Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Экономические теории, объясняющие природу - файл


скачать (319.6 kb.)


Тема 1. Фирма в рыночных условиях. Внутренняя и внешняя среда фирмы, их характеристика
1. Фирма как субъект рыночной экономики

2. Внутренняя среда и ее переменные

3. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия


  1. Экономические теории, объясняющие природу фирмы

В хозяйственной жизни общества фирма предстает субъектом деловых отношений, конечной целью которой является получение прибыли. Бизнесом – выгодным делом – занимаются все субъекты рынка, начиная от домохозяйств, осуществляющих «потребительский бизнес», обменивая свои деньги на товары, обладающие для них большей ценностью, и заканчивая работниками, которые эти товары создают в «трудовом бизнесе». Фирма – основное звено в предпринимательском бизнесе, который выступает заманчивым и одновременно трудным путем к обогащению.

В строгом смысле слова предпринимателями являются только те деловые люди, чье поведение на рынке отличается поисковым, инновационным характером. Так, по оценке выдающегося теоретика предпринимательства Йозефа Шумпетера (1883–1950) предпринимательский инновационный дух – единственное реальное основание безграничной эффективности капитализма. Всеобщей организационной формой предпринимательства и выступает фирма. Фирма – это обобщенное название, применяемое ко всем организациям бизнеса.

Основными характеристиками фирмы как первичной организационной единицы предпринимательства являются:


  • юридическая самостоятельность: фирма является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствующих государственных органах;

  • производственная самостоятельность: фирма самостоятельно решает, что, где и каким образом производить и продавать;

  • финансовая самостоятельность: фирма самостоятельно распределяет получаемый доход;

  • организационная самостоятельность: фирма самостоятельно выбирает тип внутренней организации.

В целом фирму можно определить как самостоятельный территориально и ресурсно обособленный комплекс, осуществляющий процессы производства продукции и воспроизводства израсходованных ресурсов. Фирма может состоять из одного или нескольких предприятий. Понятие предприятие используется для обозначения первичного технологического образования (завода, фабрики). Однако на практике часто понятия фирма и предприятие используются как синонимы. Фирма осуществляет обмен с другими субъектами рынка с соответствующей трансформацией: обмен денег на ресурсы – комбинирование и объединение ресурсов в производственном процессе – получение продукции – обмен этой продукции на сумму денег, превышающую первоначально затраченную. Фирмы, в отличие от рынка, основывают свою деятельность на иерархическом принципе организации. Получается, что рынок обеспечивает свободу, а фирма ее ограничивает; рынок основан на безличностном механизме ценовых сигналов, а фирма – на власти, персонифицированной в лице руководителей. Возникают вопросы:

Почему экономика не может существовать в виде «сплошного» рынка, где каждый человек является мини-фирмой; зачем нужно создавать настоящие фирмы?



  • Почему внешняя среда фирмы – рыночная, а внутренняя иерархическая?

  • Чем определяется величина фирмы, и может ли фирма расшириться до масштабов отрасли, вообще вытеснив рынок?

Ответы на эти вопросы предполагают учет следующих обстоятельств:

  • в процессе налаживания отношений между рыночными субъектами возникают трансакционные издержки – затраты на изучение возможностей деловых сделок и их оформление;

  • если бы экономика являлась «сплошным» рынком, состоящим из одних физических лиц, то трансакционные затраты были бы очень велики из-за множества мини-сделок. Способом снизить эти затраты является организация фирм. Многие трансакции дешевле осуществлять внутри фирмы, без посредства рынка, используя иерархический порядок, так как для производства определенного вида продукции фирма привлекает специализированные ресурсы, причем на долгий срок.

В отличие от использования общих ресурсов, ценность которых одинакова и внутри, и вне фирмы, предприниматель стремится к тому, чтобы все по-своему уникальные ресурсы были хорошо «сцеплены», обеспечивали в результате взаимодействия синергетический эффект (2 + 2 = 5) и поэтому имели максимальную ценность применения именно в данной фирме. Однако кроме явных плюсов использование специфических ресурсов рождает и определенные трудности, связанные с тем, что расходы на приобретение этих ресурсов, приспособленных к взаимоотношениям с определенными партнерами, во многом являются безальтернативными (экономисты их называют безвозвратными). Этим могут пользоваться недобросовестные партнеры, понимая свою исключительность и ведущие себя оппортунистически, ухудшая экономическую ситуацию для связанных с ними агентов. Когда ресурсы не являются специфическими, недобросовестное поведение контрагента может вызвать сожаление, но ситуацию легко исправить путем нахождения другого подходящего партнера. Но чем специфичнее ресурсы, тем сложнее переключиться на другого партнера без особых экономических потерь. Поэтому в данном случае предпочтительнее иерархия, допускающая введение системы прямого контроля за выполнением обязательств (любые формы проверок, ревизий, инвентаризаций, аттестации работников), что было бы крайне затруднительно при общении с независимыми поставщиками товаров и услуг.

То обстоятельство, что ресурсы приобретаются на длительный срок, рождает еще одно затруднение – невозможность оформить взаимоотношения партнеров через «настоящий» классический двух- сторонний контракт, где в письменной форме юридически унифицированы все условия, четко оговорены права и обязанности сторон, сроки сделки, форс-мажорные обстоятельства. Если все взаимоотношения партнеров были бы подобным образом контрактированы на каждую сделку, то фирма только бы и занималась этой бумажной работой, и трансакционные издержки были бы просто огромны. Поэтому фирма заменяет потенциальное множество отдельных трансакций по привлечению факторов производства одним-единственным долго- срочным (отношенческим) контрактом. Это взаимовыгодный кон- тракт, где в письменном виде фиксируются лишь самые базовые условия и неформальные устные договоренности преобладают над формальными: работники и руководитель как бы «доверяются» друг другу. Это доверие строится на иерархии, выгодной и руководителю (экономятся издержки), и работникам (не нужно брать на себя ношу ответственности и риска).

Фирма возникла не только как более дешевый «способ управления сделками» (О. Уильямсон), ее формирование можно объяснить также попыткой уменьшить неопределенность и риск рыночной экономики. Американский экономист Ф. Найт, научный вклад которого в развитие теории предпринимательства и прибыли остается в числе других ученых на вооружении современной экономической науки, писал, что при наличии неопределенности само «делание» чего-либо

… становится поистине второстепенным в жизни; первостепенной проблемой … становится решение – что делать и как это делать… Уверенные в себе и азартные принимают на себя риск или страхуют сомневающихся и робких, гарантируя им заранее определенный до- ход в обмен на действительный результат труда. Но чтобы уменьшить риск, фирмы создают вокруг себя сетевое институциональное пространство взаимодействия с другими фирмами, позволяющее внести некую гарантированность и предсказуемость в рыночную стихию (создание системы платежа, кредитования, страхования, поручительства; посреднических, консалтинговых, аудиторских учреждений; организаций для защиты групповых интересов производителей и потребителей и т.д.).

Механизм иерархии тоже не беззатратен и обходится тем дороже, чем больше размеры фирмы. Административные издержки, связанные с издержками управления, контроля, организации труда и действенной системы стимулирования, составления отчетности, растут, как снежный ком, и искажаются информационные потоки. Поэтому вопрос об оптимальных размерах предприятия решается в сопоставлении рыночных и административных регуляторов. Критерий выбора прост (конечно, только теоретически) величина трансакционных издержек. Как только внутрифирменные административные затраты начинают превышать внешние рыночные трансакционные издержки, фирма становится неэффективной, и ее размер следует ограничить. Можно сделать вывод, что ни у рынка, ни у внутрифирменной иерархии нет друг перед другом абсолютных преимуществ.

Экономисты долгое время не «замечали» существования трансакционных издержек и строили свои модели без учета этого фактора. Рассмотрим основные теоретические подходы к определению и целеполаганию фирмы. Это представляет не столько исторический интерес, сколько важно для уяснения других тем курса, где рассматриваются принципы поведения производителей, алгоритмы их производственных решений при различных типах рынка, что напрямую зависит от знания целей, которые ставит перед собой фирма как таковая.






Скачать файл (319.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации