасности граждан России 80% потребляемых ими продуктов питания должны производиться ее собственным аграрным сектором (8,С.102-103).

Для выполнения основной функции перед АПК стоят следующие цели функционирования:

  1. достижение устойчивого роста сельскохозяйственного производства;

  2. решение продовольственной проблемы страны и приближение уровня потребления продуктов питания к научно обоснованным нормам;

  3. удовлетворение спроса населения на непродовольственные товары из сельскохозяйственного сырья;

  4. 

  5. перестройка агропромышленного производства на преимущественно интенсивную форму развития, обеспечение опережающего роста производства конечной продукции;

  6. улучшение использования ресурсного потенциала и повышение на этой основе эффективности производства;

  7. изменение структуры внешнеторгового оборота в целях постепенного превращения страны в экспортера продовольственной продукции (7, С.4).




    1. ^ Современное состояние и рыночный механизм функционирования АПК, тенденции его развития

По рекомендациям Института питания Академии медицинских наук России оптимальной нормой потребления продуктов питания считается 3,5 тыс. ккал в сутки на человека, а фактическое потребление составляет около 2,5 тыс. ккал. Годовое потребление основных продуктов питания на душу населения в Российской Федерации приводится в таблице 1(5, С 4).

Таблица 1

Потребление продуктов питания в России, кг на человека в год

Наименование продуктов

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Р.Н.П.

Мясо и мясопродукты

62

66

67

70-75

Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко

241

243

246

320-340

Сахар

39

40

37

24-28

Растительное масло

12,8

12,7

13,1

10-12

Картофель

109

111

113

95-100

Хлеб и хлебобулочные изделия

121

120

119

95-105

Овощи и бахчевые культуры

93

100

103

120-140

Фрукты и ягоды

51

54

56

90-100

Р.Н.П. – рекомендуемая норма потребления (1, С.1, приложение 1).



Однако в настоящее время в России существует угроза продовольственной безопасности, и основной проблемой, обостряющей ситуацию, является низкий уровень сельскохозяйственной производительности. По сравнению с 1992 г., когда начались преобразования в АПК, произошел значительный спад производства основных продовольственных продуктов (%): мяса — на 57,5, молока — на 42,9, яиц — низкий на 32, зерна — на 59.6, овошей — на 55,6. В среднем с начала 1990-х годов производство сократилось в 2 раза, возросла доля импорта в структуре потребления продовольственных товаров. Таким образом, происходит замещение отечественного производителя иностранными поставщиками. Снижение объемов рынка сбыта негативно сказывается на развитии российского АПК и его конкурентоспособности.

В России проблема продовольственного самообеспечения имеет важное дополнительное социально-экономическое значение. Известно, что экспансия импортных товаров происходит не столько по линии освоения свободных рыночных ниш, сколько в результате прямого вытеснения с российского рынка аналогичных российских товаров. В этом контексте продовольственное самообеспечение (в объективно возможных пределах) следует рассматривать как необходимое условие поддержания доходов сельского населения и противодействия оттоку последнего в города и предотвращения деградации села (8, С.110,119).

Структура агропромышленного комплекса России далека от совершенства. Сельское хозяйство является в нем главным звеном: оно производит свыше 48% объема продукции комплекса, располагает 68% производственных основных фондов комплекса, в нем занято почти 67% работающих в производственных отраслях АПК. В развитых же странах в создании конечного продукта основная роль принадлежит третьей сфере АПК. Наиболее мощный АПК – в США, его конечная продукция составляет 12% от ВНП, а на долю перерабатывающих и сбытовых отраслей приходится 73% производимой продукции АПК, сельское же хозяйство дает лишь 13%.



Значительная степень развития американского АПК обусловлена высоким уровнем всей экономики США, в том числе:

- углублением разделения труда;

- перераспределением функций между сферами АПК;

- индустриальным развитием сельского хозяйства.

Индустриализация сельского хозяйства играет ключевую роль в качественных процессах АПК и экономики в целом. Она ведет к сокращению численности занятых в сельском хозяйстве; уменьшению нетоварной части потребляемого сельским населением продовольствия; увеличению доли городского и несельскохозяйственного населения; переходу функций по приготовлению пищи из домашнего хозяйства в сферу общественного хозяйства на промышленной основе.

Доля занятых в продовольственном комплексе США в общей численности работающих составляет 12%, а в сельском хозяйстве – всего 3%.

Что касается АПК Российской Федерации, то ему присуща деформированная, несбалансированная отраслевая структура, а также гипертрофия экстенсивного развития сельского хозяйства, доля продукции которого в стоимости продукции АПК составляет 70-80%.

Преобладание в странах с развитой экономикой в производственной системе АПК несельскохозяйственных сфер предопределяет и ведущее значение их институтов в функционировании рыночных отношений АПК.

Для несельскохозяйственных предприятий, фирм, объединений современного АПК закономерно постепенное усиление концентрации и централизации хозяйственной деятельности во все более крупных объектах.

Основная организационная форма агробизнеса в США – ведущие фирмы, представляющие собой крупные научно-производственные объединения, насчитывающие от 10 до 100 тыс. занятых, реализующие продукцию на сумму от 5 до 20 млрд. долларов и более. Развитие крупномасштабного производства обусловливает преобладание в несельскохозяйственных сферах акционерной формы хозяйственных субъектов. Однако в агробизнесе существенную, а 

иногда и возрастающую роль играют мелкие и средние несельскохозяйственные компании. Способные к относительно быстрой структурной перестройке и являющиеся своего рода разведчиками и проводниками достижений научно-технического прогресса.

В собственно сельскохозяйственной сфере функционирующие организационные формы АПК отличаются значительной спецификой, что обусловлено особенностями сельского хозяйства как отрасли. Преобладают фермерские хозяйства: индивидуальные семейные, семейно-групповые фермы (партнерства, семейные корпорации и т.д.). Это относительно небольшие хозяйственные единицы, позволяющие вести производство на основе семейного капитала с использованием кредита и частично наемного труда, доля которого в общей численности среднегодовых занятых в сельском хозяйстве составляет примерно 35%. Занимаются сельскохозяйственным производством и крупные акционерные компании.

Структура организационных форм сельскохозяйственной сферы АПК США : индивидуальные семейные фермы – 77%, семейно-групповые фермы – 13%, акционерные компании – 10%.

Структура организационных форм хозяйственных субъектов в АПК Российской Федерации представлена в таблице 2 (4, С.6).

Таблица 2

Структура валовой продукции сельского хозяйства РФ по категориям хозяйств (в %, в фактических действующих ценах)

Тип хозяйств

Количество, %

2008 г.

2009 г.

Сельскохозяйственные организации

Хозяйства населения

Крестьянские (фермерские) хозяйства,

в т.ч. индивидуальные предприниматели

47,6

44,3

8,1

48,1

43,4

8,5




Господствующей тенденцией агробизнеса в сельскохозяйственной сфере является постоянное увеличение минимальных масштабов производства на одном предприятии, что способствует сокращению общего числа ферм и увеличению роли крупных хозяйств. Абсолютное преобладание несельскохозяйственных сфер в структуре АПК позволяет им инициировать создание современного механизма функционирования АПК как более жесткого, носящего технико-экономический характер нормативного контроля над технологией и организацией сельскохозяйственного производства.

Это обусловливает переход стратегических решений, определяющих развитие сельского хозяйства, от фермерских хозяйств, в зоне которых остается в основном принятие решений тактических характер, к промышленно-торговым сферам АПК.

Практика внутрифирменного планирования, в свою очередь, приводит ко все более полному использованию принципов системного подхода и маркетинга. Это создает наиболее надежную базу долгосрочного роста совокупной прибыльности всего продовольственного комплекса как основы увеличения индивидуальной прибыли во всех его звеньях и определяет их возрастающую ориентацию на повышение конечного полезного эффекта.

Каковы же основные принципы взаимодействия различных сфер и отраслей в рыночном механизме АПК?

  1. Заинтересованность различных промышленных фирм в сельском хозяйстве как рынке сбыта своей продукции обусловливает разработку ими таких средств (технических условий) сельскохозяйственного производства, которые стимулируют рост совокупной эффективности их проихзводства и использования, повышения на этой базе рентабельности сельскохозяйственных предприятий как предпосылки устойчивого спроса фермеров на новую технику.

  2. Фирмы пищевой промышленности и торговли продовольствием, стремясь минимизировать совокупные затраты на производство, переработку и сбыт пищевых продуктов, стимулируют повышение и дифференциацию качественных показателей сельхозпродукции, расширение ее ассортимента, 

  3. рациональное размещение, продуктовую, технологическую и территориальную специализацию, ликвидируя или сводя к минимуму сезонность сельскохозяйственного производства.

  4. Практика показывает, что без совершенного механизма реализации продовольствия, единого в масштабах всего национального рынка, невозможно рациональное ведение всего АПК.

  5. Достаточный уровень насыщения продовольственного рынка резко ускоряет дальнейшее улучшение всех многочисленных качественных характеристик (требований) продовольствия, таких, как оптимизация содержания питательных веществ в каждом продукте, отсутствие вредных элементов, уровень (степень) готовности и удобства для конечного потребителя, упаковка и др.

Это усиливает рост потребительского спроса и анализирующих его фирм пищевой промышленности и торговли как определяющего фактора развития всех звеньев АПК.

  1. Растет значение управленческого труда на сельскохозяйственных предприятиях как необходимого условия реализации принципов рыночного механизма функционирования АПК. Это возможно при условии роста квалификации фермеров на основе использования кооперативных. Частных и государственных услуг, повышения степени компьютеризации и развития коммуникационных служб и средств.

В развитии рыночного механизма АПК существуют две тенденции:

  1. Целенаправленная модификация агропромышленных рыночных связей путем создания агропромышленных объединений, развития контрактов, прямых связей, рыночных соглашений, государственного поддержания фермерских цен на ряд сельскохозяйственных продуктов.

Цена может отклоняться от равновесной в том случае, если она считается слишком низкой, чтобы обеспечить доход земледельцев или стимулировать рост производства продовольствия. В этих целях государство вмешивается в процесс ценообразования и устанавливает цену (выше равновесной), которая 

стимулирует рост предложения сельскохозяйственной продукции. Однако высокая цена может сократить спрос со стороны потребителя. Следствие этого – образование избытка предложения сельскохозяйственной продукции. Поэтому система регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, как правило, включает и систему дотаций, которая понижает возрастающие за счет регулирования цены и тем самым восстанавливает экономические условия, приемлемы, и для потребителя, и для производителя.

2. Постепенно накапливаемые элементы излишней «заорганизованности» рынка нарушают присущую свободному рынку эффективность воздействия на производство, в частности усиливают сложность выбора выгодного партнера. Поэтому после известного «упорядочения» рыночных связей в настоящее время осознается необходимость ориентации в основном на рыночный механизм, принятия мер для более эффективного его функционирования и безусловного учета закономерностей рынка (10, С.768-769,771-772, 773-776).


  1. 

  2. АПК в современной российской экономике: состояние и перспективы развития



От состояния агропромышленного комплекса во многом зависит развитие экономики страны, ее национальная безопасность, жизненный уровень населения. В сельском хозяйстве и пищевой промышленности работает каждый пятый занятый в сфере материального производства, удельный вес этих отраслей в ВВП составляет около 9%. В сельской местности проживает 27% населения страны. Сельское хозяйство является потребителем продукции многих отраслей промышленности и сферы услуг, обеспечивая занятость миллионов трудоспособного населения.

Рассмотрим итоги функционирования агропромышленного комплекса в 2009 году и прогнозируемые на 2010 год.

По информации Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в 2009 году, как и в предыдущие годы, развитие АПК являлось одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства. Реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы обеспечила рост производства ряда основных видов продукции сельского хозяйства, осуществлялись мероприятия, направленные на социальное развитие села, в том числе на улучшение жилищных условий, развитие социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений, а также мероприятия по поддержанию почвенного плодородия и технической модернизации отрасли. На финансирование мероприятий Государственной программы за счет средств федерального бюджета было выделено 165,1 млрд. рублей. Активное участие в реализации Государственной программы принимают ОАО «Россельхозбанк» и ОАО «Росагролизинг».

В 2009 году объем производства продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах вырос по сравнению с 2008 годом на 1,2%, в том числе 

объем продукции животноводства вырос на 4,1%, растениеводства снизился на 1,4% (2).

С 1999 по 2009 год индекс производства продукции сельского хозяйства России вырос на 55 % (11). В 2008 году объём выпуска сельского хозяйства России составил 87 % от уровня 1990 года, растениеводства — примерно 130 %, животноводства — примерно 60 % (приложения 2-4)

По данным Росстата, в хозяйствах всех категорий зерновые и зернобобовые культуры (включая кукурузу) убраны с площади 42764,7 тыс. га (90,0% площади посева), валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий в 2009 году составил 97 млн. тонн зерна в весе после доработки. Это на 10,3% меньше уровня предыдущего года (на 11,143млн. тонн), но на 12,3% (на 10,6 млн. тонн) больше, чем в среднем за 2005-2008 годы. При этом урожайность зерновых с 1 га убранной площади составила 22,7 ц/га, (на 1,1 ц/га ниже уровня 2008 года).

В 2009 году уменьшился валовой сбор основных технических культур (семян подсолнечника и сахарной свеклы), однако увеличились валовые сборы картофеля и овощей, плодов и ягод: производство картофеля составило 31,1 млн. тонн, овощей— 13,4 млн. тонн, что превышает уровень 2008 года соответственно на 7,9 % и 3,6 % при росте урожайности картофеля на 4 ц/га. Рост урожайности овощей также составил 4 ц/га (3).

По оценке Минсельхоза России, в 2009 году производство скота и птицы на убой в живом весе в хозяйствах всех категорий составило 9,9 млн. т, что на 6,6 % больше, чем в 2008 году. Рост производства скота и птицы в живом весе обеспечен за счет продолжающегося наращивания объемов производства свиней (на 8,7%) и мяса птицы (на 14,7%). Производство крупного рогатого скота при этом уменьшилось на 2,0 процента. Однако тревогу вызывает ситуация в скотоводстве, продолжающееся сокращение поголовья крупного рогатого скота. В 2009 году поголовье коров снизилось более чем на 100 тысяч голов.



Молока в хозяйствах всех категорий в 2009 году произведено 32,6 млн. тонн, что на 0,7% больше, чем в 2008 году. Производство яиц во всех категориях хозяйств составило 39,4 млрд. штук, или на 3,4% больше уровня 2008 года (2).

По оперативным данным Федеральной таможенной службы, в 2009 году. в Российскую Федерацию ввезено продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 26579,5 млн. долл. США, или на 16,6 % меньше, чем за соответствующий период 2008 года, когда их было импортировано на 31863,0 млн. долл. США.

В товарной структуре импорта доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составила 18,4 %, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2008 года на 4,9 процентных пункта. Необходимо также отметить, что принятые меры таможенно-тарифного регулирования и рост отечественного производства позволили снизить долю импортного мяса на российском мясном рынке с 31,7% в 2008 году до 28,8% в 2009 году, молока и молокопродуктов с 17,6%) в 2008 году до 16,6% в 2009 году.

Экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в отчетном году. составил 9052,2 млн. долл. США, что на 7,3 % или 619,8 млн. долл. больше, чем за соответствующий период 2008 года (3).

Вместе с тем озабоченность вызывает положение дел с материально-техническим обеспечением сельского хозяйства. В 2009 году наблюдалось падение темпов приобретения машин и оборудования. Это было связано с недостаточной платежеспособностью значительной части сельскохозяйственных товаропроизводителей, с повышением цен на основные виды отечественной сельскохозяйственной техники. Имеется также ряд проблем с обеспечением сельскохозяйственных товаропроизводителей техникой по лизингу, в том числе длительные и сложные процедуры заключения лизинговых договоров, длительные сроки передачи техники в лизинг, недостаточно активная работа операторов ОАО «Росагролизинг» по передаче техники в лизинг.



По оценкам специалистов, общая потребность в финансовых средствах на 2010 год на приобретение запасных частей составляет 19,6 млрд. рублей. В настоящее время на региональных предприятиях ОАО «Росагроснаб» созданы фонды запасных частей и прочих ремонтно-эксплуатационных материалов для проведения ремонтных работ на сумму 1,5 млрд. рублей (2).

Ценовая ситуации на рынке сельхозпродукции и продовольствия представлена в таблице 3 (3).

Таблица 3

Индексы цен в декабре 2009 года к предыдущему году, %

^ Индексы цен на сельскохозяйственную продукцию

Продукция растениеводства

93,2

Зерновые культуры

88,3

в том числе:


пшеница

89,8

рожь

82,3

гречиха

97,8

кукуруза

85,6

ячмень

81,8

Подсолнечник

98,3

Соя

100,2

Картофель

93,6

Овощи

84,4

в том числе:


помидоры

77,4

огурцы

77,8

лук репчатый

143,0

капуста

111,2

морковь

93,4

Плоды и ягоды

87,9

Продукция животноводства

100,8

в том числе:


Скот и птица (в живом весе)

107,9

из них:




КРС

109,4

свиньи

104,1

птица

109,3

Молоко

93,8

Яйца

84,6

^ Индексы цен на отдельные виды продовольственных товаров

Мясо

101,6

в том числе:


говядина

102,8

свинина

95,9

мясо птицы

103,4

Изделия колбасные вареные

106,1

Масло подсолнечное

104,3

Цельномолочная продукция

102,1

Сыры сычужные твердые

100,7

Масло сливочное

110,5

Мука — всего

83,4

Мука пшеничная первого сорта

83,4

Крупа — всего

87,9

Пшено

81,5

Крупа гречневая

96,4

Рис

78,5

Хлеб и хлебобулочные изделия

101,0

Сахар-песок

142,2

Изделия макаронные

95,7

Хлеб и хлебобулочные изделия

102,4

Крупа и бобовые

97,5

Макаронные изделия

101,6

Мясо и птица

105,0

Молоко и молочная продукция

102,3

Масло сливочное

107,9

Масло подсолнечное

80,2

Яйца

85,5

Сахар-песок

142,7

Плодоовощная продукция

98,3

Алкогольные напитки

108,9



Финансовые проблемы сельскохозяйственных товаропроизводителей затрудняют приобретение ими минеральных удобрений, химических средств защиты растений, горюче-смазочных материалов в необходимых объемах. При этом следует отметить, что в сельском хозяйстве значительно больше спад инвестиций, чем в среднем по экономике страны, высока задолженность сельскохозяйственных организаций, снизились их прибыль и рентабельность по всей хозяйственной деятельности. Оплата труда в сельском хозяйстве в два раза ниже по отношению к среднему размеру по всем видам деятельности. Высоким остается уровень безработицы на селе.

Учитывая сложившуюся ситуацию в сельском хозяйстве, достижение прогнозируемого на 2010 год роста производства продукции сельского хозяйства по сравнению с 2009 годом в 102,1% требует осуществления соответствующих мер государственной поддержки отрасли и регулирования внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, реализации в полном объеме мероприятий, предусмотренных Государственной программой на 2010 год. В то же время в рамках оптимизации расходов федерального бюджета в 2010 году сокращены объемы финансирования Государственной программы. На 2010 год паспортом Государственной программы объем ее финансирования за счет средств федерального бюджета был определен в размере 120,0 млрд. рублей, однако федеральным бюджетом на реализацию Государственной программы в 2010 году предусмотрено только 107,6 млрд. рублей. При этом корректировка целевых индикаторов реализации мероприятий Государственной программы не производилась.

В 2010 году приоритетное значение имеет реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие молочного и мясного скотоводства, птицеводства, первичной переработки молока и мяса, строительство и модернизацию сахарных заводов и элеваторов для хранения зерна, приобретения отечественной сельскохозяйственной техники.

Необходимо подчеркнуть, что Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 утверждена Доктрина продовольственной 

безопасности Российской Федерации. Реализация положений, предусмотренных указанной Доктриной, требует осуществления дополнительных мер, направленных на обеспечение продовольственной безопасности страны (2).

В 2009 году Министерством сельского хозяйства Российской Федерации был заключен контракт на создание трех космических аппаратов для дистанционного зондирования Земли с целью мониторинга сельскохозяйственных угодий на всей территории России. С их помощью будут получены высокоточные данные о состоянии сельскохозяйственных земель, а также появится возможность предсказывать засухи.

Министерство реализует комплекс мероприятий, направленных на внедрение ресурсосберегающих почвозащитных технологий возделывания сельскохозяйственных культур. В период до 2015 года значительная часть сельскохозяйственных предприятий будет обеспечена оборудованием для картографирования полей, определения потребности в удобрениях и средствах защиты сельскохозяйственных культур от болезней, вредителей и сорняков с соответствующим программным обеспечением (16, С.28)

Кроме этого Министерство реализует комплекс мер по внедрению инновационных подходов к управлению АПК. Для этого создается Единая система государственного информационного обеспечения, гарантирующая системный обмен данными между федеральными, региональными властями и сельскохозяйственными товаропроизводителями. Это позволит существенно повысить оперативность принимаемых решений на всех уровнях (17, С.1)

Обеспечение развития агропромышленного комплекса и его важнейшей составной части - сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий требует дальнейшего совершенствования соответствующей нормативной правовой базы.

К настоящему времени в сфере аграрного законодательства принят ряд федеральных законов, направленных на регулирование аграрных отношений и имеющих важное значение для развития АПК, продовольственного 

обеспечения населения. Особое место занимают федеральные законы о технических регламентах на молоко и молочную продукцию, на масложировую, табачную, соковую продукцию. Ключевое значение в части законодательного регулирования отрасли имеет Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», который установил правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства.

Вместе с тем, практика применения данного Федерального закона свидетельствует о необходимости уточнения ряда его положений. В него уже внесен ряд изменений и дополнений (в 2008-2009 годы изменения в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» были внесены шестью федеральными законами), в настоящее время такая работа продолжается.

Кроме того, необходима подготовка проектов федеральных законов, направленных на совершенствование земельного законодательства, а также предусматривающих внесение изменений в действующее законодательство Российской Федерации в части, касающейся законодательного обеспечения развития отдельных отраслей АПК, развития технического регулирования, совершенствования контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, в сфере сельского хозяйства.

На современном этапе развития АПК важнейшее значение имеет осуществление его инновационного развития - формирование условий для создания производства конкурентоспособной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники, повышение доли такой продукции в структуре производства. В связи с этим особая роль отводится аграрной науке.

Аграрная наука обладает значительным научным потенциалом и имеет научно-технические разработки, внедрение которых позволит перевести агропромышленное производство на инновационный путь развития. Однако всего 15% сельскохозяйственных товаропроизводителей активно используют инновации.



Основным звеном системы внедрения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ должны стать специализированные инновационные центры с замкнутым циклом – от разработки инноваций до их промышленного производства и вовлечения в хозяйственный оборот.

К проблемам, сдерживающим разработку и внедрение современных ресурсосберегающих аграрных технологий, наряду с недостаточным объемом финансирования и низкой заработной платой ученых, относится слабая материально-техническая база научных организаций, которая перестала отвечать современным требованиям (2).

Для исправления сложившейся ситуации в аграрной науке необходимо увеличить финансирование научно-исследовательских работ, сформировать механизмы правовой защиты и оценки эффективности результатов научно-технической деятельности, стимулировать использование новейших отечественных разработок, в приоритетном порядке развивать научно-технологические работы в области нано- и биотехнологий в растениеводстве, животноводстве, ветеринарии, хранения и переработки продукции, экологии, энерго- и ресурсосбережении, использования информационных технологий в сельском хозяйстве и управлении продовольственными рынками, которые определят конкурентоспособность отрасли в долгосрочной перспективе и обеспечат продовольственную безопасность страны.

Экономическая ситуация на селе остается сложной: В настоящее время более 80% хозяйств всех видов собственности в сельскохозяйственном секторе экономики убыточны. Одной из главных причин такого положения АПК является диспаритет цен между сельскохозяйственной и промышленной продукцией. Цены на промышленную продукцию в годы реформ росли в 4—5 раз быстрее, чем на сельскохозяйственную. АПК оказался не в состоянии окупать затраты на производство, из-за чего стал должником как федерального бюджета, так и частных финансовых структур. Идет процесс контрастного разделения: сильные хозяйства становятся еще сильнее, а слабые — все беднее. 

Снижается уровень технической оснащенности агропроизводства, из-за чего не используются значительные площади плодородной пашни; недостаточен уровень применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений (8, С.111; 11, С.49).

В условиях рыночной экономики основой государственной агропродовольственной политики должно быть обеспечение стимулов для эффективного производства сельскохозяйственной продукции. Поэтому основными целями на нынешнем этапе следует считать создание условий:

- во-первых, для повышения конкурентоспособности отечественной продукции агропромышленного комплекса и рыболовства на внутреннем и внешнем рынках, обеспечения населения страны качественными продовольственными товарами;

- во-вторых, для устойчивого развития сельских территорий, обеспечения занятости, улучшения жизненного уровня сельского населения;

- в-третьих, для сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством и рыболовством природных ресурсов.

Стабилизация и дальнейшее развитие АПК невозможны без коренного изменения социальной политики на селе. В любой цивилизованной стране — это исключительная прерогатива государства. В России социальные проблемы села придется решать особым образом, но в любом случае на основе государственной федеральной программы, требующей существенного перераспределения бюджетных потоков. Вместе с тем, достойный уровень жизни сельского населения можно обеспечить только на базе эффективного функционирования АПК республики в экономическом пространстве страны и рационального использования имеющегося потенциала.

Главные условия динамичного и эффективного развития АПК — обеспечение пропорциональности и сбалансированности всех его составляющих, укрепление связей между сферами комплекса. При отсутствии адекватной рыночной инфраструктуры перерабатывающие предприятия в большинстве случаев использовали свое монопольное положение для 

занижения закупочных и завышения реализационных цен. В результате на селе развернулось массовое строительство мелких цехов по переработке мяса, молока, семян масличных культур и др. Строительство небольших перерабатывающих мощностей потребовало от сельских товаропроизводителей значительных капиталовложений, а отсутствие возможностей комплексной переработки приводило к неоправданным потерям сырья. Перерабатывающие предприятия теряли сырьевые зоны и не загружали свои производственные мощности, коэффициент использования которых колеблется от 20 до 35%. Это вызвало удорожание переработки сырья, снижение конкурентоспособности производимых продовольственных товаров и, как следствие, привело к засилью импортной продукции на рынках.

Важный фактор эффективного развития АПК — интеграция между сельским хозяйством и переработкой, что создает благоприятные уcловия для согласованной экономической и научно-технической политики добровольно в нее входящих, но юридически самостоятельных предприятий. Преимущество крупного предприятия проявляется в более низкой себестоимости продукции, высокой экологической безопасности, глубокой комплексной переработке, минимальной потере сырья и устойчивом высоком качестве продукции. А малые предприятия находят свое место там, откуда трудно поставлять скоропортящуюся продукцию.

Побудительным мотивом для объединительных процессов в экономике служит эффект, достигаемый за счет расширения масштабов производства, соединения разрозненных звеньев единого технологического процесса. В результате возникает мотивация к организации единого управления всеми стадиями производства хозяйствующих субъектов, участвующих в совместном процессе. Разумная кооперация и интеграция открывают дополнительные источники роста производительности труда, возможностей сбыта, и, таким образом, помогают более эффективно осуществлять совместный производственный процесс по выпуску различных видов готовой продукции. 

Резкое падение покупательной способности сельхозтоваропроизводителей диктует необходимость реформирования инженерной сферы АПК.

Устойчивый рост АПК невозможен без совершенствования отношений на внутреннем и внешнем агропродовольственных рынках, без развития инфраструктуры.

Следует подчеркнуть, что российский агропродовольственный сектор имеет огромные потенциальные возможности и большие перспективы. Располагая 9% мировых сельхозугодий (правда, не самых лучших) и 2,5% населения Земли, Россия может не только обеспечить себя качественной агропродукцией, но и поставлять ее на мировой рынок. Конечно, для этого нужны другие экономические условия, использование достижений научно-технического прогресса, хорошо подготовленные кадры. На современном этапе за счет инновационного развития обеспечивается 2/3 прироста сельскохозяйственной продукции. Поэтому комплексные меры по восстановлению и росту агропромышленного производства должны на деле улучшить положение российского крестьянства, определить по справедливости его место в экономике страны, обеспечить продовольственную безопасность и достаточный уровень питания всех слоев населения России (18, С.43-44).




Заключение


Рассмотрев и проанализировав теоретические аспекты сущности и структуры агропромышленного комплекса и его состояние в современной экономике России можно сделать следующие выводы.

Агропромышленный комплекс, являясь составной частью экономики страны, подчиняется общим законам экономического развития и в то же время отличается специфическими чертами, обусловленными высокой социальной значимостью производимой продукции.

Помимо общеэкономических проблем (нестабильность в финансовом отношении, отсутствие законодательных гарантий в различных областях деятельности и т.п.), агропромышленному комплексу страны присущи особые, специфические проблемы, обусловленные несовершенством производственно-экономических отношений в агропродовольственной сфере.

В современных условиях развитие АПК страны происходит неоднозначно. С одной стороны имеют место положительные результаты: наметился рост производства в ряде отраслей, растёт количество предприятий, работающих с прибылью. Но с другой стороны остаются и продолжают развиваться негативные процессы, которые преобладают над положительными сдвигами, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики. Это подвело страну к опасности потерять продовольственную независимость. В настоящее время, несмотря на отдельные признаки стабилизации, в целом агропромышленный комплекс России находится в состоянии системного кризиса, обусловленного накопленными проблемами его функционирования в дореформенный период: наличием структурных диспропорций между различными сферами и отраслями агропромышленного производства, нарушением координационных связей между хозяйствующими субъектами, дисбалансом между всеми продуктовыми сегментами, высокой степенью физического и морального износа основных фондов, нерациональной специализацией сельскохозяйственного производства 

(территориальной, продуктовой и технологической), недостаточным использованием в производстве достижений аграрной науки, наличием системы активной статистической дезинформации и др. Указанные проблемы обусловили объективную необходимость реформирования аграрного сектора в целях повышения эффективности его функционирования.

Главной негативной тенденцией в сельском хозяйстве является сокращение всех элементов производственного потенциала, как отдельных предприятий, так и отрасли в целом. Сельское хозяйство находится в таком положении, что применение разовых мер уже недостаточно для вывода его из кризиса. Нужны кардинальные меры, предполагающие крупные перемены. В основу аграрной политики должна быть положена новая система преобразований. Суть новой политики должна состоять в том, что при всей необходимости быстрого увеличения объёмов производства, исходным и главным её положением должно быть обеспечение эффективной жизнедеятельности на селе и создание условий для высокого уровня и качества жизни сельского населения.

Одним из главных аспектов преобразований в АПК является участие государства в этом процессе. Необходимо более действенное участие государства, прежде всего, путём прямых инвестиций в сферу АПК. Но в последние годы такая поддержка была недостаточной или отсутствовала совсем. Решению проблем АПК будет способствовать объединение усилий центральной власти и регионов. Конкретно это должно выразиться в создании фонда развития АПК за счёт федерального и местного бюджетов, а также отчислений средств бизнес – структур от получаемой прибыли в размере, определяемом администрацией региона.

Важным направлением преобразований в АПК является обновление и эффективное использование материально – технической и технологической основы производства. В условиях сложного финансового положения наиболее приемлемым инструментом является лизинг, который, несмотря на все преимущества, развивается медленно.



Роль государства заключается в повышении эффективности функционирования отрасли и социально – экономическом развитии территорий, базирующихся на комплексном взаимодействии сельскохозяйственных организаций, инвесторов и органов управления АПК (15, С.4-5).

Сельскохозяйственное производство предприятий всех форм собственности и хозяйствования будет развиваться успешно, если исполнительная и законодательная власть на федеральном и региональном уровнях приложит свои усилия на решение следующих неотложных задач:

  1. улучшение финансового положения сельскохозяйственных предприятий, в частности, за счет решения проблемы диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, создания механизма по его устранению;

  2. укрепление материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий;

  3. создание условий для социально-экономического развития сельских территорий, устойчивого роста производства сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности;

  4. изменение демографической ситуации, принятие федеральной целевой программы заботы о молодежи села;

  5. повышение уровня квалификации кадров на селе.

Решение этих задач обеспечит устойчивое развитие производства в агропромышленном комплексе.



Список использованной литературы


  1. Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 2 августа 2010 N 593н // Российская газета. -2010.- 15.10. - С. 1

  2. Решение комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу по вопросу «Итоги функционирования агропромышленного комплекса в 2009 году и прогноз на 2010 год. Проблемы нормативно-правового и научного обеспечения» // Совет Федерального собрания РФ: [http://www.council.gov.ru/]

  3. Отчет о текущей ситуации в АПК в январе-декабре 2009 года // Федеральная служба государственной статистики: [http://www.gks.ru/]

  4. Основные показатели сельского хозяйства в России в 2009 году. Бюллетень. – М.: Росстат, 2010. – 23 с.

  5. Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации. Статистический сборник. – М.: Росстат, 2010 – 43 с.

  6. Социально-экономические показатели Росиийской Федерации в 1991-2009 гг. // Федеральная служба государственной статистики: [http://www.gks.ru/]

  7. Анфиногенова, А. Стратегия развития АПК с учетом инновационных факторов / А. Анфиногенова, Э. Крылатых // АПК: экономика, управление. – 2006. - № 3. – С.4-12.

  8. Богомолов, В. А. Экономическая безопасность: учеб. пособие / В.А. Богомолов, Е.Н. Барикаев, Е.А. Павлов, М.А. Ельчанинов; под ред. В. А. Богомолова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 295 с.

  9. Википедия. Свободная энциклопедия: [http://www.wikipedia.org/]

  10. Журавлева, Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика-1,2: учебник для вузов / Г. П. Журавлева, В. В. Громыко, М. И. Забелина; под ред. Г.П. Журавлевой. – М.: Дашков и К, 2008. – 934 с.

  11. 

  12. Костяев, А. Социально-экономическая ситуация на селе: тенденция и оценка их последствий / А. Костяев // АПК: экономика, управление. – 2008. - № 8. – С.48-50.

  13. Малыш, М. Н. Аграрная экономика: учебник для студентов экономических специальностей аграрных вузов РФ / М. Н. Малыш, П. В. Смекалов, А. Г. Трофимов; под ред. М.Н. Малыша. — СПб.: Лань, 2002.— 688 с.

  14. Минаков, И. А. Экономика отраслей АПК: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. А. Минаков, Н. И. Куликов, О. В. Соколов и др.; под ред. И. А. Минакова. – М.: КолосС, 2004. – 464 с.

  15. Петренко, И. А. Экономика сельского хозяйства : учебник / И. А. Петренко; – М.: Высшая школа, 2004. – 270 с.

  16. Петриков, А. Задачи развития в аграрном секторе / А. Петриков // Экономист. - 2010 .- № 3 – C.3-5.

  17. Скрынник, Е. О реализации государственной программы развития сельского хозяйства в 2008 году и предварительных данных за 2009 год / Е. Скрынник // Экономист. - 2009 .- № 12 – C.17-31.

  18. Скрынник, Е. Столовая с видом на поле / Е. Скрынник // Российская газета. -2010. – 25.01 –С.1

  19. Фигуровская, Н. Современное состояние сельского хозяйства требует результативных действий государства / Н. Фигуровская // Экономист. - 2009 .- № 8 – C.40-44.




Приложение 1


Рис. 3. Рекомендации по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 02.08.2010 г. N 593н)




Приложение 2


Рис. 4. Динамика индекса объёма продукции сельского хозяйства в России в 1990—2008 годах, в процентах от уровня 1990 года (9)


Приложение 3


Рис.5. Сбор зерновых культур в России в 1990—2009 годах, млн тонн (9)




Приложение 4


Рис. 6. Динамика производства мяса, включая субпродукты I категории, в России в 1992—2008 годах, в млн тонн (9)




Приложение 5


Социально экономические показатели сельского хозяйства Российской Федерации в 2005-2009 гг. (6)

ПОКАЗАТЕЛИ

2005

2006

2007

2008

2009

^ СЕЛЬСКОЕ И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в фактически действовавших ценах), млрд. руб.

1380,9

1570,6

1931,6

2461,4

2515,9

Продукция сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях (в фактически действовавших ценах), млрд. руб.

615,6

704,5

918,5

1183,7

1141,5

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах населения (в фактически действовавших ценах), млрд. руб.

681

754,8

856,6

1068,5

1184,7

Продукция сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах (в фактически действовавших ценах), млрд.руб.

84,3

111,3

156,5

209,2

189,7

Продукция растениеводства в хозяйствах всех категорий (в фактически действовавших ценах), млрд.руб.

669,8

764,8

1002,4

1306,4

1238,9

Продукция растениеводства в сельскохозяйственных организациях (в фактически действовавших ценах), млрд.руб.

294,4

343,9

490,4

637,6

542,8

Продукция растениеводства в хозяйствах населения (в фактически действовавших ценах), млрд.руб.

311,4

336,2

388,5

501,5

552,9

Продукция растениводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах (в фактически действовавших ценах), млрд.руб.

64

84,7

123,5

167,3

143,2

Продукция животноводства в хозяйствах всех категорий (в фактически действовавших ценах), млрд. руб.

711,1

805,8

929,2

1155

1277,0

Продукция животноводства в сельскохозяйственных организациях (в фактически действовавших ценах), млрд. руб.

321,2

360,6

428,1

546,1

598,7

Продукция животноводства в хозяйствах населения (в фактически действовавших ценах), млрд. руб.

369,6

418,6

468,1

567

631,8

Продукция животноводства в крестьянских (фермерских) хозяйствах (в фактически действовавших ценах), млрд.руб.

20,3

26,6

33

41,9

46,5

Индексы производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)

101,6

103

103,3

110,8

101,4

Индексы производства продукции сельского хозяйства в сельскохозяйственных организациях (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)

103,1

104,3

104,9

116,2

100,8

Индексы производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах населения (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)

98,9

100,2

101,6

102,1

102,9

Индексы производства продукции сельского хозяйства в крестьянских (фермерских) хозяйствах (в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году)

110,5

117,4

105,2

127,8

97,0

Посевные площади сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий, тыс. га

75837

75277

74759

76923

77805

Посевные площади зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий, тыс. га

43593

43174

44265

46742

47553

Посевные площади льна-долгунца в хозяйствах всех категорий, тыс. га

96

84

74

77

69

Посевные площади сахарной свеклы (фабричной) в хозяйствах всех категорий, тыс. га

799

996

1060

819

819



Посевные площади подсолнечника в хозяйствах всех категорий, тыс. га

5568

6155

5326

6199

6196

Посевные площади картофеля в хозяйствах всех категорий, тыс. га

2277

2129

2069

2104

2193

Посевные площади овощей в хозяйствах всех категорий, тыс. га

641

635

624

641

653

Валовой сбор зерна (в весе после доработки) в хозяйствах всех категорий, млн. т

77,8

78,2

81,5

108,2

97,1

Валовой сбор льноволокна в хозяйствах всех категорий, тыс. т

56

36

47

52

52

Валовой сбор сахарной свеклы (фабричной) в хозяйствах всех категорий, млн. т

21,3

30,7

28,8

29,0

24,9

Валовой сбор подсолнечника в хозяйствах всех категорий, млн. т

6,5

6,7

5,7

7,4

6,5

Валовой сбор картофеля в хозяйствах всех категорий, млн. т

28,1

28,3

27,2

28,8

31,1

Валовой сбор овощей в хозяйствах всех категорий, млн. т

11,3

11,4

11,5

13,0

13,4

Урожайность зерновых культур в хозяйствах всех категорий, ц с 1 га убранной площади

18,5

18,9

19,8

23,8

22,7

Урожайность льна-долгунца (волокно) в хозяйствах всех категорий, ц с 1 га убранной площади

6,3

6,1

7,2

7,8

8,2

Урожайность сахарной свеклы (фабричной) в хозяйствах всех категорий, ц с 1 га убранной площади

282

325

292

362

323

Урожайность подсолнечника в хозяйствах всех категорий, ц с 1 га убранной площади

11,9

11,4

11,3

12,3

11,5

Урожайность картофеля в хозяйствах всех категорий, ц с 1 га убранной площади

124

133

132

138

143

Урожайность овощей в хозяйствах всех категорий, ц с 1 га убранной площади

170

173

179

196

199

Площадь плодово-ягодных насаждений в хозяйствах всех категорий, тыс. га

598

552

538

533

528

Площадь виноградных насаждений в хозяйствах всех категорий, тыс. га

70

61

62

64

64

Валовой сбор плодов и ягод в хозяйствах всех категорий, тыс. т

2404

1940

2503

2401

2768

Валовой сбор винограда в хозяйствах всех категорий, тыс. т

322

234

315

268

299

Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий (на конец года), млн. голов

21,6

21,6

21,5

21,0

20,7

Поголовье коров в хозяйствах всех категорий (на конец года), млн. голов

9,5

9,4

9,3

9,1

9,0

Поголовье свиней в хозяйствах всех категорий (на конец года), млн. голов

13,8

16,2

16,3

16,2

17,2

Поголовье овец и коз в хозяйствах всех категорий (на конец года), млн. голов

18,6

20,2

21,5

21,8

22,0

Производство скота и птицы на убой (в убойном весе) в хозяйствах всех категорий, тыс. т

4990

5278

5790

6268

6720

Производство молока в хозяйствах всех категорий, млн. т

31,1

31,3

32,0

32,4

32,6

Производство яиц в хозяйствах всех категорий, млрд.шт.

37,1

38,2

38,2

38,1

39,4

Производство шерсти (в физическом весе) в хозяйствах всех категорий, тыс. т

49

50

52

53

55

Производство меда в хозяйствах всех категорий, тыс. т

52

56

54

57

54

Расход кормов в животноводстве в пересчете на кормовые единицы в хозяйствах всех категорий, млн.т

94,6

94,8

96,6

97,7

99,2

Расход кормов в животноводстве в расчете на одну голову условного крупного скота в хозяйствах всех категорий, ц кормовых единиц

29,9

29,8

29,6

29,7

29,6



Надой молока на 1 корову в хозяйствах всех категорий, кг

3176

3356

3501

3595

3737

Средняя годовая яйценоскость кур-несушек в сельскохозяйственных организациях, шт.

301

302

301

304

305

Средний годовой настриг шерсти с одной овцы (в физическом весе), кг

3,0

3,0

2,8

2,7

2,8

Реализация зерна сельскохозяйственными организациями, млн. т

41,8

39,8

40,9

45,8

52,7

Реализация сахарной свеклы сельскохозяйственными организациями, тыс. т

15961

20372

21471

22317

18987

Реализация семян масличных культур сельскохозяйственными организациями, тыс. т

4120

4936

4591

4005

5235

Реализация картофеля сельскохозяйственными организациями, тыс. т

1275

1469

1742

1948

2088

Реализация овощей сельскохозяйственными организациями, тыс. т

1746

1703

1736

1869

1991

Реализация скота и птицы (в живом весе) сельскохозяйственными организациями, млн. т

3,8

4,0

4,5

5,0

5,6

Реализация молока сельскохозяйственными организациями, млн. т

12,5

12,8

12,9

32,4

13,3

Реализация яиц сельскохозяйственными организациями, млрд. шт.

25,3

26,2

26,2

26,3

27,0

Внесение минеральных удобрений под посевы в сельскохозяйственных организациях, млн. т

1,4

1,5

1,7

1,9

1,9

Внесение минеральных удобрений на один гектар под посевы в сельскохозяйственных организациях, кг

25

27

32

36

36

Внесение органических удобрений под посевы в сельскохозяйственных организациях, млн. т

49,9

47,8

48,1

51,3

53,7

Внесение органических удобрений на один гектар под посевы в сельскохозяйственных организациях, т

0,9

0,9

0,9

1,0

1,0




Скачать файл (642 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации