Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Удк 378. 4 Вопросы самоорганизации времени студентов первого курса кузгту - файл


скачать (119.3 kb.)


УДК 378.4
ВОПРОСЫ САМООРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ СТУДЕНТОВ

ПЕРВОГО КУРСА КУЗГТУ
Витязева К.М., студентка гр. ЭКб-191, 1 курс

Соколова Ю.С., студентка гр. ЭКб-191, 1 курс

Научный руководитель: Жигалова И.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры теории и технологий управления

Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово


Всех студентов интересует ответ на вопрос: «Как успевать жить и заниматься учебой, спортом и другими важными делами?» Проблема организации времени волнует не только студентов, но и большинство людей в наши дни.

Для современного общества характерны быстрая смена новых технологий, внешних условий жизни человека, что порождает чувство зависимости от времени, необходимости его планировать. В настоящее время главными для студента становятся скорость и качество получения новых компетенций, умение адаптироваться к постоянно меняющимся задачам, способность организовывать и планировать свою учебную деятельность и время.

По итогам проведенного в феврале 2020 года в Кузбасском государственном техническом университете имени Т.Ф. Горбачева (далее КузГТУ) анкетирования 317 (48,6%) из 659 студентов, принявших участие в анкетировании, отметили, что для успешного трудоустройства по специальности необходима способность самостоятельно организовывать и планировать свою деятельность.175 человек (27,3%) из опрошенных считают, что в данный момент такой способностью не обладают.

Нехватка времени и неумение планировать рабочий день стала всеобщей проблемой современных студентов, особенно студентов-первокурсников. Главная проблема студентов-первокурсников состоит в неподготовленности к вузовскому формату обучения. В итоге возрастает стресс, ощущение беспомощности перед лавиной неотложных дел, спешка и торопливость, еще более усугубляющих положение.

Таким образом, проблема самоорганизации и управления своим временем имеет большое практическое значение для студента.

Исходя из обозначенной проблемы в статье исследованы и проанализированы вопросы самоорганизации времени студентов первого курса КузГТУ.

В ходе исследования нами были использованы следующие методы:

- изучение и теоретический анализ научной литературы по вопросам рационального управления временем;

- анкетирование;

- обобщение и систематизация материала.

Теоретический анализ проблемы показал, что проблема нехватки времени волновала человечество с древних времен. Так, римский философ Луций Сенека, итальянский ученый и писатель Альберти, американский политик и ученый Бенджамин Франклин и многие другие разрабатывали свои концепции планирования и управления временем.

Понятие «управление временем» (тайм-менеджмент) возникло в 70-е годы ХХ века. С точки зрения российского теоретика и практика тайм-менеджмента Г.А. Архангельского «управление временем– управление человеком собственной деятельностью, организацией выполнения задач и распределением всех ресурсов. Современный тайм-менеджмент не просто набор приемов из области «как укладываться в сроки» или «как правильно проводить совещания». Это система управления собой и своей
деятельностью» [1, с.11].

В управлении временем, по мнению Г. Архангельского, важное значение имеют: целеполагание, планирование, умение выстраивать приоритеты в соответствии с личностными ценностями, мотивация, поглотители времени, рациональное использования времени [2].

Технология тайм-менеджмента является, на наш взгляд, очень важным инструментом обучения студентов навыкам самоорганизации. Студент, грамотно планирующий свое время и получающий эффективные результаты в учебной и внеучебной деятельности, имеет такие преимущества перед ровесниками, как более высокая самооценка, стрессоустойчивость, уверенность в себе.

Для быстрой адаптации в вузе целесообразно, с нашей точки зрения, обучать тайм-менеджменту в первую очередь первокурсников, так как они имеют недостаточный опыт самоорганизации учебной деятельности, испытывают трудности перехода от стереотипов классно-урочной организации учебной деятельности в школе с преобладанием элементов внешнего контроля к университетской системе обучения [3].

Для того чтобы выявить отношение студентов-первокурсников ко времени как к ценному ресурсу и определить значимость и умение использовать тайм-менеджмент, нами было проведено
выборочное исследование. В нем приняли участие 72 студента-первокурсника очной формы обучения строительного института КузГТУ.

Для сбора эмпирических данных использовались: разработанная нами анкета, позволяющая выявить субъективную удовлетворенность студентов количеством имеющегося в их распоряжении времени. Анализ


дезорганизаторов времени (поглотителей, ловушек времени, хронофагов) проводился на основе заполнения студентами «Листка дневных помех».

Проведенное анкетирование студентов-первокурсников позволило определить способность студентов распределять свое время, примерные ежедневные затраты времени на учебу в сравнении с затратами на компьютерный досуг и интернет (таблица 1).





Скачать файл (119.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации