Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по археологии Беларуси - файл 1.doc


Лекции по археологии Беларуси
скачать (207 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc207kb.15.11.2011 21:57скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...



КУРС “АРХЕОЛОГИЯ БЕЛАРУСИ”


Тема: “Бронзовый Век”


Среднеднепровская культура


Ее хронологические рамки - 2400 - 1500/1400 и до н.э., носители средневековой культуры проживали на небольшой территории в Среднем Поднепровье (Киевская обл., Черкасская обл.). В конце III - нач. II тыс. до н.э. ареал культуры существенно увеличивается в северном направлении вплоть до Смоленска, захватывая и Белорусское Поднепровье и часть Полесья.

Поселения среднеднепровской культуры занимают песчаные дюны в поймах рек и края речных террас. В Белоруссии исследовано два неукрепленных поселка этой культуры: Ксензова Гора около Быхова и Завалье в Рогачевском районе. При раскопках Ксензовой Горы были обнаружены очажные ямы, каменные очаги и столбовые ямы. Все это свидетельстует о существовании на этом поселении наземных столбовых жилищ, планировка которых, к сожалению, не была прослежена о том, что они собой представляли, можно cудить по раскопкам другого памятника, Исковщина на Украине. Это были наземные однокамерные постройки столбовой конструкции площадью 20-25 кв.м.

В лучшей степени изучены могильники. В среднеднепровской культуре встречаются как курганные, так и грунтовые захоронения. Курганы представляют собой полусферические насыпи высотой до 3 м и до 30 м в диаметре. Погребения находятся в материковых ямах. В одном кургане могут быть как одиночные, так и коллективные захоронения (до 4). В курганах захоронения совершались по обряду ингумации и кремации, причем последние характерны только для Украины, в то время, как в Белоруссии захоронений с кремацией в курганах нет.

Самой крупной и хорошо изученной курганной группой в Белоруссии является Ходосовичская в Рогачевском районе. Здесь исследовано 41 захоронение с тупоположением в скорченном состоянии. Покойников чаще укладывали головой на запад, есть погребения и с северной ориентировкой. Вместе с покойным клали глиняные горшки, кремневые, каменные, реже бронзовые изделия.

Грунтовые захоронения в Белоруссии представлены могильником в дрочище Стрелица в Ветковском р-не Гомельской обл. Раскопками было выявлено 94 погребения, совершенных в могильных ямах. За исключением одного, все они содержали остатки кремации. Вместе с кальцинированными костями в могилах обнаружены каменные сверленые и клиновидные топоры, булава, наконечники стрел, дротиков, копий, скребки, глиняные сосуды, янтарь, фаянсовая и стеклянная бусины и т.д.

Глиняная посуда среднеднепровской культуры разнообразна. Это горшки, миски, чашки, кубки и банки, хотя все-таки преобладают горшки. Они обычно круглодонные, имеют выпуклое тулово и высокий прямой отогнутый наружу венчик. Горшки украшались оттисками шнура, линейного штампа, нарезными линиями, насечками. Для территории Белоруссии особенно характерен многозонный орнамент, располагавшийся, как правило, в верхней части горшка. Наиболее типичные композиции состояли из горизонтальных рядов соприкасающихся заштрихованных треугольников.

Подавляющее большинство орудий труда и оружия изготовлено из кремня и камня. Из камня изготовляли, в основном, сверленые топоры, среди которых встречаются обушковые, ладьевидные и лопастные. Из кремя изготовляли наконечники стрел, копий и дротиков, скребки, ножи, серпы и др. изделия. Изделия из металла редки. В могильниках найдены медные топоры, нож, шилья, втульчатые листовидные наконечники копий, диадемы, браслеты, очковидные подвески. Судя по результатам спектрального анализа, большинство из этих вещей имеет Северо-Кавказское происхождение. Есть также вещи, изготовленные из прикарпатской меди. О существовании межплеменного обмена с отдаленными территориями свидетельствуют также янтарные украшения, фаянсовая бусина египетского происхождения и стеклянная - сирийского.

Основу хозяйства носителей среднеднепровской культуры составляли животноводство и земледелие. На поселениях обнаружены кости свиней, лошадей, крупного и мелкого рогатого скота. Существование земледелия доказывается отпечатками зерен пшеницы на обломках посуды и находки зернотерок. Рыболовство, охота и собирательство играли вспомогательную роль.

Среднеднепровские племена находились на стадии развитого патриархата, а богатые и бедные захоронения свидетельствуют о зарождении среди среднеднепровцев имущественного неравенства.


^ Сосницкая культура


Во второй половине II тыс. до н.э. почти на той же территории, которую занимала среднеднепровская культура, распространяются памятники сосницкой культуры. Свое название она получила от поселения у г. Сосница в Черниговской области.

Поселения сосницкой культуры неукрепленные и располагаются в тех же топографических условиях, что и среднеднепровские: на песчаных дюнах или останцах в поймах рек, на террасах и высоких мысах. Жилища представлены прямоугольными землянками глубиной свыше 1 м, площадью 40-45 кв. м. В центре или в углу размещались каменные очаги.

Погребальные памятники сосницкой культуры представляют собой грунтовые могильники с трупосожжением. Остатки кремации ссыпались на дно могильных ям или же - в глиняные сосуды - урны, рядом клались разнообразные вещи. На территории Украины известны также курганные могильники с трупоположением и сожжением.

В отличие от среднеднепровской, в сосницкой культуре господствуют плоскодонные сосуды тюльпановидной формы.Есть также баночные сосуды и глубокие миски. Горши орнаментированы отпечатками шнура, штампа, прочерченными линиями, мелкими насечками. В орнаментации выделяются горизонтальные мотивы и треугольники. Часто встречается декор из прочерченных заштрихованных треугольников, оконтуренных ямками. В формах и орнаментации имеются черты сходства с поздними сосудами среднеднепровской культуры.

Инвентарь сосницкой культуры представлен, главным образом, кремневыми и каменными изделиями. Это - сверленые и клиновидные топоры, наконечники стрел, скребки, серпы. ножи, зернотерки и т.д. Бронзовые вещи на ранней стадии редки, их количество возрастает к концу существования культуры. Среди бронзовых изделий можно назвать шилья, ножи, долота, наконечники копья и стрелы, браслеты, булавки, подвески.

В хозяйстве носителей сосницкой культуры большое значение имело скотоводство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней. Наличие земледелия подтверждается зернотерками и серпами. Вспомогательную роль играли охота, рыболовство и собирательство.


^ Полесская группа культуры шнуровой керамики


В Западном Полесье примерно в 1800 - 1400 гг. до н.э. получили распространение памятники особой полесской группы культуры шнуровой керамики. Поселения этой культуры располагались на песчаных вехолмлениях и краях I надпойменной террасы. Жилища представлены полуземлянками овальной формы с открытыми очагами внутри.

Погребальные памятники культуры шнуровой керамики курганные и грунтовые. В курганах встречаются трупоположения в скорченном состоянии, которые лежат в подкурганных ямах. Эти ямы иногда обкладывали каменными плитками. В грунтовых погребениях обнаружены трупосожжения.

Посуда культуры шнуровой керамики многофункциональна. Это - горшки колоколовидной формы, яйцевидные амфоры, вазоподобные сосуды с утолщенным венчиком, кубки. В орнаментации преобладали горизонтальные пояса из отпечатков шнура. Широко употреблялись зигзагообразные и елочные мотивы.

В обиходе племен культуры шнуровой керамики сохранились почти все типы орудий, которые были еще известны в неолите. Наряду с ними широкое применение нашли шлифованные кремневые топоры-клинья, боевые сверленые топоры. Попадаются также серповидные кремневые ножи и каменные мотыги, кремневые наконечники стрел и дротиков. Изделия из бронзы редки и представлены, в основном, украшениями.

Племена шнуровой керамики вели производящее хозяйство. Они разводили крупный рогатый скот. свиней, овец, лошадей. Важную роль играло и земледелие. Существенным подспорьем были охота и рыбная ловля.


^ Прибалтийская культура шнуровой керамики


Бронзовый век Северной Белоруссии изучен еще крайне слабо. Известно, что в 1900 - 1700 гг. до н.э. в Белорусское Понеманье заходила прибалтийская культура шнуровой керамики. Для этой культуры характерны пока только грунтовые могильники. Умерших хоронили в глубоких ямах, положив на бок в скорченном состоянии. Вместе с покойником клали ладьевидные топоры, топоры-клинья, амулеты из зубов животных, украшения из января и глиняные сосуды. Это были небольшие горшки с плоским дном и S-овидной профилировкой стенок. В верхней половине сосуда наносился орнамент, состоящий из нарезных линий или оттисков шнура. Иногда в погребениях встречаются кости животных: овец, коз, свиней. крупного рогатого скота. Интересно захоронение, обнаруженное в окрестностях Красного Села. Оно находилось на дне древней шахты. Скелет лежал на правом боку в скорченном состоянии. Вместе с ним находился горшок и костяная игла.

Поселений прибалтийской культуры известно мало. Они, как правило, имеют тонкий культурный слой с небольшим количество находок. Это свидетельствует о том, что носители культуры часто передвигались с места на место.


^ Тема: “Железный век Беларуси”


Археологическая карта территории Белоруссии в эпоху раннего железного века (VII в. до н.э. - середина V в. н.э.) характеризуется большим разнообразием этнокультурных группировок.

В западной части Белорусского Полесья в самом начале распространения железного века, по-видимому, проникали племена позднелужицкой культуры. Достоверных памятников этой этнокультурной общности здесь нет, однако, отдельные находки встречаются. Так, например, у д. Горбов на р. Ясельде были найдены два бронзовых лужицких браслета. Есть также отдельные места нахождения керамики. О прямом проникновении лужицких племен в Западное Полесье свидетельствуют открытые и изученные поселение и могильник этой культуры у с. Головно на Волыни, чуть южнее белорусской территории.


Культура подклошевых погребений.


Около рубежа V-IV вв. до н.э. на основе слияния лужицкой и поморской культур Польши в бассейне р. Вислы и Варны складывается новая культура, получившая название к-ры подклошевых погребений. Ее носители, продвигаясь на восток, проникли в Западное Полесье вплоть до р. Горыни и сыграли значительную роль в исторической ситуации на территории Польши и Белоруссии к концу I тыс. до н.э.

Поселения этой культуры неукрепленные, располагались на песчаных всхолмлениях в поймах рек или же на речных террасах. Жилища в основном ареале представлены полуземлянками и наземными дамами столбовой конструкции. Остатки наземного дома, состоявшего из жилой комнаты и пристройки в виде сеней были обнаружены В.Б. Никитиной на поселении Кусичи а Каменецком районе. Жилище отапливалось очагом, расположенном в неглубокой яме.

Могильники бескурганные с трупосожжениями. Остатки кремации помещали в глиняные сосуды-урны или ссыпали прямо на дно могильной ямы. Часто захоронения прикрывали сверху опрокинутым вверх дном горшком-клошем, откуда и пошло название к-ры. В погребениях, кроме урн, встречаются булавки, фибулы, кольца, гл. сосуды и др. находки. На территории Белоруссии известны два могильника культуры, исследованные В.Б. Никитиной и Ю.В. Кухаренка. Так, возле Дрогичина было раскопано 5 погребений, из них 2 урновых и три ямных. Оба урновых захоронения были перекрыты в одном случае двумя мисками, во втором - миской и горшком. В могильнике у д. Тростяница помимо керамики были найдены бронзовая фибула раннелатенской схемы, железное кольцо и подвески из бронзы.

Посуда культуры подклошевых погребений частично продолжает поморские традиции (урны и клоши со специально ошершавленным туловом и гладким верхом, миски с ребристыми краями, амфорные сосуды), частично развивается из лужицкой (клоши яйцевидных форм, окроглубокие горшки с ушками и т.п.). Такое же смещение наблюдается и в украшениях, в частности, в булавках.

По мнению В.В. Седова, носители культуры подклошевых погребений были самыми ранними славянами. Как считает этот исследователь, именно с культуры подклошевых погребений удается выявить элементы преемственности в развитии вплоть до достоверно славянских древностей второй половины I тыс. н.э. Однако, эта точка зрения разделяется далеко не всеми. Так, многие польские ученые полагают, что она оставлена балтами.


Милоградская культура


Носители милоградской культуры были восточными соседями культуры подклошевых погребений. Культура получила свое название по д. Милоград в Гомельской области. Ее ареал охватывал обширную территорию от среднего течения р. Березины на севере до р. Роси на юге. На западе территория милоградской культуры (МК) достигала верховьев Западного Буга и Польши, на востоке бассейна Сожа. Хронологические рамки культуры оцениваются неоднозначно, но скорей всего она существовала в пределах VII - начала II вв. до н.э. На территории Украины милоградские памятники исчезают к концу III в. до н.э. Поселения милоградской культуры представлены двумя типами: городищами и селищами. Укрепленные поселения в большей степени характерны для Поднепровья и Восточного Полесья. Селища в этом регионе тяготеют к городищам и часто примыкают к ним. В Полесье и на Волыни много неукрепленных поселений, не связанных с городищами. В Поднепровье большая часть городищ устаивалась на мысах. При этом напольная незащищенная стороны, как правило, укреплялась одной или двумя линиями земляных валов и рвов. Высота валов обычно небольшая 1,5-2,5 м. Помимо мысовых городищ в ареале МК получил распространение специфический тип укрепленных поселений, часто называемый в литературе “болотные городища”. В наибольшей степени они характерны для Полесья, где нет холмов-остандов и высокого, изрезанного оврагами речного побережья. В этих условиях городища устаивались на едва заметных песчаных всхолмлениях, часто среди или около болот, что затрудняло к ним подходы. Помимо этого эти городища обязательно укреплялись по периметру одной или двумя-тремя линиями земляных валов и рвов.

Древнейшим типом жилья у носителей МК была землянка. Остатки такой постройки выявлены на Моховском городище в Поднепровье. Она имела округлую форму, глубина котлована достигала 1,5 м. Большая часть изученных жилищ относится к числу полуземляночных или слегка углубленных в землю. Они имели прямоугольную форму площадью 12-16 кв.м. и были рассчитаны на одну семью. Характернейшей особенностью милоградских построек этого типа является выступ в одном из углов котлована. Судя по столбовым ямам, жилища имели столбовую конструкцию стен. В Поднепровье наряду с полуземлянками, по-видимому существовали и наземные дома столбовой конструкции. Жилища отапливались открытым очагом, устроенным в центре постройки или ближе к одному из углов.

Погребальные памятники МК характеризуются курганами и грунтовыми могильниками. Курганы, судя по инвентарю, относятся к раннему этапу культуры, VII - VI вв. до н.э., и были характерны не для всего ареала. Они, в частности, известны в Погорынье, а в последние годы открыты и в Черниговской области. На территории Белоруссии курганы были изучены еще в 50-е годы Ю.В. Кухаренко недалеко от д. Дубой Столинского р-на. Это невысокие полусферические полыни, содержащие трупоположения в ямах или на горизонте. Погребальный инвентарь в курганах представлен горшками, наконечниками копий, золотой серьгой скифского типа, ножа и некоторыми др. находками. (Рис,).

Наиболее распространенным типом погребений являлись грунтовые, для которых характерно трупосожжение на стороне очищенных от костра кальцинированные кости ссыпались на дно могильных ям. Находки в гунтовых могильниках редки. Чаще всего встречаются обломки от одного-двух горшков. Реже присутствуют украшения, предметы быта, кусочки охры, кремни, зубы животных. Грунтовые могильники обычно вплотную примыкают к городищам (Чаплин, Милоград), либо, занимая пространство между внешней и внутренней линией валов (Горшков), либо даже на жилой площадке (Мохов, Любны). Всего в ареале культуры изучено свыше 150 грунтовых захоронений, в основном, в Гомельском Поднепровье. На среднем Днепре и на Волыни также встречаются грунтовые захоронения с трупоположением.

Керамика МК настолько своеобразна, что резко выделяется среди посуды др. культур железного века. Своеобразие это прежде всего проявляется в ее круглодонности. А эта черта, как нам уже известно, исчезает практически во всех культурах еще в эпоху бронзы. В милоградской культуре выделяются два типа посуды: горшки, имеющие высокий, прямой согнутый наружу венчик и яйцевидное тулово; полусферические сосуды с не выделенным венчиком. Есть в МК и плоскодонная керамика, но она преобладает в южных районах, в частности, в среднем Поднепровье и на Волыни. Часть горшков орнаментирована “жемчужинами”, палочными вдавливаниями с внутренней стороны, отчего на наружной стороне образовался бугорок, ямками, ногтевыми и пальцевыми вдавливаниями. Орнамент наносился, как правило, в один ряд на венчике или шейке сосуда. (Рис.).

Разнообразные орудия труда. Отличительной чертой МК от более северных культур является то, что железные орудия труда здесь встречаются уже на раннем этапе. Многие из них связаны с земледелием. Это проушные топоры, мотыжки с боковыми отростками, серпы с крючками на пятке. Все эти изделия имеют прямые аналоги в скифских древностях, что свидетельствует о сильном влиянии скифской черной металлообработки на своих северных соседей. Другие железные орудия труда представлены ножами с горбатой спинкой, шильями, иглами, пробойниками и др. (Рис.).

Оружие представлено в основном стрелами. Для МК характерны собственные железные плоские наконечники ромбической, треугольной, листовидной и др. форм. В то же время широко представлены бронзовые скифские наконечники стрел. По форме они обычно трехгранные, втульчатые. На юге имеются также находки аминака и длинного скифского меча. Наконечники копий обнаружены только в курганах Погорынья. На поселениях их нет, за исключением, дротика, найденного в Горошкове. (Рис.). Разнообразны милоградские украшения и предметы, связанные с одеждой, прежде всего булавки. Среди булавок к наиболее ранним относятся гвоздовидные, имеющие скифское происхождение. Однако, наибольшей популярностью пользовались так называемые посоховидные булавки, у которых пелевидная головка завершалась завитком, напоминая собой навершие посоха. (Рис.). Со скифским импортом тесно связаны и некоторые другие типы украшений, в частности, серьги с гибовидным навершием, выявленные во всех областях ареала. Широкое хождение имели всевозможные подвески, которые носили на груди в составе ожерелий. (Рис.). Наряду с ними часто встречаются разнообразные пастовые и стеклянные бусины, поступавшие в ареал МК через скифов из античных городов Северного Причерноморья. Украшения рук представлены железными, бронзовыми и серебряными браслетами.

Среди них особо выделяется группа латенских браслетов из Горошкового клада. (Рис.). Впервые такие украшения появились в кельтской среде, откуда широко распространились в Европе. К милоградцам они, вероятно, опять-таки попали через скифов в IV-III вв. до н.э. Фибулы-застежки для верхней одежды, по-видимому, для носителей МК не были характерны. Известна лишь одна фибула раннелатенской схемы, найденная на территории Гомельского Поднепровья.

Помимо глиняной посуды на памятниках милоградской культуры очень широко встречаются глиняные грузики различных форм: крестовидные, шаровидные, катушкообразные. Особую группу составляют грузики, имитирующие форму милоградских сосудов. Многие из них орнаментированы ямочными вдавливаниями и нарезными линиями. В системе орнаментации тесно прослеживается связь с солярной символикой. На многих городищах обнаружены глиняные изделия животных. Чаще всего встречаются фигурки коня, реже - крупного рогатого скота, свиньи. бобра. (Рис.). Подобные изделия широко встречаются на более южных, прежде всего скифских памятниках, где они являлись непременным атрибутом культовых объектов.

Хозяйственная деятельность носителей милоградской культуры была прежде всего связана с земледелием и животноводством. Расположение этой культуры в различных физико-географических условиях, вероятно, предполагало наличие у ее носителей различных систем земледелия. Если в лесостепной зоне могло превалировать примитивное пашенное земледелие, то в более северных районах, в частности, на большей территории Полесья и Гомельско-Могилевского Поднепровья, предпочтительней была подсечка. О большей роли земледелия свидетельствует многочисленный инвентарь, как-то серпы, мотыжки, зернотерки и др. Судя по отпечаткам зерен на стенках горшков, выращивали пшеницу, просо, ячмень, бобовые культуры.

Наряду с земледелием важная роль отводилась и животноводству. Как показывают исследования остеологического материала, кости домашних животных на всех, без исключения, изученных поселениях, доминируют.

Так, на некоторых восточно-полесских городищах их доля составляет почти 95% (Лошенков). В составе стада преобладал крупный рогатый скот, далее шли лошади, свинья, мелкий рогатый скот. Среди домашних животных известны были также собака и курица. Приведенные данные показывают явную мясо-молочную направленность милоградского стада. Дополнительным источником пищи служила охота, в ходе которой добывали лося, зубра, кабана, благородного оленя, бобра, зайца, журавля, тетерева, кряквы, дрофы, др. животных и птиц. Несоменно, существенную роль играла и рыбная ловля, о которой свидетельствуют рыболовные крючки, грузила, рыбная чешуя.

В милоградской культуре, одной из первых на территории Белоруссии, уже с раннего этапа широкое распространение получила черная металлургия и металлообработка, что объясняется тесными контактами со скифскими лесостепными племенами. Примитивная печь-домница в виде круглой ямы, стены которой были покрыты сильно обожженной глиной, выявлена на Горошковском городище. На многих других поселениях отмечены скопления шлака, иногда встречаются и крицы. Металлографические исследования милоградских изделий из железа показали, что большинство из них изготовлено путем обычной ковки. Однако, были известны и более сложные технологические схемы изготовления, такие как, пакетирование, цементация, сварка железа со сталью и др. (Гурин).

Наряду с черной металлургией широкое распространение имело и бронзолитейное производство. Новейшие исследования позволяют судить о наличии в милоградской среде определенных специализированных центров, которые обеспечивали своей продукцией соседние районы. Так, городище Уваровичи Чечерского р-на найдено большое количество литейных форм, служивших для отливки по восковой модели бронзовых браслетов. Каменные и глиняные формы для изготовления различных украшений известны и на других памятниках культуры. О начавшемся процессе выделения отдельных общинных ремесел может свидетельствовать и захоронение бронзолитейщика на Моховском 1 городище, обнаруженное в пределах жилой площадки.

Милоградские племена, по-видимому, находились на высшей ступени первобытнообщинного строя. Не исключено, что под влиянием ряда внутренних и внешних факторов носителей культуры начинает проявляться имущественное неравенство и формироваться родоплеменная знать. Однако, родовая община еще занимала твердые позиции.

Археологические источники свидетельствуют о существовании у носителей милоградской культуры различных культов. Центральное место, по-видимому, занимал культ солнца, который, как уже отмечалось, хорошо прослеживается в орнаментации пряслиц. Достаточно уверенно можно говорить и о земледельческом культе. Так, на городище Подгорье в Положье С.Е. Рассадиным был открыт жертвенник, в состав которого входили миниатюрные сосудики, глиняные символы жертвенных животных и печеного хлеба. Обычно с земледельческим культом связывают и фигурки домашних животных: лошади, коровы. Вместе с тем не исключено сохранение элементов тотемизма, о чем можно судить по находкам глиняных фигурок диких животных, в частности, бобра.

Вопрос о формировании МК не может считаться окончательно решенным из-за слабой изученности на территории Белоруссии памятников поздней бронзы. В настоящее время наиболее вероятной представляется связь между милоградской и лебедовской культурами. Об этом может свидетельствовать близость ареалов, жилищ и керамики.

В археологической литературе носители милоградской культуры традиционно отождествляются с неврами Геродота, однако это предположение не может быть признано убедительным. Также неоднозначно трактуется и этническая принадлежность носителей милоградской культуры. Одни исследователи (Даниленко, Поболь) полагают ее славянской. Другие (Седов, Митрофанов, Загорульский), основываясь на преобладании балтской гидронимии высказывают предположение о балтском характере милоградских племен. Просуществовав несколько столетий милоградская культура в конце III - начало II вв. до н.э. скорей всего была ассимилирована носителями зарубинецкой культуры, распространившимися на той же самой территории.


Культура штрихованной керамики


Культура штрихованной керамики занимала территорию Восточной Литвы, Юго-Восточной Латвии, Северо-Западной и Центральной Белоруссии. Свое название эта культура получила по своеобразному приему обработки декора внешней поверхности горшков: их поверхность покрыта штрихами, которые наносились пучком соломы или специальным штампом по сырой глине. Штриховка, как правило, беспорядочная, однако, все же можно уловить вертикальную или диагональную направленность.

Культура существовала очень длительное время. Литовские археологи датируют наиболее ранние памятники концом III - начало I тыс. до н.э. На территории Белоруссии они возникают чуть позднее, не ранее начала I тыс. до н.э., но и то только на самом крайнем северо-западе. Исчезновение культуры штриховой керамики находится на середине V в. до н.э.

Впервые памятники культуры штриховой керамики были исследованы в конце XIX - нач.XX вв. Покровским, Крживицким, Каширским и др. археологами. Однако, впервые их выделил в самостоятельную группу в конце 20-х начале 30-х гг. известный белорусский археолог А.Н. Левданский. Наиболее интенсивные исследования памятников культуры штрихованной керамики в Белоруссии были проведены уже после войны, и основная заслуга в этом принадлежит А.Г. Митрофанову.

Своеобразие культуры штрихованной керамики состоит в том, что она известна только по поселениям. Погребальные памятники до сих пор не обнаружены. Основным типом поселений были городища, селища встречаются значительно реже и относятся в основном к позднему этапу культуры. Городища, как правило, устраивались в естественно защищенных местах: на мысах, или отдельно стоящих холмах-останцах. На раннем этапе культуры городища были слабо укреплены. Они обычно имели деревянную ограду по периметру площадки, склоны холма или мыса нередко подрезались для придания им большей крутизны. В дальнейшем, начиная с середины I тыс. до н.э. появляются земляные валы и рвы, а в конце I тыс. до н.э. - в начале I тыс. н.э. появляется ряд городищ с очень мощной системой укреплений, состоящей из нескольких рядов земляных валов и рвов, и деревянных защитных укреплений на гребнях валов.

В отличие от милоградской культуры, укрепленные поселения культуры штрихованной керамики значительно меньше. Их площадь обычно колеблется в пределах 0,1-0,5 га. Жилые постройки располагались по периметру площадки, вдоль внутреннего склона вала. При этом центральная часть оставалась незастроенной и могла использоваться для содержания скота, культовых и общественных целей. Только одно городище, Меалышки, было застроено, по-видимому, целиком. На нем дома располагались правильными рядами по несколько домов в каждом.

Поселения культуры штрихованной керамики дают многообразие типов жилых построек. Наиболее типичным был многокамерный дом столбовой конструкции. Такие постройки выявлены на городищах Васильковка, Кащеличи, Збаровичи, Лабенщина. В Малышках каждый дом делился на 4 примерно одинаковых секции, каждая из которых отапливалась очагом, выложенным из камней и глины.(Рис.). Пазы в бревенчатых стенах для удержания тепла обмазывались глиной. Все постройки в Малышках погибли в пожаре и развалы глиняной обмазки позволили достаточно четко проследить планировку жилищ. (Рис.). Многокамерный дом в Вязынке, также обнаруженный А.Г. Митрофановым имел близкую планировку с малышкинскими постройками, но в то же время отличался от них некоторыми признаками. Так, например, здесь уже была применена срубная конструкция возведения стен. Сам дом подразделялся на 3, а не на ; секции.

В I в.н.э. в южных районах культуры появляются срубные полуземлянки. Такие постройки выявлены на городище Мысли в Копыльском р-не. Полуземлянки располагались по краю площадки в линию. Их площади колебались в пределах 13-25 кв.м. Жилища отапливались каменными очагами. Срубные полуземлянки в целом не типичны для культуры штрихованной керамики, и их появление здесь связано скорей всего с сильным влиянием носителей зарубинецкой культуры.(Рис.). Наиболее характерной чертой культуры является глиняная посуда. Почти для всего тыс. н.э. были характерны горшки двух форм: баночные и слабопрофилированные, покрытые штриховкой. На слабопрофильных горшках иногда встречается орнаментация в виде ямочных вдавлений, нанесенных на шейке. В конце I тыс. до н.э. слабопрофилированные сосуды исчезают, количество баночных резко сокращается, а основной формой становятся ребристые горшки, у которых верхняя часть обычно заглажена, а от ребра и ниже покрыта штриховкой. Ряд горшков орнаментирован ямочными вдавлениями и защипами, нанесенным на ребре. Иногда ямки составляют композиции в виде треугольников. На гладкой части горшка встречается также узор, образованный прочерченными линиями.(Рис).

Большая часть I тыс. до н.э., по сути дела, в культуре штрихованной керамики приходится на эпоху бронзы, поскольку в это время основной инвентарь изготовлялся из камня, кости и рога. В северо-западных р-нах Белоруссии и особенно в Литве частой находкой являются шлифованные долотовидные и сверленые топоры. Однако, подавляющая часть инвентаря и оружия была изготовлена из кости. Предметы вооружения представлены наконечниками стрел различных форм, наконечниками копий, сделанных из трубчатых костей. Из кости изготовлялись и кинжалы, но они встречаются только в северо-западных районах культуры. Помимо оружия кость служила ведущим материалом для изготовления подавляющего большинства орудий труда. Это кочедыки, острия, проколки, шильца, иглы, долота, ножи, тупики и даже топоры. Встречаются также костяные гарпуны и крючки. Из костей изготавливали многочисленные рукоятки, булавки разнообразных форм, подвески, бусины, амулеты.(Рис.)

Широкое распространение железных изделий начинается только ближе к концу I тыс. до н.э. И этот процесс по времени, по-видимому, совпал со сменой форм глиняной посуды. На смену каменным топорам и бронзовым кельтам, известным на городищах Литвы, приходят железные топоры и кельты. Собственно, топоры относятся к так называемому прибалтийскому типу, а кельты с прямоугольной втулкой, скорей всего, имеют южное происхождение, так как совершенно аналогичные находки имеются в древностях зарубинецкой культуры.(Рис) Широко представлены в культуре штрихованной керамике ножи. Наиболее ранние экземпляры имели горбатую спинку, позднее - прямую. Частой находкой на поселениях являются серпы и жатвенные ножи, которые, в отличие от южных были черешковыми. В конце I тыс. до н.э. костяное оружие также уступает место железному. Преобладает оружие ближнего боя: наконечники копий и двушинные дротики, также имеющие прямые аналоги в зарубинецкой культуре. Наконечники стрел, за исключением одной находки на городище в г.п. Городище Барановичского р-на не известны. Уникальной находкой является также костяная орнаментированная рукоять от кинжала, найденная в Ивани Слуцкого района.(Рис.)

Начиная с III в. н.э. среди носителей культуры штрихованной керамики появляются конные воины, о чем можно судить по находкам на ряде городищ железных шпор. Разнообразны поздние украшения племен культуры штрихованной керамики. Достаточно редкими являются фибулы различных типов: прогнутые , сильно профилированные западных типов, гладчатая, подковообразные зарубинецкие. Поясной набор представлен поясными пряжками. Широкое распространение у носителей культуры штрихованной керамики имели посоховидные булавки, очковидные, трапецевидные и прочие подвески, кольца, браслеты. На большей части ареала типичные глиняные бусины, однако, в южных районах (Ивань, Мысли) найдено много стеклянных бус: золоченые и монохромные, которые поступали сюда с юга через посредничество зарубинецких племен.(Рис.)

Разнообразны изделия из глины. Средин наиболее выразительны пряслица - уплощенные кружки с разнообразными видами орнаментации, связанной с солярной символикой: лучи, концентрические окружности, кресты и т.д. Частой находкой являются остатки бронзолитейного производства: тигли, льячки, реже глиняные формы. Обычны на поселении грузики дьякова типа, лепешкообразные грузила для рыболовных сетей.(Рис.)

Находки из камня в поздних отложениях редки. Это в основном зернотерки, сделанные из крупных валунных камней.(Рис.) Хозяйство носителей культуры штрихованной керамики уже с самого начала носило преимущественно производящий характер. Обилие каменных топоров, а потом и железных в сочетании с др. признаками позволяет утверждать, что земледелие было подсечным. Судя по находкам обугленных зерен (Банцеровщина, Збаровичи), выращивали пшеницу, рожь, просо, бобы, горох, вику. Важное значение имело и животноводство. Уже на ранних поселениях культуры кости домашних животных преобладают над дикими. Остеологические материалы показывают, что население разводило крупный рогатый скот, свиней, лошадей, овец. Несколько особняком стоит городище Ивань. На этом поселении высок удельный вес мелкого рогатого скота, а большая степень концентрации пряслиц в сочетании с этим признаком позволяет сказать предположение о возможном наличии здесь центра прядения и ткачества. Охота, хотя и играла второстепенную роль, но все же являлась существенным источником пополнения мяса и пушнины. Установлено, что носители культуры штрихованной керамики охотились на тура, зубра, благородного оленя, кабана, лося , медведя, бобра, зайца, куницу и др. животных.

Среди домашних ремесел на раннем этапе ведущую роль играла обработка кости и рога, а также камня. Несмотря на отсутствие собственных источников сырья. у носителей культуры штрихованной керамики довольно рано получило развитие бронзолитейное дело. Так, например, в Северо-Восточной Литве Большое Наркунайское городище уже в первой половине I тыс. до н.э. было крупным центром бронзолитейного производства, сохранявшим свои традиции вплоть до первых веков н.э. Здесь были найдены бронзолитейная печь и многочисленные литейные формы кельтов милоградского типа. Впрочем, остатки бронзолитейного производства в виде тиглей, льячек, реже литейных форм, обычны для большинства городищ. В конце I тыс. до н.э. - начало I тыс. н.э. среди домашних ремесел доминирующим становится черная металлургия и металлообработка. Кричный металл получали в печах-домницах, остатки которых найдены на городищах Кащеличи, Кимия, Лабенщина, Свидно и др. Металлографический анализ железных находок, проведенный М.Ф. Гуриным, показал, что простейшие орудия труда и бытовые изделия (шилья, иглы) изготовлялись из кричного железа путем свободной ковки. Для более сложных орудий труда (серпы) были характерны такие приемы как пакетирование заготовок или наклеп лезвия.

Племена культуры штрихованной керамики на всем протяжении своего существования находились на стадии развитого патриарахата. Что же касается религиозных представлений, то они мало чем отличались от культовых взглядов, характерны для большинства племен лесной зоны. В первую очередь они были связаны с обожествлением сил природы, что можно судить по солярной символике в орнаментации пряслиц и гладких горшков. С культом солнца тесно связан культ огня, изображавший в виде крестов. По-видимому, достаточно широкое распространение имел и культ медведя, о чем можно судить по многочисленным амулетам и фаланг этого животного.

Вопрос о происхождении культуры штрихованной керамики остается до сих пор открытым. Все дело в том, что эпоха бронзы на этой территории практически не изучена. В настоящее время наиболее предпочтительным кажется предположение о формировании культуры штрихованной керамики на основе местных позднеолитических неманской и поздненарвской культур с активным участием носителей культуры штрихованной керамики.

Что касается этнической интерпретации носителей культуры штрихованной керамики, то большинство исследователей относят их к восточным балтам. Однако, в последнее время среди петербургских исследователей (Д.А. Мачинский, В.А. Лебедев, В.А. Булкин) активно разрабатывается гипотеза, согласно которой носители культуры штрихованной керамики были предками славян. Однако, это утверждение достаточно спорно. Данные гидронимики и археологии больше свидетельствуют в пользу балтской принадлежности “штриховиков”.

К середине V в. н.э. культура штрихованной керамики прекращает свое существование. На смену ей в Литве приходит культура восточно-литовских курганов, а на территории Белоруссии остатки “штриховиков” были ассимилированы пришедшими с востока носителями банцеровской культуры.

  1   2   3



Скачать файл (207 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации