Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Американский менеджмент. Особенности, преимущества и недостатки - файл 1.docx


Американский менеджмент. Особенности, преимущества и недостатки
скачать (164.7 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx165kb.17.11.2011 10:11скачать

содержание

1.docx

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Американский менеджмент. Особенности, преимущества и недостатки


Оглавление

 1

Введение 1

 4

Глава 1. Теоретические основы менеджмента 4

1.1 Сущность, принципы и функции современного менеджмента 4

1.2 История развития американской модели менеджмента 12

1.3 Сравнительная характеристика существующих моделей менеджмента 24

Глава 2. Особенности развития менеджмента в США 33

2.1 Характеристика современного состояния американского менеджмента 34

 38

2.2 Опыт американских компаний в управлении предприятием 38

2.3 Особенности использования американской модели менеджмента в российских условиях 44

^ Глава 3. Анализ американской модели менеджмента на примере компаний «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 54

3.1 Характеристика компаний «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 54

3.2 Сравнительный анализ систем менеджмента в компаниях «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» 64

3.3 Оценка результативности менеджмента в компаниях «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» и анализ преимуществ и недостатков американской модели менеджмента 74

Заключение 77

Список литературы 78



^



Введение



За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и других сферах с учетом своих специфических особенностей. Это требует изучения накопленного опыта и использования его. Вместе с тем мировой опыт формирования моделей менеджмента свидетельствует о том, что механическое перенесение моделей управления из одной социокультурной среды в другую практически невозможно. При создании собственной модели менеджмента необходимо учитывать влияние таких факторов, как тип собственности, форма государственного устройства и зрелость сложившихся рыночных отношений.

Общей теории менеджмента, пригодной для всех времен и народов, не существует – есть только общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую, европейскую модели менеджмента со своими неповторимыми особенностями, поскольку учитывают определенные национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.д.

Во всем многообразии теорий и явлений живой практики американский менедж

мент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Американский менеджмент позволил США занять лидирующее положение среди стран западного мира и Японии. Кроме того, надо иметь в виду, что именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента. Его ведущее зна

чение в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики наиболее велико. Тем не менее, нет нужды слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, но знать их идеи, безусловно, необходимо. Этим объясняется актуальность данной работы.



Целью курсовой работы является изучение американской модели менеджмента.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • изучить историю развития американской модели менеджмента;

  • рассмотреть особенности современного состояния модели менеджмента;

  • выявить преимущества и недостатки американского менеджмента;

  • проанализировать систему менеджмента в компаниях «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер».

Объектом дипломного исследования являются «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер». В качестве предмета исследования была выбрана система менеджмента на предприятии.

Практическая значимость данного дипломного проекта заключается в том, что можно использовать выявленные преимущества американской модели менеджмента на любом российском предприятии.

Исследований, посвященных этой важной теме, немного. Существуют лишь публикации об истории развития компаний. Сравнение трех компаний автопромышленности США не проводилось – в этом заключается научная новизна работы.

Концептуальные и практические аспекты использования американской модели менеджмента разрабатываются российскими исследователями Пироговым А.Н., Огвоздиным В.Ю., Ефремовым В.С., Воробьевым Д.А., Кравченко А.И., Ильенковой С.Д. и другими. Среди зарубежных специалистов, преуспевших в исследовании проблемы, можно выделить труды Мейскона М., УэлчаД., Мартино В.,Нордстрема К., Каррисона Д.,Кругмана П. и других.

Дипломная работа имеет традиционную структуру: введение, теоретическую, методологическую и исследовательскую часть, а также заключение и список использованной литературы. Во введение обоснована 

значимость данной работы, ее научная новизна и актуальность. Две первые главы содержат теоретический материал об истории возникновения и развития американской модели менеджмента. Третья глава посвящена анализу использования данной модели в крупнейших американских корпорациях.

При написании дипломного проекта были использованы следующие общенаучные методы исследования: теоретический анализ, как основной вид сбора и изучения материалов по выбранной тематике; синтез, как обязательный элемент при систематизировании и обобщении полученной информации и данных.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Важность американского типа менеджмента для развития науки и практики менеджмента в целом неоценима. Именно в США был создан термин «менеджмент», заложены его основы, впервые был разработан научный курс управления, внедрены научные технологии управления предприятием.

  2. Национально-исторические особенности развития предприятий откладывают свой отпечаток на развитие национальных типов менеджмента – американский, японский, европейский. Каждая из моделей имеет свои особенности, достоинства и недостатки, и применима в определенных условиях.

  3. Анализ опыта управлений крупнейших американских предприятий демонстрирует особенности использования американской модели менеджмента и возможности ее применения в российских условиях.



^



Глава 1. Теоретические основы менеджмента


В данной главе содержится описание сущности, принципов и функций современного менеджмента, история становления и развития американской модели менеджмента, а также характеристика современного состояния американского менеджмента.
^

1.1 Сущность, принципы и функции современного менеджмента




Современный менеджмент – это тысячи возможных вариантов и нюансов управленческих решений. Многовариантность, гибкость и неординарность хозяйственных комбинаций, неповторяемость действий, их зависимость от определенной ситуации составляют основные особенности современного управления. Менеджмент – это совокупность методов, принципов, средств и форм управления организациями с целью повышения эффективности их деятельности.

К основным принципам менеджмента относятся:

  • принцип научности (важно понимать причины несовпаде

  • ния целей и результатов, видеть противоречия между теорией и практикой, знать свойства больших систем и методы работы в них);

  • принцип системности и комплексности (важно видеть наи

  • более значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообуслов

  • ленных подсистем, входящих в организацию, например, как в Японии: «подсистема пожизненного найма», «подсистема подготовки на рабочем месте», «подсистема ротации кадров», «подсистема репутаций», «подсистема оплаты труда», кото

  • рые взаимодополняют друг друга и обеспечивают рост произ

  • водительности труда, жизненного уровня и мотивированности персонала, экономический рост всей страны);

  • 

  • принцип единоначалия и коллегиальности в выработке ре

  • шений (за реализацию коллегиально принятого решения персо

  • нальную ответственность несет руководитель организации);

  • принцип демократического централизма (означает необ

  • ходимость разумного, рационального сочетания централи

  • зованного и децентрализованного начал в управлении, соот

  • ношение прав и ответственности между руководством и коллективом, нарушение данного баланса ведет либо к авто

  • кратии в управлении, либо к охлократии (власти толпы));

  • принцип баланса власти (основной закон: уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя);

  • принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организаций) и территориальных интересов (экология, за

  • нятость населения, социальные, культурно-этнические и эко

  • номические проблемы регионов);

  • принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ;

  • принцип оптимального сочетания положительной синергичности в деятельности организации (через общую за

  • интересованность в результатах труда) и здоровой состязательности (конкуренции) между ее членами;

  • постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию.1

Можно выделить девять основных функций менеджмента:

  1. Постановка целей и задач.

  2. Анализ.

  3. Прогнозирование.

  4. 

  5. Планирование.

  6. Принятие решений.

  7. Мотивация труда.

  8. Организация и руководство.

  9. Регулирование и разрешение конфликтов.

  10. Контроль, учет и мониторинг.2

Грамотная постановка целей определяет будущее организации. Цель должна быть поставлена четко и ясно, как правило, в показа

тельной форме. Этап постановки целей и задач связан с предвари

тельным анализом и прогнозами на будущее.


Рисунок 1 – Схема процесса работы предприятия


Изначально поставленные цели и задачи в процес

се труда могут 

подвергаться корректировке. На деятельность органи

зации влияют изменяющиеся факторы внешней и внутренней среды: курсы валют, уровень инфляции, взаимоотношения с конкурентами, клиентами, государством, психологический климат и мотивация в коллективе, организационная культура и т.д. Данные факторы обус

ловливают получение реальных результатов работы, которые могут отличаться от поставленных целей в лучшую или худшую стороны. Искусство менеджера заключается в анализе оптимистических и пессимистических прогнозов и предсказании негативных тенден

ций в экономике, на рынках и в коллективе. Поставленные цели и задачи должны быть реалистичными.

Анализ — это сбор, обработка, классификация, систематизация, хранение и обработка информации в целях управления. Проанали

зированная информация — это новая информация. Для анализа информации используются такие математические инструменты, как гистограммы, диаграммы, графики и т.д. 3

Стратегическое управление предполагает анализ внешней и внут

ренней среды организации. Анализ внешней среды соответственно включает в себя анализ макроокружения и анализ непосредствен

ного окружения.

Анализ макроокружения включает в себя:

  • анализ влияния экономических факторов (инфляция, курсы валют, уровень безработицы, процентные ставки, ставки на

  • логов, показатели производительности труда и др.);

  • анализ правового регулирования;

  • анализ политических факторов;

  • анализ социальных факторов (рост и возраст населения, уро

  • вень образования, уровень жизни, верования, обычаи, тради

  • ции, жизненные ценности);

  • 

  • анализ научного и технологического развития.

Анализ непосредственного окружения предполагает:

  • анализ покупателей (составляется профиль покупателей);

  • анализ поставщиков;

  • анализ конкурентов;

  • анализ рынка рабочей силы.

Анализ внутренней среды предусматривает:

  • анализ кадрового состава;

  • анализ организационных процессов (коммуникации, нормы и правила, процедуры, соотношение прав и ответственности, иерархия подчинения и др.);

  • анализ маркетинговых процессов (выбор продукта, стратегия ценообразования, стратегия продвижения товара, выбор рын

  • ков сбыта, систем сбыта товара, связи с общественностью и др.);

  • анализ финансового состояния.4

Прогнозирование - это вероятностное определение хода даль

нейших событий. Прогнозирование может осуществляться:

  • до начала процесса планирования (например, на основе из

  • вестной предыстории продаж делается прогноз будущих объе

  • мов продаж, после этих прогнозов планируются будущие объемы производства, затраты и т.д.);

  • параллельно с процессом планирования (например, прогно

  • зирование погодно-климатических условий и планирование в связи с этим транспортных перевозок);

  • по окончании процесса планирования (например, в связи с резкими колебаниями валютных курсов, инфляции и других факторов в предшествующем и текущем периодах не пред

  • ставляется 

  • возможным точно оценить затраты организации в будущем периоде; на будущий период делаются оптимисти

  • ческий и пессимистический прогнозы).

Планирование - это процесс обоснования решения и распределения ресурсов (материальных, финансовых, людских, информационных, временных). Планирование зависит от целей и стратегии развития организации.

Выделяют следующие виды стратегии планирования:

  • стратегия роста во времени (например, объемов продаж, объемов производства, производительности, качества, финан

  • совых показателей и т.д., от достигнутого плюс прирост в %).

  • стратегия ограниченного роста во времени (от достигну

  • того плюс прирост на инфляцию).

  • стратегия снижения во времени (себестоимости продук

  • ции, финансовых показателей и т.д.).

  • стратегия сокращения (функций или подразделений органи

  • зации, аппарата, численности персонала, рынков сбыта и т.д.).

  • комбинированная стратегия.

После определения целей и стратегии развития приступают к пла

нированию необходимых для выполнения задачи ресурсов.

Принятие решений - это основная функция управления, сверху вниз пронизывающая любую организацию. Решения принимают руково

дители, специалисты, эксперты, консультанты, аналитики и систе

мотехники, все те, от кого зависит эффективность работы организа

ции. Наиболее сложно принимать решения в условиях ограниченности времени. В случае если в организации стремительно нарастают не

гативные тенденции, очень важно дождаться некоторой стабилизации обстановки и только после этого принимать решения. Иногда скорость реакции на изменение ситуации входит в противоречие с рациональностью принятия решений. Управленческое решение должно быть принято всегда вовремя. В этом заключается 

искусство руководителя.5

Мотивация - это процесс побуждения к труду. К содержательным тео

риям мотивации относятся:

  • теория А. Маслоу;

  • теория К. Альдерфера;

  • теория Д. Мак-Клелланда;

  • теория Ф. Герцберга.

А.Маслоу (1908-1970) предложил следующую иерархию побуждающих человека к труду потребностей:

• физиологические потребности (голод, жажда);

• потребности в безопасности, стабильности и уверенности в будущем;

• потребности в любви, сопричастности, общении;

• потребности в признании и самоутверждении;

• потребности в самоактуализации.6

А. Маслоу предположил, что потребности в данной иерархии возни

кают постепенно, начиная с физиологических и т.д. Удовлетворяя первичные потребности, человек постепенно становится мотивированным более высшими. Люди не просто удовлетворяют одну по

требность за другой, а движутся вверх, изменяя значимость для себя тех или иных потребностей.

Регулирование — это процесс устранения отклонений текущих показателей от плановых заданий. В условиях, когда производствен

ный процесс не выходит за рамки принятых допущений, основания для его регулирования отсутствуют. Направленные на нормализа

цию производственного процесса экстренные и эффективные меры включают в себя регулирование состояний:

  • производственной системы;

  • 

  • технологической дисциплины;

  • трудовой дисциплины;

  • финансовой и плановой дисциплины;

  • системы стимулирования и мотивации труда;

  • системы снабжения и сбыта;

  • маркетинговой системы.

Контроль — функция управления, выполняющая стабилизирую

щую роль в петле управления. Непрерывно контролируя результаты работы, организация имеет возможность оперативно принимать управленческие решения и стабилизировать ситуацию в случае ее негативного развития.

Одновременно с контролем в организации обычно осуществляется учет, под которым понимается подведение итогов деятельности в краткосрочном периоде, т.е. как бы мгновенный срез процессов и результатов на данный момент времени.

Если число контролируемых показателей велико, а менеджмент нуждается в анализе их взаимосвязей, руководство компании обыч

но проводит мониторинг с применением компьютеров или другой техники. Мониторинг позволяет непрерывно отслеживать взаимо

связи результатов и оперативно реагировать на возникающие нега

тивные тенденции.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Скачать файл (164.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации