Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Спектор В.А., Рыбальченко М.Б. Инновационные принципы совершенствования управления в жилищно-коммунальном хозяйстве - файл n1.doc


Спектор В.А., Рыбальченко М.Б. Инновационные принципы совершенствования управления в жилищно-коммунальном хозяйстве
скачать (387 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc387kb.23.01.2013 19:58скачать


n1.doc

  1   2   3   4



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Государственная академия профессиональной

переподготовки и повышения квалификации

руководящих работников и специалистов

инвестиционной сферы»

(ГОУ ДПО ГАСИС)


В.А.Спектор, М.Б.Рыбальченко
инновационные принципы

совершенствования управления

в жилищно-коммунальном хозяйстве

Учебное пособие

Москва-2008

Спектор В.А.



д.э.н., профессор,

заведующий кафедрой экономики

и инвестирования ГАСИС

Рыбальченко М.Б.



экономист, соискатель кафедры экономики и инвестирования ГАСИС



Инновационные принципы совершенствования управления в жилищно-коммунальном хозяйстве. Учебное пособие. М.: ГОУ ДПО ГАСИС, 2006 г., с.60.
В учебном пособии раскрываются объективные причины необходимости совершенствования системы управления ЖКХ и сформулированы методические основы инновационного подхода к этому процессу в рамках реформирования отрасли.

Учебное пособие одобрено Научно-методическим Советом ГОУ ДПО ГАСИС и рекомендовано для слушателей Академии по направлению «Экономика и управление на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства».

Рецензент – к.э.н., Г.Г.Логинова

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 4

1.Жилищно-коммунальное хозяйство 6

2. Реформирование ЖКХ на основе инновационных схем управления 20

3. Основные направления инновационной программы совершенствования организационных форм управления 36

Заключение 59

Литература 63

Введение



Новый Жилищный кодекс РФ определил необходимость и главные цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), среди которых основным является переход к экономическим отношениям между государством, предприятиями ЖКХ и потребителями, адекватным принципам рыночной экономики. Развитие рыночных принципов функционирования ЖКХ потребовало совершенствования системы управления отраслью, обеспечения эффективной эксплуатации жилищного фонда и его коммунальной инфраструктуры.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства имеет исключительную значимость для повышения эффективности, качества, надёжности предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, снижения нерациональных издержек путём использования ресурсосберегающих технологий, формирования рынка недвижимости. В соответствии с Жилищным кодексом РФ собственники жилых помещений должны осуществлять в своих интересах управление эксплуатацией жилых домов, использованием общего имущества при минимальном вмешательстве органов власти. Вовлечение собственников в управление своей недвижимостью призвано повысить их ответственность за её состояние.

Такой взгляд на проблему определил объективную необходимость радикального совершенствования методов управления ЖКХ. Потребовалось коренным образом изменить систему организационных и экономических отношений между местными органами исполнительной власти, предприятиями ЖКХ и собственниками жилых помещений. Реализация основных положений Жилищного кодекса РФ требует разработки скоординированной системы мероприятий, направленных на формирование мотивации деятельности участников жилищно-коммунальных отношений на достижение целей реформирования. Эти мероприятия должны обеспечить решение широкого круга вопросов, связанных с поддержанием технического состояния жилищного фонда в нормальных условиях эксплуатации путём рационального сочетания текущих и капитальных ремонтов, ликвидации несоответствия качества и стоимости жилищно-коммунальных услуг, а также с сокращением централизованного администрирования в управлении жилищным фондом.

При этом основное внимание сосредоточено на инновационном обновлении методов управления эксплуатацией жилищного фонда, который в Москве, как и в большинстве других городов, состоит, в основном, из многоквартирных домов. Объективная необходимость совершенствования механизма управления в сфере жилищно-коммунального комплекса, в целом и, в частности, управления многоквартирными домами, определяется следующими обстоятельствами:

  • переходом народного хозяйства России на рыночные отношения и значительным отставанием ЖКХ в проведении соответствующих реформ;

  • практическим завершением процесса приватизации жилищного фонда;

  • необходимостью решения задачи децентрализации управления в системе ЖКХ и поиска рациональных форм самоуправления собственниками жилья;

  • актуальностью задачи сокращения бюджетных расходов на эксплуатацию коммунальных систем и жилищного фонда и перекладыванием этих затрат, в основном, на собственников и нанимателей жилых помещений.

Выбору рациональных путей комплексного решения этих посвящено данное учебное пособие.
  1. Жилищно-коммунальное хозяйство


как объект инновационного развития
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) как отрасль народного хозяйства объединяет два вида деятельности, которые, с одной стороны, тесно связаны по своим специальным функциям улучшения условий жизни населения, с другой стороны, характеризуются задачами повышения экономической эффективности оказываемых услуг, которое должно сопровождаться стабилизацией (а где это возможно – снижением) цен на них. Исходя из единства социальных и экономических целей функционирования жилищный фонд и обслуживающие его коммунальные системы объединяются в единый комплекс, центральным и узловым звеном которого является жилищный фонд. Учитывая принципиальные различия в условиях создания и функционирования этих двух составляющих комплекса ЖКХ, в них складываются свои направления научно-технического прогресса и свои специфические формы инновационного развития.

Жилищный фонд относится к числу материальных благ, соединяющих в себе социальные и экономические функции. Как всякий продукт труда жильё заключает в себе определённую нагрузку, представляет собой овеществление прошлого и живого труда. Жильё связано с удовлетворением самых важных потребностей человека (отдых, приготовление пищи и т.д.) и является той материальной основой, на которой развивается семья как основная социальная ячейка общества.

Основные фонды жилищного хозяйства по данным федеральной статистики 2004 г. составили 7274 млрд. руб., коммунального хозяйства – 1164 млрд. руб., всего – 8438 млрд. руб., что равно 23% их стоимости в России. Следовательно, основные фонды ЖКХ – это почти четвёртая часть экономического потенциала страны. Коэффициенты обновления основных фондов низкие: в жилищном хозяйстве – 2,6%; в коммунальном хозяйстве – 0,9%; коэффициенты выбытия соответственно – 0,5 и 0,3%.

Состояние жилищного фонда и всей коммунальной инфраструктуры Российской Федерации остаётся неудовлетворительным.

В сфере ЖКХ сложилась следующая ситуация:

  • велик (70-75%) износ основных фондов;

  • около 5% жилых домов и зданий инфраструктуры подлежат сносу.

В 2004-2006 гг. количество убыточных предприятий ЖКХ медленно уменьшалось, однако финансовое состояние отрасли в целом осталось неудовлетворительным. Суммарная задолженность организаций ЖКХ в эти годы продолжала расти.

Анализ состояния основных фондов и финансового обеспечения организаций ЖКХ свидетельствует о недостаточности объёмов финансирования и их неэффективном использовании. Кроме того, иностранный капитал не идёт в ЖКХ, поскольку организации в этой сфере малорентабельны или убыточны, характеризуются большой затратностью и значительными материальными потерями.

Однако большая часть поступлений от реализации продукции и услуг уходит на финансирование текущей деятельности предприятий отрасли. В структуре их расходов на оказание жилищно-коммунальных услуг основную часть (около 60%) составляют материальные затраты, 80% из которых связаны с расходами на приобретение топливно-энергетических и иных ресурсов. Положение в ЖКХ осложняется тем, что низкий объём финансирования ремонтных работ за годы существования СССР привел к значительному износу сетей коммунальной инфраструктуры и требует серьёзных капиталовложений (см. табл. 1.).

Таблица 1

Доля коммунальных сетей, нуждающихся в замене




Годы

2000

2005

Водоснабжение

27

35

Канализация



29

Теплосети

16




Вследствие этого большая часть получаемых жилищно-коммунальными предприятиями доходов уходит на аварийно-восстановительный ремонт. Всё это свидетельствует о том, что в ближайшие годы продолжится рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

Основные цели реформирования ЖКХ России:

  • обеспечение населению условий проживания, отвечающих современным стандартам качества жизни;

  • снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

  • смягчение для населения последствий реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования;

  • переход отрасли на самоокупаемость.

Основные способы достижения указанных целей:

  • совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля;

  • переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объём и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание;

  • совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в т. ч. установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;

  • совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

Реформа ЖКХ предполагает переход к самофинансированию отраслевых организаций путём снижения, а в будущем и прекращения бюджетных ассигнований на предоставление дотаций, ликвидацию перекрёстного субсидирования.

Одним из основных направлений реализации целей реформирования ЖКХ является инновационная перестройка управления во всех звеньях организационной структуры отрасли.

Жилищным кодексом РФ предусмотрено, что управление многоквартирным домом призвано обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:

  • непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;

  • управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом либо иным специализированным потребительским кооперативом;

  • управление управляющей организацией.

Согласно Федеральному закону от 21.07.05 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусмотрено привлечение инвестиций в экономику, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием имущества на основе заключения и исполнения концессионных соглашений, устанавливает гарантии прав и законных интересов сторон концессионного соглашения.

Таким образом, законодательством Российской Федерации предложен ряд новых форм организации управления жилищным и коммунальным фондом. Отношения между органами власти, собственниками и управляющими компаниями основываются на коммерческом расчёте.

Опыт работы новых управленческих структур в секторе ЖКХ пока отсутствует, так как они только создаются в субъектах РФ. Идёт процесс поиска, а поэтому оценивать эффективность их применения пока рано. Процесс этот сложный и длительный, осуществить его можно только с учётом экономических интересов всех участников. Эти обязательства определяют необходимость дальнейшей разработки методов управления развитием и совершенствованием организационных схем в ЖКХ.

Передача жилья в собственность граждан путём приватизации явилась важнейшей составной частью жилищной реформы. Приватизация позволила значительно увеличить число граждан – собственников жилых помещений и соответственно создать условия для формирования и развития рынка жилья. Жильё стало рассматриваться не только как помещение для проживания граждан, но и как имущество (товар), которым собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению. Соответственно с этим бремя содержания жилых домов должно перейти от государства к новым собственникам. Процесс приватизации был направлен, прежде всего, на включение в состав объектов жилищных прав помещений, являющихся недвижимым имуществом: жилых домов, квартир и комнат. Эти положения были закреплены Законом СССР «О собственности в СССР».

В результате приватизации единый прежде неделимый объект недвижимости – жилой дом – стал представлять собой сложную совокупность объектов, в числе которых жилые и нежилые помещения, находящиеся в частной или государственной и муниципальной собственности; а также имущество, находящееся в общей долевой собственности (межквартирные лестничные клетки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, крыши, технические этажи и подвалы, другие места общего пользования, несущие и ограждающие конструкции, механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование и др.).

Общему имуществу присущ следующий набор признаков:

  • оно неразрывно связано с жилыми и нежилыми помещениями, не выделяется и не отчуждается отдельно от них;

  • право собственности на общее имущество в домах возникает одновременно с возникновением права собственности на жилое и нежилое помещение;

  • имеет функциональную зависимость с жилыми и нежилыми помещениями и предназначено для обслуживания более одного индивидуализированного помещения, для доступа к жилым и нежилым помещениям (входы в подъезды, лестницы, лифты и др.), а также для размещения санитарно-технического, электрического и механического оборудования.

К общему имуществу относится земельный участок, на котором расположен жилой дом с элементами озеленения и благоустройства.

До приватизации, когда жилой дом принадлежал на праве собственности одному юридическому лицу, граждане пользовались помещениями на основании договоров социального найма. Сам дом как объект недвижимости передавался собственником в хозяйственное ведение жилищным организациям для осуществления его эксплуатации и обслуживания. Управление домом рассматривалось как административная, исполнительно-распорядительная деятельность государственных органов (госпредприятий).

Доля собственника жилья в праве собственности на общее имущество в этом доме определяется пропорционально его доле в общей площади указанного помещения Принцип установления доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме носит обязательный характер. Установление доли собственника помещения в праве собственности на общее имущество необходимо для несения пропорционально своей доли обязательных расходов на содержание общего имущества, а также для голосования на общем собрании собственников помещений.

Исходя из социальной значимости жилья для человека государство призвано в меру своих возможностей оказывать населению поддержку в улучшении жилищных условий. Предусмотренные законом формы содействия гражданам со стороны государства и местных органов самоуправления в улучшении жилищных условий основываются на социальной норме площади жилья в расчёте на одного человека.

Основными факторами, определяющими отнесение объектов недвижимости к тому или иному классу жилья («премиум», «элитное», «эконом», «социальное»), а, следовательно, его рыночную стоимость, являются:

  • местоположение;

  • архитектурно-строительные характеристики;

  • инженерно-технические характеристики;

  • обустройство зданий и придомовой территории;

  • организация управления и эксплуатации.

Каждый фактор имеет свою область допустимых значений, определяемых особенностями конкретного города.

Важным элементом экономических отношений в жилищной сфере является категория собственника жилого помещения. Собственник жилого помещения – лицо физическое или юридическое, которое вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему жилого помещения любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать принадлежащее ему жилое помещение в собственность другим лицам, передавать им право владения, пользования и распоряжения. В рамках этих общих положений государство регулирует жилищные отношения по поводу:

  • оснований возникновения, осуществления и прекращения прав владения и пользования жилыми помещениями;

  • учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и найма;

  • требований к жилым помещениям и порядку их учёта;

  • обеспечения сохранности, содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений;

  • управления жилищным фондом;

  • контроля органами государственной власти и местного самоуправления за соблюдением жилищных прав граждан, содержанием и использованием жилищного фонда.

Собственники жилых помещений, наниматели и арендаторы обязаны использовать жилое помещение по назначению и соблюдать правила пользования им, своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, а также исполнять другие обязанности, предусмотренные федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Нормальное функционирование жилищного фонда напрямую зависит от состояния его коммунальной инфраструктуры. Уровень развития жилищного фонда и обслуживающих коммунальных систем должен быть сбалансирован на основе принципа пропорционального развития. Принятая классификация отраслей в комплексе ЖКХ предусматривает раздельное рассмотрение следующих видов деятельности:

  1. Эксплуатация жилищного хозяйства

  2. Водоснабжение

  3. Водоотведение (канализация) и очистка сточных вод

  4. Теплоснабжение

  5. Газоснабжение

  6. Электроснабжение

  7. Озеленение населённых пунктов

  8. Ремонт дорог, мостов и набережных, берегоукрепительные работы

  9. Зимняя и летняя уборка улиц и придомовых территорий

  10. Сбор, вывоз и утилизация бытовых отходов

  11. Бани, прачечные, парикмахерские и другие виды бытового обслуживания

  12. Ритуальные услуги

Особенности деятельности перечисленных подотраслей ЖКХ позволяет выделить в их составе следующие группы. Во-первых, отрасли, непосредственно связанные с функционированием жилищного фонда (водоснабжение, канализация, тепло-, газо-, электроснабжение). Во-вторых, виды деятельности, призванные обеспечить благоустройство жилых районов (озеленение, дорожное строительство, уборка улиц, вывоз отходов). В-третьих, виды деятельности, связанные с удовлетворением потребностей населения в бытовых услугах (бани, прачечные и др.).

Продуктом деятельности предприятий ЖКХ являются услуги. В советский период на развитие сферы услуг не обращалось должного внимания из-за того, что по действующим в тот период теоретико-методологическим принципам считалось, что этот вид деятельности не создаёт стоимости. В марксистской схеме простого и расширенного воспроизводства сфера услуг отсутствовала. В условиях рыночной экономики предполагается, что услуги, как и любой другой продукт – товар, должны воспроизводиться, так как происходит процесс их потребления.

Воспроизводство жилищно-коммунальных услуг в количественном и качественном аспектах может быть достигнуто лишь при условии, когда ЖКХ будет представлять собой производственный комплекс, опирающийся в своём развитии на индустриальную материально-техническую базу. Необходимой предпосылкой успешного функционирования материально-технической базы ЖКХ являются его тесные межотраслевые связи с металлургией, машиностроением, химической промышленностью, деревообработкой, промышленностью строительных материалов и стройиндустрией. Соответственно, инновационное развитие этих отраслей промышленности следует рассматривать как важнейший фактор инновационной политики в ЖКХ.

Жилищно-коммунальные услуги имеют свои характерные особенности. Так, жилищные услуги носят постоянный характер (например, водоснабжение, канализация, газо-, тепло-, электроснабжение). Они являются массовыми, а не индивидуальными. Потребительские свойства и режим предоставления жилищно-коммунальных услуг должны соответствовать установленным нормативам:

  • по холодному и горячему водоснабжению – гигиеническим требованиям по свойствам и составу воды, по расчётному расходу воды. Кроме того, в горячем водоснабжении должны соблюдаться температура нагрева подаваемой воды;

  • по электроснабжению должны соблюдаться стандартные параметры электрической энергии;

  • по теплоснабжению – температура воздуха в жилых помещениях при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений должна соответствовать действующим нормам и правилам.

Соответственно рассмотренным особенностям структуры и условий функционирования ЖКХ должна формироваться его инновационная политика. В качестве целей этой политики представляется возможным выделить следующие:

  • повышение качества услуг по всем видам деятельности;

  • стабилизация цен на услуги, а по возможности их снижение в перспективе;

  • снижение затрат живого труда на производство услуг;

  • совершенствование структуры управления инновационно-инвестиционной деятельностью в системе ЖКХ.

Различия в технологии производства услуг ЖКХ определяют необходимость дифференцированного подхода к выбору конкретных мероприятий по достижению перечисленных целей. Так, повышение качества услуг требует использования в ресурсоснабжающих видах деятельности надёжной контрольно-измерительной аппаратуры, в малых городах и населённых пунктах – специализированных агрегатов для автономного обслуживания небольших жилых районов. Снижение трудоёмкости производства таких видов услуг как озеленение, ремонт и строительство дорог, уборка территорий и т.п. осуществляется путём повышения уровня механизации соответствующих работ, применения специализированных высокопроизводительных машин, оборудования и инструментов. Развитие производственных процессов в ЖКХ по этим направлениям призвано также упорядочить ценообразование, ограничивать тенденции повышения цен и тарифов, по которым те или иные услуги реализуются потребителю.

Совокупность перечисленных задач определяет требования к выбору направлений инновационной политики в управлении ЖКХ. Особое направление инновационного развития ЖКХ представляют мероприятия по совершенствованию управления всей деятельностью ЖКХ, в т.ч. управления инновационными процессами и их инвестиционным обеспечением.

Не пытаясь определить приоритеты тех или иных задач инновационного развития ЖКХ, представляется целесообразным сгруппировать их следующим образом:

  1. Совершенствования контрольно-измерительной аппаратуры, применяемой в системе водоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и электроснабжения, позволяющей перейти от усреднённого, обезличенного распределения коммунальных затрат к реальному учёту расхода соответствующих ресурсов каждым потребителем. Контрольно-измерительной аппаратурой необходимо также оснастить пункты производства и распределения ресурсов, что позволит выявить фактические потери в распределительных сетях и разрабатывать меры по их минимизации или полной ликвидации. Имеющийся опыт эксплуатации такой аппаратуры свидетельствует о значительных резервах снижения общего расхода воды, газа, тепла и электроэнергии, повышения эффективности ресурсоснабжающих отраслей ЖКХ и соответствующего снижения стоимости этих важнейших коммунальных услуг для населения.

  2. Развитие производства и повышение качества (в первую очередь, экономичности и эксплуатационной надёжности) оборудования для производства тепла. Это оборудование требуется для локальных тепловых сетей в отдалённых и малых городах и населённых пунктах, где не предусмотрено создание объектов централизованного теплоснабжения. Анализ показывает, что КПД используемого в настоящее время отечественного оборудования существенно ниже импортных агрегатов, оно часто выходит из строя, что для населения многих регионов приводит к катастрофическим последствиям, а от предприятий требует дорогих в экстремальных зимних условиях ремонтов для ликвидации последствий аварий.

  3. Разработка и развитие производства оборудования для очистки воды, предназначенной для систем питьевого водоснабжения. Мощности такого оборудования требуется развивать применительно к различным условиям водопотребления, обеспечивая при этом соблюдение стандартных показателей очистки воды. Изучение действующих систем водоснабжения во многих городах и населённых пунктах свидетельствует о том, что зачастую в квартиры граждан подаётся загрязнённая, не отвечающая принятым санитарно-гигиеническим нормам, вода, что может провоцировать распространение различных заболеваний. Следует отметить, что при разработке средств очистки воды необходимо учитывать, что в ряде городов и населённых пунктов забор воды производится в местах, загрязнённых промышленными и бытовыми отходами, что требует для очистки воды специальных инженерных решений. Причиной загрязнения воды может являться аварийное состояние водопроводных сетей. В этой ситуации, впредь до капитального ремонта сетей, возникает необходимость дополнительной очистки воды непосредственно у потребителей, что также требует применения специализированного оборудования.

  4. Решение проблемы удаления бытового мусора с придомовых территорий и его переработки (уничтожения) либо утилизации. В последние годы различными российскими организациями разработано несколько технических решений этой весьма актуальной проблемы. Есть различные западные фирмы, готовые поставлять в Россию специализированное оборудование. Однако управленческие структуры, ведающие ЖКХ, пока не остановили свой выбор на одном из возможных вариантов мусороудаления. В результате на т.н. полигонах – свалках растут горы мусора, отравляя в округе воздух и грунтовые воды. Представляется необходимым отдать предпочтение ограниченному количеству технических решений применительно к различным по численности населения городам и разработать для них соответствующее оборудование.

  5. Необходимо продолжать работу по повышению уровня механизации дорожных и других подобных работ, сконцентрировать основное внимание на расширении применения средств малой механизации с целью сокращения затрат ручного труда.

  6. В связи с большим объёмом работ по реконструкции, капитальному ремонту и модернизации устаревшего жилищного фонда требуется разработать проектные решения, опирающиеся на применение индустриальных строительных конструкций и новых строительных материалов, с использованием накопленного опыта проведения соответствующих работ. При этом разрабатываемые проектные решения должны обеспечивать архитектурное разнообразие районов застройки.

  7. В ходе реформирования ЖКХ представляется целесообразным не ограничиваться только техническими аспектами инновационной политики. Решение стоящих перед отраслью задач требует радикальных изменений в системе управления инновационным процессом совершенствования организационно-экономических отношений в отрасли. В качестве основных целей совершенствования управления инновациями в ЖКХ можно назвать:

  • определение дифференцированной по временным этапам системы контрольных параметров роста социальной и экономической эффективности жилищного фонда и его коммунальной инфраструктуры;

  • создание методических центров, которым будет поручен мониторинг, анализ и разработка инновационных предложений по совершенствованию форм и методов управления в системе ЖКХ, а также информационное обеспечение всех звеньев управления;

  • сокращение продолжительности инновационного цикла, включающего разработку новшеств, организацию их промышленного производства и внедрения в эксплуатацию путём коммерциализации;

  • осуществление инновационного обновления ЖКХ в сочетании с экономным расходованием инвестиций.

Особенностью инновационного процесса в ЖКХ является огромное количество точек приложения нового оборудования, что вызывает необходимость централизованного планового регулирования этого процесса, определения приоритетности отдельных регионов, городов и населённых пунктов. Методы управления инновациями в ЖКХ должны формироваться с учётом сложившейся трёхуровневой системы управления самой отраслью, включающей федеральный центр в виде Министерства регионального развития, органы местного самоуправления и многочисленные низовые звенья управления эксплуатацией жилищного фонда и производством коммунальных услуг.

Практическая реализация инновационных мероприятий в ЖКХ связана с привлечением значительных инвестиций. Источником этих инвестиций являются как средства федерального и местного бюджетов, так и определённая доля доходов коммунальных предприятий от реализации своих услуг потребителям.
  1   2   3   4



Скачать файл (387 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации