Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Семинарское занятие. Формирование и развитие личности будущего специалиста в условиях вуза - файл 1.doc


Семинарское занятие. Формирование и развитие личности будущего специалиста в условиях вуза
скачать (75 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc75kb.17.11.2011 01:38скачать


1.doc

Формирование и развитие личности будущего специалиста в условиях вуза


Задание:


1. Составить психологическую характеристику личности студента.


Студент поступая в университет находиться на стадии юношества.

Социальный статус юношества неоднороден. Юность – заключительный этап социализации. Ролевая структура личности и деятельность на этом этапе уже приобретают ряд новых взрослых качеств. Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей еще остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового возраста, а именно собственная возрастная специфика и право на автономию от старших и т.д. Но, как известно социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько четкую ориентировку и определение своего места во взрослом мире.

Первостепенная социальная задача этого возраста это выбор профессии и типа учебного заведения. Это неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями. Соответственно расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.

Как считают психологи юность это завершающий этап созревания и формирования личности. Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа «Я», т.е. целостного представления о самом себе.

Образ «Я» включает три компонента:

- познавательный – знание себя, представление о своих качествах и свойствах;

- эмоциональный – оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и т.д.;

- поведенческий – практичное отношение к себе.

Юноша проявляет повышенный интерес к знанию о самом себе, т.е. он хочет знать кто он такой, чего он стоит, на что он способен. При этом применяются два способа самооценки. Первый состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй путь самооценки – социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих [2].

Как известно, образы собственного «Я» сложны и неоднозначны. Тут представлены и образы реального «Я», т.е. каким я вижу себя в реальный момент. Здесь же и динамическое «Я», каким я стараюсь стать. И идеальное «Я», каким «Я» должен стать, исходя из своих моральных принципов. И конечно же фантастическое «Я», каким «Я» хотел бы быть, если бы все было возможным, и целый ряд других представляемых «Я». Хотя конечно нужно отметить, что даже самосознание зрелой личности не свободно от противоречий и не все самооценки адекватны.

Конечно, адекватность самооценки с возрастом повышается. Несовпадение реального и идеального «Я» вполне естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.

В юности закладывается очень важная черта личности как самоуважение, т.е. обобщенная самооценка, степень принятия или непринятия себя как личности. На формирование самоуважения влияют многие факторы – отношение родителей, положение среди сверстников и т.д. [2].

В переходном возрасте важной потребностью является потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Большое влияние на личность юноши оказывает стиль его взаимоотношений с родителями.

Ученые выделили несколько автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.

Подкрепление – поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.

Идентификация – подражание родителям, ориентация на их пример, старается стать таким же, как они.

Понимание – зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Механизм психологического противодействия – юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать с помощью повышенной тяги к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым.

Психологи отмечают, что наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.

Итак, как отмечал Кон И.С. юность – это период своего рода «ролевого моратория», когда человек может «примерять» различные социальные роли, не выбирая еще окончательно. Юноша во всех сферах жизни стоит перед выбором. Он должен выбрать себе род трудовой деятельности. Он должен выбрать себе спутника жизни. Он должен определить свой нравственный идеал, выработать определенный образ жизни и т.д. [2].

В последнее время в отечественной психологии получила распространение концепция «неограниченного развития» (Ананьев Б.Г., Анцыферова Л.И., Кон И.С., Платонов К.К., Толстых А.В. и др.), согласно которой развитие представляет собой эволюционно-инволюционное поступательное движение, не прекращающееся до момента прекращения самой жизни. Тем самым ученые высказали предположение, что, если психическое развитие продолжается в течение всей жизни и его показателями являются психические новообразования и особенности, специфичные для каждого возрастного периода, то студенческому возрасту как социально-психологической возрастной категории, характеризующейся интенсивным развитием всей структуры личности, интеллектуальной сферы, также присущи определенные психические новообразования и психические особенности.

Исследования показали, что в студенческом возрасте происходит дальнейшее психическое развитие человека, сложное переструктурирование психических функций внутри интеллекта, это происходит в связи с вхождением в новые, более широкие и разнообразные социальные общности (Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Грановская Л.С., Лисовский В.Т., Зимняя И.А., Кон И.С. и др.). Изучение закономерностей развития человека в студенческом возрасте как периоде интенсивного интеллектуального развития, формирования учебно-профессиональной деятельности, усвоения роли студента, вхождения в новую, «взрослую» жизнь позволяет говорить о психических особенностях студенческого возраста.

Постановка проблемы психологических особенностей студенческого возраста принадлежит психологической школе Ананьева Б.Г. при исследовании психофизиологических функций взрослых людей. В исследованиях Барановой Л.А., Дворяшиной М.Д., 1976; Степановой Е.И., 1975; Фоменко Л.Н., 1974; а также в работах Кулюткина Ю.Н., 1985, Якунина В.А., 1994 и др. накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретические обобщения по этой проблеме.

Также следует отметить, что проблема взрослости в отечественной психологии впервые была поставлена в 1928 году Рыбниковым Н.Н., который назвал новый раздел возрастной психологии, изучающий зрелую личность, «акмеологией». Психологов на протяжении достаточно долгого времени интересовала проблема психического развития ребенка, и человек стал «жертвой детства». Психология зрелых возрастов, к которым относится и студенческий возраст как переходный от юности к зрелости, стала относительно недавно предметом психологической науки. Юношеский возраст рассматривался в контексте завершения, свертывания процессов психического развития и характеризовался как наиболее ответственный и критический возраст.

Выготский Л.С. специально не рассматривал психологию юношеского возраста, но он впервые назвал этот период «началом зрелой жизни». «Возраст от 18 до 25 лет составляет скорее начальное звено в цепи взрослых возрастов, чем заключительное звено в детском развитии…»

Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляя собой «переходную фазу от созревания к зрелости» и определяется как поздняя юность - ранняя взрослость (18-25 лет). Выделение студенчества внутри эпохи зрелости - взрослости основано на социально-психологическом подходе.

Термин "студент" латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями. Столяренко Л.Д. отмечает, что студента как человека определенного возраста и как личность можно охарактеризовать с трех сторон. С психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в этой стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. С социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д. С биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни [19].

Столяренко Л.Д. подчеркивает, что изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. В юношестве в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоничное соответствие сердечно-сосудистая система, замедляются темпы роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканей и органов. Благодаря этому в психике юноши или девушки процессы возбуждения уравновешиваются процессами торможения. Поведение молодого человека становится более адекватным ситуации [19].

Если же подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач. Следовательно, студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития [19].

При рассмотрении студента как личности, Столяренко Л.Д. отмечает что, возраст 18- 20 лет является периодом наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств. Происходит становление и стабилизация характера, овладение полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, профессионально-трудовых и др. В этот период происходит становление "экономической активности", что подразумевает включение человека в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией - с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. В этот период времени наблюдаются спортивные рекорды, художественные, технические и научные достижения [19].

Также ученые отмечают, что студенческий возраст характеризуется и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил. Но одновременно проявляются "ножницы" между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться "вечно", что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь [20].

Социологический анализ, проведенный Сыдыковым У.Е., Мукашевой А.Б., Омаровой А.Т. позволил выявить обобщенный портрет студентов технического вуза. Данные авторы отмечают, что «среднестатистический» студент-политехник не женат, любит читать, общаться с друзьями и заниматься спортом, несмотря на то, что ему постоянно не хватает времени, так как большую часть свободного от учебы времени он тратит «подрабатывая». Дополнительные заработки являются стандартом поведения для современного студента, так как являются показателем деловитости и предприимчивости. Студент технического вуза относит себя к людям целеустремленным, уверенным, готовым к активным действиям, при этом признает недостаток эмоциональной выдержки и коммуникативных навыков. Как говорят авторы «стереотипный студенческий «триумфат» - …семья, здоровый образ жизни и материальный достаток» [51, С.139]. Студент технического вуза считает, что имеет четкие представления о жизни, в которой творческим отношением к делу не заработаешь, поэтому к получаемым знаниям относится как к формальной необходимости [51].

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт - процесс, рассмотренный в работах таких ученых, как Ананьев Б. Г., Дмитриев А. В., Кон И. С., Лисовский В. Т., Есарева 3. Ф. и др. Данные авторы отметили, что характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам, а именно к цели жизни, образу жизни, долгу, любви, верности и др. Вместе с тем ученые считают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Так как иногда можно наблюдать немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, Лисовский В. Т. отмечает, что 19-20 лет – это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередки отрицательные проявления [20].

Студенческий возраст – начало перехода от юности к взрослости, важнейший период развития самосознания и зрелой самооценки. Феноменально это проявляется в осознании своей индивидуальности, неповторимости, мотивов поведения и деятельности, интимизации внутренней жизни. Юношескому самосознанию, как отмечает Лейтес Н.С., свойственна не всегда замечаемая огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремления управлять собой, обогащение эмоциональной сферы. Формируется образ Я, который приобретает системный характер и развивается в Я-концепцию [21]. Открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано в юности с открытием социального мира, в котором предстоит жить. Главным измерением времени в самосознании юноши является будущее, к которому он себя готовит. Мечты о будущем занимают центральное место в его переживаниях [22]. Божович Л.И. считает, что обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив является аффективным центром жизни юноши. Сам переход от подросткового к юношескому возрасту, она связывает с изменением отношения к будущему: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего [8].

Психологи отмечают, что в этот период появляются такие мотивы как самосовершенствование (стремление повышать свой культурный уровень, желание стать интересным, «многознающим» человеком, улучшить свою физическую форму) и связанный с ним интерес к учению. Как отмечает Кон И.С. для студенческого возраста характерно образование адекватной и устойчивой самооценки. Это возраст самостоятельного формирования собственной личности от ее внешнего облика до того, что определяет ядро личности, ее характера и мировоззрения [22].

По мнению психологов, юность – пора самоанализа и самооценок. Путем сравнения идеального "я" с реальным формируется самооценка. Но идеальное "я" еще не проверено и может быть случайным, а реальное "я" еще всесторонне не оценено самим человеком. Это может вызвать у развивающейся личности внутреннюю неуверенность в себе и сопровождаться внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.

Юноши с пониженным самоуважением особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Они болезненно реагируют на критику, смех, порицание. Их больше беспокоит плохое мнение о них окружающих. Они болезненно реагируют, если у них что-то не получается в работе или если они обнаруживают в себе какой-то недостаток. Вследствие этого многим из них свойственны застенчивость, склонность к психической изоляции, уходу от действительности в мир мечты, причем этот уход отнюдь не добровольный. Чем ниже уровень самоуважения личности, тем вероятнее, что она страдает от одиночества [20].

По мнению психологов, центральным образованием личности в юношеском возрасте является формирование профессионального самосознания. Как отмечает Парыгин Б.Г., профессиональное самосознание это сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности. У студентов вузов в связи с их включением в новую систему общественных отношений, освоением ими определенной профессии будут происходить существенные изменения в самосознании, обусловленные спецификой профессии [23].

Профессиональное самосознание студентов технических вузов рассматривалось в исследовании Фам Тхань Нги. Он выделяет шесть компонентов в структуре профессионального самосознания:

1. осознание профессиональной морали. Моральный фактор сопровождает любую деятельность человека, способствуя или тормозя выполнение его функций, социальных ролей в определенном количестве.

Профессиональная мораль проявляется в гуманистическом отношении к людям труда, заботе о повышении производительности труда, забота о благе общества, осознание значимости своего профессионального труда;

2. осознание своей профессиональной нравственности;

3. осознание себя как субъекта профессиональной деятельности. Т.е. человек осознает свою ответственность за выполняемую работу, свою индивидуальность в выполнении деятельности;

4. осознание и оценка своих профессионально значимых качеств. Т.е. осознание тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности;

5. осознание и оценка разных трудовых отношений. Т.е. формируется отношение к самому себе как профессионалу, отношение к коллегам по профессии, отношение к собственной профессиональной деятельности;

6. осознание собственного развития во временной связи. Т.е. через самосознание осуществляется связь между прошлым, настоящим, будущем.

Бокенчина М.К. изучала динамику профессионального самосознания студентов в процессе обучения. Она выстроила общую тенденцию в понимании изменений в профессиональном самосознании, в частности, такого компонента как самооценка студентов в процессе обучения. Ею были выделены следующие особенности [24].

На первом курсе студенты адаптируются к условиям вузовского обучения. В этом процессе особую роль играют новая обстановка, новые знакомые, ощущение кардинальных изменений, связанных с поступлением в вуз. В этот период студент полон энтузиазма, оценка собственных возможностей в будущей профессиональной деятельности завышена и неадекватна. Этот период характеризуется как «парад масок», когда люди демонстрируют свою персональную исключительность, показывают лучшие стороны своей личности и стараются скрыть свои недостатки.

Второй курс – период напряженной учебной деятельности, адаптация завершается, формируются широкие потребности и культурные запросы. Студент сталкивается с наличием профессиональных ценностей и осознает их как нормы, стремится соответствовать им. Складывается образ профессионального Я, в котором доминируют принятые в обществе и профессиональной среде взгляды и оценочные суждения. В этом периоде студент осознает то, как он далек от позиции настоящего профессионала своего дела. М.К.Бокенчина подчеркивает, что в психологическом плане это может выражаться в низком самоотношении, внутреннем эмоциональном дискомфорте. Также отмечается значительный разрыв между актуальной и идеальной профессиональными самооценками [24].

Исследование Бокенчиной М.К. показало, что конец второго курса характеризуется внутренним кризисом, т.е. кризисом неуверенности в целях и смысле обучения, в собственных профессиональных способностях, это есть «кризис середины обучения». На третьем курсе происходит резкое изменение в профессиональном становлении студента. Это связано, по мнению автора, с потребностями в самоутверждении, и в поиске индивидуального стиля профессиональной деятельности. Возрастает устойчивость самооценки, зависимость ее от формирующегося профессионального Я. Пробуждается интерес к научной работе. Именно поэтому в этот период рекомендуется привлекать студентов к научно-исследовательской деятельности, практической работе на производстве по профессии, профессиональный индивидуальный труд во внеучебное время. На четвертом курсе студенты начинают адекватно оценивать свои возможности. Студент уже ориентируется не на личностные особенности, а на профессиональную деятельность и свое место в ней. Т.е. в середине обучения проявляется ценностно-смысловой (мотивационный) кризис, а на последнем курсе операциональный кризис (т.е. сложности с реализацией целей и смыслов) [24].

Бокенчина М.К. отмечает, что существует дисбаланс в становлении профессионального и личностного компонентов самосознания. Т.е. происходит становление профессионального специалиста, но снижается значимость становления личности этого специалиста [24]. Также Бокенчина М.К. сформулировала рекомендации по формированию профессионального самосознания. Эти рекомендации следующего характера.

1. Необходимо с первого курса знакомить студентов с моделью специалиста-профессионала определенной специальности, а потом с каждым годом расширять и дополнять ее.

2. Нужно обсуждать вопросы, которые помогут человеку лучше уяснить себе, что от него требуется, чтобы адаптироваться в современном профессиональном мире. Необходимо управлять процессом формирования профессионально значимых качеств личности будущего специалиста, для того чтобы предупредить развитие профессиональных деформаций молодого специалиста.

3. Было выявлено, что низкий уровень самооценки характерен для студентов второго курса. В связи с этим рекомендуется больше внимания уделять формированию учебной мотивации, а также помощи в обретении студентами смыслов и ценности как самой учебной деятельности в вузе, так и предстоящей работе по получаемой специальности.

4. Формировать активную позицию студента в вузе, а именно не только осознавать проблемы, затрудняющие их обучение в вузе, но и преодолевать их.

5. Больше получать информации о деятельности и о себе как ее субъекте, тем самым параллельно развивать личностный и профессиональный компонент в структуре профессионального самосознания.

Москаленко О.В. выделил условия формирования устойчивой профессиональной мотивации студентов:

- общественную потребность в профессионализме личности;

- общественный престиж высшего образования;

- высокий социальный статус студента;

- создание системы формирования высокого уровня профессиональной мотивации и профессионального самосознания личности студента как системы подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Студенческий возраст, по утверждению Ананьева Б. Г., является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности.

За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности.

Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владения определенным кругом логических операций и т.д. При некотором снижении этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации или работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности. Но есть и предел такого снижения, при котором компенсаторные механизмы не помогают, и студент может быть отчислен [15].


Скачать файл (75 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации