Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Билеты по истории русской литературы XVIII-XIX вв - файл Литература (Ася).doc


Билеты по истории русской литературы XVIII-XIX вв
скачать (71.7 kb.)

Доступные файлы (2):

Литература (Ася).doc262kb.29.06.2011 17:47скачать
Проза Лермонтова дополнительно.docx13kb.30.12.2010 00:57скачать

содержание

Литература (Ася).doc

  1   2   3
1. Поэзия В.А.Жуковского

Жуковский является представителем романтизма, а именно его элегического, психологического направления.

Настоящая фамилия – Бунин. Фамилию и отчество получил от крестного, который затем его усыновил. Незаконнорожденный сын, он не имел права на дворянство и не мог получить наследства после смерти отца. Однако в семью он был принят, и госпожа Бунина воспитала его как родного сына. Отец заботился о его образовании и определил в Московский благородный пансион при Московском университете, ректором которого к тому времени был М. М. Херасков – поэт и масон. Возник новый тип воспитания, который заключал в себе акцент на духовную работу над самим собой. Все это находит отражение в его ранних стихах, в которых он пишет о тонкостях душевного мира, что является отличительной чертой сентиментализма.

Начав с сентиментализма, с ходом времени Жуковский все больше переходит в романтизм. Переходной точкой служит элегия «Сельское кладбище», опубликованная в популярном издании и принесшая ему известность. Это перевод английского поэта-сентиментализма Томаса Грея. Это направление в творчестве принято называть «кладбищенская поэзия». Герой гуляет по кладбищу и размышляет о бренности жизни, о соц. несправедливости. (про крестьян).

Более поздняя поэзия Жуковского развивает ту же тему. Стихи «Певец», «Путешественник» последовательно приводят читателя к мысли, что «могила – верный путь к покою». Жуковский делит мир на земной и небесный. И стремится из первого во второй.

Другой, хоть и близкий, жанр творчества Жуковского – «пейзажные элегии». Например, элегия «Вечер». Первая ее половина посвящена пейзажу, динамической смене картин природы. Но название имеет не только прямой, но и метафорический смысл: это вечер жизни. Стихотворение посвящено смерти Тургенева, и автор обещает другу, что они еще встретятся. Здесь же он приходит к мысли, что единственная возможность что-либо увековечить – это «сохранить воспоминания души», извлекать моменты счастья и хранить их. Эта концепция снимает напряженность размышлений Жуковского и решает его внутренний конфликт.

Финалом элегических произведений Жуковского можно считать элегию «Славянка». Возможно, написана под впечатлением от принятия экзамена у Пушкина. У Жуковского – изображение реки в Павловске, другой императорской резиденции. В элегии долго описывается пейзаж, а потом герой приходит в царскую усыпальницу, и в описание врывается призрак, который попадает, наверное, на небеса, в лучший мир, чем здесь.

Жуковский выводит концепцию, по которой поэт – это человек, которому в силу разных причин частично доступен «высший мир» и более глубокое видение мира. Поэт жаждет небесного в земном, и иногда это небесное ему открывается. Однако для этого нужно, чтобы поэт обладал особыми моральными качествами.


^ 2. Баллады В.А.Жуковского

Жуковский считается отцом русского романтизма, и баллада – его ультраромантический жанр. Он выполняет особую функцию в эстетике романтизма: это не просто фольклор, а основанная на нем возможность выражения национального духа.

Традиция баллад зародилась в Европе – Англии и Германии. Баллады, созданные именно в этих странах, чаще всего переводили русские поэты, в том числе и Жуковский.

Его баллады можно разделить на три типа: «античные», «средневековые» и «русские». Их объединяет общая идея – столкновение человека с судьбой.

^ Античные баллады. Их концепция разработана в Европе. В них столкновение человека с судьбой заканчивается абсолютной идиллией, гармонией, отсутствием конфликта, побежденным злом. Например, баллада «Элевзинский праздник» (перевод Шиллера) – это гимн соединению человека с богами.

Баллада «Поликратов перстень» повествует о том, как Поликрат, желая задобрить судьбу и богов, приносит свой перстень в дар морю, однако вскоре обнаруживает его в рыбе. Ведь жертв не требуется – мир и так прекрасен.

«Иовик и журавли» - одна из трагических античных баллад. Но она заканчивается справедливым возмездием, что тоже является идиллией.

В отличие от «позитивных» античных баллад, которые снимали конфликты, средневековые баллады диаметрально противоположны – в них доминирует конфликт, основанный на христианской философии и божественном провидении.

«Людмила» - первая баллада Жуковского, относится к средневековым. Перевод немецкого поэта Готфрида Бюргера «Ленора». Возлюбленный героини не вернулся с войны, и она ропщет на судьбу, невзирая на то, что это грех. В ответ к ней является мертвец и забирает ее в новый дом – в могилу.

В рамках средневековой концепции Жуковского волнует вопрос противостояния добра и зла: почему за единственную ошибку обязательно последует расплата?

К «русским» балладам относится знаменитое творение Жуковского «Светлана». Идеи ее навеяны «Ленорой» Бюргера, однако произведение настолько переработано, что его можно назвать самостоятельным творением Жуковского. Он всеми силами пытается придать ему русский колорит, ввести читателя в действительность русского средневековья. Героиня помещена в атмосферу святочных гаданий. Светлана зажигает свечи, сидит у зеркала и постепенно засыпает. Во сне ей является мертвый жених, и она в ужасе просыпается. В этот момент к дому подъезжает карета с женихом – живым и невредимым. «Здесь несчастье – лживый сон, счастье – пробуждение». Т.о., «русская» баллада перенимает античные традиции – провидение приводит к добру.

Повесть «12 спящих дев» - одно из непереводных произведений Жуковского, созданное на основе двух баллад: «Громобой» (средневековая) и «Вадим» (русская). Повесть является своеобразным переплетением сюжета и признаков обоих типов баллад.


^ 3. Поэзия К.Н. Батюшкова.

К.Н.Батюшков относится к числу наиболее талантливых поэтов первой четверти XIX века. Его творчество характеризуется как предромантическое.

Родился в 1787 году в старинном дворянском роду. Достаточно рано сложился как самостоятельный поэт. Его первая и последняя книга – «Опыты в стихах и прозе», вышла в 1817, незадолго до того, как им овладела душевная болезнь (1820).

Судьба Батюшкова была связана с военной службой, он принимал участие в трех войнах, в том числе и в Отечественной Войне 1812 года. Его личная жизнь не сложилась. При этом художественный мир Батюшковских произведений называют «светлым, радостным, полным счастья и наслаждения жизнью». Этот диссонанс и составляет одну из самых важных особенностей творчества Батюшкова – двоемирие. Один мир – это реальность, но она затмевается «мечтой» - вторым миром, который существует только в воображении поэта. Но именно существование этого мира и делает поэта поэтом.

Итак, книга «Опыты в стихах и прозе» была разделена на три части – «Элегии», «Послания» и «Смесь». В этом читается еще отголосок классицизма – деление на «средние» и «легкие», и вообще на «неопределенные» жанры.

Первое – «элегии». В русской литературе элегиями назывались стихотворения грустного, «унылого» содержания. Поэт расширяет границы жанра, и пишет не только уже принятые любовные, но и исторические элегии. Например, «На развалинах замка в Швеции». Поэт силой мечты снова переносится теперь в прошлое, где гремела слава, победы, а возвращаясь в наш мир, он видит только пошлость и молчанье. Сюда же относят «Тавриду», в которой он обращается к античности. Вершина - эллегия «Умирающий Тасс». Тобальдо Тасс – один из любимых поэтов Батюшкова. В стихотворении рисуется умирающий Тасс, которому жители Рима, признав его талант, приносят лавровый венок. Так, считает Батюшков, современники не могут признать талант поэта до его смерти.

«Послания» - еще один жанр поэзии. Важной становится фигура друга – внимательного читателя, который сможет увидеть не только то, что написано, но и прочесть между строк. Поэтому жанр «послания » становится так популярен.

Например, «Мои пенаты. Послание к Вяземскому и Жуковскому», в котором поэт приглашает своих друзей в «попить и поспорить». К герою приходит любовь, затем его посещает муза, а потом и приезжают его друзья. Следующая мысль – даже когда он, поэт, умрет, не надо горевать и расстраиваться, надо петь на его могиле, чтобы люди знали, что здесь похоронен поэт. Эта тема развивается в стихотворении «Послание И. М. Муравьеву-Апостолу», где поэт, может быть кем угодоно, не писать стихов, но уметь переноситься в мир мечты и наслаждаться им. Таким образом, поэт у Батюшкова – это не обязательно пишущий стихи, это почти «идеальный человек». Тема непризнания поэта поднята в стихотворении «Легенда о состязании Гомера и Дисиона». Дисион, ученик Гомера, считается победителем в их соревновании, но тем не менее, имя Дисиона забыто, а Гомера помнят до сих пор. Вывод - современники не могут оценить величие таланта.

В 1812 году у Батюшкова наступает творческий и душевный кризис. Одно из его ярких проявлений – стихотворение «Послание к Дашкову». В нем описаны не выдуманные, а реальные впечатления автора. Еще одно послание того времени – «К другу». Это апофеоз разочарования – все прошло, мечты рассеялись, и человек – смертен. Поэтому единственное спасение – в религии.

Трагичный период творчества Батюшкова (1812-1813) заканчивается, и он снова возвращается, если можно так сказать, к радостям жизни. Более зрелый, в нем присутствуют философские, исторические измышления. «Судьба Одиссея» 1814. Одиссей возвращается домой, но он не узнает своей земли и своей родины. Получается, что судьба была почти напрасна, все страдания не обернулись счастьем. Еще одно стихотворение этого же года – «Тень друга». Все в мире – туман, и единственная радость – это не пиры и не мечты, а воспоминанья о былом, о былых радостях и надеждах.

В 1820 году Батюшков сходит с ума. Его творческий путь завершается. Он сыграл одну из центральных ролей в формировании романтизма и оказал большое влияние на А.С.Пушкина.


^ 4. Поэзия гражданского романтизма: Рылеев, Кюхельбекер.

Гражданский романтизм – явление, вскрывающее самобытность русской литературы первой трети 19в. Истоки - глубокое противоречие между отсталыми социальными формами и пробужденным национальным самосознанием, желанием гражданского освобождения для народа и пониманием его права на это. Эстетика этого направления восходит к общим романтическим представлением об отношении искусства к действительности и его созидательных функциях. Подчеркнуто субъективно-личностное осознание жизни, познание ее через самого себя. Преобладают лирические, лиро-эпические и лирико-драматические способы художественного выражения. Столкновение низменных страстей с высоким нравственным самосознанием. Выдвигается образ романтического содружества, объединение людей на базе справедливых законов. Художественная литература становится средством идейного общения.

Романтики отрешались от текущего момента, стремились к масштабности исторического мышления, обозрению тысячелетий и выхватывали близкое им по духу.

Гражданский романизм отличает стилевое разнообразие, наиболее значимыми были «античный» (республика, античный форум, ораторство, боги, драматизм), «древнерусский» (поэтическое летописание, эстетика героизма, живописность) и «фольклорный» (ориентация на устное народное творчество, сквозные народные образы, песенность) стили. Синтез философичности и гражданственности, народности и христианства.

^ Кондратий Федорович Рылеев (1795 – 1826) – один из самых талантливых поэтов-декабристов; он занимался и литературно-критической и издательской деятельностью. В Рылееве были сильны гражданственные устремления, мечты о подвиге, о служению отечеству, он смело выступал как критик судопроизводства, лихоимства, осуждал несправедливость законов и управляющую администрацию.

В большую литературу он вошел сатирой 1820г. «К временщику (подражание Персиевой сатире “К Рубеллию”)» - суровое осуждение Аракчеева, который пришел к власти и творит беспорядки. Известно и стих-е «Гражданин», в котором создан образ идеального сына отечества, борющегося за права и свободу.

Пишет оды. «Видиние». Сюжет: Александр видит привидение бабки Екатерины, которая советует ему не воевать, а обратиться к внутреннему устройству. В оде «Гражданское мужество» (посвящение Мордвинову) автор описывает как военные подвиги генерала, так и не менее блестящую гражданскую деятельность.

К полит.лирике примыкает оригинальный стихотворный цикл «Думы» (1824). В основе этого исторического, лиро-эпического повествования лежит представление о единстве Русской земли. Морально-эстетическим идеалом «Дум» стали поиски бессмертия и мысль об обретении его в патриотизме. Рылеев говорит, что у России есть богатейшая культура, великий язык, котрые стоит беречь, развивать. А вот что-то заимствовать стоит крайне редко. Он пытается соединиться с фольклором.

^ Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797 – 1846) еще, будучи лицеистом, был членом тайных обществ. Его творчество принимало носит гражданственно-романтическое звучание.

Философские искания молодого Кюхельбекера отразились в стихотворении «Первое раскаяние». Это запечатление одного из начальных, незавершенных этапов: демонизм падшего ангела Аббадона будто бы отвергнут, но поэтический контекст стихотворения утверждает несомненность разочарования и душевной печали, утраты гармоничности бытия. Однако в большей степени Кюхельбекеру свойственно осознание святости дела борьбы.

Первое значительное стихотворение «Бессмертие есть цель жизни человеческой» наполнено гражданственными обличениями тиранов, угрозами в их адрес.

20ые годы отмечены расцветом гражданственной лирики («Молитва воина», «К Ахатесу», «К Румью», «Ермолову», «Грибоедову», «Пророчество»). Как бы объединяясь то с Пушкиным – в «греческих мотивах» борьбы за свободу, то с Рылеевым – в открытости гражданских призывов к патриотическому пробуждению. Свободолюбивые, боевые призывы соединялись в его лирике с образом родины, также романтически окрашенным. На ряду с лирическими произведениями Кюхельбекер создает тираноборческую трагедию «Аргивяне», поэму «Кассандра», начинает поэму о Грибоедове. Участвует в издании альманаха «Мнемозина», где публикуется его новаторская литературно-критическая статья «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие», в которой он осуждает унылый, элегический тон тогдашней лирики. Кюхельбекер – защитник действенной, национально-самобытной литературы.

В ноябре 1825г. Вступает в Северное общество. После будет осужден на казнь, но его помилуют и сошлют в Сибирь на пожизненное поселение. Несмотря на это не угасают ни его творческие способности, ни романтический настрой. В период заключения и сибирской ссылки Кюхельбекер создал ряд произведений преимущественно на древнерусскую тему: поэму «Юрий и Ксения», мистерию «Ижорский», трагедию «Прокофий Ляпунов»; ему также принадлежат произведения с античной и библейской тематикой.

^ 5. Художественный мир басен И.А.Крылова

К началу XIX века, к тому времени, когда Крылов стал исключительно баснописцем, он прошел уже большой творческий путь. Он был автором комедий, комических опер, трагедий, сатириком-журналистом и стихотворцем. Менять виды литературной деятельности ему приходилось из-за трудности проведения своих идей через цензуру. В жанре басни для этого открывались наибольшие возможности.

Прекрасный знаток и художник простого языка, всегда сильно наклонный к насмешке и пессимизму, Крылов был как бы создан для басни. Картины общества – и современного ему, и прошлых лет – были воссозданы в его баснях тонким аллегорическим, «эзоповым», языком.

На первый взгляд, басня Крылова – это легкое произведение. Однако смысл басен гораздо глубже, он философский, социальный. Крылов – обличитель «сильных» мира сего, угнетающих народ, но кроме того еще и моралист.

Кто из нас не помнит детской басни «Стрекоза и Муравей»? То, что перед нами аллегория и под насекомыми подразумеваются люди, - мы понимаем. Муравей, трудолюбивый, чинный, справедливый, рассудительный – положительный во всех отношениях герой, оказывается по отношению к Стрекозе невероятно жестоким. За легкомыслие, пустозвонство, недальновидность «попрыгуньи» он наказывает ее неизбежной смертью! Почему? Да потому, что в облике Стрекозы воплощены не простое легкомыслие и беззаботность резвушки, у которой «в мягких муравах» «голову вскружило». Вся его басня направлена против тунеядства и паразитизма определенных личностей как социально-политического явления.

И такой скрытый смысл в каждой из его басен. Посыл самый разный – от личного (в басне «Ларчик» Крылов объясняет читателю, как надо читать его басни, как их понимать; не следует излишне осложнять задачи, нужно попытаться решить ее самыми элементарными и доступными средствами: «ларчик просто открывался») до общественных. К последним относится большинство его произведений. Возьмем самую первую из его басен, которую он много раз переделывал, но которой особенно дорожил и потому постоянно возвращался к ней, - «Дуб и Трость».

В басне «горделивый Дуб» - царь лесов и полей в своей гордыне не солнцу подобен, как принято говорить о царях, а, наоборот, препятствует солнца лучам, лишает света и тепла все окружающее. Бушующий ветр (в вариантах он назван «бунтующим») «доселе» еще не одолел Дуба, хотя Тростинка со злорадством уверяет, что это не навек. Ее уверенность оправдалась: в конце концов ветер «… вырвал с корнем вон \ Того, кто небесам главой своей касался \ И в области теней пятою упирался». Автор утверждает конечную победу «бунта» над внешне могучим самодержавием, несмотря на все предшествующие неудачи.

Подразумевать под гибкой Тростью стоит не народ, чье стихийное восстание автор стремился представить в образе «бунтующего» ветра». Тростинка – интеллигенция, идейно близкая ему. Она склоняется перед бунтующим ветром, а не противопоставляет себя ему.

Можно привести еще много примеров тонкой иронии, сарказма, обличения в крыловских баснях – буквально в каждой. Последовательный ряд царей (бревно, цапля – тиран) в басне «Лягушки, просящие Царя», обретаемых лягушечьим обществом, убеждает читателя, что лучшим может быть лишь самый первый -«осиновый» чурбан», царь полностью бездеятельный, всякий же иной вариант самодержавия – это смена одной тирании другой.

В баснях Крылова нравственное достоинство опирается на вечную ценность- созидательный труд. Этот мотив присутствует в басне «Листы и Корни.» В ней представлена одна из насущных проблем того времени- отношение власти и подчиненных.

Своим творчеством Крылов откликается на все события внешней и внутренней жизни страны. Естественно, он не остался равнодушным к Отечественной войне 1812 года, которой посвятил несколько басен. Наиболее известная из них- «Волк на псарне», где под видом Волка изображен Наполеон, обманувшийся в своих надеждах покорить Россию. Мудрость действий Кутузова в сравнении с молодыми, нетерпеливыми, а иногда и неспособными полководцами Крылов показал в басне «Щука и Кот».

Сюжеты и характеры, мотивы и образы басен Крылова универсальны. И не только потому, что в них раскрываются «вечные проблемы» добра и зла, дружбы и коварства, истины и лжи, подвига и малодушия в их отвлеченных проявлениях. Басни Крылова – образец чрезвычайно емких формул остро политического мышления, обретших художественную самостоятельность и афористическую завершенность.


^ 6. Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» — сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX века, одна из вершин русской драматургии и поэзии. Комедия сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма.

Действие происходит в одной комнате дома Фамусовых на протяжении 24 часов — начинается рано утром и кончается перед рассветом следующего дня.

^ Основная идея трагикомедии: протест свободной личности «против гнусной российской действительности».

Сюжет комедии: Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из-за границы к своей возлюбленной — Софье Фамусовой, которую он не видел три года. Они выросли вместе и с детства любили друг друга, но Софья обиделась на Чацкого за то, что тот неожиданно бросил её, уехал в Германию и «не писал трёх слов»; вопреки ожиданиям Чацкого она встречает его очень холодно. Чацкий приезжает в дом Фамусова с решением взять в жёны Софью. Оказывается, у неё уже другой возлюбленный — живущий в доме её отца секретарь молодой Молчалин. Но он ничего подобного не знал, хотя догадывался, что Софья в кого-то влюблена, но никак не может понять, в кого. На протяжении всей комедии Чацкий пытается понять, кто же избранник его возлюбленной. Чацкий произносит красноречивые монологи, в которых обличает московское общество (идеологом которого выступает отец Софьи Павел Афанасьевич Фамусов), добивается лишь того, что вызывает в обществе слухи о своём сумасшествии, пущенные Софьей. В конце пьесы он решает покинуть Москву.

^ Образ главного героя комедии сочетает в себе все черты идеального человека: высоко развитое чувство собственного достоинства, истинная культура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливым общественным устроем, ненависть к крепостничеству и сочувствие русскому народу.

Сама биография Чацкого напоминает нам биографию передового гражданина декабристской эпохи. У Чацкого было свое имение. В детстве он был взят на воспитание в дом Фамусовых. Но обстановка этого дома, где все отношения построены на лицемерии и обмане, вскоре надоедает молодому Чацкому, поэтому он отправляется путешествовать, "ума искать", искать светлые стороны жизни. Но, вернувшись, Чацкий видит, что московское общество изменилось с тех пор, как он покинул его три года назад: теперь фамусовский мир не потерпит "вольнодумцев" и "якобинцев", не позволит открыто обличать свои пороки в московских гостиных. Добавилось еще больше лжи и лицемерия, глупого чванства и пустого самодурства. 
Подобная обстановка противна Чацкому, но он все равно остается в доме Фамусова, потому что его держит нежная, искренняя и даже наивная любовь к Софье. Его понятие любви совершенно не совпадает с понятием любви фамусовского мира. Возьмем в качестве примера Молчалина. В комедии мы можем видеть его отношения с двумя девушками: Софьей и Лизой. Он не любит Софью, от нее он хочет получить лишь выгоду. Да и чувство к Лизоньке нельзя назвать настоящей любовью - скорее мелкой страстишкой жалкого человека. Молчалин оказывается неспособным на глубокое истинное чувство. В первом случае мы видим корысть и расчет, во втором - только похоть. 

^ В произведении показано столкновение двух противоположных общественных сил: дворянских революционеров и дворян-крепостников, верных устоям старого общества, где действуют «знатные негодяи».


Наиболее ярко этот конфликт раскрывается в столкновении Чацкого и Молчалина. Противоречия у них существуют во всем: в отношении к службе, к стране и к жизни вообще. Бездушный Молчалин живет по принципу, завещанному ему отцом: угождать всем людям, начальнику, его слуге, швейцару и дворнику (во избежанье зла), собаке дворника (чтоб ласкова была). Молчалин – подхалим, низкопоклонник и лицемер. Чацкий же - личность и борец, твердо отстаивающий свои идеи перед целым "ботальоном" противников, оставаясь таким же даже когда его стали считать сумасшедшим.

Несмотря на свою тяжелую духовную драму (осознание того, что его возлюбленная Софья отдала предпочтение самому презренному человеку), Чацкий вышел из борьбы победителем. Мы ясно видим, что никаких путей к примирению с фамусовским обществом у него нет и быть не может. Возмутив спокойствие и "благополучие" этого общества, Чацкий нанес ему первое серьезное поражение .


«Один в поле не воин». – нет, воин, если он Чацкий.


^ 7. Поэзия философского романтизма: Е.А.Боратынский

Один из виднейших поэтов пушкинского периода — Евгений Абрамович Баратынский.

Белинский писал: «Мысль — вот предмет его вдохновения». Эти слова определяют характер поэтической оригинальности Баратынского, которая как раз и заключалась в том, что он, по точному определению Пушкин, мыслил в своих стихах. Очень показательна в этом отношении прямая полемика Баратынского с Батюшковым и Жуковским. Их принцип поэтической деятельности выражен в афоризме: «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь». Для Баратынского этого уже мало: «Что мыслю, то пишу».

^ Баратынский привлек внимание современников прежде всего оригинальной разработкой жанра элегии, которая отличалась у него глубокой искренностью и психологизмом. В самый субъективный вид поэзии он внес большое философское содержание. Анализ раздвоенности, внутренней противоречивости натуры человека, столкновения в его душе добра и зла в первую очередь привлекает внимание поэта. Он не столько описывает душевное состояние героя, сколько стремится объяснить его. Это же относится и к его любовной лирике, в которой намечаются драматические столкновения психологического плана, как, например, в известном «Разуверении», положенном на музыку М. И. Глинкой.

Несомненную роль сыграл Баратынский и в развитии русской романтической поэмы. В своем первом опыте в этом жанре («Эда») Баратынский подчеркивал обыденность происшествия, положенного в основу сюжета, простоту характеров, отсутствие экзотики в описаниях. Тем не менее, полностью уйти от романтических традиций и, в частности, от традиций Пушкина ему не удалось.

^ Близость литературных позиций Пушкина и Баратынского выразилась в том, что оба поэта в 1828 г. совместно выпустили книгу «Две повести в стихах», куда вошли пушкинская поэма «Граф Нулин» и «Бал» Баратынского. Как в этой, так и в следующей поэме «Цыганка» Баратынский переносит действие в московское дворянское общество, критикуя его за лицемерную мораль. Герои поэм — люди бурных, неудержных страстей, которые в конечном счете их и губят. В этих поэмах Баратынский следовал общим принципам романтического искусства. Не случайно сам Баратынский назвал «Цыганку» («Наложницу») «поэмой ультраромантической». Однако- пристальный интерес автора к сложной, внутренне противоречивой психологии его героев, раскрытие двойственности человеческих чувств, диалектической борьбы «добра» и «зла» в их характерах намечают пути к психологическому реализму.

В 30-е годы усиливаются философские мотивы в лирике Баратынского. Он был увлечен идеями немецкого философа Шеллинга, который выдвигал положение о единстве мира, о родстве жизни человека и природы. Это отчетливо выразилось в его известном стихотворении «На смерть Гете». Баратынский одним из первых передавал в своих стихах ощущение таинственной связи человеческой души с природой.

^ Для характеристики миропонимания Баратынского 30-х годов очень важно его стихотворение «Последний поэт», в котором отчетливо выражено типичное для поэта-романтика неприятие идей просвещения: они ведут к промышленному прогрессу, но убивают духовность и поэзию, разрушают гармоническую цельность человека. Стихотворение это вызвало резкую критику Белинского, который считал, что Баратынский не понял требований своего времени и тем самым защищал консервативные идеи. Необходимо учитывать все же, что Баратынский одним из первых затронул вопрос о противоречии между прогрессом цивилизации и духовным обнищанием человека при капитализме. В этом конфликте поэт почувствовал трагическую сторону, придя к выводу о ненужности поэзии для поколений, которые «промышленным заботам преданы…» .


^ 8. Творчество А.С.Пушкина 1814-1820 годов

К творчеству с 1814 по 1820 относятся Лицейский период (1814-1817) и Первый Петербургский период (1817-1820)

Лицейский период (1814-1817)

Творческая жизнь Пушкина начинается в годы национально-патриотического подъема и освободительного движения дворянской молодежи, в дальнейшем – декабристов. Первым опубликованным стихотворением Пушкина было «К другу стихотворцу» (напечатано в 1814 году). По сюжету лирический герой старается отговорить «Артиста» от идеи стать поэтом, описывая ему все горести и невзгоды бытия творца. Тогда же и звучит мысль, что поэт не тот, «…кто рифмы плесть умеет», а тот, чьи стихи «питают здравый ум и вместе учат нас».

У Пушкина фактически отсутствует период ученичества. До 1815 года большое влияние на его поэзию оказывает Батюшков, а после пятнадцатого года – Жуковский. Напишет два послания «К Батюшкову» (Философ резвый и пиит…) и «Батюшкову» (В пещерах Геликона). А также пишет послание «Жуковскому». Он не просто учится, перенимая их достижения, он вступает с ними в полемику на равном уровне, на том, которого они уже достигли в своем творчестве. «Будь всякий при своем» - строка, завершающая послание к Батюшкову, которая— чуть измененная цитата из послания Жуковского «К Батюшкову» (1812). Это — новая отсылка и к Батюшкову, и к Жуковскому, и к первому посланию. Пушкин позволяет себе смешивать и создавать собственный стиль, для него творчество других – это языки, из которых он формирует своей.

В раннем творчестве молодого Пушкина чувствуется сильное влияние Батюшкова, его мотивы, идеи - воспевания счастья и радостей жизни, знаменитой триады «любви, дружбы и творчества». Стихотворение «Городок» написано в подражание «Моим пенатам». Стихотворение, прочитанное на экзамене – «Воспоминание о Царском Селе» (1815). Написано в подражание стихотворению Батюшкова «У развалин замка в Швеции». Но у Пушкина элегия заканчивается одой – происходит невозможное для классицизма смешение жанров.

Пушкину в равной степени были доступны и державинская патетика, и гражданская лирика, элегичность и мелодичность стихов Жуковского, пластичность и жизнерадостность Батюшкова. При этом Пушкин ищет собственный путь, метод, наиболее полно выражающий чувства и истины. Стихотворения «Сон», «Казак», «Желание», «Послание к Юдину» содержат реалистические детали. Пробует себя Пушкин и в сатире – стихотворение «Тень Фонвизина», в котором поэт высмеивает бездарных писателей.

У Пушкина возникают и трагические мотивы вплоть до смерти. В стихотворении 1817 года «Друзьям» более серьезный взгляд на мир: Батюшковское «Пойте, играйте, друзья» и Жуковское: «Я буду смотреть на вас сквозь слезы». Формируется модель творчества Пушкина – кризисная модель. Каждый душевный спад ведет к обновлению. И вывод, делаемый поэтом и не вмещающийся в рамки романтизма – «Счастье можно обрести в этом мире».

Пушкин заканчивает Лицей и направляется в Петербург на дипломатическую службу.

Первый Петербуржский период (1817-1820)

В его творчестве появляются новые, социально-вольнолюбивые темы. В 1817 году была написана ода «Вольность» один из лучших образцов политической лирики. В стихотворении главной мыслью проводится то, что закон является залогом свободы и покоя, что самовластье – это итог самолюбия. В стихотворении присутствует образ казненного Людвига, «ненавистного» Наполеона, Александра- отцеубийцы и Павла – современного Калигулы. В данном стихотворении поэт использует традиции классицизма.

В конце 1818 года Пушкин пишет стихотворение «Noel. Сказки», в котором издевается над либеральными обещаниями царя Александра (что он из своей милости дарует людям свободу).

В знаменитом стихотворении «К Чаадаеву» идея свободы и патриотизмы сливаются, поэт уверен, что самовластье падет, и он с со свом другом будут причастны к этому. Политическая свобода становится такой же желанной, как и любовница (Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья). Глубоко лирические мотивы сливаются с патриотическими.

Летом 1819 года в Михайловском Пушкин пишет знаменитое стихотворение «Деревня». В начале – элегия, деревенские пейзажи. Затем вводится, обращается внимание на проблему рабства, крепостничества, «барство дикое» и «тягостный ярем», элегия становится социальной, она отвергает сельский сентиментализм того же Батюшкова или Жуковского. В конце поэт выражает свою надежду на то, что придет заря «свободы просвещенной», и такое завершение перекликается с концовкой «К Чаадаеву». Само стихотворение с идеей о невозможности творить и жить в рабстве напоминает ранее послание «Лицинию».

Популярность Пушкина растет, он считается самым вольнолюбивым и прогрессивным поэтом. Александр I, взбешенный популярностью Пушкина, решает сослать его на Соловки или в Сибирь, но, поддавшись уговорам Жуковского и Карамзина, Пушкина ссылают в Екатеринослав.

Но еще до ссылки в 1820 году выходит первое крупное лирическое произведение поэта «^ Руслан и Людмила» - завершение его Петербургского периода. В этом сочетании – вольнолюбивых социальных стихов и не имеющей к политике никакого отношения сказочной поэмы и можно проследить широту взглядов А.С. Пушкина.

По сравнению с волшебным эпосом классицизма «Руслан и Людмила» явилась новым шагом в развитии поэмы. Пушкин дает индивидуальные характеристики героям поэмы. Он старается придать Руслану черты русского богатыря – смелость, силу, храбрость, хотя Руслан все же слабо напоминает богатыря. Людмила – девушка времени Пушкина – милая, немного легкомысленная, беспечная и кокетливая. В уже более зрелом возрасте, в 1825 году, Пушкин дописывает знаменитое вступление к поэме «У Лукоморья дуб зеленый», которое больше соответствует древнеславянскому духу.

В поэме появляется автор (Пушкин развивает традиции Батюшкова). Он то сокращает дистанцию между читателем – делится своими мыслями, то отдаляется, путешествуя с героем. Автор – вполне современный человек, сопровождающей судьбоносные сцены (похищения Людмилы) ироническими комментариями. Это – еще один удар по классицистическому стилю. Пушкин пародирует сюжет «Двенадцати спящих дев» Жуковского – именно после этого Василий Андреевич пришлет Пушкину портрет с подписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя». В пушкинской поэме лирическо-духовный образ дев заменяется гораздо более живым и даже эротическим. В «Руслане и Людмиле» история не только двух молодых влюбленных – но так же и Доброго Финна и его Наины. Их история в каком-то смысле повторяет «Евгения Онегина»: две встречи, между ними – длительное время, и чувства отражаются зеркально – если сначала влюбленным был Финн, то затем – Наина. Роковое стечение обстоятельств. В истории с Наиной Пушкин снова использует Батюшковские «наработки»: «Как лебедь отважный по морю иду… А дева русская Гаралъда презирает». – «И равнодушно отвечала: Пастух, я не люблю тебя».

Художественными новаторскими достижениями поэмы являлись плавный и легкий слог, волшебные картины природы, легкий и изящный стиль.

Пушкинская поэма разрушала поэтику классицизма, и именно поэтому ее выход вызвал такие ожесточенные споры. Но именно с нее начинается торжество романтизма в русской литературе.

  1   2   3



Скачать файл (71.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации