Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Сочинение - Образ поэта - пророка в лирике М.Ю. Лермонтова - файл 1.doc


Сочинение - Образ поэта - пророка в лирике М.Ю. Лермонтова
скачать (29.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc30kb.17.11.2011 04:35скачать


1.doc

Образ поэта - пророка в лирике М.Ю. Лермонтова

Впервые о судьбе поэта М.Ю. Лермонтов пишет в стихо­творение «Смерть Поэта». Это великое стихотворение стало не только плачем по погибшему гению, но и рассуждением о трагическом одиночестве поэта в мире:

«Восстал он против мнений света

Один, как прежде, и убит!»

В стихотворении «Поэт» Лермонтов вспоминает те далекие времена, когда стра­стное слово поэта отзывалось в сердцах слушателей, когда творчество его было служением, а не мукой одиночества:

«Твой стих, как Божий дух, носился над толпою,

И отзвук мыслей благородных

Звучал, как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных».

Лермонтов срав­нивает судьбу поэта в современном ему обществе с судьбой кинжала, который верно служил своему хозяину, но потом превратился в золотую игрушку и стал бесполезным. Пустота и глухота окружающего мира заставляют поэта уйти в себя, отказаться от высокого служения людям, а это, по убеждению Лермонтова, равнозначно ржавчине клинка. Призывая поэта услышать зов времени, Лермонтов впервые в своем творчестве употребит образ «осмеянного пророка»:

«Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк,

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?»

«Пророческая речь», «осмеянный пророк» - эти настойчиво повторяющиеся образы получат трагическое завершение в стихотворении «Пророк», которое станет итогом размышлений Лер­монтова о судьбе настоящего поэта. Лермонтов сознательно избирает стиховую форму пушкинского «Пророка». Его стихотворение написано тем же размером и звучит как прямое продолжение стихотворения Пуш­кина. У Пушкина «Бога глас» взывает к пророку:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголам жги сердца людей!»

Вот главное предназначение пророка, вот его долг перед миром и перед собой. И неважно, как воспримут его слова те, к кому оно обра­щено. Лермонтов услышал этот призыв, и его пророк последовал ему. Он принялся «провозглашать» «любви

и правды чистые ученья», а в ответ «все ближние» в него «бросали бешено каменья».

Лермонтовский пророк вынужден «посыпав пеплом главу» бежать подальше от людей, в пустыню, где его благодарно слушают звезды и бессловесная тварь. Когда же он изредка появляется в «шумном граде», то умудренные старцы показывают на него пальцами и внушают детям:

«Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен.
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!» .

Осмеянный, презираемый пророк, на которого показывают пальца­ми, как на городского сумасшедшего, - какой страшный образ! Люди не поняли и не приняли пророка. Но ведь сказано: «Нет пророка в своем отечестве». Лермонтов понимал, что жизнь тех, кто несёт новое знание, всегда полна препятствий и людского непонимания, и несмотря ни на что поэт – пророк должен хранить свято «завет предвечного» и нести его людям.


Скачать файл (29.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации