Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по психологии - файл 1.doc


Лекции по психологии
скачать (194.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc195kb.17.11.2011 03:57скачать

содержание

1.doc

Курс лекций 2 –го курса по дисциплине

«Психология»

Темы:

1. Предмет, задачи и методы психологии.


2. Становление и развитие соц.психологии как науки.


3. Общение. Социальные и межличностные отношения.


4. Общение.


5. Коммуникативная сторона общения.


6. Перцептивная сторона общения.


7. Проблема личность и в соц.психологии. Социализация.


8. Психология соц.рулевого поведения личности.


9. Соц.психологическая компетентность личности.


10. Структура личности.


11. Стихийные группы.


12. конфликт и стратегия поведения в конфликтной ситуации.


13. Экстремальная ситуация как соц.психологический феномен.


14. Социальная напряженность


15. Лидерство и руководство.


1. Предмет, задачи и методы психологии.

План:

1. Предмет и задачи психологии.

2. методы психологии.

3. Понятие о психике человека.

1) Человек – существо социальное и формируется только в обществе. Человек деятельно взаимодействует с окруж. миром он стремится познать и целенаправленно преобразовать действительность. Если бы ведение животных предопределяется врожденными интеллектами, то поведение человека обусловлено внутренним психически – социально сформированным миром. Человек – существо сложное и многогранное, его изучают многие науки. Исследование внутреннего мира человека общих закономерностей его взаимодействия с окруж. миром осущ. Специальная наука- психология.

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики.

Основами общепсихологических знаний должен владеть каждый человек, познать себя не менее важно чем различные сферы окруж. действительности. Психологические знания необходимы человеку для организации во взаимоотношении с людьми, для личного самосовершенствования, для того чтобы понять состояние и поведение другого человека и на основе этих знаний предугадать его действия.

Современная психология все все глубже познает закономерности психологической деятельности человека, регуляции его поведения, выявляет и средства оптимизации человеческой деятельности.

2) Основными методами психологии являются:

  • Лабораторный и естественный эксперимент

  • Научные наблюдения и методы анализа продукта психической деятельности

  • Метод моделирования

  • Биографический метод исследования личности

  • Сравнительно генетический метод – способ изучения психических возможностей по средствам сравнения отдельных фаз психического развития человека.

^ 3) Психика – субъективная сигнальная соц. обусловленная отражение действительности в системе идеальных образов на основе которых осущ. взаимодействие человека со средой. Психика человека приобретает особую форму – форму сознания, которая является высшим этапом развития психики. Психика человека формируется в его активной деятельности и последовательной работой мозга. Психические явления имеют опред. структуру и системную организацию, они подразделяются на 3 группы:

1. психологические процессы

2. психологическое состояние

3. психологические свойства личности

Псих. процессы – отдельные целостные акты отражательно – регуляционной деятельности, они подразделяются на: познавательные, волевые и эмоциональные.

^ Псих. деятельность – совокупность познавательных волевых и эмоциональных процессов.

Псих. состояния – временное своеобразие психич. деятельности определяемое ее содержанием и отношением человека к этому, они подразделяются на:

  • Мотивационные (желания, интересы)

  • Состояние организованности сознания (внимательность)

  • Эмоциональные (настроение, стресс)

  • Волевые состояния (решительность)

Различают программные психические состояния психопатия, невроза, состояния задержанности псих. развития.

^ Псих. свойства личности – свойства типичные для данного человека особенности реализации его сих. процессов. К псих. свойствам личности относят: темперамент, характер, способности, направленности личности.


^ 2. Становление и развитие соц.психологии как науки.

План:

1. Соц.психология в системе научного знания

2. Предмет соц.психологии.

3. Основные этапы развития соц.психологии.

1) Соц.психология в системе научного знания начала формировать в конце 19 в, имеется 3 точки зрения на ее место в системе других наук.

  1. Соц.психология – часть социологии т. е. она наследует массовидные проявления психики.

  2. Соц.псих. – часть психологии и изучает положение и поведение личности в группе

  3. Соц.псих. – наука находящаяся на стыке психологии и социологии.

Последняя точка зрения наиб. разделяема между социологией и психологией и соц.психологии много общего но каждая из них изучает объекты с различных сторон.

Соц.психология изучает как конкретно действует личность в различ. соц. группах, как формируется мотивы потребности, установки личности и их влияния на поведение человека в поле ее зрения находится динамика межличностных отношений.

^ 2) соц.психология – отрасль психологии которая изучает закономерности и особенности поведения и деятельности людей обусловленные их социальным взаимодействием.

^ Структура соц.психологии определяется системой ее основных критерий:

  • Понятие соц.группы, соц.общности и их классификация

  • Особенности поведения человека в соц.не организованной и соц.организованной группе

  • Социально психологическая организация малых групп

  • Модификация индивидуального поведения соц.групп

  • Общение как средство соц.взаимодействия

  • Психология боьших соц.групп

  • Психология соц.управления

  • Познавательные и коммуникативные особенности понимания и восприятия людьми друг друга и др.

Методы соц. сих. Исследования:

  • Лабораторный и естественный эксперимент

  • Наблюдения

  • Изучение и анализ документации

  • Опрос в форме анкетирования и интервью

  • Тестирование

  • Метод экспортной оценки

  • Метод подстановки групп

3) К философским истокам и предпосылкам развития соц.писхологии относят:

  • Идеи Платона об иррациональности поведения масс

  • Идея Аристотеля об общественных инстинктах

  • Идея Гельвеция о соц.детерминации поведения личности т. е. предопределенности

  • Идея Фейрбаха о роли и сущности соц.психологического процесса как способа проявления человеческой сущности

Исследования собственно соц.псих.проблем началось в 19 в., а само понятие появилось в 1908 году в связи с выходом в свет книги ученого Мак – Дугалла.

Основные этапы развития соц.психологии:

  1. Становление соц.психологии как науки, период с середины 19 в до 1908 г.

  2. С 1908г. до 40-х годов ХХ в.

  3. С середины 40- х и ХХ в. до наших дней.

Соц.психологии приобретает популярность, водится в общеобразовательные программы высших и средних профессиональных учреждений. Развитие соц.психологии осущ.от общих теорит.вопросов и более частым практическим.

^ Первые теорит.разработки в области соц.психологии:

  1. Концепция психологи народов в ней рассматривалась коллективная психика как сочетание индивидуальных психических состояний людей в опред.условиях. Было выделено 3 основополагающих явления которые определеяют психологию народа в целом:

- язык

- миф

- обычаи

Основная сила истории – народ, который и выражает себя в языках, религии и т.д.

б) концепция масс, исследует проблемы общества связанные с влиянием средств массовой коммуникации и массовой культуры на психологию человека

в) концепция инстинктов со3ц.поведения. Основная идея заключалась в том чтопричину соц.поведения человека связанные с вражденными инстинктами.

Следует отметить вклад ведущих психологических школ в разраьотку броблем в соц.психологии.

^ Школы:

  • Функционализмв данной школе были разработаны и выявлены закономерности появления наиболее приспособительных групп и обществ, разрабатывалась проблема оптимального прохождения периода соц.адаптации субъектами общественной жизни.

  • Бихевиоризм – изучение проблем и закономерностей поведения человека и животных

  • Психоаналез – изучает проблемы бессознательного, иррациональных процессов в личности и ее поведение, проблем конфликта человека с обществом проявляющиеся в столкновении человека с соц.запретами.

  • Гуманистическая психология – вопросы исследования источников соц.активности человека

  • Конитивизм – делает акцепт на процессе познания мира постижения сущности и явлений по средствам познавательных процессов.

  • Интеракционизм – исследует проблемы соц.аспекта взаимодействия между людьми в процессе деятельности общения.



^ 3. Общение. Соц.и межличностные отношения.

План:

1. Общие понятия о соц.и межличностных отношениях.

2. Место и природа межличностных отношений.

3. Личность и общение в системе межличностных и общественных отношений.

4. Единство общение и деятельности.

1) Понятия соц.отношений фиксирует факт взаимодейтсвия предстваителей различных соц.групп и общностей, различных соц.типов представляющие эти общности соц.отношения можно рассматривать на 3-х уровнях:

- на уровне соц.общностей

- на уровне групп занятых той или иной совместной деятельностью

- на уровне взаимосвязей людей в группе.

Соц.отношения строятся не на основе отношений симпатии и антипатии, а на основе опред.положения занимаемого в обществе.

Люди в системе общественных отношений вступают во взаимодействие и общение где индивидуальные характеристики проявляются как межличностные отношения. Это выражается в характеристике людей и способов взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности или общения.

^ Межличностные отношения – это система установок ориентаций ожиданий стереотипов через которые люди воспринимаются и оценивают друг друга.

2) По средствам межличностных отношений безличные соц.отношения реализуется в деятельности конкретных личностей, в актах их общения и взаимодействия. Каждая сторона в системе межличностных отношений связана с ообеностями правами и обязанастями, для этого вводится понятие «межличностная роль», которая фиксирует положение человека в группе на основе индивидуальных психологических особенностей личности.

Соц.роли стандартизованы и безличны, права и обязанности остаются теми же, независимо от того кто их исполняет. А права и обязанности в межличностных ролях зависят от индивидуальных особенностей их исполнения.

Природа межличностных отношений значительно отличается от природы общественных гл.чертой которых является эмоциональная основа. Чувства и эмоциональные проявления людей можно свести к 3 –м большим группам:

  • Чувства сближающие людей – конъюктивная

  • Чувства разделяющие людей – дизъюнктивная

  • Нейтральные чувства

3) Существует органическая связьмежду личностью и межличностными отношениями, само развитие личности пронизано системой межличностных отношений. И общественные и межличностные отношения раскрываются и реализуются в общении, в не общения немыслемо человеческое общество. Общение существует одновременно как реальность общественных и межличностных отношений. Совместная жизнедеятельность людей, заставляет их общаться в разнообразных межличностных отношениях.

4) В психологии имеет место идея «единства общения и деятельности» предполагает что люди включаясь в различные формы совместной деятельности общаются друг с другом таким образом общаются всегда деятельный человек. Его деятельность пересекается с деятельностью др.людей, это перекрещение создает опред.отношения с людьми. Деятельность о средствам общения обогащается, в ней возникают новые связи, взаимоотношения между людьми.


4. Общение.

План:

1. Понятие общения. Функции и средства.

2. Виды общения.

3. Уровни общения.

4. Особенности общения в современном мире.

5. Структура общения.

1) Общение – соц.взаимодействия между людьми посредством знаковых систем в целях передачи опыта культурного наследия и организации совместной деятельности.

Именно в ходе общения происходит психическое развитие человека и самореализация личности содержания общения многообразию, его цели связаны функциями. Можно выделить 4 функции:

- информационно – коммуникативная

- Регулятивно – коммуникативная

- Перцептивно – регулятивная

- Эффективно – экспрессивная

Ключевыми словами в понимании общения понимается следующее: «контакт», «связь», «взаимосвязь», «обмен», «речь», «язык».

2) В зависимости от используемых средств общения может быть: непосредственное и аппоследовательное.

Формы общения:

  • Деловое

  • Светское

  • Бытовое

  • Манипулитивное

Различают технику общения:

  • Установление психических контактов

  • Использование различных приемов псих. воздействия на партнера

  • Использование различных средств общения

3) Уровни общения:

  • Фактичектический

  • Информационный

  • Личностный

  • Духовный

Типы общения:

  • Диалогическая

  • Монологическая

4) Особенности общения в мире связаны с ценностями которые сложились в опред.группе или обществе в целом. Если несколько веков назад преобладаю непосредственное общение, то последнее столетие сделано доминирующим массовое и опоследовательное.

Увеличилось количество вынужденных контактов между людьми. Последнее время широкое распространение получили информационные технологии, внедрение которых способствует устранению непосредственного общения, многие средства массовой коммуникации создают иллюзию общения, это так называемое квазиобщение.

^ 5) Структура общения

Общение

Коммуникация – обмен информацией между общающимися

Инктерация – взаимодействие между общающимися

Перцепция – процесс восприятия и познание друг друга



^ 5. Коммуникативная сторона общения.

План:

1. Понятие коммуникации.

2. Средства коммуникации:

- вербальная

- не вербальная

3. Коммуникативные барьеры.

1) Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия по средствам передаваемой и воспринимаемой информации.

Обмениваясь информацией люди воздействуют друг на друга. ^ Гл. целью межличностной коммуникацией является достижение соц.общности. Человек который передает информацию называется коммуникатором, человек который принимает информацию реципиентом.

В последнее время информационный обмен проник во все аферы нашей жизни и вышел за приделы просто межличностного общения.

2) -----Существует несколько знаковых систем которые используются в коммуникативном процессе, выделяют: вербальную и не вербальную.

Вербальная, использует человеческую речь и естественный звуковой язык. Речь является самым простым средством коммуникации. Информацией в виде речи, меньше всего теряет смысл.

При помощи речи осуществляется кодированием и декодированием информации.

Кодирование – это высказывание, декодирование – раскрытие смысла и принятия информации.

Речь говорящего называют экспрессивной, речевая деятельность называется аудированием.

Речь индивида свидетельствует о его культурном уровне, внутреннем мире, особенностях психической саморегуляции.

Манеры речи, общения, показывают интеллектуальные возможности образованность показывают внутреннюю культуру человека.

-----Невербальные средства общения включают:

  • Классические средства

  • Средства общения связанные с голосом

  • Тактические средства

  • Проксемические средства

К невербальным средствам относят:

  • Просодика

  • Экстралингвистика

Тактические средства общения – динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.

^ Проксемические характеристики – ориентация партнеров в момент общения дистанция между ними.

Проксимика учитывает так еж ориентацию на угол общения.

В структуру средств общения входят:

  • Мимика

  • Взгляд

  • Поза

  • Жест

  • Походка

Функцией вербальных средств общения является передача информации, которая осуществляется при помощи языка.

Коммуникативные барьеры:

  • Информационно – дефицитный барьер – механический обрыв информации.

  • Замещающий – искажающий барьер – придание информации другого значения

  • Фонетическое непонимание – разные языки

  • Семантический барьер – различие в системе значений участников общения.

  • Стилистический – несоответствие стиля речи коммуникатора и ситуации общения

  • логический барьер – логика рассуждения коммуникатора либо слишком сложна либо кажется не верной

  • Диспозиционно – статусный барьер – соц., полит., духовные различия, определяющие степень авторитета коммуникатора.

Интеракция – взаимодействие людей связанная с организацией их совместной деятельности.

Общение всегда сопровождает взаимную деят. и продуктивно на нем сказывается. В истории соц.психологии существует несколько описаний структур взаимодействия:

  • Теория действия

  • Описание ступеней его развития

  • Транс активный анализ описание стилей взаимодействия

Трансакция – это единица общения с точки зрения транс актного анализа каждый участник взаимодействует находясь или занимая одну из 3 – х позиций который условно можно обозначить как родителей, взрослый и ребенок.

Взаимодействие:

  • Соперничество которое может быть представлено в 2 – х видах: конкуренции и соревнование

  • Стратегия сотрудничества

  • Индивиды с менее активной позицией выбирают стратегию приспособления и избегания.



^ 6. Перцептивная сторона общения.

План:

1. Сущность соц.перцепции.

2. Механизм соц.перцепции.

3. Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ.

1) Перцепция – это образное восприятие человеком самого себя других людей и соц.явлений окруж. мира.

Образ как результат и форма описания предметов и явлений является ключевым условием восприятия. Образ существует на уровне чувств и мышлений

Соц. перцептивный процесс имеет 2 стороны: объективную и субъективную.

2) Выделяют следующие механизмы перцепции:

  • Эмпатия

  • Аттракция (формирование позитивного чувства)

  • Механизм каузальной атрибуции

  • Индентификация

  • Соц.рефлекция

3) Передаваемый и воспринимаемый образ не всегда совпадают.

При восприятии незнакомых людей могут быть допущены ошибки, обусловленные рядом факторов.

^ Фактор превосходства – действует при неравенстве партнеров. Превосходство может проявляться во внешнем оформлении и манере поведения. Под действием фактора превосходства возможна недооценка или переоценка партнера.

^ Фактор привлекательности – склонность переоценивать внешне привлекательного человека и недооценивать привлекательного.

Привлекательность – не только индивидуальное впечатление, но и соц.атрибутивные т. к. знаки привлекательности применяются в различных соц.этапах, соц.и эмоциональных г8руппах. Экспериментально доказано, что красивые люди воспринимаются более учеными, добрыми, поощрительными, чем не красивые.

^ Фактор относящийся к нам - люди хорошо к нам относящиеся, оценивают выше, чем люди, относящиеся к нам плохо. Отношение к нам проявляется в соглашении или не соглашении с нашей позицией. Мы склонны тем выше оценивать человека, чем ближе его мнение к нашему собственному.


^ 7. Проблема личности в соц.психологии. Социализация.

План:

1. Соц.психологический подход к пониманию личности

2. Специфика соц. психологической проблематики.

3. Социализация, понятие, этапы, институты и агенты социализации.


1) В настоящее время сложился целый ряд подходов к пониманию личности:

  • Биологический

  • Социологический; личность – это продукт культурно исторического развития

  • Индивидуально психологический

  • Социально психологический

Социологическая структура личности – включает ценностную смысловую сферу, мотивизационную сферу, когнитивную сферу, самооценку, соц.психологическая характеристика, компетентность личности, эмоционально психологическое состояние и соц.психологическое чувство личности.

Существуют различные соц.психологические теории личности:

  • Американская европейская

  • Восточная

  • Отечественная

В числе отечественных теорий можно выделить:

  • Психодинамический

  • Бихеовистский

  • Когнитивные

  • Гуманистические

  • Теория зеркального Я

  • Экзистенциональная

2) Соц.психология – выясняет каким образом, в каких конкретных группах личность с одной стороны усваивает соц. влияние на нее, а с другой каким образом в каких конкретных группах она реализует свою соц.сущность.

Соц.психология считает для себя важным выявить особенности формирования соц. типеских черт. Почему в одних условиях процесс формирования личности проявляется во всей полноте в других имеют место отклонения или в др. группах формируются соц.психологические черты вопреки принадлежности личности к определенной среде.

Соц.психология уделяет внимание изучению регуляторов поведения и деятельности личности.

Соц.психология исследует взаимоотношение личности с группой выявляет закономерности которым подчиняется поведение и деятельность человека для нее является важным выяснить каким образом посредством каких групп общество осуществляет влияние на личность ее развитие.

3) Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом соц.опыта осуществляемого в общении, деятельности, поведении.

В содержание понятия социализации входят:

  • Усвоение соц.норм, умений, стереотипов

  • Формирований соц.установок или убеждений

  • Вхождение индивида в соц. сферу

  • Приобщение индивида к системе соц. связей

  • Самоактуализация

  • Соц. обучение принятого в обществе форм поведения.

Особенности социализации в современном обществе:

    1. Каждый исторический период определяет особенности социализации в зависимости от соц. экономически психологических факторов данных этапов. Современная социализация имеет свою специфику обусловленную быстрыми темпами развития науки и технологии, которые влияют на все сферы жизни человека.

    2. Особенности современной социализации является ее длительность. Современное общество лишено стабильности и усвоенный опыт быстро устаревает, поэтому человеку необходимо специализироваться всю жизнь

    3. Опред. Роль в социализации принадлежит образованию и на современном этапе отводится приобретению профессии.

    4. Особенности современной социологии человека определяется требованиями общества и особенностями психического развития каждого человека.


^ Объекты и субъекты предпосылки социализации.

Объективные предпосылки. Каждый человек с момента рождения является членом общества, в этом обществе осуществляют свои требования, запреты, ограничения и многое другое, все то что называется соц. нормами.

Соц. норма – официальное или не официальное предписание, правила кодекса которые регламентируют поведение или действие людей.

В зависимости от сферы жизнедеятельности индивида основные соц.нормы бывают следующими:

  1. организационно административные

  2. экономические нормы

  3. правовые

  4. технологические моральные нормы общественных объединений и движений

  5. нормы информационных групп и объединений

В зависимости от степени жесткости соц.нормы подразделяются:

  1. нормы – рамки

  2. нормы – права

  3. нормы – обязанности

  4. нормы – запреты

Субъективные предпосылки социализации. Любые соц. нормы нуждаются в псих. освоении индивидом и превращения их из внешних результатов поведения во внутренние. На основании соц. психологических норм влияют след.соц. психологические факторы:

    • внутреннее убеждение индивида в том что эти нормы убеждать следует

    • самовоспитание, личностный рост

    • осознание общественной значимости соблюдения норм и сознательное подчинение ее требованиям

    • выработанная привычка стериотип поведения

    • соблюдение групповых требований; конформизм – не желание быть белой вороной

    • подражание авторитета

Факторы препятствующие усвоению соц. норм:

  • негативное отношение индивида к создателю норм

  • неприязненные межличностные отношения

  • расхождение к пониманию норм

  • двойная мораль

  • противоречивость личностных и групповых интересов

Асоциализация - процесс получения знаний, навыков усвоения ролей носящих негативный характер противостоящие одобряемым в обществе нормам и ценностям.

Диоциализация – процесс отвыкания от ранее усвоенных норм, стереотипов поведения и т. д.

Ресоциализация – процесс усвоения новых норм навыков в замен устраненных или возвращенных но забытым.

Выражением и результатом успешной социализации является сформированной активной жизненное позиции личности.

^ Жизненная позиция личности – состоит из совокупности типичных поведенческих актов устойчивого поведения, убеждений, умений, ценностных ориентаций в некоторых реализуется отношение человека к окружающему миру.


^ 8. Психология соц.рулевого поведения личности.

План:

1. Соц. дифференциация.

2. Соц.статус.

3. Соц.роль.

4. Ролевые отношения и поведение личности.

1) Соц.дифференциация – это групповой процесс определяющий положения, статус членов данной общности.

Система соц.дифференциации отличается по степени их стабильности в относительно в относительно устойчивых общностях, соц. дифференциация более менее ясно определена и прозрачна. В изменяющемся обществе трудно предсказуема. Поведение личности во многом определяется фактором соц.неравенства который стратифицируется по основаниям: деньги, власть, образование.

2) Соц.статус – это положение субъекта к системе межличностных отношений определяющих его обязанности права и привилегии. Иными словами, статус – это признанные группы расс индивида в соц.группе.

Человек сохраняет свой статус если живет в соответствии с установленными нормами определяющими поведение людей данной категории.

Соц. психологии отмечают, что индивид весьма существенно реагирует на тех кто составляет эго эталонную группу.

Субъекта отличает высокая чувствительность к символам статуса, соц. статусы находят отражение во внешнем поведении и облике.

Каждый статус и дает возможность выполнять различные соц.роли.

3) Соц.роль – это соц.функция личности соответствующая принятым нормам и способам поведения людей в зависимости от их статуса.

ИЛИ

- это набор ожидаемых поведенческих стереотипов связанных с выполнением той или иной функции.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей возможен рулевой конфликт.

Различные роли осваиваются в процессе социализации.

Различают:

- соц.роли

- межличностные роли

4) Ролевые отношения определяют межличностные отношения и характеризуются следующими признаками:

  • обусловленность поведения ролевыми обязанностями

  • трудная совместимость соц.ролей

  • вживаемость в роль субъекта

Любая организация сталкивается с тем что называется ролевой проблемой к их числу относят:

- ролевой конфликт

- ролевая неопределенность

- ролевая перегрузка


^ 9. Соц.психологическая компетентность личности.

План:

1. Понятие и факторы определяющие соц.псих. компетентность личности.

2. Соц. псих. Компетентность как ведущие средства профессионала.


^ 1) Компетентность – досканальное знание в какой – либо области.

Обычно понятие «компетентный человек» связывают с квалификацией специалиста имеющего исчерпывающие знания в какой – либо сфере.

^ Соц. – психологическая компетентность личности – это совокупность знаний в обществе, политике, экономике и т.д. Она позволяет личности ориентироваться в любой ситуации, принимать верные решения, достигать цели.

^ Соц. псих. компетентность – явление многомерное, оно проявляется:

  • в коммуникативной компетентности т.е. в свободном владении вербальной и не вербальной коммуникации.

  • Перцептивная компетентность, проявляется в степени сформулированности стереотипов, сформулированности знаний.

  • Интерактивная компетентность в области взаимодействия людей

^ Соц. псих. компетенция делится на:

- житейское

- профессиональное

Житейское – результат социализации, адаптации к современным условиям. В основе ее народная мудрость которая находит свое отражение фольклоре, обычаях, поговорках, одним словом в менталитете (умении жить).

^ Профессиональная соц. компетентность - складывается из профессиональных знаний, знаний о мире и обществе.

Профессиональная соц. компетентность имеет особое значение для представителей властных структур, соц. работников. Педагогов в сфере услуг.

Факторы определяющие соц. псих. компетенцию:

  • Индивидуальные особенности

  • Психическое состояние

  • Эффективность социализации

  • Влияние культурных различий

  • Специально – психологическая подготовка

  • Когнитивная сложность личности т.е. как человек воспринимает мир.

2) Соц. псих. компетенцию следует отличать от профессионального мастерства, т.к. она включает в себя не только знания и представления стереотипов но и навыки как из профессиональной сферы так и из различных сфер жизни общества.


^ 10. Структура личности.

План:

1. Темперамент

2. Направленность личности

3. Способности

4. Характер.

1) Под структурой псих. структуры личности подразумевается система психических качеств индивида.

Псих - ие качества – это взаимодействие и взаимосвязь психических свойств.

Темперамент – это комплекс психодинамических свойств человека, природно - обусловленная склонность индивида к определенному стилю поведения. В нем проявляется чувствительность индивида к внешним воздействиям эмоциональность поведения, импульсивность или сдержанность, общительность или замкнутость.

^ Выделяют 4 типа:

  • Сангвиник – его отличает легкое приспособление к изменяющимся условиям жизни, общительность, продуктивность деятельности. Способен к быстрому переключению внимания, его чувства легко возникают и быстро сменяются. Подходит деятельность которая требует быстрых реакций значительных усилий и распределения внимания.

  • Холерик; для них характерна повышенная эмоциональная активность, отличается быстрой резкостью в движении, легко и быстро раздражаются, ему присуща резкая сена настроения, иногда возможно проявления вспыльчивости и агрессивности.

  • Флегматик; спокойный, ровный, устойчивый, упорный в достижении цели, реакции замедленные, настроение устойчивое, эмоциональная сфера малоподвижна, в сложных ситуациях остается спокойным и выдержанным, правильно рассчитывает свои силы, способен довести дело до конца, переключение внимания замедленное. Достигает наибольшего успеха в тех видах деятельности которые требуют внимания, усидчивости и большого терпения.



^ 11. Стихийные группы.

План:

1. Общее понятие стихийных групп и классификация

  • Толпа

  • Масса

  • Публика


1) Стихийные группы – кратковременное объединение большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшимися вместе по какому либо поводу.

Такая условная группа может в определенной степени быть кем – то организована, но может быть и стихийно спонтанно собравшиеся.

Толпа – временно неорганизованное скопление людей непосредственно контактирующие между собой на ситуационной основе.

Этапы формирования толпы:

  • Образование курса толпы

  • Циркулярная толпа

  • Активизация индивида через возбуждение среди собравшихся выделяют, зачинщиков – это могут быть не зрелые политически и экстремально настроенные личности.


Классификация толпы:

  • По управляемости:

  • Стихийная толпа

  • Ведомая толпа

  • Организованная

  • По характеру поведения:

  • Конвенциональная

  • Экспрессивно – экстатическая

  • Агрессивная

  • Паническая

  • Повстанческая

Масса – более стабильное образование с довольно не четкими границами.

Масса может выступать не обязательно как кратковременное образование, оно может быть более организовано. В деятельности массы более четко продуманы цели, тактика, поведение.

Но масса не однородна, поэтому ее существование так же не устойчиво.

Публика – кратковременное собрание людей для современного время проведения.

Стихийность публики выражена еще слабее чем в массах, она более управляема, но все равно остается массовым собранием людей и в ней действует правило массы.

Способы воздействия реализуемые в стихийных группах:

Зарожение – особый способ воздействия с помощью которого индивид получает соответствующий импульс от других людей и входит в определенное психическое состояние.

Внушение - целенаправленное не аргументированное воздействие человека на другого или группу лиц. При внушении осуществляется процесс передачи информации основанные на ее не критическом восприятии.

Подражание – способ воздействия людей друг на друга в том числе в условиях массового поведения.

Поведение индивидов в толпе. Поведение людей в толпе обладает рядом особенностей:

  • Происходит деиндивидуализация личности

  • Доминирует примитивная, эмоционально – импульсивная реакция

  • Резко активизируется подражательная деятельность людей

  • В условиях толпы люди преувеличиваются правомерность своих действий

  • Притупляется чувство ответственности

  • На фоне общего эмоционального состояния людей быстрее поддаются психическому заражению

  • Возникают совместные ритмические действия, марши, лозунги

  • Толпа страшна, даже возживленные добром.



^ 12. Конфликт и стратегия поведения в конфликтной ситуации.

План:

1. Понятие и сущность конфликта.

2. Структура и динамика конфликта.

3. Классификация и причина конфликта.

4. Стратегия поведения конфликтной ситуации.


1) Конфликт – столкновение противоположных направлений не совместных друг с другом в сознании отдельно взятого индивида межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях как индивидов так и групп людей.

^ Сущность конфликта – это межгрупповое или межличностное противоборство которое основано на столкновении принципов, идей оценок, характеров.

В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация которая зарождается во взаимоотношениях и назревает в практической деятельности и выражается в начале в скрытом а затем и открытом противоборстве.

2) Каждый конфликт имеет структуру:

  1. Объект конфликтной ситуации

  2. Цели

  3. Оппоненты или конкретные участники

  4. Повод столкновения

Стадии протекания конфликта или его динамика:

  1. Потенциальное формирование противоречивых ценностей, норм

  2. Переход потенциального конфликта в реальный

  3. Конфликтная деятельность

  4. Снятие или разрешение конфликта

3) Причины конфликта:

    1. Не продуктивные отношения между людьми

    2. Отсутствие стремления к сотрудничеству

    3. Сворачивание или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной

    4. Чувства обиды, неудовлетворенность, плохое настроение

    5. Стремление добиться победы любой ценой

4) Выделяют две основные стратегии поведения в конфликте – партнерство т. е. ориентация на учет интересов и потребностей партнера, стремление к согласию.

Напористость - реализация собственных интересов стремление к достижению собственных целей, эгоизм в поведении.

В нутрии этих стратегий существуют 5 основных тактик:

- приспособление

- сотрудничество

- компромисс

- избегание и конфрактация

^ Разрешение конфликта – процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы имеющую личную значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизацию отношений.


^ 13. Экстремальная ситуация как соц.психологический феномен.

План:

1. Понятие и типы экстремальной ситуации

2. Личностно ориентированное поведение в экстремальной ситуации

3. Формы соц. поведения в экстремальной ситуации.


1) Экстремальная ситуация - это изменения необычные и не привычные условия существования человека которым его психофизнологическая организация не готова.

По источнику возникновения экстремальной ситуации выделяют:

  • Природные

  • Бытовые

  • Промышленно – технологическое

На содержательном уровне:

  • Бытовое бедствие

  • Стихийные бедствия

  • Криминальная ситуация

  • Эпидемия

  • Политический перевороты

  • Массовые беспорядки

  • Военные действия

Психические состояния в экстремальных ситуациях:

    1. Состояние психической анестезии (отсутствие чувства боли 5 – 10 мин)

    2. Гитермобилизация

    3. Паника – потеря сознательного контроля

    4. Нарушение сознания, нарушение ориентации во времени

    5. Сильное и относительно коротковременное возбуждение

    6. Эффективная реакция возникшая в ответ на угрозу жизни; проявляющаяся в форме беспокойства, тревоги, потери целенаправленного действия

    7. Сенсорная изоляция

    8. Социальная изоляция

    9. Невротическое состояние

    10. Патология развития личности

2) Личностно ориентированное поведение:

      • Расстройство психики возникшее с одномоментным инетнсивно воздействующей психотравмирующей ситуации. Наиболее распространенная форма невроза.

      • Суицид

      • Апатия

      • Аутизм

      • Немативируемая бдительность

      • Общая тревожность

      • Принципы ярости



14. Соц.напряженность.

План:

1. Понятие и проявление соц. напряженности.

2. Ситуация соц. напряженности.

3. Источники.

4. Разновидности стресса.


Соц. напряженность – острое противопоставление личностных и межгрупповых интересов.

Она проявляется:

  • Состоянием острого недовольства обстоятельствами жизни

  • В сфере психологического беспокойства и тревоги

  • В сильной степени эмоционального возбуждения

  • В усиленной агрессивно враждебных, в рамках межличностных отношений

  • В условии отклонения поведения

  • В при обладании демонструктивного состояния психологического над конструктивными.

2) Ситуация соц. напряженности:

    1. длительное психологическое напряжение, которые вызывает усталость или атрофирование ситуационной адаптации человека

    2. повышенная ответственность с постоянно развивающимся ощущением внутренней тревоги

    3. ситуация с преобладанием понижением настроения, которое вызывает у человека чувство недовольства собой

    4. ситуация: когда систематически не удовлетворяются базовые потребности

    5. острая агрессивная направленность межличностных отношений

^ 3) Источники соц. напряженности – безработица, рост цен, рост стоимости жизни, рост преступности, недоступность квалифицированного образования, медицинского обслуживания.

^ 4) Выделяют 2 понятия: физиологический стресс и психологический стресс.

Физиологический стресс – вегетативно – соматическая реакция индивида на ситуацию соц.напряженности или экстремальную ситуацию. Он проявляется в изменениях привычных для организма ритмах речи, движения, повышение давления.

^ Психический стресс - не специфическая реакция организма на предъявление ему требований.

Существует элемент состояния личности в условиях стресса так называемый тревожный ряд:

  • ощущение внутренней напряженности

  • нарастание тревоги

  • появляется страх

  • ощущение надвигающейся катастрофы

  • дезорганизация сознания, поведения, деятельности

Стратегия поведения человека в условиях соц.напряженности связывают с понятиями психическая и психологическая защита.

Психическая защита – совокупность бессознательных психологических процессов обеспечивающих охрану психики в целом от негативных и деконструктивных воздействий внешней среды.


^ 15. Лидерство и руководство.

План:

1. Лидерство и руководство: основные различия и понятия

2. Теория и стили лидерства

3. Индивидуальные факторы эффективного управления группой.

1) Лидерство и руководство в соц.психологии рассматриваются как групповые процессы, связанные с соц.властью в группе. В соц. психологии смысл лидерства и руководства – это механизмы групповой интеграции, объединяющие действие индивида, выполняющие функции лидерства и руководителя группы.

Не смотря на то, что по своей психологической сумме лидерство и руководство схожи, они имеют и различают:

1. ^ Лидер регулирует межличностные отношения, а руководитель – формально ролевые

2. Лидер – это представитель своей группы, элемент микросферы в которой он находится.


Скачать файл (194.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации