Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Справочник педагога-психолога. Детский сад 2011 №00 - файл 1.doc


Справочник педагога-психолога. Детский сад 2011 №00
скачать (635.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc636kb.17.11.2011 07:58скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...



АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ


«У педагога-психолога всегда есть возможность наладить сотрудничество с администрацией»……………………………………………………………………….стр. 4

На вопросы редакции отвечает док­тор психологических наук, профес­сор, ректор Московского городско­го психолого-педагогического уни­верситета, президент Федерации психологов образования России

В.В. Рубцов


РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ


Понкратова В.Н.

Трудовые права педагога-психолога………………………………………….стр. 7

Нормативы для введения должности «педагог-психолог». Продолжительность рабочего времени и отпуска. Назначение досрочной трудовой пенсии


Вавилов А.И.

Ответственность педагога-психолога за нарушение правил работы с конфиденциальной информацией………………………………………………….стр. 12

Виды информации, охраняемой за­коном. Требования к работе с конфи­денциальной информацией. Ответ­ственность за нарушение требова­ний: административная, уголовная, дисциплинарная, имущественная


Зиновьева М.В.

Рабочее место педагога-психолога образовательного учреждения……….стр. 19

Расположение кабинета педагога-психолога. Зонирование рабоче­го пространства. Примерный пере­чень мебели для оборудования по­мещения. Светоцветовое оформле­ние и техническое оснащение ка­бинета


Должностная инструкция педагога-психолога………………………………стр. 27


Проект Этического кодекса педагога-психолога……………………………стр. 31


^ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИК


Венгер А.Л., Морозова Е.И.

Цели и задачи психологического обследования детей………………………стр. 36

Определение подходящего ребенку типа образовательного учреждения. Консультирование родителей вос­питанников. Выявление детей груп­пы риска и направлений коррекции


Стребелева Е.А.

Психолого-педагогическое обследование детей раннего возраста в целях контроля по­знавательного развития………………………………………………стр. 40

Параметры оценки познаватель­ной деятельности воспитанников. Задания и перечень диагностиче­ского оборудования для психолого-педагогического обследования де­тей. Рекомендации к проведению коррекционно-педагогической работы


КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ


Сашенкова Н.С.

Организация консультативной работы в образовательном учреждении…стр. 46

Критерии эффективности консульта­тивной работы психолога детского сада. Рекомендации по организации консультативной работы


Гуружапов В.А.

Психолого-педагогическое сопровождение иннова­ционного воспитательно-образовательного процесса……………………………………………………………стр. 49

Формы психолого-педагогического сопровождения инновационной де­ятельности: реализация авторских проектов, обеспечение психологи­ческой безопасности эксперимен­тальной работы, оценка результатов


^ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА


Резниченко СИ.

Проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий……стр. 52

Принципы коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога. Диагностика уровня развития ребенка. Формы и методы проведе­ния коррекционно-развивающих занятий


Соловьева Л.А.

Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………стр. 56

План проведения коррекционно-развивающего занятия с примене­нием компьютерных технологий. Рекомендации для педагогов по ис­пользованию на занятиях мультиме­дийных презентаций


^ ЧИТАЙТЕ В БЛИЖАЙШИХ НОМЕРАХ

  • Перспективный план работы педагога-психолога ДОУ компенсирующего вида на учебный год

  • Индивидуальные образовательные маршруты по оказанию психокоррекционной помощи детям

  • Комплексное обследование особенностей психического развития ребенка, поступающего в школу

  • Составление плана работы ДОУ с проблемными семьями

  • Улучшение социального статуса ребенка в группе как профилактика детских психологических травм

  • Семинар-практикум с родителями и детьми 4-5 лет на тему: «Играйте вместе с детьми»

  • Психологическое сопровождение заикающегося дошкольника и его семьи в ДОУ

В последнее время все чаще приходится слышать о том, что руководители образовательных учреждений недовольны работой своих психологов, кото­рые, по их мнению, занимаются только написанием отчетов инее состоя­нии повлиять на воспитательный и учебный процесс. Это приводит к тому,

что при первой же возможности у руководителей появляется соблазн «избавиться» от лишнего спе­циалиста. Для того чтобы разобраться в проблеме мы обратились к нашему сегодняшнему собеседнику Виталию Владимировичу Рубцову.




^ Виталий

Владимирович

Рубцов,

д-р психолог, наук, проф., действитель­ный член РАО, ректор Московского город­ского психолого-педагогического уни­верситета, директор Психологического института РАО, президент Федерации психологов образования России


«У педагога психолога всегда есть возможность наладить сотрудничество с администрацией»


Виталий Владимирович, так нужен ли педагог-психолог школе и детскому саду, в состоянии ли он оказывать реальную помощь всем, кто в ней нуждается?


Вопрос справедливый и актуальный, мое мнение - про­сто необходим. Педагог-психолог может оказывать ре­альную помощь детям, педагогам и родителям, в том случае, конечно, если перед ним ставить четкие задачи.

В настоящее время образовательные учреждения переходят на новые стандарты образования, что зада­ет жесткие требования к работе школ и детских садов, в том числе требования к педагогам-психологам.

У педагога-психолога две задачи: с одной стороны, он должен оценивать результаты введения новых об­разовательных стандартов, а с другой стороны - влиять на них. Как? Через взаимодействие с администрацией, педагогами, родителями, чтобы совершенствовать

образовательные траектории каждого ребен­ка. Также педагогу-психологу необходимо владеть технологиями оценки развития надпредметных и личностных компетенций.

Руководитель, который понимает, что от образовательных ре­зультатов обучающихся и воспитанников зависит работа его учреждения, сделает все, чтобы педагог-психолог остался в штате.


Могут ли дипломированные специалисты непедагогических вузов пойти работать в школу или детский сад? Как сделать образова­тельное учреждение привлекательным для высокопрофессиональ­ного психолога, который, как правило, пока не спешит идти работать в систему образования?


Дело вовсе не в том, педагогический вуз готовит психологов или нет. Здесь важно другое. Необходимо, чтобы вуз готовил специали­стов на должном уровне. Нужен специалист, который может обеспе­чивать траектории развития детей в соответствии с новыми образо­вательными стандартами и требованиями. К сожалению, не только непедагогические, но и педагогические вузы сегодня не обеспечи­вают необходимую подготовку психологов.

А вот как сделать образовательные учреждения привлекатель­ными для высокопрофессионального психолога? По моему мне­нию, очень важно предложить ему условия для развития и соот­ветствующую оплату, которая может быть обеспечена введением дополнительных образовательных услуг.

Сегодня запрос родителей на каче­ство образования настолько велик, что они начинают контролировать образова­тельную среду и ее влияние на качество обучения своих детей. Ес­ли учреждение готово отвечать на запросы родителей, то оно, несомненно, будет привлекательным для любого высококлассного специалиста.


^ А как руководитель образовательного учреждения может опреде­лить квалификацию педагога-психолога? Существуют объективные критерии оценки качества его работы?


Руководителю образовательного учреждения действительно слож­но самостоятельно определить квалификацию такого специалиста.

Единственным документом, подтверждающим его квалифика­цию, до сих пор является диплом, выдаваемый по окончании учеб­ного заведения. Но диплом - дипломом, а что происходит после того, как психолог пришел в образовательное учреждение? Как он осуществляет свою профессиональную деятельность, на каком уровне?

Наш университет совместно с Федерацией психологов обра­зования России разрабатывает такую систему оценки деятельно­сти педагога-психолога, которая предусматривает проведение общественной экспертизы. Во многих странах свою квалификацию психологи подтверждают через профессиональные сообщества. Мы только в самом начале этого пути.


^ Может ли педагог-психолог влиять на развитие инновационной дея­тельности образовательного учреждения?


Да, но только в том случае, если он способен обеспечивать разви­тие детей. Результатом инновационной деятельности образователь­ного учреждения является человек, способный к активной социали­зации, владению знаниями, работе с информационной средой и тех­нологиями. Корректировать образовательную траекторию каждого обучающегося или воспитанника - задача образовательного учреж­дения, функционирующего в инновационном режиме.


Как педагогу-психологу наладить взаимодействие с администраци­ей и достичь такого положения в образовательном учреждении, что­бы к его мнению прислушивались и обращались к нему за советом?


Как правило, педагог-психолог находится в прямом подчинении у директора школы или заведующего детским садом. Если речь идет о руководителе, который всерьез занимается инновационным разви­тием своего учреждения, то психолог востребован, к нему обраща­ются за советом, к нему прислушиваются.

В любом случае у педагога-психолога всегда есть возможность наладить сотрудничество с администрацией, поскольку в долж­ностном функционале и заместителей руководителя, и психолога есть обязанности, которые эффективнее выполнять совместно.

Например, для всех участников обра­зовательного процесса важно обсуждать актуальные направления работы образовательного учреждения, совместно планировать свою деятельность таким образом, что­бы быстрее достигать поставленной педагогическим коллективом цели. В ходе взаимодействия уточняется запрос на психологиче­ское сопровождение, психолог получает информацию о том, какие формы и методы работы востребованы администрацией образо­вательного учреждения, а также имеет возможность рассказать о важности и необходимости своей работы.

Беседовала Т.П. Анишина,

гл. редактор информационного центра

«МЦФЭР Ресурсы образования»


Государство гарантирует работникам образовательных учреждений, в том числе педагогам-психологам, защиту их права на труд. Об особенностях регулирования рабочего времени и времени отдыха специа­листов читайте в статье эксперта.


В.Н. Понкратова, эксперт Общероссийского профсоюза образования


^ Трудовые права педагога-психолога


Продолжительность рабочего времени

Для педагогов-психологов установлена 36-часовая продолжительность рабочего времени (п. 1 приложения к постановлению Прави­тельства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений»). При этом не определено каких-либо временных соотношений по исполнению тех или иных видов рабо­ты в пределах их должностных обязан­ностей.

Каждое образовательное учреж­дение (далее - ОУ) с учетом специ­фики его деятельности вправе са­мостоятельно определить режим выполнения возложенных на педагога-психолога обязанностей, в т. ч. продолжительность ра­боты непосредственно с обучающимися и воспитанниками (Положение об особенностях режима рабочего времени и вре­мени отдыха педагогических и других работников образова­тельных учреждений, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69; далее - Положение).

Так, режим рабочего времени педагогов-психологов в пре­делах 36-часовой рабочей недели регулируется Правилами вну­треннего трудового распорядка ОУ с учетом:

  • выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжи­тельности их рабочего времени;

  • подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработ­ки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной докумен­тации, а также повышения своей квалификации. Выполнение указанной работы педагогами-психологами может осуществляться как непосредственно в ОУ, так и за его пределами (п. 8.1. Положения).

Правила внутреннего трудового распорядка, в которых в т. ч. определяется и режим рабочего времени работников, утвержда­ются работодателем с учетом мнения представительного органа работников учреждения (ст. 190 Трудового кодекса Российской Фе­дерации). На локальном уровне интересы работников, являющихся членами профсоюза, а при проведении коллективных перегово­ров (в т. ч. при принятии правил внутреннего трудового распоряд­ка), интересы всех работников независимо от их членства в про­фсоюзе представляет выборный орган первичной профсоюзной организации.

Должность «педагог-психолог»

Наименование должности «педагог-психолог» появилось не сразу.

Первоначально (на основании письма Гособра­зования СССР от 27.04.1989 № 16, продублированно­го письмом Минобразования РСФСР от 30.05.1989 № 542/1 Зт) было разрешено в пределах общего фон­да заработной платы работников учреждений на­родного образования вводить в штаты детских са­дов, школ, школ-интернатов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведе­ний должность «психолог» при наличии специали­стов, получивших квалификационное свидетельство факультетов переподготовки учителей по направле­нию «Психология», или специалистов, имеющих за­конченное высшее психологическое образование. Образовательные учреждения при реализации дан­ного указания в отдельных случаях именовали пси­хологов «практическими психологами».

Следует отметить, что ни то, ни другое наимено­вание должности впоследствии оказалось неприем­лемым, поскольку при введении в декабре 1992 г. Еди­ной тарифной сетки (далее - ETC) оплата труда по та­ким должностям предусматривалась лишь на уровне 6-11 разрядов даже при наличии высшего професси­онального образования. Оплата труда самих учителей определялась в диапазоне 7-14 разрядов.

С тем чтобы не допускать ущемления прав от­дельных категорий работников и оттока их из дет­ских садов и школ при введении ETC, руководители образовательных учреждений (согласно приказу Минобразования России от 25.01.1993 N« 21) долж­ны были привести наименования ряда должностей в соответствие с наименованиями, предусмотрен­ными тарифно-квалификационными характеристи­ками.

Так, должности «психолог», «практический пси­холог» переименовывались в должность «педагог-психолог», для которой в дальнейшем были опреде­лены продолжительность рабочего времени, еже­годный удлиненный оплачиваемый отпуск и неко­торые другие преимущества, предусмотренные для педагогических работников.

Принадлежность педагогов-психологов к педа­гогическим работникам в настоящее время закре­плена приказами Минздравсоцразвития России (от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессио­нальных квалификационных групп должностей ра­ботников образования» и от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справоч­ника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характери­стики должностей работников образования"»).

^ Квалификационные характеристики должности «педагог-психолог»

Квалификационные характеристики утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761 н.

Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций*, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.

_________________________________

* С должностной инструкцией педагога-психолога можно ознакомиться на с. 32.



^ Дополнительная оплачиваемая работа

В должностные обязанности педагога-психолога не входит ведение преподавательской работы по предметам, предусмотренным учебным планом ОУ в т. ч. по дисциплинам психолого-педагогического профиля, а также по коррекции недостатков в физическом или умственном развитии обучающихся и воспитанников.

Вместе с тем это не означает, что указанная работа не может осуществляться педагогами-психологами за дополнительную оплату, которая в одном и том же дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ), в образовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительного образования детей и ином детском учреждении не является совместительством (подп. «е» п. 2 постановления Минтруда России от 30.06.2003 №41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, меди­цинских, фармацевтических работников и работников культуры»).

Такая педагогическая работа допускается в основное рабочее время с согласия работодателя.

Однако если работа в должности педагога-психолога выпол­няется помимо основной работы (например, старшим воспитате­лем ДОУ), то такая работа является совместительством, может вы­полняться только за пределами основного рабочего времени и на основании другого трудового договора.


^ Продолжительность отпуска.

Продолжительность ежегодного удлиненного оплачиваемого отпу­ска педагогов-психологов в зависимости от типа или вида ОУ может составлять 42 или 56 календарных дней (постановление Правитель­ства РФ от 01.10.2002 № 724).

Отпуск педагогов-психологов продолжительностью 56 календарных дней предусматривается:

  • в общеобразовательных учреждениях, общеобразовательных школах-интернатах, ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т. ч. в которых имеются группы для детей дошкольного возраста;

  • специальных (коррекционных) ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонения­ми в развитии;

  • ДОУ для воспитанников с отклонениями в развитии;

  • оздоровительных ОУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном ле­чении;

  • ДОУ для детей, нуждающихся в длительном лечении;

  • специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа;

  • ОУдля детей дошкольного и младшего школьного возраста;

  • ОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной по­мощи;

  • межшкольных учебных комбинатах; учебно-производственных мастерских;

  • учреждениях начального и среднего профессионального образования;

  • учреждениях высшего профессионального образования и дополнительного про­фессионального образования (повышения квалификации) специалистов;

  • психологических службах системы образования;

  • учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.

В ДОУ (в т. ч. дошкольных учреждениях, имеющих отдельные группы воспитанников с нарушением речи или другие ограничен­ные возможности здоровья), в учреждениях дополнительного обра­зования детей, в учебных, учебно-методических, методических ка­бинетах (центрах), отпуск педагогов-психологов предоставляется продолжительностью 42 календарных дня.


^ Досрочная трудовая пенсия

В настоящее время органы, осуществляющие пенсионное обеспе­чение, при назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педа­гогической деятельностью руководствуются порядком и условиями, определенными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 («О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пен­сия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального зако­на "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ста­тьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Феде­рации"»).

Несмотря на то что должность «педагог-психолог» включена в Список, утвержденный указанным постановлением, периоды рабо­ты в этой должности в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, включаются только в случаях, когда педагоги-психологи ра­ботают в учреждениях, предусмотренных п. 11 Правил, утвержден­ных этим же постановлением.

Установлено, что работа в должности «педагог-психолог» засчитывается в стаж работы в ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) ОУ для обуча­ющихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, ОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, и в учреждениях социального обслуживания (пп 1.3, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка).

Время работы в других учреждениях для детей, например, в обще­образовательных учреждениях, дошкольных учреждениях, учрежде­ниях дополнительного образования детей и некоторых других, не по­именованных в п. 11 Правил, в стаж для назначения досрочной трудо­вой пенсии в связи с педагогической деятельностью в периоды ра­боты в должности «педагог-психолог» не включается. Такое ограниче­ние можно рассматривать как нарушение принципа справедливости и равенства в пенсионных правах, что может быть оспорено в суде.


^ Нормативы для введения должности «педагог-психолог»

Письмом Гособразования СССР от 27.04.1989 № 16, в соответствии с которым предлагалось вво­дить в штат ОУ должности психологов, какого-либо централизованного норматива не предлагалось.

Вместе с тем в некоторых учреждениях, для ко­торых типовые штаты либо нормативы численности персонала принимались после 1989 г., норматив для введения должности «педагог-психолог» уже преду­сматривался.

Так, в нормативах по определению численно­сти персонала, занятого обслуживанием ДОУ (ясли, ясли-сады, детские сады) (утвержденных постанов­лением Минтруда России от 21.04.1993 № 88), долж­ность «педагог-психолог» предусматривается на каждые 3 группы по 0,25 ед. должности.

Примерными штатными нормативами (утверж­денными приказом Гособразования СССР от 15.05.1991 № 227) для школ-детских садов предусмотрено, что

должность психолога в штатах учреждения, состоя­щего из l-XI(XII) классов и дошкольных групп, устанав­ливается при наличии специалиста, имеющего специ­альное психологическое образование.

Типовыми штатами или штатными нормативами, принятыми в некоторых субъектах РФ, предусматри­вается различный норматив должности «педагог-психолог». Например, одна должность «педагог-психолог» в ДОУ предусматривается на 4 группы.

Вместе с тем каким бы ни был установлен­ный штатный норматив по должности «педагог-психолог», это не означает, что ОУ не могут его изме­нять, поскольку утверждение структуры и штатного расписания отнесено к компетенции самого учреж­дения, в связи с чем оно вправе действовать по дан­ному вопросу самостоятельно в пределах имеюще­гося фонда оплаты труда (ст. 32 Закона РФ «Об обра­зовании»).



Сведения о состоянии здоровья воспитанников детского сада, а также их пер­сональные данные запрещено разглашать и несанкционированно, предавать другим лицам. За нарушение данного требования законодательства педагог-психолог может быть привлечен к юридической ответственности.


А.И. Вавилов, ст. науч. сотрудник Центра правовых прикладных разработок Института развития образования - Высшей школы экономики


^ Ответственность педагога-психолога за нарушение правил работы с конфиденциальной информацией


Виды охраняемой законом информации


КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ - ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ДЛЯ СОБЛЮДЕНИЯ ОПЕРАТОРОМ ИЛИ ИНЫМ ПОЛУЧИВШИМ ДОСТУП К ПЕРСОНАЛЬНЫМ ДАННЫМ ЛИЦОМ ТРЕБОВАНИЕ НЕ ДОПУ­СКАТЬ ИХ РАСПРОСТРАНЕНИЯ БЕЗ СОГЛАСИЯ СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ИЛИ НА­ЛИЧИЯ ИНОГО ЗАКОННОГО ОСНОВАНИЯ.

Нормы федерального законодательства, устанавливающие запреты и требования при работе с информацией о гражданах и их семьях, основаны на Конституции Российской Федерации (далее - Конституция РФ). Она предусматривает, что «каждый имеет пра­во на неприкосновенность частной жиз­ни, личную и семейную тайну, защиту сво­ей чести и доброго имени» (ст. 23 Консти­туции РФ).

Федеральное законодательство опре­деляет разные виды сведений, которые подлежат правовой охра­не и защите и, таким образом, составляют ту или иную тайну. Но не­посредственное отношение к работе педагога-психолога име­ют только некоторые из них. В частности, это полученные в связи с выполнением трудовых обязанностей сведения о личной и се­мейной жизни, персональные данные о воспитанниках и членах их семей, а также информация об их психическом состоянии.

Персональными данными является «любая информация, относяща­яся к определенному или определяемому на основании такой ин­формации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образо­вание, профессия, доходы, другая информация» (ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»; далее - Закон № 152-ФЗ).

Важные для понимания личной и семейной тайны положения со­держат Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (далее - Основы законода­тельства РФ об охране здоровья граждан) в части определения вра­чебной тайны.



ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА - СВЕДЕНИЯ О ПАЦИЕНТЕ, ПОЛУЧЕННЫЕ В СВЯЗИ С ОКАЗАНИЕМ МЕДИ­ЦИНСКИХ УСЛУГ, РАЗГЛАШЕНИЕ КОТОРЫХ МО­ЖЕТ ПОВРЕДИТЬ ЕМУ И ЕГО БЛИЗКИМ.

Педагога-психолога в некоторых аспектах его работы можно срав­нить с врачом, хотя юридическая конструкция «врачебной тайны» непосредственно к педагогу-психологу неприменима. Для характеристики рабо­ты педагога-психолога правильнее исполь­зовать термин «профессиональная тайна».

И поскольку законы, устанавливающие ме­ры ответственности за разглашение конфиденциальной информации, оперируют более общими понятиями (личная и семейная тайна), то аналогия профессиональной тайны педагога-психолога и врачебной тайны медицинского работника в данном случае представляется бо­лее чем уместной.

Обладателем права на врачебную тайну является сам гражда­нин (в т. ч. в лице его законного представителя), но не учреждение и не медицинский работник. Лицами, обязанными сохранять врачеб­ную тайну, становятся медицинские работники, а также любые дру­гие лица, работающие в учреждении. При этом на учреждение возлагается обязанность установить для своих ра­ботников режим, исключающий разгла­шение врачебной тайны, а гражданину (его законному представителю) должна быть подтверждена гаран­тия конфиденциальности передаваемых им данных.

Врачебную тайну составляют сведения о самом факте обраще­ния за помощью, диагнозе и состоянии здоровья пациента, получен­ные в связи с оказанием медицинской помощи (т.е. в процессе при­ема, обследования и лечения). В содержание врачебной тайны так­ же входит информация немедицинского характера, выявленная в результате общения с пациентом и относящаяся к личной и семейной тайне.

За разглашение врачебной (медицинской) тайны предусматривается уголовная ответственность.

Правовой режим, установленный для врачебной тайны, должен учитываться и в работе педагогов-психологов, поскольку в настоящее время нет специального федерального закона о психологической помощи (Педагогам-психологам столичных образовательных учреждений следует руководствоваться в своей работе положениями закона г.Москвы от 07.10.2009 №43 «О психологической помощи населению в городе Москве»).


^ Требования к работав конфиденциальной информацией

Правила работы с информацией конфиденциального характера определяются федеральными законами и детализируются в локальных нормативных актах работодателя. Дошкольные образовательные учреждения (далее - ДОУ) должны иметь такие локальные акты, а принятые на работу педагоги-психологи - быть ознакомлены с ними под роспись.

ОБРАБОТКА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ - ДЕЙСТВИЯ, ВКЛЮЧАЮЩИЕ СБОР, СИСТЕМАТИЗАЦИЮ, НАКОПЛЕНИЕ, ХРАНЕНИЕ, УТОЧНЕНИЕ (ОБНОВЛЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ), ИСПОЛЬЗОВАНИЕ, РАСПРОСТРАНЕНИЕ (В Т. Ч. ПЕРЕДАЧУ), ОБЕЗЛИЧИВАНИЕ, БЛОКИРОВАНИЕ, УНИЧТОЖЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

Общие правила работы с конфиденциальной информацией содержит Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ). Этим законом устанавливается недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. «Запрещается требовать от гражданина (физического лица)

предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами» (п. 8 ст. 9 Закона № 149-ФЗ). Правила сбора, хранения и уничтожения персональных данных устанавливает Закон № 152-ФЗ и обозначает эти действия термином «обработка персональных данных».

Значимым для работы педагога-психолога являются требования Закона № 152-ФЗ об обезличивании персональных данных, под которым понимаются «действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных». Условие об обезличивании является обязательным при использования персональных данных для статистических и научных целей без согласия их обладателей (п. 2. ст. 6 Закона № 152-ФЗ), поскольку при обезличивании данные утрачивают свою конфиденциальность (ст. 7Закона № 152-ФЗ), а их обработка более не требует получения согласия от обладателей.

Также не менее значимы правила о соответствии объема и характера персональных данных целям их обработки и полномочиям оператора, о недопустимости обработки персональных данных, «избыточных по отношению к целям, заявленным при сборе». Персональные данные должны храниться не «дольше, чем этого требуют цели их обработки», и подлежат уничтожению по достижении этих целей или в случае утраты необходимости в их достижении (ст. 5 и 6 Закона № 152-ФЗ).

Закон № 152-ФЗ устанавливает общее правило - получение согласия на обработку персональных данных от их обладателей (субъектов), а в случае если обладателями таких данных являются недееспособные лица (например, несовершеннолетние воспитанники ДОУ) - получение согласия в письменной форме от их законных представителей (родителей, опекунов и других лиц, их заменяющих).

Однако если обработка персональных данных осуществляется с целью исполнения договора, одной из сторон которого является субъект персональных данных, то согласия не требуется. Таким договором может признаваться образовательный договор, т. е. договорные отношения с родителями, возникающие в связи с приемом воспитанника в ДОУ.

В особую категорию выделяются данные, касающиеся «расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни» (ст. 10 Закона № 152-ФЗ). Обработка таких данных допускается в случае, если от их обладателя (его законного представителя) получено разрешение по установленной форме (п. 4 ст. 9Закона № 152-ФЗ).

Согласия не требуется, если персональные данные «относятся к состоянию здоровья субъекта персональных данных и их обработка необходима для защиты его жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц, и получение согласия субъекта персональных данных невозможно». Под иными жизненно важными интересами может пониматься и право на образование.


HE ТРЕБУЕТСЯ СОГЛАСИЯ ОТ СУБЪЕКТА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ {ЕГО ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ДАННЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОБЩЕДОСТУПНЫМИ, Т. Е. РАЗМЕЩЕНЫ В СПРАВОЧНИКАХ, АДРЕСНЫХ КНИГАХ И Т. П.

По нашему мнению, очевидное и существенное нарушение такого права позволяет обработку указанной категории данных без письменного согласия родителей (законных представителей) воспитанника.

В соответствии с законодательством о здравоохранении, допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласиягражданина (его законного

представителя) при оказании помощи несовершеннолетнему в возрасте до 15 лет для информирования его родителей или законных представителей, а также при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий, в т. ч. со стороны родителей (ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

  1   2   3   4



Скачать файл (635.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации