Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Министерство науки и высшего образования российской федерации - файл


скачать (1165.7 kb.)


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.С. ТУРГЕНЕВА»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по направлению подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

направленность (профиль) Логопедия
Студента Старых Натальи Николаевны шифр 162446

Институт педагогики и психологии

Тема выпускной квалификационной работы

Использование логопедической ритмики в коррекции нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с умственной отсталостью

Студент _________________ Старых Н.Н.



(подпись) (ФИО)
Научный руководитель _________________ Чаркина Н.В.

(подпись) (ФИО)
Зав. кафедрой/РОП _________________ Ахулкова А.И.

(подпись) (ФИО)

Орёл 2020

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..

3

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы использования логопедической ритмики в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста…………………………………………….

8


1.1 Основные понятия, особенности и средства логопедической ритмики….....

8

1.2 Особенности развития речи умственно отсталых детей……………………..

17

1.3 Использование логопедической ритмики в системе коррекционно-педагогического воздействия…………………………………………………........

20


Выводы по материалам 1 главы……………………………………………………

26

Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы использования логопедической ритмики в коррекции нарушений слоговой структуры умственно отсталых детей младшего школьного возраста……………………

29


2.1 Организация исследования…………………………………………………….

29

2.2 Анализ результатов констатирующего этапа исследования…………………

39

2.3 Организация и содержание формирующего этапа исследования…………...

63

2.4 Выявление эффективности педагогических условий коррекции нарушений слоговой структуры слова у умственно отсталых детей младшего школьного возраста………………………………………………………………………………

76


Выводы по 2 главе…………………………………………………………………..

88

Заключение…………………………………………………………………………..

92

Список литературы………………………………………………………………….

97

Приложение







Введение

Одним из значимых компонентов в структуре дефекта при умственной отсталости является системное недоразвитие речи, проявляющееся во всех ее сторонах: фонетико-фонематической, интонационно-выразительной и лексико-грамматической (Л.Б. Баряева, И.В. Белякова, В.В. Воронкова, A.A. Катаева, Р.И. Лалаева, В.Г. Петрова, Е.С. Слепович, Н.Д. Соколова, Е.А. Стребелева и др.).

В сфере исследования речевого развития детей с нарушением интеллекта наименее изученной является область, касающаяся коррекции слоговой структуры слова, тогда как многие авторы (Г.А. Каше, Д.И. Орлова, Л.Г. Парамонова и др.) свидетельствуют, что частота нарушений звукопроизношения и слоговой структуры слова у обучающихся с умственной отсталостью гораздо выше, чем у сверстников с нормальным интеллектом.

Проблемы коррекции слоговой структуры слова у детей с нормальным интеллектом, имеющих различные речевые нарушения, достаточно полно представлены в работах Н.С.Жуковой, Р.Е.Левиной, А.К.Марковой, О.Н.Усановой, Н.Ю.Сафонкиной и др. Научной информации об изучении и коррекции нарушений слоговой структуры слова у учащихся с умственной отсталостью имеется недостаточно. Вследствие этого в практике работы школ используются логопедические методики, предназначенные для работы с детьми с нормальным интеллектом. Между тем, очевидно, что специфика формирования высших психических функций, эмоционально-волевой сферы и личности детей с умственной отсталостью (Л.Б. Баряева, И.В.Белякова, В.В. Воронкова, Г.М.Дульнев, В.И. Лубовский, Е.М. Мастюкова, В.Г. Петрова и др.) делает мало эффективным простой перенос методов логопедической коррекции, без их адаптации, в систему логопедической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика школьных логопедов свидетельствует о том, что основное внимание уделяется коррекции звукопроизношения, грамматической стороны речи и обогащению словаря младших школьников. В то же время работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова, как таковой, уделяется мало внимания, в основном в процессе работы над звукопроизношением. Между тем, слоговая структура слова является значимым компонентом речевой сферы, формирование которого необходимо для овладения письменной речью, родным языком, для речевого развития в целом (В.В. Воронкова, Р.И Лалаева и др.).

Согласно современным научным данным, высоким коррекционно-развивающим потенциалом в отношении моторных и высших психических функций, в том числе речевой функции человека, обладает ритмика, различные виды которой уже продолжительное время используются в коррекционной работе с лицами, имеющими различные отклонения и нарушения развития (Г.Л.Волкова, В.Л. Гринер, Е.Л. Медведева, Е.В. Оганесян, Г.Р. Шашкина, Е.З. Яхнина и др.). Однако в учебной программе по ритмике для специальной (коррекционной) школы возможности ритмики не используются для коррекции речевого развития младших школьников с умственной отсталостью.

Таким образом, недостаточная разработанность проблемы и ее значимость для теории и практики коррекции речевой сферы учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ определили актуальность данного исследования.






Скачать файл (1165.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации