Лекции - электромеханические устройства систем управления
скачать (11883.5 kb.)
Доступные файлы (1):
1.doc | 11884kb. | 17.11.2011 07:31 | ![]() |
содержание
Загрузка...
- Смотрите также:
- по дисциплине Основы автоматики и системы автоматического управления [ лекция ]
- Иванов Ю.И., Югай В.Я. Интерфейсы средств автоматизации [ документ ]
- Автоматизация систем вентиляции и кондиционирования воздуха [ документ ]
- Технические средства управления [ лабораторная работа ]
- Исследование систем управления [ лекция ]
- по ТИС [ лекция ]
- Курс лекций по автоматизированным системам управления [ документ ]
- Розанов Ю.К., Соколова Е.М. Электронные устройства электромеханических систем [ документ ]
- Основы теории сложных систем [ лекция ]
- Исследование систем управления.Стадии, этапы и методика проведения исследования систем управления [ курсовая работа ]
- Исследования систем управления [ лекция ]
- Социологические методы исследования систем управления [ реферат ]
1.doc
Реклама MarketGid:
Индуктивные датчики
Загрузка...
Индуктивный датчик - это преобразователь параметрического типа, принцип действия которого основан на изменении индуктивности L или взаимоиндуктивности обмотки с сердечником, вследствие изменения магнитного сопротивления RМ магнитной цепи датчика , в которую входит сердечник.
Широкое применение индуктивные датчики находят в промышленности для измерения перемещений и покрывают диапазон от 1мкм до 20мм. Также можно использовать индуктивный датчик для измерения давлений, сил, уровней расхода газа и жидкости и т. д. В этом случае измеряемый параметр с помощью различных чувствительных элементов преобразуется в изменение перемещения и затем эта величина подводится к индуктивному измерительному преобразователю. В случае измерения давлений, чувствительные элементы могут выполняться в виде упругих мембран, сильфонов, и т. д. Используются они и в качестве датчиков приближения, которые служат для обнаружения различных металлических и неметаллических объектов бесконтактным способом по принципу “да” или “нет”.
Возможные области применения датчиков чрезвычайно разнообразны, можно выделить лишь отдельные сферы:
промышленная техника измерения и регулирования,
робототехника,
автомобилестроение,
бытовая техника,
медицинская техника.
Достоинства:
- простота и прочность конструкции, отсутствие скользящих контактов;
- возможность подключения к источникам промышленной частоты;
- относительно большая выходная мощность (до десятков Ватт);
- значительная чувствительность.
Недостатки:
- точность работы зависит от стабильности питающего напряжения по частоте;
- возможна работа только на переменном токе.
^
По схеме построения датчики можно разделить на одинарные и дифференциальные. Одинарный датчик содержит одну измерительную ветвь, дифференциальный – две.
Тип датчика | Переменный зазор | Переменная площадь зазора | Соленоидные | |
Индуктивные | Одинарные | ![]() | ![]() | ![]() |
Дифференциальные | ![]() | ![]() | ![]() | |
Взаимоиндуктивные | Одинарные | ![]() | ![]() | ![]() |
Дифференциальные | ![]() | ![]() | ![]() |
В дифференциальном датчике при изменении измеряемого параметра одновременно изменяются индуктивности двух одинаковых катушек, причем изменение происходит на одну и ту же величину, но с обратным знаком.
Как известно, индуктивность катушки:

где W– число витков; Ф – пронизывающий ее магнитный поток;



Откуда получаем:

где

Рассмотрим, например, одинарный индуктивный датчик. В основу его работы положено свойство дросселя с воздушным зазором изменять свою индуктивность при изменении величены воздушного зазора.

Состоит из ярма 1, обмотки 2, якоря 3- удерживается пружинами.
На обмотку 2 через сопротивление нагрузки Rн подается напряжение питания переменного тока.
Ток в цепи нагрузки определяется как :

где rд - активное сопротивление дросселя ;
L - индуктивность датчика.
Т.к. активное сопротивление цепи величина постоянная, то изменение тока I может происходить только за счет изменения индуктивной составляющей
XL=IRн ,
которая зависит от величены воздушного зазора .
Т.о. , каждому значению соответствует определенное значение I , создающего падение напряжения на сопротивлении Rн:
Uвых=IRн -
представляет собой выходной сигнал датчика.
Можно вывести аналитическую зависимость Uвых=f(, при условии что зазор достаточно мал и потоками рассеяния можно пренебречь, и пренебречь магнитным сопротивлением железа Rмж по сравнению с магнитным сопротвлением воздушного зазора Rмв.
Приведем конечное выражение:

В реальных устройствах активное сопротивление цепи намного меньше индуктивного, тогда выражение сводится к виду:

^ Uвых=f( имеет линейный характер (в первом приближении).
Реальная характеристика имеет вид:

^ мж Rмв.
При малых магнитное сопротивление железа соизмеримо с магнитным сопротивлением воздуха.
Отклонение при больших объясняются тем, что при больших RL становится соизмеримой с величиной активного сопротивления - Rн+rд.
В целом рассмотренный датчик имеет ряд существенных недостатков :
- не меняется фаза тока при изменении направления перемещения;
- при необходимости измерять в обоих направлениях перемещение нужно устанавливать начальный воздушный зазор и, следовательно, ток I0,что неудобно;
- ток в нагрузке зависит от амплитуды и частоты питающего напряжения;
- в процессе работы датчика на якорь действует сила притяжения к магнитопроводу, которая ничем не уравновешивается, и значит вносит погрешность в работу датчика.
^
ДИД представляет собой совокупность двух нереверсивных датчиков и выполняются в виде системы, состоящей из двух магнитопроводов с общим якорем и двумя катушками. Для ДИД необходимы два раздельных источника питания, для чего обычно используется разделительный трансформатор 5.
По форме магнитопровода могут быть ДИД с магнитопроводом Ш- образной формы, набранные из мостов электротехнической стали (при частотах выше 1000Гц применяются железо- никелевые сплавы- пермолой), и цилиндрические- со сплошным магнитопроводом круглого сечения. Выбор формы датчика зависит от конструктивного сочетания его с контролируемым устройством. Применение Ш- образного магнитопровода обусловлено удобством сборки катушки и уменьшением габаритов датчика.
Для питания ДИД используют трансформатор 5 с выводом средней точки на вторичной обмотке . Между ним и общим концом обеих катушек включается прибор 4. Воздушный зазор 0,2-0,5 мм.
При среднем положении якоря, когда воздушные зазоры с обеих ? одинаковы, индуктивные сопротивления катушек 3 и 3 одинаковы следовательно величины токов в катушках равны I1=I2 и результирующий ток в приборе равен 0.

При небольшом отклонении якоря в ту или иную сторону под действием контролируемой величены Х меняются величины зазоров и индуктивностей, прибор регистрирует разностный ток I1-I2,он является функцией смещения якоря от среднего положения . Разность токов обычно регистрируется с помощью магнитоэлектрического прибора 4 (микроамперметра) с выпрямительной схемой В на входе.
Характеристика датчика имеет вид:

Полярность выходного тока остается неизменной независимо от знака изменения полного сопротивления катушек(для схемы Рис.1). При изменении направления отклонения якоря от среднего положения меняется на противоположную (на 180°) фаза тока на выходе датчика. При использовании фазочувствительных выпрямительных схем можно получить индикацию направления перемещения якоря от среднего положения.
Характеристика ДИД с ФЧВ имеет вид:

^
Информативная способность индуктивного датчика в значительной мере определяется его погрешностью преобразования измеряемого параметра. Суммарная погрешность индуктивного датчика складывается из большого числа составляющих погрешностей. Можно выделить следующие погрешности индуктивного датчика:
1) Погрешность от нелинейности характеристики. Мультипликативная составляющая общей погрешности. Из-за принципа индуктивного преобразования измеряемой величины, лежащего в основе работы индуктивных датчиков, является существенной и в большинстве случаев определяет диапазон измерения датчика. Обязательно подлежит оценке при разработке датчика.
2) Температурная погрешность. Случайная составляющая. Ввиду большого числа зависимых от температуры параметров составных частей датчика составляющая погрешность может достичь больших величин и является существенной. Подлежит оценке при разработке датчика.
3) Погрешность от влияния внешних электромагнитных полей. Случайная составляющая общей погрешности. Возникает из-за индуцирования ЭДС в обмотке датчика внешними полями и из-за изменения магнитных характеристик магнитопровода под действием внешних полей. В производственных помещениях с силовыми электроустановками обнаруживаются магнитные поля с индукцией

4) Погрешность от магнитоупругого эффекта. Возникает из-за нестабильности деформаций магнитопровода при сборке датчика (аддитивная составляющая) и из-за изменения деформаций в процессе эксплуатации датчика (случайная составляющая). Расчеты с учетом наличия зазоров в магнитопроводе показывают, что влияние нестабильности механических напряжений в магнитопроводе вызывает нестабильность выходного сигнала датчика порядка

5) Погрешность от тензометрического эффекта обмотки. Случайная составляющая. При намотке катушки датчика в проводе создаются механические напряжения. Изменение этих механических напряжений в процессе эксплуатации датчика ведет к изменению сопротивления катушки постоянному току и, следовательно, к изменению выходного сигнала датчика. Обычно для правильно спроектированных датчиков

6) Погрешность от соединительного кабеля. Возникает из-за нестабильности электрического сопротивления кабеля под действием температуры или деформаций и из-за наводок ЭДС в кабеле под действием внешних полей. Является случайной составляющей погрешности. При нестабильности собственного сопротивления кабеля погрешность выходного сигнала датчика




7) Конструктивные погрешности. Возникают под действием следующих причин: влияние измерительного усилия на деформации деталей датчика (аддитивная), влияние перепада измерительного усилия на нестабильность деформаций (мультипликативная), влияние направляющих измерительного стержня на передачу измерительного импульса (мультипликативная), нестабильность передачи измерительного импульса вследствие зазоров и люфтов подвижных частей (случайная). Конструктивные погрешности в первую очередь определяются недостатками в конструкции механических элементов датчика и не являются специфическими для индуктивных датчиков. Оценка этих погрешностей производится по известным способам оценки погрешностей кинематических передач измерительных устройств.
8) Технологические погрешности. Возникают вследствие технологических отклонений взаимного положения деталей датчика (аддитивная), разброса параметров деталей и обмоток при изготовлении (аддитивная), влияния технологических зазоров и натягов в соединении деталей и в направляющих (случайная).
Технологические погрешности изготовления механических элементов конструкции датчика также не являются специфическими для индуктивного датчика, их оценка производится обычными для механических измерительных устройств способами. Погрешности изготовления магнитопровода и катушек датчика ведут к разбросу параметров датчиков и к затруднениям, возникающим при обеспечении взаимозаменяемости последних.
9) Погрешность от старения датчика. Эта составляющая погрешности вызывается, во-первых, износом подвижных элементов конструкции датчика и, во-вторых, изменением во времени электромагнитных характеристик магнитопровода датчика. Погрешность следует рассматривать как случайную. При оценке погрешности от износа во внимание принимается кинематический расчет механизма датчика в каждом конкретном случае. На стадии конструирования датчика в этом случае целесообразно задавать срок службы датчика в нормальных для него условиях эксплуатации, за время которого дополнительная погрешность от износа не превысит заданной величины.
Электромагнитные свойства материалов изменяются во времени.
В большинстве случаев выраженные процессы изменения электромагнитных характеристик заканчиваются в течение первых 200 часов после термообработки и размагничивания магнитопровода. В дальнейшем они остаются практически постоянными и не играют существенной роли в общей погрешности датчика.
Проведенное выше рассмотрение составляющих погрешности индуктивного датчика дает возможность оценить их роль в формировании общей погрешности датчика. В большинстве случаев определяющими являются погрешность от нелинейности характеристики и температурная погрешность преобразователя.
^
Целью расчета индуктивного измерительного преобразователя является определение его конструктивных параметров по заданным метрологическим характеристикам или расчет метрологических характеристик данной конструкции индуктивного измерительного преобразователя.
Эти расчеты связаны с теорией электромагнитных цепей. Основными метрологическими характеристиками индуктивного измерительного преобразователя являются:
1) диапазон измерения с допустимой погрешностью

2) чувствительность преобразования (относительная)

3) погрешность преобразования (относительная)

В качестве конструктивных параметров индуктивного преобразователя, определяющих его метрологические характеристики, необходимо учитывать геометрические размеры магнитопровода и его материал, геометрические размеры и число витков катушки преобразователя.
С точки зрения расчета индуктивные измерительные преобразователи можно разделить на три вида: преобразователи с переменной длиной немагнитных зазоров в магнитопроводе, преобразователи с переменной площадью немагнитных зазоров в магнитопроводе и соленоидные преобразователи.
Выходной величиной индуктивного измерительного преобразователя является его полное сопротивление, модуль которого определяется зависимостью


Индуктивность преобразователя





С другой стороны, характерной особенностью добротности

Приведенные рассуждения показывают целесообразность применения для характеристики индуктивного измерительного преобразователя двух достаточно стабильных величин


При этом с небольшой погрешностью результата в практических случаях можно принять



Применяемые методы расчета индуктивных преобразователей базируются на теории магнитных цепей с зазорами. Исходными являются следующие расчетные соотношения: магнитный поток в магнитопроводе



индуктивность преобразователя


Решение задачи сводится к определению магнитного сопротивления магнитной цепи. Последнее складывается из магнитного сопротивления ферромагнитных и немагнитных участков цепи



Для нахождения




где




Удельное активное сопротивление


Удельное реактивное магнитное сопротивление





^
Схема включения индуктивного датчика перемещений осуществляет его согласование с электрическим вторичным измерительным преобразователем и преобразует изменение полного сопротивления датчика в изменение электрического тока или напряжения. Электрические вторичные измерительные преобразователи индуктивных измерительных устройств являются общими для самых разнообразных электрических устройств, предназначенных для измерения различных неэлектрических величин.
В любую схему включения индуктивный датчик размера может входить либо непосредственно, либо в составе резонансного контура параллельного или последовательного. Применение включения датчика в резонансный контур позволяет в ряде случаев повысить чувствительность измерения и улучшить линейность характеристики датчика. С этой точки зрения все схемы включения - индуктивных датчиков можно разделить на безрезонансные, в которых индуктивный датчик включен в схему непосредственно, и резонансные, в которых индуктивный датчик входит в схему в составе колебательного контура.
Независимо от предыдущего деления применяют следующие типы схем включения индуктивных датчиков:
последовательную (схема генератора тока);
схему делителя напряжения;
мостовую;
частотную;
трансформаторную.
Применяемый тип схемы зависит от того, какой датчик применяется — индуктивный или взаимоиндуктивный. Кроме того, вид схемы одного и того же типа изменяется при включении простого и дифференциального датчика.
Последовательные схемы включения
В
Рисунок 4.8.1.1








Чувствительность преобразования последовательной схемы

Изменение тока (выходной сигнал) при изменении полного сопротивления датчика

где

Схема чувствительна к изменению напряжения питания

Последовательная схема может быть безрезонансной и резонансной (см. 4.8.1.1 в). В резонансной схеме ток в цепи будет определяться сопротивлением резонансного контура, состоящего из индуктивности датчика



Если частота питающего напряжения



последовательного контура будет увеличиваться, а параллельного – уменьшаться. Соответствующим образом будет изменяться и ток в цепи. Чувствительность резонансной последовательной схемы в несколько раз выше чувствительности безрезонансной последовательной схемы.
В












Направление тока через амперметр будет зависеть от того, в цепи какой катушки


Такие схемы включения дифференциальных индуктивных датчиков, которые реагируют не только на величину смещения измерительного стержня из нулевого положения, но и на направление смещения, называют фазочувствительными.
Скачать файл (11883.5 kb.)