Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции по истории искусств - файл 1.docx


Лекции по истории искусств
скачать (42.4 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx43kb.17.11.2011 13:40скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...

  1. Периодизация искусства Древнего Египта и его основные памятники.

Розеттский камень с иероглифами – найден в кон.18в., расшифрован Шампольоном.

  • Раннединастический период: ХХХ-XXVI вв.

  • Древнее Царство: XXVI-XXII вв.

Палетка Нармера – сделана в честь победы Южн.Египта над Сев., изображены сцены сражений и победы. Гробницы фараонов – пирамиды: ступенчатая Джосера в Саккаре, Хеопса и Хефрена в Гизе. Большой сфинкс ф. Хефрена в Гизе. Строгие каноны.

  • Первый междинастический период: XXII-XX вв.

  • Среднее Царство: XX-XVII вв.

Децентрализация, сила местных вельмож, строили себе свои гробницы, пирамиды меньше по размерам (усыпальница царя Ментухотепа II). Каноны преобладают, но меньше.

  • Второй междинастический период: XVII-XVI вв.

  • Новое Царство XVI-XI вв.

Вместо гробниц – архитектура храмов. Погребальный комплекс царицы Хатшепсут, колонны Мемнона (Фивы). Храм Амона в Луксоре, Храм Амона в Карнаке. Амарнское искусство – эпоха ф. Эхнатона – реформы, против жрецов, внимание к душевным состояниям людей. Тутанхомон – реакция. Храм Рамзеса II в Абу-Симбеле - посл. памятник монументальн. египетск.иск-ва. Иссякание творческой энергии, хотя высокое мастерство.

  • Третий междинастический период XI-VII в.

  • Позднее Царство VII в. – 332 г. до н.э.

  1. Крито-микенское искусство. Кносский дворец. Микены.

Эгейское иск-во.

  • Критский п-д – расцвет. 1я половина II тыс. до н.э.

Кносский дворец (раскопан в 1900 А. Эвансом). С фресок Кносск.дворца («Парижанка», «Царь-жрец») начинается европейская живопись – натуральность, жазненность, не религия: животные, битвы с быком (тавромахия), условные изображения людей. Некая катастрофа, упадок, развитие искусства на материке.

  • Микенский п-д. XVI-XIII в. до н.э.

Воинственное искусство, более практично, не созерцательно. Львиные ворота в крепость Микен (циклопическая кладка, изображение львов), Сокровищница Атея (полый курган), обилие золотой чеканки («златообильные Микены», Гомер), погребальные маски (Маска Агамемнона), оружие (на ножнах – сцены охоты), галерея в Тиринфе (стрельчатая циклопическая кладка).

  1. ^ Эволюция древнегреческой вазописи. Геометрический, чернофигурный и краснофигурные стили.

Вазопись – декоративная роспись сосудов керамическим способом: спец.красками и последующ.обжигом. Подписи авторов. Центры – Афины, Коринф.

  • Геометрический стиль (примерно гомеровская эпоха)

  • Чернофигурный стиль (примерно архаика)

Уменьшение роли орнамента, развитие сюжета, пластика, менее примитивные изображения. Эксекий, Пасиада, Хареса.

  • Краснофигурный стиль (примерно классика)

Новые лаки, компенсация неудобной формы вазы, хор.прорисовка, мифологические, жизненные сцены

  1. Эволюция древнегреческой скульптуры. Архаика и классика. Мирон. Поликлет. Лисипп. Пракситель.

  • Гомеровский п-д – 9-8в до н.э.

  • Архаика – 7-6в до н.э.

куросы (раздеты), коры (одеты) – мрамор, архаическая улыбка, статичность, фронтальное изображение. (Либо памятники победителям олимпиады, либо погребальные статуи)

  • Классика – 5-4в до н.э

    • Ранняя классика (греко-персидские войны)

Мирон (идея движения, нет статики – «Дискобол»)

    • Высокая классика (торжество греков-победителей, главенство Афин)

Поликлет - «Дорифор» (копьеносец), «Диадумен» (повязыв.повязку), «канон Поликлета» - свод правил о пропорциях.

    • Поздняя классика (нач.упадка)

Пракситель «Гермес с Дионисом» (чувствунная красота, одухотворенность). Лисипп «Отдыхающий Геракл» (придворн.художник А.Македонского, драматизм).

  • Эллинизм 330е гг до н.э.

Ника – идеал женск.фигуры. Носитель нового идеала – Венера Милосская (сейчас в Лувре).

  1. 

  2. Афинский Акрополь. Общая характеристика ордерной системы.

Перестроен после греко-персидских войн. Сооружения: храм Афины-Девы (Парфенон - Зодчие Иктин и Калликрат. 447-438 гг. до н.э.), храм Эрехтейон, статуя Афины в центре, Пропиллен (ворота), храм Ники, Пинакотека (собрание картин). Периптер – тип греческого храма, прямоугольник, окруженный колоннами. Скульптор Фидий – фриз на Парфеноне (сейчас в Брит.музее).

Ордерная система – единая мерка при строительстве зданий. Несущие части – основания (стереобат) и его верхняя платформа (стилобат), стоящие на нем опоры (колонны).Сверху вниз: антаблемент (карниз, фриз, архитрав), колонна (капитель, стержень, база). Основные ордеры – дорический (тяжеловесн.), ионический (стройн., изящн.), у римлян – коринфский.

  1. ^ Искусство эллинизма. Общая характеристика. Пергамский алтарь. Лаокоон.

Греция в упадке, но остается главным средоточением эллинизма. Эллинистическое искусство, потому что местн.школы подражали эллинскому стилю. Идея величия мира, стремление выйти за рамки человеческого и прорваться в мир богов, уход в духовный мир личности. Регулярная планировка городов. Алтарь вынесен за пределы храма (Пергамский алтарь – широкая лестница у входа, внутри рельефы на тему мифа о Телефе, сыне Геракла, снаружи – фриз с битвой олимпийских богов с соперниками-гигантами).

Ника – идеал женск.фигуры. Носитель нового идеала – Венера Милосская (Афродита, сейчас в Лувре).

Скульптурная группа «Лаокоон с сыновьями». Лаокоон был наказан покровительницей греков Афиной за то, что предостерегает троянцев от введения в город оставленного греками коня. Натурализм фигуры, излишняя театральность позы.

Восковая живопись, отсутствие нарочитости, глубина образа – портреты правителей, греческих философов.

  1. Основные памятники древнеримской архитектуры. Новые конструктивные решения.

  • 6в до н.э.-31г до н.э. – Римская Республика

  • 31г до н.э.-476г н.э. – Римская Империя

    • 1в до н.э. – 2в н.э. - Ранняя Империя

    • 2-5вв – Поздняя Империя

    • 395г. – разделение империи на Зап. и Вост.

    • 1в – 313г – раннее христианство

Масштабное градостроительное мышление, массивность. Использование бочарного, крестового, купольного сводов. Использование бетона с облицовкой из камня/кирпича. Термы – огромные бани.

Колизей – римский амфитеатр для гладиаторских боев, 80г н.э., 50 тыс.зрителей, колонны всех ордеров, коридоры, лестницы. Недалеко – арка Тита.

Каждый император хотел украсить римский форум. Лучший – императора Траяна, сохранилась только колонна Траяна.

Пантеон – кругл.храм, массивн.стена для поддержки купола, пропорциональность, посвящен 7 богам.

  1. ^ Эволюция римского скульптурного портрета. Конная статуя Марка Аврелия. Позднеантичная живопись (Помпеи, Геркуланум, Стабии).

Римский скульптурный портрет – реализм, передача характера, преемственность от Греции, в основном в мраморе, лучшие портреты – императоров. Республика – крайний натурализм, Константин – уход к классицизму, врезаются зрачки широким полукругом.

Статуя Марка Аврелия – бронза, Рим, 2й век. Думали, что изображает Константина. В 2 раза больше нат.величины, Марк в солдатском плаще, под коня раньше была скульптура связанного варвара. Прототип конных памятников.

79г – гибель Помпеи. Мозаики на полах. Множество фресок на стенах вилл (вилла Мистерий – изобр.жизнь людей). Живоподобие, трехмерность, иллюстрации к Одиссее, пейзажи, натюрморты, нарис.архитектура.

  1. ^ Общая характеристика раннехристианского искусства. Катакомбы. Римские базилики.

Нелегальное хр-во, катакомбы – подземн.кладбища, укрытия, галереи с прямоугольными помещениями. Фрески с античными мотивами, но с новым пониманием (Христос – пастырь). Оранта – душа усопшего в виде женщины в воздетыми руками. Постепенное упрощение, уход от трехмерности, усиление духовного начала.

313г – Константин разрешил христианство. Первые христ.храмы – базилики (ранее общественные сооружения для разл.мероприятий) – базилика Константина.

  1. ^ Мозаики Равенны. Мавзолей Галлы Плачидии. Церковь Сан-Витале. Базилика Сан-Аполлинаре Нуово.

6 век. Стремление показать духовный мир в вечности, нарочитое нарушение законов перспективы.



Мавзолей Галлы Плачидии – на самом деле церковь, так как Галла похоронена в Риме. Снаружи – аскетичность, простота, внутри – богатое убранство. Нижняя часть – мрамор, купола, арки, закругленные участки стен – мозаика из смальты. «Добрый Пастырь» - Иисус с овцами.

Церковь Сан-Витале – 2 восьмигранника, мощные контрфорсы. Где алтарная зона – симметрично расположены ангелы и святые вокруг Христа. Ниже, на алтарной стене – мозаики с дарами храму от Юстиниана и жены Феодоры.

Базилика Сан-Аполлинаре , Италия – 3 яруса ранневизантийских мозаик: верхн. – евангельские сюжеты, ср. – пророки и святые, нижн. – процессии дев и мучеников.

  1. ^ Собор Св. Софии в Константинополе. Купольная базилика. Общая характеристика крестово-купольного типа православного храма.

6 век, при Константине, Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Укороченная базилика с полусферическим огромным куполом. Сила распора погасается меньшими куполами, колоннами. Окна в основании купола делают его невесомым.

В средневизантийский п-д формируется крестово-купольный тип. Купол опирается на 8 опор, за счет чего увеличивался его размер. Подкупольный квадрат с 4 опорами, полуцилиндрические своды по бокам, столбами делится на 3 нефа, центральный шире, пересекается поперечным нефом (в виде креста, посередине купол).

  1. ^ Искусство раннего Средневековья. Островная школа миниатюры. «Каролингское возрождение»

  • Кон.5в-сер8в – раннее средневековье, dark ages.

Островная школа миниатюры (христианизация британских о-вов), развитие книжности (богослужеб.), книжные минатюры – варварские орнаменты (абстрактность, вариативность). Разл Евангелия (из Кельса, из Дарроу), Британские Кресты (в Кельсе) – гранитные стеллы с примитивным изображением христианских сцен.

  • 8-12вв – Каролингское возрождение (Карл Вел.)

Карл – восст-е единства Европы, империя. Преемственность от Рима, античности. Дворцовая капелла Карла в Ахене – нов. Столице. 1 этаж – 16угольный, 2й – меньше, 8угольный. На 2м – императорский трон.

  • 10-12вв – Романская эпоха

Тяжеловесность, толстые стены, камень, напомин.крепость, полуциркульные формы, кругл.башни, мал.окна. Арх-ра Кельна, Вормса и т.п.

  • 13-15вв – Готическая эпоха

  1. ^ Готический храм. Конструктивные решения. Скульптурное убранство.

Готика зарождается во Фр.в сер.12в, с 13в распр.по всей Европе. Сохраняется базиликальная форма, нов.конструкция свода – каркасная система с нервюрами (ребрами). Нагрузка ложится на опорные столбы, контрфорсы, а не на стены – возможность увеличить окна. Развитие витража, светского изображения. Скульптурный декор заполняет весь экстерьер – библейск., жизн. Сюжеты. Нотр-Дам, Сен-Шапель, Реймс, Шартр.

  1. Джотто

Ит.Возрождение: проторенессанс - 13в – дученто, 14в – треченто; Раннее Возрождение – 15в – кватроченто, Чинквеченто – 16в.

Треченто – Джотто – начало картинописания. Роспись капеллы Скровеньи (обознач.пространство, пейзажный фон, светотень, детали. Религиозный сюжет) естественность сюжета («поцелуй Иуды»). Называли «евангелием для неграмотных».

  1. ^ Мазаччо и итальянское Кватроченто.

Мазаччо – фрески в капелле Франкаччи (Флоренция). Развитие нескольких сюжетов, несколько сцен на одной фреске («Чудо со статиром»), углубление пространства (перспектива), драматизм («Изгнание из Рая»).

Конец кватроченто – Боттичелли «Весна», «Рождение Венеры» - мифологические сюжеты

  1. ^ Фрески Рафаэля и Микеланджело в Ватикане.

Высокое Возрождение – 1500-1510е. Рафаэль – фрески в станцах (комнатах) папской резиденции в Ватикане. Нашел идеал красоты, баланс композиции и содержания. «Афинская школа», «Диспута», «Парнас».

Микеланджело – прежде всего скульптор («Давид», «Моисей», серия умирающих рабов). Роспись Сикстинской капеллы (потолок, 4 г., библейские сюжеты «Сотворение Адама», «Сотворение Евы»)

  1. ^ Ян ван Эйк и нидерландские мастера XV века

Северное Возрождение. Ян ванн Эйк – «Гентский алтарь» (12 сцен, Христос, Дева Мария, Адам, Ева, Поклонение Агнцу и тп.), «Мадонна канцлера Роллена» (тщательная прорисовка одежды, интерьера, пейзажа), различные портреты. Многокрасочность, гармоническая ясность.

Другие мастера – Рогир ванн дер Вейден, Гуго ванн дер Гус, Ганс Мемлинг, кон. 15в - Иероним Босх (мрачные, мистические, средневековые аллегории, конкр.действительность).

  1. 

  2. Альбрехт Дюрер, Альбрехт Альтдорфер и Ганс Гольбейн Младший.

Возрождение Германии. Дюрер – сам вырезал доски для гравюр, делал гравюры на меди, первым начал писать автопортреты. В старости писал книги о пропорциях, из немногих картин тех лет – диптих «4 апостола».

Альтдорфер – один из основателей новоевропейского пейзажа. «Св. Георгий» - листва на большей части листа, внизу – сцена с поединком рыцаря драконом. «Битва Александра с Дарием», «Вид дунайской долины».

Гольбейн – портреты Эразма Роттердаммского, Томаса Мора, Джейн Сеймур (англ.королева), Генриха 8. Изенгеймский алтарь – распятие Христа, натурализм, говорят, писал с утопленника.

  1. ^ Итальянское искусство XVII в. Болонские академисты. Караваджо

В арх-ре – барокко, на площадях – обелиски или фонтаны со скульптурой. Бернини – скульптор-архитектор, колоннада собора Св.Петра и оформление площади рядом.

2 худ.направления – «болонский академизм» (братья Карраччи) и искусство последователей Караваджо (каварджизм) . Принципы болонской академии: облагораживаение натуры, отвлеченность образов, пафос. Героический пейзаж – идеализированный, выдуманный. Караваджо – реализм, необычные персонажи, бытовая живопись. Религиозные темы – новый взгляд.

  1. ^ Рембрандт и голландская живопись XVII в. в коллекции Эрмитажа.

Зал Рембрандта: «Портрет ученого», «Флора», «Прощание Давида с Ионафаном», «Святое семейство», «Портрет старика-еврея» (часто писал евреев из гетто, в старости – старых, в образе стариков – грусть, мудрость), «Молодая женщина, примеряющая серьги», «Возвращение блудного сына» (евангельская притча о блудном сыне) и др.

6 залов – голландская живопись: пейзажисты Ян ванн Гойен, Якоб Рйсдал, бытовой жанр – Ян Стен, Герард Терборх, Питер де Хох, браться Остаде, анималист Пауль Поттер, натюрморты Виллема Класса Хеды, Виллема Калфа. Картины появились еще при Петре, потом и из частных коллекций. Реализм.

  1. ^ Рубенс и фламандская живопись XVII в. в коллекции Эрмитажа.

В молодости жил в Италии, копировал другие картины, учился, потом открыл свою мастерскую, во второй половине жизни много путешествовал. Написал больше 2000 картин: рисовал эскизы – доделывали ученики. В Эрмитаже представлены 53 картины, из них: «Изгнание Агари», «Поклонение волхвов», «Богоматерь с младенцем Христом», «Тайная вечеря», «Христос перед Пилатом», «Персей и Андромеда», разные портреты и др.

Фландр.живопись в Эрмитаже – свыше 500 картин, 140 художников. Ван Дейк (портреты), Якоб Йорданс, Франс Снейдерс.

  1. ^ Пуссен и французский классицизм XVII в.

Возник классицизм на гребне общественного подъема. Основа- рационализм (философия Декарта). Предмет искусства – прекрасное, возвышенное, античные идеалы. Создатель направления – Никола Пуссен. Темы картин – мифология, религия, история. Герои – сильные духом, ответственные перед гос-вом. Общественное назначение иск-ва. Колорит – сильные, глубокие тона. «Святое семейство», «Аркадские пастухи». Другой представитель – Клод Лоррен. (жили в Италии). Во Фр. – придворное иск-во, классицизм с барокко – Симон Вуэ. парадные портреты.

  1. ^ Европейские мастера XVIII века. Ватто, Фрагонар, Гейнсборо, Каналетто.

Рококо. Жан Антуан Ватто – сцены беспечной жизни, смешанные тона, все оттенки любовного чувства, театральность, передний план – как сцена, задний – как кулисы. «Жиль» - грусть, одиночество передано статикой позы. Фрагонар – живя в Риме, писал пейзажи, возвратясь в Париж – празднества, быт, чувственные сцены («Поцелуй украдкой», «Читающая девушка»). Гейнсборо (англ.) – пейзажи для себя, портреты на заказ. В портретах единство настроения людей и природы («Портрет четы Эндрюс», «… Халлет»). Каналетто (ит.) – пейзажи. Писал сначала с натуры без эскизов, потом с камерой-обскурой «Дворец Дожей».

  1. ^ Жак-Луи Давид. Искусство Франции эпоху Наполеона.

Еще с Директории установился неоклассицизм – условный, холодный, римская античность. Ампир. Давид – искал свое направление, в революцию оформлял массовые празднества, пишет для якобинцев, при Наполеоне – первый живописец. При низвержении Наполеона эмигрирует. Исторические сюжеты, политические портреты. «Наполеон в своем кабинете», «Смерть Марата», «Коронация Жозефины», «Клятва Горациев». Последователи: Жироде, Энгр, Жерар, Гро.

  1. ^ Французский романтизм. Жерико, Делакруа.

Появление романтизма – горячий колорит, контрасты, экспрессия, хаотичность композиции. Вражда с представителями школы классицизма. Теодор Жерико – соединил классицизм, реализм, романтизм. Встречался с Давидом. Мало ценился во Фр., жил в Англии, где с успехом выставляется, пишет литографии на бытовые темы. Возвратившись во Фр., пишет портреты сумасшедших.



Делакруа – влияние Жерико. Первая выставлена картина – «Резня на Хиосе» (нападки критики, восхищение молодежи). Вдохновлялся от англ.лит-ры, после поездки в Марокко и Алжир – марокканская тема («Охота на львов в Марокко»).

  1. ^ Североевропейский романтизм. Фридрих и Тернер.

Фридрих – в основном пейзажист, не подписывал свои работы, считая себя соавтором Природы. Первая заказная работа – «Крест в горах» - удивила всех. Выставлялся, избран почетным членом Берлинской академии. «На паруснике» - написана во время свадебного путешествия, возможно изображена семья Фридрихов. Сейчас в Эрмитаже. Фигура созерцателя, мечтателя, увлеченность миром, а не их индивидуальные черты интересуют Фридриха, поэтому часто они спиной («Женщина у окна»).

Тернер – гигантские красочные полотна. Рано признан, выставлялся с 11 лет. В основном пейзажи. Море, тучи, стихия, передача световых эффектов во влажной атмосфере («Дождь пар и скорость», «Пожар парламента в Лондоне», «Снежный шторм»).

  1. ^ Курбе и Мане. Предпосылки импрессионизма.

Курбе – первая выставка – «Автопортрет с черной собакой», в Салоне 1850г. Выставил «Дробильщики камней», «Похороны в Орнане» (21кв.м., ок.50фигур в нат.величину, скончался дед, современник Вел.Фр.Рев-ции, друг в костюме кон.18в как бы вопрошает: какое поколение идет нам на смену? Публика не оценила (грубость исполнения, вульгарность содержания). Курбе не взяли на всемирн.выставку, открыл свой «Павильон реализма» (выразить свое видение эпохи). Борец за новое иск-во, активный участник революции, Парижск.коммуны.

Эдуард Мане - не заинтересовался академ.стилем, не хотели выставлять, выставлялся в частной галерее («Лола из Валенсии», «Уличная певица», «Музыка в Тюильри»), критики назвали «пестрой мешаниной красок». «Олимпия» - голая девушка не смущаясь смотрит на зрителя, вызвала скандал. Частый мотив – городская жизнь. Общался с импрессионастами, но искал свой стиль.

  1. ^ Импрессионизм. Общая характеристика.

1 выставка – 1874, последняя, 8я – 1886. Стремление передать непосредственное впечатление от окружающей среды, прежде всего от современного города. Чистые цвета (например, Сёра писал прибрежный песок в тени – яркосиним). Растворение цвета в свете и воздухе, тем самым разрушение материальности мира. Этюдность, случайность. Клод Моне (нет черного цвета, интересуют эффекты освещения в разное время суток- «Руанский собор»), Писсарро, Сислей (пейзажи), Ренуар (женские модели), Дега.

  1. ^ Постимпрессионизм. Сезанн и Гоген. Ван Гог.

Сезанн – начал с импрессионистами, но потом отказался от импрессионизма, сохранив его технику. Восстанавливает материальность, устойчивость композиции. Нет этюдности, законченные картины. Подписывал «ученик Писсарро». Передача цветом реальности, выявление геометрической структуры природных форм. Но нет конкретности формы, непонятно, какие фрукты, какие ткани, бездушность в портретах, так как его занимает внешняя форма.

Гоген – передача не видимости предметов, а их сущности. Примитивизация формы. Простота, плоскостность, чистые краски, неподвижность поз, нарушение перспективы. Символизм цвета. Стилизация таитянского иск-ва.

Ван Гог – болезненность, экспрессивность, драматизм. Наложение краски резкими параллельными мазками. При жизни был неизвестен.

  1. ^ Творчество Пикассо в 1900–1914 гг. Кубизм.

Начало кубизма – Пикассо «Авиньонские девушки» (еще есть сюжетность, нет перспективы, деформированность, нарочито разная моделировка частей). Вокруг Пикассо собираются молодые художники – объединение «Бато-Лавуар», затем и другие группы. Уход от реальности, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы — обои, куски газет, спичечные коробки. Преобладают натюрморты с предметами из жизни богемы. «Кубистическая тайнопись». Техника коллажа.

  1. ^ Кирхнер и Кандинский.

Кирхнер – основоположник экспрессионизма. Драматическая подавленность человека в мире в геометрически упрощенных, грубых формах, отказ от передачи пространства, несгармонированные тона, ужас перед действительностью, безнадежность. Объединение «Синий всадник» (Кандинский, Марк и др.), с началом 1МВ размежевываются.

Кандинский – один из основоположников абстракционизма. Влияние символизма. «Абстрактный экспрессионизм» (яркие пятна с линиями). Детская непосредственность.

  1. ^ Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке.



В Киеве – кон.30х-нач.50х 11в., крестово-купольный, из плинфы, триумфальность, праздничность – утверждение авторитета кн. Я.Мудрого, могущества Руси. 5 нефов. Изначально было 13 куполов. Фрески потускнели, мозаики на куполе и у алтаря сохранились.

В Новгороде – 1045-1050, кладка грубее и проще, суровее, монументальнее. 5 куполов. Нет такого единства в интерьере. Фрески сохранились частично (изображения Константина и Елены и некот.другие), стены позднее были оштукатурены, сильно пострадал во время ВОВ.

В Полоцке – 1030-1060е. Оригинальное здание не сохранилось, был как и другие, 5 нефов, но не было галерей. 3 апсиды, а не 5. Переходил к Литве и обратно, горел, восстанавливался. Перестроен в стиле барокко в XVIII столетии.

  1. ^ Основные памятники новгородского зодчества XII в.

Николо-Дворищенский собор, 1113

Георгиевский собор Юрьева монастыря, 1119 – на берегу р.Волхов, лаконичность форм, строгость пропорций, 3 нефа, высокие арки сводов, много окон, фрески сохранились фрагментами, 3 разных купола. Последний «монументальный» храм княжеской архитектуры.

Церковь Успения на Торгу

Церковь Спаса на Нередице, 1198

  1. ^ Зодчество Владимирского княжества в XII в.

Успенский собор, 1158-60 и 1185-89 гг – первый при Боголюбском, белокаменный, сгорел в 1185, Всеволод 3 пристроил боковые галереи, увеличил алтарную часть, 5 нефов. Расписан в 1408 А.Рублевым и Д.Черным. Позднее рядом сооружена колокольня.

Церковь Покрова на Нерли. 1165 г. – Боголюбский повелел построить в память о сыне Изяславе, павшем в бою с волжскими булгарами. Небольшие размеры. Апсиды почти не выступают.

Дмитриевский собор. 1194-97 гг. –Всеволод решил строить рядом с Успенским после перестройки того. В честь Св.Дмитрия Солунского.

  1. ^ Храмы Московского Кремля.

Успенский собор, 1475-1479 – А. Фиорванти. Предыдущий обветшал, т.к. русские мастера разучились строить. Белоснежный храм в древнерусских традициях, от искусства Возрождения – четкая геометрия, светлый интерьер.

Благовещенский собор, 1484-89 гг, псковские мастера – домовая (семейная) церковь вел.кн. Использованы приемы различных архитектурных школ Руси. Изящность, нарядность, богатый интерьер. Потом пристроили 4 придела, вызолотили купола.

Архангельский собор, 1505-08гг – Алевиз Новый. Семейная усыпальница вел.князей. Храм в русских традициях, но внешнее убранство на итальянский лад – пилястры вместо лопаток, которые завершались капителями.

Грановитая палата. 1487-91. Зал для приемов.

  1. ^ Феофан Грек и Андрей Рублёв

Феофан Грек (кон.14в-нач.15) – византийский художник, жил в России. Творил в основном в Новгороде. Расписал Церковь Спаса Преображения на Ильине улице («Троица», «Столпники»)

Андрей Рублев (нач.15в) – соборный старец Спасо-Андронникова монастыря. Вместе с Черным расписывал Успенский собор во Владимире («Страшный суд»). Возможно расписывал иконостас Благовещенского собора. Ему принадлежит т.н. «звенигородский чин» («Спас», «Архангел Михаил», «Ап.Павел»). Самая известная работа – «Троица».

  1. Дионисий

Дионисий (кон.15в-нач.16) – мирянин. Многолюдность композиций, лиризм, удлиненность пропорций персонажей, замедленность движений, не прорисовывает индивидуально лица, как Рублев. Обогатил колорит. Фрески в Ферапонтовом монастыре (Собор Рождества Богородицы) – быстро работал, много.


Скачать файл (42.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации