Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Оценка бизнеса - файл 1.doc


Лекции - Оценка бизнеса
скачать (1145.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1146kb.17.11.2011 04:26скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема 1. Основные понятия оценки бизнеса


1.1. Понятия, цели и принципы оценки бизнеса

Оценка стоимости объекта собственности – упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости объекта с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в определенный момент времени в условиях конкретного рынка.

Существуют различные подходы к понятию стоимости компании:

– (Справедливая) рыночная стоимость (fair market value): наиболее вероятная цена, по которой объект может быть передан покупателю в условиях свободного рынка.

– Инвестиционная стоимость (investment value): цена объекта оценки для индивидуального инвестора, основанная на индивидуальных требованиях и ожиданиях. Определяется исходя из его доходности для конкретного лица при заданных инвестиционных целях.

– Истинная (действительная) стоимость (intrinsic value) – цена, основанная на анализе всех фундаментальных фактов, отражающих суть бизнеса без учета «экстремумов».

– Стоимость объекта оценки с ограниченным рынком: стоимость объекта, продажа которого на открытом рынке невозможна или требует дополнительных затрат (например, когда продавец не желает предавать огласке факт продажи объекта или когда объект не пользуется спросом)

– Стоимость воспроизведения объекта оценки: сумма затрат на дату проведения оценки, необходимых на создание объекта, идентичного объекту оценки с применением идентичных материалов и технологий с учетом его износа (применяется для страхования имущества или определения нанесенного ущерба)

– Стоимость замещения объекта оценки: сумма затрат на дату проведения оценки на создание объекта, аналогичного объекту оценки с учетом его износа. Аналогичный объект – объект, обладающий максимально сходными с оцениваемым объектом качественными и количественными характеристиками, но созданный из современных материалов по современным технологиям (для страхования или определения нанесенного ущерба в случае, если невозможно определить стоимость воспроизводства объекта)

– Стоимость объекта при существующем использовании: определяется исходя из существующих условий и цели использования объекта, например, при расчете эффективности использования собственности. Производится оценка стоимости при существующем использовании и сравнивается со стоимостью при альтернативном использовании (например, при сдаче в аренду, смене профиля предприятия).


Стандарты стоимости

Основные стандарты оценки бизнеса:

– обоснованная рыночная стоимость;

– обоснованная стоимость;

– инвестиционная стоимость;

– внутренняя (фундаментальная) стоимость.

Основные отличия стандартов стоимости:

1. Стандарт обоснованной рыночной стоимости предполагает, что оценка бизнеса производится на основе информации, равно доступной для любого потенциального покупателя и продавца бизнеса или инвестора.

2. Стандарт обоснованной стоимости предполагает оценку бизнеса на основе равнодоступной для конкретных покупателя и продавца бизнеса указанной информации.

3. Стандарт инвестиционной стоимости предполагает оценку бизнеса только на основе информированности и деловых возможностей конкретного инвестора.

4. Стандарт внутренней (фундаментальной) стоимости предполагает оценку бизнеса сторонним независимым оценщиком на основе его собственных информированности и представлений о деловых возможностях инвестора (что не исключает предоставление оценщику по его требованию необходимой для оценки информации, которую он будет корректировать).


Цели оценки бизнеса:

– операции по продаже/покупке компаний, объединению компаний, выпуску акций (первая и последующая эмиссии).

– оценка эффективности управления в компании (если стоимость компании растет, ее менеджмент получает положительную оценку деятельности со стороны акционеров), повышение эффективности текущего управления предприятием, фирмой;

– разрешение правовых и налоговых вопросов (раздел имущества партнеров, оценка наследства, в т.ч. с целью налогообложения), оценка даримого имущества, оценка ущерба (для страховых компаний), оценка залога (для банков).

– определения стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи акций предприятий на фондовом рынке;

– разработка плана развития предприятия; реструктуризация предприятия, ликвидация предприятия, санация предприятий-банкротов, слияние, поглощение либо выделение самостоятельных предприятий из состава холдинга;

– определение кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании. В данном случае оценка требуется в силу того, что величина стоимости активов по бухгалтерской отчетности может резко отличаться от их рыночной стоимости;

– страхование, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов;

– осуществление инвестиционного проекта развития бизнеса, когда необходимо знать исходную стоимость предприятия в целом, его собственного капитала, активов, бизнеса;

– подготовка к продаже обанкротившихся предприятий;

и т.п.

Объекты оценки:

– предприятие как бизнес (предпринимательская деятельность), которым занимается хозяйствующий субъект, владеющий предприятием как имущественным комплексом; на базе имущественного комплекса хозяйствующим субъектом создается поток доходов, который находит отражение в рыночной стоимости предприятия (бизнеса) и рыночной стоимости ценных бумаг, обращающихся на рынке капитала;

– предприятие как имущественный комплекс;

– доли в бизнесе;

– интеллектуальная собственность

Кроме того, оценивать можно: долги и права требования, работы, услуги, информацию и др.


^ Принципы при оценке стоимости бизнеса

1. Принципы, связанные с представлением владельца или пользователя об имуществе:

– полезности – способность объекта удовлетворять потребности владельца в данном месте и в течение данного периода времени;

– замещения; дает возможность установить верхний предел стоимости оцениваемого имущества

– ожидания – ожидает от объекта собственности получения потока доходов в будущем

2. Принципы, связанные с эксплуатацией имущества:

– факторов производства; нужно знать долю (вклад) каждого фактора в формирование дохода всей системы

– остаточной продуктивности: чистый доход после оплаты расходов на труд, капитал и управление

– вклада: включение любого дополнительного актива в систему предприятия экономически целесообразно, если получаемый прирост стоимости предприятия больше затрат на приобретение этого актива;

– предельной доходности: по мере добавления ресурсов к основным факторам производства, чистая отдача имеет тенденцию увеличиваться быстрее темпа роста затрат, однако после достижения определенной точки общая отдача, хотя и растет, однако уже замедляющимися темпами до тех пор, пока прирост стоимости не станет меньше, чем затраты на добавленные ресурсы;

– сбалансированности: факторы производства экономически сбалансированы.

– соответствия размеров предприятия потребностям рынка: если предприятие является слишком большим для удовлетворения потребностей рынка, то его эффективность падает, особенно если затруднена доставка ресурсов или товаров

3. Принципы, связанные с рыночной средой:

– спроса и предложения ;

– конкуренции: если ожидается обострение конкурентной борьбы, то при прогнозировании будущих прибылей данный фактор можно учесть либо за счет прямого уменьшения потока доходов, либо путем увеличения фактора риска, что опять же снизит текущую стоимость будущих доходов;

– изменений.

Кроме того, выделяют принципы:

– соответствия: предприятия, которые не соответствуют требованиям рынка по оснащенности производства, технологии, уровню доходности и т. д., скорее всего, будут оценены ниже среднего

– регрессии: имеет место, когда предприятие характеризуется излишними применительно к данным рыночным условиям улучшениями

– прогрессии: когда в результате функционирования соседних объектов, например, объектов, обеспечивающих улучшенную инфраструктуру, рыночная цена данного предприятия, скорее всего, окажется выше его стоимости.


^ Оценка бизнес-линий

Бизнес-линия (более широкое понимание) – совокупность прав собственности, долгосрочных привилегий и конкурентных преимуществ, специального и универсального имущества, технологий, а также различных контрактов, которая обеспечивает возможность получать определенные доходы. В этом смысле бизнес-линию называют часто продуктовой линией, а также инвестиционным проектом.


Базовые составляющие процесса оценки:

Аналитическая – анализ прошлой, текущей и прогнозирование будущей ситуации на рынке, изучение документов, выбор источников информации, возможных подходов и методов оценки.

Расчетная – введение полученных различными способами данных в математические формулы и аналитическая обработка полученных результатов. Расчет стоимости объекта производится на конкретное число, называемое датой оценки.


^ 1.2. Подготовка информации, необходимой для оценки


Пути организации информации: хронологический, журналистский, логический.

Хронологический: последовательный переход от прошлого к будущему (или от будущего к прошлому).

Журналистский: материал размещается от более важного к менее важному. Например, при анализе финансовой информации, как правило, не имеет смысла описывать всю ретроспективную информацию, а внимание акцентируется на наиболее важных пропорциях или коэффициентах.

Логический: распределяет информацию от общего к частному или от частного к общему. Например, прежде чем перейти к анализу оцениваемой компании, проводится обзор макроэкономической ситуации, позволяющий определить инвестиционный климат в стране.


^ Уровни информации:

1. Информация макроэкономического и регионального уровней, включающая данные по экономическим перспективам, которые могут повлиять на рассматриваемый бизнес, в том числе политическим перспективам и государственной политике.

2. Информация по состоянию и перспективам конкретной отрасли (или данные о состоянии соответствующего сектора рынка), которые могут повлиять на рассматриваемый бизнес.

3. Информация о компаниях-аналогах или о сопоставимых продажах.

4. Информация о бизнесе, который оценивается.


Кроме того, информация делится на:

– внешнюю, характеризующую условия функционирования предприятия в регионе, отрасли и экономике в целом;

– внутреннюю, дающую представление о деятельности оцениваемого предприятия.


^ Внешняя информация. Макроэкономические показатели содержат информацию о том, как сказывается или скажется на деятельности предприятия изменение макроэкономической ситуации, и характеризуют инвестиционный климат в стране. Внешнюю информацию следует давать в оптимальном объеме, ориентированной на оцениваемый объект.

Основные факторы макроэкономического риска:

• уровень инфляции;

• темпы экономического развития страны;

• изменение ставок процента;

• изменение обменного курса валют;

• уровень политической стабильности.

Основные источники информации:

• программы правительства и прогнозы;

• периодическая экономическая печать;

• аналитические обзоры информационных агентств;

законодательство РФ.


В отраслевой информации отражены условия конкуренции в отрасли, рынки сбыта и возможные варианты использования производимой продукции; факторы, влияющие на потенциальный объем производимой продукции и динамику изменения спроса на нее.

Основные отраслевые факторы риска:

• нормативно-правовая база;

• рынки сбыта;

• условия конкуренции.


Основные источники информации:

• данные Государственного комитета по статистике;

• законодательство РФ;

• информационные отраслевые бюллетени

• бизнес-планы;

• данные отдела маркетинга оцениваемого предприятия;

• отраслевые информационные издания;

• периодическая экономическая печать;

• личные контакты;

• фирмы-дилеры;

• таможенное управление.


^ Внутренняя информация характеризует деятельность оцениваемого предприятия. В нее включается:

– ретроспективные данные об истории компании;

– описание маркетинговой стратегии предприятия;

– характеристика поставщиков;

– производственные мощности;

– рабочий и управленческий персонал;

– внутренняя финансовая информация (данные бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и движении денежных средств за 3-5 лет);

и др.

Анализируется следующая информация:

– объемы продаж за прошлый, текущий и прогнозируемый периоды;

– себестоимость реализованной продукции;

– цены товаров и услуг, их динамику;

– прогнозируемое изменение объемов спроса;

– производственные мощности.

Пример. Анализируя рынки сбыта, оценщик пришел к выводу, что с учетом освоения рынка стран СНГ можно удвоить объем реализуемой продукции, что составит по годам: 2011 – 200 млн.ед., 2012 – 250 млн.ед.

Однако производственные мощности предприятия с учетом будущих капиталовложений позволят произвести соответственно по годам следующие объемы: 2011 – 180 млн.ед., 2012 – 210 млн.ед.

В итоге прогноз объемов реализуемой продукции будет скорректирован на производственные мощности.


^ 1.3. Инфляционная корректировка в процессе оценки


Цель корректировки – приведение ретроспективной информации за прошедшие периоды к сопоставимому виду, учет инфляционного изменения цен при составлении прогнозов денежных потоков.

Простейший способ – переоценка статей баланса по изменению курса рубля относительно курса более стабильной валюты.

Пример. Оборудование было приобретено в 2006 г. за 1 млн. руб. (курс рубля по отношению к у.е. на дату приобретения составлял 35 : 1). На дату оценки в 2007 г. курс рубля к у.е. составлял 36,26 : 1.

Скорректированная стоимость покупки оборудования в в 2007 г:

32,26 : 35 · 1 000 000 = 1 036 000 руб.


^ Метод учета изменения общего уровня цен: различные статьи финансовых отчетов рассчитываются в денежных единицах одинаковой покупательной силы (в рублях базового или текущего периода на отчетную дату). Могут использоваться индекс динамики валового национального продукта либо индекс потребительских или оптовых цен1.

Вп = ,

где Вп – реальная величина статьи, скорректированной по уровню инфляции, руб.;

Вб – номинальная величина статьи по данным бухгалтерского учета и отчетности, руб.;

i1 – индекс инфляции на момент или за период анализа;

i0 – индекс инфляции в базовом периоде или на начальную дату отслеживания величины статьи баланса.


^ 1.4. Нормализация бухгалтерской отчетности в процессе оценки


Нормализация отчётности проводится с целью определения доходов и расходов, характерных для нормально действующего бизнеса.

Направления нормализующих корректировок финансовой документации:

– корректировка на разовые, нетипичные и не операционные доходы и расходы;

– корректировка метода учёта операций (например, учёт запасов или методы начисления амортизации);

– корректировка данных отчётности с целью определения рыночной стоимости активов.

Корректировка на разовые, нетипичные и неоперационные доходы и расходы. В числе наиболее важных факторов, определяющих величину денежных потоков, генерируемых бизнесом, является себестоимость продукции.


Пример. Нормализующие корректировки на нетипичные расходы. В таблицах представлены данные бухгалтерского баланса и отчёта о финансовых результатах.

Оценщик выяснил, что долгосрочные финансовые вложения представлены средствами, потраченными на приобретение картин, что не имеет отношения к основной производственной деятельности компании (торговля одеждой). Активы, не связанные с основной производственной деятельностью должны быть исключены в ходе нормализации.

Таблица 1. Данные бухгалтерского баланса на начало и конец периода (у.е.)

Показатели

На начало периода

^ На конец периода

1. Оборотные активы, в т.ч.:

 

 

денежные средства

59 562

71 475

счета к получению

151 418

132 547

товарно-материальные запасы

443 739

514 618

прочие активы

79 888

57 452

^ Всего оборотных активов

734 607

776 092

2. Внеоборотные активы, в т.ч.:







основные средства

1 195 859

1 425 831

основные средства за вычетом износа

758 180

809 594

долгосрочные финансовые вложения

105 139

100 410

прочие активы

6 413

13 230

Всего, внеоборотных активов

869 732

923 234

^ АКТИВЫ, всего

1 604 339

1 669 326

1. Текущие обязательства

660 314

561 727

2. Долгосрочные обязательства

274 984

174 056

3. Собственный капитал

669 041

963 543

^ ПАССИВЫ, всего

1 604 339

1 669 326


Таблица 2. Корректировка оценщиком бухгалтерского баланса (долл.)

Показатели

На начало периода

^ На конец периода

Долгосрочные финансовые вложения

105 139

100 410

Корректировка

(105 139)

(100 410)

Собственный капитал по балансу

669041– (105139) =

= 563902

963543 – (100410)=

= 863133

Скорректированный баланс

1 499 200

1 598 916

В итоге получаем нормализованный бухгалтерский баланс, скорректированный на расходы, не относящиеся к оцениваемому бизнесу.


Таблица 3. Нормализованный бухгалтерский баланс

Показатели

На начало периода

^ На конец периода

1. Оборотные активы, всего

734 607

776 092

2. Внеоборотные активы, в т.ч.:

 

 

основные средства за вычетом износа

758 180

809 594

долгосрочные финансовые вложения

0

0

прочие активы

6 413

13 230

^ АКТИВЫ - всего

1 499 200

1 598 916

1. Текущие обязательства, всего

660 314

561 727

2. Долгосрочный обязательства

274 984

174 056

3. Собственный капитал

563 902

863 133

^ ПАССИВЫ - всего

1 499 200

1 598 916

Корректировка метода учёта операций. На величину прибыли и денежных потоков могут влиять методы учёта запасов (ЛИФО, ФИФО, по средней себестоимости) и начисления амортизации (линейного списания, ускоренного списания).

Если предприятие использует методы ускоренного списания, то годовая сумма амортизации увеличивается (например, удваивается), что ведёт к росту себестоимости и уменьшению налогооблагаемой базы.

В этом случае оценщик может увеличить прибыль после уплаты налогов на разницу, получаемую от применения метода ускоренного списания, скорректированную на ставку налогообложения.




^ Корректировка данных бухгалтерской отчётности с целью определения их рыночной стоимости, когда производится оценка рыночной стоимости активов, так как балансовая стоимость может существенно отличаться от их рыночной оценки).

Итог по нормализации финансовой отчётности – нормализованный баланс – ретроспективный бухгалтерский баланс, в котором все балансовые показатели учитываются по их рыночной стоимости на дату оценки.


^ 1.5. Трансформация бухгалтерской отчетности


Трансформация отчетности – это корректировка счетов для приведения к единым стандартам бухгалтерского учета.

Эта операция не является обязательной, но иногда необходима, например, при принятии решения об инвестировании финансовая отчетность должна соответствовать международным стандартам, чтобы отвечать требованиям сопоставимости информации.

Принципиальные отличия.

Российская отчетность направлена на предоставление информации государственным органам с целью обеспечения ими функций контроля за налоговыми платежами в бюджет.

Международный бухгалтерский стандарт (МБС): предоставление информации о финансовом положении, результатах деятельности предприятия, что является необходимым при принятии экономических решений для широкого круга пользователей.

Некоторые существенные расхождения:

– Себестоимость реализованной продукции

РФ: себестоимость реализованной продукции может включать часть общехозяйственных расходов. МБС: себестоимость включает только прямые и накладные производственные затраты.

– Состав управленческих расходов

РФ: включаются проценты по кредитам банка; МБС: они выделяются обособленной строкой в Отчете о прибылях и убытках.

– Нераспределенная прибыль. РФ: представляет собой разницу между суммой прибыли до налогообложения и налогом на прибыль и расходами, погашаемыми за счет прибыли (включая отчисления в фонды специального назначения: фонд потребления, фонд социальной сферы, фонд накопления), остающиеся в распоряжении предприятия.

МБС: как разница между прибылью до налогообложения и налогом на прибыль.

– Российские нормы начисления амортизации значительно ниже используемых в международной практике. Например, в России норма амортизации по компьютерной технике 11–12%, в соответствии с международным подходом – 20%.

и др.

Полноценная процедура трансформации требует не только затрат времени, но и наличия высококвалифицированных специалистов.


^ 1.6. Вычисление относительных показателей в процессе оценки

Ретроспективная финансовая отчётность за последние 3–5 лет анализируется оценщиком с целью определения будущего потенциала бизнеса на основе его текущей и прошлой деятельности. Желательно использовать отчётность, которая прошла аудиторскую проверку. В любом случае (есть заключение аудитора или нет) в отчёте данная информация должна быть отражена.




При анализе структуры активов и пассивов предприятия особое внимание уделяется:

  • соотношению между собственными и заемными средствами;

  • обеспеченности запасов и затрат собственными источниками (анализ собственного оборотного капитала);

  • структуре кредиторской и дебиторской задолженности;

  • анализу ликвидности баланса (ликвидность определяется покрытием обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств);

  • удельному весу наиболее ликвидных активов (наиболее ликвидные активы – денежные средства и ликвидные ценные бумаги, – должны быть больше или равны наиболее срочным обязательствам).

При анализе Отчета о финансовых результатах особое внимание уделяется:

  • соотношению выручки от реализации, себестоимости и прибыли предприятия за анализируемый период;

  • тенденциям в уровне доходов на предприятии.


В целях финансового анализа можно использовать большое количество коэффициентов, однако оценщик выбирает наиболее важные с его точки зрения пропорции, с учётом целей оценки. Важным требованием использования коэффициентов в сравнительном подходе является единая методика расчётов по сравнению с компаниями-аналогами.

Главный критерий выбора: наличие данных по сопоставимым компаниям и единая методика расчёта. Рассчитанные коэффициенты сравниваются:

  • с показателями компаний-аналогов;

  • со среднеотраслевыми показателями;

  • с данными за ряд лет с целью выявления тенденций в развитии компании.


Основные показатели, используемые в финансовом анализе:





Тема 2. Основные подходы к оценке бизнеса


^ 2.1. Общий обзор основных подходов к ОБ

Подходы к определению стоимости предприятия (бизнеса): затратный, сравнительный, доходный

Доходный подход основывается на допущении, что рациональный инвестор (будущий владелец) не заплатит за предприятие больше полученных в перспективе доходов. Поэтому задача сводится к прогнозированию деятельности компании на перспективу и определению величины доходов, приносимых собственным капиталом. При этом учитывается, что будущие доходы, если их оценивать сегодня, будут меньше на величину упущенной выгоды от невозможности использовать их сейчас.

^ Сравнительный подход (метод компании-аналога), базируется на допущении, что наибольшая стоимость предприятия определяется наименьшей ценой, которая может быть получена за аналогичное предприятие. Основная идея метода – найти предприятия-аналоги, у которых известны либо цена акций, либо цена сделки при приобретении предприятия. Дальше при расчетах исходят из гипотезы о прямой пропорциональности цены и некоторых финансовых показателей (например, чистой прибыли на акцию). Следовательно, если известно соотношение цены и чистой прибыли на акцию у аналога, то можно рассчитать цену акций своего предприятия, умножив свою чистую прибыль на полученное по аналогу соотношение.

^ Затратный подход (имущественный) заключается в том, что стоимость предприятия соответствует затратам, которые понес владелец. Все затраты (как текущего, так и капитального характера) материализуются в имуществе предприятия. Так как деятельность компании может финансироваться и за счет заемного капитала, задача определения стоимости собственного капитала сводится к расчету рыночной стоимости всех активов предприятия, которая затем уменьшается на величину заемного капитала

  1   2   3   4



Скачать файл (1145.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации