Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Личность и общество - файл 1.doc


Контрольная работа - Личность и общество
скачать (62.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc63kb.17.11.2011 10:39скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ

И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ


Контрольная работа по

социологии

«Личность и общество»


выполнила:

проверил:

преподаватель


Содержание

Введение................................................................................................................3

Раздел 1. Личность. Индивид. Индивидуальность............................................4

Раздел 2. Социализация........................................................................................7

Раздел 3. Ролевая концепция................................................................................8

Раздел 4. Общественные отношения...................................................................9

Заключение...........................................................................................................12

Список литературы..............................................................................................13

Введение

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: “сущность человека”, “индивид”, “индивидуальность”, “личность”. Обозначают ли они один и тот же феномен или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к их определению строго, можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Карл Маркс высказывался, что «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

В этой короткой фразе содержится целая диалектика личностного и индивидуального. Суть ее сводится к тому, что понятие «личность» выходит за рамки понятия фактической индивидуальности и тождественно социальному в человеке.1

Глава 1. Личность. Индивид. Индивидуальность. Формирование личности.

Понятие личности используется в социологии в двух значениях:

  1. под личностью понимается нормативный тип человека, соответствующий требованиям общества, его ценностно-нормативным стандартам.

  2. рассматривает личность как члена социальной группы, общества, коллектива, организации, т.е. посредством своей деятельности, включенного в различные виды социальных систем.


Таким образом, личность рассматривается в неразрывной связи с социальной системой, которая без него не может существовать, также как и личность не может быть полноправным человеческим существом вне коллектива или группы.

В социологических трудах личность трактуется как совокупность ролей, позиций, которые она занимает и выполняет в различных социальных группах.2 Например, очень хорошо описал понятие «личности» В. Ядов: «Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения».3


Как же тогда связаны личность, индивид и индивидуальность?

По словам В. И. Лавриненко, «личность и индивид являются противоположными как по объему, так и по содержанию. В понятии "индивида" не фиксируется каких-либо особенных или единичных свойств человека, поэтому по содержанию оно является очень бедным, зато по объему оно в такой же степени богато, ибо каждый человек - индивид».4

Вообще индивид — это скорее обезличенная единица человеческого существования, нечто статистическое. В социологии понятие «индивид» имеет значение просто мельчайшей неделимой единицы, входящей в социальную группу.

Помимо понятия «индивид» следует пользоваться также и понятием «индивидуальность». Это то, что классик социологии Э. Дюркгейм называл «индивидуальной сущностью»: совокупность качеств человека, обусловленных неповторимой комбинацией врожденных способностей, темперамента, психической конституции и следствий приобретенного в индивидуальной истории человека опыта. Все это составляет в совокупности индивидуальный полюс личности. Понятие «индивидуальность» относится к тем особенным физиологическим, психологическим, мировоззренческим качествам, которые присущи только этому человеку в отличие от всех остальных. Индивидуальность — это критерий неповторимости каждой личности, воплощение ее права на свободу выбора и самоопределение.5


Итак, с точки зрения макросоциологии личность является продуктом общества. Такого взгляда придерживались Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и др. Личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. 6Фролов С.С. выделяет пять типов факторов, оказывающих влияние на формирование личности:

  • биологическая наследственность

  • физическое окружение

  • культура

  • групповой опыт

  • уникальный индивидуальный опыт

Как следствие, можно сказать, что на формирование личности оказывают определенное влияние все факторы, как биологические, так и физические и культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно, являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.7

^ Глава 2. Социализация

Социализация — это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил поведения и стереотипов понимания) сообщества таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности. Функциональное значение такого процесса состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание.8

Как уже было отмечено, на процесс социализации личности основное влияние оказывает опыт: групповой и индивидуальный.

^ Групповой опыт. В самом начале жизненного пути человек не имеет своего собственного «Я». Обособленность личности сначала от физического мира, а затем от социального — довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Формирование человека как личности — это построение собственного «Я» на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом, осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение, групповой опыт. Каждый человек строит свое «Я», основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт (Ч. Кули). 9

^ Уникальный индивидуальный опыт. Каждый личностный опыт уникален: никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек не только складывает инциденты и события, происходящие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, через опыт своих родителей, близких, знакомых. 10

^ Глава 3. Ролевая концепция личности.

Личность есть функция от той совокупности социальных ролей, которые исполняет индивид в обществе. Поскольку роли связаны с пребыванием человека в социальных группах, то личность есть производное от совокупности человека в социальных группах, тем самым личность есть производное от совокупности тех групп, в которые включен индивид. 11


^ Теория ролей Р. Линтона:

  1. нормативная личность — это как бы идеал личности данной культуры

  2. модальная личность — более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариантов личности

Чем нестабильнее общество, тем больше людей, социальный тип которых не совпадает с нормативной личностью. И наоборот, в стабильных обществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядах и поведении все меньше и меньше отрывается от «идеального» стереотипа.12

Ролевая концепция личности, принятая в современной социологии и социальной психологии, имеет ряд несомненных достоинств. Во-первых, она раскрывает конкретный механизм связи человека с обществом: выполняемая человеком социальная роль в той или иной группе как раз и реализует некоторую связь его деятельности с интересами группы, а через нее и с обществом в целом. Во-вторых, парные понятия роль — статус являются очень удобным аналитическим инструментом для описания структуры социальной системы, и через них личность также включается в структуру социальной системы. 13

^ Глава 4. Общественные отношения.

Рассматривая процесс образования обществом всесторонне и гармонично развитой личности как существенной стороны социального механизма формирования человеческого субъекта, необходимо выяснить, что представляют собой общественные отношения. Основным моментом этих отношений, совокупность которых и составляет личность, является то, что образование общественных отношений всегда связано с предметной деятельностью, т.е. разной формой человеческой активности — экономической, политической, культурной и др. Закономерная связь между ними позволяет общественным отношениям выступить, с одной стороны, естественным результатом деятельности, а с другой — внутренней формой, способом ее существования. Такое понимание сущности общественных отношений дает возможность рассматривать соотношение предметной деятельности и общественных отношений как взаимосвязь содержания и формы. Следовательно, совокупность общественных отношений — способ проявления предметной деятельности личности: способа самовыражения человека и результат взаимодействия индивидов.

Ключевым моментом формирования отношений личности и общества является набор потребностей личности. Сама сущность человека проявляется не иначе, как через совокупность его материальных и духовных потребностей.

В общем прослеживается четкая логическая связь: общественные отношения целостно развитой личности — это способ существования творческой предметной деятельности. Качества личности, выражающие сущность человека в свою очередь выступают как способ существования общественных отношений, а потребности личности — как способ ее существования.

Целостное развитие личности предполагает не только то, что образовано в ней обществом, но и то, что создано ею в обществе. Если общество образует в личности всестороннюю и гармоническую совокупность отношений, то и личность должна создавать в свою очередь аналогичную совокупность отношений гуманистического общества.

При воздействии общества на личность происходит «привнесение» совокупности отношений общества во внутреннюю структуру личности с соответствующими субъективными преобразованиями и одновременно осуществляется обратное воздействие личности на общество. При этом в структуре сфер общества происходит освоение всесторонней и гармонической совокупности отношений личности и одновременно идет обратный процесс — образование личностью отношений. Это единый процесс создания их новых отношений, которые становятся основой дальнейшего развития личности и общества. Фундаментом формирования новых отношений является образование качественно иной творческой предметной деятельности личности и ее проявление в общественных отношениях.

Личность создает отношения гуманистического общества через образование новых отношений социума, состоящего из совокупности всех отношений его личностей. Создание новых отношений осуществляется в том случае, когда личность придает определенную форму, организацию качественно изменяющейся творческой предметной деятельности индивидов через ее проявление в соответствующем отношении личности. Первичной потребностью общества в отношении составляющих его личностей является мотивация их участия, включая их согласие с требованиями нормативного порядка. Взаимодействие, взаимопревращение общества и личности разрешают диалектическое противоречие между процессами образованиям отношений общества с личностью. Личность формируется не только в процессе образования ее отношений с обществом и создания ею отношений этого общества, но и тогда, и это главное, когда происходит взаимопревращение процессов между обществом и личностью.

При раскрытии содержания социального механизма формирования целостно развитой личности следует отметить факторы одновременного взаимодействия и взаимопроникновения процессов образования личностных отношений обществом и создания личностью отношений общества; формирование новых отношений индивида и общества; и, наконец, то, что отношения формирующейся целостной личности представляют собой отношения взаимопроникновения и взаимообогащения общества и личности.14



Заключение

«Общество не есть простая сумма или рядоположенность телесных индивидов, оно есть комплекс каузально и функционально зависящих друг от друга отношений, которыми связаны между собою его члены.»

Крылов В.В.15

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что личность и общество две неразрывные друг от друга формации. Одна вытекает из другой, обе тесно связаны друг с другом. Личность является частицей общества, из них формируются все компоненты общества и происходит его развитие. В то же время, общество делает из индивидов личности, наделяя их теми качествами, которые требуются в данное время в данном социуме, передавая единицам знания и навыки поколений.

Список литературы

1. Волков Ю. Г. Социология - М., 2007

2. Фролов С.С. Социология - М.: «Наука», 1994

3. Комаров М.С. Введение в социологию - М.: «Наука», 1994

4. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для ВУЗов - М., 1998

5. Парсонс Т. О структуре социологического действия - М.:А.Проект, 2000

6. Крылов В.В. Теория формаций - М., Восточная литература 1994

1Волков Ю.Г. Социология. М., 2007г. с.76 (384)

2Комаров М.С. Введение в социологию. М., «Наука», 1994г. с. 102 (153)

3Фролов С.С. Социология. М., «Наука», 1994г. с. 56 (256)

4Лавриненко В.Н., Нартов Н.А. Социология. Учебник для вузов. М., «Юнити-Дана», 2002г. с. 254 (407)

5Волков Ю.Г. Социология. М., 2007г. с.72 (384)

6Волков Ю.Г. Социология. М., 2007г. с.76 (384)

7Фролов С.С. Социология. М., «Наука», 1994г. с. 57 (256)

8Волков Ю.Г. Социология. М., 2007г. с.76 (384)

9Фролов С.С. Социология. М., «Наука», 1994г. с. 59 (256)

10Фролов С.С. Социология. М., «Наука», 1994г. с. 64 (256)

11Социология как наука. Учебное пособие. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Soc_Nauk/08.php

12Волков Ю.Г. Социология. М., 2007г. с.78 (384)

13Комаров М.С. Введение в социологию. М., «Наука», 1994г. с. 117 (153)

14Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник для вузов. М., 1998г. с. 172 (244)

15Крылов В.В. Теория формаций. http://www.situation.ru/app/j_art_995.htm






Скачать файл (62.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации