Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Таблицы - Античная философия (кратко, для подготовки к экзамену) - файл n1.doc


Таблицы - Античная философия (кратко, для подготовки к экзамену)
скачать (97 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc97kb.23.01.2013 22:00скачать


n1.doc

Античная философия.

  1. Социально – экономические и политические предпосылки зарождения философии.

- железные орудия труда способствовали повышению производительности, появлению излишков, возможности эксплуатировать;

- общественное разделение труда (земледелие, скотоводство и выделение ремесла);

- развитие торговли, товарно-денежных отношений;

- социальное расслоение (бедные и богатые);

- разделение умственного и физического труда.

  1. Периодизация античной философии. Характеристика основных этапов античной философии.

  1. Досократовский период VIII-VI вв. до н.э.

  2. Классический период V-IV вв. до н.э.

  3. Эллинистический период IV-II вв. до н.э.

  4. Римский период I в. до н.э.- V н.э.

Досократовская философия

Классический период

Эллинистический период

Римский период

Предшественники первых философов.

1.Гомер: первооснователь: Никс – праисходное состояние, что предшествует чему-либо иному (Небо и Земля)

Океанос – праморе

Тетис – жизнесообщающая сила

2. Гесиод: Хаос – Гея – Тартар – Эрос - Тьма, Ночь - Небо, Свет

Школы и направления:

1. Милетская школа о первоосновах.

- Вопрос о первоосновах всего сущего (вопрос о сущности мира)

Фалес – 640 – 562 г г до н.э.

- вода как аморфное, текущее, сосредоточение материи

- вода первооснова и первоначало

- земля – диск в воде

Анаксимандр

- апейрон (беспредельное, безграничное, неопределенное)

- апейрон активен, части изменяются (вещи), целое остается неизменным.

- возникновение мира как борьба противоположностей (тепло и холод)

Анаксимен

-воздух (разряжение и сгущение)

Вывод:

А) о первоосновах

Б) первооснова в природе

В) диалектика

2. Гераклит Эфесский

«О Сселенной», «О государстве», «О божестве».

- огонь (разряжение и сгущение)

- диалектика (огонь изменяется); борьба противоположностей

- детерминизм: судьба, необходимость, Лосос – закон

- познание стремится постичь сущность, т.е. Логос

3. Элейская школа

Парменид (540 – 470 до н.э.)

«О природе»

- истина и мнение

- о бытии, сущем – вечно, неизменно, единое, целое (одно и все);

- исключали движение – метафизика.

Зенон – апории – о возможности постижения движения.

    1. Дихотомия

    2. Ахилл и черепаха

    3. Летящая стрела

    4. Просяное зерно

Движение не как чувственное данное, а как выяснить логическую, понятийную сторону движения.

Выводы:

- бытие есть, небытия нет;

- бытие едино, неделимо;

- бытие познаваемо

3. Пифагор и пифагорская школа 584 (82) – 500 г.г. до н.э.

«О воспитании»; «О делах общины»; «О природе»

1 - начало всего, причина

2 – вещество

Из чисел точки, из точек – линии, из линий – плоские фигуры, из них объемные фигуры, из них – тела

(4 элемента)

Основные:

1 - 2 - 3 - 4 = 10

1 – точка; 2 – линия; 3 – квадрат;4 – куб; 10 - идеальное число.

1 – неделимая единичность и абсолютная; 2 – уход в неопределенную даль; 3 – о формирование бесконечности при помощи 1; 7 – красота; 13 – зло.

Самое прекрасное – шар и круг.

Вывод:

  1. первое идеалистическое направление

  2. мистика чисел (числа подняты на уровень реальной сущности)

  3. заслуга в арифметике и геометрии

4.Демокрит

1. бытие - атомы: форма, величина, тяжесть;

небытие - пустота

2. материя и движение (сущее – атом, не-сущее – пустота, движение в пустоте, механическое)

3. необходимость – отношение между явлениями

4. познание: истина то, что умопостигаемо в мнении и в истине

5. политические взгляды – теория общественного договора (демократия)

6. этика – достижение доброй мысли через жизненную уравновешенность и умеренность

Главное средство достижения добра – убеждение, воспитание в духе нравственности.

Принуждением человека нельзя сделать добрым.


Софисты (поворот к человеку, знанию), субъективистско-антропологические тенденции.

Скептическое направление.

Софисты – учителя мудрости за плату: учили добродетелям:

- нравственное совершенствование,

-практичность в общественных и государственных делах,

- учили риторике.

Внесли тему: человек и сознание.

Цель преподавания сделать учеников сильными:

  1. в мыслях

  2. в делах

Старшие и младшие софисты.

  1. Вопросы познания истины, учили о возможности роли разума в поиске истины, критическое отношение к данному. Человеческое знание относительно. Объективное истинное знание недостижимо, т.к. все знания субъективны.

Протагор «Человек есть мера всех вещей…»

Горгий «Ничего не существует. Если существует, то непознаваемо, если познаваемо, то его познания невыразимо и неизъяснимо».

Релятивизм.

  1. Ценили умение ловко, удачно поставить вопрос в споре. Внимание на опровержение логических уловок, основанных на многозначности слов, на подмене понятий, т.е. софизмов.

Софистика – преднамеренное, сознательное применение в споре и доказательствах софизмов.

Сократ. 469 – 399 гг до н.э.

В центре внимания: проблема человека, добродетели, мораль, право, гражданский закон войны и мира, т.е. всех граждан.

Философ – любящий мудрость.

1. в центре философии – человек, его сознание и самопознание, поведение, отношение к другим людям и общественной жизни (свел философию с неба на землю, в города и дома – Цицерон)

2. природу излишне изучать, т.к. она создана Богом.

3.призвание в воспитании людей через дискуссию, а не через изложение знания.

Философским метод познания – «майевтика»

- ирония (сомнения, уличение собеседника в незнании, противоречивости)

- индукция (от единичного к общему)

- дефиниции (определения)

4. философия не умозрительное учение, а учение о том, как надо жить. Знание должно сделать человека счастливым (эвдомонист – счастье, блаженство).

Главное в знании, что такое благо (а это – полезно): здоровье, духовное здоровье, занятия наукой и искусством, согласие между родителями, родителями и детьми, дружба, благоустроенное государство, т.е. полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья.

5.Счастлив только добродетельный человек:

- самообладание, сдержанность (как укрощать страсти)

- мужество, храбрость (как преодолеть опасность)

- справедливость (как соблюдать божественные и человеческие законы)

6. Учение об обязанностях: отношение к Богам, к городу, к друзьям, Элладе, личному хозяйству, военной службе. Сокращать потребности до предела.

7. Верховная роль отводится интеллекту не только в познании, но и политике.

Философия государства: монархия, тирания, аристократия, плутократия и демократия.

Управлять должны знающие, умелые люди, лучшие.

Платон (Аристокл) 427 – 347гг. до н.э.

Школа Академия

  1. онтология

  2. космология

  3. гносеология

  4. этика

  5. государство

Синтез учений Гераклита, Пифагора, Сократа

  1. Диалектика – учение о бытии (теория идей)

Идеи:

- особая сущность

- истинное бытие

- сущность и причина чувственно – воспринимаемых предметов

- каждая идея представляет собой в совершенстве то, к чему стремятся вещи.

Иерархия идей: добро, красота, совершенство.

Кажущееся бытие – вещи (явления)

Материя – небытие, пассивна бесформенна.

Материальный мир (вторичен) – тень, произведен от мира идей.

Явления и предметы – преходящи, возникают, гибнут, изменяются – не сущее.

Идеи (предмет истинного познания) – неподвижны, вечны

Кажущееся бытие – явления и предметы.

Главное: отношение бытия и кажущегося бытия .

Иерархизация идей.

Об идеях в диалогах: «Пир», «Закон», «Федон». Идея красоты и добра – высшее благо.

  1. Теория познания «Федр», «Менон»

Познание разумом – теория воспоминания, припоминания.

3. Иерархиризация души. Душа бестелесна и бессмертна. Существует извечно – тело ей подчиняется.

3 части души: разум; воля и благородные желания; влечение и чувственность.

4. Космология «Тимей» . Космос один, создан Богом. Шаровидная форма – Земля.

5. Общественное устройство – правители, стратеги, производители. Государственные формы – аристократия, олигархия, демократия, тирания.

6. Этика – исходит из понимания души,

осознание добродетелей, набожность, почитание Богов.

7.Система воспитания направлена на воспитание стражей и правителей.




Гимнастика

(телесное воспитание)

чтение,

письмо, стражей

искусство

арифметика,

геометрия.
философия, диалектика – правители
Аристотель 384-322 г.г. до н.э.

  1. Учение о категориях.

2 категории:

сущность – субстанция

качество – акцинденция

Сущность существует сама по себе, а качество соответствует к-л. сущности.

Первичные сущности – конкретный человек

Вторичное сущности – понятия.

  1. Учение о материи и форме.

Низшие сущности:

Материя – потенция вещей, возможность, пассивна.

Форма – актуальное состояние, достоверность, активное начало.

Высшая сущность: перводвигатель, чистые формы, бог

  1. Метафизика – первая философия о причинах и началах бытия.

Причины бытия

- материальная

- формальная

- действующая

- целевая

4.О движении. Типы и виды движения.

5. Учение о душе.

Душа – форма.

Уровни души:

растительная (вегетативная)

животная (чувствительная)

разумная – часть души человека, бессмертен разум, сливается с вселенной.

6. Учение о человеке.

Добродетели – интеллектуальные (обучение)

и этические (привычки)

7. Логика - орудие познания

Закон противоречия, Закон исключенного третьего, Закон тождества

иеллогизмы

8. Общество, учение о государстве «Политика»

Человек – общественное существо.

Естественное состояние – подчинение

- господство

Обществу свойственно 3 класса:

1 – богатые 2 – средние 3 – бедняки

9. Мораль – добродетели

– разумные, интеллектуальные, умственные

-- этические, хар-ка человека

Ал. Македонский, этизирована и морализована,индивидуализирована

Стоицизм IVв. до н.э. – III в н.э.

Гр. Зенон Китийский, Клеанф

Рим. Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий.

-жить согласно с природой, то же самое, что жить согласно с добродетелью.

-Зенон из Кития о соединении логики, физики, этики в схему.

скелет душа мышцы

В онтологии признавали 2 основных принципа: материальный (материя)

и духовный (логос-Бог) - дуализм

В гносеологии – сенсуализм, ощущения, чувственное восприятие, которое вызывается единичными вещами.

Этика – вершина человеческих усилий. Добродетель – единственное благо.

Добродетель означает жить в согласии с разумом.

1. Физика – все тела состоят из 4х элементов.

- душа огненная и воздушная плева

- огонь основной элемент

2. Главное определение места человека в космосе. Закон бытия неподвластен человеку, человек подвержен року, судьбе.

3. Смысл жизни – слово (смысл слова - лектон)

4. 1) космос – огненный организм

2) человек существует в рамках космических законов (фатализм)

3) смысл мира и человека – лектон, значимость слова, которая нейтральна как к психическому, так и физическому

4) понимание мира приводит к атараксии (душевное спокойствие)

5) человек и люди составляют неразделимое единство с космосом.

Основной тезис – жить согласно с природой, то же самое, что жить согласно с добродетелью: (4 добродетели: разумность, умеренность, справедливость, доблесть). Все остальное относится к первичным вещам (аудиафора). На вещи человек не может повлиять, но может над ними возвыситься (смирение с судьбой)

Идеал – покой (атараксия) или терпения (анабея) Общество возникает естественным образом, все люди смиренны с судьбой.

«Наука смерти» - настоящий мудрец не должен бояться смерти – это и есть философия.

Эпикуреизм

Эпикур – сад Эпикура.

Мир состоит из атомов и пустоты.

Тело и душа состоят из атомов, на которые все распадается. Жизнь одна и надо жить в свое удовольствие, наслаждаясьб жизнью (гедоне) и спокойствием души (атараксия).

Скептицизм IV в до н.э.

Пирон, Секст Эмикрик

  1. Мир текуч, у него нет смысла и четкой определенности (жизнь нельзя познать)

  2. Всякое утверждение есть вместе с тем и отрицание, всякое «да» есть вместе с тем и «нет»; подлинная философия скептицизма – молчание, т.к. подлинное знание недостижимо.

  3. Следуйте «миру явлений», сохраняйте внутренний покой.

Пиррон из Элиди – устные речи. Отрицали истинность любого познания (удержаться от суждения)

«Ничего не утверждать»

Достижение счастья – достижение атараксия 3 основных вопроса:

  1. Из чего состоят вещи? ни одна вещь не суть «это больше, чем другое»

  2. Как мы относимся к вещам? «воздержание от какого-либо суждения»

  3. Какую пользу мы извлекаем из такого отношения к вещам? Если воздержимся от суждений, то достижение устойчивого и невозмутимого покоя.

Эклектизм II в до н.э. – упадок греческой философии.

Механическое соединение разумных философских систем

Киники – собачий

«3 слона»

  1. Аскесис – упражнения, практическое изучение, практика, образ жизни, законы, образ мыслей, направления.

Кто хочет стать добродетельным, тело следует укреплять гимнастическими упражнениями, а душу – образованием и воспитанием. Ограничение потребностей «жить в простоте, есть в меру голода, ходить в одном плаще». Бедность благодетельна.

  1. Аутаркейа – независимость, самодостаточность, самоудовлетворенность. Свобода и независимость.

  2. Анайдеусна:

необразованность

непросвещенность не

невоспитанность стыдиться

некультурность


Стоицизм II в до н.э.

Сенека – даулизм

  1. первичность материи, разум – принцип, который сообщает материи форму, Душа – тонкая материя, смесь элементов огня и воздуха.

  2. Сенсуалист

  3. Все в мире подчиненно необходимости (Бог, логос)

  4. Этика: принцип согласия с природой и подчиненность человека судьбе. Смысл жизни в достижении абсолютного душевного спокойствия.

О преодолении страха перед смертью. Жизнь делится на 3 периода: в котором живем – кратон, будем жить – сомнения, прожили – определение.

Эпикуреизм

Кар Лукрецкий «О природе»

- атомы и пустота

- движение – отклонение от прямолинейного, душа материальна: воздух и тепло

- этика: спокойная и счастливая жизнь

Скептицизм

Секст Эмпирик

– систематизатор идей античного скептицизма.

- против возможности достоверного знания и в пользу воздержания

-благодаря повышению скептик достигает душевный покой (атараксия) – это и есть счастье.

Неоплатонизм – III в до н.э. в Риме развитие и переработка идей Платона, влияние на христианскую философию (Августина).

Учение об эманации – истечение из единого, целого, о происхождении высшего бытия через опосредующие звенья до материи, небытия.

Высшее бытие – Бог или Единое.

Плотин 203 – 269 г.г. до н.э.

Главное – это учение о Едином, как единстве всего положительного (благо).

В силу субъекта своей полноты Единое «выступает» за границы самого себя. (эманация)

Единое благо – первосущее, изливается, источает энергию, эмананирует и порождает:

Ум – числа, идеи, первообраз вещей;

Душу – производит все живое;

Природу - материю

Добро от Единого, зло – от материи.


3. Характерные черты античной философии.

  1. Синкретичность (природа, этика, логика)

  2. Космоцентризм (марко и микро)

  3. Пантеизм (космос – Бог)

  4. Логика

  5. Этика добродетелей (а не долга и ценностей)

  6. Функциональна – помощь людям в жизни.




Скачать файл (97 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации