Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Природа ритма африканского этнического танца - файл


скачать (129.8 kb.)


ПРИРОДА РИТМА АФРИКАНСКОГО ЭТНИЧЕСКОГО ТАНЦА
Р.В. Трофимов
Белгородский государственный институт искусств и культуры
В статье рассматривается сущность и природа ритма танца в контексте исторического зарождения и развития человечества. Согласно филогенетической теории Х.Гарднера о приобретенных способностях, анализируется эволюция и генезис ритма танца, на примерах традиционных этнических танцев в африканских культурах, основанных на обрядах и ритуалах, связанных со всеми основными аспектами жизни и деятельности человека.
Ключевые слова: филогенетический подход, этнос, творчество, африканский танец, обряд, ритуал, традиции, ритм.
Африканский танец, основанный на сложных ритмах, является частью древнейшей культуры многочисленных коренных этносов населяющих территорию Африки. Он, как основополагающий структурированный полисемантический фактор, непосредственно включен в жизнедеятельность человека. Сегодня многие хореографы практики и теоретики танца, в связи с развитием хореографического искусства, особенно его современных направлений, изучают причины возникновения данной танцевальной культуры, а также анализируют аспекты, повлиявшие на ее формирование. Интерес исследователей к данному феномену объясняется тем, что в современной хореографии, в частности в джаз танце и модерн танце, используются технические особенности, такие как полиритмия и полицентрия, присущие только традиционным африканским танцам, которые основаны на многочисленных ритмах, имеющих сакральный смысл. Проблема многих постановщиков современного танца заключается в том, что создавая произведения, они схоластически относятся к выбору музыкального и лексического материала, не учитывая исторических, этнических и других характерных особенностей, повлиявших на формирование выразительных средств. Более того, неосведомленность в таких аспектах как организация ритмической структуры музыки и ее сочетание с определенными движениями, приводит к несоответствию танцевальной формы и ее содержания. Также следует указать, что профессиональный подход к созданию хореографического произведения требует глубокого изучения культурно - исторических традиций в области формирования ритмической структуры музыки и ее связи с движениями танца. В контексте этого можно предположить, что изучение принципов зарождения ритма в африканском танце, даст возможность всеобъемлющего понятия смысла современной хореографии, которая приобретает все более важное значение в развитии танцевального искусства.

Анализируя вариативность тем в хореографическом творчестве африканских народов, нужно отметить, что тема каждого танца непосредственно связана с определенным жизненным событием и раскрывается в музыке своим неповторимым ритмом, поэтому изучение особенностей ритма, отдельно от происхождения танца бессмысленно, так как на всем протяжении истории человечества они естественным образом взаимосвязаны. Наша работа направлена именно на анализ природы ритма в контексте происхождения самого танца, основой которого он является.

Сегодня, ученые многих областей исследуют историю возникновения танца. Известно множество теорий его происхождения и применяются различные подходы к изучению. Современная наука с появлением передовых технологий стремительно движется вперед, и ежегодно появляются новые данные о генезисе этносов и культур, доказывающие, или, порой, опровергающие незыблемые представления о тех, или иных фактах их становления и развития.

Для изучения танца как феномена, мы обратимся к филогенетическому подходу, так на наш взгляд, он наиболее широко и объемно рассматривает исторические аспекты развития человечества и опирается на гипотезу о существовании врожденных и приобретенных способностей человека в процессе эволюции. Этот подход был выработан учеными Дж. Хонигманом и Хауэрдом Гарднером в XX веке.

Понятие «филогенетика» происходит от греческого (phyle – род и genesis – возникновение) относящийся к процессу исторического развития мира живых организмов, как в целом, так и отдельных групп – рода, народа, расы, человечества [11].

Данный научный подход редко используется исследователями в области культурологии, так как он отличается от других тем, что в нем используются уникальные предположения. Филогенетическая «точка отсчета» наиболее интенсивно рассматривается некоторыми (но не всеми) психоаналитиками. Так основной постулат Дж. Хонигмана заключается в том, что культура (или, по крайней мере, ее часть) выводится из врожденных склонностей, унаследованных человеком из далекого прошлого [12].

Наличие психологического фактора, присущего точке зрения автора теории, можно проследить в социальной, трудовой и прочей деятельности человека, являющейся неотъемлемой частью культуры примитивных народностей африканского континента, не подвергшихся влиянию цивилизации и сохранивших свою этническую идентичность, ярко выраженную в обрядах и ритуалах.

Анализируя суть данного научного подхода, рассмотрим основные положения, разработанные американским нейропсихологом и педагогом Хауэрдом Гарднером, который выделяет и называет девять видов природных способностей че­ловека, которые определяют все духовное развитие человечества. Ни одно открытие, ни одно дости­жение человеческой мысли и ни одно практическое дело не могло бы совершиться без них. Однако обладание всеми гарднеровскими способностями — результат долгого эволюционного процесса: не все чело­веческие способности явились одновременно, потому что очень посте­пенно, иногда с интервалом во многие тысячи лет появлялись те ви­ды деятельности, которые рождали эти способности и нуждались в них [3, с. 49].

В нашей работе наиболее важным является анализ трех ключевых способностей, приобретенных человеком изначально. С появлением человека, для его выживания как вида возникла необходимость движения и управления своим телом, названная ученым -«bodily- kinesthetic» интеллект. Эта способность является основной в эволюции человека и объединяет его с животными. Владение своим телом позволило человеку приспособиться к разным условиям, зачастую, сложным для жизни. Вместе с телесно-двигательным интеллектом возник и пространственный интеллект «spatial intelligence». Он позволял древнему человеку ориентироваться на местности и определять свое местоположение, прокладывать дорогу на суше и море, строить жилье и осваивать древнейшие ремесла. Пространственный интеллект помог человеку воздействовать на окружающий мир, потому что без практического понимания прост­ранственных фигур и правил их соединения человек не мог бы создать орудия труда и пользоваться ими: телесно-двигательный и пространственный интеллект были психологическим средоточием первобытной культуры и формировались на протяжении всего палеолита [3, с. 49].

Первые два интеллекта, первостепенно приобретенные человеком, способствовали выделению его как вида из мира животных, на верхнюю ступень эволюции. Но этого было недостаточно для того, чтобы преобразовывать окружающую природу и понимать законы жизни. Здесь человеку по­надобился природный интеллект, natural, который обеспечил проникновение в тайны живой природы и помог общаться с ней. Без natural intelligence человек так и остался бы в каменном веке — природный интеллект, natural, открыл человеку путь в земледель­ческую эру: древний человек занялся скотоводством, а впоследст­вии и обработкой земли и перешел в эпоху родового строя (поздний палеолит: 35 000 — 8000 гг. до н. э.). Эпоха господства человека современного физического типа — Homo sapiens.

Три первые способности из девяти образовали фундамент нашей психики, ее своеобразный корень, ее отправную точку. Эти способности — самые древние, они стоят первыми на филогенетиче­ской оси эволюции, и потому они наиболее генетически укоренены [3, с. 50].

Именно они повлияли на возникновение художественно – образного мышления человека. Эта форма сознания с одной стороны, была открыта для восприятия всего «чудесного», сверхъестественного, часто принимаемого на веру, а с другой - именно из нее вырастает художествен­ная деятельность древних людей и художественное творчество наших совре­менников. [1, с. 51].

Древний человек, отождествляя себя с природой и еще не понимая сути происходящих явлений, наделял ее сверхъестественными силами. В его представлениях о мироустройстве зарождалось мифологическое мышление, которое отразилось в проводимых обрядах и ритуалах для умиротворения высших сил.

Из истории известно, что уже в верхнем палеолите возникли развитые культы: тотемизм, фетишизм, анимизм, шаманизм. Поклонение миру животных (тотемизм) - было необходимостью для выживания. Чтобы охота была наиболее удачной, человек копировал повадки животных, совершая различные телодвижения и используя в качестве одежды шкуру животного, которому поклонялся. Заранее представляя весь процесс, он, своего рода, репетировал движения и оттачивал мастерство профессии охотника, в которой он пытался обмануть добычу, старался приблизиться к ней на более близкое расстояние, чтобы поразить. Сам того не понимая, человек исполнял своеобразный архаичный одиночный танец. Подобные танцы, также исполнялись всем племенем перед началом и после охоты, где главным действующим лицом выступал вождь, или шаман (шаманизм). Такое массовое исполнение танца позволяет предположить факт наличия в древних общественных образованиях ритуальных плясок и хороводов. Подтверждением этому служат найденные в пещерах Ласко, Фрер, Монтеспан петроглифы, датируемые XII тысячелетием до н.э., которые представлены в многочисленных ансамблях первобытной живописи. Это громадные живописные «полотна», выразительные пещерные фрески и многофигурные композиции охотничьего и бытового характера (охотничьи и военные сцены, пляски и религиозные церемонии) [13].

Исследователь хореографического искусства М. П. Мурашко, говорит о танце, как об одном, из самых древних видов творческой деятельности человека, в котором раскрывается его внутренний мир, дается эмоционально – эстетическая оценка окружающему миру с помощью выразительных движений тела. В своей книге «Классификация русского танца», автор высказывает мысль о том, что с возникновением у человека определенного мировосприятия, верований, обожествления земли, воды, деревьев, животных, птиц, рыб, неба, небесных светил, - т.е. всего того, что человека окружало, - стали появляться танцы, посвященные этим «живым», обожествляемым существам [4, с. 67].

Параллельно с этим, существует идея ряда ученых антропологов, которые утверждают, что человеческая речь, как вербальное средство коммуникации появилась гораздо позже, чем танец, поэтому язык телодвижений был единственным невербальным средством общения древних людей. Исследователь Ю.Д. Петухов в своей книге «Сверхэволюция» утверждает, что примерно 40 тысяч лет назад человечество приобрело способность говорить. На это повлияло длительное эволюционное формирование «длинной глотки» у Homo sapiens, необходимой для развития «речевого аппарата» [5, с. 5].

Следуя логике вышесказанного, можно предположить, что древний человек, не имея сформированных вербальных средств - языка и письменности, пользовался лишь невербальными – телодвижениями, жестами, мимикой, что при определенных условиях, а именно, при соединении этих средств одновременно и, действуя в ритме, позволило возникнуть такому явлению, которое можно охарактеризовать как феномен простейшего танца. Исходя из этого, возникает вопрос: «Что такое ритм и откуда он взялся?».

Известный педагог и музыкант Генрих Нейгауз в своей книге «Об искусстве фортепианной игры» говорит о том, что «ритм был в начале». Вне ритма и без ритма природа не существует, все видимое и слышимое, как и все скрытое и тайное совершается в ритме. Ритм всегда представляет собой чередование событий равной или неравной длительности в сочетании с паузами между ними. Волны, накатывающие на берег, стук дятла в лесу и журавлиные крики в небе — все ритмично [3, с. 99].

В глазах архаичного общества ритм был не только отражением в человеческой деятельности принципа повторяемости всего сущего, он же становился в известных случаях важным элементом организации, которую общество вносило в собственное существование, в действительность. [2, с.58].

Существует круг ученых - историков, археологов, антропологов и др., которые считают, что африканская культура является материнской для всего человечества, и что люди начали распространяться по айкумене, именно с африканского континента. Поддерживая данную теорию, мы в нашей работе, в контексте филогенетического подхода, рассмотрим феномен ритма как образовывающего элемента этой культуры.

Некоторые исследователи африканской культуры утверждают, что ритм послужил той основой, вокруг которой началось зарождение многих языков и наречий. Известны случаи применения ритма в быту африканца, например, при приготовлении пищи. Подобные вещи в своем большинстве отражаются в дальнейшем и в местных танцах. Так в племени Туарегов на севере Африки женщины используют определенный ритм для взбивания молока при приготовлении молочных продуктов. Налив молоко в козьи бурдюки, они взбивают содержимое, переворачивая бурдюк с одной руки на другую. В зависимости от выбранного темпоритма и времени приготовления, в конечном результате получаются такие продукты как сыр, масло, йогурт, или сливки [6].

Исходя из того, что ритм является практическим аспектом организации жизнедеятельности, проанализируем его природу на примерах существующих этнических африканских танцев, а также определим его семантику.

Чтобы понять, какую роль играет танец в жизни африканца, нужно понять психологию культуры этноса. Исследователь африканской культуры D. K. Chisiza, в своем труде «Характер, стремление и проблемы современной Африки», вышедшего в 1962 году утверждает, что танец это не отдельное искусство, а часть всей жизни человека, непосредственно связанная с ритмом. Африканский танец связан со всеми аспектами жизни и деятельности человека между рождением и смертью. Когда ребенок рождается, и когда человека хоронят, все отображается в танце. Люди танцуют перед посевом семян и после сбора урожая, инициировав обряд полового созревания, охоты, войны. Они танцуют, моля о дожде, солнце, о сильных и многочисленных детях, браке и игре. Любовь, ненависть, страх, радость, печаль, отвращение, изумление, все эти и другие эмоции выражаются в ритмическом движении [9, с. 4].

Красота африканского танца отражается не только в ритмическом действии исполнителей, выражающемся в чередующихся пульсациях, воспринимаемых как гармоничные (т. е. красивые), но также и в музыке, исполняемой на этнических инструментах, образовывающих ритм. В создании ритмического рисунка могут быть задействованы различные элементы, такие как амулеты, браслеты, ручные гремучие инструменты, хлопки в ладоши, топот ног по земле, как отдельно действующие, так и взаимодействующие между собой. Для отражения этнической колоритности в музыке может использоваться специфика голосовых особенностей исполнителей, внося противопоставление и, наконец, обогащая ритм. [10, с. 3].

Созданные далекими предками африканцев танцевальные ритмы, пластика передавались из поколения в поколение. Есть основание полагать, что многие народности Африки, в основном Центральной, сохранили до наших дней свои ритмические и танцевально – пластические особенности в почти неизменном виде [7, с. 33].

Особое значение имеют обряды, посвященные трудовой деятельности людей. В них поражает, прежде всего, реалистичная выразительность в изображении процессов труда. Средствами танца, основанного на этнических особенностях исполнения, передаются трудовые навыки, идущие от поколения к поколению. В данных обрядах жизнь и художественная выразительность гармонично сливается с барабанными ритмами, каждый из которых имеет свою ритмическую структуру.

Ярким примером формирования ритмической структуры на основе трудовой деятельности может послужить фольклорный танец «Зиглибити» народности Бете Далоа из Кот-д'Ивуара. Танец повествует о труде женщин, которые молотили «биттико» (кукуруза) на полях. Проезжавшие мимо мужчины - Бете заметили, что «битти» была так хорошо помолота, что была похожа на сахар, «судре» по-французски. Люди бета заменили «s» на «z», неправильно произнося слово «zucre». Окончательный отказ от французского слова сахар стал «зигли». Слово «биттико» было сокращено до «корня». Поэтому «Зиглибити» - это соединение двух слов, смысл которого заключается в описании обмолоченной кукурузы, которая была настолько тонко помолота, что была похожа на сахар. Танец «Ziglibiti» характеризуется исключительно быстрым ритмическим топотом ног во всем танце. Исполнители танца надевают на лодыжки специальные погремушки, которые во время движений создают специальный звук в соответствии с тактом музыки. Опять же, это подтверждает теорию о том, если в танце используются специальные средства, издающие звук, по типу погремушек, то на той части тела, где одета погремушка или браслет, будет сосредоточено основное движение. Этот танец был популяризирован Эрнесто Дже Дже и теперь является стандартным танцем, исполняемым по всему Кот-д'Ивуару [8, с.13].

Таким образом, проанализировав природу ритма африканского этнического танца, мы пришли к выводу, что ритм танца непосредственно связан со всеми аспектами жизни человека и общества, которые формировались с древних времен под влиянием мифологического мышления и были основаны на этнических обрядах и ритуалах. Сегодня развитие хореографического искусства, а особенно современных направлений, позволяет создателям танцевальных произведений активно включать африканский танец, основанный на сложных ритмах, модифицируя и трансформируя при этом этническую окраску движений и ритмов под современные темы.


Список литературы


  1. Антонова Е.Л. Народная художественная культура: Историко-теоретический аспект: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / Е.Л. Антонова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2006. – 256.

  2. Иорданский В.Б. Хаос и гармония. М., 1982

  3. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности — М.: Таланты-XXI век, 2004. 496 стр.

  4. Мурашко М.П. Классификация русского танца: Монографическое исследование – М.: МГУКИ, 2012. – 552 с., илл., ноты

  5. Петухов Ю.Д. Сверхэволюция. – М., 2008. с. 509

  6. Туареги воины в дюнах, https://www.youtube.com/watch?v=xpIQBXoPIAo

  7. Федорова Л.Н. Африканский танец. Обычаи, ритуалы, традиции. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986. 128 с. с ил.

  8. Doris Green. Traditional dance in Africa// Kariamu Welsh Asante, African dance : an artistic, historical, and philosophical inquiry. (Afrika World Press 541 West Ingham Avenue / Suite B Trenton, New Jersey 08638, 2002) c. 254.

  9. D. K. Chisiza, “The Temper, Aspiration and Problems of Contemporary Africa,” Nyasaland Economic Symposium, July 18-28, 1962.

  10. Traditional dance in Africa// Kariamu Welsh Asante, African dance : an artistic, historical, and philosophical inquiry. (Afrika World Press 541 West Ingham Avenue / Suite B Trenton, New Jersey 08638, 2002) c. 254.

  11. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ntes/5162/ФИЛОГЕНЕТИКА

  12. http://knigi.link/istoriya-antropologiya/filogeneticheskiy-podhod-28947.html

  13. https://studopedia.su/14_42749_iskusstvo-paleolita.html.



Скачать файл (129.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации