Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курс лекций профессора Парусимовой Н.И, ОГУ - файл 13 Банковская реформа.doc


Курс лекций профессора Парусимовой Н.И, ОГУ
скачать (662.4 kb.)

Доступные файлы (66):

10 Типы и виды банковских систем.docскачать
11 Банковская система.docскачать
12 Советский тип БС.docскачать
13 Банковская реформа.doc44kb.11.01.2011 00:18скачать
13 Страхование депозитов.docскачать
14 Функции и операции ЦБ.doc30kb.11.01.2011 00:24скачать
15 Методы Воздействие ЦБ.doc22kb.11.01.2011 00:26скачать
16 Типы и виды банков.doc38kb.11.01.2011 21:18скачать
17 Операции и услуги КБ.doc28kb.11.01.2011 00:49скачать
18 Специализированные финансово.doc39kb.11.01.2011 00:45скачать
19 Проблемы и перспектвы.doc28kb.11.01.2011 00:52скачать
1 Сущность банка.doc29kb.10.01.2011 23:35скачать
20 Ресурсы.doc30kb.11.01.2011 00:54скачать
21 25 Собственный капитал банка.doc37kb.11.01.2011 00:59скачать
25 Достаточность капитала.doc48kb.11.01.2011 01:26скачать
26 27 ДЕПОЗИТЫ.doc27kb.11.01.2011 01:04скачать
28 30 Депозитная политика.doc32kb.11.01.2011 01:05скачать
2 Клиент банка.docскачать
32 Банковские сертификаты.doc32kb.11.01.2011 01:29скачать
33 Облигации банка.doc25kb.11.01.2011 01:33скачать
34 век сель.doc26kb.11.01.2011 01:34скачать
35 36 Межбанковские кредиты.doc31kb.11.01.2011 01:49скачать
37 38 Кредиты Банка России.doc39kb.11.01.2011 01:55скачать
3 Процедура открытия банка.doc30kb.11.01.2011 21:54скачать
40 Ломбардные кредиты.doc47kb.11.01.2011 21:42скачать
41 Расчетные кредиты.doc27kb.11.01.2011 02:31скачать
43 44 Активные операции.doc32kb.11.01.2011 02:07скачать
45 Цель и задачи управления активами.doc23kb.11.01.2011 16:14скачать
46 Методы управления активами.doc28kb.11.01.2011 02:12скачать
47 Ликвидность банка.doc25kb.11.01.2011 16:46скачать
48 Нормативы.doc45kb.12.01.2011 02:01скачать
49 Териии управления банковской ликвидностью.doc36kb.11.01.2011 17:05скачать
4 Реорганизация ККО.docскачать
50 Зарубежный и российский опыт оценки ликвидности.doc24kb.11.01.2011 17:29скачать
51 52 Доходы расходы.doc33kb.11.01.2011 17:52скачать
53 Процентная маржа.doc29kb.11.01.2011 17:52скачать
54 Прибыльность банка.doc31kb.11.01.2011 18:07скачать
55 Эмиссионные операции.doc29kb.11.01.2011 18:16скачать
56 Организация кассовых операций в банке.doc37kb.11.01.2011 18:34скачать
57 Расчет кассового прогноза банка.doc41kb.11.01.2011 19:24скачать
5 Прекращение деятельности КО.docскачать
60 Система безналичных расчетов.doc28kb.11.01.2011 21:51скачать
61 Формы расчётов.doc28kb.11.01.2011 19:37скачать
62 Договор банковского счета.doc36kb.11.01.2011 22:12скачать
63 Аккредитив.doc28kb.11.01.2011 22:18скачать
64 Вексель.docскачать
65 Инкассо.doc28kb.11.01.2011 22:45скачать
66 Чековая форма.doc27kb.11.01.2011 23:06скачать
67 Платёжные поручения.doc26kb.11.01.2011 23:08скачать
68 Необходимость и сущность межбанковских корреспондентских отношений.doc30kb.11.01.2011 19:38скачать
69 Виды межбанковских расчетов.doc34kb.11.01.2011 20:44скачать
6 Организационная структура банка.doc31kb.10.01.2011 23:36скачать
70 Теория управления пассивами.doc22kb.11.01.2011 16:53скачать
7 Структура управления банком.docскачать
8 Взаимоотношения КБ и ЦБ.docскачать
9 Кредитная система.docскачать
Задача 17.docскачать
задачи.doc123kb.12.01.2011 01:35скачать
лекция 1.docскачать
лекция 2.docскачать
лекция 3.docскачать
лекция 4.docскачать
лекция 5 Управление активами банка.doc39kb.07.10.2010 01:35скачать
Лекция 6.doc66kb.07.10.2010 01:34скачать
Лекция.doc67kb.07.10.2010 01:34скачать
Принципы БД.doc36kb.11.01.2011 21:21скачать

содержание
Загрузка...

13 Банковская реформа.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
13 Банковская реформа


На первом этапе реорганизации была создана новая структура государственных банков. Модель реорганизации включала:

создание двухуровневой банковской системы (Центрального эмиссионного банка и государственных специализированных банков, непосредственно обслуживающих хозяйство);

перевод специализированных банков на полный хозрасчет и самофинансирование;

совершенствование форм и методов кредитных отношений с предприятиями различных отраслей хозяйства.

В результате была создана система банков в следующем составе:

Государственный банк СССР.

Агропромышленный банк (Агропромбанк).

Промышленно-строительный банк (Промстройбанк).

Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк).

Банк внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк).

Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк).

Центральное место в кредитной системе страны должен был занять Государственный банк. Ранее выполнявшиеся им функции по кредитованию предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства и осуществлению расчетов между ними были переданы соответствующим специализированным банкам:

— специализированным банкам была передана вся низовая сеть Госбанка (отделения), им предоставлялось право как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования;

— система сберегательных касс была преобразована в единый Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями;

— за Госбанком сохранились: в центре - Правление, в союзных республиках - республиканское звено (Госбанк республики), в областях, краях и автономных республиках - управления Госбанка;

Госбанк сохранил за собой эмиссионную , расчетную, контролирующую, функции, а также кредитование непроизводственной сферы.

Вновь созданные специализированные банки (Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк) образовали в центре правления, в союзных республиках - соответствующие республиканские банки, а в областях, краях и автономных республиках, как и Госбанк, - управления. Каждое из управлений спецбанков получило в свое подчинение ряд бывших отделений Госбанка, причем прикрепление отделений к тому или иному управлению осуществлялось в зависимости от того, клиентура какого банка преобладала в даннном отделении - Промстройбанка, Агропромбанка или Жилсоцбанка.Благодаря проведенной реорганизации в одном отделении (филиале) банка сосредоточивалось обслуживание и текущей, и инвестиционной деятельности предприятий.

В качестве позитивных мер банковской реорганизации 1987 г. можно назвать упорядочение безналичных расчетов, прекращение кредитования убытков, сверхплановых запасов товарно-материальных ценностей, а также выдачи кредитов на восполнение утраченных собственных оборотных средств, приостановление изъятия излишних кредитных средств из хозяйственного оборота и замену их собственными ресурсами предприятий. В результате этих мероприятий были высвобождены кредитные ресурсы на сумму свыше 75 млрд. руб. Однако такие позитивные меры существенно нивелировались отрицательными последствиями банковской реформы. Ведь главным мотивом преобразований было стремление приблизить банки к интересам хозяйства. Да, реорганизация в определенной степени активизировала банковскую деятельность. Но она не могла коренным образом изменить ситуацию, поскольку по существу не затрагивала экономические отношения:

не изменились принципиально кредитные отношения: продолжалось кредитование в полуавтоматическом режиме, сохранился административный метод распределения кредитных ресурсов, не была ликвидирована монопольная структура банковской системы, произошло лишь разделение сфер влияния спецбанков по ведомственному принципу, что делало невозможной конкуренцию между ними.

резко возросли издержки обращения банков в связи с увеличением банковского аппарата, ростом его заработной платы и организованных расходов.

Госбанк занимался только распределением ресурсов на верхнем уровне, не имея возможности воздействовать на выполнение кредитных планов.

каждый банк реализовал самостоятельные кредитные планы, используя административные методы управления, распределяли свои ресурсы на вертикали между своими учреждениями, не обращая внимания на выгодность помещения средств, и осуществляли простое финансовое обслуживание и субсидирование предприятий;

монопольное положение спецбанков и централизованное закрепление ресурсов не позволяло вести торговлю деньгами или создавать денежные рынки. Кроме того, банки стали вводить искусственные поборы с предприятий и населения за обычные банковские услуги. В результате этого кредитные и денежные ресурсы продолжали выполнять пассивную роль и не могли рационально воздействовать на ход экономического развития.

целесообразность и выгодность предоставления средств в ссуду не стали критериями в деятельности банков.

В целом реорганизация только усугубила недостатки в работе банков. Далеко идущие замыслы остались невыполненными. В итоге получился "аппаратный" вариант перестройки банковской системы. Реорганизация, проведенная, казалось бы, с целью ликвидации монопольного положения Госбанка и Стройбанка в сфере кредитных отношений, привела на смену одним монополистам других. Очень скоро стало ясно, что настоящая реорганизация банковской системы еще впереди. Объективно был необходим второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита . Начало его связывается с созданием в 1988 г. первых коммерческих банков, призванных стать фундаментом для формирования рыночных отношений и структур в банковской сфере. Создание такого рынка стало означать замену административно-командных отношений на гибкие экономические методы перемещения финансовых ресурсов в сфере наиболее эффективного применения. Начало его связывается с созданием в 1988 г. первых коммерческих банков, призванных стать фундаментом для формирования рыночных отношений и структур в банковской сфере. Создание такого рынка стало означать замену административно-командных отношений на гибкие экономические методы перемещения финансовых ресурсов в сфере наиболее эффективного применения.

Мысль о неоходимости перехода к рыночной экономике в общественном мнении стала утверждаться на рубеже 80-х и 90-х годов. Первые негосударственные коммерческие и кооперативные банки стали создаваться на фоне ожесточенной идеологической дискуссии вокруг данной проблемы. Тем самым и возникло качественно новое направление формирования банковской системы. Идеологически и экономически была подготовлена почва для возрождения коммерческих банков, судьба которых, казалось бы, бесповоротно определилась в момент их полной ликвидации при переходе к командным методам управления экономикой.

Коммерческий статус дает банку значительную самостоятельность в определении целей, условий и сроков кредитования, уровня процентных ставок, развитии разнообразных форм банковской деятельности, в использовании полученной прибыли, определении штатов и уровня оплаты труда своих работников, укреплении материально-технической базы и решении других вопросов.

Численность вновь созданных коммерческих и кооперативных банков быстро возрастала. На 1 января 1989 г. в СССР насчитывалось всего 43 коммерческих и кооперативных банка, а через 2 года их число возросло до 1357, в том числе в России - до 1215. В дальнейшем количество коммерческих банков продолжало быстро возрастать, в том числе за счет образовавшихся на базе не оправдавших себя государственных специализированных банков.

В середине 1990 г. правительство объявило о начале программы перехода к рынку, которая включала также планы дальнейшей реорганизации банковской системы. В частности, в правительственной программе отмечалась необходимость создания эффективной двухъярусной банковской системы, состоящей из Государственного банка и коммерческих банков, в которые должны быть преобразованы созданные в 1987 г. специализированные банки.

Наряду с этой программой исполнительные и законодательные органы страны рассматривали альтернативную прогармму перехода к рынку - "500 дней", предлагавшую создать трехъярусную банковскую систему, которая помимо Госбанка и коммерческх банков дополнялась сетью специализированных кредитно-финансовых учреждений в лице страховых компаний , земельных банков, инвестиционных фондов , кредитных товариществ, пенсионных фондов, брокерских и лизинговых компаний. Программа "500 дней" расширяла количество будущих субъектов рынка капитала за счет перспективного создания специализированных кредитных учреждений, однако по существу неправильно подменяла понятие "кредитная система" понятием "банковская система". Первое понятие шире, чем второе, которое ограничивается только банками. Кроме того, в программе оставалось понятие "ссудного фонда", тогда как в условиях рынка необходима его замена на "рынок капитала".

Концепция структуры новой кредитной системы практически полностью перешла в программу союзного правительства " Основные направления развития народного хозяйства и перехода к рынку ", принятую осенью 1990 г. Верховным Советом СССР. Однако и здесь была допущена профессиональная ошибка, так как под банковской системой по сути подразумевалось создание новой кредитной системы.

Верховным Советом СССР 11 декабря 1990 г. были приняты законы “О Государственном банке СССР” и "О банках и банковской деятельности ", которые окончательно устанавливали двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка), Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому закону

были изменены статус Государственного банка СССР и его роль в экономике страны. Банк был выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую независимость. Он стал выполнять функции Центрального банка;

коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок . Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком.


Закон 1990 г. изменил функциональную деятельность Госбанка: кроме эмиссионной , расчетной функции, он стал контролировать деятельность коммерческих банков путем установления для них обязательных норм резервов и хранения их на счетах Центрального банка. Принятие закона 1990 г. способствовало созданию широкой сети коммерческих банков во всех регионах страны.


Специализированные банки были превращены в коммерческие банки. Уже в 1988-1989 гг. начали возникать отдельные специализированные кредитно-финансовые институты. В качестве альтернативы двум государственным страховым учреждениям - Госстраху и Ингосстраху были образованы на коммерческой основе страховые компании "Центрорезерв" , "Дальросс","Аско" и др.


Одновременно было создано несколько инвестиционных компаний и банков. К 1990 г., т.е. к моменту принятия "Закона о банках и банковской деятельности", в стране начинает складываться трехъярусная кредитная система.


Скачать файл (662.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации