Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Учебное пособие-психологический практикум - файл 1.doc


Учебное пособие-психологический практикум
скачать (1816 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1816kb.17.11.2011 08:08скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Кемеровский технологический институт

пищевой промышленности


Кафедра философии и политологии


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ


Учебное пособие

для студентов всех форм обучения


Кемерово 2009

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Кемеровский технологический институт

пищевой промышленности


Кафедра философии и политологии


Составители:

Порхачева Л.В., к.и.н., доцент

Джус К.Я., преподаватель


^ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

Учебное пособие


Кемерово 2009

УДК


Составители

Порхачева Любовь Васильевна, к.и.н., доцент кафедры философии и политологии, научный руководитель социолого-психологической службы КемТИПП.

Джус Кристина Ярославовна, преподаватель кафедры философии и политологии КемТИПП.


Рецензенты

доцент кафедры психологии КемГУ, к.психол.наук Михайлова В.М.

зав.социолого-психологической службой КемТИПП Вахромеева Г.В.


Джус, К.Я., Порхачева, Л.В. Психологический практикум: Учебное пособие для студентов всех форм обучения [Текст]/К.Я. Джус, Л.В. Порхачева. – Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. – Кемерово, 2009. – 108с.

В учебном пособии содержится комплекс психодиагностических методик, обеспечивающих возможность самостоятельного изучения особенностей когнитивных процессов личности в период ранней взрослости. Знание данных особенностей может быть использовано в целях оптимизации процессов обучения и познания.

Пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям, а также всем кто интересуется психологией.


Содержание


Введение…………………………………………………………….

Исследование перцептивных способностей………...…...……….

Исследование внимания (аттенционных способностей)………...

Исследование памяти (мнемических способностей)……………. Исследование мышления………………………………………….. Список литературы…………………………………………….......


4

5

6

21

33

107



ВВЕДЕНИЕ


Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. С их участием человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ.

Совокупное знание формируется в результате интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности. Каждый из этих процессов имеет свои собственные характеристики, собственную организацию, внося свой особый вклад в формирование внутренне связной, динамичной, целостной картины мира.

Протекая одновременно, процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и незаметно для нас, что мы в данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный звуком, светом, запахами, предметами, населенный людьми.

Диагностика развития когнитивных процессов представляет систему исследовательских приемов. Основная задача - определение уровня развития, достигнутого личностью в рассматриваемый возрастной период. Закономерности развития когнитивных процессов влияют на процесс формирования личности, поскольку они обеспечивают выработку собственной мировоззренческой позиции.

Своевременное и качественное проведение психодиагностических мероприятий позволяет оценить уровень развития когнитивных процессов, своевременно внести коррективы в образовательный процесс.

Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, образующие систему. Знание уровня развития когнитивных процессов позволит определить пути оптимизации процессов обучения и познания студентов.


исследование перцептивных способностей


Для диагностики перцептивных способностей может быть использован различный экспериментальный материал, различные способы его предъявления и способы фиксации ответов, а также разные показатели успешности выполнения методик.

В качестве материала для диагностики уровня развития перцептивных процессов могут использоваться рисунки и различные геометрические построения, плоские и объемные фигуры, записи звуков речи, отрезки времени и т.д. Выбор материала зависит от того, какие виды восприятия предлагается изучить.

Рисуночный материал должен быть пообобран таким образом, чтобы он не был знаком испытуемому, иначе на результаты восприятия сильное влияние будут оказывать мнемические способности испытуемого.

При изучении слухового восприятия лучше использовать магнитофонные записи. При подготовке материала следует помнить, что точность восприятия зависит от качества изображения (записи), поэтому все рисунки должны быть выполнены на высоком уровне качества.

В зависимости от характера материала и задач исследования время предъявления задания может ограничиваться долями секунды, что оправдывает использование тахистоскопа.

Показателями успешности выполнения задания могут служить время, необходимое для восприятия; количество правильно выполненных заданий; количество и величина допущенных ошибок. При выполнении ряда работ требуются специальные расчеты. Полезно дополнить количественные показатели словесным отчетом испытуемого о трудностях, возникших при выполнении задания, последовательности этапов различения тестового изображения.


исследование внимания

(аттенционных способностей)


Использование экспериментальных методов даёт возможность повысить точность оценки интересующих нас свойств внимания, многократно проверить полученные данные.

Для диагностики аттенционных способностей может использоваться любой вербальный (словесный, знаковый) или образный материал. Материал не должен создавать трудности в его восприятии и опознании. Движения, необходимые для выполнения диагностического задания (например, при изучении распределения внимания между умственной и моторной деятельностью), должны быть привычными для испытуемых.

Способ предъявления материала. Материал, как правило, предъявляется в виде таблиц или специальных бланков с цифрами, буквами, геометрическими изображениями. Особые требования предъявляются к качеству оформления материала при изучении концентрации и устойчивости внимания.

Время выполнения задания, как правило, не ограничено. При изучении устойчивости внимания оно должно быть не менее 10 минут.

Фиксируемые показатели и подсчет результатов. Показателями успешности выполнения заданий обычно служат следующие факторы: время работы с тестовым материалом, количество и характер ошибок, объем выполненной работы. При выполнении некоторых работ производятся простейшие расчеты.


1. Методы изучения объёма внимания

Для изучения объема внимания используются две группы методов:

1. основанные на тахистоскопическом предъявлении букв, цифр, фигур;

2. основанные на отыскании чисел.

В первом случае для предъявления стимульного материала необходимы электронный тахистоскоп, экран и набор диапозитивов. Для обеспечения четкости восприятия материала необходимо соблюдать следующие правила: высота букв (цифр) должна быть 9-10 мм, толщина штрихов – 1,5 мм, длина ряда знаков – 60 мм, расстояние от экрана до испытуемого 0,75-1,5 м, скорость экспозиции 0,07+0,02с. Показателем объема внимания служит количество объектов, воспроизведенных после их предъявления. (Пример, методика «Расстановка чисел»).


2. Методы изучения избирательности внимания

Методика Мюнстерберга

Цель методики: выявление уровня избирательности, концентрации внимания, помехоустойчивости.

Рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости.

^ Материал и оборудование: бланк теста Мюнстерберга, карандаш и секундомер.

Бланк теста Мюнстерберга

Испытуемый: ________________________________________________________________

Дата: _______________________________________________________________________

Экспериментатор: ____________________________________________________________

Время _______

^ Стимульный материал

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт

^ Ключ

бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт


Инструкция: «Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача - просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте».

Пример: рюклбюсрадостьуфркнп.

Время выполнения задания - 2 мин. Методика применяется как в группе, так и индивидуально. Во время выполнения задания экспериментатором включается метроном.

^ Оценка результатов: Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов. Всего в тесте содержится 25 слов.

Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу.

Таблица 1

Шкала оценок

^ Время (в секундах)

Балл

Уровень избирательности внимания

250 и более

0

I низкий

240-249

1

I низкий

230-239

2

I низкий

220-229

3

I низкий

210-119

4

I низкий

200-209

5

I низкий

190-199

6

I низкий

180-189

7

II средний

170-179

8

II средний

160-169

9

II средний

150-159

10

II средний

140-149

11

II средний

130-139

12

II средний

120-129

13

II средний

110-119

14

III высокий

100-109

15

III высокий

90-99

16

III высокий

80-89

17

III высокий

70-79

18

III высокий

60-69

19

III высокий

Менее 60 секунд

20

IV очень высокий


Баллы в предложенной шкале оценок дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности внимания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, то важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину слабой избирательности. Ею могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведение к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание проходить психодиагностическое обследование и пр. В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого.

Избирательность внимания поддается тренировке. Можно предложить упражнения, подобные данной методике для её улучшения. Очень высокий уровень избирательности внимания указывает на феноменальную психическую активность.


3. Методы изучения устойчивости внимания

Корректурная проба Бурдона

Цель проведения методики: исследование особенностей активного внимания, его переключаемости и истощаемости. Позволяет определить колебания внимания, наличие утомляемости по отношению к однообразным раздражителям. Ограничений по применению методики нет.

^ Материал и оборудование: для проведения необходимо иметь специальный бланк и секундомер. На бланке напечатаны наборы букв русского алфавита.

Бланк корректурной пробы Бурдона

Испытуемый: ________________________________________________

Дата: _______________________________________________________

Экспериментатор: ____________________________________________

Время _______


^ Стимульный материал

К - подчеркиваем И – зачеркиваем

СХАВСХЕВИХНАИСНХВХВКСНАИСЕХВХЕНАИСНЕВХАК

ВНХИВСНАВСАВСНАЕКЕАХВКЕСВСНАИСАИСНАВХНВК

^ НХИСХВХЕКВХИВХЕИСНЕИНАИЕНКХКИКХЕКВ КИСВХИ

ХАКХНСКАИСВЕКВХНАИСНХЕКХИСНАКСКВХКВНАВСН

ИСНАИКАЕХКИСНАИКХЕХЕИСНАХКЕКХВИСНАИХВИКХ

СНАИСВНКХВАИСНАХЕКЕХСНАКСВЕЕВЕАИСНАСНКИВ КХКЕКНВИСНКХВЕХСНАИСКЕСИКНАЕСНКХКВИХКАКС АИСНАЕХКВЕНВХКЕАИСНКАИКНВЕВНКВХАВЕИВИСНА

КАХВЕИВНАХИЕНАИКВИЕАКЕИВАКСВЕИКСНАВАКЕСВ

НКЕСНКСВХИЕСВХКНВВСКВЕВКНИЕСАВИЕХЕВНАИЕН

ХЕИВКАИСНАСНАИСХАКВННАКСХАИЕНАСНАИСВКХЕВ

ЕВХКХСНЕИСНАИСНКВКХВЕКЕВКВНАИСНАИСНКЕВКХ

АВСНАХКАСЕСНАИСЕСХКВАИСНАСАВКХСНЕИСХИХЕК

ВИКВЕНАИЕНЕКХАВИХНВИХКХЕХНВИСНВСАЕХИСНАИ

НКЕХВИВНАЕИСНВИАЕВАЕНХВХВИСНАЕИЕКАИВЕКЕХ

КЕИСНЕСАЕИХВКЕВЕИСНАЕАИСНКВЕХИКХНКЕАИСНА

ЕАКАЕКХЕВСКХЕКХНАИСНКВЕВЕСНАИСЕКХЕКНАИСН

ИСНЕИСНВИЕХКВХЕИВНАКИСХАИЕВКЕВКИЕХЕИСНАИ

СНАИСАКВСНХАЕСХАИСНАЕНКИСХКЕХВХВСКНЕИЕНА

ЕКХЕКНАИВКВКХЕХИСНАИХКАХЕНАИЕНИКВКЕИСНАИ

ЕХВКВИЕХАИЕХЕКВСНЕИЕСВНЕВИСНАЕАХНХКСНАХС

ИСНАИЕИНЕВИСНАИВЕВХСИСВАИЕВХЕИХСКЕИЕХКИЕ

КЕВХВАЕСНАСНКИСХЕАЕХКВЕХЕАИСНАСВАИСЕВЕКЕ

ХВЕКХСНКИСЕКАЕКСНАИИЕХСЕХСНАИСВНЕКХСНАИА

АВЕНАХИАКХВЕИВЕАИКВАВИХНАХКСВХЕХИВХАИСНА

ВНСИЕАХСНАНАЕСНВКСНХАЕВИКАИКНКНАВСНЕКВХК

СИАЕСВКХЕКСНАКСХВХКВСНХКСВЕХКАСНАИСКСХКЕ

НАИСНХАВКЕВХКИЕИСНАИНХАСНЕХКСХЕВКХЕИХНАИ

ХЕВХЕНВИХНКВХЕКНАИСНХАИВЕНАИХНХКВХЕНАИСН

ВКЕВХАИСНАХКВНВАИЕНСХВКХЕАИСНАВХСВКАХСНА

КИСНКЕКНСВАИСВАЕХСХВАИСНАЕКХЕКАИВНАВЕКВЕ

АЕНКАИСХАИСНХИСВКВСЕКХВЕКИСНАИСНАИСКВЕСВ

ИСКАИКВККНВХСКВНАИЕНИСНАИХАВКНВЕХВАНКИЕХ

ЕВХЕВНАИСКАИАНАКХКВКЕВЕКВНХИСКАИСНВХАВХВ

НАИСНХСХВКИСНАИЕХЕКХНАИСНВЕХВЕИСНХВКХКВН

ХКВНХВКСНХНАИСНВКАХСВКХВХАИСНАНАХСНХВХВХ

АИСХААИКХАЕВЕХКСНВИВАИСНАХКИВХЕКИАХИНАИС


Инструкция: «Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «К» и «Н» и отмечайте их. Букву «К» нужно подчеркнуть, букву «Н» - зачеркнуть. Задание необходимо выполнить быстро и точно. По команде «Черта» поставить черту на бланке по истечении минуты».

Работа начинается по команде психолога. Время работы – 10-15 минут.

^ Обработка данных: подсчет проводится по каждой минуте по формуле:

C -- W

А1 = ---------------

С + О

где:

А - показатель правильности

О - кол-во ошибочно пропущенных букв

С - общее кол-во зачеркнутых и подчеркнутых букв W - число ошибочно подчеркнутых или зачеркнутых букв,

Е = S*A

где:

Е - показатель производительности

S - скорость просмотра (кол-во строк х на кол-во знаков в строке).

Устойчивость внимания обычно изучается в процессе длительной зрительной напряженной работы (не мене 10 минут). Наиболее распространенным стимульным материалом являются различные корректурные таблицы (пробы). В процессе выполнения задания испытуемый по сигналу экспериментатора отмечает объем работы, проделанной за каждую минуту. Показателем устойчивости внимания служит динамика эффективности деятельности испытуемого на протяжении всего времени исследования. Обычно в качестве основного критерия используется производительность (количество просмотренных строк или знаков), а качество работы (количество допущенных ошибок) выступает как дополнительный показатель).

^ График устойчивости внимания

Е

t`(А)

Завершение работы

  1. Проанализировать свое внимание (устойчивое, колеблющееся, неустойчивое, достаточно устойчивое).

  2. Проанализировать, сколько времени Вам необходимо на включение в работу.

  3. Сравнить с предварительными предположениями.


4. Методы изучения концентрации внимания

Тест Пьерона-Рузера.

Цель исследования: определение уровня концентрации внимания.

^ Материал и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, карандаш и секундомер.

Бланк теста Пьерона-Рузера

Испытуемый: ________________________________________________________________

Дата: _______________________________________________________________________

Экспериментатор: ____________________________________________________________

Время _______

^ Стимульный материал




Процедура исследования. Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.

^ Инструкция испытуемому: «Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом (100 фигур). По сигналу «Начали» расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу «Стоп!» расставлять знаки прекратите».

Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды «Начали!» и «Стоп!».

Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.

^ Обработка и анализ результатов

Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок. Уровень концентрации внимания определяют по таблице.

Таблица 2

Определение уровня концентрации внимания

^ Число обработанных фигур

Ранг

Уровень концентрации внимания

100

1

очень высокий

91-99

2

высокий

80-90 65-79

3 4

средний низкий

64 и меньше

5

очень низкий


За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.

При анализе результатов необходимо установить причины, обусловившие данные результаты. Среди них важное значение имеет установка, готовность испытуемого выполнять инструкцию и обрабатывать фигуры расставляя в них знаки как можно скорее, или же его ориентации на безошибочность заполнения теста. В ряде случаев показатель концентрации внимания может быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата (то есть своего рода соревновательности). Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, болезнь.


5. Методы изучения распределения внимания

Для изучения распределения внимания между различными объектами используются таблицы с цифрами разного цвета или различных систем исчисления, а также с различными знаками (например, «+» и «0»). Испытуемому необходимо производить счёт или отыскивать в определенном порядке соответствующие символы, перемежая элементы различных рядов.

Для исследования распределения внимания между различными видами деятельности могут быть использованы следующие процедуры: ритмической нажатие на ключ в такт с метрономом и одновременное решение в уме арифметических задач (опыт Бине); работа на суппорте и устный счет; слушание рассказа и одновременное выполнение простейших арифметических операций (опыт Стербингера) и пр. При этом в качестве показателя хорошего распределения внимания выступает успешное выполнение обоих заданий.


^ Методика «Приём информации»

Цель: определение уровня принятия, распределения информации.

Процедура проведения методики: экспериментатор в быстром темпе зачитывает слова: аргон, дуб, лев, береза, сазан, водород, восторг, кресло, черемуха, хорек, гелий, усталость, стол, тополь, медведь, железо, каштан, воробей, натрий, тревога, диван, верба, кошка, радий, клен, медведь, серебро, любовь, шкаф, ель, рысь, соболь, - которые необходимо классифицировать (химические элементы, человеческие чувства, мебель, деревья, животный мир) и записать сокращенно в нужную колонку.

^ Бланк протокола исследования

Испытуемый: ________________________________________________

Дата: _______________________________________________________

Экспериментатор: _____________________________________________

Количество баллов: _________


^ Химические элементы

Человеческие чувства

Мебель

Деревья

Животный мир










































































































^ Анализ результатов: 32 балла – эффективный приём информации; 29-31 – средний уровень; до 28 – приём информации затруднен.


6. Методы изучения переключения внимания.

Модифицированная цифровая таблица Шульте

^ Цель исследования: определить уровень переключаемости внимания.

Оборудование: секундомер и модифицированная цифровая таблица Шульте. На таблице в 49 квадратах размещены числа черного и красного цвета в случайной комбинации, исключающей возможность запоминания. Размеры ячеек квадратов с цифрами – 5х5 см, а расположены они рядами 7 – по горизонтали и 7 – по вертикали. Линии, делящие рабочее поле на ячейки, черные, тонкие.

^ Бланк протокола исследования

Испытуемый: ________________________________________________

Дата: _______________________________________________________

Экспериментатор: _____________________________________________

Время: _________

 ^ Стимульный материал

Модифицированная цифровая таблица Шульте

15

17

13

6

7

3

1

4

2

8

22

20

14

20

19

18

24

4

18

10

16

6

23

9

13

25

5

7

2

21

21

16

10

14

22

11

3

9

23

1

19

11

17

5

12

15

8

12

24


Результаты исследования
  1   2   3   4



Скачать файл (1816 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации