Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Диагностика и техническое обслуживание АКБ - файл 1.doc


Диагностика и техническое обслуживание АКБ
скачать (127 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc127kb.17.11.2011 02:47скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Задание

1. Ознакомиться с правилами техника безопасности.

2. Изучить теоретические основы физико-химических процессов, происходящих а свинцово-кислотном аккумуляторе.

3. Изучить содержание операций технического обслуживания аккумуляторных

батарей

4. Проверить техническое состояние аккумуляторной батареи (АКБ).

5. Разработать технологическую карту (по заданию преподавателя).

6. Убрать рабочее место, составить отчет о проделанной работе и защитить работу.


Оборудование, приборы и инструмент


1. Аккумуляторные батареи (АКБ).

2. Выпрямитель переменного тока.

3. Комплект приспособлений и приборов для ТО АКБ.

4. Литература, плакаты.


  1. Правила техники безопасности


В процессе зарядки АК5 выделяется, водород, который образует с кисло­родом воздуха гремучий газ, легко взрывающийся при наличии искры. Кроме того, работающим приходится иметь дело с едкими кислотами и щелочами, которые при неправильном обращении могут привести к ожогам кожи и глаз и вызывать отравления организма при повышении их концентрации в воздухе. При ремонте аккумуляторов приходится работать со свинцом и его соединениями, обладающими высокой токсичностью.

Малогабаритные аккумуляторные батареи можно переносить вручную, но при этом необходимо использовать захваты или носилки и соблюдать меры предосторожности во избежание обливания электролитом.

Приготовлять кислотный электролит нужно в специальных сосудах (ке­рамических, пластмассовых). При этом необходимо сначала налить дистилли­рованную воду, а затем в нее влить кислоту. Переливать кислоту допускается только при помощи качалок, сифонов и других приспособлений. Перед залив­кой, доливкой и приготовлением электролита аккумуляторщику следует надевать защитные очки и резиновые перчатки.

При зарядке аккумуляторных батарей необходимо выполнять следующие правила: соединять аккумуляторные батареи между собой плотно прилегаю­щими (пружинными) зажимами (для кислотных аккумуляторных батарей), или плоскими наконечниками (для щелочных АКБ), имеющими надежный электри­ческий контакт, исключающий возможность искрения; контролировать ход зарядки только при помощи термометра, ареометра, нагрузочной вилки или других специальных приборов; не наклоняться близко к аккумуляторам во избежание ожога брызгами кислоты, вылетающими из отверстия аккумулятора.

Плавить свиней и заполнять им формы при отливке деталей аккумулято­ров разрешается только в вытяжных шкафах. При плавке свинца в расплавлен­ную массу нельзя класть пластины, использованные в аккумуляторах. Все работы по ремонту батарей, связанные с прикосновением со свинцом и его окислами, должны производиться только в резиновых перчатках.

В аккумуляторном отделении должны иметься умывальник, мыло, вата в упаковке, полотенце и закрытые сосуды с 5- и 10%-ным нейтрализующим раствором питьевой соды (для кожи тела) и 2-3%-ным нейтрализующим раствором питьевой соды (для глаз). При эксплуатации щелочных аккумулято­ров f. качестве нейтрализующего раствора применяют 5-10%-ный раствор борной кислоты (для кожи тела) и 2-3%-ный раствор той же кислоты (для глаз). При попадании кислоты, щелочи или электролита на открытые части тела во избежание ожога необходимо немедленно промыть этот участок тела сначала нейтрализующим раствором, а затем водой с мылом. Электролит, пролитый на стеллажи, рекомендуется вытереть ветошью, смоченной в 10%-г'см3 и дистиллированной золы. Однако растворение концентрированной серной кислоты а воде сопровождается выделением большого количества тепла. По этой причине для приготовления электролита применяется посуда, стойкая не только к действию серной кислоты, но и к высокой температуре (керамическая, пластмассовая, эбонитовая, свинцовая). В сосуд для приго­товления электролита сначала заливается зола, а затем при непрерывном помешивании серная кислота. Вливать волу а концентрированную серную кислоту запрещается, так как при вливании волы в кислот)' происходит быстрое разогревание воды, она нагревается, вскипает и разбрызгивается вместе с кислотой, которая, попадая на кожу человека, вызывает ожоги.

Плотность электролита, применяемого для приготовления в действие стартерных аккумуляторных батарей, может быть от 1,20 до 1,28. Использу­ется так же раствор плотностью 1,40 г/см3, который применяется как проме­жуточный при приготовлении электролита необходимой плотности и когда необходимо повысить плотность электролита в аккумуляторе. При приготов­лении электролита необходимой плотности можно использовать нормы расхода компонентов для приготовления 1 л электролита (табл.2).

Из табл. 2 видно, что при использовании концентрированной серной ки­слоты объем раствора получается меньше суммы объемов компонентов. Это явление называется «усадкой» электролита, а проявляется сильнее с повыше­нием плотности раствора. При применении для приготовления раствора электролита плотностью 1,40 г/см' явление «усадки» сказывается незначи­тельно и им можно пренебречь.

Плотность электролита определяется денсиметром с резиновой грушей. Одновременно с замером плотности замеряется температура электролита. Плотность электролита приводится к 25°С. В зависимости от температуры электролита показания денсиметра корректируются поправкой (табл.3).


Таблица 2

Соотношение количества кислоты, воды и концентрированного электролита при +250С для получения 1 л электролита требуемой плотности.

Требуемая плотность

Температура

Объем, л

Объем, л

приготавливаемого электролита при +25°С, г/с

Замерзания,

0С

Воды

Электролита плотностью 1,4 г/смэ

Воды

Электролита плотностью 1,4 г/см'





































1,210

-34

0,475

0,525

0,849

0,211

1,230

-42

0,425

0,575

0,829

0,231

1,240

-50

0,400

0,600

0,819

0,242

1,240

-54

0,375

0,625

0,809

0,252

1,260

-58

0,350

0,650

0,800

0,263

1,270

-60

0,325

0,675

0,790

0,274

1,280

-64

0,300

0,700

0,781

0,285

1,290

-68

0,275

0,725

0,771

0,296

1,300

-66

0,250

0,750

0,761

0,306

1,310

-60

0,225

0,775

0,750

0,316

1,400

-36

-

1,000

0,650

0,423



Примечание.

При замерах плотности электролита следует учитывать, что повышение температуры на 1°С приводит к снижению плотности электролита на 0,0007 г/см3, а понижение температуры электро­лита на 1°С, наоборот,- к увеличению плотности электролита на 0,0007 г/см3 (исходной считается температура +25°С).


Таблица 3

Температурные поправки к показаниям денсиметра для приведения плотности электролита к 25°С

Температура электролита. 0С

Поправка, г/см

-65...-50

-0.06

-49...-35

-0,05

-34...-20

-0,04

-19...-5

-0.03

-4...+ 10

-0,02

+ 11...+25

-0,01

+26...+40

+0,01




+0,02



Температура электролита, заливаемого р. АКБ, должна быть не выше 30 0С и не ниже 15°С. Плотность электролита, заливаемого в АКБ, зависит от климатического района, в котором эксплуатируется автомобиль.

Непосредственно перед заливкой электролита вывертываются вентиля­ционные пробки и удаляют летали, герметизирующие вентиляционные отверстия. Если в горловине под пробкой имеется герметизирующий диск, его необходимо удалить. Затем постепенно небольшой струей заливаю! электролит, до тех пор, пока поверхность электролита не коснется нижнего торца тубуса горловины крышки.


■ Таблица 4

Плотность электролита для эксплуатации в различных климатических районах

Климатические районы по

Гост16350-80

(среднемесячная температура воздуха в январе)




Плотность электролита, приведенная к 25оС,г/см3

Врем года

Заливается при приведении батарей в действие

В плотностью заряженной батарей

Очень холодный

(-5О - ЗО°С)

Холодный

(-3O - I50С)'

Умеренный

(-15.-.8°С)

Жаркий сухой

(+4.- 15°С)

Теплый влажный

(0 – 40С)

Зима

лото

Круглый год


То же


-«-


-«-

1,28

1,24

1,26


1,24


1,21


1,21

1,30

1,26

1,28


1,26


1,23


1,23


Примечание:

Допускаются отклонения плотности электролита от значений, приведенных в таблице, на ±0,01 г/см3.


У сухозаряженных батарей сохранение сухозаряженности зависит от длительности и условий их хранения. Для определения потери сухозаряженностн после заливки электролита в промежутке времени от 20 мин до 2 ч производится контроль плотности электролита. Если снижение плотности заливаемого электролита не превышает 0,03 г/см3, батарея может быть сдана в эксплуатацию.

При снижении плотности электролита более 0,03 г/см3 батарею следует зарядить. Обязательному заряду подлежат так же несухозаряженные батареи.

При необходимости срочного ввода в эксплуатацию сухозаряженных батарей допускается установка их на автомобили без контроля плотности электролита. Такой способ возможен, если батареи хранились не более 1 года и температура электролита и батарей не ниже 15°С.

В особых случаях батареи, хранящиеся при отрицательных температурах до -30°.С, допускается заливать электролитом температурой 40°.С и плотно­стью 1,27 г/см3. После 1 ч выдержки, если батарея хранилась не более 1 года, дальнейшие операции производятся как при обычном приведении батареи в действие.

В случаях срочного ввода в эксплуатацию после возвращения автомоби­ля с линии батарею необходимо зарядить и довести плотность электролита до необходимой величины.


4. Заряд аккумуляторной батареи.


Существует несколько видов зарядки АКБ: заряд постоянным током /ТП/, заряд ступенчатый /С/, заряд при постоянном напряжении/ПН/, комби­нированный /К/, асимметрическим постоянным током /AT/ и непрерывный подзаряд.

При заряде ПТ величина зарядного тока выбирается по табл. В зависи­мости от типа аккумуляторной батареи и принимается равной 0,1 C20- В течение заряда происходит медленное повышение напряжения на клеммах !2-вольтовой батареи с 13 до 14,4 , а в конце - быстрое до 16,2 В и наступает обильное газовыделение. Плотность в процессе заряда повышается с 11,1 до 1.27 г/см3, а ЭДС покоя (Ес) - с 1,95 до 2,11 В. Заряд ведется до тех пор, пока обильное газовылеление не наступит во всех аккумуляторных батареях, а напряжение и плотность электролита будут постоянными в течение 2 ч.

Продолжительность первого заряда батареи при сроке хранения их не более года может колебаться от 5 до 8 ч, а при более длительном хранении может достичь 25 ч.

Если в конце заряда плотность электролита будет больше нормы, то ее корректируют доливкой дистиллированной воды, а если меньше, то доливкой электролита плотностью 1,4 г/см3

При доводке электролита из аккумулятора в зависимости от имеющейся и требуемой плотности сначала отбирают при помощи резиновой груши определенный объем электролита. Затем доливают расчетное количество электролита плотностью 1,4 г/см3.

Для приведения указанных величин к объемам аккумуляторов надо при­нятые числа умножить на объем электролита в аккумуляторе, выраженный в литрах.4""

Через 30 мин после доливки проверяют его плотность в аккумуляторах и при нормальной величине доводят до нормы уровень электролита. Если разница между фактической и требуемой плотностями не ликвидирована, то операцию отбора и доливки повторяют с интервалами между ними 30 мин. Это время необходимо для перемешивания электролита в аккумуляторе.

Корректировку плотности электролита производят обязательно в конце заряда, т.е. когда плотность электролита достигает постоянства и в результа­те «кипения» обеспечивается быстрое и полное перемешивание электролита.

Для определения плотности электролита необходимо вносить темпера­турную поправку ±0,007 г/см3 на каждые 1°С отклонения его температуры от исходной, или ±0,01 г/см3 на каждые 15°-С отклонения.

Основные недостатки ПТ.: большое время зарядки: необходимость регу­лирования тока зарядки и потери энергии в регулировочных устройствах; необходимость периодической корректировки наряда, снижения срока службы из-за кипения электролита.

Заряд С применяется для сокращения времени заряда и уменьшения газовыделения. В начальный момент "ток заряда устанавливают наибольшим и заряд производится до начала газовыделения. Затем ток уменьшают в 2...3 раза.

Заряд ПН обеспечивает ускоренное восстановление емкости. Напряжение источника должно быть 7,2В для 6-вольтовых и 14,4 В для 12-лольтоаь1Х аккумуляторов.

Заряд К осуществляется в две сneпени: на первой осуществляется заряд неизменным током (Jj=1C20) до увеличения напряжения заряда до.14,4 В, на второй - заряд неизменным напряжением. Этот способ совмещает в себе способы заряда ПТ и ПН.

Метод заряда AT или реверсивным током состоит в том, что периодиче­ским изменением напряжения и величины тока через аккумуляторные пластины подвергают через определенные промежутки времени анодной и катодной поляризации. Это позволяет снизить величину напряжения заряда за счет уменьшения поляризации электродов. Режим заряда: продолжитель­ность заряда - 0,5...20 мин, а разряда - 1...60с. Так, для АКБ 6СТ-55,время заряда составляет 5 мин, разряда - 24 с, ток заряда - 5А, ток разряда -_1А.'r

Непрерывный подзаряд (подзаряд малыми токами 0,025...0.1А) является эффективным способом поддержания батарей в заряженном, состоянии, требует небольшой мощности зарядных источников. Применяется обычно в период хранения аккумуляторных батарей для компенсации энергии самозаряда.

При необходимости в короткое время быстро восстановить работоспо­собность сильно разряженной аккумуляторной батареи применяют., так называемый форсированный заряд. Такой заряд может производиться токами, численно равными до 70% номинальной емкости, но в течение короткого времени - тем меньшего, чем больше ток. Практически при токе 0.7 С20А продолжительность - 45 мин, при токе 0,3 С20А - 90 мин. В процессе форсированного заряда необходимо контролировать температуру электролитами, и при достижении 45°С дальнейший заряд прекращать.

Следует отметить, что применение форсированного заряда должно быть исключением, так как его систематическое многократное повторение для одной и той же АКБ заметно сокращает срок ее службы.


. 5. Техническое обслуживание аккумуляторной батареи


Правила ТО АКБ предусматривают следующие мероприятия:

- ежедневную проверку и при необходимости очистку крышки АКБ от пыли, грязи и выплеснутого электролита; осмотр за внешним состояни­ем для выявления трещин в моноблоках, просачивания электролита, чи­стку вентиляционных отверстий; "проверку крепления батареи и выводных проводов;

- не реже одного раза в две недели проводить очистку батареи от грязи и пыли; уборку пролитого на поверхность батареи электролита ветошью, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта или кальциниро­ванной .соды; контроль плотности крепления батареи в гнезде и контакта наконечников проводов с полюсными выводами батареи; очистку скислившихся выводов батареи и наконечников проводов, смазку их техни­ческим вазелином; проверку и при необходимости прочистку вентиля­ционных отверстий в аккумуляторных пробках или крышках; осмотр плотности моноблока и поверхности мастики на отсутствие трещин и просачивание электролита;

- не реже одною раза в квартал, а так же при участившихся случаях нена­дежного запуска двигателя проверку степени зараженности батареи по плотности электролита.

Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% ле­том, ставят на подзаряд.

Один раз в 3...6 месяцев, но не реже чем один раз в год, проводят кон­троль-тренировочный цикл для предупреждения сульфатации пластин аккумуляторов, проверку емкости батареи, ее отдачи. Порядок проведения контроль-тренировочного цикла: заряд при токе 0,1С20 А до напряжения 2,4 В на каждом аккумуляторе, а затем при токе 0,05С2оА до полного заряда; контрольный разряд при токе 0,05С20 А и температуре +18…+27 С до конеч­ного напряжения на аккумуляторе 1.75 В с контролем времени разряда и температуры электролита.


Таблица 5

Зависимость напряжения аккумулятора от степени разреженности

Напряжение под нагрузкой

Степень разряженности, %

в течение 5 с




1.7...1.8

0

1.6... 1.7

25

1.5...1,6

50

1.4...1.5

75

1,3 .1.4

100


Для организации контроля за техническим состоянием аккумуляторных батарей в процессе хранения и эксплуатации, повышения ответственности за их эксплуатацию, сохранность и определения их срока службы ведут их учет с занесением данных о работе и техническом состоянии в карточку, которая заводится на каждую АКБ.


Комплект приспособлений КИ-389


Комплект приспособлений КИ-389 для технического обслуживания АКБ позволяет получить дистиллированную воду, приготовить электролит, захватывать аккумуляторы для транспортировки, заправлять аккумуляторы электролитом, корректировать плотность электролита и замерять его уровень в батареях, оценивать электрические параметры (степень зарядки и разряд­ки), восстанавливать геометрические размеры выводных аккумуляторов, частично заменять заливочную мастику или заделывать в ней трещины, защищать зрение, обувь и одежду аккумуляторщика от воздействий кислоты.


Технологическая карта

на работы по техническому обслуживанию__________________

при _____________автомобиля_____________________________




п/п

Наименование и содержание Работ

Количество мест или точек воздействия

Место Выпол­нения

Приборы, инструмент, приспособления, модель, тип


Трудоемкость, чел-мин

Техническое требования и указания

1

2

3

4

5

6

7
































































































































































































Работу выполнил_______________ _________________

(подпись) (ФИО студента)


«_______» _________ 200___г


Работу принял ______________ _______________

(подпись)


«____» ________ 200______г


Скачать файл (127 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации