Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лабораторная работа - Развитие голоса - файл 1.doc


Лабораторная работа - Развитие голоса
скачать (68.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc69kb.17.11.2011 05:39скачать


1.doc

1.3. Развитие голоса в норме.


Особенности развития голоса у детей с нарушенным слухом.


Рассматривая вопрос о развитии голоса представляется важным подробно проанализировать развитие голоса детей с нормальным слухом и выявить особенности формирования голоса у детей с нарушенным слухом, поскольку все это необходимо учитывать в процессе работы над голосом с глухими и

слабослышащими детьми.

К сожалению, вопрос развития голоса (как в норме, так и у детей с нарушенным слухом) недостаточно освещен в литературе. Однако, исследования Хватцева М. Е., Ляпидевского С. С., Правдиной О. В.,

Лавровой Е. В. дают общие представления о процессе развития голоса слышащего ребенка. Особенности голоса детей с нарушенным слухом выделены в работах Д. Вильсона, А. Митринович-Моджеевска, Ф. Ф. Рау.

Е. В. Лаврова развитие детского голоса условно делит на несколько периодов: дошкольный до 6-7 лет, домутационный от 6-7 до 13 лет, мутационный 13-15 лет и послемутационный 15-17 лет. Поскольку объектом нашего исследования являются дошкольники, остановимся на первом периоде.

У ребенка грудной резонатор мал по объему (емкость детских легких небольшая) и слаб, поэтому дыхание ребенка неглубокое. Оно еще близко по своим механизмам к физиологическому дыханию. Таким образом, у ребенка преобладает верхний резонатор, голос имеет головное звучание.

Гортань маленького ребенка в 2-2,5 раза меньше гортани взрослого, а голосовые связки колеблются лишь своими краями, так как мышцы голосовых связок еще мало развиты. Такое колебание голосовых связок характерно для фальцета и для твердой голосовой атаки, что мы и наблюдаем в крике

младенца в первые месяцы его жизни.

Первая голосовая реакция ребенка – рефлекторный крик, представляющий собой некие малооформленные гласные.

К концу второго месяца издаваемые младенцем звуки приобретают различную эмоциональную окраску, связанную с его самочувствием. В это время в криках, выражающих недовольство появляется твердая голосовая атака. Во время гуления и лепета формируются все более определенные гласные и

согласные звуки, которые произносятся на мягкой атаке голоса.

Формирование речевых автоматизмов говорит о постепенном переходе голосообразования младенца на более высокую ступень (от стадии безусловнорефлекторных реакций к образованию все более сложных условных связей).

В этом периоде наблюдается появление и дальнейшее закрепление все большего числа звуков. Ребенок закрепляет дифференцировку между глухими и звонкими согласными.

По мере развития словаря, звукопроизношения усложняются голосовые реакции. Ребенок учится владеть своим голосом. Маленький ребенок любит подражать голосом животных, гудкам, звонкам, другим резким звукам, хотя это не соответствует его голосовым возможностям.

В ясельном и дошкольном возрасте ребенок путем подражания легко осваивает как словесное, так и фразовое ударение, интонации речи окружающих. О. В. Правдина отмечает, что в этом возрасте дети, имеющие музыкальный слух, обычно начинают и напевать, правильно передавая голосом мотив услышанного.

Правдина О. В., Хватцев М. Е., Ляпидевский С. С. отмечают следующие особенности голоса маленького ребенка: голос обычно высокий, звонкий, в нем мало обертонов, поэтому тембр бледный; диапазон голоса мал у детей 2-3 лет он не превышает трех тонов. Сила голоса небольшая. Голос ребенка звучит неровно: то крикливо, то тихо; при форсировании голоса низкие звуки получаются напряженными, крикливыми, а более высокие – визгливыми; интонация речи и модуляция однообразны и подчас резки.

В дальнейшем, по мере развития ребенка, развивается и его голос. Интонация и модуляция становятся богаче; диапазон у детей 4-5 лет достигает уже 4 тонов, а к концу дошкольного периода, как правило, 6

тонов.

Развитие и изменение голоса ребенка теснейшим образом связано с изменениями и ростом всего организма, и в частности его голосового аппарата и центральной нервной системы.

Кроме того, мы видим, что развитие голоса неразрывно связано с развитием артикуляционного и дыхательного аппарата, то есть можно сказать, что развитие голоса неотделимо от развития речи в целом. Вне речи возможны лишь элементарные проявления голоса: крик, кашель, смех. Известно, что

ведущую роль в развитии речи играет слух, при помощи которого ребенок воспринимает речь окружающих, подражает ей, контролирует свою речь. Вполне понятно, что тоже можно сказать и о влиянии слуха на голос. Только при наличии хорошего слуха голос может получить свое полное

развитие.

Для иллюстрации указанной связи между голосом и слухом Алмазова Е. С., Правдина О. В., Ляпидевский С. С., Хватцев М. Е. и др. приводят в пример те глубокие и многообразные изменения, которые претерпевает голос при нарушении слуха.

Подробно же особенности голоса глухих и слабослышащих описаны в работах Д. Вильсона, А. Митринович-Моджеевска, Ф. Ф. Рау.

Все авторы указывают на то, что в раннем возрасте развитие речи и голоса ребенка с нарушенным слухом происходит так же, как и у слышащих детей. Глухие младенцы так же, как и слышащие кричат, кряхтят, хныкают. В дальнейшем они начинают гулить и лепетать. Кинестетические и вибрационные ощущения от действия собственного голосового и артикуляторного аппарата вызывают у ребенка с нарушенным слухом, как и у слышащего, положительные эмоции. Это, конечно, стимулирует голосо-артикуляционные реакции. Однако, невозможность слухового восприятия речи окружающих и звуков собственного голоса приводит к тому, что лепет глухого ребенка не получает такого развития, как у нормально

слышащих детей.

Ф. Ф. Рау, Д. Вильсон и др. отмечают, что с того момента, когда слух начинает играть ведущую роль в развитии речи, и у нормально слышащих детей возрастает речевая и голосовая активность, происходит увеличение количества речеподобной вокализации, у неслышащих детей, напротив, голосовая активность снижается и остаются, как правило, лишь самые элементарные голосовые реакции. Эти реакции выражаются в виде крика, восклицаний, различного рода нечленораздельных звуках.

Однако, Ф. Ф. Рау акцентирует внимание на явлении “спонтанной вокализации”, наличие которой отмечали у глухих еще В. И. Флери, С. Гейнике.

Под “спонтанной вокализацией” понимают наличие звуков, близких к речевым, которыми сопровождается свободная деятельность глухих детей. Некоторые издаваемые глухими детьми звуковые комплексы служат выражением желаний и потребностей или даже обозначением предметов и явлений

внешнего мира. Как указывал Ф. Ф. Рау, спонтанная вокализация отнюдь не является независимой от влияния речи окружающих. Имея ограниченные возможности для слухового подражания маленькие глухие дети обнаруживают склонность к зрительно-мышечному подражанию речевым движениям. Об этом может свидетельствовать тот факт, что в спонтанной вокализации обнаруживается преобладание передних (в частности, двугубных) согласных.

Следует сказать, что А. Митринович-Моджеевска так же указывает на наличие голосо-артикуляторных реакций лепетного типа, которые как бы обретая вторую жизнь, начинают развиваться у глухого ребенка

приблизительно с 18 месяцев. Можно предположить, что здесь речь идет о той же “спонтанной вокализации”, которую описывал Ф. Ф. Рау.

Все исследователи отмечают, что наличие значительных остатков слуха у слабослышащих детей благотворно сказывается на развитии их голоса и речи. Голосовые реакции слабослышащих значительно богаче и разнообразнее, чем у глухих детей с небольшими остатками слуха.

Возможность восприятия речи окружающих (пусть неполное, искаженное) создает условия для развития речеподобных реакций. В лепете слабослышащих появляются звуки, доступные их слуховому восприятию, и он не угасает окончательно, как у глухих. И наряду с элементарными голосовыми реакциями, неречеподобной вокализацией, которая по мнению Д. Вильсона все же преобладает у ребенка с нарушенным слухом, у слабослышащего в отличии от глухого увеличивается количество

речеподобных голосовых реакций. Известно, что дети с легкой степенью тугоухости могут самостоятельно овладевать речью. Но без специального обучения объем их словаря будет очень мал, слова будут воспроизводиться искаженно, голос будет монотонным и слабомодулированным.

Исходя из выявленных особенностей развития голоса у детей с нарушенным слухом, следует подчеркнуть значение специальной работы, без которой невозможно формирование приемлемого для полноценного речевого голоса. Ф. Ф. Рау утверждает, что начинать эту работу нужно как можно раньше, важно

не допустить угасание лепета ребенка. Принимая во внимание общие со слышащими закономерности развития, необходимо использовать для формирования и развития речи и голоса детей с нарушенным слухом именно период становления речи в норме. Важно поощрять, поддерживать и

развивать любые речеподобные голосовые реакции ребенка и максимально использовать его слуховые возможности, даже если остатки слуха очень малы.

Необходимо отметить, что даже в условиях специального обучения практически невозможно избежать появления ряда специфических особенностей голоса, связанных с нарушением слуха.

Таким образом, развитие голоса у слышащих детей и детей, имеющих недостатки слуха, имеет общие черты и свои особенности, которые, безусловно, должны учитываться в педагогической работе по формированию голоса глухих и слабослышащих детей.

1.4. Особенности голоса детей с нарушенным слухом.

Снижение слуха значительно отражается на качестве голоса. Педагог, работающий над голосом, постоянно сталкивается с тем или иным его нарушением.

Представляется необходимым изучить особенности голоса детей с нарушенным слухом, выявить причины и рассмотреть основные нарушения голоса, встречающиеся у глухих и слабослышащих.

Анализ литературы показывает, что данный вопрос недостаточно освещен в литературе. Голос глухих и слабослышащих изучали Вильсон Д., Митринович-Моджеевска А., Рау Ф. Ф. Краткие замечания по этому вопросу можно найти в работах Е. С. Алмазовой, Л. В. Неймана, О. В. Правдиной.

Прежде чем рассматривать нарушение, определим, что такое нормальный голос человека. Д. Вильсон отмечает, что нормальный голос, обеспечивающий эффективное речевое общение, должен быть приятным на слух, обладать соответствующим балансом ротового и носового резонанса, быть достаточно громким, высота основного тона голоса должна соответствовать возрасту, размерам тела и полу; голос должен иметь соответствующие модуляции, включая высоту тона и громкость (6, с. 11).

Таким образом, все части голосового аппарата должны нормально функционировать и четко взаимодействовать между собой. Нормальный голос немыслим без полноценного речевого дыхания и правильной артикуляции. Огромную роль играет регуляция со стороны головного мозга и слуховой

контроль. Кроме того, развитие полноценного голоса возможно только в процессе полноценного речевого общения.

Становится очевидным, что наличие нормального голоса практически невозможно при снижении слуха (так как нет устойчивых навыков полноценного использования голосового, дыхательного и артикуляционного аппарата, нет контроля со стороны слухового анализатора и невозможно

полноценное речевое общение).

Таким образом, мы можем сделать заключение о том, что все исследователи голоса детей с нарушенным слухом рассматривают различные расстройства и нарушения, которые, по нашему мнению, следовало бы назвать особенностями голоса глухих и слабослышащих.

Существующие в логопедии и фониатрии классификации описывают нарушения голоса с двух точек зрения:

1) причин расстройств голоса, то есть выделяются формы заболеваний, вызывающие указанные нарушения;

2) симптомов нарушения голоса, то есть описания тех качественных изменений, которым подвергся голос.

Мы рассмотрим особенности голоса детей с нарушенным слухом с этих же позиций. В работах Е. С. Алмазовой, Д. Вильсона, А. Митринович-Моджеевска нарушение слуха выделено как одна из причин,

вызывающих нарушения голоса.

А. Митринович-Моджеевска расстройства голоса у глухих относит к функциональным нарушениям голоса и описывая их природу замечает, что анатомическое строение и функциональные возможности голосового аппарата глухого ребенка в течение первых 2-3 лет являются совершенно нормальными. Позднее начинают развиваться функциональные расстройства, которые с течением времени могут приобрести стойкий характер (23, с. 289).

Д. Вильсон рассматривает расстройства голоса у детей с нарушенным слухом, как органические. И связывает их с несовершенным, искаженным восприятием речи окружающих и своей собственной. Автор акцентирует внимание на зависимости нарушений голоса и степени потери слуха (чем

меньше степень потери слуха, тем легче нарушения голоса).

Е. С. Алмазова также относит особенности голоса глухих к органическим нарушениям, однако, как и Митринович-Моджеевска указывает на некоторые функциональные изменения голосового аппарата.

Можно сделать вывод о том, что причиной расстройств голоса при нарушенном слухе является несовершенное восприятие ребенком речи окружающих и своей собственной; и неспособность голосового, дыхательного и артикуляционного аппарата глухого ребенка точно и активно

функционировать.

Нарушение дыхательной функции во время голосообразования характеризуется укорочением фазы выдоха; частыми, слишком короткими вдохами; неравномерностью ритма дыхательных движений, отсутствием “опоры дыхания”.

По данным А. Митринович-Моджеевска у глухих обнаруживается асимметрия между правой и левой стороной диафрагмы во время ее сокращения.

Признаком правильного функционирования двигательного аппарата гортани является мягкая голосоподача. У глухих все исследователи отмечают часто встречающиеся твердую и придыхательную атаку звука. Это обусловлено рядом причин: неправильное дыхание; отсутствие координации между выдохом и моментом закрытия голосовой щели; поступление в легкие слишком большого количества воздуха во время вдоха; слишком сильное смыкание голосовых складок (при твердой атаке) или слишком слабое (при придыхательной атаке).

Часть выдыхаемого голоса у глухих может проходить между голосовыми складками, вследствие чего появляется шум, портящий голос. Попеременно то одна то другая складки перестают колебаться, что также сказывается на качестве голоса. Д. Вильсон и А. Митринович-Моджеевска указывают, что

как следствие функциональной неполноценности голосового аппарата могут появляться узелки певцов.

Резонаторная функция, как правило, бывает нарушенной, что объясняется отсутствием эластичности и упругости резонаторных полостей. Направление голоса в резонаторные полости является сложной задачей для детей с нарушенным слухом. Мышцы, участвующие в образовании замыкающего

глоточного кольца слишком слабы, чтобы отделить средний отдел глотки от верхнего и от носовой полости. Этим можно объяснить часто встречающуюся у глухих носовую окраску голоса.

А. Митринович-Моджеевска указывает, что возникающие нервные импульсы тоже отклоняются от нормы, вследствие чего нарушаются функции нервных центров. Причиной этого также является функциональная неполноценность голосового аппарата.

Перейдем к анализу изменений тембра, силы, высоты и резонанса, характерных для детей с нарушенным слухом (6, с. 343-365; 31, с. 40-43).

К нарушениям тембра относят следующие изменения голоса:

1. Голос низкий, беззвучный, приближенный к шепотному, с большой утечкой воздуха; такой голос определяют еще как “глухой”. Д. Вильсон называет такой тембр “придыхательным”. Такое звучание голоса обусловлено неполным смыканием голосовой щели, задний отдел которой остается открытым. Воздух проходит между голосовыми складками, в результате чего появляется шум.

Обычно такой голос встречается у глухих детей, с очень малыми остатками слуха. Слабо выраженное придыхание (когда шумовой компонент невелик и фонация не пропадает полностью), по мнению Вильсона может встречаться и у слабослышащих.

2. Хриплый голос. Д. Вильсон описывает его как сочетание огрубелости голоса и придыхания. Педагогу, обнаружившему такое изменение голоса рекомендуется направить ученика к отоларингологу, чтобы исследовать состояние гортани.

3. Голос сдавленный, скрипучий, резкий. Такое изменение голоса возникает в результате сильного напряжения мышц. Ф. Ф. Рау отмечает, что такой голос часто встречается у позднооглохших, которые, переключаясь на вибрационный контроль, стремятся усилить получаемые при фонации

ощущения, а также у детей с очень малыми остатками слуха.

4. Гнусавый голос. Очень распространенное нарушение голоса. Ф. Ф. Рау видит его причину в опущении мягкого неба. Нам же это нарушение представляется еще и следствием нарушения резонанса. Д. Вильсон не относит это изменение к нарушениям тембра.

К нарушениям силы относятся следующие определения голоса:

1. Голос очень тихий, слабый. Такой голос характерен для маленьких детей в начале обучения. Чаще встречается у глухих детей, которые не умеют пользоваться своим голосом.

2. Крикливый голос. Характерен в большей мере для слабослышащих, со значительными остатками слуха.

Кроме того, громкость голоса зависит еще и от индивидуальных психологических особенностей ребенка, его темперамента.

С нарушением нормальной высоты связаны следующие особенности голоса:

1. Слишком высокий или слишком низкий голос; несоответствующий возрасту ребенка. По данным Ф. Ф. Рау этот дефект встречается нечасто. Д. Вильсон, напротив, отмечает распространенность этого нарушения, причем, чаще встречается более высокий (в сравнении со слышащими сверстниками)

тон голоса. У маленьких детей, по его данным, высота основного тона обычно находится в пределах нормы.

2. Фальцетный голос – высокий голос, образуемый без участия грудного резонатора. Ф. Ф. Рау относит этот дефект к очень грубым, отрицательно влияющим на разборчивость речи.

3. Голос повышается или переходит на фальцет лишь на некоторых звуках.

По данным Д. Вильсона у детей с нарушенным слухом могут встречаться следующие нарушения резонанса:

1. Гиперназальность. При которой в качестве резонатора избыточно используется полость носа. Часто это возникает из-за небно-глоточной недостаточности. Особенно страдает качество гласных звуков.

2. Гипоназальность. Возникает при недостаточном использовании носового резонанса. Гипоназальность проявляется при произнесении носовых согласных: м и н. Они звучат как б и д.

3. Глоточный резонанс. Возникает вследствие локализации звука в глотке и задних отделах полости рта.

4. Тупиковый резонанс. Представляет собой глухой звук “как из бочки”, появляющийся в тех случаях, когда центр фокуса находится в полости носа (хоаны и задняя часть носовых проходов свободна, а передние отделы непроходимы).

По данным исследований Д. Вильсона у детей с нарушенным слухом иногда встречается комбинация нескольких нарушений резонанса.

Необходимо отметить, что выделенные нами качественные изменения голоса детей с нарушенным слухом значительно варьируются в зависимости от степени снижения слуха.

Д. Вильсон отмечает, что у ребенка с небольшой потерей слуха может иметь место лишь незначительное изменение тембра и резонанса; тогда как у ребенка со значительной потерей слуха могут быть нарушения тембра, силы, высоты, резонанса, монотонность интонаций, нарушения темпа и ритма речи (6, с. 343).

Лучшее качество голоса ребенка с легкой степенью тугоухости по сравнению с глухим, с нашей точки зрения, можно объяснить следующими обстоятельствами:

во-первых, его голос развивается в естественных условиях (в речевом общении), путем подражания речи взрослых;

во-вторых, слабослышащий значительно чаще пользуется своим голосом, используя в качестве средства общения устную речь;

в-третьих, он может контролировать голос с помощью слуха.

Поэтому голос детей с хорошими остатками слуха имеет более естественную окраску, по сравнению с изначально “искусственным” голосом глухого ребенка. Слабослышащим значительно легче, чем глухим модулировать свой голос по силе, высоте, длительности, что благотворно влияет на качество речи в целом.

Однако, по нашему мнению, даже голос ребенка с легкой степенью снижения слуха может быть лишь приближен к норме; но никогда не будет восприниматься окружающими как нормальный, приятный на слух голос. И даже при отсутствии указанных выше изменений тембра, силы, высоты, резонанса голос детей с нарушенным слухом в той или иной степени отличается от голоса слышащих, что часто отражается на качестве устной речи.

Авторы Е. С. Алмазова, Д. Вильсон, О. В. Правдина, А. Митринович-Моджеевска, Ф. Ф. Рау единодушны во мнении, что характерные для детей со сниженным слухом особенности голоса определяют следующие

изменения их устной речи: нарушения артикуляции звуков речи, монотонность интонаций, сложности с выделением словесного и логического ударения, нарушения темпа и ритма речи. Выраженность этих изменений у каждого конкретного ребенка зависит не только от состояния слуха детей, но и от качества специально организованной работы над голосом и устной речью.

Следует отметить, что в дошкольном возрасте перечисленные особенности голоса и речи детей достаточно ярко выражены и у глухих и у слабослышащих.

Известно, что дошкольный возраст – период интенсивного развития голоса ребенка в норме. Поэтому очень важно именно в этот период проводить активную работу над голосом с глухими и слабослышащими детьми. Ведь то, насколько их голос будет приближен к нормальному голосу напрямую зависит от проводимой в детском саду (а в дальнейшем и в школе) специальной работы над голосом.

Таким образом, определяется важность глубокой и систематической работы над голосом с глухими и слабослышащими дошкольниками.


Скачать файл (68.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации