Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Билеты по ИТ - файл 1.doc


Билеты по ИТ
скачать (933 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc933kb.17.11.2011 03:09скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Реклама MarketGid:
Загрузка...
I

Вопрос 1. Понятие и классификация

информационных технологий

1. Информационная технология1 — это процесс, включающий совокупность способов сбора, хранения, обработки и передачи информации на основе применения средств вычислительной техники.

"Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия".2

Каждая информационная технология реализуется в рамках конкретной информационной системы.

Информационная система3 система, предназначенная для хранения, поиска, обработки и выдачи информации по запросам пользователей.

Комплекс автоматизированной информационной системы* (системы, которая основана на использовании средств вычислительной техники и программного обеспечения) включает:

• вычислительное и коммутационное оборудование;

• программное обеспечение;

• лингвистические средства;

• информационные ресурсы;

• системный персонал.-

Инструментариями информационной технологии могут быть:

• текстовый процессор;

• электронные таблицы;

• системы управления базами данных;

• издательские системы;

• электронные записные книжки;

• электронные календари;

• информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, маркешшош. и- и др.),

• экспертные системы и т. д.

2. В настоящее время широкое применение находят следующие виды информационных технологий

• информационная технология обработки данных;

|/ информационная технология ашпомати ш/ншанного офиса;

• информационная технология обработки текстовых данных;

• информационная технолсмия ооработки графических и табличных данных;

сетевые информационные н'чиоло! им,

• информационные техноло! и и жспсртных систем и др.

Новые информационные icmiojioi ии Гкиируются на использовании персональных комш.кмгрон Любая информационная технология состоит из лапой, дет тин, операций.

В рамках информационном нлпшинии реализуются следующие этапы обработки информации

сбор и регистрация информации,

• машинное кодирование информации,

хранение информации,

обработка информации с тчюш.юи.ишем современных вычислительных методов матемаш'нчмно моделирования, статистических и других методов;

выдача информации заказчикам,

анализ полученной информации,

использование информации для припиши решения и др. Информационные технологии принято классифицировать по:

типу обрабатываемой информации (например, данные обрабатываются с помощью систем упраитчши базами данных, а знания — с помощью экспертных cm к-м),

типу пользовательского интерфаиа (командный, WIMP-ин-терфейс, то есть содержащий бая>1 профамм и меню действий, и SILK-интерфейс, использующим речевые команды и смысловые семантические связи);

степени взаимодействия между собой (например дискетное и сетевое взаимодействие).

Обработка информации с использованием информационных технологий может производиться как централизованно, так и децентрализованно.

^ Вопрос 2. Итология - наука об информационных технологиях

1. В последнее десятилетие (1990-е гг.) произошло становление новой науки науки об информационных технологиях (ИТ-науки) или ипгологии.'

Предметом итологии являются:

информационные технологии (ИТ);

• процессы, связанные с созданием ИТ;

• процессы, связанные с применением ИТ.

2. Основными методами итологии являются:

архитектурная спецификация — создание эталонных моделей важнейших разделов ИТ;

фундаментальная спецификация — представление ИТ-систем, которое может наблюдаться на интерфейсах (границах) этих систем;

таксономия — классификация профилей ИТ, обеспечивающая уникальность идентификации в пространстве ИТ;

• разнообразные методы формализации и алгоритмизации знаний;

методы конструирования прикладных информационных технологий (парадигмы, языки программирования, базовые открытые технологии, функциональное профилирование ИТ и т. п.);

• иные методы.

3. Итология играет роль:

методологического базиса формализации, анализа и синтеза знаний;

инструмента, продвигающего интеллектуальные способности и конструктивные возможности человека.

4. Структура итологических знаний имеет многоуровневую организацию:

• архитектурные спецификации (^галопные модели);

• базовые спецификации, определяющие индивидуальные функции или наборы функций, вошедшие в состав эталонных моделей;

• локальные профили (в частноеiи, OSI-профили);

• OSE-профили (специализация поведения открытых систем);

• полные OSE-профили (профили платформ, систем);

• профили прикладных технолотй;

• стратегические профили.

Построение OSE-спецификации осуществляется с помощью аппарата профилей на ос нош* ба юных или стандартных спецификаций.

5. Особенностью информационных юхнологий является их строгая стандартизация во всем мире

Организационная структура, полдержинающая процесс стандартизации ИТ, включает щт основные группы организаиий:

международные организации, <t\o<hnnuc в структуру ООН:

. ISO (International Organization foi Standardization - Международная организация по сшндарш кщии);

• IEC (International Electrotecliniial C'ommision — Международная электротехническая комиссия);

• ITU-T (International Telecommunication Union-Telecommunications — Международный coioi по телекоммуникации — телекоммуникация). До 1993 i. -на организация имела другое название — CCITT (International Telegraph and Telephone Consultative Committee — Международный консультативный комитет по телефонии и телеграфии, или МККТТ);

промышленные, профессиональные или административные организации:

. IEEE (Institute of Electrical and Elcctionic Engineers - Институт инженеров по электротехнике и злектронике);

• Internet и IAB (Internet Activities Hoard — Совет управления деятельностью Internet);

. Regional WOS (Workshops on Open Systems — Рабочие группы по открытым системам);

' промышленные консорциумы:

. ЕСМА (European Computer Manufacture res Association — Европейская ассоциация производителей вычислительных машин);

• OMG (Object Management Group — Группа управления объектами);

• Х/Open (Организована группой поставщиков компьютерной техники);

• NMF (Network Management Forum - Форум управления сетями);

• OSF (Open Software Foundation — Основание открытого программного обеспечения).

В 1987 г. ISO и IEC объединили свою деятельность в области стандартизации ИТ, создав единый opraH\JTCl (Joint Technical Committee 1 — Объединенный технический комитет 1), предназначенный для формирования всеобъемлющей системы базовых стандартов в области ИТ и их расширений для конкретных сфер деятельности.

Работа над стандартами ИТ в JTC1 тематически распределена по подкомитетам (Subcommittees — SC).

i. ITU-Tодна из ключевых международных организаций в области стандартизации информтехнологий. Она несет ответственность за разработку и согласование рекомендаций, которые обеспечивают интероперабельность (возможность совместного использования информации и ресурсов компонентами распределенной системы) телекоммуникационного сервиса в глобальном масштабе, в частности, сервиса, связанного с передачей данных, интегрированного телекоммуникационного сервиса для голоса и данных; сервиса передачи сообщений и справочной службы (стандартов OSI1 и ODP).

Тесное сотрудничество осуществляется между JTC1 и ITU-T. Основной формой сотрудничества является соглашение об общем тексте для стандартов ISO/1EC (то есть JTC1) и рекомендаций и ITU-T/CCITT, относящихся к одним и тем же аспектам в областях OSI и ODP.

^ Вопрос 3. Проблемы использования

информационных технологий

1.Для информационных технологии естественным является то, что они устаревают и заменяются новыми '

В связи с этим при внедрении попои информационной технологии необходимо учитывать чт информационные продукты имеют чрезвычайно высокую с корой ь сменяемости новыми видами или версиями Периоды сменяемости колеблются от нескольких месяцев до одною юд.1 Поэтому для эффективного использования информационных 1ехнологий их необходимо регулярно модернизироиап.

2. Различают следующие виды оораоотки информации

• централизованная,

• децентрализованная

Централизованная обработка информации на ЭВМ вычислительных центров была первой исшричсски сложившейся технологией Создавались крупные вычислительные центры коллективного пользования, оснащенные большими ЭВМ, которые позволяли обрабатывать большие массивы входной информации и получать на этой основе различные виды информационной продукции, которая затем передавалась пользователям

Достоинства методологии централизованной технологии

• возможность обращения пользователя к большим массивам информации в виде баз данных и к информационной продукции широкой номенклатуры,

• сравнительная легкость внедрения методологических решений по развитию и совершенствованию информационной технологии благодаря их централизованному принятию

Недостатки методологии централизованной технологии

ограниченная ответственность персонала, который не способствует оперативному получению информации пользователем,

тем самым препятствуя правильности выработки управленческих решений,

»/ ограничение возможностей пользователя в процессе получения и использования информации

Децентрализованная обработка информации связана с появлением персональных компьютеров и развитием средств телекоммуникаций Она дает пользователю широкие возможности в работе с информацией и не ограничивает его инициатив

Достоинствами методологии децентрализованной обработки информации являются

гибкость структуры, обеспечивающей простор инициативам пользователей,

усиление ответственности низшего звена сотрудников,

уменьшение потребности в пользовании центральным компьютером и соответственно контроле со стороны вычислительного центра,

• более полная реализации творческого потенциала пользователя благодаря использованию средств компьютерной связи

Но эта методология имеет и недостатки

сложность стандартизации из-за большого числа уникальных разработок,

психологическое неприятие пользователями рекомендуемых вычислительным центром стандартов и готовых программных продуктов,

неравномерность развития уровня информационной технологии на локальных местах, что в первую очередь определяется уровнем квалификации конкретного работника

^ Вопрос 4. Новая информационная технология

1. Информационная технология является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества '

Появление новых технических средств обработки информации приводило к эволюции информационных технологий

^ Внедрение персонального компьютера в информационную сферу и применение телекоммуникационных средств связи определили новщй этап развития информационной технологии и, как следствие, изменение ее названия за счет присоединения одного из синонимов: "новая", "компьютерная" или "современная".

Прилагательное "новая" подчеркивает новаторский, а не эволюционный характер этой технологии. Она существенно изменяет содержание различных видов деятельности в организациях. В понятие новой информационной технологии (НИТ) включены также коммуникационные технологии, которые обеспечивают, передачу разными средствами, а именно - телефон, телеграф, телекоммуникации, факс и др.

Прилагательное "компьютерная" подчеркивает, что основным техническим средством ее реализации является компьютер.

2. Выделяются три основных принципа новой (компьютерной) информационной технологии:

• интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером; »/ интегрированность с другими программными продуктами;

• гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

Поскольку информационная технология постоянно находится в обновлении, то в термине "НИТ" постепенно перестает употребляться слово "новая".

Вопрос 5. Информационная технология обработки данных

^ 1. Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы и другие стандартные процедуры их обработки.1 Она применяется на уровне операционной деятельности персонала невысокой квалификации. Целью технологии является автоматизация некоторых постоянно повторяющихся операций управленческого труда.

На уровне операционной деятельности при использовании данной технологии решаются следующие задачи:

обработка данных об операциях, производимых фирмой;

• создание периодических контрольных отчетов о состоянии дел в фирме;

i/ получение ответов на всевозможные текущие запросы и оформление их в виде бумажных документов или отчетов. Особенностями применения данной технологии являются:

ц? решение только хорошо структурированных задач, для которых

1 можно разработать алгоритм;

У выполнение стандартных процедур обработки;

• выполнение основного объема работ в автоматическом режиме с минимальным участием человека;

^ использование детализированных данных;

акцент на хронологию событий.

2. Основные компоненты информационной технологии обработки данных.

сбор данных (по мере производства фирмой продукции или услуги каждое ее действие сопровождается соответствующими записями данных);

обработка данных (для создания информации, отражающей деятельность фирмы, используются следующие типовые операции: классификация или группировка; сортировка для упорядочивания последовательности записей, вычисления; укрупнение или агрегирование для уменьшения количества данных);

хранение данных (многие данные на уровне операционной деятельности необходимо сохранять для последующего использования либо здесь же, либо на другом уровне; для их хранения создаются базы данных);

создание отчетов и документов (в информационной технологии обработки данных необходимо создавать документы для руководства и работников фирмы, а также для внешних партнеров).

Вопрос 6. Технологии текстового поиска

1. Текст является одной из основных форм обмена информацией в обществе} Поэтому текстовые сообщения преобладают в информационных системах.

Наиболее распространенными системами технологии обработки текста являются системы текстового поиска. Их задача заключается в том, чтобы находить в заданных коллекциях на естественном языке такие документы, которые удовлетворяют информационным потребностям пользователей.

Технологии текстового поиска имеют дело с информацией. Это могут быть статьи из газет и журналов, технические руководства, отчеты, книги, письма, законодательные акты и пр.

Основной единицей информации в системах текстового поиска является документ объем информации, обладающий законченным содержанием и какого-либо рода уникальным идентификатором.

Системы текстового поиска оперируют электронными документами — документами, хранимыми в памяти компьютеров и доступными для автоматизированной обработки. Компьютерная обработка и анализ текстовых документов возможны лишь в случае если программно доступны отдельные элементы текстового документа. Поэтому недостаточно просканировать бумажный текстовый документ и хранить полученное его факсимиле в памяти компьютера в виде какого-то графического файла. Необходимо иметь документ в оцифрованном виде — формате, когда каждый компонент текста программно доступен. Представление текстового документа в оиифрованном виде создается с помощью:

ввода содержания документа с клавиатуры с использованием какого-либо текстового редактора;

сканирования его с бумажного носителя и использования программы распознавания оптических символов;

генерации текста программным путем распознавателями голоса и другими способами.

2. ^ Современные технологии текстового поиска охватывают большой спектр проблем:

/ теория информационного поиска;

/ методы удовлетворения потребностей пользователей в:

X • сборе информации;

|, • организации информации;

^• хранении информации; • поиске информации; • распространении информации; обеспечение интерфейсов между пользователем и средствами г управления ресурсами неструктурированной или слабоструктури-\, рованной информации, поддерживаемой в компьютерной среде.

V Значительное место в технологиях текстового поиска занимает обработка естественного языка. Под ней понимается компьютерное решение задач, связанных с пониманием, анализом, выполнением различных операций над текстами на естественном языке, а также с их генерацией. Этот класс задач относит-

( ся к области искусственного интеллекта.

f В середине 1990-х гг. во многих странах мира развернулись рабо-' ты, связанные с созданием электронных библиотек. Они в значительной мере оживили интерес к проблемам текстового поиска. Возникли такие совершенно новые направления, как:

• обнаружение информации в глобальной компьютерной сети;

• текстовый поиск в Web;

• мультиязыковой поиск.

Активное развитие технологий текстового поиска стимулировало создание поисковых систем более общего класса, которые имеют дело не только с текстовыми документами, но и с информацией, представленной в различных иных средах. В таких мультимедийных системах содержание объектов поиска — документов — представляет собой сочетание:

• текстовых элементов;

• статических изображений;

• музыкальных произведений;

• мультфильмов;

• видеоклипов и т. п.

Системы текстового поиска оказали значительное влияние на формирование специфического класса информационных сие-

|гм ii.i н.1и,1см1,1ч системами управления документами, которые ширит in шшмуются в настоящее время во многих крупных коммерческих компаниях и в других организациях. В таких i in icm.ix нажная роль отводится не только методам обработки 14 ич темного языка, созданным для работы с текстовыми до-кумешами, но и организации групповой разработки документов, их хранения, распространения, а также технологиям текстового поиска.

Вопрос 7. Информационная технология поддержки принятия решений

^ 1. Информационная технология поддержки принятия решения

вид ИТ, которая помогает человеку с помощью компьютера обрабатывать большие объемы информации и принимать решения. Особенность данной ИТ в том, что человек участвует в данном процессе на начальной и завершающей стадиях (вводит первоначальные данные в компьютер и принимает окончательное решение на основе полученной информации). "Черновую" же работу по переработке заданной информации проделывает компьютер.

Подобное взаимодействие между человеком и компьютером, где человек выступает в качестве управляющего звена, а компьютер под управлением человека создает новую информацию, называется итерационным процессом.

Для итераиионного процесса характерны:

• ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;

• сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;

• направленность на непрофессионального пользователя компьютера;

• высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям имеющегося технического и программного обеспечения, а также требованиям пользователя.

Информационная технология поддержки принятия решений может использоваться на любом уровне управления. Кроме того, решения, принимаемые на различных уровнях управления, часто должны координироваться. Поэтому важной функцией и систем, и технологий является координация лиц, принимающих решения как на разных уровнях управления, так и на одном уровне.

2. В состав системы поддержки принятия решений входят три главных компонента:'

база данных;

• база моделей;

• программная подсистема, которая состоит иэ системы управления базой данных (СУБД), системы управления базой моделей (СУБМ) и системы управления интерфейсом между пользователем и компьютером.

База данных — совокупность информации, используемая в работе информационной технологии принятия решений.

Указанная база формируется из нескольких источников. Часть данных поступает от информационной системы операционного уровня. Чтобы использовать их эффективно, эти данные должны быть предварительно обработаны:

• или через систему поддержки принятия решений;

• или за пределами системы поддержки принятия решений путем создания специальной базы данных.

Второй вариант более предпочтителен для фирм, производящих большое количество коммерческих операций. Обработанные данные об операциях фирмы образуют файлы, которые для повышения надежности и быстроты доступа хранятся за пределами системы поддержки принятия решений. '

Помимо данных об операциях фирмы, для функционирования системы поддержки принятия решений требуются и другие внутренние данные, например данные о движении персонала, инженерные данные и т. п., которые должны быть своевременно собраны, введены и поддержаны.

Важное значение, особенно для поддержки принятия решений на верхних уровнях управления, имеют данные из внешних ис-

точников В число необходимых внешних данных следует указать данные о конкурентах, национальной и мировой экономике. В от-пичис см ннугренних данных, внешние данные обычно приоб-рсмммси у специализирующихся на их сборе организаций.

И маститее время широко исследуется вопрос о включении в ба-iv данных еще одного источника данных — документов, включающих в себя записи, письма, контракты, приказы и т. п. Если содержание этих документов будет записано в памяти и затем обработано по некоторым ключевым характеристикам (поставщикам, потребителям, датам, видам услуг и др.), то система получит новый мощный источник информации.

Система управления данными должна обладать следующими возможностями:

составление комбинаций данных, получаемых из различных источников, посредством использования процедур агрегирования и фильтрации;

• быстрое прибавление или исключение того или иного источника данных;

построение логической структуры данных в терминах пользователя;

использование других данных для экспериментальной проверки рабочих альтернатив пользователя;

• обеспечение полной логической независимости этой базы данных от других операционных баз данных, функционирующих в рамках фирмы.

Целью создания базы моделей является описание и оптимизация некоторого объекта или процесса. Использование моделей обеспечивает проведение анализа в системах поддержки принятия решений.

Модели, базируясь на математической интерпретации проблемы, при помощи определенных алгоритмов способствуют нахождению информации, полезной для принятия правильных решений.

По иели использования модели подразделяются на:

оптимизационные, связанные с нахождением точек минимума или максимума некоторых показателей (например, управляющие часто хотят знать, какие их действия ведут к максимизации прибыли или-минимизации затрат);

описательные, описывающие поведение некоторой системы и не предназначенные для целей управления (оптимизации).

По способу опенки модели классифицируются на:

детерминистские, использующие оценку переменных одним числом при конкретных значениях исходных данных;

стохастические, оценивающие переменные несколькими параметрами, так как исходные данные заданы вероятностными характеристиками.

^ Детерминистские модели более популярны, чем стохастические, потому что они менее дорогие, их легче строить и использовать. К тому же часто с их помощью получается вполне достаточная информация для принятия решения.

В системах поддержки принятия решения база моделей состоит иг. •* стратегических моделей;

• тактических моделей;

• оперативных моделей;

• математических моделей (в виде совокупности модельных блоков, модулей и процедур, используемых как элементы для их построения).

^ Стратегические модели используются на высших уровнях управления для установления целей организации, объемов ресурсов, необходимых для их достижения, а также политики ^ приобретения и использования этих ресурсов.' Они могут быть V. также полезны при выборе вариантов размещения предприятий, \) прогнозировании политики конкурентов и т. п. Для стратегиче-^ ских моделей характерны значительная широта охвата, множество переменных, представление данных в сжатой агрегированной форме.

^ Тактические модели применяются управляющими среднего уровня для распределения и контроля использования имеющихся ресурсов. Среди возможных сфер их использования следует указать: финансовое планирование, планирование требований к работникам, планирование увеличения продаж, построение схем компоновки предприятий.

^ Оперативные модели используются на низших уровнях управления для поддержки принятия оперативных решений. Возможные применения этих моделей включают в себя ведение дебиторских счетов и кредитных расчетов, календарное производственное

планирование, управление запасами и т. д. Оперативные модели обычно используют для расчетов внутрифирменных данных.

^ Математические модели состоят из совокупности модельных блоков, модулей и процедур, реализующих математические методы. Сюда могут входить процедуры линейного программирования, статистического анализа временных рядов, регрессионного анализа и т. п.

Эффективность и гибкость информационной технологии во многом зависят от характеристик интерфейса системы поддержки принятия решений. Интерфейс определяет:

• язык пользователя;

• язык сообщений компьютера, организующий диалог на экране дисплея;

• знания пользователя.

^ Язык пользователя — это те действия, которые пользователь производит в отношении системы путем использования возможностей клавиатуры; электронных карандашей, пишущих на экране; джойстика; "мыши"; команд, подаваемых голосом; и т. п. Наиболее простой формой языка пользователя является создание форм входных и выходных документов. Получив, входную форму (документ), пользователь заполняет его необходимыми данными и вводит в компьютер. Система поддержки принятия решений производит необходимый анализ и выдает результаты в виде выходного документа установленной формы.

Наибольшую популярность имеет визуальный интерфейс. С помощью манипулятора "мышь" пользователь выбирает представленные ему на экране в форме картинок объекты и команды, реализуя таким образом свои действия.

Управление компьютером при помощи человеческого голоса — самая простая форма языка пользователя. Существующие разработки требуют от пользователя серьезных ограничений:

• определенного набора слов и выражений;

• специальной надстройки, учитывающей особенности голоса пользователя;

• управления в виде дискретных команд, а не в виде обычной гладкой речи.

^ Язык сообщений — это символы, графика, цвет, данные, полученные на принтере; звуковые выходные сигналы, которые выво-

дятся на дисплей. Важным измерителем эффективности используемого интерфейса является выбранная форма диалога между пользователем и системой. В настоящее время наиболее распространены следующие формы диалога:

• запросно-ответный режим;

• командный режим;

• режим меню;

• режим заполнения пропусков в выражениях, предлагаемых компьютером.

Каждая форма в зависимости от типа задачи, особенностей пользователя и принимаемого решения может иметь свои достоинства и недостатки. Способами реализации языка сообщений являются:

• отпечатанный или выведенный на экран дисплея отчет или сообщение;

машинная графика, которая дает возможность создавать на экране и бумаге цветные графические изображения в трехмерном виде, что повышает наглядность и интерпретируемость выходных данных;

мультипликация, которая оказывается особенно эффективной для интерпретации выходных данных систем поддержки принятия решений, связанных с моделированием физических систем и объектов;

человеческий голос, который в настоящее время применяется в системе поддержки принятия решений в сфере финансов, где в процессе генерации чрезвычайных отчетов голосом поясняются причины исключительности той или иной позиции.

^ Знания пользователя — это информация, которую пользователь должен знать, работая с системой. К ним относятся не только план действий, находящийся в голове у пользователя, но и учебники, инструкции, справочные данные, выдаваемые компьютером.

Совершенствование интерфейса системы поддержки принятия решений определяется успехами в развитии каждого из трех указанных компонентов. Интерфейс должен обладать следующими возможностями:

манипулировать различными формами диалога, изменяя их в процессе принятия решения по выбору пользователя;

передавать данные системе различными способами;

получать данные от различных устройств системы в различном формате;

гибко поддерживать (оказывать помощь по запросу, подсказывать) знания пользователя.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



Скачать файл (933 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации