Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Экономика общественного сектора - файл 1.doc


Лекции - Экономика общественного сектора
скачать (1372.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1373kb.17.11.2011 03:59скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6
Лекция № 1


Тема: Общественный сектор экономики


Вопросы:


  1. Общественный сектор. Ресурсы общественного сектора.

  2. Государство и рынок. Участие государства в экономической жизни.

  3. Изъяны рынка и их основные типы.

  4. Причины и условия возникновения естественных монополий. Позитивные и негативные экстерналии.

  5. Неоптимальное использование ресурсов. Информационная асимметрия рынка.

  6. Оценка масштабов общественного сектора.

  7. Доля общественного сектора в национальной экономике разных стран. Тенденции изменения доли общественного сектора.

  8. Факторы, влияющие на развитие общественного сектора в условиях трансформации экономики.



Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства - это государственные организации, доходы и расходы бюджета. Общественный сектор функционирует в формах государственных предприятий и учреждений, налогообложения и программ общественных расходов.

Роль государства проявляется в решении вопросов, касающиеся воздействия на экономический рост, стабилизационной политики как «надэкономической» структуры, а также в общем ряду субъектов экономической деятельности. Экономика общественного сектора трансформирует предпочтения граждан в цели, преследуемые государством, объясняет, как государство изыскивает средства для достижения этих целей, как оно эти средства расходует и за счет чего его экономическая деятельность может стать более рациональной.

Ни одно правительство, независимо от его идейно-политической ориентации, не может оставаться безучастным к состоянию экономики, к тому, как исправно функционирует бизнес, хотя бы в силу того, что экономические потрясения могут просто свалить его. Можно даже без преувеличения сказать, что правительственные программы имеют решающее значение для развития и роста предпринимательства.

Государство призвано обеспечить правовую базу и общественный климат, благоприятствующий эффективному функционированию рыночной экономики; защиту конкуренции; перераспределение доходов; корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизацию экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста.

Количественно определить роль правительства в управлении экономикой весьма трудно, если не невозможно. Она настолько широка и многообразна что ее нельзя выразить в каких бы то ни было количественных или статистических единицах измерения. Правда, с определенной долей достоверности можно установить объем национального продукта, производимого под эгидой правительства, общий объем продукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций. Но вряд ли можно сколько-нибудь точно определить и измерить коэффициент полезного действия мер государства по защите окружающей среды, охране здоровья и труда рабочих, защите интересов потребителей, обеспечению равного доступа к вакантным рабочим местам и контролю за практикой ценообразования в определенных отраслях экономики и т.д.

Государственная поддержка бизнеса не во всем согласуется с классической и неоклассической экономическими теориями. Но все же тесные связи между бизнесом и государством вытекают из самой сущности либерально-демократической системы правления и правового государства, основанных на принципах политического равенства и признания, наряду с политическими правами, социальных прав граждан на достойные человека условия и стандарты жизни. Политики избираются и переизбираются на выборах. Их личный успех на политическом поприще зависит от состояния экономики, поскольку первейшей заботой избирателей является занятость и, следовательно, здоровая экономика.

В деятельности государства по поддержке бизнеса выделяется сколько направлений. Это создание и поддержание инфраструктуры экономической системы; содействие новым и развивающимся отраслям экономики; проведение и поддержка научно-исследовательских и конструкторских работ (НИОКР); государственные закупки продукции частных компаний; стимулирование продаж, сбор и хранение информации. Правительство оказывает помощь бизнесу путем осуществления расходов, например, на финансирование научно-исследовательских и конструкторских работ или через программы кредитования и налоговые льготы.

Главная функция государства с данной точки зрения состоит в обеспечении общих условий функционирования и развития основных сфер жизнедеятельности общества, в том числе создании и поддержании инфраструктуры, на которой базируется вся деятельность экономической системы.

К инфраструктурным составляющим (национальному инфраструктурному комплексу), следует отнести те сферы деятельности, которые непосредственно не осуществляют производство материальных благ, а если и осуществляют, то в ограниченном объеме, но без которых невозможно сколько-нибудь эффективное производство товаров и услуг. Инфраструктурный комплекс страны прежде всего образуют производственно-хозяйственная, социальная и институциональная инфраструктуры. В рыночном хозяйстве неотъемлемыми атрибутами этого комплекса являются также финансовая и рыночная системы.

Как известно, производственно-хозяйственную инфраструктуру образуют предприятия транспорта и связи, энергетическое хозяйство, пути сообщения, фундаментальное естествознание и отчасти обществоведческая наука. Исторически все перечисленные отрасли (в сколь примитивной форме они ни осуществляли бы свою деятельность) были предметом особого внимания со стороны государства. Более того, во многих странах само государство является крупнейшим собственником и коллективным предпринимателем.

Например, в Канаде исторически сложилась такая ситуация, что подавляющая часть земельных площадей и лесных массивов находится в руках государства. Государство контролирует 70% железных дорог, на государственные электростанции приходится 70% вырабатываемой в стране электроэнергии, под контролем государства находятся телеграф, телефон, водо- и газоснабжение, атомная энергетика, частично добыча угля и черная металлургия. К крупнейшим государственным предприятиям относятся железнодорожная компания «Канадиен нэшнл», авиационная «Эр Канада», кредитно-финансовый «Бэнк оф Канада», нефтегазовые компании «Канада дивелопмент» и «Петро-Канада», созданные в 70-х годах.

О масштабах экономической деятельности государства свидетельствует также тот факт, что оно распоряжалось 40% всего валового национального дохода. На долю государства приходилось около 50% расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Государству принадлежит немалая заслуга в освоении и интеграции громадных территорий в единое целое.

Государство выступает в качестве одного из крупных работодателей. Так, не говоря о тех миллионах работников, занятых в государственных или в той или иной степени финансируемых государством предприятий, в федеральном правительстве США трудятся около 2,9 млн. человек. Из них лишь около 355 тыс., т.е. 12%, служат в Вашингтоне. При этом необходимо отметить, что еще несколько миллионов человек работает на федеральное правительство по контрактам. Общее число гражданских служащих на уровне штатов и муниципальном уровне составляет около 13,5 млн. человек, в том числе в 50 штатах — 4 млн. и в городских, окружных и сельских органах власти – 9,4 млн.

Как известно, в качестве одной из форм обоснования государственного регулирования служит концепция естественной, или «де-факто» монополии, согласно которой монополия коренится в ценовых отношениях и технологических факторах, в противоположность монополии «де-юре», устанавливаемой тем или иным регулирующим, административным или законодательным актом государства. В целом можно сказать, что естественная монополия возникает и существует в том случае, когда одна фирма или корпорация может производить тот или иной продукт по более низкой цене и более качественно, чем все остальные.

Традиционно государственный контроль над естественными монополиями в таких сферах, как энергетика и транспорт, обосновывали необходимостью защиты потребителей от возможных злоупотреблений монополий, в то же время сохраняя сами монополии в интересах экономической эффективности. Считается, что естественная монополия в состоянии удержаться, если она способна блокировать любые попытки конкурирующих более мелких и специализированных фирм проникнуть в ее рынок. Естественная монополия, не способная осуществить такую блокировку, рано или поздно теряет право на такую монополию. В целом ряде государств субъектами естественной монополии являются крупнейшие корпорации энергетики, транспорта, организации почтовой и телефонной связи и т.д.

По этой причине независимо от принадлежности объектов инфраструктуры к государственной или иным формам собственности их деятельность находится в сфере особого внимания государства. Так, в Соединенных Штатах существует множество федеральных учреждений и агентств, деятельность которых нацелена прежде всего на упорядочение функционирования и развитии национального производственно-хозяйственного, финансового и социального инфраструктурного комплекса.

Подобным же образом в Западной Европе обеспечение эффективного функционирования и развития энергетики, транспорта, связи, науки служит важнейшей задачей властных структур различного уровня.

Хотя, например, в Германии энергоснабжение большей частью находится в ведении частных фирм, государство тем не менее устанавливает общие условия функционирования энергетического хозяйства страны. К ним относятся закон об энергохозяйстве, правила по предупреждению кризисов и созданию запасов, законы по охране окружающей среды и др.

Предметом особого внимания со стороны государства является транспорт, поскольку промышленность и торговля могут эффективно использовать свои производственные мощности только при наличии широко разветвленной транспортной сети. Не случайно в данной связи строительство и поддержание в надлежащем состоянии автострад, рельсовых магистралей, внутренних водных путей сообщения осуществляются в той же Германии за счет государственных средств. Затраты на эти цели равнялись в 1994 г. 53,9 млрд. марок, что составляло около 11,3% расходов федерального бюджета. В первой общегерманской концепции развития дорожной сети страны, принятой 1993 г., финансовый объем которой составляет 453 млрд. марок на период до 2002 г., помимо сохранения фонда и обновления, предусмотрено широкое развитие сети дорожного, водного и рельсового транспорта. При этом инвестиции для экологически более чистых видов транспорта (рельсового и водного), составившие около 54%, впервые превысили инвестиции на дорожное строительство.

Одна из важнейших инфраструктурных функций государства состоит в той роли, которую оно играет в валютной и финансовой сферах. Речь идет прежде всего о гарантии надежности национальной валюты. Стабильность денежной системы имеет решающее значение для эффективного функционирования экономики. При отсутствии надежной финансовой системы, в создании и поддержании которой велика роль государства, очень сложно мобилизовать сбережения населения или эффективно распределять финансовые ресурсы.

Владение деньгами служит важным показателем власти. Поэтому возможность создания денег и выпуска их в обращение должна контролироваться. Способ такого контроля во многом позволяет оценивать распределение как экономической, так и политической власти. Так, зависимость центрального эмиссионного банка от правительства указывает на стремление государства сосредоточить в своих руках всю полноту экономической власти и добиваться свободы от контроля со стороны общества и закона. Напротив, независимость центрального эмиссионного банка от правительства и подчиненность его только закону, ограничение возможностей эмиссии денег законодательными рамками служат доказательством того, что государство признает правовые принципы разделения властей и отказывается от использования денег в качестве источника экономической власти.

Бизнес нуждается в государстве прежде всего в силу того, что оно обеспечивает стабильность в обществе, без которой предприниматели не могут гарантировать себе эффективное функционирование и более или менее стабильные прибыли. Автомобилестроительные корпорации полагаются на государство при обеспечении своих потребностей в квалифицированной, хорошо подготовленной рабочей силе. Они требуют дополнительных капиталовложений государства, например, при строительстве шоссейных дорог, которые стимулируют спрос на автомобили.

Отличие государства от других субъектов рыночного хозяйства заключается в том, что оно обладает правом принуждения в рамках и на основе законов. Этим преимуществом в отношении своих партнеров не располагают никакие другие участники рыночного обмена. Их законные права устанавливаются и защищаются государством.

Ресурсы государства, с которыми имеет дело экономика общественного сектора, формируются за счет законного изъятия части доходов граждан и организаций, например, посредством налогообложения.

В смешанной экономике общественный сектор призван участвовать в решении задач, которые условно делятся на два типа. К первому относится достижение Парето-улучшений при наличии изъянов (провалов) рынка, ко второму - перераспределение доходов или имущества в соответствии с принципами социальной справедливости.

Парето-оптимальное состояние наилучшим образом отвечает интересам каждого индивида при условии, что исходное распределение ресурсов (имущества, доходов) между индивидами задано и не подлежит изменению иначе, как по их взаимному согласию. Что касается перераспределения, оно, предполагает улучшение положения одних индивидов за счет ухудшения положения других, а значит, связано с конфликтами интересов. Осуществляя принудительное перераспределение, государство берет на себя функцию арбитра в конфликтах и неизбежно солидаризируется с одной частью общества в ущерб другой.

Изъянами рынка называются ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает Парето-оптимального использования ресурсов. Характер государственного вмешательства должен в каждом случае точно соответствовать специфике конкретных изъянов рынка, типология которых имеет для экономики общественного сектора принципиальное значение.

Изъяны рынка возникают вследствие ограниченной конкуренции, внешних эффектов и неполноты информации.

Монополия ведет к неоптимальному использованию ресурсов, государственное вмешательство может способствовать существенным улучшениям. Во многих случаях это достигается с помощью одних лишь мер правового регулирования. Они способствуют свободному доступу конкурентов на рынок или предусматривают разделение фирм-монополистов. В подобных случаях роль общественного сектора сводится к деятельности законодательных и правоприменительных органов.

Проблемы, связанные с внешними эффектами (экстерналиями), могут решаться на основе адекватного установления прав и ответственности участников экономической деятельности. На практике это обычно достигается с помощью законотворческой и контролирующей активности государства. Однако во многих случаях целесообразнее затрачивать ресурсы государства не на создание громоздких механизмов контроля, а на непосредственное выполнение функций, порождающих позитивные экстерналии, или на формирование налоговых регуляторов деятельности, сопровождающейся негативными внешними эффектами.

Информационная асимметрия характерна для отдельных отраслей сферы услуг. Если из-за информационной асимметрии потребитель не в силах защитить свои интересы с помощью рыночных механизмов в качестве покупателя, он может попытаться сделать то же самое через механизмы управления общественным сектором в качестве избирателя.

Переход к чистому рынку, особенно в природоохране, не без оснований вызывают тревогу, потому что рыночные отношения автоматически не способствуют оздоровлению природы. В экологической сфере имеет место так называемое «фиаско», «провалы» или «недостаточность» рынка. Рыночные отношения инертны к внедрению экологически безопасных технологий (техники) и осуществлению инфраструктурных природоохранных мероприятий, которые не дают сиюминутную отдачу. В этом случае рынок не всегда в состоянии обеспечить эффективное использование (распределение) ресурсов, так как рыночные цены не отражают в себе величину альтернативной стоимости и дают ложную информацию потребителю.

Источниками провалов рынка являются:

  • внешние эффекты;

  • общественные блага;

  • отсутствие цен на блага;

  • права собственности;

  • отсутствие знаний и неопределенность информации;

  • недальновидность («экологическая близорукость»).

Большинство из выше перечисленных источников прямо относятся к экологической сфере. Обычно экологический аспект фиаско рынка связывают с загрязнением окружающей среды фирмами, так как воздействия на потребителей (население региона) со стороны загрязнителей не закреплено экономическими и юридическими отношениями. Эти загрязнения являются внешними (побочными), экстернальными эффектами и не отражаются в рыночных ценах. Потребители из-за отсутствия прав собственности или из-за высоких трансакционных издержек не участвуют в рыночных сделках и поэтому не могут требовать с «виновника» компенсации за нанесенный ущерб. Потери потребителей не будут отражены в рыночных ценах товара, производство которого загрязняет окружающую среду. Внешние эффекты искажают общественную стоимость благ.

В целом, следует отметить, что категория «внешние эффекты» чрезвычайно важное понятие в экономике природопользования. Существование «внешних эффектов» или экстерналий впервые подчеркнули неоклассики. А.Маршалл ввел понятие внешней экономии, а А.Пигу привел пример негативных внешних эффектов. Экстерналий — внешние эффекты (издержки) экономической деятельности положительно или отрицательно воздействуют на третьи лица. В охране природы подавляющее большинство экстерналий отрицательные. Отрицательные внешние издержки возникают в следующих условиях: 1) действие одного агента является причиной потери выгод другим агентом, а ее потеря никем не компенсируется; 2) издержки несут индивид или группа (третьи лица — реципиенты), которые не являются участниками сделок. Внешние эффекты проявляются только при ограниченности ре­сурса, В экологической сфере они проявляются в случае, если фирма начинает выбрасывать загрязнения больше предельного объема (V0), чем может нейтрализовать окружающая природная среда. Экстерналий по другому — это ущерб, устранение которого требует дополнительных затрат (рис. 1).



Рис. 1. Зависимость предельного ущерба от объема ассимиляционного потенциала территории


Выделяют следующие типы внешних эффектов:

  • временные (между поколениями);

  • глобальные (между странами);

  • межсекториальные;

  • межрегиональные;

  • локальные.

Наиболее хорошо изучены локальные экстерналий.

На провалы рынка огромное влияние оказывают общественные блага — чистая вода, свежий воздух, красивый ландшафт, биологическое разнообразие растительного и животного мира. Свойства общественных благ следующие: 1) неделимость; 2) невозможность кого-либо ограничить от пользования; 3) свободный (неограниченный) доступ каждого индивида к ним и соответственно невозможность заставить платить кого-либо за пользование.

По теореме Коуза, в условиях четкого определения прав с незначительными трансационными издержками, рынок автоматически может обеспечить общественный оптимум и нет необходимости в государственном регулировании экстерналий. Если трансакционные издержки велики, то даже при наличии прав собственности рынок проблемы не решает.

Таким образом, провалы рынка не обеспечивает рациональное использование ресурсов, приводит к дополнительным издержкам. Преодолеть негативные моменты, связанные с возникновением экстерналий, наличием общественных благ, высоких трансакциональных издержек по установлению прав собственности возможно с помощью государственного регулирования. Однако в экологической сфере нельзя полностью полагаться и на чисто государственное (административное) регулирование. Имеет место также так называемая «осечка» государства, проявляющаяся в поощрении избыточного спроса на ресурсы природы через установление на них низких цен и необоснованных субсидий, поиск «политической ренты» и т.п.

В экологической сфере должен быть регулируемый рынок. Он должен согласовывать текущие и перспективные эколого-экономические интересы. Чисто рыночные отношения нацеливают предприятия на учет ими главным образом наиболее очевидных результатов, где не отражаются экологические эффекты. По признанию П.Доунинга, частным рынком не учитываются процессы загрязнения среды и тем самым производится нерациональный набор товаров. Невидимая рука рынка здесь не работает. По мнению большинства зарубежных экономистов, экологическое регулирование вполне вписывается в теорию экологически устойчивого развития. В «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» также подчеркивается повышение роли государства как гаранта сохранности окружающей среды и экологической безопасности, а также отмечается, что рыночные механизмы в сочетании с мерами государственного регулирования должны сформировать экономические стимулы.

Лекция № 2


Тема: Общественные блага


Вопросы:


  1. Свойства общественных благ. Предельные издержки предоставления общественного блага индивидуальному потребителю.

  2. Спрос на общественные блага. Смысл проблемы «безбилетника.

  3. Государство как поставщик экономических благ.



Между индивидуальным и общественным благосостоянием существует определенная функциональная взаимосвязь, которую можно установить уже на уровне обыденного сознания: чем выше уровень благосостояния отдельного индивида и чем больше таких благополучных индивидов, тем богаче и благополучнее общество. Поэтому исследование индивидуального благосостояния всегда являлось исходным пунктом для решения вечного вопроса о природе и причинах богатства или благосостояния общества.

В основе любого активного хозяйственного действия человека лежит удовлетворение потребностей, для чего он стремится приобрести за определенную плату или получить бесплатно блага. Поэтому основой благосостояния индивида являются блага. Блага могут быть экономическими и неэкономическими, материальными и нематериальными, а также частными, коллективными, смешанными и общественными.

Экономическим называется благо, количество которого ограничено. Человек стремится увеличить потребление таких благ, хотя их доступность для него связана с ограничениями в виде величины его дохода и цены (если благо является платным), с издержками обеспечения индивида данными благами со стороны общества (даже если благо является для человека бесплатным). Так и приобретаемые индивидом на рынке частные товары (одежда, продукты, бытовая техника), и получаемые им бесплатно от государства услуги (медицинское обслуживание, среднее образование) являются экономическими благами вследствие их ограниченности и затратности. Следует напомнить, что постулат ограниченности применительно к ресурсам, благам и возможностям человека является одним из главных критериев, отделяющих экономическое явление от неэкономического.

Неэкономическими считаются блага, удовлетворяющие сразу двум признакам: неограниченности и бесплатности. Обычно в качестве примеров неэкономических благ рассматриваются природные блага: солнечный свет, вода, воздух. Очевидно, что загрязнение окружающей среды переводит эти блага из разряда неэкономических в экономические, поскольку ограничивает их применение и при этом требует издержек на устранение негативных экологических последствий со стороны наиболее заинтересованных в этом индивидов или общества. Поэтому с ухудшением экологической ситуации неэкономических благ становится все меньше, а экономических — все больше.

К разряду неэкономических благ, согласно вышеприведенным критериям, можно отнести и некоторые социальные блага, такие, как общение с друзьями, благоприятный психологический климат на работе, хорошие отношения в семье и т.д. Учет этих благ при рассмотрении проблем индивидуального благосостояния очень важен, поскольку современные трактовки благосостояния связывают его с субъективными представлениями человека о собственном благосостоянии.

В зависимости от субстанции, из которой они состоят, экономические блага могут быть материальными и нематериальными. Под материальными благами понимаются вещественные предметы, потребление которых увеличивает индивидуальное и общественное благосостояние. И здесь мы впервые сталкиваемся с проблемой нормативного порядка: потребление каких благ приводит к росту благосостояния, а каких — к ущербу для него. Под нематериальными благами понимаются блага, образующие человеческий капитал, потребление которых увеличивает индивидуальное и общественное благосостояние (образование, воспитание, знания, опыт, информация и др.)

Один из основоположников экономической теории благосостояния Пигу считал, что экономическое благосостояние — это только та его часть, которая является результатом потребления благ и услуг и имеет денежную форму. Следует подчеркнуть, что в современной теории под экономическим благосостоянием понимаются не только приобретаемые индивидом материальные и финансовые блага и услуги (бытовая техника, продукты, одежда, ценные бумаги, услуги парикмахера и др.), но и нематериальные блага и услуги (информация, знания, образование, воспитание и т.п.).

Поскольку все эти формы экономического благосостояния имеют единственный источник — денежный доход, то общепризнанным показателем индивидуального экономического благосостояния является реальный доход индивида, а благосостояния общества (страны) — уровень национального дохода на душу населения.

Одновременно с понятием экономического благосостояния существует и другая, более широкая трактовка индивидуального благосостояния, как полезности, удовлетворения, наслаждения, которая показывает, что благосостояние не обязательно связано с потреблением индивидом экономических благ и услуг и имеет денежную оценку. Как, например, оценить, используя денежную меру, удовлетворение от интересной работы, от общения со своим ребенком, или все выгоды, которые приносит свободный досуг в компании интересных собеседников? Очевидно, что измерить изменение неэкономического благосостояния (которое, как было показано выше, нетождественно нематериальному благосостоянию), используя только денежную оценку, невозможно. Поэтому, как будет показано ниже, все методы измерения благосостояния через полезность являются приблизительными.

В первой главе речь шла об экономическом оптимуме загрязнения, т. е. о таком состоянии природы, при котором минимизируются экологические издержки. Ценность природной среды как таковая не принималась в расчет. Подразумевалось, что все негативные последствия загрязнения сводятся к экономическому ущербу. На самом деле это не всегда так. Люди хотят жить в лучших условиях, дышать чистым воздухом, гулять по лесу и т. д. не только потому, что это сохраняет их здоровье и просто экономически выгодно, но и потому, что они получают эстетическое наслаждение от общения с природой. Они готовы платить за получение подобных социальных благ. Термин «платить» понимается людьми широко. Мы готовы отчислять часть своих доходов на охрану природы (т. е. платить непосредственно). Мы также готовы применять жесткие требования к предприятиям-загрязнителям, предоставляя им ограниченные возможности выбрасывать загрязняющие вещества в окружающую среду. В последнем случае общество будет либо покупать продукцию этих предприятий дороже, либо вообще от нее откажется, т. е. заплатит косвенно.

Каким образом формируются предпочтения общества, сколько оно готово платить за улучшение качества окружающей среды, кто в конечном итоге оказывается плательщиком, — все эти вопросы будут рассмотрены ниже.

Существует немало примеров, когда мы можем обнаружить связь между поведением потребителей и качеством окружающей среды. Такие примеры говорят, что потребитель готов платить за обеспечение определенных условий жизни только потому, что ощущает потребность в чистом воздухе, воде, красивом виде из окна и т. д. Характерный пример — зависимость цены жилья от экологической обстановки. В странах с развитым рынком недвижимости, например в США, проводились подобные расчеты, которые показали, что взаимосвязи, о которых мы говорили, существуют, и их надо принимать в расчет.

Потребитель вынужден выбирать, что ему предпочесть,— «чистый воздух» или потребление других благ, т. е. «чистый воздух» или дополнительные блага, предоставляемые производством. При этом задача имеет как бы два аспекта. Она правомерна как на микро-, так и на макроэкономическом уровнях. Рассмотрим сначала проблему ценности чистого воздуха с точки зрения отдельного потребителя. Перед ним дилемма — что предпочесть. Конечно, он хочет максимизировать свое суммарное удовольствие.

Предположим, что все потребительские блага обозначаются как С, а состояние окружающей среды N. Тогда потребитель стремится найти максимум функции U(C, N). Эта функция возрастает по С и по N. Вместе с тем потребитель ограничен в средствах. Он обладает ограниченной суммой денег К и может потратить часть этих денег для того, чтобы приобрести потребительские блага, а другую вложить в охрану природы, приобретая тем самым относительно лучшее качество окружающей среды. Предположим, что потребительские блага приобретаются по цене Р1, а за улучшение окружающей среды необходимо платить Р2 (т. е. Р2 — цена «единицы качества» природной среды). Задача, которая стоит перед потребителем, может быть записана следующим образом:

U(C, N)  max, (1)

Р1С + Р2N  К, (2)

С0; N0. (3)

Выписав для этой задачи функцию Лагранжа, продифференцировав ее и приравняв нулю производные, получим следующие соотношения:

[дU(C, N)] / дС = p1 , (4)

[дU(C, N)] / дN = p2 , (5)

где  — множитель Лагранжа или двойственная переменная к ограничению (2).

Из (4) и (5) следует равенство:

[дU(C, N)] / дС

----------------------- = p1 / p2, (6)

[дU(C, N)] / дN


Равенство (6) устанавливает, что отношение предельных эффектов равно соотношению цен.

Если С* и N* — оптимальные решения задачи (1)-(3), то тогда могут быть определены функции спроса:

C = f1 (P1, Р2, K),

N = f2 (P1, Р2, K).

Спрос на потребительские блага и на состояние окружающей среды функционально связан, во-первых, с ценами на данные «товары», а во-вторых, с финансовыми возможностями потребителя. На рис. 2.1. представлена графическая интерпретация решения задачи (1)-(3).



Рис. 2.1

Обозначения: 1 — линия уровня функции U(C, N); U(C, N) = const;

2 — линия бюджетного ограничения Р1С + P2N= К.

Линия уровня функции U(C, N) обозначает все точки С и N, для которых выполняется соотношение U(C, N) = const (т. е. для данных точек значение критерия одинаково). Если мы, например, возьмем другую пару точек N1 и С1, лежащих на этой кривой, то значение критерия не изменится, т. е. U(C*, N*) = U(Cl, N1), однако покупка набора N1, С1 обойдется потребителю дороже. Если он все-таки получит необходимые средства, то более разумным будет для него придерживаться точки С2, N2.

Изменение величины К приводит к параллельному переносу линии бюджетного ограничения. Изменение соотношения цен изменяет угол наклона линии бюджетного ограничения (рис. 2.2).

  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (1372.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации