Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Дистанционное обучение в структуре образования - файл 1.doc


Дистанционное обучение в структуре образования
скачать (264.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc265kb.17.11.2011 03:59скачать

содержание

1.doc

Содержание


Введение …………………………………………………………………… 3

  1. Дистанционное обучение в структуре образования …………………… 5

    1. Сущность и основные понятия дистанционного обучения …………… 5

    2. Преподаватель в системе дистанционного обучения ………………… 9

    3. Преимущества и недостатки дистанционного обучения ……………… 12

    4. Выводы …………………………………………………………………… 15

  1. Дистанционное обучение: возможности и реальный опыт ……………… 17

    1. Практика дистанционного обучения …………………………………… 17

    2. Развитие дистанционного обучения в РБ ……………………………… 18

    3. Перспективы развития дистанционного обучения …………………… 21

    4. Выводы …………………………………………………………………… 24

  1. Анализ технических возможностей и выявление отношения

к использованию дистанционного обучения ………………………………… 26

Заключение …………………………………………………………………… 31

Список использованных источников ……………………………………… 33

Приложение А Схема функционирования виртуального учебного

центра дистанционного обучения ………………………………………… 34

Приложение Б Схема изучения учебного курса слушателями

дистанционного учебного центра ………………………………………… 35

Приложение В Структурная схема работы центра

дистанционного обучения в БГЭУ ………………………………………… 36

Приложение Г Анкета «Анализ технических возможностей и выявление

отношения к использованию ДО у студентов» …………………………… 37

Приложение Д Анкета «Анализ технических возможностей и выявление

отношения к использованию ДО у преподавателей» …………………… 38


Введение


Беларусь располагает одной из самых крупных и авторитетных образовательных систем в мире, однако ее пропускная способность и, главное, формы предоставления образовательных услуг уже не соответствуют потребностям и времени. Так, в результате высокого конкурса в высшие учебные заведения каждый год большое количество абитуриентов остаются за пределами высшей школы. В силу сложных экономических условий студенты вынуждены совмещать учебу с работой и не всегда могут регулярно посещать занятия. Происходящие структурные изменения в экономике, социальной и политической жизни требуют переподготавливать по всем направлениям профессионального, гуманитарного и социально-экономического образования сотни тысяч человек. Примерно 2/3 взрослого населения страны не охвачены никакими формами дополнительного образования и просвещения. В сложной ситуации с получением образования, особенно высшего, находятся наши соотечественники в странах СНГ и Балтии.

Эти проблемы накладываются на такие факторы, как распределение контингента, нуждающегося в обучении, по большим территориям и, напротив, неравномерность территориального распределения учебных заведений. Переход к постиндустриальному обществу предполагает, что не менее 40—50% населения должны обладать высшим образованием. Решение этих задач в рамках использования традиционных методов обучения требует непомерных финансовых затрат и отвлечения от активной деятельности недопустимо большого количества людей.

Реальная альтернатива этому — развитие системы дистанционного образования (СДО). За счет создания мобильной информационно-образовательной среды, базирующейся на современных информационных и телекоммуникационных технологиях, и сокращения удельных затрат на одного обучаемого в сравнении с традиционными системами образования СДО позволяет обеспечить принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества.

Одна из наиболее активно обсуждающихся в последние годы форм таких услуг – это обучение с использованием глобальной сети INTERNET или дистанционное обучение (ДО). Представление и мнение о целесообразности такой формы обучения самые различные, а часто и совершенно противоположные. Это совершенно нормально, если учесть, что еще недавно дистанционной считалась практически любая методика обучения, при которой хотя бы часть материалов выдавалась на руки для самостоятельного изучения. Особой роли не играл и носитель информации: бумажный или магнитный.

Дистанционное образование все чаще связывают с замкнутой системой обучения, при которой основным средством общения, обучения и передачи информации является INTERNET. Разработанная в 1991 году Web-технология становится той средой, куда наиболее естественно и эффективно вписывается дистанционное обучение, не исключая использования средств FTP (File Transfer Protocol), электронной почты и т.п.

Занимая по форме промежуточное положение между очным и заочным, дистанционное обучение есть явление совершенно особое, не сводимое к первым двум. Специально разработанная оболочка должна обеспечивать полный набор инструментов, позволяющих обучать индивидуально, обеспечивать всю информационную поддержку в соответствии с учебными планами, тестирование и самотестирование, систему итоговых контрольных мероприятий и т. п.

Субъектами дистанционного обучения являются все участники совместного дистанционного учебного процесса независимо от их пространственного и временного присутствия, в результате которого каждый их них приобретает свою систему знаний, умений и навыков, личностных качеств, являющимися новыми для него по отношению к уже имеющимся. Для нас важно подчеркнуть возможность субъекта быть источником познания, так как учебная деятельность подразумевает учебный процесс.

Цель исследования:

  • рассмотреть особенности организации ДО: пути, приемы и средства реализации;

  • изучить принципы учебной работы в ДО;

  • выяснить, каковы перспективы ДО в настоящее время.

Объектом исследования выступает система организации ДО.

Предметом исследования являются дистанционное обучение в структуре образования: пути, приемы и средства реализации.

^ Гипотеза исследования – дистанционное обучение организует самостоятельную когнитивную деятельность учащихся.

Задачи данного исследования:

  1. исследовать преимущества дистанционных форм обучения по литературным источникам;

  2. изучить основные средства ДО;

  3. оценить эффективность различных компонентов учебно-методического обеспечения ДО;

  4. проанализировать применение на практике;

  5. сделать выводы о том, какие перспективы имеет ДО в будущем.

Метод исследования – это анализ научной психолого-педагогической литературы.

1. Дистанционное обучение в структуре образования


1.1 Сущность и основные понятия дистанционного обучения


Последние 10 лет все более проявляется развитие информационных технологий во многих отраслях человеческой деятельности. Интернет становится едва ли не основным средством обмена информацией и приобретает все большую популярность. Кроме того, развитие IT-технологий обуславливает их использование в самых различных сферах деятельности. Применение в обучении персональных компьютеров и Интернет, по мнению основателя Microsoft Билла Гейтса, обещает дать гораздо больше, чем использование их другими группами работников интеллектуального труда. Появление дистанционно обучения открыло новые возможности получения образования и повышение квалификации. Основным преимуществом дистанционного обучения является возможность получения образования вне какого-либо учебного заведения. Иными словами, студенты могут усваивать необходимые знания в удобное для них время, с минимальным отрывом от основной деятельности. Дистанционное обучение дает возможность получения консультаций преподавателя и контроля знаний не посещая учебное заведение.

Образование становится общемировым и общедоступным, опережая процессы политического и экономического объединения. Правительства многих зарубежных стран объявили дистанционное образование приоритетным направлением. Начало данному процессу положили американцы. В последнее время оно активно развивается в Европе. В нашей стране дистанционное образование получает широкое распространение, в частности в таких учебных заведениях как БГУ и БГУИР г. Минска.

Дистанционное обучение – 1) это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической и дидактической форме;

2) новая организация учебного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента.

Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникаций.

Дистанционное образование – это система, в которой реализуется процесс дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза.

Процесс обучения включает в себя самостоятельное изучение учебно-методических материалов под руководством преподавателя, выполнения контрольных заданий в виде тестов по каждому разделу учебно-практического пособия, вывод итоговой оценки. В период самостоятельного изучения обучающийся может консультироваться с преподавателем с помощью телефона, телефакса, электронной почты и других возможных средств связи. По окончании изучения всех разделов курса учащийся сдает экзамен.

Стадия контроля знаний состоит в предъявлении обучаемому тестовых заданий, выбираемых в соответствии с целями и задачами тестирования, и в учете получаемых вариантов ответов. Можно утверждать, что множество предъявленных заданий отображает ту область эталонной модели знаний, с которой и должна, в конечном итоге, сопоставляться реконструируемая модель знаний обучаемого. Вычленение этой области и последующее заполнение ее слотов вариантами ответов, выбранными обучаемым, и составляет сущность формирования подлежащей оцениванию модели знаний.

Завершающая стадия вывода итоговой оценки сводится к формально-структурному анализу степени несовпадения подсети эталонной модели (по которой предъявлялись тестовые задания) с реконструируемой сетевой моделью знаний обучаемого.

Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно разделить на три основные категории:

  • неинтерактивные (печатные материалы, аудионосители, видеоносители);

  • средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа);

  • видеоконференция – развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам, видеоканалам и компьютерным сетям.

Рассмотрим принципы построения СДО. Ведущие из них определены как: единая методологическая основа, децентрализация создания и управления единой системой дистанционно образования, режим наибольшего благоприятствования, комплексность, доступность, модульность.

Характерными особенностями дистанционного образования являются гибкость (каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности), модульность (каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области), параллельность (обучение может проводиться при совмещении основной профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства"), дальнодействие (расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса), асинхронность (подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе), а также охват, рентабельность, новые информационные технологии, социальность, интернациональность.

В основе ДО (дистанционного обучения) лежат два основополагающих принципа:

  • свободный доступ, т.е. право каждого (без вступительных испытаний) начинать учиться и получить среднее или высшее образование;

  • дистанционность обучения, т.е. обучение при минимальном контакте с преподавателем с упором на самостоятельную работу.

Помимо двух основных принципов существует множество второстепенных:

  • принцип интерактивности;

  • принцип стартовых знаний;

  • принцип индивидуализации;

  • принцип идентификации;

  • принцип регламентности обучения;

  • принцип педагогической целесообразности применения средств новых информационных технологий. [2, c. 153-155]

Как уже было отмечено главным в ДО является организация самостоятельной когнитивной деятельности учащихся. В современном обществе не актуальны традиционные методы обучения. К тому же привлекательность ДО объясняется не только рассредоточенностью преподавателей и учащихся в пространстве, но и возможностью учиться в любое удобное для учащихся время. Знание в современном обществе все в большей степени становится товаром и, как любой товар, требует хорошей упаковки и соответствующих способов распространения. Преподаватель как единственный носитель знания в традиционном учебном процессе не удовлетворяет этим требованиям.

Заочное обучение является прообразом ДО в тех учебных заведениях, которые имеют соответствующий опыт. Однако есть и принципиальные отличия сложившихся стандартов заочного обучения и новых идей ДО. Среди них выделим следующее.

  • заочное обучение предполагает получение какой-либо конкретной специальности по вполне определенному учебному плану. ДО более демократично. Учащийся может выбрать какой-либо один курс или систему курсов, не связывая это, порой, с получением конкретной специальности;

  • при заочном обучении обычно планируются очные занятия, когда учащиеся собираются вместе для прослушивания обзорных лекций, выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов. При дистанционном обучении такие сессии могут и не планироваться, однако складывающаяся практика ДО показывает, что хотя бы без одной очной встречи обучающегося и преподавателя на итоговом контроле пока, видимо, не обойтись.

Изначально заочное обучение ориентировалось на печатные материалы, пересылаемые по почте. ДО в своей основе предполагает использование компьютерных и телекоммуникационных технологий. [4, c. 102-103]

Администрация многих учебных заведений считают своей главной задачей в развитии дистанционных форм обучения создание материальной технической базы. Однако ключом к ДО является учебно-методическое обеспечение самостоятельной когнитивной деятельности учащихся. Его разработка требует значительно более серьезных организационных усилий, высочайшей квалификации разработчиков и, порой, более значительных финансовых затрат, чем закупка и установка оборудования. При разработке учебно-методического обеспечения дистанционных курсов, как показывает опыт, целесообразно планировать создание комплексов, позволяющих поддерживать учебную деятельность учащихся на всех этапах обучения - от знакомства с теоретическим материалом до решения нетиповых задач. По дидактическому назначению различные виды учебно-методического обеспечения А.В. Хуторской классифицирует по четырем блокам [5, c. 26-30]:

^ Компоненты первого блока (учебные пособия с теоретическим материалом в печатной форме, что предпочтительно, или в электронном виде, аудио- и видеокассеты с обзорными лекциями) предназначаются для первоначального знакомства с теоретическим материалом по курсу. Сюда же могут быть отнесены и методические рекомендации для преподавателей (как учить с помощью комплекса) и для учащихся (как учиться с помощью комплекса).

Основное назначение второго блока учебно-методического обеспечения - осмысление и закрепление теоретического материала, контроль знаний по теории. В его состав могут входить электронные мультимедийные учебники на flash носителях, CD дисках или в Интернет, программно-информационные системы компьютерного тренинга и контроля знаний.

^ Компоненты третьего блока предназначены для формирования и развития практических умений и навыков, развития интуиции и творческих способностей, ускоренного накопления профессионального опыта. Сюда можно отнести системы лабораторного практикума удаленного доступа, компьютерные тренажеры, основанные на математических моделях изучаемых объектов и процессов. Обучение на таких тренажерах ведется в ходе решения специально подобранных задач в режиме управляемого исследования.

^ Компоненты четвертого блока - это системы автоматизации профессиональной деятельности или их учебные аналоги: пакеты прикладных программ (ППП), системы автоматизации проектных работ (САПР), научных исследований (АСНИ) и т. п. Они могут использоваться учащимися для решения различных задач по тематике комплекса, возникающих, например, в ходе курсового или дипломного проектирования. Процесс учебной работы проходит при этом в режиме свободного учебного исследования и близок по специальному характеру к профессиональной деятельности специалиста.

Если не рассматривать издержки процесса развития ДО как новой формы обучения, то принципиальных оснований для утверждения, что дистанционное обучение значительно хуже по сравнению с очными формами, не существует. Высокое качество определяется следующими факторами:

  • возможностью привлечения высококвалифицированных научно-педагогических кадров и специалистов в сфере новых информационных технологий к разработке широко тиражируемого учебно-методического обеспечения;

  • высоким интеллектуальным потенциалом информационной среды ДО;

  • высоким уровнем самостоятельности в когнитивной деятельности учащихся;

  • большим количеством разнообразных заданий, в том числе исследовательского характера;

  • потенциалом коллективного творчества в ходе телеконференций в Интернет;

  • возможностью практически ежедневного индивидуального общения преподавателя и учащегося.



^ 1.2 Преподаватель в системе дистанционного обучения


Анализ основных педагогических методов современного образования, основанного на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, показывает, что содержание педагогической деятельности в новой образовательной системе существенно отличается от традиционной. Это требует от преподавателя специфических знаний, умений, навыков.

Во-первых, значительно усложняется деятельность по разработке курсов, поскольку быстро развивается ее технологическая основа. Она требует от преподавателя развития специальных навыков, приемов педагогической работы. Кроме того, современные информационные технологии выдвигают дополнительные требования к качеству разрабатываемых учебных материалов в основном из-за открытости доступа к ним как большого числа обучаемых, так и преподавателей и экспертов, что в сущности усиливает контроль за качеством этих материалов.

Во-вторых, особенность современного педагогического процесса состоит в том, что в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является преподаватель, центр тяжести при использовании новых информационных технологий постепенно переносится на студента (учащегося), который активно строит свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию в развитой образовательной среде.

В данных условиях важнейшей функцией преподавателя является поддержка обучающегося в его деятельности: способствовать его успешному продвижению, помощь в нахождении и освоении нужной информации, облегчить решение возникающих проблем.

В-третьих, предоставление учебного материала, требует в современном образовании более активных и интенсивных взаимодействий между обучаемыми, чем в традиционном классе, где преобладает как бы обобщенная обратная связь учителя со всем классом, а взаимодействие учителя с отдельным учеником довольно слабое.

Таким образом, в связи с применением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования происходят существенные изменения в преподавательской деятельности, месте и роли преподавателя в учебном процессе, его основных функциях. В качестве первостепенных функций можно отметить следующие изменения:

  • усложнение деятельности по разработке курсов;

  • необходимость специальных навыков и приемов разработки учебных курсов;

  • усиление требований к качеству учебных материалов;

  • возрастание роли обучаемого в учебном процессе;

  • усиление функции поддержки студента;

  • возможность обратной связи преподавателя с каждым обучающимся.

Значительные изменения происходят в преподавательской деятельности в связи с применением новых информационных технологий в системе дистанционного образования. Если в традиционном образовании преподаватель большую часть времени уделял чтению лекций, то теперь преподаватель должен:

  1. Разработать содержание курса на новой технологической основе.

  2. Помочь учащемуся сориентироваться в обширной и разнообразной учебной информации и найти подходящую именно ему образовательную траекторию.

  3. Обеспечить активное взаимодействие обучаемого как с самим преподавателем, так и с другими обучаемыми в ходе обсуждения вопросов курса.

Для каждого из этих основных видов преподавательской деятельности характерны специфические проблемы. Так, разработка курсов на базе новых технологий требует не только свободного владения учебным предметом, его содержанием, но и специальных знаний в области современных информационных технологий. Таким образом, в ходе учебного процесса нужны специальные не только педагогические, но и технологические навыки, опыт работы с современными техническими средствами.

Характерная черта управления образованием, основанным на новых информационных технологиях, - организация образовательного процесса на основе разделения труда. Без него невозможно достичь значительного роста числа учащихся, а значит, и проявления эффекта масштаба, т.е. повышения эффективности образовательной системы за счет экономии от масштаба ее деятельности. Эффект масштаба является одним из основных источников повышения эффективности новой образовательной системы, становление которой требует существенных затрат на формирование ее технологической базы. Не преподаватель старой образовательной системы, снабженный новыми техническими и технологическими средствами, а преподаватель новой специализации со свойственным ей характером деятельности и местом в общей системе разделения труда может обеспечить эффективное функционирование системы дистанционного обучения.

Таким образом, организация преподавательской деятельности на основе разделения труда является неотъемлемой чертой управления современной образовательной системой, которое осуществляется на базе системного подхода к процессам ее развития.

Как следует из рассмотренного выше анализа содержания педагогической деятельности в системе дистанционного обучения, основанной на новых информационных технологиях, основными специализациями преподавателей в этой системе являются следующие:

  • специалист по разработке курсов, т.е. дизайнер курсов;

  • фасилитейтор - специалист, который помогает обучаемым найти и реализовать свою образовательную траекторию в разработанном учебном материале;

  • тьютер – это специалист по интерактивному предоставлению учебных курсов, взаимодействиям с учащимися в ходе изучения материалов курса;

  • специалист по методам контроля за результатами обучения, ответственный за организацию и проведение тестов, зачетов, экзаменов.



^ 1.3 Преимущества и недостатки дистанционного обучения


Любая система имеет свои преимущества и недостатки, перед схожими системами. Это связано с множествами факторов, которые обуславливают данную систему. Рассмотрим преимущества и недостатки дистанционного обучения.

Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой. Сегодня нельзя представить технологичность без развития Интернет сетей, скоростного доступа в Интернет, использования мультимедиа технологий, звука, видео, что делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными. В пользу подобной основы для различных моделей дистанционного обучения говорят следующие факторы, обусловленные дидактическими свойствами этого средства информационных технологий:

  • возможность чрезвычайно оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);

  • возможность оперативного изменения информации через сеть Интернет со своего рабочего места;

  • хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимой продолжительности времени, возможность ее редактирования, обработки, распечатки и т.д;

  • возможность интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной обратной связи;

  • возможность доступа к различным источникам информации, в первую очередь Web-сайтам Интернет, удаленным базам данных, многочисленным конференциям по всему миру через систему Интернет, работы с этой информацией;

  • возможность организации электронных конференций, в том числе в режиме реального времени, компьютерных аудиоконференций и видеоконференций (данный способ уже широко практикуется в США);

  • возможность диалога с любым партнером, подключенным к сети Интернет;

  • и многие другие факторы.

Необходимо отметить, что по мнению 57% преподавателей США, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных занятий. 33,3% опрошенных преподавателей считает, что в ближайшие годы результаты дистанционного обучения превзойдут результаты аудиторного.

Доступность и открытость обучения – еще одно из главных достоинств ДО. Дистанционное обучение предоставляет нам возможность учиться удалено от места обучения, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. Обучение в любое время в любом месте позволяет студентам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения. При этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни.

Дистанционное обучение признано одним из самых дешевых способов получения образования, в первую очередь за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижению расходов на организацию самих курсов (не надо оплачивать помещение для занятий, меньше обслуживающего персонала, затраты на преподавателей могут быть сокращены и т.д.).

Еще одно достоинство дистанционного обучения – это доступ к качественному образованию. Свобода и гибкость этого способа получения образования предполагают новые возможности для выбора курса обучения. Очень легко выбрать несколько курсов из разных университетов, из разных стран. Можно одновременно учиться в разных местах, сравнивая курсы между собой. Появляются возможность обучения в лучших учебных заведениях, по наиболее эффективным технологиям, у наиболее квалифицированных преподавателей. Человек может учиться дистанционно инкогнито, в силу различных причин (возраст, положение, должность, стеснительность и т.д.). Дистанционное обучение дает возможность получить образование инвалидам и людям с различными отклонениями.

Как показывает практика, при использовании дистанционного обучения учебное заведение получает большее количество иностранных студентов, университеты имеют возможность увеличить количество студентов за счет привлечения дистанционных слушателей из других стран и городов.

ДО носит более индивидуальный характер обучения. Обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, пропускать отдельные разделы и т.д. Слушатель изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период сессии, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет студента заниматься самостоятельно и получать навыки самообразования. Как показывает опыт многих университетов, студент, обучающийся дистанционно, становится более самостоятельным, мобильным и ответственным. Без этих качеств он не сможет учиться. Если их не было изначально, но мотивация к обучению велика, они развиваются и по окончанию обучения выходят специалисты, действительно востребованные на рынке. Дистанционное обучение делает процесс обучения творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения учащегося.

В процессе обучения обучающийся документирует процесс обучения. У него может остаться сам курс обучения, электронная переписка с преподавателем и он может обращаться к ним позже, по мере необходимости.

Использование современных технологий и дистанционного обучения нам предоставляется возможность легко формировать виртуальные профессиональные сообщества (например, сообщества учителей), общаться учителям между собой, обсуждать проблемы, решать общие задачи, обмениваться опытом, информацией и т.д.

Несмотря на множество достоинств, ДО имеет и свои недостатки.

Один из главных недостатков дистанционного обучения - отсутствие прямого очного общения между учащимися и преподавателем. Когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения.

Дистанционное обучение накладывает ряд своих требований на организацию учебного процесса, таких как необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет, высокие требования к постановке задачи на обучение, администрирование процесса, организации мотивации слушателей. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося. Как правило, учащиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися.

Одной из ключевых проблем дистанционного обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Большинство дистанционных программ предполагает очную экзаменационную сессию. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения.

К существенным недостаткам системы дистанционного обучения относится высокая стоимость построения системы дистанционного обучения. На начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения. Необходимо отметить, что разработка курсов дистанционного обучения – трудоемкий процесс. Создание одного часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов. Один из путей решения этой проблемы это поиск или создание и использования существующих видео и аудио файлов, использование методов постепенного усложнения дистанционных курсов.


1.4 Выводы


Дистанционное обучение, таким образом, не электронный вариант очного или заочного обучения, адаптирующий традиционные формы занятий и бумажные средства обучения в телекоммуникационные. Дистанционное обучение призвано решать специфические задачи, затруднённые для достижения в обычном обучении: усиление активной роли учащегося в собственном образовании, получение возможности общения учащегося с педагогами-профессионалами, возможность соревнования с большим количеством сверстников, расположенных в различных городах и странах при помощи участия во всевозможных проектах, конкурсах, олимпиадах. Эти задачи относятся к развитию творческой составляющей образования.

Мы узнали, что среда дистанционного обучения характеризуется тем, что учащиеся отдалены от преподавателя в пространстве и во времени, однако это не мешает поддерживать диалог при помощи средств телекоммуникаций, что дает определенные преимущества перед другими системами обучения. К этим преимуществам можно отнести гибкость, модульность, параллельность, дальнодействие, асинхронность и другие.

Педагогическая деятельность СДО сильно отличается от традиционной, так как требуется наличие специфических знаний, умений, навыков у преподавателя. Сюда можно отнести знание и умение применять современные информационные технологии при подготовке учебного материала, умение поддержать студента (способствовать его успешному продвижению, помощь в нахождении информации). Таким образом, от преподавателя требуется не только свободное владение учебным предметом, но и специальными знаниями в различных областях.

Система дистанционного обучения признана одной из самых дорогих систем. Так большая часть средств уходит на создание курсов, закупку современного технического обеспечения. Для создания курса требуется широкий круг специалистов: дизайнер, фасилитейтор, тьютер, специалист по методам контроля. Совокупное время работы составляет огромное время, что несет за собой существенные финансовые затраты.

Таким образом, дистанционное обучение – это альтернатива, ни в коем случае не замена, традиционному образованию. СДО призвано обеспечить доступность образования при сохранении его качества.


^ 2. Дистанционное обучение: возможности и реальный опыт


2.1 Практика дистанционного обучения


Одним из старейших университетов дистанционного обучения является University of South Africa, который начал предлагать курсы с 1946 года. Крупнейшим университетом дистанционного обучения считается британский Открытый университет, основанный в 1969 году. Немногим позже в 1974 году в Германии был основан FernUniversität in Hagen. В 1984 году в США открывается Национальный технологический университет, который использует программы ДО по инженерным специальностям. В настоящий момент все они являются крупнейшими мировыми университетами.

Существует множество других зарубежных организаций с программами дистанционного обучения: Открытый университет Хаген (Германия), INTEC-колледж Кейптауна (ЮАР), Испанский национальный университет дистанционного обучения, Открытая школа бизнеса Британского открытого университета, Австралийская территориальная информационная сеть.

В России дистанционное обучение начало развиваться с 1988 года, с появлением проекта «Школьная электронная почта». Сегодня одним из крупнейших центров в этой области является «Эйдос».

Рассмотрим процесс обучения в учебных центрах дистанционного обучения.

Слушатели учебного курса объединяются в учебные группы на период проведения подготовки, переподготовки или тестирования. Процесс обучения может проводиться как в специально оборудованных компьютерных учебных классах, так и на рабочих местах обучаемых, подключенных к сети Internet. Слушатели виртуального учебного центра после зачисления на курс получают доступ к учебно-методическим материалам курса. Они могут самостоятельно изучать учебные материалы, рекомендованные преподавателем, или искать в каталоге дополнительные материалы. Слушатели имеют возможность записаться на индивидуальную консультацию к преподавателю. Преподаватель также имеет возможность разослать приглашения на консультацию слушателям своей группы. После изучения материала и консультаций слушатели в соответствии с учебным планом выполняют специально подготовленные тестовые задания и курсовые работы. (Приложение А)

Учебный курс состоит из отдельных разделов. Слушатели самостоятельно изучают как учебно-методические материалы, подготовленные преподавателями виртуального учебного центра, так и дополнительную литературу по данному разделу курса. (Приложение Б)

В дистанционном обучающем центре предусмотрено проведение групповых или индивидуальных консультаций. Естественно, прежде чем проводить консультацию, преподаватель должен назначить дату и время консультации и послать по электронной почте сообщение об этом слушателям. Обычно консультации проводятся средствами стандартной программы Microsoft NetMeeting.

Преподаватель может проводить консультацию в различных режимах функционирования программы MS NetMeeting. Режим Chat (Разговор) позволяет собеседникам обмениваться печатными сообщениями в режиме реального времени. Когда один из участников консультации (прежде всего - преподаватель) запускает программу Chat, окно разговора появляется на экране каждого пользователя.

Режим Whiteboard (Доска) позволяет участникам консультации создавать совместные наброски и рисунки, демонстрировать заранее подготовленные чертежи и рисунки, обмениваться текстами сообщений. Когда один из участников телеконференции запускает программу Whiteboard, доска появляется на экране каждого пользователя. Любой из участников консультации может одновременно с другими рисовать на доске и видеть общий рисунок.

Если компьютеры участников телеконференции снабжены звуковой платой, подключенной к микрофону и динамику, то программа MS NetMeeting позволяет использовать режим звукового общения. Однако этот режим можно применять только при проведении индивидуальной консультации.

В рамках программы MS NetMeeting возможно работать и в режиме совместного использования приложений участниками консультации. Особенно удобна в этом плане программа MS Word. Преподаватель может заранее подготовить в текстовом редакторе MS Word учебно-методические материалы или вопросы и последовательно выводить их на экран в интерактивном режиме пролистыванием документа с помощью полосы прокрутки.


^ 2.2 Развитие дистанционного обучения в РБ.


Анализ состояния системы дистанционного обучения (ДО) в Республике Беларусь, позволяет выявить, что в ряде учреждений образования Республики Беларусь (Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусский национальный технический университет, Государственный институт управления и социальных технологий БГУ, Институт бизнеса и менеджмента технологий БГУ, Республиканский институт высшей школы, Полоцкий государственный университет, Белорусский государственный экономический университет, Белорусско-российский университет, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка и другие) накоплен значительный научно-методический и кадровый потенциал, информационные ресурсы и технологии для организации ДО. Коммуникационной основой системы ДО являются компьютерные сети системы образования и науки: Юнибел, Баснет, мультисервисная сеть БГУ.

Анализ показал, что как государственные, так и негосударственные учреждения образования используют в процессе самостоятельной контролируемой работы студентов электронную почту, факс, телефон, телевидение, компьютерные сети. Большинство учреждений для проведения учебного процесса формируют комплекты учебно-методических материалов (кейсы). Основу кейса составляют издания на компакт-дисках, где широко представлены текстовые учебные материалы, системы тестового контроля знаний и реализованы информационно-справочные части учебных курсов.

В системе общего среднего, профессионально-технического и средне-специального и образования ДО используется, в основном, как дополнительная форма обучения, для  работы с талантливыми детьми, а также при обучении детей с ограниченными физическими возможностями.

При получении высшего образования система ДО основывается на образовательных стандартах специальностей, установленных для всех форм обучения. Особенностью создаваемой в Республике Беларусь системы ДО является то, что она находится на стадии развития.

Процесс развития ДО в Республике Беларусь сдерживается рядом причин:

  • недостаточное нормативное правовое обеспечение процесса ДО;

  • узкий состав участников эксперимента по внедрению системы ДО;

  • отсутствие единых подходов при создании электронных учебно-методических комплексов (УМК);

  • отсутствие разработок УМК на иностранных языках;

  • отсутствие специальных программ для дистанционного обучения социально незащищенных слоев населения и лиц с ограниченными физическими возможностями;

  • недостаточное финансирование системы дистанционного обучения Республики Беларусь за счет бюджетных средств;

  • проблемы при организации ДО в магистратуре.

31 января 2007 года состоялось заседания Совета по проблемам информатизации системы образования при Министерстве образования Республики Беларусь. Совет принял решение об одобрении эксперимента в области дистанционного обучения в Республике Беларусь. Вместе с этим совет вынес ряд рекомендаций по развитию дистанционного обучения в Беларуси:

  • учреждениям образования, осуществляющим подготовку педагогических кадров, ввести в рабочие программы дисциплин разделы, посвященные изучению технологий дистанционного обучения;

  • разработать рекомендации по структуре и оформлению электронных учебно-методических комплексов для дистанционной формы обучения;

  • подготовить рекомендации по внедрению элементов ДО для организации самостоятельной управляемой работы студентов различных форм обучения.

Рассмотрим центры дистанционного обучения при университетах БГУИР и БГЭУ. Оба центра имеют свои сайты: http://prometey.bsuir.by/, http://cdo.bseu.by/. На сайтах представлен список тьютеров, их контактные телефоны, адреса электронных ящиков, по которым можно связаться с ними. В разделе «Новости» находится информация о графике учебного процесса: консультации, ликвидации задолженностей, расписании экзаменов, график работы преподавателей.

При анализе сайта ДО БГУИР было выявлено, что в определенные сроки проходит лабораторно-зачетно-экзаменационная сессия для студентов. В сессию предполагается выполнение и защита аудиторных лабораторных работ, возможна (по согласованию с ЦДО) сдача экзаменов и зачетов. Для участия в сессии студент должен падать заявку в ЦДО с указанием дисциплин, по которым планирует выполнение лабораторных работ и сдачу зачетов и экзаменов. На сайте приведен список возможных дисциплин.

В БГУИР реализована возможность изучения отдельных дисциплин с выдачей сертификата по результатам изучения. Такая образовательная услуга предоставляется на платной основе по дистанционной форме обучения.

Учреждение образования "Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники" с 2002 года проводит набор студентов на дистанционную форму обучения по следующим специальностям:

  • программное обеспечение информационных технологий;

  • информационные системы и технологии (в экономике);

  • информационные технологии и управление в технических системах;

  • автоматизированные системы обработки информации;

  • искусственный интеллект;

  • информатика;

  • маркетинг.

Система дистанционного обучения в БГУИР создает обучаемому условия для свободного выбора образовательных дисциплин, обеспечивает диалоговый обмен с преподавателем как по электронной почте, так и через механизм телеконференций и чатов.

К услугам студентов предоставляется электронная библиотека образовательных ресурсов БГУИР, доступная через Internet. В этой библиотеке находится вся необходимая литература. При необходимости здесь же студент может получить учебно-методический комплекс (УМК) по необходимой дисциплине. Кроме этого, каждый студент перед началом учебного года получает индивидуальный компакт-диск с комплектом учебных материалов по выбранным для изучения дисциплинам. Таким образом реализуется основной принцип дистанционного обучения: "Знания доставляются к человеку".

СДО в БГЭУ в целом не отличается от системы БГУИР. В БГЭУ создан единый центр на основе электронных учебно-методических комплексов. Студент имеет свободного доступ к учебно-вспомогательным материалам с использованием корпоративной сети БГЭУ и удаленного доступа. Основными действующими лицами учебного центра являются: администратор, куратор, преподаватель и обучаемые (слушатели). (Приложение В)


^ 2.3 Перспективы развития дистанционного обучения


Развитие отечественного образования является одной из важнейших задач, стоящих перед обществом. По мнению экспертов, одним из путей решения данной проблемы может стать дистанционное обучение. Без сомнения, онлайн-обучение ни в коем случае не сможет стать заменой традиционному обучению. Оно не в состоянии создать студенческую атмосферу и заменить общение с живым педагогом. Но снять часть проблем оно может. При помощи дистанционного образования жители небольших городов получат возможность проходить курсы столичных университетов и академий. Виртуальным слушателям, совмещающим обучение с работой, дается шанс сократить количество аудиторных часов и получать конкретные знания без отрыва от непосредственной деятельности.

Тем, кому сейчас 30 и более, теперь не обязательно садиться за парту с людьми много моложе себя. Часто людям неловко представить себя в учебном процессе рядом с кем-то, кто значительно младше. Самим преподавателям взрослая аудитория также интересна, так как они получают связь с людьми, которые применяют полученные знания на практике. Важно и то, что дистанционное обучение приводит к значительной экономии средств. Оно существенно дешевле очного образования.

При помощи дистанционного обучения появляется возможность установить баланс между общественным спросом на образование и его предложением.

В 2005 году в образовательные электронные услуги в мире было инвестировано 46 миллиардов долларов. В США дистанционное обучение предлагают более 200 университетов и тысячи колледжей. Всего по Штатам им охвачено свыше 3 миллионов человек, и по прогнозам через несколько лет их количество достигнет 5 миллионов.

Россия пока отстает на этом пути, но необходимо отметить, что российское образование всегда признавалось одним из лучших в мире.

На данный момент "Транстелеком" связала научные центры Российской академии наук с европейской научной сетью GEANT, что позволило российским ученым, не покидая России, проводить совместные исследования со своими иностранными коллегами и не чувствовать себя оторванными от мирового научного процесса.

  Все образовательные учреждения, использующие информационно-коммуникационные технологии, фактически находятся вне правового поля. Необходимо отметить, что на сегодняшний день для развития системы дистанционного образования практически отсутствует нормативно-правовая база. Остановимся на тех немногих законодательных актах, которые используются сейчас для создания ДО в республике.

В первую очередь это Конституция Республики Беларусь, которая гарантирует гражданам право на получение образования, а также право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации (ст. 34). Более конкретные правовые отношения в области образования и информатизации регулируются декретами и указами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, постановлениями правительства Республики Беларусь и другими нормативными актами, среди которых в первую очередь необходимо отметить закон «Об образовании» и закон «Об информатизации».

Закон Республики Беларусь от 19 марта 2002 г. «Об образовании» урегулировал правовые отношения между участниками образовательного процесса, предложил новые образовательные стандарты. При этом предусмотрено развитие сферы образования на основе новых прогрессивных концепций, внедрение в учебно-воспитательный процесс новейших педагогических технологий и научно-методических разработок, создание новой системы информационного обеспечения образования.

Закон Республики Беларусь от 6 сентября 1995 г. «Об информатизации» урегулировал правовые отношения, возникающие в процессе формирования и использования документированной информации и информационных ресурсов, создания информационных технологий, автоматизированных информационных систем и сетей, определил порядок защиты информационного ресурса, а также прав и обязанностей субъектов, принимающих участие в процессе информатизации.

Координационный совет по проблемам информатизации при Министерстве образования Республики Беларусь рассмотрел проект национальной концепции дистанционного обучения и принял решение (№ 6 от 24.12.2002 г.) создать при Министерстве образования координационный совет по дистанционному обучению, внести в Министерство образования предложения по организации Национального центра и базовых центров ДО. В 2002 г. Министерство образования РБ утвердило «Положение о дистанционном обучении в учреждении образования БГУИР».

Опережая в некоторой степени развитие нормативно-правовой базы, ведущие вузы республики создают организационные структуры ДО (в Академии управления при Президенте РБ - Центр информационных технологий, в БИТУ - Международный институт дистанционного образования и т. д.). В вузах и других организациях постепенно создаются электронные учебники и библиотеки из них, информационно-образовательные среды, однако отсутствуют правовые основы использования данных материалов, размещенных в сети. Для эффективной работы учебных заведений, использующих технологии дистанционного обучения, необходима координация их действий, а также создание соответствующей нормативной базы и предоставление дистанционному обучению официального статуса.

Нормативно-правовая база ДО должна формироваться в виде пакета национальных актов по вопросам организации правового регулирования отношений между объектами и субъектами в сфере ДО с учетом единых требований, определяемых Министерством образования. В основу должны быть положены следующие принципы: учет конституционных норм, открытость и доступность информации, защита прав интеллектуальной собственности, информационная безопасность, согласованность разрабатываемых норм с актами других отраслей законодательства, а также с международным законодательством. Если система ДО будет иметь нормативно-правовую базу, она станет одной из официальных форм получения образования. Отсутствие же правовых рамок для ДО не только сдерживает экономическое развитие страны, но и вынуждает белорусских граждан обращаться за соответствующими услугами в специализированные учреждения за пределами Беларуси.

Для создания нормативно-правового обеспечения системы дистанционного обучения в республике необходимо:

  • организовать юридическую службу ДО с соответствующим юридическим обеспечением;

  • определить права, обязанности обучаемых и регламент работы профессорско-преподавательского состава;

  • разработать требования к организации и функционированию подразделений национальной структуры ДО, включая нормативные документы по лицензированию, аттестации и аккредитации;

  • разработать требования к созданию и тиражированию информационно-образовательных сред и учебных средств ДО для различных уровней;

  • определить требования к эксплуатации телекоммуникационных сетей ДО;

  • обеспечить признание документов (сертификатов) ДО;

  • разработать требования и условия международной деятельности в области ДО.

Вместе с тем, информатизация образования - реальный шанс выстроить новую прогрессивную модель отечественной системы образования. Внедрение электронных, информационных или дистанционных образовательных технологий не должно означать ликвидацию классических образовательных технологий. Каждая из образовательных технологий должна занять свою нишу.


2.4 Выводы


Развитие ДО позволит не только обеспечить населению нашей страны доступ к качественному образованию, но и даст возможность завоевать определенное место на мировом рынке образовательных услуг.

В сфере программного обеспечения, которое является необходимым условием дистанционного обучения, наблюдается постепенный переход от информационной ориентации к интерактивной. В мультимедийных обучающих программах пользователю отводится всё более активная роль, предполагающая свободу выбора действий и получения индивидуальных результатов. Вероятно, в скором времени следует ожидать компьютерных обучающих программ, позволяющих ученику действовать эвристически, то есть создавать свой собственный, а не определённый заранее образовательный продукт. Развитие интерактивных обучающих программ дополнит средства и возможности эвристической технологии дистанционного обучения, позволит увеличить созидательную составляющую современного образования. Дистанционные формы обучения снимают многие психологические проблемы, связанные с коммуникацией школьников, позволяют им быть более искренними. Возможность поработать над своей мыслью помогает ученикам устранить погрешности устного общения. Открытость дистанционных форм деятельности расширяет мировоззрение учеников до планетарного уровня. Чувство близости всех стран и континентов - одно из первых, возникающих практически у каждого школьника, который начинает работать с электронной почтой или Web-системой сети Internet.


^ 3. Анализ технических возможностей и выявление отношения к использованию дистанционного обучения


На базе учреждения образования «Минский государственный высший радиотехнический колледж» с целью изучения подготовки преподавателей к работе по дистанционной форме обучения, а также выявления технических возможностей и отношения к использованию ДО в качестве формы обучения было проведено анкетирования среди студентов 4 курса отделения программирования (Приложение Г) и преподавателей колледжа (Приложение Д). В анкетировании приняло участие 50 студентов и 25 преподавателей.

Первая часть анкеты состояла из 2 вопросов и была общей для студентов и преподавателей. На основе ее выполнения выявлялись технические возможности использования дистанционной формы обучения. Первый вопрос анкеты предполагал выявить наличие у респондентов персонального компьютера дома. Результат показал, что все 100% опрошенных преподавателей и студентов имеют компьютер. На второй вопрос анкеты «Имеете ли Вы выход в Интернет» ответили положительно 97%, отрицательно - 3%. Таким образом, необходимо отметить высокий уровень технической возможности использовать дистанционную форму обучения.

Вторая часть анкеты состояла из 5 вопросов. Первый вопрос предлагал студентам оценить уровень применения информационных технологий преподавателями в учебном процессе, а преподавателям – уровень применения ими информационных технологий по десятибалльной системе. Результаты приведены на Диаграмме 1.



Диаграмма 1

Как видно из диаграммы мнения студентов и преподавателей совпадают: уровень применения информационных технологий преподавателями выше среднего. Однако этот уровень не в полной мере дает возможность создания преподавателями электронных учебно-методических комплексов (УМК). Анализ основных педагогических методов современного образования, основанного на компьютерных и телекоммуникационных технологиях, показывает, что от преподавателя требуются специфические знания, умения, навыки.

Второй и третий вопросы предполагали выявление отношение студентов и преподавателей к дистанционной форме обучения в качестве основного и вспомогательного способа обучения. Результаты приведены на Диаграмме 2, 3:



Диаграмма 2




Диаграмма 3

Как видно из результатов, почти все респонденты положительно относятся к ДО в качестве вспомогательного способа обучения. При аргументировании своего ответа, опрашиваемые ссылались на то, что обычно люди, которые прошли или проходят очное обучение в университете, имеют ту базу знаний и те навыки, которые необходимо для обучения дистанционно. На вопрос «Как Вы относитесь к дистанционному обучению в качестве основного способа обучения» студентов ответило нейтрально - 40%, далее отрицательно - 33%, положительно – 27%. На этот же вопрос больше всего преподавателей ответило отрицательно – 50%, далее положительно – 29%, нейтрально - 21%.

Анализ результатов показывает, что большинство студентов и преподавателей поддерживают идею внедрения в высшее образование дистанционного обучения. Некоторые преподаватели психологически готовы принять участие в разработке учебно-методических материалов для этой формы обучения. Целесообразность внедрения технологий ДО, считают респонденты, диктуется тем, что студент получает возможность непосредственного доступа к научным телеконференциям, образовательным сайтам, электронным информационным бюллетеням. Результаты анкетирования показывают, что абсолютное большинство преподавателей к дистанционному обучению с применением учебных компьютерных заданий относятся положительно. Также в личной беседе было выявлено, что у многих преподавателей недостаточно ясное представление о новой форме обучения, об условиях ее эффективного использования. Большинство преподавателей изъявляют желание и готовность повысить свою квалификацию в области использования новых информационных технологий в образовании, в том числе телекоммуникаций и Интернета. Уровень знаний студентов в области информационных технологий, как оказалось, высокий и достаточный для обучения дистанционно. Из выше сказанного можно сделать вывод, что начинать апробацию дистанционного обучения надо поэтапно, переходя от локального (на экспериментальных классах) к массовому внедрению.

Далее респондентам (студентам и преподавателям) было предложено оценить степень значимости средств обучения. Из числа традиционных средств обучения были предложены учебник и конспект, из современных – электронный учебник (Диаграмма 4).



Диаграмма 4

Как видно из диаграммы респонденты оценили степень значимости традиционных средств обучения в равных долях. Немного меньше уровень современных средств обучения. Анкетирование показало, что информационные технологии в высшем образовании можно рассматривать как средство самореализации и самоутверждения педагогов, способствующее развитию плодотворного сотрудничества со студентами, росту педагогического авторитета в среде коллег, средство самостоятельного изучения материала для студентов. Использование ДО расширяет возможности распространения накопленного опыта и помогает перейти от роли преподавателя-транслятора знаний на уроке к положению учителя-тьютора, организующего, исследующего и направляющего процесс самостоятельной когнитивной деятельности учащихся. Для повышения квалификации преподавателей по работе в системе ДО можно рекомендовать продолжить работу по обучению преподавателей технологиям ДО, содержащую беседы, конференции, методические семинары, привлекать для этих целей специалистов, имеющих опыт работы по дистанционным технологиям.

В последнем вопросе анкетируемым было предложено выбрать одну из форм обучения в качестве получения дополнительного образования: очную, заочную или дистанционную. Анализ ответов на данный вопрос (Диаграмма 5) показывает, что спрос на дистанционное обучение существует. В первую очередь это связано с открытостью и доступностью данной формы обучения.



Диаграмма 5

Таким образом, в результате проведения данного анализа можно сделать ряд выводов, основными из которых являются следующие:

  • технологии дистанционного образования могут и должны внедряться в систему высшего образования;

  • программы обучения по технологиям ДО должны быть логичным продолжением курсов обучения, уже существующих для системы высшего образования;

  • начинать апробацию технологии ДО надо поэтапно, переходя от локального (на экспериментальных классах) к массовому внедрению;

  • внедрение технологий ДО может быть поддержано введением соответствующей дисциплины в курсах педагогических специальностей;

  • необходимо создать нормативную базу, регламентирующую все аспекты создания и эксплуатации учебных курсов, основанных на технологиях ДО.



Заключение


В ходе работы над курсовой работой была получена информация о состоянии современного образования: организация учебного процесса, базирующейся на принципе самостоятельного обучения студента с помощью развитых информационных ресурсов дистанционного обучения. Внедрение и развитие ДО в настоящее время имеет существенные перспективы для своего дальнейшего усовершенствования. Преимущества ДО связаны с применением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования. Уже сейчас происходят существенные изменения в преподавательской деятельности, месте и роли преподавателя в учебном процессе, его основных функциях, а также в организации учебной деятельности учащихся и студентов. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и/или во времени. В то же время они имеют возможность учиться в любое удобное для них время, в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

В настоящее время ДО создается скорее хаотично, по инициативе наиболее "продвинутых" школ, вузов и педагогов. Упорядочивание его содержания произойдёт после того, как будет наработан первичный материал. Тогда к этой работе подключатся административные, научно-исследовательские и массовые образовательные структуры. Дистанционное образование в ближайшие 2-3 года будет носить характер дополнительного, и лишь затем, начнёт представлять собой полноценную форму образования, эквивалентную очной форме обучения.

Дистанционное обучение, зародившись в конце XX-го столетия, войдет в XXI век как одна из наиболее эффективных и перспективных систем подготовки специалистов. Появление и активное распространение дистанционных форм обучения является адекватным откликом систем образования многих стран на происходящие в мире процессы интеграции, движение к информационному обществу. В Европе и Северной Америке создаются консорциумы ведущих университетов, представляющих широкий спектр дистанционных образовательных услуг. Так, ассоциация ДО в США объединяет в своем составе пять тысяч учебных заведений. Во многих странах дистанционные формы обучения до недавнего времени не применялись в широком масштабе из-за ряда объективных причин - в основном из-за недостаточного развития и широкого распространения технических средств новых информационных и телекоммуникационных технологий. В настоящее время созданы технические предпосылки для широкого использования дистанционного обучения в образовании. Более того, наметилось отставание реализации идей ДО от возможностей, предоставляемых техническими средствами.

Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки, - вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории. Проведение видео- и телевизионных лекций, круглых столов, компьютерных видео- и текстовых конференций, возможность частых, вплоть до ежедневных, консультаций с преподавателем по компьютерным коммуникациям делают взаимодействие обучаемых с преподавателями даже более интенсивными, чем при традиционной форме обучения. Интенсивные телекоммуникационные взаимодействия обучаемых между собой и с преподавателями консультантами позволяют проводить электронные семинары и деловые игры.

В системе ДО как в нашей стране, так и в странах СНГ нуждаются следующие группы населения:

  • учащиеся средних школ в сельской местности, в поселках, маленьких городах;

  • менеджеры различного уровня;

  • руководители региональных органов управления;

  • офицерский состав сокращающейся армии;

  • уволенные и сокращенные лица, зарегистрированные в Федеральной службе занятости;

  • лица, желающие получить второе образование или пройти переквалификацию;

  • лица, желающие повысить свою квалификацию в какой-либо области знаний;

  • лица с ограниченной свободой перемещения:

  • инвалиды;

  • русскоязычное население в странах СНГ и дальнего зарубежья.

К сожалению, пока эти планы не удалось воплотить, как предполагалось, в широкомасштабную государственную программу. Некоторые положения удалось реализовать лишь частично. Однако работа над концепцией и программой, их широкое обсуждение привлекли внимание многих педагогов и специалистов к проблематике ДО. Это как раз и послужили началом интенсивного развития этой сферы деятельности в учебных заведениях многих стран.

Список использованных источников


Литература


  1. Машбиц Е.Н. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988.-187 с.

  2. Образовательные технологии в подготовке специалистов: Сб. научных статей. В 5ч. (По итогам работы МНПК, Минск, 20-21 марта 2003 г.) / Министерство образования РБ. Учреждение образования РБ. Учреждение образования «Минский государственный высший радиотехнический колледж». Под ред. Н. А. Цырельчука. – Мн.: МГВРК, 2003.-Ч.5.-204 с.

  3. Тавгень И.А. Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы / И. А. Тавгень. - Мн.: БГУ, 2003. - 218 с.

  4. Тихонов А.Н., Воронина Т.П., Молчанова О.П. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. - М.: Вита Пресс, 1998.-150 c.

  5. Хуторской А. В. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – №36 -2002.–264 с.

  6. Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. – М.: ИОСО РАО, 2000.-156 c.


Интернет ресурсы

  1. Методика ДО в «БГЭУ» - http://cdo.bseu.by/about/DA.htm

  2. Система дистанционного обучения "Прометей" при БГУИР - http://prometey.bsuir.unibel.by/

  3. УО «ВГУ им. П.М. Машерова» - Центр информационных технологий. -http://www.cit.vsu.by/index.php?option=com_content&view=article&id=62:2008-12-06-16-09-04&catid=35:2008-12-06-16-02-04&Itemid=37



Приложение А


Схема функционирования виртуального учебного центра дистанционного обучения




Приложение Б


Схема изучения учебного курса слушателями дистанционного учебного центра




Приложение В


Структурная схема работы центра дистанционного обучения в БГЭУ





Приложение Г


Анкета «Анализ технических возможностей и выявление отношения к использованию ДО у студентов»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Имеете ли Вы компьютер дома?

да нет


  1. Имеете ли Вы выход в Интернет?

да нет

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Оцените применение информационных технологий преподавателями в учебном процессе (1..10): _____




  1. Как Вы относитесь к дистанционному обучению в качестве вспомогательного способа обучения?

положительно отрицательно нейтрально


  1. Как Вы относитесь к дистанционному обучению в качестве основного способа обучения?

положительно отрицательно нейтрально


  1. Оцените степень значимости средств обучения (1..10):

Учебник _____

Конспект _____

Электронный учебник _____


  1. Какую форму обучения Вы выбрали бы в качестве получения дополнительного образования?

очную заочную дистанционную


Приложение Д


Анкета «Анализ технических возможностей и выявление отношения к использованию ДО у преподавателей»

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Имеете ли Вы компьютер дома?

да нет


  1. Имеете ли Вы выход в Интернет?

да нет

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Оцените уровень применения Вами информационных технологий в учебном процессе (1..10): _____




  1. Как Вы относитесь к дистанционному обучению в качестве вспомогательного способа обучения?

положительно отрицательно нейтрально


  1. Как Вы относитесь к дистанционному обучению в качестве основного способа обучения?

положительно отрицательно нейтрально


  1. Оцените степень значимости средств обучения (1..10):

Учебник _____

Конспект _____

Электронный учебник _____


  1. Какую форму обучения Вы выбрали бы в качестве получения дополнительного образования?

очную заочную дистанционную


Скачать файл (264.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации