Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Эмоции, творчество и работоспособность. Стресс и тренировка - файл 1.doc


Контрольная работа - Эмоции, творчество и работоспособность. Стресс и тренировка
скачать (89.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc90kb.17.11.2011 01:14скачать

1.doc

Федеральное агентство по образованию государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет

им. М.Акмуллы»


Факультет социально- гуманитарный

Специальность: социальная педагогика

Курс 3 ОЗО


Контрольная работа


Эмоции, творчество и работоспособность. Стресс и тренировка.


Уфа 2009

Содержание


Введение…………………………………………………………………………..….. 3


Основная часть


1. Эмоции, творчество, работоспособность………………………………..………...4

2. Стресс……………………………………………………………..……………….....9

3. Самовнушение……………………………………………………………………...12


Заключение………………………………………………………………………….…15

Библиография………………………………………………………………………….16


Введение


Стресс – бич современной цивилизации. Он сопровождает нас повсюду, с рождения до глубокой старости. К сожалению, стресс и депрессия такое же обыч­ное явление, как смена дня и ночи.

Длительные негативные состояния плохо сказываются на нашем здоровье. И верно обрат­ное: позитивные состояния полезны для него. Они приятны, и мы к ним стремимся.

Стрессовая реакция требует от организма ак­тивного ответного действия. Наш сегодняшний «естественный» образ жизни с его привычным дефицитом движений не дает стимула для активного ответного действия. Для нас все более привычной становится реакция «ухода от ситуации». И это со­четание неадекватного образа жизни с биохимиче­ской и гормональной реакциями на стресс может привести к значительным отклонениям в состоя­нии здоровья.

В течение долгого времени бытовало мнение, что реакция тревоги является непредсказуемой и небезопасной и по-другому человек не может реа­гировать на стресс. Однако многолетний опыт сви­детельствует: гораздо полезнее, используя резерв­ные возможности организма, овладеть методами сознательной и активной саморегуляции. Это поз­волит реагировать на стресс более спокойно. Не­обходимо научиться управлять стрессом вопреки естественной автоматической реакции и отвечать на него ауторегуляционно, или, как говорят меди­ки, релаксационно.

Практика убеждает, что стресса и депрессии вполне можно избежать, если сформировать у себя установки и умение выходить из стрессовых ситуа­ций с минимальными потерями.

Со стрессом надо бороться. Нейтрализовать отрицательный стресс помогут условия, порождающие положительный стресс.

Наше эмоциональное состояние влияет на общее самочувствие. Эмоции играют важную роль в поведении и деятельности человека. Эмоции бывают положительные и отрицательные. Одна из основных причин и составляющих стресса – отрицательные эмоции. Понимая механизмы их возникновения, мы можем научиться управлять своими эмоциями.

^ Эмоции, творчество, работоспособность.


Когда говорят об эмоциях, подразумевают ду­шевные переживания человека, его волнения, грусть, радость, чувство ненависти и любви, гнева и восхищения и многие другие — спектр человече­ских эмоций неисчерпаем. Эмоции занимают зна­чительное место в нашей жизни, они характеризу­ют любую нашу реакцию на окружающий мир, от­ражают внутреннее состояние организма, влияют на наше здоровье, работоспособность, а также на отдых.

Многолик и разнообразен мир человеческих эмоций. Настроение — это тоже общее эмоцио­нальное состояние. Бодрое или вялое, веселое или грустное, оно определяется многими факторами: условиями жизни, удачами или неудачами в работе, личной жизни, состоянием здоровья. Испортить настроение может и плохой сон, и плохая работа желудка, и невкусный обед, и пятно на одежде.

В течение всей жизни человека сопровождают ощущения, которые в его сознании получают субъек­тивную оценку — радости, наслаждения, счастья или грусти, печали, отчаяния. Эмоциональная реакция очень сложна, в ней участвует в целом весь организм, вся нервная система.

Эмоции возникли в процессе эволюции челове­ка как защитно-приспособительная реакция, как механизм экстренного ответа организма на дли­тельное или внезапное воздействие какого-либо раздражителя. Эмоции «перекидывают мост» меж­ду нашими субъективными переживаниями и из­менениями в деятельности нашего организма.

Адаптационные силы организма очень велики, поэтому незначительные или кратковременные отклонения, возникающие в деятельности его си­стем под влиянием стрессовых факторов, легко об­ратимы. Но при длительном или чрезмерно силь­ном воздействии отрицательного эмоционального фактора могут развиваться болезни.

Но без эмоций жизнь становится скучной и пресной. Эмоции придают ей вкус. Однако могут служить и источником жизненных драм.

С эмоциями связаны такие понятия как творчество, работа. Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности.

Истинное творчество талантливых людей всегда эмоционально. Оно обильно расходует и поверхностные, и глубокие адаптационные резервы организма. Это позволяет называть творческий процесс «стрессом творчества». Его развитие проходит через несколько этапов. Творческие потенционалы вызревают, поднимаясь со ступени на ступень, пока не начнется акт творения. Должны быть побуждения к нему. Должны быть побуждения к нему не только внутренние, но и внешние.

В фундаменте таланта, конечно же, лежат конкретные способности к чему-либо, ум, образованность или просто феноменальная осведомленность в каком-то деле, неординарная работоспособность. В жизни работа является одной из причин стресса. Речь идёт не о любой работе, но лишь о напряжённой, изнуряющей, утомительной.

У современного человека интервалы между дей­ствиями эмоционально значимых раздражителей существенно сокращаются, а то и исчезают вовсе. Это в конечном счете и вызывает в некоторых слу­чаях болезненные изменения в организме. В самом деле, когда эмоциональное напряжение не слиш­ком длительно, стоит человеку успокоиться, и дея­тельность его внутренних органов нормализуется. Ведь в здоровом организме всегда на страже на­дежные механизмы саморегуляции.

Но положение коренным образом меняется; ес­ли новые эмоциональные реакции накладываются на «хвост» предыдущих, переходя в непрерыв­ную, или, как говорят специалисты, стационарную форму. Вот здесь-то и кроется главная опасность для нашего здоровья: ломается, казалось бы, совер­шенный аппарат саморегуляции.

Сильные стрессы вызывают интенсивные генные мутации в ядрах нейронов, что может приводить к изменению поведенческих реакций этих нейронов. Это еще один из механизмов не только усиления мутаций в нейронных цепях, но и изменения структур мозга, нервных центров, связей между ними и сопряженных с этим способностей человека. В результате потрясений и изменения мозговых структур одни способности теряются, утрачиваются напрочь, другие усиливаются, могут развиваться до уровня талантливости.

Люди сверхчувствительные, сильнострессируемые обычно более талантливы, чем менее чувствительные и менее стрессируемые. Поэтому к неотъемлемым чертам талантливых людей надо обязательно добавить высокую стрессируемость и чувствительность нервной системы. Последняя всегда коррелирует с глубиной ума, у которого два главных параметра - глубина и скорость мышления. Разными путями, но к одному результату - мутациям в нейронных цепях мозга (изменениям матрицы, определяющей стереотипное мышление) и связанным с ними информационным мутациям - приводят сильные воздействия на мозг и организм в целом. Эти воздействия могут быть следующие:

- рабочий стресс, т.е. перегрузки, связанные с непосредственным выполнением работы, поставленной задачи, решением проблемы;

- любые сильные отрицательные эмоции, в т.ч. несчастная любовь, конфликтные ситуации, переживания по поводу болезней, несчастий, утрат и пр.;

- любые состояния сильного возбуждения нервной системы, в том числе вдохновение, «сверхсознание»;

- сильные воздействия различных химических веществ, в т.ч алкоголя, наркотиков, различных ядов, особенно воздействующих на нервную систему, мозг;

- всевозможные сильные болезненные состояния, в т.ч. с повышением температуры:

- гипервентиляция (дыхание более глубокое и частое, чем в норме).

Стресс - один из необходимых двигателей творческого процесса.

В настоящее время накоплены данные о том, что представители целого ряда профессий с общением и взаимодействием с другими людьми, часто начинают испытывать определенный дискомфорт, который в дальнейшем может проявляться синдромом эмоционального «выгорания». Его проявления - понижение производительности труда, физическое и эмоциональное истощение (или и то и другое), тенденция мыслить в безличных категориях) даже о самом себе. Впоследствии эмоциональное «выгорание» может выражаться в ухудшении семейной жизни, проблемах со здоровьем и плохих отношениях с коллегами.

Эмоциональное выгора­ние - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частично­го исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

«Эмоциональное выгора­ние» представляет собой при­обретенный стереотип эмоци­онального, чаще всего профес­сионального, поведения. Отчасти «выгорание» - это функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расхо­довать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные след­ствия, когда «выгорание» отри­цательно сказывается на испол­нении профессиональной де­ятельности и отношениях с партнерами.

В настоящее время суще­ствует единая точка зрения на сущность «психического выго­рания» и его структуру.

Согласно современным дан­ным, под «психическим выго­ранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, про­являющееся в профессиях со­циальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализа­цию (цинизм) и редукцию про­фессиональных достижений.

В свою очередь под эмоци­ональной истощенностью пони­мается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызываемое собственной рабо­той.

Деперсонализация предпо­лагает циничное отношение к труду и объектам своего тру­да. В частности, в социальной сфере деперсонализация пред­полагает бесчувственное, негу­манное отношение к клиентам, приходящим для лечения, кон­сультации, получения образо­вания и других социальных услуг.

Редукция профессиональ­ных достижений - возникнове­ние у работников чувства не­компетентности в своей профессиональной сфере, осоз­нание неуспеха в ней.

Исследования последних лет подтвердили правомерность этой структуры.

Психическое «выгорание» по­нимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межлично­стными взаимоотношениями в процессе работы.

Как же защититься от нежелательных последст­вий чрезмерных эмоциональных напряжений? Как не допустить перехода отрицательных эмоций в ус­тойчивую форму и развитие хронических болезней?

Многое зависит от нас самих. Все наши психи­ческие действия — эмоции, чувства, представле­ния, воображение, мышление, речь имеют тесную связь между собой. Научившись понимать законы высшей нервной деятельности и функционирова­ния психики, мы способны не допустить власти над собой отрицательных эмоций, тем более нель­зя допустить, чтобы они приобрели устойчивый характер. Эмоции являются приспособительным механиз­мом, сформировавшимся за миллионы лет эволю­ции человека. Можно научиться управлять ими, ес­ли понять и принять, что Вы — тот, кто контроли­рует свой мозг и свои результаты.

Стресс.


Стресс еще в XX веке называли «эпидемией сто­летия». Мы вступили в новый век, а конца этой эпидемии не видно. Психологические нагрузки на человека непрерывно возрастают, а стресс «моло­деет». Считается, что в развитых странах две тре­ти всех заболеваний возникают из-за стресса.

Хронический стресс — это, как правило, следст­вие не самих проблем, а неадекватной зацикленности на них людей, устраивающих себе ненормиро­ванный рабочий день и не умеющих отключиться от деловых проблем, покидая рабочее место.

Раздражительность, ощущение нехватки време­ни, чувство тревоги, постоянный страх сделать что-то не так, невозможность расслабиться, бессонни­ца — вот черты «портрета» хронического стресса. А осенью это усугубляется еще и тем, что Вы не­сколько «выбиваетесь» из привычного графика во время отпуска.

Мы знаем, что, когда тело совершенно спокойно, внутри нас — мир, покой и радость жизни. Это имен­но то, к чему мы стремимся.

Стресс и отрицательные эмоции могут в значи­тельной степени отразиться на здоровье, воздейст­вуя на организм, разрушая его природные жизненые программы, замещая их программами само­уничтожения.

Головной мозг в состоянии стресса получает ко­манду о том, что всему телу грозит опасность, и на­чинает защищаться. Мышцы напрягаются, сжима­ются, в них нарушается нормальный ток крови, лимфы и энергии, в крови резко меняется состав гормонов, увеличивается число сердечных сокра­щений.

Из-за нервного напряжения возникает спазм не только в мышечном корсете, но и в тканях внут­ренних органов, в результате чего нарушается их нормальное функционирование, расположение от­носительно друг друга.

Клетки, получая сильный «пинок», перестают нормально делиться и обмениваются друг с другом " искаженной информацией. Тело запоминает этот ужас и кодирует его в генах, программируя весь организм на ответные реакции. Эти реакции пре­следуют человека всю жизнь, превращаясь в хро­нические заболевания, гнев, раздражение, нервное напряжение, нарушения сна.

Как на нас отражаются каждодневные стрессы? Эта напряженность влияет на организм с разных сторон: кровяное давление повышается, пульс уча­щается, а иммунная система оказывается в аварий­ном состоянии.

К чему приводит сегодняшний периодически повторяющийся «легкий» стресс? Повторяющийся выброс гормонов стресса может исчерпать запас энергии и уменьшить защитную реакцию. Стресс может быть причиной развития сердечно-сосудис­тых заболеваний, гипертонии, рака и многих дру­гих болезней.

Кроме того, напряжение может способствовать появлению заболеваний кишечника, дисфункции щитовидной железы, головных болей, бессонницы и различных болезней. Хронический стресс опусто­шает запас питательных веществ в организме и ви­таминов группы В, антиоксидантов, цинка и других минералов, необходимых для работы иммунной си­стемы. Все это ведет к старению организма. Не слу­чайно стресс называют «тихим убийцей». Постоянное напряженное психологическое со­стояние возникает при сильном эмоциональном по­трясении. Однако ученые вкладывают в слово «стресс» и несколько иной смысл.

История открытия этого биологического явления восходит к временам, когда известный канадский био­химик Ганс Селье (1907—1982) был еще студентом медицинского факультета Пражского университета. Работая в университетской клинике, он обратил вни­мание на то, что начальные признаки инфекцион­ных заболеваний идентичны: слабость, боли в сус­тавах, потеря аппетита, апатия.

Специфика болезней (различия в их симптомах) проявляются позднее. Основные отличительные признаки обычно позволяют врачу установить точ­ный диагноз, то есть определить, какая именно бо­лезнь у пациента. В медицине всегда основное вни­мание уделялось специфическим симптомам, при сущим лишь данному заболеванию. В то время не придавалось должного значения тому факту, что все болезни начинаются практически одинаково. Свежий взгляд Ганса Селье, не отягощенный дог­мами медицинской теории, смог распознать про­блему там, где ее никто не замечал. Студент поде­лился своими наблюдениями с преподавателями и не был ими понят.

Молодой ученый вернулся к исследованию дан­ной проблемы лишь через 10 лет. Изучая действие различных веществ на животных, биохимик уста­новил закономерность, подобную той, что озадачи­ла его еще в студенческие годы.

Оказалось, что любое чужеродное вещество, ко­торое вводилось подопытным животным, вначале вызывало схожую реакцию на физиологическом уровне. Сходными были и симптомы: повышалась активность коры надпочечников, сморщивались вилочковая железа и лимфатические узлы, появля­лись язвочки в желудочно-кишечном тракте.

Такую реакцию организма Ганс Селье назвал об­щим адаптационным синдромом, или синдромом биологического стресса. Проведенные в последующем эксперименты пока­зали, что общий адаптационный синдром — это универсальная реакция организма на любое изме­нение внешней или внутренней среды.

Порождающие стресс факторы ученый назвал стрессорами. В качестве стрессоров могут высту­пать инфекции, травмы, умственные нагрузки, фи­зическая работа, перепады температуры, сильное нервное возбуждение. Стресс возникает от введе­ния в организм любого химического вещества (не только яда, но и лекарства, любого обычного при­ема пищи), от вдыхания аромата цветов или табач­ного дыма. Таким образом, причины, вызывающие стресс, очень разнообразны.

И Ганс Селье пришел к удивительному выводу: стресс — не что иное, как сама жизнь. Это глобаль­ное биологическое понятие, применимое ко всему живому, его постоянно испытывают и одноклеточ­ные микроорганизмы, и растения, и животные, и, конечно же, мы. Ганс Селье пришел к такому пони­манию стресса после многолетних кропотливых изысканий. Результаты своих исследований и ос­новные предположения, связанные со стрессом, он впервые опубликовал в 1936 году.


Самовнушение.


Различают два вида самовнушения.

Один используют с давних времен, большей частью неосознанно, в силу выработанных привычек (пассивное, нецеленаправленное самовнушение).

Другая разновидность – активное, или целенаправленное, самовнушение. Этот вид самовнушения осуществляется с помощью специальных приемов, главным образом расслаблением скелетных мышц. Он получил название аутогенной тренировки, смысл которой состоит в необходимости вызвать особое состояние организма, при котором приемы самовнушения наиболее эффективны.

Активное, целенаправленное самовнушение осуществляется в сочетании с физическими дейст­виями, но без специальных приемов расслабления скелетных мышц.

Как известно, на протяжении человеческой ис­тории в разное время предлагались тысячи разных существующих поныне и забытых приемов и спо­собов самовоздействия. Европейцев удивляло, как, например, индийские йоги могут, не обжигаясь, хо­дить по раскаленным углям, обходиться без возду­ха и надолго застывать в одном положении.

В 20—30-е годы XX века немецкий врач И. Шульц, занимаясь лечением людей гипнозом, заметил, что благодаря самовнушению некоторые его пациенты могли сами развить в себе то состояние покоя, рас­слабленности и сна, которое он им внушал.

Понимая, что тревога оказывает отрицательное воздействие на психическое и физическое состоя­ние пациентов, врач старался помочь им снизить уровень тревоги, используя разные варианты гип­нотического воздействия.

Беседуя со своими пациентами после сеансов, Шульц заметил, что в процессе гипноза у них фор­мируются и закрепляются совершенно определен­ные субъективные ощущения, связанные с форму­лами, произносимыми гипнотизером.

Шульц исходил из того, что если научить чело­века вызывать у себя ощущения, соответствующие тем, которые он испытывает во время погружения в гипнотическое состояние, то это позволит ему без помощи врача вводить себя в состояние, близ­кое к гипнотическому, и посредством самогипноза самостоятельно избавляться от многих болезнен­ных психических и физических нарушений, меша­ющих нормально жить и работать.

Это наблюдение побудило И. Шульца заняться разработкой методики, получившей название ау­тогенной тренировки.

Позже идеи Шульца получили самое широкое распространение не только в медицине, но в других областях деятельности человека, связанных с экс­тремальными ситуациями, и в повседневной жизни.

В настоящее время аутогенная тренировка рас­сматривается как самовнушение в состоянии ре­лаксации (низшая ступень) или гипнотического транса (высшая ступень).

Аутогенная тренировка, предложенная Шульцем как самостоятельный метод, по своему характе­ру является методом синтетическим. В его основе лежат находки древнеиндийской системы йогов, опыт исследования ощущений людей, погружаемых в гипноз, практика использования самовнушения нансийеной школой психотерапевтов, психофизио­логические исследования нервно-мышечного ком­понента эмоций и опыт применения мышечной ре­лаксации, а также рациональная психотерапия.

Решающим для разработки методики аутоген­ной тренировки был вывод И. Шульца о том, что состояние, весьма близкое к тому, которое испыты­вают при погружении в гипноз, но с сохранением самоконтроля, может научиться вызывать у себя лю­бой человек. Для этого он предложил систему уп­ражнений, при которых необходимые ощущения достигаются тренирующимся с помощью несколь­ких стандартных формул-самоприказов.

Итак, аутогенная тренировка — это вид самовну­шения, с помощью которого вначале создается состо­яние полного расслабления, называемого «аутоген­ным погружением».

Если расслабиться, то есть как бы погрузиться в дремоту или полудремоту, то в определенной сте­пени снижается уровень бодрствования и тем са­мым открывается путь для эффективного влияния на вегетативную нервную систему, которая, как из­вестно, ведает работой внутренних органов. Сле­довательно, появляется возможность воздействия и на функции этих внутренних органов.

Наибольшая ценность аутогенной тренировки заключается в том, что ее основными приемами мо­гут самостоятельно овладеть практически все люди. Она не только «аптечка скорой помощи» при бес­соннице и переутомлении, но и позволяет человеку владеть своими эмоциями, держать себя в руках, более того — с ее помощью можно справиться со многими болезнями.

Для того, чтобы овладеть техникой аутогенной тренировки, необходимо развить в себе механиз­мы саморегуляции.


Заключение.


Стрессы человеку нужны. Без них человек становится безынициативным. Стресс – это источник энергии, своеобразное творчество. Но есть правило – не дать стрессовому состоянию приобрести длительную непрерывную форму. Стресс должен носить эпизодический характер. Нужно уметь вовремя переключиться, тогда механизмы саморегуляции вернут все измененные стрессом функции к норме.

Стресс составляет важную часть нашей повседневной жизни. Потенционально же опасным для психического и физического здоровья человека является слишком продолжительный хронический стресс, который затрудняет адаптацию к постоянно изменяющимся условиям среды обитания

Положительный физиологический стресс, вызывающий положительные эмоции необходим для нормальной жизнедеятельности организма, творчества, работоспособности. Такой стресс не только полностью восстанавливает израсходованную энергетические ресурсы, но и значительно их увеличивает.

Стресс является универсальной физиологической реакцией организма на любое сильное воздействие сильног раздражителя, сила которого такова, что существующие защитные барьеры оказываются не в состоянии перекрыть эффекты, вызываемые этим раздражителем, в результате чего организм начинает включать цепь реакций, которые и объединены под названием «стресс».

Стресса и депрессии можно избежать, если сформировать у себя установки и умение выходить из стрессовых ситуаций с минимальными потерями.

Гармония тела и духа, прекрасное здоровье, не­обычайная сила и острый ум всегда восхищали лю­дей. А физическое, психологическое и социальное благополучие прежде всего сопряжено с ощущени­ем полноты жизни, миром в семье, взаимопониманием с окружающими, чувством удовлетворения от выполненной работы и т. п.

Список литературы.


1. Долой стресс! Лучшие приемы релаксации и аутотренинга / Инна Сарвир. – М., 2006. – 320 с.

2. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: уч. пособие. –М., 2001. – 352 с.

3. Жуковский И. Стресс можно победить: приемы саморегуляции / И. Жуковский // Управление персоналом. – 2005. - №22. – С. 44-47.

4. Ключников С. Как уберечься от стресса / С.Ключников //Народное образование. – 2003. - №5. – С.230.

5. Лазарев С. Надо ли «гореть» на работе: синдром эмоционального «выгорания» / С.Лазарев //Охрана труда и социальное страхование. – 2005. - №2. – С.68-71

6. Леонова А. Психическая надежность профессионала и современные технологии управления стрессом [Текст] / А.Леонова //Вестник МГУ. Сер.14, Психология.- 2007. - №3. – С.69-82.

7. Стресс жизни: Сборник.- Спб., 1997. – 384 с.

8. Сухова Е. Стать победителем стресса / Е.Сухова //ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. – 2007. - №7,8.


Скачать файл (89.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации