Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспект книги Эверетт Шостром Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации - файл 1.doc


Конспект книги Эверетт Шостром Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации
скачать (357 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc357kb.17.11.2011 12:21скачать

содержание

1.doc

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина»




Кафедра политологии и социологии




Эверетт Шостром «Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации»

(Перевод с англ. Н. Шевчук, Р. Римский, М.: АПРЕЛЬ-ПРЕСС, Психотерапия, 2008.)

Также использован материал с сайта www.koob.ru

Анализ книги





Факультет: ФТПМ

Группа: 6-08

Выполнила: Лещёва Л. А.

Проверила: Медведева Г. И.


Москва 2009


Содержание:


ПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………………………………………………….. 3


^ Часть I

Выбор человека – манипуляции или актуализация? …………… 3

Глава 1. Проблема ………………………………………………………………………………… 3

Глава 2. Манипулятор …………………………………………………………………………... 3

Глава 3. Актуализатор ………………………………………………………………………….. 5


Часть II

^ ЦЕЛИ АКТУАЛИЗАЦИИ ……………………………………………………………………….. 7

Глава 4. КОНТАКТ КАК АЛЬТЕРНАТИВА МАНИПУЛЯЦИИ ………………………………… 7

Глава 5. ЧЕСТНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ ……………………………………………………… 9

Глава 6. ДОВЕРЯЯ СЕБЕ ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС …………………………………………………… 10

Глава 7. СВОБОДА И СОЗНАНИЕ ……………………………………………………………….. 12

Глава 8. ЛИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ …………………………………………………………………… 13


Часть III

^ ПРИМЕРЫ МАНИПУЛЯЦИИ И АКТУАЛИЗАЦИИ ………………………………… 14

Глава 9. ДЕТИ И РОДИТЕЛИ …………………………………………………………………….. 14

Глава 10. ПОДРОСТКИ ………………………………………………………………………….... 16

Глава 11. ВЛЮБЛЁННЫЕ ………………………………………………………………………… 18

Глава 12. УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ ……………………………………………………………….. 18

Глава 13. МУЖЬЯ И ЖЁНЫ ………………………………………………………………………. 20

Глава 14. БИЗНЕСМЕНЫ ………………………………………………………………………….. 23


Часть IV

^ ПРОЦЕСС АКТУАЛИЗАЦИИ ……………………………………………………………….. 23

Глава 15. АКТУАЛИЗИРУЮЩАЯ ТЕРАПИЯ ………………………………………………….. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………………………… 26


Предисловие


Манипулятором можно назвать человека, который эксплуатирует, использует и/или контролирует себя и других как вещи определенными саморазрушительными способами.

Противоположным манипулятору является актуализатор (крайне редко встречающийся в чистом виде). Его можно охарактеризовать как человека, который ценит себя и окружающих как личностей или субъектов с уникальным потенциалом.


^ Часть I. Выбор человека – манипуляции или актуализация?


Глава 1. Проблема.


Манипулятору недостает способности любить себя, использовать свое знание и развивать свое так называемое чувство жизни и роста. Потребность управлять – именно для удовлетворения этой потребности манипулятору необходимо понимание человеческой натуры.

Параллельно потребности управлять манипулятор нуждается в управлении над самим собой. Человек столетиями пытался разрешить эту проблему, обращаясь к системе моралистического управления, которая использовала понятия «хорошо» и «плохо». От моралистических понятий хорошего и плохого прямая дорога к психологии отвержения: человеку приходится решать, какие стороны его личности являются хорошими, и тогда он старается идентифицироваться с ними. Также он пытается определить и плохие стороны, после чего отвергает и отрицает их. Существует альтернатива этому, которую модно назвать естественным управлением. Это не отвержение или отказ от самого себя, а свобода как выбор и ответственность в отношении стиля, в котором выражает себя человек. Это переход к осознанию того, что происходит, когда мы все же выражаем себя так, что действуем себе в ущерб.

Таким образом, самоущербное поведение можно считать манипулятивным, а креативное поведение – актуализирующим. ^ Актуализирующее поведение – это всего-навсего манипулятивное поведение, выраженное более творчески.


Глава 2. Манипулятор.


Манипулятор - человек, который эксплуатирует, использует или управляет собой и других как вещами в совершенно ущербной манере.


Манипулятивные типы:


  1. Диктатор – демонстрирует свою силу. Он доминирует, управляет, отдает распоряжения, ссылается на авторитеты и делает все для того, чтобы руководить своей жертвой.

  2. Слюнтяй – обычно выступает в роли жертвы Диктатора и представляет собой его полярность. Слюнтяй выработал и развил в себе блестящий навык справляться с диктатором. Он показывает всем свою чувствительность. Он забывает, не слышит, он пассивен и молчалив.

  3. Калькулятор – стремится во что бы то ни стало контролировать и управлять всем и вся. Он вводит в заблуждение, обманывает, пытается перехитрить, провести и надуть, запудривая людям мозги. Таким образом он осуществляет над ними свой контроль.

  4. Прилипала – являет собой противоположность Калькулятору. Он подчеркивает собственную зависимость. Он желает быть ведомым, ищет заботы и готов быть одураченным. Он позволяет другим делать за него всю работу.

  5. ^ Задира – демонстрирует агрессию, жестокость и недоброжелательность. Он контролирует окружающих при помощи разного рода угроз.

  6. Славный парень – демонстрирует окружающим свою заботу, любовь и сердечность. Он просто убивает своей добротой. В каком-то смысле с ним гораздо сложнее справиться, чем с Задирой, ведь вы же не можете нападать на Славного парня! В любом конфликте с Задирой Славный парень выигрывает.

  7. Судья – всё время подчёркивает свою критичность, которая нередко перерастает в скептицизм или критиканство. Он не доверяет никому; он склонен осуждать других, обидчив и злопамятен.

  8. Защитник – противоположность Судье. Он выражает поддержку и не придирается к недостаткам. Он портит окружающих своим чрезмерным сочувствием и своим нежеланием дать им возможность самостоятельно постоять за себя и самостоятельно защитить себя. Вместо заботы о собственных нуждах он погружается с головой в нужды окружающих, над которыми устанавливает пожизненную опеку.


^ Причины манипуляции.


  • Основная причина возникновения феномена манипуляции заключается в вечном внутреннем конфликте человека между его стремлением к независимости и самостоятельности, с одной стороны, и желанием найти опору в своем окружении – с другой (по Ф. Перлзу)

  • В отношениях между людьми первична любовь, и именно она раскрывает истинную сущность человека, ибо она и есть его изначальная сущность (по Э. Фромму). Человеку не удается заслужить любовь, и тогда он прибегает к альтернативному варианту: он пытается добиться абсолютной власти над другими, добиться власти, превращающей другого в вещь, принадлежащую ему. Именно это и делает человека манипулятором.

  • Наше существование сопряжено с постоянным риском и множеством случайных, непредвиденных обстоятельств, которые окружают нас со всех сторон (по Дж. Бьюдженталю). Этот мир непредсказуем, и современный человек чувствует свое бессилие, когда сталкивается с истинным положением вещей в той ситуации своего существования, в которой он находится. Относительно указанного обстоятельства возникает заключение пассивного и активного манипулятора.

^ Пассивный манипулятор, видя непредсказуемость своей жизни, впадает в полнейшее бездействие и абсолютную инертность, что еще более усугубляет его беспомощность. Активный манипулятор извлекает выгоду из бессилия и беспомощности людей и достигает цели путем контроля над своими добровольными жертвами, получая чувство полного удовлетворения в качестве вознаграждения.

  • Манипулятором называется человек, который взаимодействует с другими людьми в рамках определённых ритуалов, желая избежать посредством этого близости и включённости (по Дж. Хейли, Э. Берну и У. Гассеру)

  • В процессе взросления человек приходит к заключению, которое состоит в том, что жизнь основана на постоянной и острой нужде в одобрении со стороны всех, кто его окружает (по А. Эллису). На этом убеждении построена жизнь пассивного манипулятора.


^ Игры и манипуляции.


    1. Манипуляция – это система игр, или, иначе говоря, стиль жизни, который не является отдельно взятой игрой. Это «сценарий» (по Э. Берну), который представляет собой периодически повторяющийся вариант развития событий игры, некий шаблон, который характеризует систему взаимоотношений человека с другими людьми, сложившуюся в течении прожитой им жизни.

    2. Манипулятор использует игры наряду с другими приемами (использование, эксплуатация и управление) не только по отношению к другим людям, но и по отношению к себе.

    3. Манипуляция – это псевдофилософия жизни, а не просто трюки.



^ Заключение о манипуляционной системе.


Манипуляционная система – это некий паттерн [Паттерн (психология) — 1) набор стереотипических поведенческих реакций или последовательностей действий; 2) объединение сенсорных стимулов как принадлежащих одному классу объектов] поведения или игр. В данной работе фигурируют четыре основных типа:

  1. ^ Активный манипулятор – пытается осуществить контроль с помощью активных методов (посредством своего статусного положения или чина, провозглашением себя авторитетом, извлечением выгоды из беспомощности и слабости других). Является так называемой «собакой сверху».

  2. ^ Пассивный манипулятор – противоположность активного. Уступает возможность контролировать свою жизнь активному манипулятору, за счет чего остается в выигрыше. При помощи своей пассивности оказывается сверху «собаки сверху».

  3. ^ Соревнующийся манипулятор – воспринимает жизнь как бесконечную игру в победы и поражения. По сути соединяет в себе пассивного и активного манипулятора. Находится между «собаки сверху» и «собаки снизу».

  4. ^ Безразличный манипулятор – использует и активные, и пассивные методы. Делает вид, что окружающие ему безразличны, хотя на самом деле не собирается сдаваться.


[«Собака сверху» – обычно праведный и авторитетный человек. Он знает все лучше всех. Он всегда во всех ситуациях ведет себя как праведник. «Собака снизу» -восприятие «других людей» как более значительных, более компетентных, более значимых, чем «Я»]


^ Глава 3. АКТУАЛИЗАТОР.


Актуализирующая личность (по А. Маслоу) – человек, который функционирует более полноценно, нежели большинство других людей, в следствие чего он живет более богатой жизнью.


^ Базовые контрастные характеристики манипуляторов и актуализаторов.


Манипулятор

Актуализатор

1. Обман (фальшь, плутовство)

Манипулятор достигает своей

цели при помощи разнообразных

уловок, ухищрений, приёмов.

Он ломает комедии, играет роли,

чтобы создать впечатление.

Он выражает лишь сознательно

отобранные чувства в соответствии с ситуацией.

1. Честность (откровенность, искренность, аутентичность)

Актуализатор способен быть честным в своих

чувствах, какими бы они ни были.

Ему характерны искренность и выразительность,

он неподдельно может быть самим собой.

2. Неосознанность (безжизненность, скука)

Манипулятор не осознает действительно важных жизненных интересов. Он обладает «тоннельным зрением», он видит только то, что хочет видеть, и слышит только то, что хочет слышать.

2. Осознанность (реактивность, живость, интерес)

Актуализатор видит и слышит всё, что касается его и других. Он совершенно сознательно интересуется природой, искусством, музыкой и другими аспектами жизни.

3. Контроль (замкнутость, преднамеренность)

Манипулятор играет в жизнь, будто в шахматы. И хотя он выглядит расслабленным, на самом деле он контролирует себя и ситуацию, скрывая свои истинные мотивы от «противника».

3. Свобода (спонтанность, открытость)

Актуализатор совершенно свободно остается самим собой и реализует собственный потенциал. Он сам хозяин своей жизни, ее субъект, а не объект воздействия или марионетка в чужих руках.

4. Цинизм (недоверие)

У манипулятора отсутствует базовое доверие к себе и к другим людям. В глубине души он не верит самой человеческой природе. Взаимоотношения с людьми он рассматривает только с точки зрения контроля.

4. Доверие (вера)

Актуализатор обладает базовым доверием к себе и к людям и готов строить свои отношения с ними и с миром с позиции «здесь и сейчас».


^ Различие между манипулятивными и актуализирующими взаимоотношениями.


В то время как личность манипулятора складывается из многочисленных антагонистических противоположностей, личность актуализатора состоит из не менее многочисленных комплиментарных противоположностей.


[^ Полный антагонизма, непримиримо враждебный. Противоречие, характеризующееся острой борьбой враждебных сил, тенденций.]


Типы актуализаторов:


  1. ^ Из Диктатора развивается Лидер. В отличие от Диктатора Лидер не диктует, он просто лидирует. Он обладает определённой силой, но не стремится подавлять.

Комплиментарной противоположностью лидера является Сопереживающий – человек, умеющий не только говорить, но и слушать. Кроме того, он осознает и свою слабость. Он требователен, но признает, что любой из нас может заблуждаться и ошибаться, ибо это заложено в человеческой природе.

Актуализатор объединяет в себе лидерство и эмпатию.


[Эмпатия — способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию.]


  1. ^ Из Калькулятора развивается Почтительный. Вместо того чтобы использовать и эксплуатировать, он уважает себя и других, воспринимая их как «ты», а не как «оно».

Комплиментарной противоположностью Почтительного является Понимающий. Такой человек не зависит от других, подобно Прилипале, а высоко ценит их умения и способности. Он принимает во внимание разные точки зрения, которые могут существовать у разных людей на одни и те же явления, и не требует того, чтобы все думали так, как думает он.

Актуализатор объединяет способности к уважению и пониманию.

  1. Из Задиры развивается Борец за права. Он рад достойному противнику, но при этом не жесток и не стремится к его подавлению. Он честен, прямодушен, откровенен. Ставит перед собой цель и движется к ее достижению.

Комплиментарной противоположностью Борца за права является Попечитель. Это не подобострастный Славный парень, всегда такой исполнительный и послушный, а эмоциональный, теплый, дружелюбный, глубоко любящий человек.

Актуализатор интегрирует твёрдость позиции с заботливостью.

  1. Из Судьи развивается Выразитель. Выразитель не осуждает других, но способен решительно выражать свои убеждения.

Комплиментарной противоположностью Выразителя является Гуру. Он не пытается защищать или учить других людей, но старается им помочь найти себя и свой путь в этом мире.

Актуализатор одновременно способен выражать чувства и направлять и вести за собой.


Достижение интеграции и несовершенство самоактуализированных людей.


Актуализатор развивается из интеграции манипулятивного полюса.


[Интеграция в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. Объединение каких-либо элементов (частей) в целое. Процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей. Социальная интеграция - принятие индивида другими членами группы.]


Многие люди ошибаются, когда думают, что самоактуализированная личность – это суперчеловек без единого недостатка. Самоактуализированный человек – весьма интересная личность, а не напыщенное ничтожество или бездарное существо. Его достоинство заключается в его экстраординарности, но это вовсе не означает, что у него нет недостатков.


^ Часть II. Цели актуализации.


Глава 4. Контакт как альтернатива манипуляции.


Взаимоотношения между двумя людьми можно назвать актуализирующими, если при этом устанавливается связь между их «ядрами». Под «ядром» мы подразумеваем внутреннюю сферу потенциалов. Это внутреннее ядро по-другому можно назвать истинным, аутентичным, актуализирующимся «Я» человека.

Посредством выражения своих разнообразных активных и пассивных потенциалов актуализатор открывает перед собой двери к спонтанному «пониманию» самого себя и других людей. Он не относится к другим людям как к объектам или вещам, но может «соприкасаться» с ними, сохраняя и укрепляя при этом свою самость. Такое взаимодействие называется контактом.

Чтобы понять разницу между контактом и манипуляцией, посмотрим на рисунок ниже.




На нем представлен контакт как соприкосновение двух ядер актуализирующих потенциалов.

Контакт показан как взаимодействие между двумя внутренними ядрами актуализирующих потенциалов двух людей. Каждый человек предъявляет все свои актуализирующие потенциалы в близком контакте.

Манипуляция показана как взаимодействие между двумя внешними личностными слоями двух людей. «Собака сверху» выделяет свои активные составляющие, «собака снизу» - пассивные. Их отношения являются не близкими, а дистанцированными.


Одна из причин неспособности манипулятора поддерживать с кем-либо контакт заключается в его страхе перспективы стать уязвимым, разоблачённым и осуждённым.

Подлинный личностный контакт подразумевает определённый риск. Поэтому манипулятор, не желая рисковать, предпочитает контролировать всё, что происходит вокруг него.

Манипулятор обязан контролировать беседу. Он сам выбирает тему для разговора. Он оценивает, а не слушает, пытается убеждать, а не понимать, или может ограничить беседу обсуждением «безопасных» тем. Если же существует контакт, человек выражает себя и прислушивается, вместо того чтобы производить впечатление и просто слышать кого-то.


Приемы, при помощи которых манипулятор может контролировать общение (по Дж. Хейди):


  • путём отрицания самого факта связи с партнером по общению;

  • путём отрицания самого общения;

  • путем отрицания, что его сообщения адресованы другому;

  • путём отрицания контекста или ситуации.


Ядерные взаимоотношения против поверхностных.


Контактные взаимоотношения – это отношения, при которых участники устанавливают достаточный уровень безопасности и открытости, чтобы строить глубокие отношения. Очевидно, что немногие отношения могут длительное время удерживаться на этом уровне, ибо контактирование требует больших затрат сил и времени, поэтому многие взаимоотношения остаются и должны оставаться поверхностными и несерьёзными. Тем не менее, в отсутствие по крайней мере одного-двух значимых контактных взаимоотношений человек не может реализовать себя полностью и достичь своего актуализирующего потенциала.


^ Контакт против избегания.


Хотя манипуляция подразумевает избегание контактного самовыражения, человек все же может манипулировать путем поддержания совершенно бессмысленных взаимоотношений (у Фр. Перлза – это манипуляторы «Прилипала» и «Бульдожья хватка»).

Избегание может быть как манипулятивное, так и актуализирующее. Здоровое избегание – это способность человека на время прерывать контакт с другим человеком или ситуацией в том случае, если этот контакт больше не продуктивен или стал болезненным. Здоровое, актуализирующее избегание всегда осуществляется в пользу чего-либо, по существу избегание чаще всего происходит в пользу самоуважения.

Манипулятивное избегание, напротив, заключается в постоянной самоизоляции или в бегстве от контакта с другими.


^ Контакт через эмоции.


В основе энергетического жизненного цикла любого индивида лежит способность к возбуждению. Эта способность наиболее полно выражается в контакте с другим человеком. Эмоции в данном случае являются теми проводниками, при помощи которых нам удается устанавливать контакты. Контакт возможен лишь в том случае, когда обеспечена его эмоциональная поддержка.


^ Контроль через частичное подавление эмоций.


Манипулятор, не способный выражать базовые контактные эмоции – гнев, страх, обиду, доверие и любовь – прибегает к другим заблокированным и неполным эмоциям:

  • Озабоченность – озабоченный не предпринимает каких-либо полноценных действий, а просто подавляет свою агрессию и пассивно выжидает.

  • Уныние – состояние уныния может длиться бесконечно долго, если не дать ему выход через глубокую обиду или слёзы.

  • Возмущение – это дефектно, неорганично, скрытно выраженный гнев. Возмущение, как и любая невыраженная эмоция, сила которой направляется внутрь самого человека, приводит к подавленности.

  • Застенчивость – это склонность идти на контакт в совокупности с одновременным желанием укрыться от него.

  • Смущение и стыд – так называемые «предательские эмоции». Будучи «предателями», они отождествляются с врагами и блокируются через подавление.

Осознание заблокированных или неполных эмоций и способность выдержать их является основной и непременной составляющей процесса актуализации. Цель актуализатора – честно обнаруживать эти эмоции.


^ Глава 5. Честное выражение чувств.


Манипулятор не может позволить нам разозлиться на него, он всегда старается помешать нам вступить с ним в конфронтацию, взывая к нашему благородству.

Из этого следует, что лучшая защита от манипуляций для большинства из нас – научиться честно выражать свои эмоции.


^ Природа чувств.


Пять базовых контактных эмоций:

  1. Гнев - период агрессивного поведения. Требует от нашего тела сделать хоть что-нибудь. Худшее в подобной ситуации – подавить этот всплеск эмоций.

  2. Страх – прямо противоположное гневу чувство.

  3. Обида – чрезвычайно сложное для выражения чувство. Один из симптомов – слезы. Невыраженная обида может стать непосильной обузой.

  4. Доверие – чувство, переживаемое как открытость. Противоположное этому чувство недоверия заключается в ощущении несвободы, неспособности быть самим собой в присутствии других.

  5. Любовь – является ключиком, открывающим дорогу к использованию прочих чувств. Любовь напоминает внутреннее тепло, тогда как гнев скорее напоминает жар. Тем не менее, два этих чувства весьма близки.


^ Манипулирование чувствами других людей.


Когда человек честно выражает пять основных чувств, это означает, что он встал на путь актуализации. С другой стороны, манипулятор осознает всю значимость свободного выражения этих эмоций и поэтому часто пытается использовать их в целях манипуляции, чтобы установить контроль над другими людьми:

  1. Гнев – манипулятор может использовать гнев с целью запугать других.

  2. Страх – манипулятор выражает страх вместе с ненавистью (по Юдж. Бердику).

  3. Обида - манипулятор использует обиду, чтобы обрести контроль над другими (по Д. Гринбергу).

  4. Доверие – манипулятор использует доверие, чтобы повернуть ситуацию себе в выгоду.

  5. Любовь – манипулятор использует любовь, чтобы уверить других в самопожертвовании.


Паттерны притворства манипулятора.


У манипулятора вместо реальных чувств имеется целый репертуар разработанных им паттернов притворного поведения:

  1. Подмена одного чувства другим (обида заменяется гневом)

  2. Эмоциональная карусель (одно чувство неожиданно сменяется другим)

  3. Переживание чувств по принципу отсроченных реакций (обида «задним числом»)

  4. Притворная неосведомлённость о том, что у кого-то имеются некие нормальные чувства

  5. Отождествление наших чувств с фактами

  6. Переживание чувств, «держась за дверную ручку» (боязнь реакций на вырвавшиеся реальные чувства)


^ Конгруэнтность и актуализация.


Конгруэнтность – способность физиологически воспринимать чувства, точно сообщать о них и сознательно их переживать. Уметь всё это – означает конгруэнтность между бессознательными, сознательными и коммуникативными процессами, то есть чувство актуализированности.

Манипулятор не конгруэнтен. Когда его сознательное сообщение не совпадает с чувствами, переживаемыми им лишь интуитивно, он лжет.

Когда сознательная осведомлённость манипулятора не совпадает с физиологической, он начинает защищаться (отрицать на словах своё поведение).


^ Манипулятивные паттерны коммуникации.


В процессе коммуникации можно выделить две стороны – передачу и получение сообщений.

Проблемы манипуляторов в сфере коммуникации:

  1. Проблемы, связанные с ошибками передачи сообщений:

    1. невыраженные ожидания (ожидания не высказываются)

    2. напускные ожидания (ожидания излагаются)

  2. Проблемы, связанные с получением сообщений:

    1. игнорирование сообщений

    2. нейтрализация полученного сообщения

    3. реагирование с позиции ожиданий других людей

    4. отвечать так, будто в сообщении другого человека таится некий умысел


Актуализирующие паттерны коммуникации.


Актуализация проявляется в способности честно передавать и получать сообщения от других людей. Актуализированные сообщения подразумевают честные сообщения, которые требуют не менее честных ответов. Трёхэтапная стратегия для людей, которые ориентируются на чужие ожидания, а не на свои собственные: остановитесь, задумайтесь, какая внутренняя реакция вам кажется самой лучшей, и только потом реагируйте.

Здоровые отношения не всегда должны быть соглашательскими – это твёрдый принцип актуализации.

Актуализатор, способный быть честным в своих чувствах, осознает опасность, которую заключает в себе манипуляция нейтралитета. Он никогда не притворяется разочарованным, равнодушным или пренебрегающим теми, кто в действительности ему дорог.

В сущности, актуализирующие отношения – это активное проявление любви и заботы.


Глава 6. Доверяя себе здесь и сейчас.

Значимой переменной, отличающей манипулятора от актуализирующейся личности, является отношение ко времени.


^ Настоящее против прошлого и будущего.


Пункты, касающиеся аспекта времени (из Личностно-ориентированного опросника):

  1. Для манипулятора, ориентированного на прошлое, характерны чувство вины, сожаление, раскаяние, осуждение и чувство обиды. Это человек, которого все ещё терзают непереваренные воспоминания о прошлом. Он пребывает в депрессии, продолжая смаковать давние обиды.

  2. Манипулятор, ориентированный на будущее, представляет собой человека, постоянно живущего идеализированными целями, планами, ожиданиями, предсказаниями и страхами. Это одержимый сомнениями человек в том, что касается его будущего.

  3. Патологический манипулятор, ориентированный на настоящее, - это человек, чье прошлое не вносит никакого значимого вклада в настоящее, а в его будущем нет никаких целей, связанных с настоящим.

  4. ^ Актуализированная личность – это человек, как правило, компетентный в вопросе времени. Он заботится о том, чтобы жить полной жизнью в настоящем, хотя и использует как свое прошлое, так и будущее, чтобы сделать настоящее еще более значимым. Он осознает, что воспоминания и ожидания – это акты настоящего. Таким образом, он фокусируется на настоящем, а прошлое и будущее выступают как фон.


^ Ориентированность на себя против ориентированности на других.


Ориентированный на себя человек идет по жизни совершенно независимо, если не считать его внутреннее руководство. Источник этой внутренней ориентированности имплантируется рано, и поэтому такая самодостаточность определяется небольшим количеством принципов. Хотя источник ориентированности индивида и является внутренним, из-за его имплантированности на ранних этапах жизни позже он генерализуется как внутреннее ядро принципов и черт характера. Существует опасность чрезмерной направленности на себя, заключающейся в том, что индивид может перестать воспринимать права и чувства других и считать, что может авторитарно манипулировать ими, опираясь на внутреннее чувство собственной «справедливости».

^ Человек, ориентированный на других, замотивирован на развитие системы радаров для принятия сигналов от широкого круга людей. Опасность ориентированности на других заключается в том, что манипуляции в форме угождения другим и обеспечения себе постоянного признания и одобрения становится его основным методом построения взаимоотношений.

^ Самоактуализирующаяся личность в меньшей степени склонна ориентироваться на зависимость или неполноценность, чем люди, чрезмерно ориентированные на себя или чрезмерно ориентированные на других. Такого человека можно охарактеризовать как более независимого, самостоятельного или ориентированного на бытие.


^ Связь между ориентированностью на настоящее и актуализацией.


Причина этой связи заключается в том, что самоактуализирующийся человек, живя в настоящем, полагается на себя и собственную независимость и выразительность больше, чем человек, погруженный в прошлое или будущее. Человек не зависит ни от чего, кроме свободного познания жизни и себя самого, когда он живет здесь-и-сейчас.


Выводы.


Итак, память (из прошлого) и предвосхищение (к будущему) – это акты настоящего.

Манипулятор, освежая в памяти воспоминания прошлого или предаваясь пустым разговорам о будущем, не подкрепляется этими мысленными путешествиями. Он истощается и опустошается; его поведение не активно, а пассивно.

Актуализатор черпает ощущение собственной ценности из своей адекватности в деятельности, когда он чем-то занят, или в отдыхе после завершения работы.

Чтобы жить полной жизнью в данный момент, то есть в настоящем, не нужно заботится о некой поддержке или подпитке.


^ Глава 7. СВОБОДА И ОСОЗНАНИЕ.


Свобода.


Человек имеет скрытые потенциалы каждого человеческого типа. Поэтому любой человек является манипулятором, но он также и актуализатор. Здесь важно, что он всегда делает выбор – он свободен выбирать то или другое. Под этим понятием мы подразумеваем не просто свободу от контроля со стороны других, а, скорее, свободу в отношении актуализации. Свобода – это выбор и ответственность, которую мы несем за выбранный стиль самовыражения. Свобода также – это способность делать выбор между альтернативами.

Актуализатор свободен в том смысле, что он может участвовать в игре по имени жизнь. он осознает, что играет в нее. Он осознает, что иногда манипулирует, а иногда становится объектом манипуляций. Но он осознает манипуляции. Актуализатор осознает, что действительно важно получать удовольствие от процесса жизни, а не двигаться к концу жизни. Манипулятор же воспринимает жизнь так серьезно, что часто бывает в двух шагах от нервного срыва.


^ Смирение, или отказ от борьбы.


Джеймс Бьюдженталь определял отказ от усилия или "позволение быть" как "готовность без усилия, без напряженной сосредоточенности и без принятия решений согласиться с тем, что есть в поле сознания". Он считает такой "отказ от применения силы" важнейшим условием актуализации.

Понимание всего этого крайне важно для самоактуализации, ибо это подразумевает, что актуализация, действительное воплощение в жизнь таких своих глубинных качеств, как мудрость, достоинство, смирение, мужество, уважение и любовь недостижимо путем приложения усилий!


^ Всемогущество или человечность?


Манипулятор никогда не пытался понять, в чем секрет равновесия между аутентичным смирением и честным стремлением. Им правит глубокое недоверие к себе и другим. Даже если он пассивен, его пассивные беспомощные манипуляции, посредством которых он контролирует активных людей и помыкает ими, есть не что иное, как форма стремления к всемогуществу и недоверия к свободной деятельности окружающих. Причем то и другое он пытается скрыть, полагая неприглядной стороной своей парадоксальной манипулятивной натуры.

Напротив, актуализатору присуща человечность, вера в свои возможности, трезвая оценка своих ограничений, и любовь к себе такому, каков он есть, невзирая на все эти ограничения. В очень глубоком смысле актуализатор — религиозная натура, ибо верит, что работа его организма, сотворенного природой, заслуживает доверия и благодарности. Балансируя между своими взаимодополняющими возможностями самопроявления, он способен справляться с трудностями жизни.


Осознание.


Чтобы жить нормально и счастливо, человеку не обязательно быть манипулятором. И, что не менее ценно, ему не обязательно быть жертвой манипуляций. Надо просто сознавать свои и чужие манипуляции, ибо по мере роста сознавания манипуляция уменьшается, а актуализация увеличивается.

Для развития сознательности можно использовать базовую гештальттерапевтическую методику, называемую "континуум сознавания". Она состоит в следующем: человек учится сосредотачиваться на постоянно сменяющихся моментах сознаваемой действительности и просто выражать то, что он испытывает в каждый данный момент времени. При этом фокус внимания естественным образом все время блуждает по трем измерениям: 1) здесь — там (в другом месте); 2) сейчас — тогда (в прошлом или в будущем); 3) чувства/ощущения — мысли.

Осознание — это форма отказа от борьбы, "позволение быть" тому, что есть. В результате силы могут быть направлены в конструктивное русло. Скажем, сознавание суетности и никчемности тех лживых манипулятивных ролей, которые всем нам приходится играть иногда ради достижения каких-то иллюзорных выгод, создает почву для естественного стремления к актуализации.


^ Глава 8. ЛИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ.


Человеческая натура включает в себя множество противоположных качеств. Человек может проявлять активность и пассивность, силу и слабость, независимость и зависимость, нежность и агрессивность. Он может быть "собакой сверху" и "собакой снизу". Введем еще две характеристики: он может быть консервативным и либеральным.

Применяя слова "консервативный" и "либеральный", нельзя сказать, что первое означает полный контроль, а второе — полную свободу. Речь идет о том, что, используя оба глаза и оба уха, мы слышим стереофонически и видим стереоскопически. Самоактуализирующийся человек танцует между своими левыми и правыми взаимодополняющими противоположностями, и в этом процессе присутствует естественная, а не искусственная сдержанность.

Представим наш организм как динамическое постоянно изменчивое единство, биполярное в своих проявлениях. Довольно четко это отражает модель качелей:





Личность находится в равновесии, когда эти качели непрерывно раскачиваются между консервативным и либеральным потенциалами.

У всех нас есть и консервативная, и либеральная стороны. Консерватор должен принять свою либеральную сторону так же, как либерал — консервативную. Открыто выражая обе стороны своей натуры, человек получает естественные средства управления своим поведением, благодаря которым такое управление становится простой и легкой задачей, а потребность в налагаемом извне искусственном контроле сводится к минимуму.

Внешние системы морали представляют собой сети искусственного контроля, необходимые, чтобы удерживать незрелых людей от неблагоразумных поступков.

Внутренняя система биполярного самовыражения, конечно же, представляет собой альтернативу внешней системе контроля. Ее можно назвать системой организмической саморегуляции. Вместо того, чтобы просто контролировать и ломать свое естественное самовыражение, человек сосредотачивается на понимании своих возможностей.

Актуализатор — это человек, который сознает как сильные, так и слабые свои стороны, и поэтому не проецирует какую-то одну из них на окружающих. Он понимает, что всегда существует параллель между внутренним и внешним — тем, что мы испытываем по отношению к себе и по отношению к другим. Манипулятор, напротив, фиксируется на одной из своих сторон — сильной или слабой — и отвергает или отрицает те свои части, которые он не в силах принять.


^ Роль религии.


Религия, настаивающая на том, что человек не может доверять своей натуре, — это манипулятивная религия. Ясно, что если он не может доверять себе, ему требуется внешняя система религиозного контроля. Актуализационная религии подчеркивает, что Царство Божие внутри нас, что доверие к нашей Богом сотворенной природе — это высшая форма религии. В первом случае задача религии — уподобить человека беспомощному ребенку, неспособному обходиться без посторонней помощи, то есть помощи церковнослужителей. Задача актуализационной религии — поощрять саморегуляцию и саморазвитие, благодаря чему внешняя религия постепенно преобразуется во внутреннюю.


^ ЧАСТЬ III. ПРИМЕРЫ МАНИПУЛЯЦИИ И АКТУАЛИЗАЦИИ.


Глава 9. ДЕТИ И РОДИТЕЛИ.


Типы детей-манипуляторов.


  • МАЛЕНЬКИЙ СЛЮНТЯЙ. Он все время плохо себя чувствует, едва волочит ноги, он даже готов пролежать целый день в постели, страдальчески закатив глаза, лишь бы заставить вас выполнять за него его обязанности. Этот пассивный зависимый ребенок манипулирует нами, используя свою крайнюю беспомощность и нерешительность, свою хроническую забывчивость и невнимательность.

  • ^ МАЛЕНЬКИЙ ДИКТАТОР. Он управляет взрослыми тем, что злится, ворчит, дуется, демонстрирует упрямство и непослушание. Топая ногами, он пытается заставить нас работать на него.

  • ^ МАЛЕНЬКИЙ КАЛЬКУЛЯТОР. Добивается к себе повышенного внимания, поскольку все его жалеют. Он понял преимущества Тряпки и Прилипалы и стал мастером по провоцированию в людях чувства жалости к себе.

  • ^ МАЛЕНЬКИЙ ЗАДИРА. Довольно рано он понял, что гремучая смесь из ненависти и страха делает людей легко управляемыми.

  • КОМБИНАЦИЯ МАЛЕНЬКОГО КАЛЬКУЛЯТОРА И МАЛЕНЬКОГО ЗАДИРЫ. Победить и оказаться наверху для него гораздо важнее, чем просто жить в семье или учиться в школе. И постепенно развязанный им марафон соревнований становится для него губительным. Постоянным источником страха для него становятся все, кто хорошо справляется с учебой, спортом, танцами и т.д. и т.п.


Родитель-манипулятор.


Манипулятивные родители полагают, что их родительский долг в том, чтобы на каждом шагу контролировать поведение своих детей. И ответственность за детей часто перерождается у них в ощущение собственного всемогущества.

  • Один из основных приемов родителя, как всемогущего судьи, — управление с помощью чувства вины. Универсальной добавкой к укоризненным замечаниям служит шантаж.

  • Еще один прием родителя-манипулятора состоит в том, чтобы поощрять в ребенке ориентацию на других.

  • Использование любви — третий и самый болезненный прием манипулирования.

  • Еще один прием манипулирования — использование ожиданий.


^ Дисциплинарные методы.


Практику воспитания дисциплины можно разделить на две большие категории. К первой относятся методы, для которых характерна ориентация на контроль внешней деятельности ребенка, манипуляцию его поведением; ко второй — методы, ориентированные на привитие ребенку неких ценностей, которые станут для него внутренними руководящими принципами. В последнем случае речь идет о самодисциплине.

Методы первой категории, ориентированные на манипуляцию поведением, обязательно предполагают награду и наказание. Дисциплинарные методы, основанные на контроле поведения, предполагают, что наказание ведет к исправлению. Однако наказание не предотвращает и не останавливает асоциальное поведение, но только усиливает его причину.

Ориентированный на чувства подход к дисциплине предполагает способность различать и не смешивать личность ребенка и его действия.

^ Теория дисциплины.


Дисциплинируя ребенка, мы можем сосредотачиваться как на его действиях, так и на чувствах. В ходе воспитательного процесса родитель и ребенок взаимодействуют в континууме между этими двумя полюсами.





Центральную линию, идущую от действия к чувству, можно определить как континуум между внешне наблюдаемыми сознательными действиями ребенка и испытываемыми им чувствами, а также не всегда сознаваемым отношением к происходящему. Проявления дисциплинируемого ребенка всегда располагаются где-то в этом континууме. Основной принцип состоит в том, что реакции родителей должны находиться в той же точке этого континуума, что и проявления ребенка.

Рассмотрим несколько ситуаций, иллюстрирующих сказанное.

  1. ^ Только отношение.

Ребенок жалуется родителю на учителей, то есть выражает свои чувства, свое к ним отношение. Соответственно, родитель в этой ситуации должен делиться с ним своими собственными чувствами.

  1. ^ Перед совершением действия.

В данном случае ребенок движется от полюса чувства к полюсу действия. В дополнение к выражению чувств он обсуждает возможность их проявления в действии. Здесь родитель имеет полное право также сместиться к полюсу действия. Он выбирает стратегию прогнозирования последствий предполагаемого действия. Затем с его стороны разумно будет проверить, как этот прогностический анализ повлиял на намерения ребенка.

  1. ^ Оценка совершенного поступка.

Если неизвестно, "хорош" или "плох" поступок, происшествие необходимо тщательно расследовать. Снисходительность в данной ситуации может даже помочь ребенку достичь "катарсиса", необходимого, чтобы обрести способность взглянуть на ситуацию с объективной точки зрения.

  1. ^ Определение меры наказания после совершенного проступка.

Если родитель решает наказать ребенка за его проступок, он может сделать это, не вынося личностных оценок. Даже если ребенок совершил серьезный проступок, родитель не обязан выступать в роли судьи, он может быть просто выразителем общепринятых норм.


Существует семь принципов, которые могут помочь дисциплинировать ребенка без риска потерять с ним контакт и испортить отношения.

  1. Разделяйте чувства и действия. Не судите самого ребенка, даже если нужно осудить его проступок. Отделение ребенка от его действий позволяет родителю при любых обстоятельствах принимать его, не меняя своего дружеского отношения.

  2. Обследуйте ребенка на наличие невроза.

  3. Положительно отнеситесь к факту проявления чувств ребенком и ответьте на них.

  4. Если необходимо наказание, пусть ребенок сам выберет то, которое считает в данном случае справедливым.

  5. Если ребенок несет наказание, убедитесь, что он понимает, за что.

  6. Сделайте так, чтобы вопросы дисциплины были не вашими, взрослыми проблемами, а общими у вас с детьми.

  7. На опасные и разрушительные проступки следует наложить ограничения. Дайте ребенку выразить свои чувства, а затем помогите ему перенаправить свои действия в более приемлемое русло.

Это и есть основная формула динамического подхода к дисциплине.


^ Актуализирующий родитель.


В отличие от манипулирующего, актуализирующий родитель ориентирован не на контроль, а на развитие ребенка. Он ориентирован не на то, что должно быть, а на то, что есть. Актуализирующий родитель пытается принимать ребенка таким, какой он есть, и помогать ему расти. Его основная цель — содействовать самоактуализации ребенка.


^ Подход, сосредоточенный на актуализации.


Схема изменения ответственности:





Глава 10. ПОДРОСТКИ.
^
Как подростки манипулируют родителями.



  1. Слезы.

  2. Угрозы.

  3. Спекуляции.

  4. Сравнение.

  5. Шантаж.

  6. Настраивание одного из родителей против другого.

  7. Ложь.

  8. Хандра.
^
Как родители манипулируют подростками.




  1. Обещание конфетки.

  2. Угрозы.

  3. Сравнения.

  4. Неискренние обещания.

  5. Шантаж.

  6. Болезнь как средство контроля.

  7. Использование любви.


Сравнение этих двух перечней наводит на мысль, что подростки и родители неизменно играют в одну и ту же игру. Родители, будучи лицами официально ответственными, играют роль "собаки сверху", а подростки выступают в роли "собаки снизу", будучи готовы манипулировать любыми доступными средствам. Между ними завязывается изнурительная манипулятивная борьба. Далее, поскольку подростки пытаются выскользнуть из рамок, в которые их помещают взрослые, родители чувствуют, что должны прибегнуть к силовым играм. А в таких играх первое правило состоит в том, что все это — очень серьезно и на самом деле. Подросток тоже чувствует, что игра пошла по-крупному, и преисполняется решимости "выиграть".
^
Актуализирующие отношения между родителем и подростком.


Основная задача актуализирующего родителя состоит в том, чтобы помочь подростку направить свои чувства в конструктивное русло. Он понимает, что подростковый протест — необходимая составляющая развития личности, а сам протестующий подросток верит, что родители, на которых направлен его протест, понимают и любят его, несмотря на его поведение.

Еще одна важная задача актуализирующего родителя — помочь подростку избежать опасного поведения. Для этого существуют два способа. Во-первых, родители могут предугадать некоторые потенциально опасные интересы ребенка и предоставить ему возможность осуществлять их в условиях структурированной среды: походы, рыбалка, спортивные соревнования, клубы, охота. Во-вторых, родители принимают негативные чувства подростка и обсуждают их вместе с ним. Если родитель не отвергает его негативные чувства, подростку и самому становится легче их принять, не испытывая чувства вины.
^
Актуализирующийся подросток.


Характеристики актуализирующегося подростка в рамках трех описательных категорий любой актуализирующейся личности: творческий подход, межличностная чувствительность и сознавание.

  1. ^ Творческий подход. Актуализирующийся подросток — это творческий бунтарь. Он находит в себе мужество бунтовать здоровыми способами. Его протест носит созидательный, а не деструктивный или негативистский характер, и выражается не во внешних символах (необычная прическа, одежда, броский макияж), а в выборе собственных целей и смыслов.

  2. ^ Межличностная чувствительность. Он не только отзывчив к чувствам своих сверстников, но с пониманием относится и к своим родителям. Поэтому он старается, чтобы его внешний вид и манеры соответствовали ситуации.

  3. Сознавание. Будучи нацелен на вхождение в мир взрослых, он желает получать максимум удовольствия от сегодняшнего дня, проживая его в полной мере. У него есть чувство пройденного пути и цель в будущем, но живет он здесь и сейчас.

Подросток — это манипулятор, который стремится вырасти в актуализатора. И основная задача родителей, как мне представляется, состоит в том, чтобы сойти с дороги и дать этому произойти.


^ Глава 11. ВЛЮБЛЁННЫЕ.


Любые романтические отношения между мужчиной и женщиной служат благодатной почвой для манипуляций. Зная о существовании пассивной и активной манипуляции, а также пассивной и активной актуализации, можно провести различие между актуализирующей и манипулирующей "любовью".

Мужчина-манипулятор воспринимает любую женщину как объект сексуального завоевания. Женщины для него — вещи, лишенные личностных качеств. Число одержанных "побед" служит для него мерилом собственной мужественности, а какие личностные потери при этом несут "побежденные" — для него несущественно.

Женщина-манипулятор использует мужчин, чтобы почувствовать себя более привлекательной. Она выбирает таких мужчин, которые могли бы укрепить ее чувство своей сексуальной привлекательности. Это и есть реально преследуемая ею цель, а вовсе не половой акт, как наивно полагает обольщаемый мужчина.


Манипулятивные любовные отношения – отношения, при которых:

  1. «Влюблённые» нечестны.

  2. Такие отношения удобны для обоих «влюблённых»

  3. Они не доверяют себе, своим способностям заводить друзей и принимать полноценное участие в празднике жизни на ярмарке женихов и невест.

  4. Они не сознают и не хотят осознать всех ограничений и потенциальных возможностей своих отношений. Они просто зря убивают драгоценное время жизни.



Молодые любовники могут быть актуализаторами при следующих условиях:

  1. Они не лгут. Оба дают друг другу знать об изменении своих чувств. Если кто-то из них рассматривает другого, как потенциального брачного партнера, то так и говорит; если нет, то не пытается внушить ему, что это так. Они не играют друг другом, как неодушевленными вещами.

  2. ^ Они свободны. Если оказывается, что отношения теряют ценность, каждый из партнеров способен пойти на риск их прекращения. Их не прельщают "удобные" отношения.

  3. Они доверяют себе и не видят необходимости в том, чтобы удерживать другого в своей жизни с помощью интриг и манипуляций.

  4. ^ Они сознают ценные стороны и недостатки своих отношений. Такая оценка — процесс динамичный, так что степень их значимости друг для друга все время меняется.
Выводы.


Любовь для актуализатора — это не просто эмоция или физическое влечение, это забота о другом человеке и уважение к его "ты". Обращение с ним, как с физическим телом и только, низводит человеческие отношения "ты-ты" на уровень "это-это".


Глава 12. УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКИ.
^
Манипулятивное и актуализированное преподавание.


Актуализирующий ответ на вопросы учеников подчеркивает важность интереса проявленного учеником, даже если этот интерес на первый взгляд не связан с темой урока или даже изучаемым предметом. Напротив, манипулятивные ответы дают ученикам понять, что проявляемый ими интерес не важен или даже глуп. Актуализирующие комментарии учителя вполне могут сократить львиную долю манипуляций учащихся, обеспечив интерес и внимание класса.

Правильное поведение (рекомендации) в ученических вопросах:

  1. Убедитесь, что поняли, о чем вас спрашивают.

  2. Нередко вопрос заслуживает большего, чем ответ.

  3. Поспешные ответы могут выработать склонность полагаться на опыт других без проникновения в суть предмета.

  4. Вопрос задают не всегда для того, чтобы получить ответ.
^
Манипуляции учащихся.


Отплачивая учителям той же монетой, ученик начинает ловчить. Чтобы манипулировать ими, он осваивает разные обманные приемы. Вот некоторые из них, применяемые в современных школах:

  1. Сталкивание учителя с родителями.

  2. Беспомощность.

  3. Болезнь.

  4. Лесть.

  5. Сталкивание одного учителя с другим.

  6. Перекладывание ответственности на учителя.
^
Манипуляции учителей.


Учитель тоже не без греха. Чтобы держать в узде маленьких человечков, в школе издревле применяются маленькие трюки:

  1. ^ Система доносов. Воспитатели частенько приучают детей к тому, чтобы они шпионили друг за другом и докладывали учителю, кто курит, кто ругается, кто хулиганит.

  2. Система любимчиков. Некоторые ученики ставятся в привилегированное положение. Их освобождают от работы "за примерное поведение" и т.д.

  3. Состояние подвешенности. Трудных учеников держат в подвешенном состоянии, постоянно давая понять, что вопрос об их переводе в следующий класс не решен.

  4. Унижение. Трудные дети "платят" за свои грехи тем, что их регулярно выставляют на посмешище перед одноклассниками как дураков и неучей.

  5. Наказание оценками.

  6. Нелестные сравнения. Ребенку можно систематически напоминать о его старших братьях и сестрах, которые, не в пример ему, были круглыми отличниками.



^ Актуализирующее обучение.


Обучение, которое бы способствовало актуализации учащихся, должно быть основано на интересе обеих сторон, — как учеников, так и преподавателей. Оно должно поощрять первых к открытому выражению своих мыслей и чувств, и в то же время позволять делать это вторым; разумеется, оно предполагает также грамотное отношение к вопросам аудитории и умение на них отвечать.


Глава 13. МУЖЬЯ И ЖЁНЫ.


^ Манипулирующая и актуализирующая любовь.


Формы любви в браке:

  1. Привязанность. Актуализирующие супружеские отношения основаны на сердечной привязанности к личности спутника жизни без манипулятивной трактовки его как своей вещи.

  2. Дружба. Дружба — это любовь равных, основанная на признании талантов и достоинств другого лица. Дружба становится манипулятивной, когда мы начинаем эксплуатировать или использовать другого человека, а не просто ценить его. Истинная дружба непременно предполагает уважительное отношение ко времени и личному пространству другого человека.

  3. Эрос. Эрос — это романтическая любовь, которая сопровождается настойчивыми знаками внимания, ревностью, идеализацией объекта любви и половым влечением к нему. Романтическая, половая любовь легко превращается в манипулятивную, и тогда мы называем ее "обольщением". В последнем случае манипулятор физически использует тело партнера, личность которого ему безразлична.

  4. Эмпатия. Это бескорыстная форма любви, подразумевающая глубокий интерес к другому человеку как к уникальной личности. Эмпатию называют также сопереживанием. В случае манипулятивной эмпатии проникновение в чувства другого используется, чтобы контролировать, а не чтобы понимать его.

  5. ^ Любовь к себе. Это способность полностью принимать себя — как сильные, так и слабые свои стороны. Такая любовь становится манипулятивной, когда человек отчуждает от себя свои таланты и начинает их использовать как посторонние предметы или вещи, которые можно кому-то сдавать в найм. В области половых отношений это называется проституцией. Впрочем, в любой другой области — тоже. Любить себя — значит уважать в том числе пределы своих возможностей и говорить "нет", когда от тебя требуют больше, чем ты можешь дать.



^ B-любовь и D-любовь.


Типы любви (по Аб. Маслоу):

B-любовь – настоящая или бытийная (от англ. – being)

D-любовь – неполноценная (от англ. - deficiency)

Когда мы испытываем по отношению к кому-то B-любовь, то восхищаемся им и уважаем его. Мы любим его самого по себе, каким он есть. Он — цель, на которую направлены наши чувства. В случае D-любви, мы по сути используем предмет своей любви и неизбежно манипулируем им в надежде получить то, чего нам недостает. Он выступает для нас не целью, а средством, — средством удовлетворения неких наших неутоленных потребностей. Поэтому мы предъявляем ему определенные требования, мы указываем, каким он должен быть, а не благодарим за то, какой он есть.


^ Гнев и ненависть.



  1. Враждебность. Она негативна и разрушительна. Это не чувство, а отношение, которое не позволяет установить контакт с другим человеком. В браке враждебность выражается в косых взглядах, нарочитом молчании и саркастических замечаниях.

  2. Гнев. Очень ценное чувство и хорошее средство установления контакта. Он объединяет людей, поскольку служит признаком неравнодушия, заинтересованности. Гнев нацелен не на разрушение контакта, а на преодоление барьеров, препятствующих контакту. Сердиться на человека время от времени, значит любить его и жаждать с ним контакта.

  3. ^ Негодование, возмущение. Это враждебно предъявляемое человеку требование испытать чувство вины.

  4. Вина. Обычно вина определяется как переживаемое по отношению к себе негативное чувство в связи с каким-то ошибочным действием. Вина в большинстве случаев притворна и представляет собой скрытую враждебность, а выражение вины — непрямую попытку критиковать других. Поэтому выражение вины можно рассматривать как манипуляцию, с помощью которой обращенная вовне враждебность направляется внутрь.

  5. ^ Душевная боль. Перлз считает, что в девяти случаях из десяти за болью скрывается жажда мщения. Разумеется, душевная боль не всегда скрывает жажду мести. Иногда мы действительно испытываем боль без задней мысли, но это бывает не часто. Поэтому следует внимательно изучать свои страдания на предмет мести. Безболезненная семейная жизнь возможна лишь в тепличной атмосфере неизменной взаимной предупредительности и опеки. Боль — неизбежный спутник любых здоровых отношений. Как мы уже говорили ранее, глубина доверительности между мужем и женой определяется тем, в какой мере каждый из них способен принимать проявления чувств другого. И если бы мы смогли избавиться от потребности брать верх в семейных конфликтах, эти конфликты послужили бы благодатной почвой для созревания верных решений.

  6. Ненависть. Это застывшая враждебность. Ненависть саморазрушительна. Ненавидеть — значит держать свою энергию в связанном состоянии, а на это уходит немало сил. Чтобы не разрушать себя ненавистью, ее следует обратить в гнев, способствующий контакту. Невыраженная ненависть может стать причиной различных заболеваний.

  7. Критика. Это явно отрицательное отношение, которое может выражаться с чувством или без. За ней может скрываться страх перед раскрытием своих эмоций. Такая эмоционально-отстраненная язвительная критика представляет собой манипулятивную атаку на партнера с целью вывести его из себя. В отличие от эмоциональной критики, которая порождает контакт, она вызывает у критикуемого только негодование.

  8. ^ Уход от контакта. Контакт можно прервать либо удалившись от партнера физически, либо отстранившись психологически, надувшись и замолчав.

  9. Безразличие. Под безразличием подразумевается отсутствие каких бы то ни было чувств — как отрицательных, так и положительных. Оно губительнее всего для семейных отношений, так как говорит об отсутствии участия и заботы к партнеру. Пока к нему испытываются враждебность, ненависть или гнев, отношения еще живы. Когда остается лишь безразличие, отношения мертвы.



^ Значение конфликта.


Считается, что супружеский конфликт представляет собой взаимное выражение негативных чувств, возникающих вследствие несовпадения потребностей или целей. Конфликт — не то, чего следует избегать; напротив, он необходим, так как может играть конструктивную роль в семейных отношениях. Конфликт требует выражения чувств, а не только логических рассуждений. В ходе конфликта чувства не могут не выражаться, и для этого не требуется делать особых усилий. Поэтому конфликт может служить средством развития супружеской пары. Такое отношение к нему предполагает доверие — веру в то, что партнер настроен на разрешение конфликта. Противостояние супругов в конструктивном конфликте почти всегда приводит к творческим решениям. Актуализирующиеся супруги уважают отличное мнение партнера, подобно тому как настоящие ученые уважают данные, способные опровергнуть их теорию. По сути, актуализирующиеся супруги всегда должны быть благодарны конфликту.


^ Супружеские ссоры.


Цель конфликта — не в том, чтобы одержать верх, а том, чтобы исчерпывающе выразить свою позицию. Актуализирующие семейные стычки не обязательно должны быть вежливыми. Как же быть в таком случае? Вот несколько советов, которые могут помочь вам направить свои чувства в русло актуализации:

  1. ^ Сознавайте биполярность конфликта. Имеется в виду, что любая стычка представляет собой встречу двух позиций, каждая из которых по-настоящему значима для одной из сторон.

  2. Приводите аргументы в пользу своей точки зрения и как можно более открыто выражайте свои чувства. Не позволяйте страху перед эмоциями мешать вашему самовыражению.

  3. Принимайте во внимание позицию оппонента. Серьезно отнеситесь к его идеям; попробуйте мысленно применить их — непосредственно, либо видоизменив их или свою позицию.

  4. Цените различие ваших позиций. Помните, что мнения, вкусы и обязательства другого человека нужно уважать. Приветствуйте стимулы роста, которые таятся в столкновении противоположных позиций.

  5. Выслушав все возражения и предложения, продолжайте беседовать до тех пор, пока обе стороны не почувствуют облегчение.

  6. Всегда отводите достаточно времени для семейных дискуссий. .
^
Деструктивные стили борьбы.




  1. Преждевременные извинения.

  2. Отказ принимать борьбу всерьез.

  3. Бегство, стремление избежать конфронтации лицом к лицу, попытки выйти из ситуации, — например, уйти из дому, лечь спать или отмалчиваться в ответ на жалобы и упреки.

  4. Использование интимных знаний о партнере для "ударов ниже пояса", оскорбление.

  5. Цепная реакция: наращивание атаки путем обращения к вопросам, не связанным с предметом спора.

  6. Псевдосогласие: делать вид, что согласен с точкой зрения партнера, скрывая от него свои сомнения, негодование, презрение и т.п.

  7. Непрямое нападение: нападение не на самого партнера, а на то, что ему дорого — другого человека, идею, деятельность, ценность или объект.

  8. Ложные посулы: давать повод для ожиданий, но ничего не делать, чтобы оправдать их.

  9. "Психоанализ": попытки объяснить партнеру происхождение его чувств.

  10. Ненасытность: никогда не удовлетворяться полученным, требовать большего.

  11. Утаивание: сокрытие чувства привязанности к партнеру, своего одобрительного к нему отношения, признательности и т.п., а также материальных ценностей, — всего того, что могло бы доставить ему удовольствие или облегчить жизнь.

  12. Подкоп: намеренное создание у партнера чувства незащищенности, тревоги или подавленности; угроза всяческими бедствиями.

  13. Предательство: не пытаться защитить партнера в трудной для него ситуации, и даже поддерживать нападки на него со стороны других.
^
Конструктивные стили борьбы.




  1. Для стычек специально выделяется время, чтобы не травмировать чувства третьих лиц и не втягивать их в борьбу. На осознание чувств отводится достаточное время.

  2. Каждый из партнеров полностью выражает свои положительные чувства.

  3. Каждый из партнеров полностью выражает свои отрицательные чувства.

  4. Каждый повторяет аргументы партнера вслух своими словами, чтобы удостовериться, что он его понял.

  5. Дается "обратная связь", чтобы узнать, как партнеры оценивают поведение друг друга. Это предполагает обсуждение оценок, прежде чем принять или отклонить их.

  6. Четко определяется предмет спора.

  7. Определяются пункты совпадения и расхождения позиций партнеров.

  8. Каждый партнер определяет зоны своей уязвимости.

  9. Партнеры определяют, насколько каждый из них дорожит своей позицией в споре. Это позволяет каждому решить, насколько он может уступить.

  10. Предлагается корректная критика поведения. Это означает, что оба вносят предложения по изменению этого поведения в лучшую сторону.

  11. Решается, как каждый может помочь другому в решении проблемы.

  12. Приветствуются спонтанные вспышки эмоций и дается время, чтобы они исчерпали себя. Никакого притворства!

  13. По возможности подводятся итоги стычки путем сопоставления количества приобретений и обид. Выигрывает тот, кто приобрел больше, чем пострадал.

  14. Назначаются дни перемирия, когда любые споры и стычки запрещены. Это позволяет совершенствоваться в искусстве примирения и наслаждаться его плодами — теплым телесным контактом, хорошим сексом и т.д.

  15. Партнеры готовы к следующей стычке. Супружеские недоразумения случаются более или менее постоянно. Как это ни парадоксально, но если их предвидят и принимают, они становятся менее ожесточенными, отнимают меньше времени, проходят более безболезненно и партнеры выносят из них больше пользы.



^ Глава 16. БИЗНЕСМЕНЫ.


Манипулятор относится к людям как к вещам, и сам при этом становится вещью. Бизнесмен, склонный рассматривать людей — работников, покупателей, кредиторов, клиентов, — как безличный источник прибыли, неизбежно будет в той или иной мере овеществлять их. В этом и состоит трагедия делового человека, главный корень его проблем.

Возможно, в бизнесе существует "хорошая манипуляция", когда более зрелая личность выбирает и контролирует решения для менее зрелой? Но может ли "Ты" с большой буквы решать за "ты", что ему делать, не превращая его тем самым в "вещь"? Это будет, безусловно, не актуализирующим решением, ибо актуализация по определению состоит в том, чтобы помогать незрелым индивидам становиться более зрелыми. Этого невозможно добиться, удерживая индивида в неразумном и зависимом состоянии.

Предпринимателям, которых собственные манипуляции довели до ручки, следует всерьез подумать об актуализирующей альтернативе, пусть даже ценой снижения прибыли.

^

Часть IV. Процесс актуализации.

Глава 15. Актуализирующая терапия.



Актуализирующая терапия.


Психотерапия — единственный последовательный подход, который способствует превращению манипулятора в актуализатора, а также помогает актуализаторам утвердиться на этом пути. Под "актуализирующей терапией" следует понимать как обычные формы индивидуальной терапии, так и различные виды групповой терапии с использованием групповой динамики, которые меняют манипулятивные тенденции на актуализирующие. Актуализационная терапия — это не новое направление в психотерапии, а сосредоточение на выявлении манипуляции и поощрении актуализации, возможное в рамках любой терапевтической "школы".

Следует отметить также, что далеко не всем нужна терапия. Иногда человеку требуется просто мягкое отношение, проникнутое любовью и заботой. Кроме того, в жизни достаточно терапевтичных переживаний, которые тоже могут помочь: дружба, уроки хорошего учителя, жизненный кризис.

Итак, в области индивидуальной психотерапии существует много разных направлений, и ни об одном из них нельзя сказать, что оно наилучшее.

Далее описываются десять важнейших составляющих психотерапевтического процесса и их значение для развития актуализации.

  1. Забота. Здесь имеется в виду сердечное внимание и забота о клиенте, выражаемые в искренней теплоте или агрессивном, критичном внимании. Забота — основное средство борьбы с манипуляциями.

  2. Укрепление эго. Терапевт развивает мышление, чувства и перцептивные способности клиента, чтобы помочь ему более эффективно действовать в жизненных ситуациях.

  3. Столкновение. Это активное взаимодействие между клиентом и терапевтом, каждый из которых выражает свои истинные чувства.

  4. Чувствование. Терапевт обеспечивает клиенту психологически безопасную обстановку, в которой тот может свободно переживать любые чувства, не опасаясь разрушить установившихся между ними отношений. Способность сознавать свои чувства играет очень важную роль в жизни, и манипулятор в этом смысле неполноценен. Поэтому терапевт учит клиента полнее испытывать свои чувства.

  5. ^ Межличностный анализ. Терапевт анализирует, как клиент воспринимает их терапевтические отношения или манипулирует ими. Межличностный анализ — это методика анализа игр, в которые играют люди-манипуляторы.

  6. ^ Анализ смысловых моделей. Терапевт выявляет смысловые модели, блокирующие функционирование клиента, и помогает ему заменить их адаптивными, функциональными моделями.

  7. Подкрепление. Терапевт подкрепляет поведение, которое способствует росту или социальной адаптивности, и наказывает негативное или саморазрушительное поведение.

  8. Самораскрытие. Терапевт раскрывает клиенту собственные защитные стереотипы, побуждая его делать то же самое.

  9. ^ Ценностная переориентация. Терапевт переоценивает неверно сформулированные клиентом ценностные ориентации (допущения на свой счет, о людях и т.д.), которые мешают клиенту принять испытанные временем действенные ценности.

  10. ^ Повторное проживание. Имеется в виду повторное проживание испытанного в прошлом значимого опыта и десенсибилизация его патологического влияния на нынешнее функционирование клиента.
^
Групповая терапия как средство переквалификации манипулятора в актуализатора.


В терапевтических группах возможно преобразование манипуляторов в актуализаторов. Результаты ее приносят пользу не только участникам группы, но и терапевту, так как противостояние людей друг другу — это всегда вызов.

Поведение терапевта в группе отражает его открытость по отношению к активным и пассивным возможностям собственного реагирования на ситуацию. Он должен не только пассивно принимать манипулятора как личность, но и активно фрустрировать последнего в сферах его фиксаций. Он фрустрирует попытки манипулятора сопротивляться переживанию внутреннего конфликта и его отказ допускать противоположные качества своей личности в поле сознания.


[^ Фрустрировать – (от ит. frustrare) лишать (поддержки, надежды)]


Хотя в ходе встречи терапевт непосредственно работает лишь с одним или двумя пациентами, в диалог оказываются вовлечены все члены группы. Во время терапии человек легко отождествляет себя с другим.
^
Актуализирующее значение конфликта.


В обычном межличностном контексте конфликт означает негативное напряжение, возникающее между двумя людьми; в социальном плане конфликт трактуется как отрицательное явление, поскольку ведет к разрушениям и страданию. Следует уяснить со всей определенностью, что для актуализатора конфликт — не отрицательное явление. В самом деле, возможен и созидательный конфликт.

Актуализатор всегда приветствует критику, ибо знает, что благодаря ей сможет чему-нибудь научиться. Он учится в споре с теми, кто с ним не согласен; во время стычек и перепалок он изучает себя, открывает свои слабые стороны. Актуализатор не нуждается в комплиментах, чтобы быть счастливым, ведь большая их часть — манипуляции. Однако если кто-то, кого он любит, и кто обычно не разбрасывается комплиментами, все же хвалит его, актуализатор принимает это на свой счет. Актуализатор учится ценить различия, потому что именно отличие и несходство служит тем источником, из которого он черпает возможности для своего роста.

Большая часть межличностных отношений — это игры доминирования и контроля, в ходе которых манипулятором движет потребность победить, одержать верх. Актуализатор воспринимает конфликт иначе — последний вызывает в нем "творческое возбуждение". Он понимает, что конфликт дает шанс для роста вне зависимости от того, одержит он верх или нет. Актуализатор не зациклен на победе, так как понимает, что ему суждено меняться, — и он готов быть тем, кем может стать после созидательного конфликта. Это, разумеется, предполагает веру — веру в то, что обе стороны конфликта вынесут из него пользу.


^ Процесс актуализирующей терапии.


Процесс актуализирующей терапии можно рассматривать как развитие сознательности. В нем можно выделить три основные стадии:

  1. ^ Описание основной манипуляции. По мере беседы терапевт обращает внимание на характерные для данного клиента вербальные конструкции манипулятивного толка, из которых постепенно вырисовываются один или два основных манипулятивных стереотипа.

Затем анализируется, чем эти манипуляции "выгодны" клиенту. Ценность активных манипуляций предположительно состоит в том, что они позволяют принуждать, а пассивных — в том, что они позволяют обольщать. Выгодность манипуляций анализируется как в сиюминутном плане, так и в долгосрочной перспективе.

  1. ^ Восстановление внутреннего равновесия. Когда основной манипулятивный паттерн выявлен, терапевт просит продемонстрировать эти манипулятивные тенденции в утрированном виде, чтобы клиент мог почувствовать всю их нелепость. Затем терапевт просит клиента продемонстрировать противоположный манипулятивный паттерн. Этот прием основан на гипотезе, что очевидная выраженность какой-то манипулятивной тенденции свидетельствует о подавлении противоположной тенденции.

  2. Интеграция. Последний шаг состоит в том, чтобы включить активные и пассивные противоположности в единое работоспособное целое. Для этого терапевт продолжает поощрять клиента к осуществлению всех активных и пассивных возможностей своего самопроявления, чтобы он усвоил, что актуализация подразумевает интеграцию, включение в свой арсенал противоположных качеств личности. Как уже говорилось ранее, актуализатора можно сравнить с фигуристом, который свободно скользит от одной возможности самопроявления к другой, творчески используя каждую из них в своем движении по жизни.



Заключение.


"Придя в себя", человек испытывает самое целебное и благотворное из всех доступных ему изменений. Это случается не только после периодов безрассудства или слепых увлечений, когда он убивал время или прожигал жизнь... Человек приходит в себя после переживания, о котором знает лишь он сам: он словно протирает глаза, чтобы увидеть мир таким, каким он есть, а также свое место и назначение в этом мире. Придя в себя, человек избавляется от иллюзий. Он трезво воспринимает себя... и свои возможности. Он отказывается от прежних предубеждений... он узнает свой темп, определяет свой шаг; он находит свою точку опоры. Это процесс избавления от иллюзий, но он не разочарует ни одного крепко сбитого человека".

(Вудро Вильсон)


Скачать файл (357 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации