Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекция - Урегулирования межнациональных, межэтнических конфликтов - файл 1.doc


Лекция - Урегулирования межнациональных, межэтнических конфликтов
скачать (145 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc145kb.17.11.2011 04:33скачать

содержание

1.doc





Лекция №15

Урегулирования межнациональных, межэтнических конфликтов.

План:

  1. Особенности этноконфликтов

  2. Принципы урегулирования этнополитических конфликтов

  3. Межнациональные конфликты. Пути и средства их уре­гулирования.

  4. Техники урегулирования межнациональных конфликтов.

В современном мире насчитывается более 5000 623 этносов, на долю России приходится около 1000, из них численностью более одного миллиона — 267, в то время как государств — более 200.

Сущность геополитических конфликтов заключается в том, что каждый этнос считает, что защитить свою культуру, самобытность и духовное единство он сможет, только создав собственное государство. К этнополитическим конфликтам относят различные формы—организованные политические действия, массовые беспорядки, сепаратистские выступления, гражданские войны и т. п., в которых противостояние проходит по линии этнической общности.

Все этнополитические конфликты носят комплексный, сложносоставной характер, так как суть их определяется, в конечном счете, стремлением этноса к собственной государственности. В данных конфликтах имеет место высокий накал эмоций, страстей, проявление иррациональных сторон человеческой природы. Большинство из крупных Этнополитических конфликтов имеют глубокие исторические корни (реальные и мифические). Данный вид конфликтов характеризуется высокой мобилизацией, так как они направлены на защиту языка, быта, вероисповедания этнической группы и носят хронический характер (не имеют окончательного разрешения. )

Этнополитические конфликты имеют место на постсоветском пространстве и в современной России. Это конфликты, порожденные проблемой восстановления прав депортированных народов — ингушей, крымских татар, турок — месхетинцев и др., произвольными территориальными изменениями, нарушавшими целостность этносов. Среди требований — изменение границ, воссоздание утраченных национальных образований, возвращение репрессированных народов на прежние места проживания и т, д. За последнее десятилетие в России зафиксировано более 200 экстерриториальных споров

Этнические конфликты носят уникальный характер. Они являются следствием распада социума, дискриминации одной нации другой, нарушения соглашений, разрыва социальных отношений и связей между людьми.

Причиной межэтнических конфликтов является борьба за распределение и перераспределение материальных и культурных ценностей между этносами и этническими группами.

Часто бывает, что на бытовом уровне можно услышать: вот если бы у нас не было экономических трудностей и «все жили бы хорошо», то никаких этнических конфликтов не было бы. Но и в Канаде, и в Бельгии, и во Франции люди живут не плохо, а межэтническая напряженность существует и имеет разную модальность, а именно латентную, фрустрационную, конфликтную, кризисную

1 ^ Латентная фаза напряженности - это, в целом, нормальный психический фон не только этноконтактных, но и любых других ситуаций. Латентная (или фоновая) фаза межэтнической напряженности существует в любом, даже самом гармоничном обществе, где есть признанное деление на этнические группы.

Ситуация латентной межэтнической напряженности предполагает позитивные отношения. Это означает, что, если в обществе и существуют локальные массовые состояния неудовлетворенности, то их причины обычно не связываются с отношениями между народами

^ 2 Фрустрационная фаза напряженности имеет в своей основе ощущения гнетущей тревоги, отчаяния, гнева, раздражения, разочарования. Негативные переживания повышают степень эмоциональной возбуждаемости людей. На этой стадии напряженность становится зримой, проявляясь наружу в формах бытового национализма. Это проявляется в возрастании популярности анекдотов на национальные темы, в учащении конфликтных межличностных эпизодов на национальной почве.

Фрустрация как групповое психическое состояние влияет на формирование этнической идентичности.

Конфликтная фаза напряженности имеет рациональную основу, т. к. между противоборствующими сторонами на этом этапе возникает реальный конфликт несовместимых целей, интересов, ценностей и соперничество за ограниченные ресурсы. Рост межэтнической напряженности формирует межгрупповое взаимодействие преимущественно по типу соперничества.

Кризисная напряженность возникает тогда, когда межэтнические конфликты уже невозможно урегулировать цивилизованными методами и в то же время они требуют немедленного разрешения. Её главные отличия - страх, ненависть и насилие. Эти качества тесно связывают этнические группы и становятся ведущими двигателями поведения, а насилие превращается в главную форму контроля сторон друг за другом. Поэтому данную фазу межэтнической напряженности можно обозначить как насильственную. На этой стадии общий уровень эмоционального возбуждения возрастает до такой степени, когда эмоции становятся мощными побуждениями к действию и иррациональной основой повышенной активности Это психопатологическое состояние получило название-социальной паранойи. У социальных параноиков в структуре идентичности «мы» практически полностью вытесняет «я». При определенной интенсивности психопатологических процессов на бессознательном уровне отбираются личности или группа и на них проецируется всё то, что социальный параноик считает для себя нежелательным. Его заблуждения направлены на тех, кого легко идентифицировать как «чужаков». В условиях роста межэтнической напряженности маковыми становятся этнические группы.

В кризисной ситуации межэтнической напряженности иррациональность поведения особенно свойственна психопатологическим личностям паранойяльного склада, которые становятся центральными субъектами эмоционального заряжения.

Этнические конфликты представляют собой одну из форм политических отношений -конфронтацию между двумя или несколькими этносами, характеризующуюся состоянием взаимных претензий и имеющую тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений и открытых войн.

Эти конфликты возникают, как правило, в многонациональных государствах и имеют форму «группа - группа» или «группа - государство».

В чистом виде этнические конфликты не существуют. В реальности мы встречаемся с взаимопроникающими конфликтами. Неслучайно, даже специалисты-конфликтологи часто не могут прийти к единому мнению, с каким конфликтом имеют дело - с этническим в политическом камуфляже или наоборот.

По мнению Тишкова, к категории этнических можно отнести практически все открытые конфликты на территории бывшего СССР, ведь: «В силу политического состава населения бывшего СССР и нынешних государств... фактически любой внутренний конфликт, социально экономический или политический, по своей природе обретает этническую окраску, что, как правило усугубляет и осложняет возникновение противоречия, придавая конфликтам дополнительный эмоциональный фон.

Межэтнические конфликты множественны по своей природе, поэтому исследователи предлагают различные их классификации.

По целям, которые ставят перед собой вовлеченные в конфликт стороны, межэтнические конфликты можно подразделить на:

  1. Социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского
    равноправия, выравнивания уровня жизни, социально-профессионального состава,
    представительства в элитных слоях или прекращение льгот, субсидий и
    экономической помощи «другим» (со стороны членов «лидирующих» групп).

  2. Культурно-языковые и конфессиональные, при которых выдвигаемые требования
    затрагивают проблемы сохранения или возрождения функций языка, культуры,
    религии и этнических общностей в целом.

  3. Политические, если участвующие в них меньшинства добиваются политических прав
    (от автономии до полномасштабного конфедерализма).

  4. Территориальные, если в их основе лежат требования изменения границ,
    присоединение к другому («родственному» с культурно исторической точки зрения)
    государству или создание нового независимого государства. Такие конфликты имеют
    глубокие исторические корни. С учетом того, что в России национально-
    территориальные границы по существу отсутствовали, а в СССР они зачастую были
    произвольны, неоднократно сдвигались, и ареал расселения многих народов весьма
    широк и пёстр, - конфликты такого рода особенно опасны и трудно разрешимы.
    Чрезмерно остро они протекают в местах насильственного переселения
    депортированных народов и на их исторической родине при реализации права на
    возвращение прежних территорий (борьба между ингушами и осетинами за
    Пригородный район, России и Казахстана, Украины и Молдовы и т. д. ).

  5. Этнодемографические конфликты возникают там, где реальна опасность размывания,
    растворения этноса в результате быстрого притока иноязычного населения.
    Приоритетным требованием в таких случаях становится защита прав «коренной
    нации», введения разного рода ограничений для пришлых. Такого рода конфликты
    характерны для Прибалтики, Молдовы, ряда республик Российской Федерации.

^ По формам проявления конфликты могут быть:

  1. Насильственными (депортация, геноцид, террор, погромы и массовые беспорядки);

  2. ненасильственными (национальные движения, стихийные шествия, митинги,
    эмиграции).

•По продолжительности ~ долговременными и кратковременными.


^ 2. Принципы урегулирования этнополитических конфликтов

В целом возникновение любого этнического конфликта обусловлено существованием той или иной формы неравенства этносов. Поэтому урегу­лирование этнических конфликтов требует нахождения нового, компромиссного и приемлемого для всех конфликтующих сторон баланса взаимно удовлетворяющих их интересов.

Действия властных органов федеральной и региональной власти должны быть направлены на нейтрализацию конфронтационных устремлений участников этнополитических конфликтов. Среди основных рекомендаций конфликтологов и политологов в решении урегулирования этнического конфликта можно отметить следующие некоторые общие правила.

1) легитимация конфликта — официальное признание существующими властными структурами и конфликтующими сторонами наличия самой проблемы, которую необходимо разрешить совместными усилиями;

2) институцианалиэация конфликта — выработка признаваемых обеими сторонами правил, норм, регламента цивилизованного поведения;

  1. перевод конфликта в юридическую плоскость, в соответствии с действующим федеральным законодательством;

  2. при организации" переговорного процесса не следует пренебрегать институтом посредничества, который дает, как правило, положительный результат при урегулировании данных видов конфликта;

5) информационное обеспечение урегулирования конфликта — открытость, "прозрачность" переговоров, доступность и объективность информации о ходе развития конфликта для всех заинтересованных граждан.

Как показывает практика, эффективным методом ослабления и торможения
конфликта является использование разного рода санкций (от символических
до военных) по отношению к конфликтующим сторонам. В качестве санкций обычно применяются прекращение поставок вооружения и боеприпасов, горюче-смазочных материалов воюющим сторонам, торговых и экономи­ческих отношений. Военные санкции (вооруженное вмешательство) считаются допустимыми в этническом конфликте, если в ходе него имеют место массовые нарушения прав человека.

Весьма эффективным методом ослабления этнических конфликтов зарекомендовал себя метод краткого прерывания конфликта путем объявления прекращения боевых действий или моратория на них. В результате этого быстро меняется общий эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, идут на спад психозы, ослабевает общая консолидированность групп в конфликте.

Вместе с тем, институтам власти, политическим элитам и политическим лидерам необходимо следовать правилу, согласно которому конфликты легче предупредить, чем впоследствии их разрешать. Урегулирование и прекращение межэтнических конфликтов являются жизненно важной необходимостью существования любого полиэтнического сообщества. Конфликтные межэтнические отношения, характер и тенденции их развития всегда негативно влияют на основные процессы социально-экономического, культурного и политического развития любого государства.

Какие же существуют способы разрешения межэтнических конфликтов? Урегулирование этнического конфликта подразумевает нахождение нового, компромиссного и приемлемого для всех основных его участников. Урегулирование в полном смысле слова практически возможно в случае конфликтов по культурно-языковым причинам, да и то лишь при том условии, что требования со стороны этнического меньшинства - признать его права на более широкое использование своего языка и культурных символов. Подобного рода конфликты зарождаются либо в процессе политической трансформации общества, где прежде существовала некоторая культурно-языковая дискриминация, либо в результате быстрой и существенной модернизации.

В конфликтах, возникающих по социально-экономическим причинам, при теоретически существующей возможности их урегулирования, вероятные материальные затраты столь велики, что делают урегулирование таких конфликтов практически недостижимым. В России речь идет о практической невозможности добиться резкого повышения уровня экономического развития ряда социально неблагополучных республик.

Территориально-статусные конфликты также, в принципе, могут быть урегулированы, хотя на практике встречаются крайне редко.

В реальной жизни гораздо чаще встречается нейтрализация этнического конфликта, а не его урегулирование. Это означает перевод этнического конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон.

Нейтрализация этнического конфликта встречается достаточно часто. Поскольку подобный вариант также устраняет угрозы массового насилия, распада государства с полиэтническим населением, масштабных миграций, беженцев или депортаций по этническому признаку.

Возможен и такой вариант, как «естественное» развитие и последующее самозатухание этнического конфликта. В этом случае этнический конфликт перерастает в форму насильственного противостояния сторон и заканчивается разрушением полиэтнического общества, в котором он возник и развился. Подобный исход нельзя считать урегулированием конфликта и к тому же это означает переход от этнического конфликта к межгосударственному вновь образовавшихся государств и новых обществ.

Существует два основных сценария разрушения полиэтнического общества и, тем самым, прекращение этнического конфликта:

  • изменение этнического состава населения (за счет депортации «враждебных
    групп», выделяемых по этническому признаку);

  • изменение территории (за счет проведения новых государственных границ,
    отделяющих одну из конфликтующих сторон от другой);

Чаше встречается сочетание обоих сценариев.

Ещё одним вариантом выхода из ситуации этнического конфликта является его саморассасывание, т. е. отмирание без осуществления каких-либо изменений, на которых когда-то настаивали инициаторы конфликта.

Особой задачей урегулирования этнического конфликта является достижение национального согласия, представляющего собой сложный процесс примирения конфликтующих сторон, согласования их интересов, достижение взаимоприемлемого результата.

Как показывают исследования отечественных ученых, существуют следующие направления предупреждения и преодоления этнических конфликтов:

- раннее прогнозирование (знание ситуации даст возможность принять
необходимые меры до того, как конфликт вызрел);

оперативное решение наиболее острых вопросов, которые не требуют длительной подготовки и больших затрат, организационно-политическая и разъяснительная работа;

- наличие диалога противостоящих сторон, переговорного процесса;

^ Пути урегулирования этнических конфликтов

За свою историю человечество накопило немалый опыт ненасильственного урегулирования конфликтов. Однако лишь со второй половины XX столетия, когда стало очевидным, что конфликты являются реальной угрозой выживанию человечества, в мире начала складываться самостоятельная область научных исследований, один из главных предметов которой — предупреждение открытых, вооруженных форм проявления конфликтов, их урегулирование или улаживание, а также разрешение конфликтов мирными средствами.

Имеются современные политические ситуации, которые требуют рассмотрения межэтнических или межрелигиозных конфликтов, возникающих внутри той или иной страны в единстве с международными конфликтами. Причин, вызывающих необходимость такого ракурса, несколько.

Во-первых, конфликт, возникнув как внутренний, порой перерастает в международный вследствие подключения более широкого круга участников и выхода за пределы государства. Примерами расширения конфликта за счет новых участников могут служить многие региональные и локальные конфликты второй половины XX столетия (достаточно вспомнить Вьетнам, Афганистан), когда вмешательство таких крупнейших держав, как США и СССР, превращало их в серьезную международную проблему. Однако новые участники могут оказаться задействованы в конфликте невольно, например, за счет притока к ним огромного числа беженцев. С такой проблемой столкнулись, в частности, европейские страны во время Югославского конфликта. Еще один вариант вовлечения других стран во внутренний конфликт возможен в том случае, если конфликт остается внутренним, но в нем, например, в качестве заложников или жертв, оказываются граждане других государств. Тогда конфликт приобретает международную окраску.

Во-вторых, конфликт из внутреннего может стать международным в результате дезинтеграции страны. Развитие конфликта в Нагорном Карабахе показывает, как это происходит. В момент своего возникновения в Советском Союзе этот конфликт был внутренним. Его суть состояла в определении статуса Нагорного Карабаха, который являлся частью территории Азербайджана, но большинство населения которого составляли армяне. После распада СССР и образования на его месте самостоятельных государств — Армении и Азербайджана — конфликт в Нагорном Карабахе превратился в конфликт между двумя государствами, т. е. международный.

В-третьих, вовлечение в процесс урегулирования внутренних конфликтов посредников из третьих стран, а также посредников, выступающих от имени международной организации или в своем личном качестве (т. е. не представляющих никакую конкретную страну или организацию), становится нормой в современном мире. В качестве примера можно привести конфликт в Чечне, в котором с посреднической миссией выступали представители Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Участие международных посредников также может вести к тому, что различия между поведения, альтернативой решения конфликта путем урегулирования остается стратегия «покорения» или, если ни одна сторона не обладает необходимыми ресурсами для этого, происходит «замораживание» конфликта на неопределенный, как правило - длительный, период.

С 1994 г. в политическом руководстве страны оформились именно эти два подхода к решению чеченского конфликта: первый - «военная победа», которой, по мысли ее сторонников, мешают политические обстоятельства -приказы о прекращении вооруженных действий в тот момент, когда «победа близка» и, якобы, создаются условия для полного «уничтожения боевиков»; второй подход склоняется к «урегулированию» за счет переговорного процесса и принятия политического решения вместо военного.

Чередование этих двух подходов, непоследовательное проведение как первого, так и второго создает реальную перспективу «замораживания» чеченского конфликта, поскольку в основе каждого из них лежат диаметрально противоположные стратегии «управления» конфликтом.


^ 3. Межнациональные конфликты. Пути и средства их уре­гулирования.

Во всем мире сейчас проживает около 5000 народов, причем более 90% из них находятся в составе многонациональных государств. Роль националь­ного фактора за последнее время значительно возросла: она неоднозначна в разных частях мира.

В Африке наблюдается до сих пор жесточайшие национальные столкновения с огромным числом жертв, хотя в целом эти конфликты носят очень сложный характер и национальный вопрос является лишь одной из этих сторон.

Европа демонстрирует миру одновременно два процесса: экономиче­ское и политическое сближение в Западной Европе и суверенизацию Восточ­ной, где во многом национализм определяет политические движения.

Однако эти процессы носят отнюдь не абсолютный характер. Распад Чехословацкой федерации на Чехию и Словакию, распад СССР на нацио­нальные государства, попытка создания многих небольших национальных государств на территории Украины, Молдавии, Северного Кавказа протекали и протекают одновременно с подъемом национальных отношений во Фран­ции, попытками отделения франкоязычной провинции Квебек от Канады, и севера Италии от остальных территорий. Разнообразны национальные и ме­жэтнические проблемы в США, где отмечены противоречия между белыми и черными гражданами одной страны, но и объединение их против экспансии "желтых" (погромы корейских магазинов и т.д.

В это же время в Европе удалось преодолеть ряд межнациональных конфликтов существовавших столетия: спор об Эльзасе с Лотарингией меж­ду Францией и Германией, примирение фламандцев и валлонов в Бельгии и т. д.


Таким образом, можно отметить, что этнические процессы носят пуль­сирующий характер: разделительные процессы, при которых национальное развитие и размежевание протекает очень бурно, чередуется и соседствует с

объединительными, при которых идет консолидация или даже слияние близ­ких по языку и культуре этносов в один.

Близким к объединительному, но не тождественному является процесс ассимиляции, при котором происходит слияние этнического меньшинства с числено преобладающим этносам. В рамках многонационального государст­ва находится межэтническая интеграция, т. е. экономическое, социальное и другие формы взаимодействия сложившихся этносов в рамках общей госу­дарственности.

В бывшем СССР процессы сближения и интеграции носили во многом односторонний характер, реакцией на него стало обособление этносов во имя самосохранения.

Современная политология определяет национальный конфликт как проблему неравноправных национальных отношений и борьбу за их социаль­но-политическое и социально-эконмическое разрешение. Национальные от­ношения пронизывают все структуры общественных отношений, поэтому любая проблема общественной жизни может принять национальную окраску. Национальный конфликт является продолжением социальных условии разви­тия этноса, а национальный вопрос совокупность проблем, связанных с взаи­модействием этносов в многонациональном государстве, а также условиями свободного развития этносов.

Итогом пути к конституционному решению национальных проблем в современном мире в 19 веке, который сопровождался двумя мировыми вой­нами,

многими гражданскими войнами и актами национальной вражды, стали сле­дующие выводы:

национальные споры должны решаться на основе переговоров закон­ным путем;

национализм ни разу не привел к благосостоянию граждан, но почти всегда приводил к войне;

наиболее эффективен путь решения национальных проблем за счет компромисса.

К трудным путям снятия национальной принадлежности относятся по­пытки предъявить этническое первородство в качестве доказательства права на территорию (до сих пор имеются попытки использовать такое право в спо­рах в Нагорном Карабахе, Курильских островах, перенести их на территорию Крыма и т. д. ) Бесперспективно идеологическое принуждение этноса, утвер­ждение его в качестве субъекта в политике, ущемление прав этноса на куль­турное развитие и т. д. Причем отдаленные последствия таких ограничении могут быть очень сильными (достаточно вспомнить запрет, действующий в Российской империи на изготовление книг на украинском языке)

Государство должно создавать максимальные условия для свободного развития этносов и формирования национальной терпимости, используя при этом системы воздействия средствами массовой информации, законодатель­ные акты и т. п.

Демократические принципы разрешения национального вопроса могут

определить так:

-право наций на самоопределение (хотя нередко это противоречит дру­гому принципу международного права-права на территориальную целост­ность государства);

-автономия, под которой понимается широкое внутреннее самоопреде­ление для компактно проживающим этноса;

-приоритет права личности;

-равноправие этносов проживающих на одной территории.

Существуют определенные государственно-правовые формы решения национального вопроса; они заключаются в:

- создании автономных образований в рамках унитарного государства (Испания, Великобритания, Дания. )

-создании федеративного государства (Индия, Швейцария и др.

В современном мире национальное государство по-прежнему остается основной формой политической организации, поэтому в сравнительных по­литических исследованиях оно и рассматривается как базовая аналитическая единица.

Принятый в современной сравнительной политологии способ характе­ристики национального государства предполагает выделение четырех этапов его развития

  1. государственное развитие;

  2. национальное строительство;

  3. достижение массового участия;

  4. введение политики распределения.

В европейских странах развитие национальных государств началось в 16-17 столетиях. Главными составляющими были:

  1. подчинения земельной аристократии монархам и усиление централизации;

  2. создание вооруженных сил под командованием монарха;

  3. значительного роста чиновничества, занятого сбором налогов и управлени­ем;

  4. унификация права

Правители многих молодых независимых государств сталкиваются с проблемами, мало отличающимися от занимавших их европейских коллег два-три столетия назад. Традиционные племенные вожди сопротивляются усилиям по централизации не менее отчаянно, чем когда-то феодальная знать Франции или русские удельные князья. В итоге во многих развивающихся странах государство так и не устоялось, а правительственные органы испы­тывают острый диффицит дисциплины и независимости от трайбалистских интересов чиновников.

Чудовищная коррупция и самовластие чиновников, использующих го­сударство для своего личного обогащения, - вовсе не редкие черты современных развивающихся стран. Иногда такое государство называют "мягким". Собственно, такое государство не является национальным государством, ибо еще не пройден даже первый этап его становления.

Сложившиеся в Европе в 18-19 вв. государства выступали как факторы национального строительства по меньшей мере по четырем следующим при­чинам:

  1. государство создавало внешние рамки, в которых гораздо быстрее и эф­фективнее протекали процессы культурной, языковой и экономической ин­теграции;

  2. оно способствовало возникновению общности исторических судеб, в част­ности, в отношениях с другими народами;

  3. оно создавало общую для всей формирующейся нации идеологию, отра­жающую национальные проблемы;

  4. оно поддерживало культурную деятельность, способствовавшей созданию нации, а во многих случаях было инициатором обособлением национальной религии.

Даже во многих европейских странах процесс национального строи­тельства до сих пор не завершен. Можно выделить социальные сдвиги, в ре­шающей мере способствовавшие развитию борьбы за политическое участие. К числу таких сдвигов относятся:

  1. рост городского среднего класса

  2. возникновение индустриального рабочего класса;

  3. расширения образования;


4. быстрый рост массовой коммуникации.

На последнем этапе своего развития национальное государство сталки­вается с проблемами распределения, т. е. с вопросом о том, каким образом и в какой степени правительственные решения воздействуют на распределения материальных и других ресурсов. Будучи в известном смысле вечным, этот вопрос приобретает первоочередной характер лишь тогда, когда пройдены этапы государственного строительства и участия.

Федеративное государство представляет собой объединение самостоя­тельных государств, имеющих свою консиатуцию, верховные органы власти, законодательство и гражданство.

При этом все эти признаки переносятся на общефедеративный уровень. При существовании единой территории, денежной единице, и вооруженных сил полномочия федерации и ее субъектов строго разграничены. Полномо­чия федеральных органов включают оборону охрану границ, формирование высших органов власти и решения спорных вопросов между членами федера­ции, а также между ними и центром.

Конфедерация является союзом независимых государств на основе до­говора, при этом отсутствует общая территория и гражданство. В рамках конфедерации происходит лишь объединение в определенных областях: внешняя политика, военная политика. Органы власти могут отменять реше­ния конфедерации на своей территории.

Таким образом, если федерация- это объединение суверенных госу­дарств, являющихся субъектами одного единого многонационального госу­дарства, то конфедерация не обладает таким качеством субъектов и является рыхлым, аморфным союзом, необходимым в условиях неустойчивости и кон­фликтности существования этносов на одной территории.

Техники урегулирования межнациональных конфликтов.

Эти конфликты по своей структуре, по характеру и по ожесточенности противостояния, по сложности их регулирования и разрешения являются наиболее сложными среди социальных конфликтов. К социальным противоречиям, языковым и культурным проблемам добавляется историческая память, которая углубляет конфликт.

Распад СССР, казалось бы, разрешил противоречия между нациями. Но по причине того, что государства возникли в результате келейного, верхушечного решения группы политических лидеров, межэтнические противоречия усилились, конфликты вспыхнули с новой силой.

Россия многонациональная страна, где проживает более 120 народов. Во многих республиках в составе Российской Федерации "коренное население" составляет меньшинство. Только в 5 республиках его численность превышает 50% (Чувашия, Тува, Коми, Чечня, Северная Осетия). Особенность межэтнических конфликтов в России обусловлена как различием соотношения русского и нерусского населения, так и главным образом тем, что национальная психология русских и разбуженное национальное самосознание могут дестабилизировать социально-политическую ситуацию и обострить межэтнические противоречия. Впервые в истории нравственное самочувствие русского народа, его самосознание испытывают такую ущемленность и страх за будущее, когда каждый другой, даже небольшой по численности народ может предстать перед ним в образе врага.

В ближайшие годы следует ожидать усиления агрессивно-наступательного настроения в русском национальном сознании. Его будут питать беженцы-русские из других бывших республик СССР.

Каждый конкретный конфликт на межнациональной основе имеет свои особенности, свои причины. Федеративная организация государства России является почвой всевозможных конфликтов. Конфликт с Татарстаном удалось урегулировать конституционным путем. С Чечней этого не получилось, и политический конфликт вылился в военный. Но вполне ясно, что все существующие и потенциальные межнациональные конфликты могут быть мирно урегулированы в обоюдных интересах.


Разрешение конфликтов на государственном уровне



Вопрос

Стратегия


I.Являются ли эмоции причиной конфликта или препятствуют ли они его разрешению? Если да, то:


а). Каковы эти эмоции


1). Раздражение?


2). Недоверие?


3). Страх?


4). Другие эмоции


II.Каковы скрытые причины конфликта?


III.Вызван ли конфликт непониманием?


VI.Вызван ли конфликт тем обстоятельством



а).Техника охлаждения эмоций обеих сторон, чтобы вы смогли выработать

решения (соглашения)


1). Техника охлаждения или рассеивания раздражения, такая. Как сочувственное выслушивание, предоставление выхода гнева, убеждения с целью смягчения отрицательных эмоций или устранения недопонимания, вызывающего раздражение


2). Техника преодоления недоверия или открытого и продуктивного обсуждения его.


Техника уменьшения страха, открытого и продуктивного обсуждения его


Техника самоуспокоения и успокоения других людей


Рассмотрение реальных нужд и желаний


Техника преодоления непонимания посредством улучшения общения.


Техника определения ответственной стороны и выработка соглашения о принятии ответственности

что кто-то не берет на себя ответственность за какие-то действия?


V.Какой из стилей проведения был бы лучшим в данной конфликтной ситуации?


VI.Имеются ли особые личностные факторы, которые должны быть учтены при решении конфликта?


VII.Какого рода альтернативы и решения возможны?



Оценка подходящих стилей и выбор наилучшего


Техника эффективного выражения своих нужд. Использование техники общения с особо трудными людьми


Выработка собственных идей или побуждение других сторон к выдвижению предположений.

а). Метод мозговой атаки и творческой визуализации для генерирования идей

б). Установление приоритетов среди разных возможностей

Принципиальные переговоры


.Нельзя забывать о таком механизме человеческого общения, как переговоры.

. В наше время все чаще приходится прибегать к переговорам. Но стандартная переговорная стратегия перестала удовлетворять людей. Они видят лишь две возможности ведения переговоров - быть подталкиваемыми или жесткими. Мягкий по характеру человек желает избежать личного конфликта и ради достижения соглашения с готовностью идет на уступки. Жесткий участник переговоров рассматривает любую ситуацию как состязание воли. Он хочет победить, однако часто кончает тем, что вызывает такую же жесткую реакцию, и портит свои отношения с другой стороной.

. Существует ли альтернатива позиционному подходу?

. В Гарвардском проекте по переговорам американскими учеными разработан метод переговоров, который предназначен для эффективного и дружественного достижения разумного результата. Этот метод назван принципиальными переговорами или переговорами по существу.

. Он состоит в том, чтобы решать проблемы на основе их качественных свойств, то есть исходя из сути дела, а не торговаться по поводу того, на что может пойти или нет каждая из сторон. Этот метод предполагает стремление к нахождению взаимной выгоды там, где только возможно, а там, где интересы не совпадают, настаивание на таком результате, который был бы основан какими-то справедливыми нормами независимо от воли каждой из сторон. Метод принципиальных переговоров означает жесткий подход к рассмотрению существа дела, но предусматривает мягкий подход к отношениям между участниками переговоров. Этот метод дает возможность быть справедливым, одновременно предохраняя от тех, кто мог воспользоваться честностью другой стороны.

.Метод принципиальных переговоров может быть сведен к четырем пунктам:

.Первый пункт учитывает тот факт, что все люди обладают эмоциями, поэтому каждому трудно общаться друг с другом. Отсюда следует, прежде чем начать работать над существом проблемы, необходимо отделить “проблему людей” и разобраться с ней отдельно. Если не прямо, то косвенно участники переговоров должны прийти к пониманию того, что им необходимо работать бок о бок и разбираться с проблемой, а не друг с другом. Отсюда следует первая рекомендация:


С
Сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров
делайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров


.Второй пункт нацелен на преодоление недостатков, которые проистекают из концентрации внимания на позициях, заявленных участниками, в то время как цель переговоров стоит в удовлетворении подспудных интересов. Второй базовый элемент данного метода гласит:



Сосредоточьтесь на интересах, а не на позициях






.Третий пункт касается трудностей, возникающих при выработке оптимальных решений под давлением. Попытки принять решение в присутствии другого сужает поле зрения переговорщиков. Когда многое поставлено на карту, способность к созиданию ограничена. Отсюда вытекает третий базисный пункт:


Разработайте взаимовыгодные варианты






.Соглашение должно отображать какие-то справедливые нормы, а не зависеть от голой воли каждого из сторон (наличие каких-то справедливых критериев). Обсуждая такие критерии, обе стороны могут надеяться на справедливое решение. Отсюда четвертый базисный пункт:


^ Н


астаивайте на использование объективных критериев



. Итак, принципиальный метод позволяет более эффективно достичь постепенного консенсуса относительно совместного решения, без всяких потерь. А разграничение между отношениями людей и существом проблемы позволяет иметь дело друг с другом просто и с пониманием, что ведет к дружескому соглашению. Кроме того, этот метод менее зависим от человеческих отношений.

Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизация) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

^ Существует достаточно много методов управления конфликтами. Укрупненно их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;

структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;

межличностные методы или стили поведения в конфликтов;

переговоры;

ответные агрессивные действия, эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп

ЛИТЕРАТУРА

  1. Политология на российском фоне. М., 2002 г.

  2. Политология. Дидактический материал по курсу политология для студен­тов всех специальностей. М., 1999г.

  3. Чернявская Ю. В. «Психология национальной нетерпимости». Минск, 1998

  4. Серебренников В. В. «Война в Чечне: причины и характер» // Социальнополитический журнал, 1999 №3

  5. Здравомыслов А. Г. «Социология конфликта». М.: Аспект Пресс, 2000

  6. Гуськова Е. «Косово: новое испытание для российской дипломатии» //Независимая Газета 12. 03. 1999

  7. Кредер А. А «Новейшая история 20 век». 4. 2 - М.: ЦГО, 1999.

  8. Авксентьев А. В., Авксентьев В. А. «Этнические проблемы современности и культура межнационального общения». (Учебное пособие под ред.проф. В. А. Шаповалова). Ставрополь, 2000.

  9. Лебедева М. М. «Политическое урегулирование конфликтов». М.: Наука,1999



Скачать файл (145 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации