Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа по дисциплине: Конституционное (уставное) право на тему: Понятие, виды и особенности субъектов Российской Федерации - файл


скачать (295.3 kb.)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

Руководитель контрольной работы:
кандидат юридических наук, доцент ______________ Е.И. Сергеева_

подпись, дата

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Конституционное (уставное) право

на тему: Понятие, виды и особенности субъектов Российской Федерации

Контрольную работу выполнил:
студент 4 курса группы № 9661 Ксз _____________ Р.Д. Шаркевич

подпись, дата

Санкт-Петербург

2020 год



ПЛАН РАБОТЫ:
Введение ___________________________________________________ 3-4

Раздел 1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации, конституционно-правовое регулирование их статуса _______________ 5-12
Раздел 2. Особенности правового статуса республик и автономий ___ 12-17
Заключение _________________________________________________ 17-19
Список использованной литературы _____________________________ 20

Введение

Федеративное устройство - разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) приняли федеративную форму государственного устройства - одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяя правовую базу решения проблем общественного развития.

Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Следовательно, государственное устройство определяет меру централизации и децентрализации власти. Эта проблема сравнительно легко решается в территориально небольших государствах, но она становится сложной и приобретает политическую окраску в более крупных государствах. 1

Федеративное государство - это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

Федеративное устройство Российской Федерации закрепляется в главе 3 Конституции РФ. 2 В соответствии со статьей 65 Конституции в составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации, и статья 65 закрепляет конкретный численный, видовой и именной состав субъектов Российской Федерации.

Субъекты РФ всех видов перечислены в Конституции РФ в алфавитном порядке. Тем самым указывается на государства и государственные образования, которые в совокупности составили Федерацию и являются равноправными участниками соответствующих конституционно-правовых отношений. Отсюда же вытекают равные обязанности каждого субъекта по отношению к Федерации и друг к другу.

Закрепление в Конституции наименований всех субъектов РФ исключает возможность выхода какого бы то ни было субъекта из состава Федерации в одностороннем порядке. Любое официальное заявление подобного рода является прямым нарушением Конституции и добровольно установленных субъектами норм о государственной целостности Российской Федерации, неприкосновенности ее территории и суверенитета. В России нет сецессии, то есть права выхода из Федерации, легитимность такого положения опирается на выраженную народом волю при принятии Конституции.

Но Конституция не исключает возможности расширения состава субъектов РФ. Во-первых, это может произойти, если население какого-либо иностранного государства или территории изъявит желание быть принятым в Российскую Федерацию, а во-вторых, если новый субъект РФ образуется на территории, входящей в состав какого-либо одного или нескольких из названных в Конституции субъектов. Но это должно осуществляться в порядке, установленном федеральным законом.

Предусмотрено, что при принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы Российской Федерации, принципы федеративного устройства Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, а также учитываться сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности. 3

Раздел 1. Понятие и виды субъектов Российской Федерации, конституционно-правовое регулирование их статуса.
Согласно статье 5 Конституции РФ, Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации.

Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (пункт 3 статьи 5 Конституции).

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. 4

В данной статье Конституции РФ закрепляется и последовательно проводится принцип равноправия субъектов Российской Федерации - республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Все они являются носителями государственной власти и по всем основным характеристикам не отличаются друг от друга.

Таким образом, в составе России несколько видов субъектов Федерации, что является ее особенностью, а именно: республики, края, города федерального значения, автономная область, автономные округа, области. 5

Конституционно-правовой статус субъектов РФ устанавливается в первую очередь Конституцией РФ, федеральными законами, а также другими правовыми актами. Так, республики принимают свои конституции, другие субъекты РФ - уставы. Основные вопросы статуса урегулированы Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Принципы определения полномочий органов государственной власти субъекта РФ довольно просты:

1) полномочия, осуществляемые по предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами субъекта РФ;



2) полномочия, осуществляемые по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;

3) полномочия, осуществляемые по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.6

Федеральные законы, указы Президента РФ, договоры о разграничении полномочий и соглашения, определяющие полномочия органов государственной власти субъекта РФ, должны устанавливать права, обязанности и ответственность этих органов, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также должны соответствовать другим требованиям закона.

В соответствии с принципом верховенства Конституции РФ федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения, а также предметы ведения субъектов РФ.

Не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, заключены договоры, соглашения, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционно-правового статуса субъекта РФ, ущемлению или утрате установленных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности Российской Федерации и единства системы государственной власти в России. 7

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в статью 65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечислением наименований всех субъектов РФ в Конституции РФ подчеркивается добровольность вхождения каждого субъекта в Российскую Федерацию и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты РФ.

В соответствии с решением самих республик в 1996 году указами Президента РФ в части 1 статьи 65 Конституции РФ были включены новые наименования субъектов РФ - Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия - Алания, Республика Калмыкия вместо прежних наименований.

Равноправие субъектов РФ находит выражение в равном представительстве всех субъектов РФ (независимо от размера территории и численности населения) в Совете Федерации Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта РФ), а также в порядке формирования Государственного совета РФ, который состоит из высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) всех субъектов РФ. 8

Но правовой статус субъектов РФ не во всем одинаков. Различие вытекает, например, из того, что республики объявлены государствами, в то время как все другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственные образования. Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов РФ - только законодательными собраниями.

Равноправие субъектов РФ проявляются в общем для всех них определении предметов ведения, которое вытекает из статей 71-73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлением всего многонационального народа России, в том числе всех субъектов РФ. Последние представлены в Федеральном Собрании, а следовательно, участвуют в решении вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органами государственной власти Федерации они осуществляют правовое регулирование и управление по предметам совместного ведения.

При этом до принятия федеральных законов субъекты РФ вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативно правовые акты субъектов РФ в двухмесячный срок приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти.

Такое решение проблемы разграничения предметов ведения закрепляет за субъектами РФ полномочия по широкому кругу вопросов. Если вопрос относится к совместному ведению, то законы и иные нормативные правовые акты издаются субъектами РФ в соответствии с федеральным законом по данному вопросу. Если же тот или иной вопрос входит в исключительную компетенцию органов власти субъекта РФ, то республики, края, области, города федерального значения и автономии осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

При этом Конституция предоставляет субъектам РФ важную гарантию. Поскольку их законы и нормативные правовые акты, изданные по вопросам совместного ведения, должны соответствовать федеральным законам и в случае противоречия действует федеральный закон, то при противоречии такого же рода по вопросам исключительного ведения субъектов РФ приоритет отдается их законам и нормативным правовым актам. Следовательно, федеральный закон не может вторгаться в сферу исключительного ведения субъектов.

Субъекты РФ имеют свою правовую систему, в которую входят конституции (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты.

Правовая система субъектов РФ как бы образует собственное конституционное право, которое, однако, не разрывает единого конституционного права Российской Федерации, составляя его федеративный аспект. 9

Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно. Однако требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам, находились в пределах совместного ведения Федерации и ее субъектов, ведения субъектов.

Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Статус особой экономической зоны предоставляет органам государственной власти соответствующего субъекта РФ дополнительные права и льготы в области таможенного регулирования, транзита товаров, налогов, режима инвестиций и предпринимательской деятельности.

По юридической силе конституции республик и уставы других субъектов РФ равнозначны, различия между ними только в терминах, присущих государствам и государственным образованиям.

Республики вправе иметь государственный язык, в то время как другие субъекты РФ - нет.

Субъекты РФ обладают своей территорией, которая является частью территории Российской Федерации. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Конституции и уставы субъектов РФ должны строиться на общих с Конституцией РФ принципах (разделения властей, правового социального государства и др.). Проверку соответствия конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ осуществляет Конституционный Суд РФ.

Субъекты РФ в лице своих органов законодательной и исполнительной власти вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ. Конституционный Суд РФ, кроме того, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов РФ, между высшими государственными органами последних. 10

Федеральный закон установил круг вопросов, решение которых относится к полномочиям по совместному ведению и осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ. К таким вопросам относятся: обеспечение деятельности органов власти, проведение выборов, предупреждение чрезвычайных ситуаций, проблемы образования, здравоохранения и др. Те же полномочия, которые передаются субъектам РФ федеральными законами, осуществляются за счет субвенций из федерального бюджета на определенных условиях. Законом предусмотрено, что выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе федерального бюджета Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

Система органов государственной власти устанавливается субъектами РФ самостоятельно. Есть, однако, конституционные требования, которые они при этом должны соблюдать. Во-первых, эта система должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации, что означает разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и судебной.

Во-вторых, система органов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом. Такие требования Конституции РФ призваны обеспечить принципиальное единообразие организации государственной власти в Федерации на всех уровнях.

Экономическую основу деятельности органов государственной власти субъектов РФ составляют находящиеся в собственности субъекта РФ имущество, средства бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов, а также имущественные права субъекта РФ.

В собственности, в частности, находятся автомобильные дороги, имущество, необходимое для образования, здравоохранения, спорта, пассажирский транспорт, аэропорты. Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет, контроль за исполнением которого осуществляется им самостоятельно с соблюдением требований федерального закона и Бюджетного кодекса РФ. Бюджет формируется за счет собственных доходов, части прибыли унитарных предприятий, субвенций из федерального бюджета, региональных и федеральных налогов и сборов, заемных средств и т.д.

Субъекты РФ вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи. Однако их международная правосубъектность имеет ограниченный характер. Они не вправе ставить вопрос о дипломатическом признании, открывать зарубежные представительства на уровне посольств и пр. Российская Федерация координирует международные и внешнеэкономические связи субъектов. 11

Конституционно-правовой статус субъектов РФ обеспечивает им широкие возможности по регулированию деятельности граждан на своей территории. В законодательных органах субъектов принимается большое число законов в области государственного строительства, защиты прав и свобод человека и гражданина, развития экономики и предпринимательства, социальной поддержки населения, культуры.




Скачать файл (295.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации