Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по валеологии - файл Модуль 2 лекции 2 и 3 сам раб.doc


Лекции по валеологии
скачать (280.5 kb.)

Доступные файлы (4):

Документ Microsoft Word.doc225kb.03.11.2008 19:25скачать
МОДУЛЬ 1ЛЕКЦИЯ1 САМ РАБ.DOC293kb.27.10.2008 19:11скачать
Модуль 2 лекции 2 и 3 сам раб.doc783kb.15.09.2008 04:22скачать
Модуль 3 лекции4 и 5 самост раб.doc960kb.18.09.2008 23:28скачать

Модуль 2 лекции 2 и 3 сам раб.doc

  1   2   3



                    Модуль 2.

                    Понятие о психическом и социальном здоровье

                    (18 часов)


Лекция 2



Понятие о психическом и социальном здоровье.


Основные вопросы:

1. Понятие о психическом здоровье, его составляющих.

2. Пути формирования психического здоровья.

  1. Понятие о социальном здоровье.

  2. Стресс как фактор риска для здоровья.



1. Понятие о психическом здоровье, его составляющих.


                    Психическое и социальное здоровье рассматриваются как равноправные статусы комплексного здоровья человека.

Психическое здоровье – это состояние головного мозга, обеспечивающее адекватное интеллектуальное, эмоциональное и сознательно-волевое взаимодействие организма со средой.

                    Психическое здоровье характеризуется совокупностью психологических показателей эмоционально-волевой, мыслительной и интеллектуальной сферы. Критериями диагностики (по Р.И.Айзману, 1996) считают:

  • доминантность полушария;

  • тип высшей нервной деятельности (ВНД);

  • тип темперамента;

  • тип доминирующего инстинкта.

Психическое здоровье человека объединяет три составляющих:

интеллектуальное здоровье состояние головного мозга, обеспечивающее протекание познавательных психических процессов (восприятие, память, внимание, мышление), с помощью которых происходит реализация конкретной тактики и стратегии решения актуальных задач.
^

Основными показателями интеллектуального здоровья являются


  • коэффициент интеллекта (IQ);

  • ., скорость переключения внимания;

  • объем памяти (слуховой, зрительной) и др.

эмоциональное здоровье – состояние организма, обеспечивающее управление эмоциями, эмоциональный фон протекания психической деятельности. Эмоциональные функции обеспечиваются вегетативной нервной системой во взаимодействии со структурами головного мозга. При эмоциях происходит изменения в деятельности органов дыхания, пищеварения, сердечно-сосудистой системы, желез внутренней секреции, скелетной и гладкой мускулатуры и др. Характеристика эмоционального здоровья объединяет две взаимосвязанные функции:

и м п р е с с и в н у ю ( характеризует внутреннее состояние человека, его переживания) и э к с п р е с с и в н у ю (включает внешние проявления психической деятельности организма – моторные проявления, мимика, биохимические, вегето-сосудистые и другие проявления).

Эмоциональные реакции людей на одинаковую ситуацию различны. Это детерминировано, как минимум, двумя причинами: с одной стороны, генетической обусловленностью, а с другой – приобретенным жизненным опытом. Наследственность определяет характер эмоциональной реакции с раннего детства. В зрелом возрасте больше действует приобретенный опыт. Огромное значение при этом имеют образование и воспитание, в процессе чего можно научиться управлять своими эмоциями.

Эмоциональное здоровье человека характеризуется потребностью заботиться о других (это закреплено генетически), о себе, характером отношений с другими людьми (психически здоровые люди отзывчивы и доброжелательны, обладают развитым чувством юмора ), потребностью быть любимым и способностью любить других, эмоциональной устойчивостью, способностью к плодотворному и эффективному труду.

характериологическое здоровье – состояние мозга, обеспечивающее сознательно-волевое взаимодействие организма со средой. Проявляется в качествах и чертах личности: степень развития личности, нравственные ценности, идеалы, окраска и направленность процесса деятельности, уровень притязаний и реализации потребностей, степень мобилизации для достижения цели и т.д.

                    Показатели психического здоровья определяются методом тестирования и опроса.


^ 2. Пути формирования психического здоровья.


                    Целью формирования психического здоровья является гармоничная, мощная и устойчивая личность, способная к социальной адаптации.

Основные направления в практике формирования психического здоровья следующие:

^ Подготовка родителей к зачатию ребенка (не менее 1-2 месяцев), при необходимости – медико-генетическое консультирование (для исключения наследственных заболеваний, сопровождающихся умственной отсталостью);

^ Валеологически грамотное ведение периода беременности. Как свидетельствуют исследования в области глубинной психологии, плод в своем подсознании способен фиксировать все впечатления. Основной канал поступления информации при этом -–кинестетический (ощущения), дополнительный – слуховой. Впечатления плода обусловлены прежде всего ощущением комфорта (либо дискомфорта) в связи со средой обитания, безопасности. Плод ощущает психическое состояние матери, ее отношение к себе, поэтому издавна в психогигиену беременной женщины вводились такие положительные моменты, как психическое спокойствие, радостное настроение, любовь к будущему ребенку, общение с природой, занятие искусствами и др. В этот период следует исключить употребление токсических веществ (алкоголь, наркотики и др.), которые могут повреждать клетки головного мозга плода (особенно в первые недели внутриутробной жизни), предотвратить возможность заражения женщины инфекционными заболеваниями, особенно вирусными, возбудители которых способны поражать мозг ребенка и др.

^ Правильное родовспоможение (в том числе исключающее родовые травмы головы) и ведение послеродового периода..

Следует помнить, что из всех жизненных потрясений самый сильный след в психике человека оставляет стресс, связанный с процессом рождения. Роды – это первый жизненный тренинг, охватывающий основные формы реагирования живой системы на изменения внешних условий в связи с переходом в новую среду. Полученный опыт фиксируется в подсознании ребенка, влияет на его психическую конституцию. Ребенок, родившийся путем кесарева сечения, не имеет этого первого жизненного опыта, и поэтому менее адаптируем к среде. Данный недостаток должен восполняться путем последующего воспитания.

Чрезвычайно важным для дальнейшего состояния психики человека является постоянный сенсорный контакт с матерью (прикосновения, объятия, поглаживания) после рождения и в более позднем возрасте (особенно до 6 лет), что избавляет ребенка от страхов и последующих неврозов, прививает ему способность любить. Дети, не имеющие ощущения физической защищенности в возрасте до 1,5-2 лет, становятся агрессивными, пытаются защитить себя сами. Дети, выросшие в домах малютки без материнской ласки и тепла, в дальнейшем страдают от многочисленным психологических проблем.

^ Особое внимание к ребенку в так называемые «критические» периоды

его психического развития. Такие периоды еще называют «периодами повышенной восприимчивости к различным вредностям» (Г.Е.Сухарева), т.к. при них возникают условия, облегчающие развитие нервных и психических заболеваний, наблюдается более тяжелое их течение.

К таким периодам возрастных кризов относятся следующие:

возраст от 2 до 4 лет. Для организма ребенка этого возраста характерна повышенная потребность в кислороде. Недостаток его может привести к структурным и функциональным изменениям в коре головного мозга, вызвать снижение интеллекта, расстройства эмоционально-волевой сферы. Отмечается интенсивность и подвижность водного обмена, нарушение которого может привести к нарушениям циркуляции спинно-мозговой жидкости, венозному застою в головной мозге и в результате к аномалиям поведения. Организм ребенка очень чувствителен к травмам головы, инфекциям с поражением головного мозга и его оболочек (менингиты, энцефалиты), которые могут повлечь за собой грубые дефекты интеллекта и другие нарушения психического здоровья. В этом возрасте заметно меняется и поведение ребенка, наблюдается достаточно выраженное чувство «Я», отмечается тяготение к самостоятельности, пробуждается активность. При неправильном поведении взрослых (гиперопека и др.), не понимающих физиологические особенности поведения ребенка, могут развиваться невротические реакции и неврозы ( до 25% всех неврозов, возникающих в детском возрасте).

возраст от 7 до 9 лет. Особенностью этого периода является повышенная возбудимость на фоне слабой тормозной деятельности мозга (несдержанность, неусидчивость, нетерпимость), значительные изменения в эмоциональной сфере (фантазирование, мечтательность, прожектерство), интенсивное расширение функций коры головного мозга (способность к синтезу, анализу, развитие процессов внутреннего торможения, начало формирования самосознания и др.). Наиболее неблагоприятно для психического здоровья в этом периоде сказывается изменение привычной жизненной ситуации, воздействие неизвестных ранее раздражителей (начало курения и др.), а также предъявление к ребенку чрезмерно повышенных требований. В результате могут развиваться неврозы, психозы, неврогенные реакции.

возраст от 12 до 16 лет - пубертатный критический период. В этом возрасте характерны эндокринные изменения в организме ( активизация деятельности половых желез, щитовидной и др.), которые объясняют особенности сосудистой, гормональной перестройки, бурный рост организма, изменение его моторики (движения подростка часто неуклюжи, неловки, порывисты). Возникают изменения и нервно-психической сферы: подросток отличается любознательностью, склонностью к самоанализу, у него формируется мировоззрение и настойчивое стремление к самоутверждению. Поэтому подростки часто заносчивы, самоуверенны, непослушны, стараются казаться более взрослыми, склонны к позерству, что выражается в нежелательных и рискованных формах поведения (сквернословят, пьют и др.). Именно все это и обусловливает «трудность» описываемого возраста. Учитывая высокую психическую чувствительность подростка, особую опасность для их здоровья представляют различные ущемления свободы действий и высказываний, грубое подавление их поведения, обидные замечания, оскорбительные клички, разочарование в своем первом чувстве к представителю противоположного пола и т.п. В этом периоде могут формироваться невротические реакции (эмансипации, протеста и др.), неврозы, часто сопровождающиеся депрессией и попытками суицида или формированием сверхценных идей (иногда ипохондрическими переживаниями – боязнью заболеть, умереть), шизофрения (хотя признаки ее проявятся позднее) и другие нервно-психические нарушения.

^ Правильное питание с самого раннего детства.. Важно помнить, что от сбалансированного рационального и правильного питания зависит и психическое здоровье человека. Согласно последним научным данным , для формирования и сохранения психического здоровья организму требуются следующие вещества:

белки (в правильном соотношении с другими пищевыми веществами – с углеводами, жирами, витаминами). Постоянный дефицит белка в питании (особенно в раннем детстве) негативно влияет на умственное развитие детей, их интеллектуальные способности могут оставаться стойко пониженными (даже после устранения белковой недостаточности), они позже овладевают речью, отстают в учебе. Излишек же белков, особенно животного происхождения, ведет к повышенной возбудимости нервной системы, что постепенно приводит к неврозам.

жиры, содержащие полиненасыщенные жирные кислоты (которых особенно много в жирной рыбе, в орехах). Наш мозг является самым жирным органом тела – на 60% он состоит из липидов (различных видов жироподобных веществ). Химия этого жира может влиять на саму архитектуру нервных клеток, на обилие или недостаток дендритов и синапсов, от которых зависят способности к обучению, память, концентрация внимания, настроение. Установлено, что беременная женщина, у которой в рационе питания присутствует рыба, рожает более здоровых доношенных детей с хорошо развитым мозгом. Кормление грудью также способствует умственному развитию ребенка, т.к. материнское молоко содержит все необходимые компоненты (в том числе и жиры) для развития мозга в оптимальных соотношениях (в отличие от коровьего молока). Насыщенные жиры, гидрогенизированные и переработанные (содержатся в масле, жирном мясе, цельном молоке, маргарине, майонезе, жареной пище быстрого приготовления, и др.) оказывают вредное влияние на память, способность к обучению.

углеводы (особенно глюкоза). Известно, что головной мозг составляет всего 2% от общей массы тела, а потребляет от 20% до 30% энергии, необходимой организму в целом. Глюкоза, содержащаяся в крахмалистых (хлеб) и концентрированных углеводах (сахар), является источником энергии для мозга. Чем напряженнее работает мозг ( решение сложной задачи, изучение нового материала, трудный экзамен), тем важнее, чтобы уровень глюкозы в крови и в мозге был адекватен затрачиваемым усилиям.

витамины (особенно В1, В2, В6, никотиновая кислота). Потребность в них удовлетворяется при достаточном содержании в рационе крупы, бобовых, хлеба из муки низших сортов, а также яиц, мяса рыбы. Недостаток того или иного витамина может привести к ухудшению самочувствия, утомлению, бессоннице (В1), депрессии (В2), забывчивости, нервным расстройствам (В6),апатии, ослаблению памяти, снижению трудоспособности, успеваемости (никотиновая кислота –ниацин) и др.

минеральные вещества, особенно фосфор, дефицит которого приводит к снижению умственной работоспособности, невнимательности, быстрой утомляемости, а избыток – к излишней подвижности, неспособности концентрироваться, агрессивности и нетерпимости (содержится в продуктах животного происхождения - печень, яичные желтки, рыба, сыр), магний, при недостатке которого развивается тревога, страх, раздражительность, слуховые галлюцинации, судорожные подергивания мышц, дрожание пальцев, снижается способность организма противостоять стрессу (наиболее богаты им мука грубого помола, овсяные хлопья, гречка, бобовые, зеленые овощи, ягоды ежевики, бананы), железо, которое необходимо для образования гемоглобина, переносящего кислород (содержится в нежирном мясе, орехах, цельных зернах, бобовых, печени, кабачках, цветной капусте), калий ( им богаты курага, чернослив, изюм, банан, фасоль и др.) и натрий, играющие важную роль в проведении и передаче нервных импульсов, в способности человека переносить стресс, йод, при недостатке которого развивается ослабление умственной деятельности, у детей – умственная отсталость (кретинизм), изменение психики, а при избытке – повышенная раздражительность (содержится в рыбе,, моллюсках, бурых и красных водорослях, салате, фасоли, шампиньонах и др.), цинк, влияющий на память, внимание, сообразительность, умственное развитие и способность к изучению иностранных языков, по мнению английских специалистов (содержится в креветках, крабах, раках, салате, отрубях, горохе, куриных яйцах) и многие другие вещества.

Уменьшение негативного влияния на психическое здоровье загрязнения окружающей среды и, прежде всего, шумового и электромагнитного загрязнений.

Своевременное снятие стрессов


^ 3. Понятие о социальном здоровье.


                    Социальное здоровье – состояние организма, определяющее способность человека контактировать с социумом.

                    Социальное здоровье складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.п.

Различие между психическим и социальным здоровьем условно: психические свойства и качества личности не существуют вне системы общественных отношений. Человек – существо общественное, социум влияет на здоровье личности. Причем это влияние может быть как позитивным, так и негативным. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградация личности, в таких случаях изменится ее отношение к себе, к другим людям, к деятельности и общению.

Компонентами социального здоровья можно считать:

^ Нравственность индивида – совокупность морально-этических качеств, идеалов, ценностных ориентаций, которые человек считает для себя истинными и следование выбранным ценностным самоустановкам. В нравственности человека отражается преимущественно гуманистический аспект здоровья. Основоположник валеологии И.И.Брехман выделяет нравственность не просто как составную часть здоровья , а рассматривает ее как основополагающий аспект в «валеологической структуре личности»

Выбранные для собственного руководства идеальные ценности – позитивные и негативные - в дальнейшем определяют вероятное поведение человека, причем как позитивное, так и негативное. Человек, воплощающий на практике свои идеальные ценности негативного плана, должен быть признан нездоровым. Нравственное нездоровье человека может долго не проявлять себя, поскольку свои неблаговидные поступки человек склонен скрывать от окружающих. Необходимость вести двойную жизнь может стать причиной стресса, безнравственный способ жизни рано или поздно проявляет себя в тех или иных расстройствах нервно-психического и физического здоровья. Нравственность человека выявляет качества его духовности. Ценностные ориентации существуют на уровне мыслей, которые легко скрывать, поэтому в духовности отражается преимущественно внутриличностный аспект здоровья. Нездоровье человека на духовном уровне является еще более скрытым от посторонних глаз.

Нравственное здоровье отражается в нравственно-духовных качествах человека, основными из которых являются способности:

 осознавать свободу воли или свободу выбора;

 испытывать чувство любви;

 осознавать уверенность и определенность в настоящем и будущем;

 осознавать различия между добром и злом;

 способность к самооценке;

 осознавать качества собственной воли;

 испытывать чувство веры;

 испытывать чувство достоинства;

 осознавать присущее ему чувство стыда;

 способность к прогнозированию событий и оценок;

 способность помнить события и связанные с ними переживания; чувство времени;

 способность понимания красоты и стремление к ней;

 способность к творчеству (музыкально-поэтическому, научному, техническому, педагогическому, организаторскому);

 способность удивляться;

 способность понимать в чем-либо особый и (или) переносный смысл;

 чувство смешного, чувство юмора;

 способность радоваться, чувствовать себя счастливым;

 способность испытывать горе (свое и чужое);

 способность испытывать зависть, ревность, жажду мести.

^ Социальная адаптация ( от лат. adaptatio –приспособление) способность организма приспосабливаться к различным изменившимся условиям социальной среды или жизни (к условиям трудовой деятельности, к профессиональным требованиям, взаимоотношениям в новом коллективе, способность преодолевать психологические барьеры). Процесс адаптации к новой обстановке ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с предстоящей деятельностью, с новыми людьми и др. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением в новых жизненных условиях. Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активность.

Формирование социального здоровья человека связано с процессом социализации.

Социализация (лат. socialis – общественный)– это процесс и результат становления личности, усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу (группе, семье). Социализация – это процесс непрерывный, она сопутствует человеку на всех его возрастных этапах. Она может идти как целенаправленно, т.е. в процессе воспитания и самовоспитания, так и стихийно – под воздействием факторов общественного бытия.

Результат социализации – это

а) сформированность тех черт, которые востребуются в данном обществе ( социализированность);

б) становление самосознания и активной жизненной позиции личности;

в) развитие контактов индивида с другими людьми и совместной с ними деятельности.

Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех ситуациях, когда это препятствует саморазвитию, самоопределению, самореализации. Нарушение такого равновесия ведет к появлению так называемых жертв социализации – конформистов, полностью идентифицирующих себя с обществом, или, наоборот, обособленного, не адаптированного к обществу человека.

При формирования психического и социального здоровья, становлении самосознания очень важным является процесс получения представлений о своих идеалах, ценностях, мотивах поведения, достоинствах и недостатках и пр., т.е. процесс познания себя, самооценка личности и результатов своей деятельности. Самооценка – важный регулятор поведения, влияет на развитие личности и на эффективность деятельности.

Неадекватная, т.е. завышенная или заниженная самооценка, а также неустойчивая самооценка деформирует внутренний мир личности, препятствуют психическому и социальному здоровью.

Иногда возникает расхождение между самооценкой и оценкой со стороны окружающих. Если оценка выше самооценки, то расхождение между ними может стать фактором, стимулирующим развитие личности. Если же самооценка превосходит оценки окружающих, то такое расхождение может привести к конфликту (а тем самым и к нарушению здоровья). Успешность педагогического воздействия в значительной степени определяется тем, какую самооценку удается сформировать. Высокая адекватная, дифференцированная, обоснованная самооценка позволяет легче усваивать новый материал, уверенно браться за новое дело, активно высказывать свое мнение и критично воспринимать опыт других. Для воспитания положительной самооценки у детей необходима доброжелательность, разумная требовательность и одобрение даже в тех случаях, когда их поведение или выполненная работа нам не травится. При этом ребенку важно объяснить, что осуждение (плохая оценка) направлено на конкретное действие, а не на него самого (не на личность).

Таким образом, реализация идей психического и социального здоровья потребует от каждого человека переосмысления своих личностных качеств (и прежде всего таких, как активность и ответственность), а от общества – пересмотра сложившихся приоритетов и традиций в сфере воспитания и образования, труда и отдыха.


^ 4. Стресс как фактор риска для здоровья.



                    Угрозой физическому и психическому здоровью, социальному благополучию человека нередко является стресс. По данным ВОЗ 45% всех заболеваний связаны со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше.

Термин «стресс» - английского происхождения (англ.stress - давление, усилие, натяжение, напряжение). В медицину и психологию этот термин попал в 1936 году, когда в журнале “Nature» было опубликовано короткое сообщение канадского физиолога и эндокринолога Ганса Селье под названием “Синдром, вызываемый разними повреждающими агентами”. Еще будучи студентов, Селье обратил внимание на тот факт, что различные инфекционные заболевания имеют сходное начало (общее недомагание, озноб, повышение температуры, потеря аппетита, ломота и боли в суставах). Эксперименты показали, что и другие вредоносные воздействия (охлаждение, ожоги, отравления, ранения и др.), наряду со специфическими для каждого из них последствиями, вызывают комплекс однотипных биохимических, физиологических и поведенческих реакций. Селье предположил, что эта реакция направлена на мобилизацию защитных сил организма и назвал ее стрессом. Он же создал и научную концепцию этого состояния.

Со временем это понятие подверглось существенным изменениям, стало более широким. Полного и единого определения стресса, удовлетворившего бы каждого исследователя, нет и сегодня, но можно сказать так:

                    СТРЕСС – это неспецифическая реакция общего напряжения организма (личности) на любое предъявленное ему требование, непременно сопровождающееся перестройкой его защитных сил.

                    Стресс не является привилегией человека. Он бывает и у животных, и у рыб. Есть исследования стрессовых реакций растений.

                    Факторы, вызывающие стресс, называются стрессорами (или стресс-факторами).

                    ^ Стрессор – это любой фактор, необычный по силе и длительности действия на человека. К числу стрессоров можно отнести физические, связанные с интенсивной физической нагрузкой, охлаждением, перегреванием, травмой, операционным вмешательством, непривичными внешними условиями и др. и психические, воздействующие на психику и вызывающие сильные эмоции (сложности жизни, потеря дорогий людей, несложившаяся семейная жизнь, болезни детей, особенно хронические, неудачи на работе в учебе, трудности реализации себя, интенсивная интеллектуальная деятельность; даже простые математические действия, производимые в уме, сдача экзаменов, нежные объятий и т.п.). Конечно, часто не удается выделить физические и психические стрессоры в чистом виде. Например, голодание приносит как физические проблемы, так и психические переживания.

                    Существуют и другие классификации стрессоров. Так, русский психолог А.С.Разумов условно разделил стрессовые факторы на следующие 4 группы:

                    ^ Стрессоры активной деятельности (они могут не только нарушать процесс деятельности, но и усиливать и мобилизовывать ее). Это могут быть экстремальные стрессоры (боевые действия и другое, связанное с риском), производственные стрессоры (особенно ответственная работа при дефиците времени); стрессоры психосоциальной мотивации (разного рода соревнования, конкурсы).

                    ^ Стрессоры оценок. Им свойственная эмоциональная окраска настоящей или предстоящей деятельности, или произошедшего давно. Сюда относятся и стрессоры памяти, стрессоры побед и поражений, стрессоры зрелищ и др.

                    ^ Стрессоры рассогласования деятельности. Это стрессоры розобщения (конфликтные ситуации, угроза и др.), стрессоры ограничений (заболевания, ограничивающие обычную сферу деятельности, тюремная изоляция, голод, жажда и др.)

                    ^ Физические и природные стрессоры (травма, темнота, яркий свет, неприятный звук, вибрация, качка, высота, землетрясение и др.).

                    Известно, что у человека с его высоко развитой нервной системой эмоциональные раздражители (психологические и эмоциональные события обыденной жизни) – практически самый частый стрессор. Неслучайно поэтому большое внимание в настоящее время уделяется проблеме именно психоэмоционального стресса, вызываемого психическими стрессорами. Ее считают одной из проблем выживания человечества. Педагогическая деятельность также сопряжена с достаточно сильным психоэмоциональным напряжением. По данным отечественных исследователей 85% современных учителей испытывают состояние устойчивого стресса.

                    Особую разновидность эмоционального стресса представляет информационный стресс. Научно-технический прогресс изменил информационную среду. Количество информации, накопленной человечеством, каждое десятилетие примерно удваивается, что означает необходимость усвоения каждому очередному поколению значительно большего объема информации, чем предыдущему. Это требует повышения интенсивности обучения. Однако при этом не меняется мозг. И хотя он имеет колоссальные возможности по переработке больших объемов информации, все же возникают предпосылки для информационных перегрузок. К тому же сокращение времени для переработки новой информации усиливает нервно-психическое напряжение, вызывает информационный стресс.

                    Стрессовые ситуации и стрессовые реакции сопутствовали и сопутствуют людям всегда, без них жизни просто не существует. «Полная свобода от стресса означает смерть» (Г.Селье). В зависимости от последствий стресса для организма различают эустресс - «хороший стресс» и дистресс (англ. distress–горе, несчастье, нужда) – «плохой стресс».

                    Эустрессы оказывают стимулирующее воздействие и поэтому биологически необходимы. Они поддерживают хорошую работоспособность организма, стимулируя деятельность основных биологических механизмов, тренируют и закаляют организм, повышают возможности человека, способствуют развитию творческих способностей, проявлению личности, помогают выживать, обогащают новым опытом. Состояние «достаточной стрессируемости» есть необходимое условие активной социальной и творческой деятельности. Такой стресс Г.Селье называл ароматом и вкусом жизни.

                    Дистрессы могут быть опасны и губительны для человека. Они возникают тогда, когда стресс чересчур интенсивен, слишком долог, часто повторяется. Такой стресс приводит к разрушению организма. Так, правильно организованная физическая нагрузка очень полезна человеку, а работа чрезмерной интенсивности истощает и разрушает организм.

                    Стресс является проявлением и одновременно инструментом адаптационной перестройки человека при чрезмерном действии на него как физических, так и психических факторов.

                    Совокупность изменений в организме (физиологических и биохимических) при стрессе Г.Селье обозначил как общий адаптационный синдром (ОАС).

                    Он проходит в своем развитии 3 стадии:

                    - стадия мобилизации (тревоги, аварийная) связана с возникновением тревоги в момент действия любого стрессора. Организм в срочном порядке (иногда на всякий случай, так как реальной угрозы не возникает) мобилизует все свои явные и скрытые резервы, готовится к немедленному действию (реакции) –нападению, защите или бегству с целью избежать прямого столкновения с опасностью. Отмечается эмоциональное возбуждение. Происходит усиление активности симпатической нервной системы. Это выражается в изменении показателей состояния организма:

                    учащаются и усиливаются сокращения мышцы сердца;

                    повышается артериальное давление;

                    глюкоза освобождается и выделяется в кровь (т.к. это легко доступное «топливо» для мышечной активности);

                    происходит перераспределение крови в организме: кровоснабжение кожи и внутренних органов уменьшается (поэтому отмечается бледность лица при волнении, может развиться инфаркт миокарда из-за недостатка кровоснабжения его), а мышц и мозга - увеличивается (при этом может произойти разрыв кровеносных сосудов и кровоизлияние в мозг);

                    возникает напряжение различных групп мышц;

                    ускоряется свертываемость крови;

                    расширяется зрачок;

                    появляется сухость во рту (из-за снижения выделения слюны);

                    уменьшается секреция пищеварительных ферментов;

                    повышается порог болевой чувствительности (из-за выделения нейропептидов, обладающих морфиноподобным действием);

                    может произойти временное снижение работоспособности (из-за нарушения взаимодействия между различными механизмами организма, работающими с большим напряжением).

                    Если стрессор очень сильный (тяжелые ожоги, сильнейшие эмоции и др.) и сопротивление организма недостаточное, то может наступить смерть. Но чаще организм справляется, приспосабливается к сложным изменившимся условиям и ОАС переходит в следующую стадию.

                    - стадия сопротивления (резистентности). Признаки реакции тревоги практически исчезают, активация симпатической системы сохраняется на высоком уровне, степень сопротивления организма поднимается значительно выше обычного (возрастает способность организма к заживлению ран, восстановлению тканей, к борьбе с инфекциями). Конфликтная ситуация преодолевается, на смену негативным эмоциям приходят эмоции положительные (Успех! Победа!).. Это позволяет справиться с неблагоприятным воздействием и поддерживать высокую умственную и физическую работоспособность. Это адаптивная физиологически нормальная часть стресса. На этой стадии заканчивается эустресс.

                    Однако если стрессовая ситуация длиться очень долго или стрессовый фактор оказался очень мощным, то адаптивные механизмы организма истощаются, оказываются исчерпанными. ОАС переходит в заключительную стадию.

                    - стадия истощения. В этот период вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы: снижается работоспособность, наиболее сильно страдает иммунная система, образуются язвы желудка, кишечника, возникают различные заболевания. Г.Селье отмечал, что в принципе любой стрессор способен довести организм до полного истощения и, как следствие, привести к полному разрушению физического и психического здоровья.

                    Это патологическая стадия стресса (дистресс).

                    В настоящее время достаточно полно изучены механизмы развития общего адаптационного синдрома (механизмы изменений в организме при стрессе). Основные звенья этого процесса можно представить следующей упрощенной схемой:

                    внешнее воздействие (стрессор)



                    возбуждение гипоталамуса, активизация симпатикоадреналовой системы



                    выделение дофамина, адреналина, нор-адреналина



                    возбуждение передней доли гипофиза, выделение АКТГ, тиреотропного гормона



                    возбуждение надпочечников, щитовидной и паращитовидных желез



                    выделение гормонов коры надпочечников (кортикостероидов), мозгового его слоя (адреналин, нор-адреналин), гормонов щитовидной и паращитовидных желез (при этом уменьшается секреция инсулина, гормона роста, половых гормонов)



                    формирование выше описанной реакции на стрессор под воздействием выделенных гормонов.

                    Реактивность всей этой системы во многом зависит от коры головного мозга, тонуса вегетативной нервной системы. Существуют конституциональные отличия в формах поведения и нейроэндокринной перестройки при стрессе.

                    Многочисленные нейрогормональные исследования стресса у животных (Гудол. 1960) и человека (М.Франкенхойзер, 1960; В.Н.Васильев, 1985 и др.) выявили отличия в количестве выделяемых основных стрессорных гормонов.. Определилось три типа людей:

                    А-тип (адреналовый) или люди-«кролики». Такие люди характеризуются повышенной тревожностью. Они добросовестные работники с обостренным чувством ответственности, Чрезвычайно эффективно работают в условиях стабильности, но их часто одолевают сомнения и тревоги, малейшие житейские неурядицы преувеличиваются. Как только появляются отрицательные эмоции, ЧП, требующие решительных действий и мгновенных решений, они теряются, начинают ошибаться, более подвержены страхам, для них характерна «реакция бегства» (уходят от конфликта или замирают). Склонны к таким заболеваниям, как гипертоническая болезнь с кризами и инсультами, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки.

                    НА-тип (нор-адреналовый) или люди-«львы». Они быстро мобилизуются в стрессовой ситуации, легко их преодолевают, их работоспособности в минуту испытаний можно позавидовать, их отличает честолюбие, агрессивность, при неприятных переживаниях стремление обвинить других, а не себя, им свойственно быстро «сгорать», бывает трудно расслабиться. Им характерна «реакция борьбы». Обычно склонны к нервным срывам, сердечно-сосудистым заболеваниям (ишемическая болезнь сердца и др.) Интересно, что такие «гормональные» различия между этими двумя типами людей обозначаются только в состоянии нервно-эмоционального перенапряжения.

                    А и НА-тип (смешанный) или люди-«вулканы». Характеризуются повышенной эмоциональностью, остро реагируют на любое событие, всегда немного артисты, стремятся привлечь внимание, им свойственны резкие колебания настроения и непредсказуемость действий. От неприятных волнений и трудных ситуаций они чаще всего «убегают в болезнь». Страдают простудными заболеваниями, нарушениями сна, сердечно-сосудистыми болезнями.

                    Подобные исследования имеют большое теоретическое и практическое значение для диагностики и прогнозирования здоровья человека в различных ситуациях, для индивидуализации лечения (когда оно требуется).

                    Биохимические исследования стресса показали, что постоянство внутренней среды организма при этом состоянии поддерживается двумя основными типами реакций: синтоксической (от греч. syn - вместе) и кататоксической (от греч. cata - против). Синтоксические агенты действуют как тканевые транквилизаторы (успокоители), создают состояние пассивного терпения, мирного сосуществования с вторгшимися чужеродными веществами. Кататоксические агенты химически стимулируют выработку разрушительных ферментов, которые активно атакуют возбудителя болезни, ускоряя его гибель в организме. Г.Селье обращает внимание на тесную связь таких защитных реакций на клеточном уровне внутри организма и на уровне взаимоотношений людей и даже государств. Например, беспомощный пьяница осыпает вас градом оскорблений, но явно не в состоянии нанести физический вред. Синтоксическая тактика – пройти мимо, не обращая на него внимания. Многих трудных и мучительных ситуаций можно избежать, если научиться сознательно игнорировать их..

                    Кататоксическая тактика – вступить в драку или только приготовиться к драке, при этом исход может быть трагическим: выделяются стрессорные гормоны, в том числе адреналин, повышается артериальное давление, увеличивается частота пульса, нервная система приходит в состояние тревоги и напряжения, у людей с заболеваниями сердца и сосудов это может привести к сердечному приступу или кровоизлиянию в мозг и смерти. Происходит биологическое самоубийство: смерть последовала от неправильного выбора способа реагирования. В другой же ситуации, если преступник бросается на вас с ножом (есть угроза для жизни), правильной будет только кататоксическая реакция.

                    Реакция на стрессор «Беги, сражайся или замри», описанная в общих чертах Г.Селье, является абсолютно универсальной, древней, сформировавшейся в ходе эволюции, оборонительной реакцией. Она обеспечивает сохранение жизни. Но если дистрессы следуют один за другим, не давая организму отдыха, разрядки, времени на восстановление сил, если постоянно идет «бомбардировка» органов – «мишеней» избытком аварийных гормонов, то на фоне стресса, адаптации могут сформироваться патологические (греч. pathos - страдание, болезнь) реакции. Выделяют три вида таких реакций:

                    - Психофизическая реакция. Чаще это сиюминутная реакция на сильный, но непродолжительный стрессор. При этом возникает так называемый психовегетативный синдром различной выраженности. Это проявляется в необъяснимой тревоге, плохом настроении, страхах, чувстве усталости, могут быть нарушения сна, частые сердцебиения, аритмия, изменения артериального давления, чувство нехватки воздуха, одышка, нарушения аппетита, деятельности кишечника, тошнота, рвота, повышенная потливость, боли и давление в затылке, спине, снижение потенции, ухудшение памяти и способности сосредоточиться и др. Если стрессор носил острый характер, то, как правило, указанные проявления постепенно стираются, уходит ощущение нездоровья, восстанавливается психофизиологическое равновесие. В этой ситуации речь не идет о сформировавшемся заболевании. Практически каждый человек перенес подобные жизненные кризы и приобрел собственный опыт выхода из этих состояний. Главным лекарем в этих ситуациях является время.

                    - невротические реакции, неврозы, синдром хронической усталости. Ученые подсчитали, что заболеваемость неврозами с начала ХХ века до наших дней возросла в 56 раз. В их возникновении роль психогенных стрессоров исключительна. Стресс у современного человека изменил свой характер. Проблемы стали менее очевидными, более изощренными, существование их более длительным. Это – борьба человека с самим собой, проблемы выбора и ответственности, множественные и противоречивые требования, предъявляемые жизнью. Однако не у всех людей, переживающих такие проблемы или жизненные неудачи, возникает невроз. Здесь особое значение имеют исходные особенности личности, индивидуальное и обостренное отношение к возникающим событиям, часто избыточное и неадекватное переживание их (неправильный способ реагирования).

                    - Психосоматические заболевания Круг их очень широк (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, бронхиальная астма, сахарный диабет, тиреотоксикоз, заболевания кожи –экзема, псориаз и др.). В одну группу они объединены по одному признаку – в их происхождении ведущую роль играет эмоциональный стресс. Мишенью стресса становятся в первую очередь генетически более слабые органы, системы или уже пораженные ранее каким-либо недугом. Некоторые теории связывают особенности психосоматики со свойствами личности и характером стрессогенных переживаний (преимущественно гнева или обиды, чувства потери или неудовлетворенности, страха и др.), т.к. каждая эмоция имеет своего адресата – определенную систему органов, где каждый раз оставляет неизгладимый «шрам». Среди наиболее опасных для здоровья эмоций выделяют гнев, если он подавляется, и страх, который парализует, убивает.

                    Врачи психосоматической медицины на Западе, сторонники психоанализа З.Фрейда, полагают, что психосоматическое заболевание желудочно-кишечного тракта – следствие неутоленных притязаний, когда чего-то очень сильно хочется, к чему-то очень сильно стремятся, но не получается, не достигается. Кожные заболевания – следствие постоянной тревоги или подавленной враждебности к кому-либо, чему-либо; артериальная гпртония и тахикардия – следствие подавленной ярости, гнева и страха. Со всем этим можно спорить, но важно другое: взаимосвязь тяжких переживаний и болезней внутренних органов есть.

                    Стрессовые ситуации значительно повышают вероятность образования раковой опухоли, что сопряжено с ослаблением иммунной системы. Таким образом, для сохранения здоровья со стрессом можно и нужно бороться, и борьба будет более успешной, если она начата своевременно.

                    Рекомендуемая литература по теме, рассмотренной в лекции:

  1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. – Київ, «Здоров’я», 1998. – стр. 73 – 90.

  2. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2002. – стр. 184– 247.

  3. Валеологія: навч. посібник для студентів вищих закладів освіти: (за ред. В.І.Бобріцької. – Полтава: «Скайтек», 2000. Ч.2 стр. 81-112.

  4. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактики болезней: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. –стр. 18-33, 44 – 53.

  5. Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология: Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2003. – стр. 339 – 356.

  6. Медико – біологічні основи валеології. Навчальний посібник для студентів вищих навчальних закладів /Під ред. П.Д.Плахтія. –Кам’янець-Подільський, 2000.-стр.100-128.



                    Проработав лекцию и рекомендованную литературу, студент должен уметь:

    1. Дать определение психического здоровья, объяснить его место в пирамидальной системе организации человека.

    2. Охарактеризовать составляющие психического здоровья, назвать их показатели.

    3. Назвать основные пути формирования психического здоровья до рождения; после рождения ребенка.

4. Охарактеризовать основные «критические» периоды психического развития ребенка, их особенности.

5. Рассказать о питании, которое способствует формированию и сохранению психического здоровья.

6. Дать определение социального здоровья, объяснить его место в пирамидальной системе организации человека.

7. Объяснить, что такое нравственность и каково ее значение для здоровья человека.

8. Сформулировать определение понятий «социальная адаптация», «социализация», «самооценка», охарактеризовать их связь со здоровьем человека

                    9. Дать определение понятия «стресс».

                    10. Объяснить, в чем заключаются физиологические механизмы стресса.

                    11. Перечислить факторы, которые могут вызывать стрессовые состояния.

                    12. Охарактеризовать стадии общего адаптационного синдрома.

                    13. Объяснить, что такое эустресс и дистресс.

                    14. Изложить сведения о патологических реакциях организма, возникающих при стрессе.

                    15. Назвать ученого, с именем которого связана теория стресса.

Лекция 3
  1   2   3



Скачать файл (280.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации