Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курс лекций Проблемы архитектуры Москвы. Современное состояние города - файл 1.doc


Курс лекций Проблемы архитектуры Москвы. Современное состояние города
скачать (405.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc406kb.17.11.2011 09:30скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5
Проблемы развития градостроительства и архитектуры Москвы

(специальный курс лекций на дневном отделении в МАРХИ)

«Вводная» лекция».

Многовековая история города Москвы – столицы России, тесно связана с градостроительными и архитектурными аспектами своего развития, которые, по мере роста города имели свои специфические и интересные особенности. Эти особенности иной раз превращались в проблемы повседневного и дальнейшего развития нашего города, которые в разные времена приходилось решать власти и, конечно, архитекторам, которые предлагали разные варианты возможных решений этих проблем. За более чем 860-летний период своего существования наш древний город претерпел много всяких событий: разорительные пожары и возрождение из пепла; разрушения от набегов чужеземцев и строительство новых городских стен и зданий; снос, уничтожение культурных памятников и воодушевленное возрождение святынь нашего отечества; радикальные вторжения в существующую застройку центра и сохранение образцов исторической застройки на окраинах; недолгий взлет советского авангарда и все подавляющий напор сталинского соцреализма; подавляющее безразличие жилых районов типовой застройки и оригинальные объекты в духе современной архитектуры.

Каждый значительный поворот исторических событий по своему своеобразно и заметно отражался в градостроительстве и архитектуре Москвы, в планах ее функционального и планировочного развития: возведении Кремля, его неповторимых стен и башен, великолепных храмов и дворцов; интересных административных, общественных, религиозных зданий и комплексов в центре и на окраинах; строительстве многообразных зданий массовой, фоновой жилой застройки; благоустройстве просторных и уютных площадей, скверов, бульваров, набережных рек; облике уникальных подземных и высотных объектов и т.д.

«Велик и славен первопрестольный, боголюбивый град Москва – воистину третий Рим, четвертому же Риму не бывать, пока стоит мир! И велико, более всех именитых царств земель царство Московское. И велик и светел, и всемогущ царь и государь всея Руси, и нет на всех пространствах земных иного царя, кто был бы равен ему в блеске и силе его самодержавной власти, и богатстве его казны, и неустрашимости его войска, и в смирении и послушании его подданных».

^ Николай Шмелев. Роман «Сильвестр».

Образ и облик Москвы – столицы Московского княжества, Российского государства, Российской империи, а затем СССР и Российской Федерации создавался не только в соответствии с функциональными целями и возможностями того или иного социального, экономического и политического устройства государства, но и в определенной мере по воле того или иного самодержца-руководителя страны. И такой город в любом случае призван был стать символом национального объединения и единства, основным и непоколебимым фактором повышения авторитета и стабильности правящей власти, образцом лучших достижений градостроительного искусства и архитектуры.

2

Почти всегда рост и становление нашего столичного города были связаны с различными злободневными и актуальными проблемами его развития, сложность решения которых возрастала раньше век от века, а теперь возрастает из года в год.

Ведь в основе развития каждого большого, а тем более столичного, города стоит самая главная проблема, определяющая все остальные, из нее вытекающие. Эта проблема заключается в необходимом, возможном и реальном количестве постоянно и временно проживающего в таком городе населения и насколько город справляется со своей главной задачей – обеспечением комфортного, безопасного, удобного и благоустроенного проживания в нем его обитателей, которые хотят и стремятся полноценно удовлетворять свои основные потребности в труде, учебе, отдыхе, общественной и личной жизни.

Очень многое здесь зависит от правильной функциональной, градостроительной и архитектурной организации рукотворной городской среды, ее профессионально-грамотного жизнеобеспечения и безопасной эксплуатации, гармоничного развития и своевременного обновления.

Прошлым, современным и будущим градостроительным и архитектурным проблемам развития города Москвы, а также возможным вариантам их решения посвящен этот специальный курс лекций. Ведь скоро именно Вам – молодым архитекторам придется решать те самые проблемы перспективного развития Москвы, которые в настоящее время стоят перед нами, Вашими старшими товарищами по избранной профессии.


Предметом каждой из запланированных тематических лекций будут вопросы, касающиеся основ и краткой истории развития того или иного градостроительного, архитектурного явления нашего города, а также вопросы, раскрывающие современные проблемы их развития и возможные подходы и варианты решения этих проблем в ближайшей перспективе и отдаленном будущем.

Перечисление состава (перечня) лекций и краткое изложение содержания (сути) каждой из них Вам сейчас будет изложено. Иллюстрации к тем или иным положениям, высказываниям, фактам из градостроительной, архитектурной теории и практики, включенным в состав лекций подобраны так, что будут в основном относиться к городу Москве, в котором многим из Вас придется скоро трудиться и творить.

Последовательность (очередность) прочтения указанных в перечне тем лекций может быть изменена, о чем будет сообщено заранее, на каждой предыдущей лекции.


Лекция «Градообразующие функции и их эволюция».

Существуют определенные и неизбежные закономерности развития городов, порожденные их исторически сложившимися градообразующими функциями и соответствующим развитием планировочной и пространственной структуры. Многие века Москва развивалась как жилое поселение, используя свой холмистый рельеф и природные особенности местности. Поначалу преобладали оборонные функции, потом появились столичные, торговые и религиозные, затем - административные, финансовые, промышленные, учебные, научные и др. С развитием человеческой цивилизации, общественных отношений, государственности, научно-технического прогресса некоторые градообразующие функции отмирали и зарождались, расширялись и сокращались, видоизменялись и совершенствовались. Но главной городской функцией всегда оставалась жилая. В столице главными являются также административно-управленческие и политические функции государства.

Градообразующие функции современного города являются его жизненной основой и, как правило, включают следующие основные функции: административно-управленческие и политические (столичные), жилые (селитебные), промышленные, транспортные, торговые, культурные, отдыха, образовательные и научные, а также сопутствующие и обслуживающие их (коммунальные, инженерные и др.).

Основные градообразующие функции по мере их исторической эволюции (увеличения или уменьшения по составу и объемам) последовательно материализуются в структуре города и впоследствии их не так просто изменить. Главный принцип функциональной организации города - функциональное зонирование или разделение города на части различного назначения по признаку ведущей функции. При этом ни одна из функций города, взятая в отдельности, не существует сама по себе. Чередование жизненных циклов человеческого труда, быта и отдыха – основа эволюции города, его современного уклада и комфортного существования горожан и приезжих.

Территория Москвы по своему функциональному назначению и характеру использования подразделяется на следующие основные функциональные зоны: общегородского общественного и культурного центра; жилая (селитебная); отдыха, спорта, парковая и лесопарковая; промышленная, а также научно-исследовательских институтов, НПО и КБ; коммунально-складская; внешнего транспорта; санитарно-защитная и др.

Неотложной проблемой и одновременно задачей для дальнейшего развития Москвы в XXI веке безусловно является совершенствование ее градообразующих функций и функционального зонирования. Ушедшие века и особенно XX век оставили чрезмерную функциональную перегруженность среды обитания в центре города и явную недогруженность социальными, культурными и бытовыми функциями городских окраин. Поэтому, в ходе обновления городской застройки и ее комплексной реконструкции, следует ликвидировать создававшуюся десятилетиями утилитарность и ущербность среды обитания в периферийных, спальных жилых районах столицы и добиться более сбалансированного и гармоничного их дальнейшего функционального развития.

2

Со времен реализации «сталинского плана» реконструкции Москвы, не стояли так остро проблемы дальнейшего развития градообразующих функций столицы, связанные с кардинальным их изменением, совершенствованием и гармонизацией. В настоящее время функциональное наполнение центра Москвы характерно практически полным исчезновением продовольственных магазинов повседневного спроса и появлением множества дорогих бутиков промышленных товаров, преимущественно одежды, обуви, аксессуаров, парфюмерии и т.п. При этом крупные торговые центры (ГУМ, ЦУМ, Петровский пассаж и др.) стали безлюдными и, самое главное, недоступными рядовым покупателям, проживающим в спальных районах города.

^ Из центральной части столицы постепенно начинает исчезать жилая функция. На территории Китай-города жилых домов уже давно нет и жители там не проживают. Теперь такая же участь «мертвого ночного городского пространства» может постигнуть и старые кварталы доходных жилых домов в пределах Бульварного кольца. Это очень тревожная тенденция, которая со временем может превратиться в трудноразрешимую проблему обезлюдевшего центра крупного столичного города. Оказаться вечером на опустевшей улице будет жутковато и для проживающих в центральных, дорогих гостиницах иностранных туристов и для москвичей, посещающих театры и концертные залы в центре Москвы. Очень важно, чтобы процент постоянно проживающих в центре горожан не перешел за опасную черту, когда уже нельзя будет повернуть назад.

Вместе с тем, в давно сложившейся и довольно устойчивой архитектурно-пространственной структуре центра и в срединной части Москвы начали быстро и продолжают бурно концентрироваться новые объекты самого разного функционального назначения и вместимости (подчас противоречивого и взаимоисключающего характера) и не всегда к месту расположенные. К примеру, численность только сотрудников в ММДЦ «Москва-Сити» может составить около 500 тыс. человек. Справится ли с такой огромной массой людей транспортная система в этом месте? А ведь кроме сотрудников там будут находиться временные посетители, обитать жители элитных квартир, отечественные и иностранные туристы. При этом на периферии города, из-за неразвитости среды обитания и транспортной инфраструктуры, такие и подобные им офисные, деловые и гостиничные объекты строить нет никакого смысла.

Заложенные в новом Генплане Москвы перспективы развития градообразующих функций, совершенствования функционального зонирования подразумевают эффективность и целесообразность расширения, сокращения или взаимозаменяемости основных городских функций в зависимости от современных социально-экономических условий и требований перспективного развития столицы. К примеру, начавшийся несколько лет назад вывод из столицы убыточных и вредных промышленных производств из срединной части города может способствовать более рациональному и современному освоению освободившихся территорий, зданий и сооружений. Отдельные, пока еще немногочисленные, примеры такого порядка в нашей столице уже имеются. Это оригинальное использование Провиантских складов на Садовом кольце под музейный комплекс ретроавтомобилей, создание выставочной галереи современного искусства в сооружениях Винного завода у Курского вокзала и др.

Лекция «Развитие планировочной структуры».

Планировочная структура города означает рациональное размещение на его территории функциональных зон для жилья, производства, торговли, культуры, отдыха и т.д., а также создание системы связей между ними и структурную организацию каждой из функциональных зон. Однако нельзя все свести только к структурно-планировочной организации функциональных зон и их элементов. Планировочная структура определяется в первую очередь их рациональным взаимным расположением и возможностью создания удобной, постоянной и надежной взаимосвязи всех частей города. Вместе с тем, обширные территории, организованные по монофункциональному принципу, утрачивают многие качества, присущие полноценной социальной жизни города. Все это делает актуальными поиски интегрированных форм архитектурно-планировочной структуры современного города с древней историей.

Планировочное развитие города Москвы шло от языческого капища на главном из семи холмов, Боровицком, до формирования сначала крепости-городища, потом центрального города удельного княжества, и, наконец столицы государства с радиально-кольцевой планировочной системой размещения и зонирования важнейших структур городского пространства: Кремля, Китай-города, Белого города, Земляного города, Камер-Коллежского вала и Малого кольца московской железной дороги. После революции 1917 года и в предвоенные годы началось формирование больших жилых кварталов и районов при крупных промышленных предприятиях социалистической индустрии, как правило, вдоль основных радиальных «вылетных» магистралей. Потом, после Великой Отечественной войны, развитие городской застройки продолжилось уже на месте снесенных деревень в виде отдаленных «спальных» жилых районов сначала внутри МКАД, а впоследствии и за ее пределами.

Принято считать, что в городах с радиально-кольцевой планировочной структурой при определенной концентрации центра обязательно происходит разрастание городских функций по типу пятна с деградацией радиальных дорог-артерий, а потом и застройки. Однако это важное условие не было учтено прежними советскими правителями, и в 1930-х годах главным и приоритетным объектом планировочного развития столицы СССР были объявлены крупные магистрали, проспекты, шоссе, набережные и их застройка престижными, зданиями различного назначения. При этом межмагистральная, уличная и квартальная структура древнего, развивающегося города не получила своего должного внимания и развития, как это складывалось изначально в условиях существования социально-экономической автономии городских слобод со своими многофункциональными, общественными центрами.

В Москве планировочное градостроительное решение 30-х годов привело к появлению сложной современной проблемы - утраты общественных центров в большинстве крупных развивающихся городских зон жилой застройки. Полноценная инфраструктура для этих огромных по площади территорий оказалась нереализованной, а общегородской центр рядом с Кремлем стал, со временем, явно функционально перегруженным, переполненным в виде ощущаемых нами сейчас огромных людских масс и автомобильных потоков, заторов, пробок и т.д.

2

Планировочное переуплотнение существующей застройки центральной части Москвы велось и ведется в пределах неизменяемой сети и средневековых габаритов улиц и переулков, иногда даже без оглядки на веками сложившуюся архитектурно-планировочную, гармоничную и сбалансированную структуру прежней застройки. Планировочное размещение большинства новых объектов подчас напоминает захват любой территории, участка и их последующую застройку «под завязку», иногда даже с нарушением красных линий. Достаточно пройтись по улицам и переулкам центра Москвы, чтобы убедиться в этом. Центр города вдоль магистралей, улиц, а также внутри кварталов застроен так плотно, что для огромной массы прохожих, в том числе и жителей, даже не осталось элементарных мест для передышки и отдыха.

Градостроительная практика «точечной» встройки все новых и новых крупных зданий объектов различного назначения в существующую тесную планировочную ткань центра Москвы в пределах Бульварного и Садового кольца (часто на месте неоправданного сноса интересных исторических зданий) уже приносит свои горькие плоды. Москвы очень скоро мы не узнаем – так она изменится, и не в лучшую сторону.

Крупные членения новых окраинных территорий города, резко отличающиеся от застройки исторической его части, несоразмерны и для самих этих градостроительных образований. Жилые пространства микрорайонов чересчур преувеличены по размерам и немасштабно расчленены. Достаточно сказать, что на дворовой территории рядового жилого квартала на Юго-Западе свободно «плавает» Соборная площадь Кремля, на площади другого двора может разместиться Афинский акрополь и т.д. При этом многие площади и дворовые территории центра Москвы кажутся небольшими и дробно члененными, но уютными для горожан пространствами.

Бескрайние пространства новых жилых массивов, широкие и длинные, монотонно-однообразные проспекты и улицы подавляют человека своей величиной по сравнению с гуманными для восприятия габаритами и масштабом городской застройки старой Москвы. А ведь планировочные решения окраин города должны были предусматривать устройство архитектурно-планировочных узлов градостроительной композиции новых жилых районов, своих общественных центров притяжения жителей.

Развитие нового Генерального плана Москвы в части его урбанизированного каркаса предусматривает совершенствование исторически сложившейся планировочной радиально-кольцевой структуры. Это будет заключаться в усилении роли ядра исторического центра как национального культурного и общественного символа, с акцентированием главных радиальных и кольцевых транспортных связей и узлов системой крупных общественно-деловых центров и линейных примагистральных многофункциональных комплексов, с формированием новых и завершением существующих дублеров главных «вылетных» магистралей и их расширением. Будут осуществлены и другие структурно-планировочные мероприятия: сохранение, выявление, зрительное раскрытие исторически характерных ландшафтных панорам, садовых и парковых комплексов; обновление и комплексная реконструкция существующей застройки; освобождение территорий от ветхой застройки; вывод промпредприятий и др.

Лекция «Архитектурно-пространственное развитие».

Архитектурно-пространственная структура города наиболее целостно и образно характеризует градостроительную организацию его территории, позволяя понять эволюционную логику размещения и характер взаимодействия важнейших функциональных, планировочных, пространственных и архитектурных элементов городской среды, зон городской активности и рядовой застройки, урбанизированных и природных участков городской застройки.

Архитектурно-пространственное размещение основных функциональных процессов и их планировочной организации по территории города носит достаточно сложный и неоднозначный характер. В некоторых частях города локализуется какая либо одна градообразующая функция и территория приобретает «моно» функциональный, планировочный и архитектурно-пространственный характер. В других частях города совмещается сразу несколько градообразующих функций и территория приобретает «много» функциональный, планировочный и архитектурно-пространственный характер.

Каждый большой и древний город имеет свое характерное, запоминающееся лицо – архитектурно-пространственный облик, складывающийся из основных, доступных всеобщему обозрению, достоинств: интересное объемно-пространственное решение исторического центра города с главными архитектурными объектами; живописные панорамы городской застройки; характерный, запоминающийся силуэт-символ города; интересные площади, ансамбли, комплексы, здания и т.д.

Москва в полной мере обладает всеми перечисленными выше достоинствами древнего города и пока еще радует жителей-москвичей, а также привлекает к себе массы гостей и туристов со всего мира своим историческим центром-Кремлем, живописно-холмистыми панорамами Москвы реки, красивыми силуэтами древних монастырей и церквей, а также архитектурой отдельных градостроительных комплексов и крупных зданий. Многие, в том числе и высотные «сталинские» здания и комплексы (МГУ на Воробьевых горах, дома на Кудринской площади, на Котельнической набережной и др.) тоже создали определенные и надолго запоминающиеся архитектурные образы своего исторического времени.

^ Особую роль в процессе эволюционного и исторического формирования градостроительной структуры нашего города сыграл холмистый естественный рельеф территории, разделенный поймой Москвы-реки и изначально густой сетью ее притоков (реки Яуза, Неглинка, Пехорка и др.). В ходе всестороннего исторического развития города, особенности холмистого рельефа и клинообразного расположения зеленых массивов отразились в специфике его архитектурно-пространственной структуры, хорошо выразившейся в виде главных видовых панорам и силуэтов центральной части города.

Потом эта специфика прочно закрепилась: основными направлениями радиальных (вылетных) магистралей и кольцевых дорог; в объемно-пространственных решениях разных секторов городской застройки; в зеленых клиньях окружающих лесов и дубрав. Этим в основном и определились наиболее характерные черты радиально-кольцевой функциональной, планировочной и архитектурно-пространственной структуры Москвы.

2

В настоящее время неудержимый рост столицы России по числу жителей, а также по объемам и темпам ведущегося индивидуального и массового строительства, уже вступил в противоречие с радиально-кольцевой планировочной структурой, средневековыми габаритами улиц и переулков, площадей и бульваров, которые до сих пор еще олицетворяют собой архитектурное, художественно-образное, запоминающееся лицо нашего древнего и пока привлекательного города.

^ Общая архитектурно-пространственная структура современной Москвы теперь представляет собой почти хаотичное напластование различных объектов, включающее огромное разнообразие их габаритов, архитектурных форм, стилей, масштабов. Архитектурные решения целого ряда зданий и комплексов подчас вызывают отторжение и отрицательные эмоции не только у архитектурных критиков, но и у простых москвичей, еще любящих уголки своего города, сохранившиеся от вторжения новостроя.

Новые «бизнес-объекты» на набережных, центральных площадях и улицах Москвы стали решительно и безоглядно менять облик исторического центра и срединной части столицы, ломать ее привычные панорамы и общие виды, искажать силуэты и перспективы лишая их полноценного, гармоничного восприятия, исторического очарования. Теперь, попадая же в некоторые новые жилые районы, не всегда можно сориентироваться на местности – так «монотонно-разнообразна» и хаотична, лишенная пространственных ориентиров, обезличенная архитектура окружающей застройки.

Современное развитие или, вернее сказать, кардинальное изменение архитектурно-пространственной структуры нашего города может разрушить то, чем всегда отличался облик Москвы – Третьего Рима от других столиц мира. Вот и проамериканский железобетонно-стеклянный город в городе ММДЦ «Москва-Сити» неудержимо растет вверх, растет и вширь, завоевывая все новые и новые жизненно важные для столицы пространства, отвоевывая их у зеленых уголков сложившейся застройки и превращаясь в некое подобие-пародию центра Нью-Йорка или Чикаго.

^ Под таким же напористым давлением строительного бизнеса в центральной и срединной частях Москвы возводятся крупные, многоэтажные объекты, довольно часто закрывающие своими объемами и формами сложившиеся веками живописные уголки исторической застройки. Иногда они, находясь на выигрышных местах, своим хамски-аляповатым «новоязом» вступают в эпатажный диссонанс с уже существующими и сложившимися градостроительными объектами, зданиями, разрушая привычный московский, теплый человеческий масштаб окружающей архитектурной среды.

Первостепенная задача современных московских градостроителей и архитекторов – развивая жизненно необходимые потребности мегаполиса в обязательном порядке сохранить исторический облик древнего русского города - столицы крупнейшего в мире государства. Никоим образом нельзя допустить его превращение в подобие Нью-Йорка или Чикаго, которые намного моложе Москвы и имеют другую исторически сложившуюся градостроительную, планировочную структуру и совершенно иной архитектурно-пространственный и стилевой облик.

Лекция. «Площади и пешеходные пространства».

Площадь – открытое архитектурно организованное, обрамленное зданиями и зеленью общественное пространство, входящее в систему других открытых городских пространств, к которым можно отнести улицы, проспекты, набережные, парки, скверы, бульвары, спортивные и игровые площадки, дворы и т.п.).

^ Любой большой город имеет исторически организованные и архитектурно-оформленные разнообразные площади внутри своей градостроительной структуры. В Москве, за многие века ее развития, такие общественные пространства тоже были сформированы и определенным образом функционально и иерархически оформлены в структуре города, достаточно ярко подчеркивая привлекательность и своеобразие его функционально-планировочного и архитектурно-пространственного устройства.

Площадь – один из основных и самых устойчивых элементов городской среды и планировочной структуры любого города, определяющий, как и уникальные или исторические здания, его индивидуальный, запоминающийся и неповторимый облик. Первоначально площадь проявила себя как открытое пространство, своеобразный «перекресток» с определенным набором функций, главная из которых – архитектурно организованное, как правило – пешеходное, общественное пространство. Это открытое пространство в самые разные времена и в разных странах служило главным местом непосредственного и прямого общения для городских жителей, на котором оглашались новые законы, где торговали, развлекались и собирались горожане для решения своих гражданских проблем. В основном площади возникали в структуре города в местах пересечения улиц, связанных с торговлей, либо на перекрестках городских улиц с основными дорогами, ведущими в другие города.

^ Площадь может иметь как геометрически правильную форму, так и различные сложные и неправильные очертания. Может быть по периметру закрытой или открытой. При создании площади учитываются размеры и объемы окружающих зданий и сооружений, ширина вливающихся улиц и магистралей, объем и характер транспортных потоков. Наилучшие соотношения высоты застройки зданий к ширине и длине площади принимаются соответственно 1:3 и 1:9. Обычно принимают соотношения ширины площади к ее длине от 1:3 до 1:1, а лучшими считают 1:1,5; 1:1,65; 3:4.

^ В современном градостроительстве площади делятся на два основных типа: пешеходные (общественные) и транспортные. Пешеходные (общественные) площади подразделяются на: главные, торговые, театральные, мемориальные, соборные, садово-парковые. Транспортные площади подразделяются на: привокзальные, предзаводские, предстадионные. Каждый из перечисленных типов площадей имеет свою специфику.

^ Самым ярким примером главной площади Москвы и России может служить Красная площадь – многофункциональное общественное пространство, где проводятся не только военные парады, отмечаются особо торжественные и государственные мероприятия, но и осуществляются различные культурные мероприятия от симфонических и рок концертов до ледовых шоу и хоккейных матчей. Только с недавнего времени эта главная площадь страны стала закрытой для сквозного проезда.

2

^ Большая проблема и беда Москвы сегодня – ликвидация многих известных и исторически ценных общественных площадей в центре города (площадей больших и малых, озелененных и окруженных разными интересными культурными и административными зданиями, с памятниками и монументами, с фонтанами и скверами). Из имеющихся на территории Москвы 120 площадей абсолютное большинство расположено в пределах Третьего Транспортного Кольца. За прошедшие годы «сталинской реконструкции столицы» и «хрущевской оттепели» многие исторические площади были ликвидированы или преобразованы, более трети площадей подверглись значительной реконструкции или «обновлению», а некоторые просто исчезли, как Собачья площадка на Арбате.

Процесс сноса и ликвидации известных городских общественно-пешеходных площадей продолжается и сегодня. Последние яркие примеры – ликвидация площадей у Курского, Киевского, а теперь и у Павелецкого вокзалов. Оставшиеся же центральные площади фактически превратились в транспортные развязки и автопарковки, где уже нет места пешеходам и туристам, ищущим безопасного места для отдыха и общения. Взглянем на Театральную – она словно разрублена напополам. Сквозной проезд, спроектированный самим О. Бове, превратился в русло транспортной реки, берега которой образуют уже две площади – Театральную и Революции.

^ В новых и новейших жилых, «спальных» районах с определенного времени вообще не планировалось, не создавалось и не благоустраивалось никаких городских площадей, которые могли бы стать общегородскими общественно-культурными центрами планировочных зон и территорий или общественными, культурными центрами местного значения. Такое явное пренебрежение одним из самых важных элементов городской градостроительной структуры сказалось на ликвидации адресной комфортности проживания населения, на их безразличном, а иногда и негативном отношении к своему району, его центру, которому в большинстве случаев недостает общественной, культурной составляющей. Достаточно внимательно рассмотреть целый ряд недавно построенных крупных жилых районов, чтобы убедиться в этом.

Огромная центральная кольцевая площадь-транспортная развязка в жилом районе «Марьинский парк» яркое доказательство такого профессионального пренебрежения и безразличия. Почему до сих пор градостроителям и архитекторам не удалось более наполнено функционально, планировочно и архитектурно оригинально и интересно решить благоустройство и озеленение этой большой пустующей площадки остается непонятным. Ведь рядом и внутри такого пустыря-развязки жителям этого района находиться просто неуютно и неприятно, а для проведения пеших прогулок, досуга, отдыха и небезопасно.

Согласно новому Генеральному плану развития Москвы функционально-планировочные, архитектурно-пространственные решения и благоустройство сохранившихся, существующих и новых городских площадей должны быть направлены на сохранение, воссоздание исторически сложившейся среды данного городского места или на ее новое создание в современных формах.

3

Понятие «пешеходное пространство» в равной мере относится к городским площадям, пешеходным улицам, пассажам, торговым и культурным площадкам, местам отдыха, скверам, бульварам, тротуарам и др. В различных комбинациях все они представляют целую систему интегрированных пространств пешеходного движения. При этом определяющими элементами пешеходных передвижений нередко выступают и природные особенности (рельеф, берега рек и акваторий, парковая зелень), функционирующие как особые объекты тяготения городского населения.

^ Пешеходные пространства и зоны в Москве, как правило, изначально формировались в пределах ядра исторической части города. Это могли быть улицы (Тверская, Старый Арбат), площади (Красная, Театральная, Болотная) скверы, сады (Александровский), парки, переулки (Столешников, Камергерский) или их системы (Бульварное кольцо), в пределах которых сконцентрированы различные объекты социального, культурного и торгово-бытового обслуживания населения.

^ Улица, предназначенная исключительно для пешеходного движения, является основным, очень часто используемым в градостроительной практике пешеходным пространством, как в городском центре, так и во всей городской структуре. Она формируется в результате стремления к созданию более спокойной и независимой от транспортного движения особой и безопасной городской среды.

В городе разветвленная система пешеходной зоны и составляющие ее пространства имеют свои параметры и габариты, обусловленные различным передвижением пешеходов и временем, которое затрачивается ими на это передвижение: обычно пешеходная зона занимает 15-20 га городской территории; наиболее длинный пешеходный путь – 800-2000 м.; оптимальная протяженность пешеходного пути составляет 600-1000 м. (это 10-15 минутная прогулка); ширина пешеходных путей – 7,0-15,0 м. (в старых городах); при ширине такой улицы 7,0-15,0 м. возможно двухстороннее восприятие домов, витрин и других объектов; при ширине улицы 25,0-40,0 м. необходимо оформить ее середину (фонари, витрины, скамьи, зелень в виде кустарников, цветников и газонов), поскольку пешеходы, прогуливаясь по улице, «привязываются» к одной из ее сторон и центральная часть остается свободной.

  1   2   3   4   5



Скачать файл (405.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации