Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лабораторные работы по практической педагогике - файл 1.docx


Лабораторные работы по практической педагогике
скачать (30.4 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx31kb.17.11.2011 12:21скачать

содержание

1.docx

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет иностранного языка


ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

по практической педагогике


Выполнила:

Студентка 2 курса

Заочного отделения

202 а группа

Макаева Регина

Фанисовна


Уфа 2011


Лабораторная работа №1.

Тема: Духовно-нравственное развитие и воспитание.

Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Мы перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Особая роль в решении этой проблемы принадлежит становлению духовно-нравственного образования, которая будет развивать как саму личность, так и всего общества в целом


Цель: воспитание, со

циально-педагогическая поддержка становления и разви

тия высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.


^ Объект: современная сфера образования.


Предмет: формирование базовых национальных ценностей обучающегося


Задачи:

•                     формирование способности к духовному развитию, реа

лизации творческого потенциала в учебно-игровой, предмет

но-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, не

прерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;

•                     укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней уста

новке личности школьника поступать согласно своей со

вести;

•                     формирование основ морали — осознанной обучающим

ся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, долж

ном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного опти

мизма;

•                     принятие обучающимся базовых национальных ценнос

тей, национальных и этнических духовных традиций;

•                     формирование способности открыто выражать и отстаи

вать свою нравственно оправданную позицию, проявлять кри

тичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

•                     формирование способности к самостоятельным поступ

кам и действиям, совершаемым на основе морального выбо

ра, к принятию ответственности за их результаты;

•                     развитие трудолюбия, способности к преодолению труд

ностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

•                     осознание обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих воз

можностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.

 •                     пробуждение веры в Россию, чувства личной ответствен

ности за Отечество;

•                     воспитание ценностного отношения к своему нацио

нальному языку и культуре;

•                     формирование патриотизма и гражданской солидарности;



•                     развитие навыков организации и осуществления сотруд

ничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

•                     укрепление доверия к другим людям;

•                     развитие доброжелательности и эмоциональной отзыв

чивости, понимания и сопереживания другим людям;

•                     формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным орга

низациям, к вере и религиозным убеждениям;

 •                     формирование отношения к семье как основе россий

ского общества;

•                     формирование у обучающегося уважительного отноше

ния к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

•                     формирование представления о семейных ценностях, тендерных семейных ролях и уважения к ним;

•                     знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

^ Таким образом, можно предположить, что развивать духовно-нравственный потенциал подростка можно, лишь включая его в разные виды учебной деятельности:

- постановка и проигрывание ситуаций с нравственной направленностью;

- формирование умения успешно их разрешать;

- создание условий, требующих сделать нравственный выбор.

Которые способствуют социализации личности подростка, а значит, и развитию у него культуры мышления.


^ Тест:


№1. Ответьте, верны ли следующие утверждения:


- воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;

(верно)

- развитие – процесс усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;

(не верно)

- национальный воспитательный идеал – разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба;

(не верно)

- базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;

(верно)



№ 2. Выберите правильные ответы:

Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий:

- нация (верно)

-социализация (верно)

-развитие (верно)

- патриотизм (верно)


№3. Дополните:


Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к . . .


(себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.)

№ 4. Выбрать правильные ответы:

Патриотизм – это …

- культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом;

-чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране;

- разделяемое всеми гражданами представление о своей стране

- чувство принадлежности к своей стране и народу;

- чувство гордости за свою страну, где гражданин родился и вырос.


№ 5. Ответьте на вопрос:

Как вы думаете, в чём заключаются проблемы духовно-нравственного воспитания и развития обучающегося? Назовите способы их решения.


В результате анализа теста, можно отметить, что духовно-нравственное воспитание – очень важная, сложная и кропотливая работа, в которой заинтересовано и государство, и общество.

В каждом ребёнке скрыты богатейшие возможности, которые помогут ему преодолеть любые трудности, ощутить радость в свободных и осмысленных поступках, раскрыть свой индивидуализм (стать личностью).

Таким образом, духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности.


^ Список литературы:

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Авторы:

Данилюк. А. А, Кондаков, Тишков


^ Лабораторная работа №2.

Тема: Базовые национальные ценности.

В контексте Концепции «незавершенность процесса формирования системы общенациональных ценностей и приоритетов», связаны, как признают сами авторы проектов, «с быстрым демонтажем Советской идеологической системы поспешным копированием западных форм жизни, а также агрессивным вторжением ценностей рыночной экономики».


^ Цель: формирование гражданской идентичности школьников, их приобщение к общекультурным и

национальным ценностям.


Объект: национальный воспитательный идеал.


Предмет: - самореализация личности;

- организация воспитательной деятельности.


Задачи: - укрепление духовности и нравственности;

- развитие национальной культуры;

- укрепление гражданской солидарности и государственности;

- организация воспитательного процесса в системе «школа – семья - социум».


В свою очередь, можно предположить, что Базовые национальные ценности, в контексте Концепции, раскрывают содержание Национального воспитательного идеала и выступают в качестве ориентиров воспитательной работы.

В принципе, важнейшей особенностью национальных ценностей, является то, что они задают много требований личности: большей самоотдачи, большей солидарности, более личностного и творческого отношения к делу. Отсюда главная проблема формирования личности: не достигнув большего, человек «падает вниз».


Тест:


№1. Дополните:

… - это основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа РФ, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

(Базовые национальные ценности)


№2. Ответьте:

Какие базовые национальные ценности вы знаете?

(Патриотизм

Социальная солидарность,

Гражданственность,

Семья,



Труд и творчество,

Наука,

Традиционные российские религии,

Искусство и литература,

Природа,

Человечество)

№3. Выберите правильные ответы:

Национальный воспитательный идеал определяется:

- согласно Конституции РФ; (верно)

- согласно закону РФ «Об образовании»; (верно)

- в многообразии культур и народов; (не верно)

- в соответствии с национальным приоритетом. (верно)


№4. Ответьте, верно ли следующее определение:

Традиционными источниками нравственности являются: религия, семья, гражданственность, наука, природа, патриотизм, социальная солидарность, человечество, труд и творчество.

(верно)


№ 5. Выберите правильный ответ:

Социальная солидарность - …

- это любовь и верность, здоровье, достаток.

- это мир во всём мире, многообразие культур и народов, международное творчество.

- это свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства

и гражданского общества, милосердие, честь, достоинство. (верно)

- это служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.


Анализ теста показывает, что мы все имеем представление о ценностях. Только, не часто живём ими. На это влияют различные обстоятельства: семья, социум, воспитание, образование и т.п..

Первые самые важные годы своей жизни человек проводит в школе. Именно здесь он находит настоящих друзей, определяется в выборе своих увлечений, впервые сталкивается с жизненными трудностями и радуется своим первым победам.

^ Школа надолго остается в сердце каждого человека светлым этапом жизненного пути, и задача педагогического коллектива всячески этому содействовать.

В заключение следует сказать, что образование должно охватывать все аспекты жизни и деятельности учеников, давать им устойчивое представление о системе ценностей, принятой в обществе, стремление жить и работать в рамках этой системы, привить ученику интерес к изучаемым предметам и стремление к дальнейшему получению знаний и навыков.

^ Для этого необходимо, как отмечено в Концепции «повысить государственный и социальный статус педагога, уровень его материального обеспечения. Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодёжи».

^ Хотя, маловероятно, что это когда-нибудь произойдёт, учитывая государственный строй России.


Список литературы:

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Авторы:

Данилюк. А. А, Кондаков, Тишков




^ Лабораторная работа №3.

Тема: Применение технологий в образование.

В современном мире невозможно обойтись без информационных технологий. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом.

^ Основные проблемы, возникающие при этом такие:

- как переработать учебный курс для его компьютеризации;

- как построить учебный процесс с применением компьютера;

- какую долю учебного материала и в каком виде представить и реализовать с использованием компьютера;

- как и какими средствами осуществить контроль знаний, оценивать уровень закрепления навыков и умений;

- какие информационные технологии применить для реализации поставленных педагогических и дидактических задач.


^ Цель: разработка методологической основы применения информационных технологий в процессе

образования и обучения.


Объект: система образования.


Предмет: повышение качества образования на основе информационных технологий.

Задачи: - поддержка и развитие системности мышления обучаемого;

- поддержка всех видов познавательной деятельности человека в приобретении знаний,

развитии и закреплении навыков и умений;

- научиться правильно, оптимально и безвредно применять компьютер во всей системе

образования в целом.


В свою очередь, можно предположить, что для переложения урока на компьютерную технологию обучения, преподаватель должен иметь представление не только о предмете, но также быть хорошим методистом, иметь навыки систематизации знаний, быть хорошо информированным о возможностях информационных технологий, а также знать, как их правильно использовать в сфере образования.


Тест:


№1. Выберите правильный ответ:


- это комплекс дидактических методов и приёмов, используемых для передачи образовательной информации от её источника и зависящих от форм её представления.


- обучающие программы;

-образовательные технологии; (верно)

-урок;

- проект.

№ 2. Выберите правильные ответы:

Компьютерные обучающие программы включают в себя:


- демонстрационные программы; (верно)

- тренажеры; (верно)



-информационно-справочные системы; (верно)

- программные средства тестирования; (верно)


№ 3. Ответьте на вопрос:


Какие компьютерные обучающие программы, по-вашему, должны быть использованы в сфере образования?

(демонстрационные программы,

Обучающие программы,

программные средства тестирования и контроля уровня знаний,

программные средства для математического моделирования,

тренажёры,

информационно-справочные системы,

автоматизированные обучающие системы,

экспертные обучающие системы,

интеллектуальные обучающие системы,

электронные учебники)


№ 4. Ответьте на вопрос:


Какие методы образования развиты на базе новых информационных технологий?

(метод информационного ресурса,

Ассоциативный метод обучения,

Метод компьютерного моделирования)


№ 5. Дополните:


Компьютерная технология обучения представляет собой технологию обучения, основанную на принципах … .

(информатики и реализуемую с помощью компьютера)


Проанализировав тест, можно сказать, что компьютерная технология играет важную роль в образование. Благодаря оснащению школы информационными технологиями, учёба становится интересной как для учащегося, так и для учителя(даже, несмотря на материальное положение педагога). Дети будут стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое и интересное. Урок не станет таким скучным, повседневным, и дети не будут сильно уставать. В связи с чем, занятия будут проходить интересно, незаметно и с пользой. Нетрудно предположить, что в такую школу захотят и другие.

Таким образом, развитие информационных технологий даёт широкую возможность для изобретения новых методов и методик в образовании и тем самым повышение его качества. Использование информационных технологий в учебном процессе требует создания электронных учебников и перестройки содержания и организации учебной деятельности.


^ Список литературы:

«Практическая педагогика». Учебное пособие. Составители:

Бекузарова Н.В., Михалева Л.П., Кулыгин Г.С.,


Скачать файл (30.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации