Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

РЭТОБ-89. Эксплуатация и техническое освидетельствование баллонов, работающих под внутренним давлением, на кораблях, морских и рейдовых судах обеспечения ВМФ - файл n1.doc


РЭТОБ-89. Эксплуатация и техническое освидетельствование баллонов, работающих под внутренним давлением, на кораблях, морских и рейдовых судах обеспечения ВМФ
скачать (205 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc205kb.23.01.2013 22:01скачать


n1.doc



М И Н И С Т Е Р С Т В О О Б О Р О Н Ы С С С Р

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ
БАЛЛОНОВ, РАБОТАЮЩИХ
ПОД ВНУТРЕННИМ ДАВЛЕНИЕМ,
НА КОРАБЛЯХ, МОРСКИХ
И РЕЙДОВЫХ СУДАХ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВМФ
руководство

РЭТОБ-89



Утверждено заместителем главнокомандующего ВМФ
по эксплуатации и ремонту — начальником
Главного управления эксплуатации и ремонта ВМФ


МОСКВА
ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
1990

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. Настоящее Руководство распространяется на стационарно установленные баллоны, работающие под внутренним давлением, на кораблях, морских и рейдовых судах обеспечения ВМФ * в качестве емкостей для хранения сжатого воздуха и сжатых неагрессивных газов и сред **.

    2. Руководство устанавливает технические требования к эксплуатации, объему и технологической последовательности освидетельствования баллонов, защите их от коррозии и предназначено для личного состава кораблей, эксплуатирующих баллоны. Судоремонтным заводам, проводящим освидетельствование № 2 на станциях испытания баллонов, необходимо руководствоваться ОСТ В.5.9906—82 «Единая система от коррозии. Освидетельствование, дефектация и защита от коррозии баллонов и трубопроводов систем сжатого газа. Технические требования».

    3. Общее руководство эксплуатацией баллонов на кораблях и учет их технического состояния возлагаются на флагманских специалистов соединений (объединений), непосредственное руководство — на командиров боевых частей.

Командиры и флагманские специалисты соединений (объединений) обязаны обеспечить подготовку и допуск личного состава к самостоятельному обслуживанию и технически грамотной эксплуатации баллонов в соответствии с требованиями эксплуатационных инструкций и настоящего Руководства.

    1. За исправное состояние баллонов и правильную их эксплуатацию несет ответственность личный состав по заведованиям. Он обязан знать и строго выполнять требования руководящих документов по эксплуатации баллонов, детально знать их техническое состояние, изучать причины, вызывающие появление неисправностей, своевременно устранять и предупреждать возможность их появления.

    2. Руководство эксплуатацией баллонов на морских и рейдовых судах обеспечения осуществляют начальники ЭМС вспомогательного флота и поисково-спасательной службы флота, непосредственное руководство — инженер-механик соединения.

Надзор за эксплуатацией баллонов на морских и рейдовых судах обеспечения и за их техническим освидетельствованием на станциях испытания баллонов судоремонтных заводов осуществляет инспекция Котлонадзора флота.

    1. Баллоны и их элементы, работающие под давлением, должны поставляться предприятиями в полном соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, и техническими условиями на поставку ТУ, ГОСТ, ОСТ.

    2. Баллоны иностранного изготовления, установленные на кораблях, подлежат техническому освидетельствованию в соответствии с требованиями эксплуатационных документов фирмы-изготовителя.

    3. . Эксплуатация и техническое обслуживание баллонов обменного фонда, включая баллоны для хранения агрессивных и ядовитых газов, а также сосудов для транспортирования некоррозионных криогенных жидкостей производятся в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

    4. Складское хранение и транспортирование баллонов производятся в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, и требованиями ОСТ В5.9906—82. При этом должны быть приняты меры предосторожности в целях предохранения баллонов от возможных механических повреждений.

    5. Новые баллоны, поступившие с завода-поставщика или хранившиеся на складе, должны быть проверены на соответствие требованиям чертежей, стандартов, технических условий и другой действующей документации на изготовление и монтаж. По результатам проверки должна быть определена пригодность их к эксплуатации.

    6. Каждый баллон на сферической поверхности около горловины должен иметь клеймение (для обрезиненных баллонов — на грани головки) с четко выбитыми данными, включающими:

а) товарный знак завода-изготовителя;

б) номер баллона;

в) фактическую массу баллона с точностью, предусмотренной ТУ на поставку, кг;

г) фактическую емкость баллона с точностью, предусмотренной ТУ на поставку, л;

д) рабочее давление, кгс/см2;

е) пробное гидравлическое давление, кгс/см2;

ж) дату (месяц, год) изготовления и год следующего освидетельствования № 2 (полного технического освидетельствования);

з) клеймо ОТК завода-изготовителя;

и) номер ТУ на поставку.
____________________

* Корабли, морские и рейдовые суда обеспечения ВМФ, далее
по тексту—корабли.

** Воздух, газ, среда, далее по тексту—газ.

Высота знаков на баллонах должна быть не менее 8 мм. Для баллонов вместимостью до 12 л высота знаков должна быть не менее 6 мм.


    1. Каждый баллон емкостью более 100 л должен иметь технический паспорт (приложение 1), поставляемый заводом-изготовителем вместе с баллоном. Технический паспорт передается на хранение личному составу, эксплуатирующему баллоны. На баллоны с утраченными паспортами командиром электромеханической боевой части по данным, выбитым на баллонах, заводятся формуляры (приложение 2). Отсутствующие сведения (марки стали, данные механических испытаний, запас прочности) устанавливаются испытательными станциями при проведении технического освидетельствования № 2.

    2. Место на баллонах, где выбито клеймение, должно быть покрыто бесцветным лаком марки 4С или 6С и обведено отличительной краской в виде самки.

    3. Баллоны с неправильным клеймением или с просроченным сроком технического освидетельствования № 2 к установке на корабли и эксплуатации не допускаются.

    4. Баллоны, кроме баллонов из спецсплава, должны быть окрашены в соответствии с требованиями ОСТ 5.9566—74 по одной из двух систем, устанавливаемой проектной документацией.

    5. Баллоны, устанавливаемые в междубортных пространствах подводных лодок (в надстройке, в цистернах главного балласта, килевой выгородке и т. д.), окрашиваются по системе:

— грунтовка Б-ЭП-0126 по ТУ 6-10-1386—81 — 1 слой;

— эмаль Б-ЭП-421 по ТУ 6-10-1386—81 — 1 слой.

    1. Легкий налет ржавчины на наружной поверхности баллонов перед грунтовкой следует удалять путем зачистки металлическими щетками или протиркой бязью, смоченной 20%-ным раствором ортофосфорной кислоты по ГОСТ 10678—76Е.

    2. Грунтовать наружную поверхность баллонов следует после гидравлических испытаний.

    3. Климатическое исполнение лакокрасочных покрытий должно соответствовать условиям эксплуатации с обозначением В5 по ГОСТ 9.104—79, а климатическая их стойкость должна соответствовать условному обозначению 412 по ГОСТ 9.032—74.

    4. Баллоны, устанавливаемые во внутренних помещениях ПЛ и НК, окрашиваются в соответствии с приложением 3.

    5. Клеймо и маркировку баллона закрашивать не допускается.

    6. Наносить на баллоны резиновое или стеклопластиковое покрытие следует согласно требованиям ОСТ В5.9595—80 и в соответствии с действующей на предприятии нормативно-технической и конструкторской документацией.

    7. Количество наносимых слоев и общая толщина покрытия резиной марки ИРП-1074 или ИРП-1075 по ТУ 38-105984—76 и стеклопластиком должны соответствовать техническим требованиям проектной документации.

    8. На баллоны, покрытые резиной и стеклопластиком, следует нанести краской ПФ-115 белого цвета по ГОСТ 6465—76 отличительную маркировку согласно ст. 1.26 настоящего Руководства.

    9. Нанесение лакокрасочного покрытия и облицовку резиной наружной поверхности баллонов следует производить после консервации баллонов, если она предусмотрена.

    10. Баллоны надводных кораблей и подводных лодок, кроме баллонов, упомянутых в ст. '1.16, окрашиваются согласно приложению 3. Отличительная надпись наносится эмалью ПФ-115 по ГОСТ 6465—76 или ПФ-223 по ГОСТ 14923—78 в соответствии с приложением 3, например:

для воздуха—«Сжатый воздух» (белого цвета);

для кислорода—«Кислород» (черного цвета);

для ацетилена—«Ацетилен» (красного цвета).
Цвет полосы, соответствующий данному газу, наносится на баллоны в соответствии с приложением 3.

    1. Надписи на баллонах наносят по окружности на длину не менее 1/3 окружности, а полосы—по всей окружности, причем высота букв на баллонах емкостью более 12 л должна быть 60 мм, а ширина полосы—25 мм. Размеры надписей и полос на баллонах емкостью до 12 л должны определяться в зависимости от размера боковой поверхности.

    2. Место на баллонах, где выбито клеймение и маркировка, должно быть покрыто бесцветной эмалью марки ХС-769П по ТУ 6-10-1416—78 или ХС-720 по ТУ 6-10708—74 в два слоя и обведено эмалью ПФ-115 белого цвета по ГОСТ 6465—76 в виде отличительной рамки (см. ст. 1.13).

    3. Установленные баллоны должны быть надежно закреплены в своих гнездах штатными креплениями с применением прокладок по современной технологии.


2. ПРАВИЛА ЭКСПЛУАТАЦИИ

2.1. Наполнение баллонов газом запрещается, если:

а) рабочее давление в подводящем трубопроводе выше рабочего давления, указанного на баллоне;

б) истек срок технического освидетельствования;

в) на баллонах отсутствуют установленные клейма;

г) манометры для измерения давления в баллонах имеют дефекты, указанные в ст. 2.17 настоящего Руководства;

д) неисправны вентили баллонов;

е) баллоны имеют браковочные дефекты, указанные в ст. 8.10;

ж) маркировка и надписи на баллоне не соответствуют наполнителю, подаваемому в баллон.

2.2. Баллоны, рассчитанные на давление меньше давления питающего источника, должны иметь на подводящем трубопроводе автоматическое редуцирующее устройство, предназначенное для определенного газа и окрашенное в соответствующий цвет, с манометром и предохранительным клапаном, установленным на стороне меньшего давления после редуцирующего устройства.

Наполнение баллонов с рабочим давлением, меньшим, чем давление источников, без автоматического редуцирующего устройства или при его неисправности запрещается.

2.3. В случаях когда автоматическое редуцирующее устройство вследствие физических свойств среды не может надежно работать, допускается замена его ручным редуцирующим вентилем, предохранительным клапаном я манометром на стороне меньшего давления.

2.4. Удаление из баллонов газа при неисправности вентилей должно производиться с соблюдением требований безопасности. При этом дефектные баллоны должны отсоединяться от системы исправной арматурой, и после снижения давления до нуля (без использования неисправного вентиля) неисправный вентиль заменяется исправным.

2.5. Для отогревания замерзшего конденсата в клапанах и редукторах при интенсивном расходе воздуха допускается применение специально предназначенных для этой цели грелок (типа гибкого ТЭН), а при их отсутствии — горячей воды. Применение паяльных ламп и факелов запрещается.

2.6. Во время наполнения баллонов, работающих под давлением неосушенного газа в системах ВВД-200, необходимо производить продувание:

— водомаслоотделителей — через каждые 30 мин работы во время наполнения групп баллонов своими компрессорами;

— колонок ВВД—через каждые 30 мин во время наполнения групп баллонов своими, базовыми или с другого корабля компрессорами;

— колонок ВВД — через каждые 30 мин в течение двух часов и баллонов раздельно по группам — через 2 ч и через 24 ч после наполнения групп баллонов:

— баллонов раздельно по группам — один раз в неделю при длительном бездействии;

— группы баллонов — перед подачей сжатого воздуха в систему гидравлики и после всплытия в надводное положение в зимнее время при температуре наружного воздуха ниже 0° С.

Время продувания в каждом случае должно быть не менее 10 с.

2.7. Во время наполнения баллонов, работающих под давлением осушенного воздуха в системах ВВД-400, необходимо:

— особое внимание обращать на контроль за отсутствием масля в подаваемом сжатом воздухе, не допуская концентрации масла в сжатом воздухе более 0,08 мг/л, в соответствии с инструкцией по эксплуатации;

— обеспечить постоянный контроль за работой индикатора влажности и пробоотборника. Воздух, подаваемый в баллоны, должен быть осушен, влагосодержание подаваемого воздуха — не более 0,1 г/кг;

— при эксплуатации автоматизированных компрессоров, блоков осушки и компрессорных станций тщательно следить за исправной работой систем их продувки;

  • во время наполнения групп баллонов постоянно следить за исправной работой водомаслоотделителей, блоков осушки и очистки воздуха и продувочных клапанов. При нарушении герметичности продувочных клапанов неисправность устранять немедленно;

— производить постоянный контроль за подачей охлаждающей воды к блоку осушки при работе его с компрессором в режиме осушки и регенерации;

— не допускать наполнение групп баллонов базовыми или с другого корабля компрессорами помимо блоков осушки;

— при приеме ВВД с базы или с другого корабля не допускать, чтобы производительность компрессоров превышала пропускную способность блоков осушки;

— в участках трубопроводов, подключаемых к системе ВВД-400 при помощи быстродействующих клапанов, постоянно держать перепад давления не более 100 кгс/см2.

При подключении участка трубопровода с перепадом давления более 100 кгс/см2 с помощью ручных байпасных клапанов создать перепад давления в подключаемых участках трубопроводов менее 100 кгс/см2, а затем подключать этот участок с помощью быстродействующих клапанов;

— проворачивание компрессоров на ручном управлении производить с закрытыми клапанами на трубопроводе между компрессором и блоком осушки при открытых продувочных клапанах.

2.8. Все продувания баллонов, колонок ВВД и водомаслоотделителей регистрировать в эксплуатационном журнале или в журнале вахтенного центрального поста.

2.9. Клапаны с ручным управлением, находящиеся под высоким давлением, открывать плавно, без ударов и рывков, не допуская мгновенного нарастания давления в трубопроводах, особенно в тупиковых участках.

Закрывать клапаны с ручным управлением с использованием маховиковых удлинителей, за исключением аварийных случаев, категорически запрещается.

Во время работы с клапанами запрещается стоять против их штоков.

2.10. Проворачивание опломбированных бортовых клапанов аварийного продувания и групповых (подгрупповых) клапанов системы ВВД производить с восстановлением установленного положения и пломб.

2.11. Категорически запрещается производить какие-либо работы с баллонами, а также с трубопроводами и арматурой, находящимися под давлением. Ремонтируемый участок должен быть разобщен от системы не мь 'ее чем двумя запорами.

Клапаны, отключающие ремонтируемый участок, опломбировать в закрытом положении и вывесить предупреждающую табличку «Не трогать! Жизнеопасно»

2.12. Запрещается производство ремонтных работ с баллонами, трубопроводами и арматурой ВВД в период проведения общекорабельных учений и отработки первичных мероприятий.

2.13. Разборку и сборку соединений трубопроводов производить двумя ключами, чтобы исключить нарушение соседних соединений.

Перед установкой очистку труб от окалины производить в соответствии с ОСТ 5.9527—81. Красномедные прокладки перед установкой подвергнуть термической обработке (отжигу) по ОСТ 9810—80. Время установки прокладки, подвергнутой термообработке, на место не должно превышать 7 суток.

2.14. Горизонтально расположенные баллоны для неосушенного воздуха должны иметь наклон не менеев сторону горловины.

Для баллонов, имеющих трубки продувания, при их установке необходимо обращать особое внимание на риску, расположенную на головке, указывающую положение трубки продувания конденсата. Риска должна быть расположена строго вертикально в нижней части головки.

Вертикально расположенные баллоны в случае, если они не имеют внутри трубки продувания, устанавливаются горловиной вниз.

2.15. Предохранительные клапаны и манометры должны быть исправны, отрегулированы и опломбированы представителем ОТК. завода или мастерской, производившей переборку или их ремонт.

2.16. Манометры для измерения давления в баллонах должны иметь класс точности не ниже 2,5. На шкале манометра должна быть нанесена красная черта, указывающая предельно допустимое давление в баллоне при эксплуатации. Манометр при установке должен быть поверен (иметь поверительное клеймо), опломбирован и оборудован защитной сеткой или предохранительным стеклом. Манометры типа МКУ защиты не требуют.

2.17. Не допускаются к использованию манометры:

а) при отсутствии пломбы или поверительного клейма;

б) если стрелка манометра при его отключении не возвращается на нулевую отметку;

в) если разбито стекло или имеются другие неисправности, влияющие на показания;

г) с просроченным сроком обязательной поверки.

2.18. Проверки предохранительных клапанов производить не реже одного раза в 6 месяцев. Поверки манометров производятся в сроки, установленные соответствующим перечнем средств и измерений, подлежащих поверке.

Эксплуатация систем с неисправными предохранительными клапанами и манометрами запрещается.

Данные о проверке, ремонте и замене контрольно-измерительных приборов заносятся в Журнал учета мер и измерительных приборов.

2.19. Даты изготовления и замены баллонов, результаты освидетельствования, крупные работы, связанные с заменой баллонов, результаты технического освидетельствования № 2 заносятся в Формуляр корпуса, устройств и систем. Результаты освидетельствования заносятся также в паспорта баллонов. Мелкий ремонт фиксируется в эксплуатационных журналах.

2.20. Если в период эксплуатации возникает сомнение в прочности баллонов, то они должны быть выведены из эксплуатации и предъявлены для технического освидетельствования.

В этом случае техническому управлению флота (ТО флотилии, вмб) предоставляется право снижать рабочее давление и сокращать сроки очередного технического освидетельствования, а при необходимости запрещать эксплуатацию баллонов.

2.21. При удовлетворительном техническом состоянии баллонов и невозможности проведения обследования в срок решение о продлении срока технического освидетельствования № 2 принимает ТУ флота (ТО флотилии, вмб *).

* На морских и рейдовых судах обеспечения инспекция Котлонадзора на флоте (флотилии, вмб) на срок не более чем на 3 месяца по технически обоснованному ходатайству командира корабля.

2.22. Причины решения о снижении давления и продлении срока технического освидетельствования или запрещении эксплуатации должны быть подробно изложены в Формуляре корпуса, устройств и систем корабля и в паспорте баллона.

2.23. В целях определения степени износа и пригодности баллонов, работающих под давлением, к дальнейшей эксплуатации и установления объема работ при ремонте должны производиться их технические освидетельствования в объеме, предусмотренном разд. 3—6 настоящего Руководства.
3.ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ № 1

3.1. Техническое освидетельствование № 1 производится ежегодно или перед выходом в море (по решению начальника ЭМС соединения) личным составом электромеханической боевой части и судоремонтными мастерскими или заводом. Техническое освидетельствование № 1 производится совместно с освидетельствованием систем. Отдельные работы выполняются судоремонтными мастерскими или заводом.

3.2. Освидетельствование № 1 имеет целью выявить наружным осмотром дефекты окраски баллонов, наличие вмятин, трещин, коррозии, негерметичность трубопроводов и арматуры, а также перебрать и проверить предохранительные клапаны.

Результаты освидетельствования фиксируются в соответствии с требованиями ст. 2.18, 2.19 настоящего Руководства.

3.3. Для контроля за техническим состоянием и эксплуатацией баллонов морских и рейдовых судов обеспечения инспекциями Котлонадзора ВМФ не реже одного раза в год проводится проверка их в действии.
4. ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ № 1

4.1. Произвести наружный осмотр баллонов. Участки, подверженные коррозии, зачистить и окрасить согласно принятым системам окраски, восстановить нарушенные узлы герметизации, обнаруженные неисправности баллонов устранить.

Клапаны и редукторы при необходимости перебрать в соответствии с инструкциями по эксплуатации, рабочие поля притереть.

4.2. Сдать манометры для поверки в специальную мастерскую или на завод в соответствии с Перечнем средств измерений, подлежащих поверке. Приборы, не удовлетворяющие техническим требованиям, должны быть заменены исправными. Предохранительные клапаны проверяются в соответствии с инструкциями по эксплуатации систем. Давление открытия и посадки предохранительных клапанов записывается в эксплуатационный журнал. Вместо снятых предохранительных клапанов и манометров установить исправные клапаны и поверенные манометры.

4.3. При стоянке корабля в базе или ремонте разрешается на время поверки приборов вместо снятых установить специальные металлические заглушки с отожженными красномедными прокладками.

4.4. При большом количестве баллонов, объединенных в группы (подгруппы), поверку манометров и проверку предохранительных клапанов производить по группам, переводя расход воздуха на другие колонки (перемычки), на которых установлены исправные манометры и предохранительные клапаны.

4.5. После поверки и установки на место контрольноизмерительных приборов произвести испытание систем на герметичность согласно инструкции по эксплуатации системы. \

4.6. Результаты технического освидетельствования № 1 фиксируются в соответствии с требованиями ст. 2.19 настоящего Руководства.
5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ № 2 (ПОЛНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ)

5.1. Под полным техническим освидетельствованием № 2 следует понимать совокупность технологических операций, имеющих целью выявить наличие и величину коррозионных поражений, трещин, вмятин, забоин и других повреждений наружной и внутренней стенок баллонов, восстановление антикоррозионного покрытия поверхностей для предупреждения дальнейшего разрушения от коррозии, проведение гидравлических испытаний на прочность и плотность, позволяющих установить пригодность к дальнейшей эксплуатации новых (до установки на изделия) и бывших в эксплуатации (в процессе заводского ремонта) баллонов.

Техническое освидетельствование № 2 производится в период заводского ремонта в полном объеме при 100%-ном освидетельствовании баллонов на специализированных станциях испытания баллонов.

5.2. Техническое освидетельствование № 2 производится:

а) не реже чем через 25 лет—баллонов, изготовленных из спецсплава, работающих под давлением воздуха, газов и сред, не вызывающих коррозию внутренней поверхности;

б) не реже чем через 15 лет—стальных баллонов, находящихся на законсервированных кораблях под давлением осушенного воздуха 0,5 кгс/см2;

в) не реже чем через 10 лет—стальных баллонов, работающих под давлением осушенных газов (с контролируемой осушкой, с верхним температурным пределом точки росы минус 35° С, замеренным при давлении не менее 150 кгс/см2): воздуха, кислорода, аргона, азота, гелия, а также баллонов с обезвоженной двуокисью углерода;

г) не реже чем через 10 лет — стальных баллонов, работающих под давлением неосушенных газов, указанных в п. «в», но прошедших контроль толщины стенки с помощью неразрушающих методов контроля (в том числе толщиномеров типа «Кварц-15» и др.) и оборудованных трубками продувания конденсата, исключающими контакт трубки со стенками баллона, или же при установке баллонов вертикально головкой вниз;

д) не реже чем через 6 лет — стальных баллонов, работающих под давлением неосушенных газов, не прошедших неразрушающий контроль и не оборудованных трубками продувания конденсата, баллонов гальюнов, а также баллонов водомаслоотделителей компрессоров и адсорберов блоков осушки воздуха высокого давления (ВВД).

5.3. Законсервированные новые и бывшие в эксплуатации баллоны, не прошедшие освидетельствования, допускается хранить под укрытиями, соответствующими категории 2 по ГОСТ В9.003—80, в течение трех лет или на открытом воздухе без укрытий в течение 12 мес. При этом срок хранения исчисляется:

— для новых баллонов — время с момента изготовления на заводе-поставщике до выдачи баллона со склада;

— для баллонов, бывших в эксплуатации, — с момента последнего освидетельствования до выдачи со склада.

Даты изготовления баллонов заводом-поставщиком и освидетельствования заносятся в формуляры или паспорта на баллоны, дата выдачи баллона со склада оформляется по принятой на предприятии схеме.

5.4. Новые баллоны, а также бывшие в эксплуатации, но прошедшие освидетельствование, допускается устанавливать на изделие, агрегат или сборочную единицу в течение года, следующего за периодом складского хранения. Начало указанного срока определяется датой испытания баллона в сборе с головкой на герметичность, а окончание — датой погрузки баллона на изделие, в агрегат или сборочную единицу.

Дату испытания баллона в сборе с головкой следует оформить в формуляре или паспорте на баллон, а дату погрузки — по принятой на предприятии схеме.

5.5. Если сроки хранения баллонов не превысили сроков, указанных в ст. 5.3 настоящего Руководства, то допускается установка новых и бывших в эксплуатации баллонов на изделие, в агрегат или сборочную единицу без гидравлических испытаний.

Если сроки хранения баллонов превысили сроки, указанные в ст. 5.3 и 5.4 настоящего Руководства, то баллоны подлежат осмотру комиссией п составе, указанном в ст. 5.8 настоящего Руководства, и по результатам осмотра принимается решение по полному или частичному освидетельствованию согласно требованиям настоящего Руководства.

5.6. Сроки освидетельствования баллонов, находящихся в эксплуатации, следует исчислять с момента постановки их под рабочее давление для испытаний системы совместно с баллонами после монтажа на изделии.

Дата начала испытаний заносится в формуляры или паспорта баллонов, фиксируется в формуляре корпуса, устройств и систем.

5.7. Сроки освидетельствования бывших в эксплуатации баллонов при отсутствии формуляров и паспортов на них следует исчислять с момента даты последнего освидетельствования, выбитой на баллоне.

5.8. Баллоны, бывшие в эксплуатации, освидетельствует комиссия, назначаемая техническим управлением флота в составе:

— председатель — представитель ТУ флота;

— заместитель председателя — представитель от предприятия, производящего ремонт;

— представитель личного состава корабля.

5.9. Освидетельствование баллонов может быть возложено техническим управлением флота на предприятие, производящее ремонт, и организационно проводится в соответствии с положениями, утвержденными на предприятии, производящем ремонт.

5.10. По материалам освидетельствования комиссия составляет акты результатов освидетельствования и дефектации, которые являются основными документами, определяющими пригодность баллонов к дальнейшей эксплуатации.

5.11. Баллоны, на которых при освидетельствовании обнаружены явно браковочные дефекты, последующим операциям освидетельствования не подлежат.

Окончательно забракованные баллоны необходимо привести в негодность путем нанесения насечек на резьбу горловины для исключения возможности вворачивания в нее головки или клапана или просверливания отверстий на корпусе баллона, чтобы исключить возможность их дальнейшего использования.

5.12. Баллоны, зарегистрированные в инспекции Котлонадзора ВМФ, необходимо освидетельствовать с привлечением представителей инспекции Котлонадзора ВМФ.

5.13. Баллоны ГВД ППУ перед освидетельствованием необходимо дезактивировать в соответствии с действующей в отрасли технологической документацией № 74027-25—65 «Дезактивация систем и оборудования энергетических отсеков».

5.14. Исправление дефектов на баллонах с использованием сварки или наплавки металла не допускается.

6. ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ № 2
(ПОЛНОМУ ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ)


6.1. До начала проведения освидетельствования представителями предприятия-строителя или предприятия, производящего ремонт, должны быть подготовлены:

— проектная и ремонтная документация на системы ВВД, паспорта или формуляры на новые и бывшие в эксплуатации баллоны;

— приборы и оборудование, необходимые для освидетельствования и дефектации баллонов;

— помещения, участки и стенды, где будут производиться освидетельствование, дефектация, хранение и испытание баллонов;

— заглушки, бирки для баллонов и др,

6.2. Представитель личного состава должен подготовить:

— инструкции, чертежи систем ВВД, паспорта (формуляры) баллонов, а при отсутствии паспортов или формуляров — завести новые по данным клейма, выбитого на баллоне;

— подробные данные по эксплуатационным дефектам, отказам и неисправностям баллонов;

— данные о времени предыдущего освидетельствования баллонов;

— ремонтную ведомость с указанием баллонов, подлежащих освидетельствованию.

6.3. Перед подготовкой баллонов к освидетельствованию необходимо проверить клеймо и маркировку, данные следует записать в журнале регистрации освидетельствования баллонов и сверить с данными паспорта или формуляра.

6.4. Баллоны, поступающие на освидетельствование (в том числе и в агрегате), должны иметь маркировку, выбитую на баллоне в соответствии с документами на поставку, паспорт или формуляр с отметкой ОТК об их приемке и другую документацию, предусмотренную ГОСТ или ТУ на поставку.

Для баллонов вместимостью до 100 л допускается проводить освидетельствование по маркировке, выбитой на баллоне. По решению комиссии допускается освидетельствовать баллоны, не имеющие паспортов или формуляров, по данным клейма, выбитого на баллоне.

6.5. Баллоны, не имеющие маркировки, к дальнейшей эксплуатации не допускаются. Указанные баллоны могут быть допущены к освидетельствованию только при наличии документов, подтверждающих их расчетное (рабочее) давление.

6.6. При полном техническом освидетельствовании № 2 должен соблюдаться порядок выполнения работ, указанный в приложении 5.

6.7. Обязательному контролю со стороны ОТК при проведении освидетельствования № 2 подлежат:

а) соответствие контрольно-измерительных приборов предъявляемым требованиям;

б) выполнение персоналом станции испытания баллонов требований безопасности и технологических про-
цессов;

в) состояние наружной и внутренней поверхности баллонов после очистки;

г) выбраковка баллонов в зависимости от дефекта;

д) проведение гидравлических испытаний и проверок воздухом на герметичность, соблюдение времени выдержек под давлением;

е) установка трубки продувания в новое положение;

ж) консервация баллонов;

з) ведение журнала освидетельствования, порядок клеймения и заполнения паспортов (формуляров) баллонов.

6.8. Подготовка баллонов к освидетельствованию заключается в снятии защитного покрытия с наружной поверхности бывших в эксплуатации баллонов, отворачивании головок, удалении из баллонов ингибитора, азота или рабочего газа и в предварительном осмотре состояния внутренней и наружной поверхности с целью определения необходимости проведения и характера операций очистки.

Выпуск газа производить вне помещения станции испытания баллонов.

6.9. На баллонах, имеющих трубки продувания, до разборки замаркировать головку и зафиксировать ее положение риской на горловине баллона (крейцмейселем) для обеспечения возможности при сборке установить трубку продувания конденсата в новое положение (путем поворота головки на 1/3 оборота от ранее зафиксированного положения).

6.10. Для снятия старого резинового покрытия баллон устанавливается на специальный стенд с пароподогревателями и подогревается в течение 1 ч при температуре пара в змеевике стенда 110° С.

После остывания баллона до температуры 20° С с его поверхности срезается резиновое покрытие.

6.11. Допускается снимать резиновое покрытие и покрытие из стеклопластика вручную ножами с одновременным смачиванием поверхности резинового покрытия смесью, состоящей из одной части бензина-растворителя по ГОСТ 443—76 и двух частей этилацетата по ГОСТ 8981—78.

Снимать покрытие следует на специализированном участке с соблюдением требований безопасности.

При соответствии резинового и стеклопластикового покрытия требованиям ст. 8.3 настоящего Руководства его допускается не снимать.

6.12. Вывернуть головку из горловины баллона и сдать для ремонта в арматурный цех. Выворачивание головки баллона производить на специальном стенде для отворачивания и заворачивания головок баллонов (черт. М-564127, СМП г. Северодвинск). Как временная мера допускается выворачивание головки с помощью гаечного ключа «звездочка» по ГОСТ 16983—80Е и кувалды массой от 5 до 8 кг по ГОСТ 11401—75, которой наносят удары по свободному концу ключа.

6.13. Баллоны из спецсплава, имеющие спецпокрытие, перед демонтажем с ремонтируемых кораблей следует маркировать краской ХС-527 по ТУ 6-10-710—74 черного цвета по предварительно подготовленной поверхности спецпокрытия с указанием следующих данных: номер заказа, позиция и обозначение монтажного чертежа.

6.14. Предварительный визуальный осмотр наружной и внутренней поверхностей баллонов необходимо выполнять с целью оценки степени загрязненности (наличия масляной пленки, олифы, коррозии, конденсата) и для определения дальнейшего технологического процесса очистки поверхностей баллона. Внутреннюю поверхность баллонов следует осматривать с помощью перископа или зеркала и переносной электрической лампочки напряжением 12 В.

6.15. Подготовку к освидетельствованию баллонов и их очистку в теплое сухое время года допускается производить под навесом на открытом воздухе.

6.16. Назначенные к освидетельствованию баллоны следует маркировать и снабжать бирками согласно ГОСТ 2.314—68, ОСТ 5.0186—75.
7.ОЧИСТКА БАЛЛОНОВ

7.1. Баллоны в состоянии поставки, законсервированные сухим ингибитором и не имеющие ржавчины, а также хранившиеся на складе в соответствии с требованиями ст. 5.3 и 5.4 настоящего Руководства, очистке не подлежат.

Удалять ингибитор следует в соответствии с действующей в отрасли технологической документацией, ОСТ В5.95002—87, РД5.НЯДН.034—88 ^ и № 74-0603-48—80 «Очистка баллонов судовых».

7.2. Очистку не производят, если на поверхности баллонов нет олифы, краски, грязи, ржавчины и на всех поверхностях хорошо видны дефекты, а также в случае браковки баллонов после предварительного осмотра.

7.3. Очистку наружной поверхности баллонов, у которых резиновое и стеклопластиковое покрытие признано пригодным, производить не следует.

7.4. Очистку новых баллонов, не соответствующих требованиям ст. 7.1 настоящего Руководства, а также баллонов, к чистоте внутренней поверхности которых предъявляются особые требования, баллонов, бывших в эксплуатации, включая головки к ним, следует производить в соответствии с действующей в отрасли технологической документацией, в том числе документами по ст. 7.1.

7.5. Очистка стальных баллонов в соответствии с ОСТ В5.95002—87 и РД5.НЯДН.034—88 может производиться двумя способами:

а) механической дробеструйной очисткой внутренней и наружной поверхности (для баллонов, допускающих дробеструйную очистку);

б) химической очисткой.

7.6. Механическая очистка наружной и внутренней поверхности баллонов производится на кантователе с помощью автоматически перемещающихся металлических щеток, суппортов со щеткой при одновременном поливе водой. Частота вращения баллона от 20 до 30 об/мин.

7.7. Механическая дробеструйная очистка наружной и внутренней поверхности баллонов производится также с помощью дробеструйных аппаратов дробью грануляцией от 0,8 до 1,5 мм по режимам, приведенным в ОСТ 5.9829—81, с последующей обдувкой сжатым воздухом, имеющим от 2,0 до 2,5 кгс/см2, для удаления остатков металлической дроби и пыли с одновременным обстукиванием киянкой по ГОСТ 19645—74. Воздух, применяемый для этой цели, должен быть осушен и не содержать масла.

Допускается совмещение операций по очистке внутренней и наружной поверхностей баллонов.

7.8. Очистка внутренней поверхности баллонов из спецсплава производится механическим путем с помощью галтовочной смеси на кантователе.

7.9. Химическая очистка стальных баллонов включает:

а) обезжиривание внутренней поверхности с одновременной очисткой наружной поверхности (допускается механическая очистка наружной поверхности металлическими щетками);

б) промывку горячей водой внутренней поверхности;

в) травление внутренней поверхности;

г) промывку внутренней поверхности холодной водой;

д) пассивирование 10—12%-ной ортофосфорной кислотой;

е) контроль качества очистки (для баллонов с повышенными требованиями к чистоте—контроль качества обезжиривания).

7.10. При химической очистке внутренней поверхности баллона заполнить его обезжиривающим раствором в количестве, равном 0,5 объема, и галтовочной смесью, закрыть горловину технологической заглушкой из резины или из паронита и производить вращение в течение 90—120 мин, периодически наклоняя баллон то в одну, то в другую сторону. В том случае, если на внутренней поверхности имеется олифа, обезжиривание производить в течение 2—4 ч.

После окончания обезжиривания снять технологическую заглушку и слить раствор в специальную емкость, имеющую сетку для улавливания галтовочной смеси.

Примечания: 1. Во избежание повреждения и загрязнения резьбы при загрузке галтовочной смеси в баллон (выгрузке из баллона) следует навернуть втулку из пластмассы или металла.

2. Галтовочная смесь — фарфоровый бой, гранитный бой, гравий из расчета 100 г на 1 л емкости баллона.

3. Одним раствором можно обработать не более двух баллонов.

4. Допускается химическая очистка малых баллонов с применением вращающегося металлического проволочного ерша (ерш вместо галтовочной смеси).

7.11. Залить в баллон горячую воду (70—80° С) в количестве, равном 0,5 объема, закрыть баллон технологической заглушкой и промыть его, вращая на кантователе в течение 15—30 мин, после чего воду слить, а баллон продуть сжатым воздухом, пропущенным через водомаслоотделитель до полного удаления влаги и масла. Допускается промывка горячей водой методом принудительной циркуляции.

7.12. Травление производится в случае, если на внутренней поверхности баллонов после обезжиривания имеется коррозия. Растворы для травления состоят из соляной кислоты НС1 (150—200 г/л) или ортофосфорной кислоты Н3 Р04 (80—120 г/л). Продолжительность обработки для обоих растворов 60—90 мин при температуре 20° С. После окончания травления раствор слить в специальную емкость.

7.13. После травления промыть баллон холодной водой, для чего залить в него воду в количестве, равном 0,5 объема, с последующим вращением на кантователе в течение 20—30 мин. Допускается промывка холодной водой методом принудительной циркуляции.

7.14. Легкий налет ржавчины на резьбе баллона необходимо удалить протиркой тампоном, смоченным 15—20%-ным раствором ортофосфорной кислоты по ГОСТ 10678—76 марки А или Б. При значительной коррозии резьбу следует зачищать щетками и затем калибровать метчиками. Очищать резьбу от остатков смазки
ЦИАТИМ следует водомоющими растворами. Допускается производить очистку от смазки бензином - растворителем по ГОСТ 3134—78.

7.15. Баллоны, на которых дефекты обнаружены после очистки, дальнейшим операциям по освидетельствованию не подлежат.

7.16. Очистка баллонов ВВД-400 и др., к чистоте которых предъявляются особые требования, производится по инструкции № 74066-07—65, а баллонов из спецсплава — по инструкции № 74066-13—66 с обязательным удалением влаг и масла.

7.17. Очистка штатных головок производится в соответствии с инструкцией № 74066-05—65 «Очистка деталей арматуры системы ВВД-400».

7.18. Баллоны ГВД ППУ необходимо отмыть от хлоридов в соответствии с технологической документацией № 74-0603-48—80 «Очистка баллонов судовых систем».
8. КОНТРОЛЬ СОСТОЯНИЯ НАРУЖНОЙ И ВНУТРЕННЕЙ ПОВЕРХНОСТИ БАЛЛОНОВ

8.1. Контролировать состояние наружной поверхности баллонов следует визуально, а внутренней, доступной для осмотра,—с помощью зеркал, лампочки или перископных труб с освещением лампочкой 12 В. Применяемые источники света должны иметь устройства, предохраняющие их от возможного повреждения.

8.2. Перископные трубы по ТУ 3-3.47—76 и лупы по ГОСТ 25706—83 следует применять для контроля дефектов, доступных для наблюдения.

8.3. Дефектацию резинового и стеклопластикового покрытий на наружной поверхности баллонов из спецсплава следует производить визуальным контролем или обстукиванием деревянной киянкой по ГОСТ 19645—74. При этом покрытия не должны иметь разрушений до металла, отслоений от подложки, проколов, надрезов и надрывов.

При наличии дефектных участков покрытий, занимающих более 50% от общей площади и сконцентрированных в одном районе, покрытие следует браковать полностью. Покрытия бракуют также, если дефекты диаметром от 40 до 50 мм составляют более 30% от общей площади покрытия.

8.4. При осмотре химически очищенных баллонов, к чистоте внутренней поверхности которых предъявляются особые требования, необходимо исключить загрязнение этой поверхности.

8.5. Инструмент и приспособления, а также баллоны с рабочим давлением 400 кгс/см2 должны быть обезжирены путем протирки вегошью, смоченной бензином-растворителем по ГОСТ 3134—78 или водомоющим раствором, применяемым для обезжиривания баллонов.

8.6. Очищенные и обезжиренные баллоны оставлять незаглушенными запрещается. Обезжиренный инструмент и приспособления хранить только на обезжиренных лотках.

8.7. Контроль толщины стенок и глубины коррозионных повреждений следует производить только для баллонов, бывших в эксплуатации.

Контролировать толщину следует с помощью ультразвуковых толщиномеров не менее чем в 4-х точках по цилиндрической части баллона, а также на затылочной части погибов. Толщина стенок горловин и днищ баллонов измерению не подлежит.

8.8. Глубину дефектов, имеющихся на наружной поверхности баллонов, следует измерять с помощью стрелочного индикаторного глубиномера по ГОСТ 7661—67.

8.9. Глубину дефектов на внутренней поверхности баллонов допускается определять путем измерения отпечатка на пластилине, снятого с дефектного участка. Пластилин перед снятием слепка следует разогреть в руках до пластического состояния и поместить в специальную чашечку с длинной рукояткой, которая вводится в баллон. Для исключения прилипания пластилина к стенке баллона его следует смочить водой, после чего снять отпечаток с дефектного участка.

8.10. Основанием для выбраковки баллона служат:

а) выпучины, волосовины (дефекты, возникающие в результате заката газовых пузырей в металл баллона и визуально воспринимаемые как волосовидные трещины) независимо от их глубины и протяженности;

б) вмятины глубиной, превышающей 3% наружного диаметра баллона, независимо от площади вмятин;

в) износ и повреждение резьбы, не допустимые по ТУ на поставку;

г) риски, забоины, царапины на наружной поверхности баллонов, снижающие номинальную толщину стенки более чем на 15%;

д) коррозионные пятна от общей коррозии, глубина которых превышает 15% номинальной толщины стенки;

с) коррозионные язвенные поражения и раковины, расположенные по образующей и снижающие номинальную толщину стенки более чем на 15%, независимо от суммарной площади раковин, если ими поражено 0,3 длины цилиндрической части баллона;

ж) механические поражения от общей коррозии на баллонах с рабочим давлением 400 кгс/см2, снижающие номинальную толщину стенки более чем на 10%, независимо от их площади, количества и расположения.

8.11. Основанием для браковки головки баллонов служат:

— коррозионные раковины, уменьшающие толщину стенки более чем на 10% номинального размера;

— коррозия, при удалении которой во время расточки или зачистки толщина стенки уменьшится более чем на 10% номинального размера;

— сорванная резьба, износ и повреждения профиля резьбы.

8.12. Основанием для браковки штуцеров служат:

— смятие граней под ключ, если после зачистки граней потребуется уменьшение размера зева ключа более чем на 2%;

— коробление и перекос уплотнительной поверхности, если стрелка прогиба превышает 0,1 мм на длину или диаметр фланца головки;

— подрезка нажимных шайб для устранения коррозии выше предельно допустимого значения: до 0,2 мм при условном проходе до 20 мм и до 0,3 мм при условном проходе свыше 20 мм;

— седловатость нажимных шайб до 0,1 мм на расстоянии от 2 до 3 мм от внутреннего диаметра шайбы.

8.13. После окончания осмотра и контроля баллоны следует закрывать заглушками.
9. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ БАЛЛОНОВ НА ПРОЧНОСТЬ

9.1. Гидравлические испытания новых баллонов, хранение которых превысило срок, указанный в ст. 5.3, а также баллонов, бывших в эксплуатации, следует проводить под давлением, равным 1,5 рабочего, в течение 20 мин, после чего давление снижают до рабочего и осматривают баллоны для выявления дефектов.

9.2. На наружной поверхности баллонов не должно быть видимых остаточных деформаций, отпотеваний, течей, признаков разрыва, а на резиновом и стеклопластиковом покрытии (если баллоны, бывшие в эксплуатации, испытывались с покрытием) дефектов, указанных в ст. 8.3 настоящего Руководства. По окончании осмотра давление снимают.

9.3. При заполнении водой баллоны должны быть установлены вертикально открытой горловиной вверх для возможности удаления из них воздуха. После заполнения баллон допускается располагать горизонтально с обеспечением возможности осмотра его со всех сторон. Допускается заполнять водой баллоны в горизонтальном положении при обеспечении отсутствия воздуха.

9.4. Перед созданием в баллоне давления необходимо тщательно заполнить водой и прокачать всю систему, не оставляя воздушных пузырей как в баллоне, так и в трубопроводе.

9.5. Повышать давление в баллоне следует ступенями не более 50 кгс/см2 с выдержкой на каждой ступени от 5 до 10 мин. Снижать давление следует также ступенями.

9.6. После гидравлических испытаний воду из баллона необходимо вылить и просушить его обезжиренным и подогретым воздухом с температурой точки росы —55°С при атмосферном давлении 760 мм рт. ст.

Допускается сушка баллонов без подогрева.

Если время между гидравлическими испытаниями и химической очисткой не превышает двух часов, сушку баллонов можно не производить.

9.7. Время между контролем состояния наружной и внутренней поверхности баллонов и гидравлическими испытаниями должно быть минимальным для предотвращения образования налета коррозии.

9.8. Проводить гидравлические испытания баллонов систем сжатого воздуха и газов на изделии запрещается.

9.9. Баллоны бракуются при наличии:

а) признаков разрыва;

б) течи, слезок и потения в сварных соединениях и на основном металле;

в) видимых остаточных деформаций.

9.10. При удовлетворительных результатах осмотра и испытания пробным давлением баллоны могут быть допущены к проверке на герметичность, после чего на них выбиваются новые данные.
10. КОНСЕРВАЦИЯ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛОСТИ БАЛЛОНОВ

10.1. Внутреннюю полость стальных баллонов на период хранения следует защищать путем консервации азотом по ГОСТ 9293—74 или чистым сухим воздухом, пропущенным через блоки осушки типа БО, или олифой по ГОСТ 7931—76, если это предусмотрено проектной документацией.

10.2. Стальные баллоны, к чистоте внутренней поверхности которых предъявляются особые требования, баллоны ГВД ППУ и баллоны, содержащие воздух, редуцированный от системы главного воздуха, следует консервировать азотом.

10.3. Консервацию баллонов азотом или воздухом следует производить при давлении 0,5 кгс/см2 в соответствии с действующей в отрасли технической документацией № 74-0603-48—80 «Очистка баллонов судовых систем».

10.4. Покрытие олифой внутренней поверхности баллонов для надводных кораблей допускается только при наличии указаний в проектной документации изделия, согласованной с заказчиком.

10.5. Баллоны, изготовленные из спецсплава, консервации не подлежат. Горловины их должны быть герметично закрыты заглушками и опломбированы мастером ОТК.
11. СБОРКА БАЛЛОНОВ С АРМАТУРОЙ

11.1 Арматуру на баллоны следует устанавливать с новыми уплотнительными прокладками. Прокладки, бывшие в употреблении, ставить не разрешается.

После предварительного осмотра новых баллонов малой вместимости допускается повторное применение резиновых прокладок при условии, если нет на них механических повреждений.

11.2. Медные прокладки перед установкой должны быть подвергнуты термическому отжигу при температуре от 620 до 650е С. Время с момента отжига до установки прокладки на место не должно превышать 7 суток. При превышении указанного срока допускается повторный отжиг прокладок.

11.3. На баллоны, работающие в среде неосушенного воздуха и газов и прошедшие освидетельствование, необходимо устанавливать трубки продувания конденсата, имеющие фторопластовую втулку, исключающую контакт трубки со стенкой баллона. Установка фторопластовой втулки на трубке продувания баллонов ГВД ППУ запрещается.

11.4. Для баллонов, бывших в эксплуатации, трубка продувания должна быть повернута на 1/3 оборота от ранее зафиксированного положения. Зазор между стенкой баллона и трубкой продувания не должен быть более 12 мм, что регламентируется диаметром фторопластовой втулки. Контроль зазора необходимо вести на конце трубки (по шаблону).

11.5. Заворачивать головки баллонов следует на специальном станке с гидроприводом с соблюдением момента затяжки соединения. Допускается заворачивать головки ключами с контролируемым моментом затяжки по ГОСТ 16983—80Е и ОСТ 5.9655—76.

11.6. При ручной затяжке прилегание головки к горловине баллона следует проверить щупом толщиной 0,05 мм, который не должен входить в зазор более чем на 5 мм от кромки головки, если конструкция головки позволяет сделать замеры щупом.
12. ПРОВЕРКА БАЛЛОНОВ НА ГЕРМЕТИЧНОСТЬ

12.1. Баллоны следует проверять на герметичность в цеховых условиях после сборки их с арматурой. Проверять баллоны на герметичность необходимо в ванне с водой, установленной в защитном боксе, путем подачи сжатого воздуха до давления в баллоне, равного рабочему.

Качество поступающего в баллон воздуха следует контролировать в соответствии с требованиями к рабочей среде и нормами к чистоте внутренней поверхности баллона. Подаваемый воздух для испытания должен иметь следующие параметры:

а) температуру точки росы —55° С при атмосферном давлении 760 мм рт. ст.;

б) содержание масла не более 0,08 мг/л при давлении 400 кг/см2.

Примечание. Допускается продувку производить воздухом с температурой точки росы —30° С.

12.2. Повышать давление воздуха при наполнении баллонов следует ступенями не более 50 кгс/см2 с выдержкой на каждой ступени в течение 3 мин для контроля утечки воздуха по показаниям манометра и по выделению пузырьков воздуха.

12.3. Продолжительность выдержки баллона под рабочим давлением должна составлять 5 мин. Во время выдержки необходимо тщательно осматривать баллон и его соединение с головкой.

12.4. При пропуске воздуха из соединения головки с баллоном необходимо заменить прокладку
согласно ст. 11.2, полностью стравив воздух из баллона, затем повторно произвести проверку на герметичность.

12.5. Баллоны следует считать выдержавшими проверку на герметичность, если во время испытания не выделяются пузырьки воздуха из баллона.

12.6. Обстукивание баллона при испытании категорически запрещается.

12.7. Испытание баллонов системы ВВД-400 на герметичность должно производиться в соответствии с требованиями правил безопасности при организации гидравлических и пневматических испытаний систем ВВД-400 № 74-0202-01—77.

13. ЗАЩИТА БАЛЛОНОВ ОТ КОРРОЗИИ

13.1. Нанесение лакокрасочного покрытия на наружную поверхность баллонов и обрезинивание баллонов производятся только после испытания их на прочность. Допускается покрытие наружной поверхности производить после испытания баллонов на герметичность.

13.2. Обрезинивание баллонов производится только после испытания их на герметичность.

13.3. При наличии на наружной поверхности баллонов легкого налета коррозии последний удаляется перед окраской путем зачистки поверхности металлическими щетками и протирки растворителем.

13.4. Краска должна наноситься тонким ровным слоем.
На окрашенных поверхностях не должно быть:

а) неокрашенных мест или просветов;

б) потеков;

в) сетки трещин;

г) шелушения, вспучивания или отставания от поверхности металла краски или грунта.

13.5. Окраска баллонов производится по системам, указанным в ст. 1.15 настоящего Руководства.

13.6. При контакте разнородных металлов в узлах соединения баллонов с головками и трубами следует изолировать узлы соединений герметиком по ОСТ 5.9656—77.

13.7. Защиту корпусных конструкций в местах прохождения трубопроводов и баллонов, выполненных из металлов, имеющих более высокий электрохимический потенциал, необходимо осуществлять в соответствии с требованиями ОСТ В5.9392—8), ОСТ 5.9042—80 и ОСТ В5.9595—80.

13.8. Допускается механизированная окраска баллонов с последующей сушкой в специальных печах.
14. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

14.1. Результаты освидетельствования баллонов должны быть оформлены актом, в котором следует дать оценку их фактического состояния, отразить характер и размеры обнаруженных дефектов и дать заключение комиссии о пригодности изделий к дальнейшей эксплуатации за подписью представителей службы ОТК и заказчика.

14.2. Основные результаты освидетельствования заносятся в паспорта на баллоны с обязательным указанием предприятия, на котором проводилось освидетельствование, пробного гидравлического давления и нового срока освидетельствования.

14.3. Для новых баллонов, а также бывших в эксплуатации, но прошедших освидетельствование, после испытаний на герметичность в составе системы сделать отметку в паспорте баллона о дате проведенного испытания и указать срок следующего освидетельствования. Аналогичная отметка делается в формуляре корпуса, устройств и систем корабля.

14.4. Регистрация освидетельствования баллонов на предприятиях осуществляется по форме приложения 4 настоящего Руководства.
15. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

15.1. Администрация, организующая и проводящая работы по освидетельствованию баллонов, обязана разработать должностные инструкции по безопасности труда. Инструкции должны быть вывешены на видных местах, знание работающими инструкций должно быть проверено администрацией.

15.2. Общая организация рабочих мест при освидетельствовании баллонов должна соответствовать требованиям, изложенным в ОСТ 5.0241—78, ОСТ 5.9820—80, ОСТ 5.99)8—83, в Общих требованиях безопасности и производственной санитарии для предприятий машиностроения, утвержденных Президиумом ЦК профсоюза рабочих машиностроения, в Типовых правилах пожарной безопасности для промышленных предприятий, утвержденных ГУ ПО МВД СССР, 1975, в Требованиях пожарной безопасности для строящихся, модернизируемых и ремонтируемых судов, утвержденных МСП СССР, 1980, а также в Санитарных правилах организации технологических процессов и гигиенических требованиях к производственному оборудованию № 1042—73, утвержденных Минздравом СССР.

15.3. Дробеструйную или химическую очистку и консервацию баллонов следует производить на специальных участках, оборудованных в соответствии с требованиями безопасности и производственной санитарии при нанесении металлопокрытий, утвержденных ЦК профсоюза рабочих судостроения.

По степени пожарной опасности производства, где выполняются работы по очистке, освидетельствованию, дефектации, консервации и нанесению защитных покрытий на баллоны систем сжатых газов, относятся к категории Б по СНиП. П-90—81, а по взрывоопасности (в соответствии с ПУЭ) —к классу В—Па.

15.4. Очистка дробеструйным способом должна проводиться в помещениях, изолированных от других производственных участков, и в камерах, конструкция которых должна позволять выполнение очистки изделий при нахождении персонала вне камеры. Дробеструйные установки не должны выбрасывать дробь и пыль в рабочее помещение.

15.5. К работам по приготовлению и применению щелочных и кислотных растворов и удалению ингибитора ПДА из баллонов в состоянии поставки должны допускаться только рабочие, прошедшие специальное обучение, имеющие удостоверения на право производства этих работ, обеспеченные спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.

15.6. Приготовлять растворы следует в отдельных помещениях, имеющих вытяжную вентиляцию. Металлическую тару, заполненную каустической содой по ГОСТ 2263—79, необходимо вскрывать с помощью ножа. Дробление каустической соды, тринатрийфосфата по ГОСТ 201—76, кальцинированной соды по ГОСТ 10689—75 открытым способом запрещается.

15.7. При работе с азотом, сжатым воздухом от заводской магистрали и горячей водой, подогретой до температуры свыше 70° С, во избежание травмирования необходимо предусмотреть надежное подсоединение шлангов и трубопроводов для подачи рабочей среды.

15.8. Организовывать и проводить гидравлические и пневматические испытания баллонов независимо от их рабочего давления следует согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, ОСТ 5.9820—80 и требованиям безопасности при организации и проведении гидравлических и пневматических испытаний систем ВВД-400 и другой действующей технологической документации.

15.9. Организация рабочих мест и работа по окраске баллонов должна производиться согласно требованиям и нормам безопасности, пожарной безопасности и промышленной санитарии для окрасочных цехов, а также в соответствии с ОСТ 5.9822—80.

15.10. Щелочные и кислотные растворы не допускается сливать в канализацию без предварительной их нейтрализации. Спуск сточных вод в водоемы должен удовлетворять требованиям приложения 3 Инструкции по санитарному содержанию помещений и оборудования производственных предприятий № 658—66 и Правилам охраны поверхностных вод от загрязнений сточными водами № 1166—74.

15.11. Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны участков очистки и окраски баллонов и параметры микроклимата на рабочих местах не должны превышать норм по ГОСТ 12.1.005—76.

15.12. Уничтожать отходы ингибиторов НДА и водомоющих растворов следует с помощью установки огневого обезвреживания с печами «ОС» № 14075 ГИПХ.

15.13. Предприятия или участки очистки баллонов должны быть оснащены локальными очистными сооружениями, обеспечивающими степень очистки стоков, достаточную для сброса в водоемы в соответствии с Правилами охраны поверхностных вод от загрязнений сточными водами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


ТИПОВОЙ ПАСПОРТ СОСУДА, РАБОТАЮЩЕГО
ПОД ДАВЛЕНИЕМ


(формат 218 >-290 мм)

ПАСПОРТ
СОСУДА,РАБОТАЮЩЕГО ПОД ДАВЛЕНИЕМ


Регистрационный № *-—————————————————————————————

При передаче сосуда другому владельцу вместе с сосудом передается настоящий паспорт.

Разрешение на изготовление № ——————————

от ______ 19 г. выдано _______________________________________________________________________________________

(указать орган технического надзора, выдавшего разрешение).

Контроль изготовления осуществляется представителем заказчика № ——————————————

Представитель заказчика № ————————————

(подпись, Ф.И.О.)

М.II. " " 19 г

* Сосудам, не зарегистрированным и инспекции Котлонадзора, вместо регистрационного номера присваивается инвентарный номер по учету на корабле.
УДОСТОВЕРЕНИЕ
О КАЧЕСТВЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БАЛЛОНА


—————————————— заводской № ————————————— изготовлен

(наименование сосуда)

_____________________________________________________________________________

(дата изготовления, Наименование завода-изготовителя и его адрес)

Характеристика сосуда

Наименование частей сосуда

Давление

(избыточное),

кгс/м2

Температура,

°С

Рабочая среда и ее коррозионные свойства

Емкость,

л

Корпус













Трубная часть













Рубашка














Сведения об основных частях сосуда

Наименование частей сосуда (корпус, днище,
горловина и т.д.)

Количество, шт.

Размер,мм

Основной металл

Данные о сварке

Диаметр
(внутренний)

Толщина стенки

Длина (высота)

Наименованье,

марка


ГОСТ

Способ выполнения соединения (сварка, пайка)


Вид сварки (пайки)

Электроды, сварочная проволока (тип, марка, ГОСТ или ТУ)

Метод и объем
контроля сварки



































В графе "Основной металл" наряду с наименованием и маркой стали для углеродистой стали указывается ''кипящая" или "спокойная".

При изготовлении сосуда по специальным ТУ, которые предусматривают проверку механических свойств металла при рабочих температурах или после термообработки, а также в случаях, когда сосуд изготовлен из материала, на который нет ГОСТ, данные этой таблицы дополняются сведениями о результатах механических испытаний и химического анализа основного металла, произведенных в объеме согласно ТУ.

Паспорт должен включать чертежи сосуда с указанием основных размеров и расчет на прочность с приложением эскизов стенок сосуда, горловин, крышек, трубных решеток и фланцев.
Сведения о местонахождении сосуда

Наименование
предприятия -владельца

Местонахождение
сосуда

Дата
установки











Сведения о лице, ответственном за исправное состояние и за безопасное действие сосуда

№ и дата приказа о назначении

Должность, Ф.И.О.

Подпись











Данные о штуцерах, фланцах, крышках и крепежных изделиях


п/п

Наименование

Количество, шт.

Размеры, мм, или № по спецификации

Наименование и марка металла

ГОСТ или ТУ




















Данные о термообработке сосуда и его элементов (вид и режим)






































Основная арматура, контрольно-измерительные приборы и приборы безопасности

№ п/п

Наименование

Количество, шт.

Условный проход, мм

Условное давление, кгс/см2

Материал

Место установки






















Сосуд изготовлен в полном соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением и техническими условиями на изготовление. Сосуд подвергался гидравлическому испытанию пробным давлением:

корпус ............. кгс/ с-м2,

трубная часть, ....... кгс/см2,

рубашка ............ кгс/см2,

и пневматическому испытанию на герметичность давлением:
корпус ............. кгс/см2,

трубная часть ........ кгс/см2,

рубашка ............ кгс/см2.

Сосуд признан годным для работы с указанными в настоящем удостоверении параметрами и средой.

Главный инженер предприятия ————————————

(подпись)

М.П. Начальник ОТК предприятия ————————————

(подпись)

"____"_________19 г.

Сведения об установленной арматуре

Дата
остановки

Наименование

Количество, шт.

Условный проход, мм

Материал

Место установки

Подпись ответственного лица























Другие данные об установке сосуда
а) коррозионность среды —————————————————

б) противокоррозионное покрытие ————————————

в) тепловая изоляция ————————————————————

г) футеровка ————————————————————————

д) схема включения сосуда.

Сведения о замене и ремонте основных элементов сосуда, работающего под давлением *

Дата

Сведения о замене и ремонте

Подпись ответственного лица











*Документы, подтверждающие качество вновь устанавливаемых (взамен изношенных) пиментов сосуда, применяемых при ремонте материалов, а также сварки (пайки), должны храниться в специальной папке.

Запись результатов освидетельствования

Дата освидетельствования

Результаты освидетельствования

Разрешенное давление,
кгс/см2

Срок следующего освидетельствования














РЕГИСТРАЦИЯ СОСУДА

Сосуд зарегистрирован за № _________
в ————————————————————————————————————————————

(регистрирующий орган)


В паспорте пронумеровано —————— страниц и прошнуровано всего _______листов, в том числе чертежей на ———————————

______________________________________________________________________________________________

(должность регистрирующего лица)

Подпись ————————:—
М.П. "_____" —————————19 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМУЛЯРА

ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРМУЛЯР БАЛЛОНА № 100

Наименование завода-изготовителя: Первоуральский новотрубный завод.

Баллон № 100, судовой № 20.
Дата изготовления—январь 1988 года.
Год установки на объект— 1988 год, заказ 512346.
Изготовлен по ГОСТ 9—731, утвержденному 6.07.86 г.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ

1. Назначение баллона—воздухохранитель.

2. Рабочее давление — 200 кгс/см2.

3. Емкость—423 л.

4. Масса — 534 кг.

5. Размеры, мм:

а) длина 3130;

б) толщина стенки 15;

в) наружный диаметр 465;

г) диаметр горловины 125.

6. Чертеж баллона 5193.

7. Баллон изготовлен из стали 38ХА (химический анализ).

8. Результаты механических испытаний металла при приемке баллона.

9. Данные термообработки (виды, режим). Закалка в масле 910—920° С.

10. Отпуск 470—480° С.

11. Результаты наружного и внутреннего осмотров баллонов.

12. Результаты испытаний:

Номера плавок и садок

Предел прочности, кгс/'мм2

Предел текучести, кгс/мм2

Удлинение на нормальном образце, %

Ударная вязкость,
кгс/см2
















а) гидравлические—300 кгс/см2,

б) пневматическое 200 кгс/см2

13. Показания при испытании баллона на остаточную деформацию (способ испытания—объемный)

Начальник ОТК завода изготовителя —————————————————

(подпись)

14. Освидетельствование баллона в период эксплуатации

Дата освидетельствования

Наименование завода, производящего освидетельствование

Данные внутреннего и внешнего осмотров

Результаты гидравлического испытания с указанием давления

Антикоррозионное покрытие после испытания

Дат а следующего очередного освидетельствования

Заключение о дальнейшей эксплуатации баллона

Подпись представителя ОТК завода или командира электро-механической боевой части


























ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Цвета наружной окраски баллонов

Наименование
газа

Окраска
баллонов

Текст
надписи

Цвет
надписи

Цвет
полосы

Азот

Черная

Азот

Желтый

Коричневый

Аммиак

Желтая

Аммиак

Черный

-

Аргон технический

Черная

Аргон технический

Синий

Синий

Ацетилен

Белая

Ацетилен

Красный

-

Бутан

Красная

Бугаи

Белый

-

Водород

Темно-зеленая

Водород

Красный

-

Воздух

Черная

Сжатый воздух

Белый

-

Гелий

Коричневая

Гелии

Белы и

-

Кислород

Голубая

Кислород

Черный

-

Углекислота

Черная

Углекислота

Желтый

-

Фосген

Защищая

-

-

Красный

Фреон-11

Алюминиевая

Фреон-11

Черный

Синий

Фреон-12

Алюминиевая

Фреон-12

Черный

-

Фреон-13

Алюминиевая

Фреон-13

Черный

две красные

Хлор

Защитная

-

-

Зеленый

Все другие горючие газы

Красная

Наименование газа

Белый

-

Все другие негорючие газы

Черная

Наименование газа

Желтый

-

_____________

Цвет окраски и текст надписей на баллонах, используемых в специальных установках или предназначенных для наполнения газами специального назначения, устанавливаются заинтересованными ведомствами по согласованию с инспекцией Котлонадзора ВМФ,

ПРИЛОЖЕНИЕ 5


ПЕРЕЧЕНЬ

ОПЕРАЦИЙ ПО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ НОВЫХ
И ВЫВШИХ В ЭКСПЛУАТАЦИИ БАЛЛОНОВ

Наименование

операций

Стальные баллоны

Баллоны из спецсплава

новые


бывшие в эксплуатации

новые


бывшие в эксплуатации

Подготовка баллонов к техническому освидетельствованию и их предварительный осмотр

+

+

+

+

Очистка баллонов (за исключением указанных в ст. 7.4 настоящего Руководства)

-

+

-

+

Контроль состояния наружной и внутренней поверхности баллонов

+

+

-

+

Гидравлические испытания на прочность (за исключением случаев, оговоренных в ст. 5.5 настоящего Руководства)

+

+

+

+

Сушка

+

+

+

+

Сборка баллонов с арматурой

+

+

+

+

Проверка на герметичность

+

+

+

+

Консервация внутренней поверхности

+

+

-

-

Защита от коррозии наружной поверхности лакокрасочным или специальным покрытием

+

+

+

+

ПРИЛОЖЕНИЕ 6


ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ
ПРИ ОЧИСТКЕ И КОНСЕРВАЦИИ БАЛЛОНОВ

1. Участок для очистки и консервации баллонов должен иметь:

а) общеобъемную вентиляцию;

б) дробеструйную камеру;

в) кантователь для осуществления всех операций очистки баллонов, позволяющий вращать баллоны в горизонтальной плоскости с наклоном не менее 8-10° и осуществлять сложное движение в различных плоскостях;

г) сжатый воздух, пропущенный через влагомаслоотделитель и блок осушки воздуха;

д) оснастку для производства механической подачи растворов (резиновые или дюритовые шланги, технологический трубопровод с арматурой);

е) стеллажи для хранения баллонов, облицованные деревом;

ж) емкость с бортовым отсосом для промывки баллонов проточной "горячей водой, снабженную паровым змеевиком или электроподогревателем; материал емкости - углеродистая или нержавеющая сталь;

з) емкости с крышками для приготовления и хранения:

- обезжиривающего раствора; материал - углеродистая или нержавеющая сталь;

- раствора для травления; материал - углеродистая или нержавеющая сталь, облицованная кислотостойким материалом;

и) стенд с паровым подогревом для удаления резинового покрытия с баллонов;

к) стенд для отвертывания и ввертывания головок баллонов.

2. Материалы и химикаты, применяемые при очистке:

Наименование

ГОСТ или ТУ на Поставку

Едкий натр (технический)

ГОСТ 2263-71

Тринатрийфосфат

ГОСТ 201-58

Кальцинированная сода

ГОСТ, 10689-70

•Эмульгатор ПАВ (ДС-10, АЛМ)

ТУ 6.-14-577-77

Стекло натриевое жидкое

. ТОСТ 13078-67 '

Индикаторная универсальная бумага

ТУ МХПО РУ-76-56

Соляная кислота

ГОСТ 1382-69

Ортофосфорная кислота

ГОСТ 6552-58.

3. Рекомендуемые оборудование, стенды и контрольно-Измерительные
приборы для станций испытания баллонов вместимостью до 410 л:

Наименование

Обозначение

Стенд для ввертывания и отвертывания головок баллонов

71.Д4.168.00

Камера пропаривания резинового покрытия баллона

71.Д1.23.00

Стенд внутренней очистки баллона

71.Д1.24.00,

Кантователь для химической очистки баллонов

А.799121

Кантователь для осмотра внутренней поверхности баллонов

А.559022

Компрессор ЭК-ЗОА-1 в комплекте с блоком осушки 10БО-1

10ВО-1-ОО.ОООИ

Вак для приготовления растворов

Т-18 23

Толщиномер "Кварц-6"

ТУ 25-08-831-70



ПРИЛОЖЕНИЕ 7


ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ, РЕКОМЕНДУЕМЫХ
ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ БАЛЛОНОВ

Материал

ГОСТ

Предельные параметры

Температура стенки,

°С

Давление среды,

кгс/см2

38ХА

4543-71

От - 50 до + 150

Не ограничено

12ХНЗА

4543-71

От -60 до+150

То же

40ХНМА

4543-71

От-50 до+150

То же

20ХН4ФА

4543-71

От -80 до +150

То же

38ХНЗМФА

4543-71

От-80 до +150

То же

40, 50

1050-60

От -50 до+150

То же


содержание

Стр


1. Общие положения . ………………………………………………………………………………………………………………………. ........... 3

2. Правила эксплуатации . ………………………………………………………………………………………………………………….. .......... 7

3. Техническое освидетельствование № 1 ……………………………………………………………………………………………………. ....... 12

4. Инструкция по техническому освидетельствованию № 1 …………………………………………………………………………………….. —

5. Техническое освидетельствование № 2 .....……………………………………………………………………………………………………… 13

6. Инструкция по техническому освидетельствованию 2 ……………………………………………………………………………………... .16

7. Очистка баллонов . ……………………………………………………………………………………………………………………… ........... 19

8. Контроль состояния наружной и внутренней поверхности баллонов . ……………………………………………………………. ............... 22

9. Гидравлические испытания баллонов на прочность ………………….………………………………………………………………………. ... 24

10. Консервация внутренней полости баллонов ………………………………………………………………………………………………….... 25

11. Сборка баллонов с арматурой ……………………………………………………………………………………………………………........... 26

12. Проверка баллонов на герметичность .………………………………………………………………………………………………………..... 27

13. Защита баллонов от коррозии ………………………………………………………………………………………………………………....... 28

14. Оформление результатов освидетельствования ……………………………………………………………………………………………….... 29

15. Требования безопасности и охрана окружающей среды . …………………………………………………………………………………… . —

Приложения:

1. Типовой паспорт сосуда, работающего под давлением …………………………………………………………………………… . 32

2. Образец заполнения формуляра …………………………………………………………………………………………………...... 39

3. Цвета наружной окраски баллонов . …………………………………………………………………………………………….. ...... 41

4. Журнал регистрации освидетельствования баллонов . ………………………………………………………………………….. . 42

5. Перечень операций по освидетельствованию новых и бывших в эксплуатации баллонов . ……………………………… ....... 44

6. Оборудование и материалы, применяемые при очистке и консервации баллонов . ……………………………………. . ......... 45

7. Перечень материалов, рекомендуемых для изготовления баллонов . . ……………………………………………….. ............ 47

Под наблюдением Е. В. Сенюка, Ю. А. Юдина.
Эксплуатация и техническое освидетельствование баллонов,
работающих под внутренним давлением, на кораблях,
морских и рейдовых судах обеспечения ВМФ

Редактор С. Н. Молтенинов
Технический редактор И. В. Яшкова
Корректор Е. Н. Сенченко




Скачать файл (205 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации