Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лабораторная работа - Гендерная автобиография - файл 1.doc


Лабораторная работа - Гендерная автобиография
скачать (80 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc80kb.17.11.2011 12:25скачать

содержание

1.doc

Міністерство Внутрішніх Справ України

Харківський національний університет внутрішніх справ


Навчально-науковий інститут права, психології та соціології

Кафедра психології та соціології

Практична робота



З предмету : Гендерна психологія

на тему: Гендерна автобіографія


Виконав:

студент 5-го курсу 2-го семестру

ПЗзср-..-..





Харків 2007

Содержание

1. Гендерная автобиография как метод изучения механизмов гендерной социализации


2. Гендерная автобиография

2.1. Саморефлексия. Ф.И.О.

2.2. Анализ и обобщение результатов

Используемая литература



  1. Гендерная автобиография как метод изучения механизмов гендерной социализации


Гендерная автобиография – средство изучения становления и развития гендерной идентичности. Как способ саморефлексии она направлена на реконструкцию индивидуального социального опыта. В процессе написания гендерной автобиографии человек может осознать характеристики своей гендерной идентичности, а также пути и способы их формирования.

Цели гендерной автобиографии:

1) проследить развитие собственной гендерной идентичности на примере условий своей гендерной социализации;

2) выделить механизмы и способы, при помощи которых осуществляется конструирование гендерной идентичности.

^ Гендерная идентичность – аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя как представителя определенного пола. 1 Половая принадлежность – это первая категория, в которой ребенок осмысливает свое собственное "Я". В любом обществе от разнополых детей ожидают разного поведения и по-разному обращаются с ними, в соответствии с этим в любом обществе мальчики и девочки ведут себя по-разному. С момента рождения на основе особенностей гениталий ребенку приписывается акушерский, или паспортный, пол. Указанный пол сигнализирует, в духе какой половой роли, мужской или женской, ребенок должен воспитываться. Гендерная социализация ребенка начинается буквально с момента рождения, когда родители и другие взрослые, определив паспортный пол младенца, начинают обучать его гендерной роли мальчика или девочки.

Процессы гендерной социализации рассматриваются в контексте различных концептуализации. Во-первых, в концепциях, разработанных в рамках известных психологических ориентации (психоаналитическая, необихевиористская, когнитивистская). Это теории социального научения, моделирования, половой типизации и теория когнитивного развития.2 3 4 5 6 Во-вторых, в специально разработанных концепциях для объяснения механизмов усвоения половой роли детьми в процессе социализации. Это такие теории, как новая психология пола и теория гендерной схемы.7 8 9

В западной психологической литературе при рассмотрении таких вопросов гендерной социализации, как объяснение механизма передачи гендерной информации от родителей к детям, в последнее время наиболее широко используется теория гендерной схемы С. Бэм.10 Рассмотрим основные положения теории гендерной схемы детальнее, так как она недостаточно подробно освещена в отечественной литературе.

Половая типизация – это результат гендерно-схематизированной переработки информации, то есть готовности усваивать информацию о себе в контексте понятий "мужское–женское". Гендерно-схематизированная переработка информации осуществляется ребенком потому, что в обществе приняты полодифференцирующие практики. Полотипизация как процесс приобретения соответствующих полу предпочтений, навыков, установок, поведения происходит в результате процесса гендерной схематизации.

^ Гендерная схематизация – это обобщенная и натренированная когнитивная готовность детей кодировать и организовывать информацию о себе и других соответственно культурным определениям "мужское–женское".

^ Гендерная схема – это когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая функционирует как предвосхищающая структура. Иными словами, она заранее настроена на то, чтобы искать и группировать информацию. Поведение, характеристики, культурные символы спонтанно сортируются на категории "мужское–женское". Процессы схематизации информации высоко избирательны и способны навязывать индивиду структуру и значение огромного множества входящих стимулов.

Теория гендерной схемы рассматривает восприятие как конструктивный процесс, то есть созидательный, творческий, а не просто копирующий. При этом процессе происходит взаимодействие между входящей информацией и существующей у индивида схемой. В конце концов это взаимодействие и определяет то, что воспринимает индивид.

Следующий этап усвоения половой роли связан с внедрением гендерной схемы в структуру Я-концепции ребенка. Дети учатся применять схему не только для селекции поступающей извне информации, но и в отношении к самому себе. Дети выбирают из множества возможных человеческих характеристик только те, которые определены в данной культуре как приемлемые для его или ее собственного пола и поэтому подходят для организации разнообразного содержания Я-концепции.

Таким образом, Я-концепция детей становится типизированной по полу (полотипизированной), и два пола воспринимаются различными не столько по степени выраженности личностных свойств, сколько по выраженности характеристик, присущих тому или иному полу. Одновременно с этим дети обучаются оценивать свою личность на соответствие гендерной схеме (так их дисциплинируют родители и посторонние люди), противопоставляя другому полу собственные предпочтения, отношения, поведение, свойства. Взрослые очень редко замечают и говорят: "Какой сильной стала девочка" и "Как нежен мальчик", но часто подчеркивают эти качества у противоположного пола. Гендерная схема становится предписывающей, диктующей стандарт поведения.

С. Бэм подчеркивала, что теория гендерной схемы – это теория процесса, а не содержания. Полотипизированные индивиды отличаются от других индивидов не степенью женственности или мужественности, а по тому, в какой степени их Я-концепция и поведение организованы на основе гендерной схемы.

^ Какие условия способствуют утверждению в сознании и Я-концепции гендерной схемы?

1. Это те условия, при которых категория "пол" становится приоритетной над другими социальными категориями в процессе познания окружающей действительности. Социальный контекст делает категорию "пол" значимой частью большой ассоциативной схемы, то есть идеология и практика культуры создают ассоциации между этой категорией и широким спектром других категорий поведения, характеристик.

2. Условия, при которых социальный контекст определяет данную категорию как имеющую широкое функциональное значение. Иными словами, создает множество институтов, норм, табу, разделяющих людей, и организует поведение и отношения на этой основе.

Почти во всех обществах растущего ребенка обучают двум важным вещам, связанным с полом: во-первых, сети связанных с полом ассоциаций, которые действуют как когнитивная схема; во-вторых, тому, что дихотомия мужского и женского имеет место практически в любой области человеческого опыта. Отсюда представители теории гендерных схем считают, что дети, скорее всего, были бы менее гендерно-схематизированными и, следовательно, поло-типизированными, если бы общество ограничивало ассоциативную сеть, связанную с полом, и перестало настаивать на функциональной значимости гендерной дихотомии.

^ Как воспитывать гендерно не схематизированных детей?

С. Бэм предлагает две стратегии.

Первая состоит в том, чтобы объяснить детям различия между полами не на основе внешних признаков (одежда, стиль поведения), а на основе биологических факторов. Объясняя детям, что мужчины и женщины имеют анатомические и репродуктивные различия, родители ограничивают функциональную значимость пола и тем самым тормозят процессы гендерной схематизации.

Вторая стратегия состоит в том, чтобы дать детям альтернативную схему, с помощью которой они будут перерабатывать социальную информацию и интерпретировать культурные ассоциации, когда культура им их предложит. Альтернативная схема помогает человеку выстроить сопротивление против уроков доминантной культуры и позволяет оставаться асхематичным, даже живя в гендерно-схематизированном мире. В качестве вариантов альтернативных схем могут быть использованы следующие схемы: 1) акцентирование индивидуальных различий, а не половых (не девочки любят наряжаться, а Маша любит наряжаться); 2) сравнение во временном аспекте ситуаций, отражающих наличие дискриминации по признаку пола (акцент на уменьшении явлений сексизма в западных странах в последние годы); 3) анализ проявления культурного релятивизма – информирование о полоролевых предпочтениях, существующих в разных культурах и отличающихся от традиционных западных стандартов (в Африке наряжаются и украшают себя мужчины, а не женщины).

Основной вопрос, на котором необходимо акцентировать внимание студентов – это вопрос о психологических механизмах и способах гендерной социализации.

^ Психологическими механизмами гендерной социализации являются: процесс идентификации (психоаналитическая теория); социальные подкрепления (теория социального научения и половой типизации); осознание, понимание половой социальной роли (теория когнитивного развития); социальные ожидания (новая психология пола), гендерные схемы (теория гендерной схемы). В отдельности каждый их этих механизмов вряд ли может объяснить гендерную социализацию.

Американский социолог Рут Хартли выделяет четыре основных способа конструирования взрослыми гендерной роли ребенка: социализация через манипуляции, вербальная апелляция, канализация, демонстрация деятельности.

Пример первого процесса: озабоченность матери внешностью ребенка-девочки, второго – частые обращения в стиле "ты моя красавица", подчеркивание ее привлекательности. Ребенок приучается смотреть на себя глазами матери, а вербальная апелляция усиливает действие манипулятивного процесса. Девочка получает представление о том, что внешний вид, красивая одежда – это очень важно. "Канализация" означает направление внимания ребенка на определенные объекты, например, на игрушки, соответствующие игре в "дочки-матери" или просто имитирующие предметы домашнего обихода. Дети часто получают знаки социального одобрения за игру с игрушками, "соответствующими своему полу". "Демонстрация деятельности" выражается, например, в том, что от подрастающих девочек гораздо чаще, чем от мальчиков, требуют помощи по дому. То есть девочки учатся вести себя, действовать "как мама", мальчики – "как папа".11


2. Гендерная автобиография

2.1. Саморефлексия. Ф.И.О.


Инструкция. Вспомните свое раннее детство и школьные годы. вспомните отношение к себе как представителю определенного пола, ваших родителей, родственников, учителей. На основе воспоминаний напишите свою гендерную автобиографию, опираясь на предложенный план.

  1. ^ С какого возраста вы себя помните?

4-5 лет

Когда вы впервые почувствовали различия между мальчиками девочками,

6 лет

мужчинами и женщинами?

15 лет

Когда вы заметили разное отношение взрослых к мальчикам и девочкам?

^ 6 лет

  1. С кем вы предпочитали играть в возрасте 5-8 лет?

С девочками

Помните ли вы свои любимые игрушки?

Большой пупс в коляске, велосипед, плюшевый медведь.

Кто были любимыми сказочными героями и героями мультфильмов?

^ Золушка, Василиса прекрасная.

Любимые игры:

Спокойные, одиночные

Какова была ваша одежда и внешний вид в раннем детстве

Аккуратность, импортные вещи

в младших классах

Аккуратность, бантики

в подростковом возрасте?

Модно

  1. что вам говорили в детстве, какой должна быть девочка

Аккуратной, доброй, внимательной, чувствительной

каким должен быть мальчик

^ Сильным, ответственным

Как вам давали понять, какого поведения от вас, как от мальчика или девочки, ждут окружающие?

На примерах из жизни

  1. Гендерные процессы в школе.

Поведенческие модели, насаждаемые учителями: различались ли для мальчиков и девочек?

^ Одинаковое для мальчиков и девочек

Отношение учителей к успеваемости и дисциплине мальчиков и девочек – было ли оно различным?

К успеваемости одинаковым, к дисциплине различным

  1. Отношения с родителями.

Кто из родителей был вам ближе?

в дошкольном

^ Мама

младшем школьном

Мама

подростковом и юношеском возрасте

Мама

Какие правила отношений между представителями разного пола существовали в вашей семье?

^ Глубокое уважительное отношение к мужчине, послушание

Каким моделям отношений вы стараетесь следовать?

Уважать и ценить себя

  1. Какие качества вы больше всего цените в мужчинах, какие – в женщинах?

^ В мужчине – ответственность, силу, заботу и внимание по отношению к женщине

В женщине – нежность, доброту, заботу и внимание по отношению к мужчине

Почему?

^ В мужчине – охотник, добытчик

В женщине – хранительница очага

Считаете ли вы, что женщины и мужчины страдают от гендерных стереотипов и норм, распространенных в обществе?

Мужчина должен быть сильным, смелым, хорошо зарабатывать, чтобы содержать свою жену (женщину) и детей. В современном обществе мужчины поменялись своими функциями с женщиной, в некоторых ситуациях женщина берет на себя ответственность за содержание семьи и проявляет заботу по отношению к своей семье, выступает в роли и добытчицы, хранительницы очага и психоаналитика для своего мужа (мужчины), в то время, когда (муж) мужчина, испытывает глубокую депрессию лежа на диване из-за невозможности достаточно зарабатывать и проявлять заботу, т.е. исполнять функции своего предназначения в семье.

  1. ^ Кто (или что), по вашему мнению, в большей мере повлиял на сложившиеся у вас гендерные взгляды и представления?

Родители, подруги, друзья, близкий друг.

  1. Выделите наиболее часто встречающиеся механизмы, приемы, способы, используемые окружающими для формирования вашей идентичности и ваших гендерных представлений.

  • Выражения типа: «Ты сегодня очень красивая», «Хорошо выглядишь»;

  • Открывают передо мной двери, подают руку, дают мне возможность почувствовать себя слабой.



^ 2.2. Анализ и обобщение результатов


1) систематизация и выделение наиболее часто встречающихся механизмов и способов, определяющих характеристики гендерной идентичности;

В семье меня воспитывала мама, я всегда стремилась быть похожей на нее, папа же мало принимал участие в моем воспитании, т.к. он много работал и постоянно был в командировках, я мало с ним общалась. По отношению к отцу мы с мамой всегда заботились о нем, в доме выполняли женские обязанности, а папа был «добытчиком». Отношение к отцу у нас в семье строилось с глубоким уважением и послушанием.

2) систематизация гендерных представлений.

Представление о своей гендерной принадлежности у меня всегда складывалось ровно, т.к. мама у меня всегда заботилась как о себе, так и обо мне, чтобы мы выглядели всегда красиво, ухожено, аккуратно, модно, делали красивые прически и заботились о папе.


Используемая литература


1. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

2. Большой толковый психологический словарь. Т.1. / Пер.с англ. А.Ребер. – М.: ООО "Изд-во АСТ"; Изд-во "Вече", 2001.

3. Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.

4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002.

5. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 1998.

6. Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Генетические проблемы социальной психологии. – Минск, 1985.

7. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. – 1987. – №4.

8. Тартаковская И.Н. Социология пола и семьи. – Самара, 1997.

9. Шевченко Л.А. Гендерная психология. Учебное пособие. – Харьков: ООО «МИТ», 2004   100 с.

10. Bem S. Gender Schema Theory and Its Implications for Child Development // Signs: Journal of Women in Culture and Society. – 1983. – Vol.8. – №4. – P.598-615.



1 Большой толковый психологический словарь. Т.1. / Пер.с англ. А.Ребер. – М.: ООО "Изд-во АСТ"; Изд-во "Вече", 2001.

2 Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

3 Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.

4 Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002.

5 Коломинский Я.Л., Мелтсас М.Х. Полоролевое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Генетические проблемы социальной психологии. – Минск, 1985.

6 Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. – 1987. – №4.

7 Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.: Питер, 2002.

8 Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 1998.

9 Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. – 1987. – №4.

10 Bem S. Gender Schema Theory and Its Implications for Child Development // Signs: Journal of Women in Culture and Society. – 1983. – Vol.8. – №4. – P.598-615.

11 Тартаковская И.Н. Социология пола и семьи. – Самара, 1997, (с. 70)



Скачать файл (80 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации