Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Эссе. Анализ произведения античного автора: Луций Апулей Метаморфозы или Золотой осел - файл 1.doc


Контрольная работа - Эссе. Анализ произведения античного автора: Луций Апулей Метаморфозы или Золотой осел
скачать (50.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc51kb.17.11.2011 13:20скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Анализ произведения античного автора:

Луций Апулей

«Метаморфозы» или «Золотой осел»


Луций Апулей (лат. Lucius Apuleius Platonicus; около 124, Мадавр, Северная Африка – около 180)  – древнеримский писатель, философ-платоник, ритор. Писал на греческом и латинском языках.

Принадлежал к знатной семье и учился сначала в Карфагене, затем в Афинах, где познакомился с греческой литературой, особенно с философией Платона. Отсюда он переселился в Рим, где занимался некоторое время адвокатурой. Все свое состояние, наследованное от отца, потратил, в основном, на путешествия, во время которых был посвящен в различные мистерии. Вернувшись на родину, женился на богатой вдове, родственники которой обвинили его в том, что он добился этого посредством колдовства. Апулей публично защищал себя и был оправдан, его «Apologia» («Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии») существует и теперь. Репутация, которой пользовался Апулей у соотечественников, была достаточно высокой, он удостоился двух статуй в свою честь (в Мадавре и Карфагене) и был сделан жрецом.

Апулей написал несколько философских сочинений, из которых некоторые дошли до нас: «Флориды» (Florida - сборник отрывков из речей и риторических декламаций), Об учении Платона (De Platone et eius dogmate); О божестве Сократа (De deo Socratis), О мире (De mundo – перевод трактата Псевдо-Аристотеля). Согласно Кассиодору (Institutiones. 2.04), Апулей первым перевел на латынь «Введение в арифметику» Никомаха Геразского.

Одно из самых интересных произведений, написанное Апулеем примерно в 153 году, - «авантюрно-аллегорический» роман «Metamorphoseon libri XI» в одиннадцати книгах. Поначалу роман имел только это название, но в V в. Аврелий Августин назвал его «Осел» («Asinus»). Позднее за романом закрепилось название «Золотой осел» («Asinus aureus»). Есть версия, что Апулей пользовался сборником так называемых «милетских рассказов» (несохранившимся; ещё в древности им приписывалось авантюрно-эротическое содержание) или так же не дошедшим до нас сочинением некоего Лукия из Патр, лица исторически недостоверного. Одним из возможных источников считается позднегреческая сатирическая повесть «Лукий, или Осел» – возможно, подражание Лукию Патрскому или пересказ его произведения; долгое время она неверно приписывалась Лукиану Самосатскому.

Роман в наибольшей мере обнаруживает свою зависимость от философии Платона. Для Апулея самым важным в ней было учение о человеческой душе, которая нашла свое иносказательное воплощение на самых разных уровнях структуры романа.

В «Метаморфозах» легко выделяются три части: основная сюжетная линия, сказка, XI книга. Стиль, поэтика, образный строй каждой из них в аллегорической форме воплощает платоновские представления о трехчастной душе.

Сюжетом романа является жизненный путь главного героя Луция в образе осла. Средняя часть Метаморфоз кажется фрагментарной и бессвязной, поскольку заполнена примерно двадцатью свободно перетекающими одна в другую новеллами, которые посвящены главным образом любовным приключениям. Жизненный путь в оболочке метаморфозы в романе дан как в основном сюжете жизненного пути Луция, так и во вставной новелле об Амуре и Психее, которая является параллельным смысловым вариантом основного сюжета.

Несомненная связь между романной историей Луция и сказочной историей Психеи – наказание за любопытство и обретение счастья путем страдания. Человек, идущий по дороге страстей и пороков, становится игрушкой в руках судьбы; он обречен на скитания, унижения, взлеты и падения и лишь после очищения возвращает себе свою подлинную сущность – вот о чем рассказывает роман Апулея. Автору хорошо известны вкусы современных ему читателей, поэтому можно сказать, что образ Луция – собирательный образ любопытного молодого человека.

Огромное разнообразие лиц и жизненных ситуаций, с которыми сталкивается Луций-осел, показано талантливым писателем, в совершенстве владеющим приемами риторики своего времени. Изысканные обороты, пышные фразы, высокий стиль, неожиданная игра слов – не самоцель, а лишь средство, контрастный фон, помогающий раскрыть символическое содержание романа.

Вся судьба главного героя представлена как бы в двойном преломлении: мир глазами Луция-человека и мир с точки зрения Луция-осла. Это преломление весьма символично: Луций-человек живет в окружении всевозможных сверхъестественных вещей, а фантастический Луций-осел естественно вписывается в реальную будничную жизнь. Везде, куда бы ни пришел Луций-осел, он видит проявления лжи, жестокости и вероломства. Находясь словно в центре колдовского круга из всех этих историй, герой постепенно постигает скрывающуюся под разными личинами стихию неуничтожимости злого начала мира.

Практически до самого конца непонятно, что историю Луция рассказывает жрец Исиды, так как все содержание «Метаморфоз» облачено именно в форму огромной речи-воспоминания Луция. По замыслу Апулея, первые десять книг написаны в легкой юмористической манере, но это уравновешивается серьезностью содержания XI книги, в которой Луций обращается с мольбой к богине Исиде. Богиня обещает спасение, но с тем, чтобы его дальнейшая жизнь была посвящена служению ей.

Можно говорить и о том, что главный герой отражает мысли и эмоции самого автора. Так, например, в любопытстве главного героя, в его желании узнать секреты магии можно увидеть характер самого Апулея, который также интересовался различными чудесами и мистериями и также не избежал наказания за эту беспокойную привычку. Если любопытство осла втянуло его в различные злоключения, позволило услышать различные анекдоты и истории, то любопытство Апулея определило его жизненный путь: его путешествия, стремления к наукам, практику в медицине, сочинение любовных поэм, то есть всю его многообразную деятельность. В образе главного героя отразились философские взгляды Апулея.

Тема метаморфозы играет в романе Апулея важнейшую роль. По традиции метаморфозу претерпевает только внешность героя, характер и внутренний мир остаются без изменений. Метаморфоза является следствием мыслей и действий героя, изменение его облика только обнаруживает скрытый строй его души.

У Апулея метаморфоза носит частный, изолированный, магический характер. Метаморфоза стала формой осмысления и изображения частной человеческой судьбы. Луций Апулей был последователем взглядов Платона, а в восприятии платоников метаморфоза обычно бывает наказанием за какие-то проступки. Душа Луция была наказана за любопытство, которое у древних египтян считалось пороком. Можно также отметить, что на абстрактном, аллегорическом уровне Луций повторяет судьбу Психеи, пострадавшей из-за своей наивности и любопытства. Фольклорные по происхождению истории были переосмыслены Луцием в философском ключе. Апулей создал в образе главного героя удивительное отражение человеческой души.


^ Список использованной литературы



  1. Луций Апулей «Метаморфозы» или «Золотой осел», www.velib.com.

  2. Полякова С. В. «Метаморфозы» или «Золотой осел» Апулея. – М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988.

  3. Федина Н.И. Магическое зеркало Апулея. Сборник трудов ученых РГАФК 1999 г. – М., 1999.

  4. Григорьева Н. Магическое зеркало «Метаморфоз» // Апулей. Метаморфозы и другие сочинения. М., 1988.

  5. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., «Худож. лит.», 1975.



Скачать файл (50.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации