Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовая работа - Специфика формирования проектно-исследовательских компетенций у учащихся при изучении математики - файл n1.doc


Курсовая работа - Специфика формирования проектно-исследовательских компетенций у учащихся при изучении математики
скачать (114.1 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc530kb.13.06.2012 22:11скачать

Загрузка...

n1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...






КУРСОВАЯ РАБОТА
Специфика формирования

проектно-исследовательских компетенций
у учащихся при изучении математики



СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3

Глава 1. Изложение результатов изучения состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практике 6

1.1. Основные положения теории образовательных компетенций 6

1.2. Компетентностный подход в обучении математике и проектно-исследовательские компетенции учащихся (ПИКУ) 9

1.3. Применение исследовательского и проектного методов при изучении математики 12

1.4. Подготовка учащихся к проектно-исследовательской деятельности в рамках изучения школьного курса математики 20

Глава 2. Описание и анализ опытно-экспериментальной работы 25

2.1. Изучение исходного уровня сформированности ПИКУ в экспериментальном классе (констатирующий этап эксперимента) 25

2.2. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроке и при выполнении проектных заданий (формирующий и контрольный этапы) 30

Заключение 40

Список литературы 42



Введение


В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указывалась необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучаемых, т. е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования» [11].

Эти идеи были отражены в действующих стандартах основного и полного общего образования, принятых в 2004 г.

На современном этапе развития отечественного образования происходит переход к федеральным государственным образовательным стандартам нового поколения. Под руководством А.М. Кондакова и Л.П. Кезиной разработаны проекты новых стандартов среднего общего и среднего общего полного образования (проект 2010 г. [30]). В этих документах устанавливаются требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу.

В частности, метапредметные результаты обучения в средней школе предполагают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. По мысли разработчиков проекта, эти результаты должны, в том числе, отражать: сформированность целеполагания в учебной деятельности, осознанное владение логическими действиями; умение делать умозаключения и выводы на основе аргументации; умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, и др.

Очевидно, что значительная часть этих результатов достигается в ходе изучения предметов естественнонаучного цикла и, в особенности, математики.

Рассматривая предметные результаты среднего общего образования для предметной области «Математика и информатика», можно видеть, что изучение математики в средней школе по новому стандарту должно приобрести с одной стороны общекультурную, а с другой стороны – практическую направленность.

Последнее замечание подкрепляется еще тем, что, по проекту стандарта, в ходе государственной итоговой аттестации выпускник средней школы должен защитить индивидуальный проект, выполненный в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе [30].

Все вышесказанное определяет актуальность темы данной работы.

Сегодня существует уже достаточное количество пособий по руководству проектно-исследовательской деятельностью учащихся, где представлены в том числе и образцы учебных проектов (Е.С. Полат, М.В. Величко, Н.Ю. Пахомова, К.Н. Поливанова [28; 25; 26; 29]). Разработчики школьных учебников и учебных пособий по математике (Г.В. Дорофеев, Н.Я. Виленкин, Ю.Н. Макарычев и др.) также включали и включают в свои пособия отдельные задания исследовательского плана. Авторы указывают, что работу над подобными заданиями, как и над учебными проектами, следует выполнять, ориентируясь на индивидуальные особенности и склонности учащихся, – т.е., используя дифференцированный подход. Но в указанных пособиях подробно не раскрыты критерии выбора способов и форм такой работы (отбор заданий для сильных и слабых учащихся; решение практических и исследовательских задач на уроке или при выполнении самостоятельной/домашней работы; индивидуально или в группе, и пр.).

Указанное противоречие между педагогической теорией и потребностями педагогической практики обусловливает проблему данной работы.

Объектом исследования в данной работе являются проектно-исследовательские компетенции учащихся (далее ПИКУ), а предметом – педагогические условия формирования указанных компетенций у школьников 8—9 классов (подростков) при изучении математики.

Цель исследования – теоретически выявить и проверить в опытно-экспериментальной работе педагогические условия эффективного формирования ПИКУ при изучении математики в 8—9 классе.

Гипотеза исследования заключается в следующем. Формирование ПИКУ в 8—9 классах при изучении математики будет более эффективным, если:

  1. способы решения типовых задач выводятся с помощью задач практической направленности, решение которых получено на уроке через поисковую и исследовательскую деятельность учащихся, направляемую учителем;

  2. в процессе изучения новой темы учащимся предлагается выполнение минипроектов, причем дифференциация учащихся при их выполнении происходит следующим образом: хорошо успевающие учащиеся, проявляющие особый интерес к математике, получают индивидуальные задания теоретического плана, прочие учащиеся выполняют групповой проект (проекты) практической направленности.


Имея в виду заявленные цель и гипотезу, укажем задачи данного исследования:

  1. проанализировать определения понятий: компетенция, компетентность, универсальное учебное действие, проект, проектная деятельность, – существующие в научно-педагогической литературе; рассмотреть определения компетенций, относящихся к теме данной работы (практическая, проектная, исследовательская, математическая);

  2. описать и проанализировать возможности исследовательского и проектного методов обучения по формированию ПИКУ в 5—9 классах, указанные в дидактической литературе и методической литературе по математике;

  3. с помощью используемых в учебном процессе экспериментального класса учебных пособий, КИМов ЕГЭ и др. разработок, составить набор заданий, позволяющих проверить уровень развития ПИКУ 8-го класса (при изучении новой темы «Квадратные уравнения»и на материале предыдущих тем курса);

  4. выявить и охарактеризовать ПИКУ, используя требования действующего образовательного стандарта и рекомендации методических пособий по математике; конкретизировать выявленные ПИКУ по отношению к изучаемым в экспериментальном классе разделам программы;

  5. в ходе проведения педагогического эксперимента в 9-м классе проверить возможность применения описанного в гипотезе исследования способа работы учащихся в данном классе;

  6. обозначить возможные направления дальнейшего развития ПИКУ при изучении математики в экспериментальном классе.


Используемые в работе методы исследования:

    1. теоретические – конкретизация, анализ и сравнение понятий, определений, концепций, имеющихся в научно-педагогической литературе по затронутой тематике; синтез, обобщение рассмотренных точек зрения по рассматриваемой проблеме; моделирование учебной деятельности учащихся в соответствии с гипотезой исследования;

    2. эмпирические методы – изучение статистических результатов педагогической деятельности (оценки за выполнение самостоятельных и контрольных работ), анкетирование (по выявлению интересов и склонностей учащихся), наблюдение (невключенное и включенное) за деятельностью учащихся на уроке (характер устных ответов, познавательная активность, характер ответов у доски), анализ письменных работ учащихся; тестирование учебных достижений учащихся (по изучаемому разделу «Квадратные уравнения» – проверка гибкости, эффективности, глубины знаний), педагогический эксперимент (проводится в соответствии с гипотезой и задачами исследования);

    3. статистические методы – применяются для обработки результатов педагогического эксперимента (количественный и качественный анализ центральных тенденций, вычисление ?*-критерия Фишера, применение G-критерия знаков).


Теоретическая значимость исследования заключается в рассмотрении различных подходов к понятию ПИКУ и в выделении педагогических условий их формирования при изучении математики в средней школе.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы студентами в период прохождения педагогической практики, а также учителями математики общеобразовательных школ.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

  1   2   3   4



Скачать файл (114.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации