Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа по исторической психологии Выполнил студент группы 065. 99. 18 Бондарева Н. А 10. 02. 2020 г - файл


скачать (74.1 kb.)


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Контрольная работа

по исторической психологии



Выполнил студент группы 3.065.99.18
Бондарева Н.А 10.02.2020 г.

(И.О. Фамилия) (подпись, дата)

Специальность / направление подготовки 37.03.01 Психология

Специализация / профиль -

Форма обучения заочная
Проверил:
______________

(подпись)

_____________

(оценка)

___ ________ 20__г.


Новосибирск 2020 г.


Культурно-историческая психология США

«Наличие культуры, может быть, и есть именно то условие,

которое исключает возможность ее измерения». (Теодор Адорно).

Культурно-историческая психология является ответвлением в основных психологических исследованиях. Рассматриваемое направление было заложено в конце 20х годов XX века советским психологом, автором «науки о Сверхчеловеке», Львом Выготским.

Исследуемая ветвь психологии получила свое развитие во многих странах Европы (Германии, Франции, Великобритании, России), а так же немного позже в США.

Как самостоятельное направление в общей науке, культурная психология обособилась в середине 80х годов. Довольно резкое отделение современные психологи связывают со становлением кросс-культуры.

Развитием культурно-исторической психологией занимались лучшие умы того времени, однако наиболее значимыми в становлении дисциплины в США являются М. Коул, Дж. Брунер, Дж. Миллер и Р. Шведер.

Рассмотрим взгляды перечисленных выше психологов подробнее.

Дж. Брунер считал, что появление культурной психологии должно превознести изучению человека элементы гуманитарного характера. В своих первых работах Брунер писал, что «дискуссии на тему «Наследственность или среда?» были безрезультатны, поскольку любой психологический феномен существует безотрывно от биологических условий. При этом идеи о том, что появление культурных вариаций может повлечь изменения способов мышления не является новой». Тема является постоянной в антропологических исследованиях. В поисках новых методов изучения, Дж. Брунер обратился сначала к когнитивной, а потом и к культурно-исторической психологии. Основополагающей в работах психолога является мысль, что: «человеческий опыт и деятельность человека формируется его внутренним состоянием». Психические процессы возникают и протекают в условиях повседневного общения людей, в процессе проживания ими событий своей собственной жизни. События повседневной жизни, представляют собой «систему, посредством которой люди организуют свой опыт в окружающем социуме».

По мнению современных психологов, Дж. Брунера следует отнести к социальным конструктивистам, предполагающим, что именно мы «конструируем модели мира в ходе наших действий в нем, при этом многие действия совершаются в кооперации с другими людьми. Таким образом, ментальные модели, сконструированные нами самими, являются общими для всех в нашем сообществе, что делает последующую кооперацию более легкой и эффективной».

В своих равных исследованиях, психолог писал, что: «человеческое когнитивное развитие изображается как приобретение умений социально-технического свойства». Цитируя работы известных антропологов, указывающих на важность социального образа жизни для первобытных людей, изготовление ими орудий труда, как предпосылок развития мозга большего размера, Дж. Брунер подтверждает идею, что и в современном мире церебрально-когнитивный аппарат продолжает формироваться под воздействием нашего образа жизни. С середины 70х годов, главной целью новых исследований психолога становится стремление понятия структуры раннего социального опыта детей. Связь между их языком и мышлением, «отношения между ментальным функционированием и культурным, историческим окружениями, в котором оно имеет место, а также значения медитативных средств, которые формируют ментальное функционирование и действие».

Подход Брунера является одним из вариантов культурно-психологических подходов, в значительной мере опирающихся на когнитивную психологию и психологию развития. Ввиду популярности ряда идей Брунера в современной культурной психологии, этнопсихология должна принимать их во внимание и анализировать с целью извлечь позитивный материал для формирования своих теоретических основ.

Дж. Миллер считал, что культурная психология состоит из множества подходов, однако при этом ни один из них не выражает данное направление полностью. Многие из идей возникли в рамках самых различных научных направлений, в связи с чем психологи и рассматривает культурно-историческую психологию как междисциплинарную область, которая одновременно имеет корни в антропологии, психологии и лингвистике.

В качестве центральных положений своих рассуждений о культурной психологии, Дж. Миллер объявляет следующие:



  1. концентрация внимания на индивидуальной субъективности;

  2. культура, психология и опыт взаимосвязаны, но не редуцируются одно к другому;

  3. монистический взгляд на культуру и психологию;

  4. признание культурного разнообразия психологий;

  5. внимание к процессам дискурса и взаимодействия.

Исследования Дж. Миллера являются первыми попытками подведения итогов культурно-исторической психологии, которая считалась абсолютно не сложившейся. Не смотря на это, формирование основных предпосылок к создающемуся направлению, являлось необходимым делом. Дж. Миллер видит в культурно-исторической психологии не отдельную дисциплину, и даже не междисциплинарное исследовательское поле, а скорее концептуальную базу, которая в равной мере может использоваться в ряде дисциплин, в том числе и в антропологии, и этнопсихологии.

Отойдя от антропологической теории Дж. Миллера, обратимся к взглядам Р. Шведера, который считал себя культурным психологом. Однако его мысль почти всецело лежит в русле психологической антропологии. При этом критика антропологии психологом была отнесена только к некоторым направлениям данной дисциплины.

Центральным понятием теории Р. Шведера является понятие интенциональности, как основной характеристики опытно переживаемой всеми нами реальности. Слово «Intenational» может быть переведено как «сконструированный», «вымышленный», следовательно «интенциональный мир», переводится как «вымышленный мир», сконструированный посредством культуры, вымышленный на основании культурных парадигм.

Каждая культура способна задать свою логику мышления, на основании которой люди могут создать как представление о внешнем мире, так и о себе самих. Объективной реальности не просто не существуют, а она лишь является познаваемой для человека. Интенциональность выступает предпосылкой абсолютно каждого теоретизирования о человеке.

По утверждениям Р. Шведера, толчком для развития культурной психологии явилась когнитивная революция, выразившая серьезные недостатки в концепции действующей культурно-исторической психологии, в основном связанные с существующими ментальными представлениями в теории социокультурного окружения.

В трактовке Р. Шведера, культурная психология представляется изучением того, как культурные и социальные практики выражают и регулируют современную человеческую психику. При этом ее интересами выступают не психическое единство всего рода, а возможные этнические различия в умах и эмоциях. Р. Шведер полагает, что на данный момент развития обществ, можно представить шесть типов отношений между реально конструирующей психикой и сконструированной реальностью. Отношения могут быть как позитивными (когда интенциональность мира усиливает или поддерживает интенциональность психики), так и негативными. При этом отношения могут выступать как активными, когда выбор цели является целью самой личности, так и реактивными, когда другие личности выбирают интенциональные цели для третьего лица, с учетом его интенциональности. Так же существуют пассивные отношения, когда единственной целью личности является выживание в интенциональном мире. С условием вышесказанного выделяются шесть типов: позитивный (активный, реактивный или пассивный) и негативный (активный, реактивный или пассивный).

Для Р. Шведера метод получения культурно-исторических знаний называется «мышление через других», его осуществление возможно четырьмя способами:


  1. Мышление посредством других - использование другого как эксперта в аспектах человеческого опыта, чье сознание и дискурс могут быть использованы как средство получения нового знания.

  2. Принятие точки зрения другого - принятие систематическим образом внутренней логики интернционального мира, конструируемого другим и включение в этот мир.

  3. Отказ от конструкций культуры и слушание рассказов и высказываний представителей других культур без попытки свести их в систему.

  4. Свидетельствование в контексте выполнения вместе с другими саморефлексивного диалога.

Опираясь на вышеизложенные тезисы, по мнению Р. Шведера, культурно-историческая психология берет все лучшее из кросс-культурной психологии и антропологии, при этом, не проявляя недостатков.

С точки зрения культурно-исторической психологии, психика и культура взаимозависимы и формируются в процессе развития и деятельности человека. Такой взгляд на проблему взаимовлияния культуры и психологии, безусловно, родился под влиянием гениальных идей и трудов представителей российской школы культурно-исторической психологии. Заимствованные и собственные идеи позволили М. Коулу в своих работах определить основные черты культурной психологии:



  • любая деятельность обусловлена социокультурным контекстом;

  • психические феномены формируются в совместной опосредованной деятельности людей;

  • хотя люди и являются субъектами собственного развития, но их автономный выбор определяется социокультурными условиями;

  • более широкий набор методов исследования: из арсенала гуманитарных, социальных и биологических наук.

Особенностью нынешней культурно-исторической психологии М. Коула, является отказ от дихотомии «личность – культура» в пользу теоретической центральности культурного действия.


Скачать файл (74.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации