Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа по Истории физической культуре и спорту. Вариант 14 - файл 1.docx


Контрольная работа по Истории физической культуре и спорту. Вариант 14
скачать (46.1 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx47kb.18.11.2011 13:49скачать


1.docx

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

УО ,,Белорусский государственный университет физической культуры”


Кафедра философии и истории


Контрольная работа


по дисциплине: ,, История физической культуры и спорта”

на тему: № 14(0)


Выполнила:

Студентка 1-го курса, з/о

факультета ОФК и Т

группы № 017

Лабетик Олеся Александровна


Минск 2008

  1. 

  2. Возникновение спортивно-гимнастического движения во Франции.

ХVIII столетие в истории называется «веком Просвящения»- временем идеологической подготовки к разрушению устоев «старого порядка» и обоснования необходимости перехода к гражданскому обществу. Бурный прогресс естественных наук породил новые взгляды и на построение человеческого общества, оптимальную организацию государства.

Просвящение было интернациональным явлением. Зародившись в Англии еще в ХVII веке, идеи Просвящения быстро распространились по всей Европе, достигнув своего расцвета во Франции в ХVIII веке, став там наряду с материалистической философией идейной предпосылкой Великой французской революции 1789-1793 годов. Оно было мировоззрением передовых людей, неудовлетворенных существованием феодального строя, абсолютизма и связанной с ним церкви. Франция дала мировой цивилизации целую плеяду блестящих мыслителей: Вольтер, Шарль Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо и др.

Идеалом человека был провозглашен человек первозданной красоты, которой его наделила природа. Этот идеал навеян античным искусством, а также медициной, освобожденной от церковных догматов. Французские врачи Андри, Вердье и другие утверждали, что движение укрепляет мышцы, придает им гибкость, способствует кровообращению и обмену веществ. В своих убеждениях они также обращались к античной лечебной гимнастике, подтверждением чему служит то что слово «гимнастика» пришло во французский язык из греческого и стало общим термином для обозначения физических упражнений.

Во французской «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел» говориться о том, что гигиена укрепляет здоровье, косметика - красоту, а физические упражнения - силу.

Однако в кругах французской аристократии из двигательных действий приветствовались лишь те, которые необходимы были для придворного этикета - танцы, фехтование и верховая езда.

Танцы становятся главным элементом всевозможных балов и придворных торжеств. Из танцев выделяют новые формы представлений – балет и пантомима.

Развитию фехтования во Франции послужила дуэльная мания, распространившаяся в армии, среди студенчества и молодых дворян. С целью предотвращения физического ранения соперника стали применяться защитные маски, вводились ограничения в правилах поединков, дабы 

избежать травм и ранений. Это привело к тому, что фехтование из боевых поединков превратилось в форму элегантной игры.

Искусство танца сыграло свою положительную роль и на совершенствовании верховой езды. Наряду с обучением наездников, применялась и специальная тренировка лошадей. Их обучали двигаться под музыку в различных сложных направлениях, а также выполнять специальные танцевальные шаги. Обучение наездников включало в себя вольтижировку – специальные упражнения по владению собственным телом: умение легко вскочить в седло и соскочить с лошади, применение различных способов езды верхом. При обучении элементам вольтижировки уже применялись специальные снаряды в виде деревянного коня, свободно подвешенного в помещении или поставленного на землю, напоминающего собой настоящего коня с седлом. Постепенно этот макет превратился в известный сейчас в спортивной гимнастике снаряд «конь с ручками». [1]

Ведущие французские педагоги – просветители видели пагубность увлечений аристократов для физической культуры всего общества. Они видели физическую деградацию молодежи городов и сёл и поэтому в своих трудах пытались найти ответы на эти проблемы.

Ведущая роль в этом принадлежала Жан-Жаку Руссо (1712-1778)- просветителю, философу, писателю, композитору. Родился Руссо в Женеве, в семье часовщика, не имел возможности получить систематическое школьное образование и поэтому занимался самообразованием. В своей жизни Руссо пришлось испробовать много профессий: ученика нотариуса, гравера, служил лакеем, секретарем, домашним воспитателем, давал уроки музыки, занимался переписыванием нот и т.д.

Свои педагогические идеи Руссо раскрыл в сочинении «Эмиль, или О воспитании» (1762), в котором подверг критике существующую практику воспитания детей господствующих сословий и изложил в духе естественного права план воспитания нового человека. Считая, что в естественном состоянии всё является идеальным, Руссо призывал и воспитание детей делать естественным, природосообразным, соответствующим возрасту ребёнка и осуществлять в естественных условиях природы. Главным естественным правом человека Руссо считает право на свободу, и поэтому он выдвинул идею свободного воспитания. Согласно этой идее воспитание должно следовать за природой, помогая ей и устраняя вредные влияния. Руссо был противником авторитаризма в воспитании, протестовал против слепого повиновения ребенка приказам взрослых. По мнению Руссо, детей должны ограничивать не правила и запреты, установленные воспитателями, а непреложные законы природы.



В книге Руссо делает попытку выделить основные периоды в развитии человека от его рождения до совершеннолетия и соответственно этому намечает задачи воспитания для каждого периода.

В первом периоде - от рождения до появления речи – воспитание, по мнению Руссо, должно заключаться прежде всего в заботе о нормальном физическом развитии ребенка.

Главной задачей воспитания второго периода - от появления речи до двенадцати лет- Руссо считал создание условий для выработки возможно большего круга представлений, восприятия детьми предметов и явлений окружающего мира.

Третий период охватывает возраст от 12 до 15 лет. В это время дети полны сил и энергии, подготовлены к усвоению знаний, из области природоведения и математики.

Наконец, в четвертый период, с 15 лет до совершеннолетия, осуществляется формирование нравственности молодого человека. В это время он должен познакомиться с жизнью человеческого общества.

Физическое воспитание Руссо считал основой формирования «естественно- свободного» человека. Оно должно выло обеспечить успех умственного, трудового и нравственного воспитания. В физическом воспитании Руссо рекомендовал применять соревновательный метод. Предлагал проводить национальные праздники, включая в программу массовые спортивные состязания и игры. По замыслу Руссо, праздники должны были быть одним из важных средств развлечения и национального единения «свободных» мелких ремесленников, укрепления «государства разума», основанного на «общественном договоре». Мысли Руссо о физическом воспитании были использованы впоследствии Ф. Аморосом при создании французской естественно-прикладной гимнастики. [3]

В конце ХVIII в. Разрозненные попытки отдельных педагогов и просветителей ввести в учебных заведениях физическое воспитание для молодёжи становятся государственной и общественной необходимостью. Это было вызвано в первую очередь перестройкой военной техники и тактики. Создавались многочисленные национальные армии на основе военной повинности. Однако экономические интересы промышленности, сельского хозяйства не позволяли на длительный период отлучать молодых мужчин от производства. Поэтому сроки службы были сокращены и наполнены интенсивными воинскими занятиями. Вместе с этим военные круги стали обращать внимание на учебные заведения, общественные объединения, которые могли бы взять на себя роль и функции предварительной подготовки молодёжи к воинской службе. Именно там по замыслам военных стратегов, 

необходимо было заниматься физической подготовкой и основами строевой подготовки. Эти задачи должны были решать занятия гимнастикой и другими физическими упражнениями организованного характера.

Также развитию национально-гимнастического движения способствовало устремление отдельных наций к единству и созданию независимых государств. Национальная буржуазия преследовала цели через создание гимнастических кружков и объединений формировать собственное гражданское мировоззрение, основанное на национальной независимости и единения разрозненных земель и княжеств. Это относилось к итальянцам, немцам, чехам, словенцам, полякам, болгарам, хорватам и другим народам.

Наиболее передовые педагоги, врачи, государственные деятели видели в занятиях гимнастикой средство для улучшения физического развития молодежи, закалки их организма. Однако в массовом виде это возможно было лишь в хорошо организованном порядке, прежде всего в учебных заведениях. Следует сказать, что в этот период термин «гимнастика» включал в себя не только собственно гимнастические упражнения на снарядах, катание на лыжах, коньках, а также различные приемы нападения и защиты, т.е. самообороны.

Национально-гимнастические системы возникли прежде всего в странах континентальной Европы и Скандинавских странах, где вышеуказанные предпосылки носили наиболее выраженный характер. Широкое распространение гимнастики в общегосударственном масштабе произошло в Дании. [2]

В начале ХIХ века возникла французская гимнастика, причиной появления которой было стремление правящих кругов Франции возродить мощь своей армии.Революционно освободительные войны способствовали массовому ее увлечению военным делом и возникновению юношеских команд (1791). Эти команды были зародышами самодеятельного спортивно – гимнастического движения во Франции. В них проводились физическая и строевая подготовка, военизированные игры на местности и туристские походы. Создателем французской гимнастики считается Франциско Аморос (1770-1848), испанец по происхождению и офицер испанской армии. Аморос был организатором физического воспитания в Испании. Занимая ряд видных правительственных должностей в Испании, Аморос руководил физическим воспитанием наследника испанского престола. Он также организовал в Мадриде военно-гимнастическую школу и опубликовал ряд статей по гимнастике. После поражения Наполеона Аморос переселился во Францию (1814) и первоначально преподавал гимнастику в Париже, а затем в 1819 г. Организовал Нормальную гимнастическую гражданскую и военную школу и 

был назначен инспектором физической подготовки всех военно-учебных заведений. Школа должна была готовить руководителей физической подготовки армии, пожарных команд и частных гражданских учебных заведений. Каждый педагог физического воспитания должен был знать анатомию, психологию, педагогику, музыку, пение и уметь пользоваться гимнастическими снарядами. Аморос обобщил десятилетний опыт работы педагогического коллектива школы и в 1830 году выпустил «Руководство по физическому, гимнастическому и моральному воспитанию». Высший совет образования Франции рассмотрел книгу Амороса и рекомендовал её для библиотек всех школ страны. Современники и последователи «Руководства…» назвали изложенный в нем метод физической подготовки «естественно-прикладной гимнастикой».

С учетом частных задач и средств физического воспитания естественно-прикладная гимнастика делилась на гражданскую, военную, лечебную и сценическую (артистическую). Все наиболее ценные физические упражнения были разбиты на 15 групп. Из каждой группы педагог выбирал те упражнения, которые наиболее соответствовали особенности того или иного коллектива занимающихся. Для изучения индивидуальных особенностей занимающихся был введен физиологический листок. Спортивные же достижения занимающихся отмечались в специальном журнале. Повышению заинтересованности способствовал соревновательный метод освоения физических упражнений. Широко применялось коллективное пение патриотических песен. Считалось, что пение способствует развитию органов дыхания, а также обеспечивает однообразный ритм выполнения массовых упражнений.

В «Руководстве…» говорилось, что «гимнастика является наукой познания движений человека, отношения их к чувствам, уму и нравственности. Цель занятий гимнастикой - улучшение здоровья, продление жизни, улучшение человеческой породы, увеличение силы и богатства отдельных людей и всего общества».

После участия гимнастов Амороса в Июльской революции 1830 года правительство Франции закрыло нормальную школу и освободило Амороса от обязанностей инспектора военно - учебных заведений. После этого Аморос на свои средства организовал в Париже открытый для всех зал гимнастики, но разорился, подорвал здоровье и прекратил работу.

Система физического воспитания Амороса носила, в большей степени, военно-прикладной характер. Она имела большое практическое значение для подготовки солдат и офицеров. Лучшими гимнастическими упражнениями являются, считал Аморос, те, которые развивают навыки, 

необходимые в жизни, особенно в военных условиях. К ним относились ходьба и бег по местности с препятствиями и без препятствий, различные прыжки ( в том числе с помощью ружья или палки, с оружием и без него), упражнения на «равновесие», лазания и перелезания, переноска груза или раненого, плавание или ныряние, фехтование и вольтижировка.

В последующие годы физическое воспитание во Франции стало развиваться по двум направлениям, а именно: по линии общественности и по линии правительства.

По линии общественности его продолжал Ипполит Триа (1813-1871 г.), создавший в Париже новое учебное заведение по гимнастике (1842). Триа разработал проект «Храма возрождения человечества» (1847), согласно этому проекту, на острове Бильянкур следовало создать своеобразный физкультурный комбинат, открытый для всех парижан. Ядром его должна была стать Нормальная школа гимнастики, воспитанники которой не только бы учились, но и руководили занятиями парижан, приходящих на этот остров. При Храме предусматривался постоянный гимнастический семинар для педагогов школ, представителей пожарных команд и войсковых частей. Правительство нашло проект Триа вредным для государства и отклонило его. Тогда Триа и его ученики стали открывать в Париже и других городах Франции общественные гимнастические заведения и преподавать гимнастику в частных гимназиях.

Триа и его последователи не разработали какой-либо новой методики физического воспитания, а пользовались тем, что было создано Аморосом. Они были упорными энтузиастами дела физического воспитания народа и хорошими организаторами. В1865 г. Они создали «Общество друзей гимнастики», куда вошли бывшие воспитанники Амороса, некоторые педагоги частных гимназий и занимающиеся в частных гимнастических заведениях. В дни Парижской коммуны, это общество организовало специальный батальон гимнастов, который (во главе с Триа) сражался против версальцев. Выступление гимнастов на стороне парижских коммунаров говорит о том, что французская естественно-прикладная гимнастика способствовала воспитанию не только сильных, но и человеколюбивых граждан, способных бороться против произвола и насилия правительства.

Правительство Франции после отставки Амороса долгое время ничего не предпринимало для улучшения дела физического воспитания в школах и физической подготовки в армии. Лишь в 1838 г. По частной инициативе передовых офицеров было разработано «Наставление по гимнастике для воинских частей», но военный министр нашел в нем «поражение мыслям 

Амороса» и отказался ввести его в жизнь. Лишь часть наставления, касающаяся гимнастического (беглого) шага, была использована в подготовке специальных стрелковых частей.

Бездействие правительства продолжалось вплоть до революции 1848 г. И прихода к власти Луи Бонапарта. В 1850 г. Гимнастика была включена в программы всех школ в качестве факультативной дисциплины, а с1851 г. стала обязательным предметом во всех учительских семинарах. Наконец в 1869 г. ее включили в учебную программу всех школ. Однако эта гимнастика не имела ничего общего с гимнастикой Амороса. Официальная гимнастика сводилась к строевым упражнениям и к упражнениям с игрушечными ружьями, т.е. к допризывной военной подготовке. В 1852 г. была организована Жуанвильская военная гимнастическая школа по подготовке инструкторов гимнастики. Руководство этой школой было поручено ученикам и последователям Амороса. [4]


Вывод: Первый период нового времени был особенно важным в истории физической культуры. В ХVII и ХVIII вв. утверждались новые буржуазные взгляды на воспитание человека, в частности на физическое воспитание. Массовые армии, вызванные к жизни войнами французской буржуазной революции, требовали физически поготовленные резервы. Это обстоятельство обусловило возникновение на континенте Европы в первой половине ХIХ в. такой национальной системы физической подготовки, как естественно-прикладная гимнастика во Франции и др., создателем которой являлся Ф. Аморос.




2. Социальное значение спорта в современном мире.

В ряду наук о человеке и обществе ведущее место отводится социологии – науке о социальном мире, социальных взаимоотношениях и взаимодействиях личности.

Поэтому каждому работающему в области физической культуры и спорта (ФКС) крайне необходимо не только хорошо знать способы, методы и формы спортивной тренировки, другие особенности профессиональной деятельности, но и разбираться в жизненных интересах и социальных отношениях людей, на основе которых и созданы группы, общности, общество и мировое сообщество.

Итак, социология является наукой, изучающей историю развития и функционирования общества, его социальных институтов и организаций, а также проблем совместной жизни людей как представителей различных социальных групп.

Понятие «социология» определяется от латинского слова «social»- общество и греческого «logia»- слово, понятие, учение. Следовательно, этимологически социология определяется как наука об обществе. Она помогает познавать закономерности общественного развития, способствует совершенствованию процессов, происходящих в обществе.

Социология- наука о человеке. Она помогает осознать и определить человеку свое место в обществе. Объектом социологического познания является общество. И не только общество, но и та сфера социальной действительности, на которую направлен процесс познания.

Социология физкультуры и спорта, являясь по своей сути прикладной наукой по отношению к общей социологии, выполняет её главные функции:

  1. Функции управления. Это особый род специализированной деятельности, при помощи которой субъект воздействует на объект управления физкультурно - спортивной деятельностью относятся государственные и общественные органы управления. Государственные органы – это Министерство спорта и туризма, областные управления физической культуры, спорта и туризма, городские и районные отделы физической культуры, спорта и туризма соответствующих исполкомов. Общественные органы - это добровольные спортивные общества и их первичные организации- коллективы физической культуры. К основным функциям управления относятся: выработка и принятие управленческих решений (приказы, постановления, инструкции), планирование, организация деятельности, регулирование, контроль.

  2. Теоретико – познавательные функции. Они состоят в изучении социальных аспектов физической культуры и спорта, их роли и места в общественной жизни, социальных процессов, происходящих внутри физической культуры, в физкультурно – спортивных коллективах, добровольных спортивных обществах и др. Результаты исследования 

  3. дают прирост новосознания о социальных процессах, происходящих в сфере ФК и С.

  4. Социология ФК и С выполняет присущие всякой науке описательную, объяснительную и эвристическую функции. Она списывает, накапливает и систематизирует факты относящиеся к социальной природе и роли ФК и С. Раскрывая глубинную сущность происходящих в ней процессов, прослеживая все характерные для них причинно – следственные связи, она дает объяснения явлениям и событиям, относящихся к ФК и С. Используя все присущие современной науке средства и методы, она прогнозирует развитие событий в будущем, раскрывает начинающиеся тенденции, открывает новые факты и явления. В этом состоит её эвристическая функция.

  5. Мировоззренческая функция. Она состоит в формировании общественного сознания по отношению к ценностному содержанию ФК и С, в распространении знаний о данном социальном феномене. Она исследует и раскрывает социальные функции ФК и С, формирует мотивацию и интерес к занятиям физической культурой и спортом. Исследуя пути, средства и формы вовлечения населения в регулярные физкультурно – спортивные занятия, социология ФК и С призвана давать практические рекомендации по организации и управлению в сфере ФК и С.

Физическая культура – это социально активная деятельность, которая часто протекает в условиях коллективных действий ( спортивные команды, коллективы, общества и т.п.). Процесс социализации и интеграции личности в области физической культуры является объективным и естественным результатом функционирования личности в данной области деятельности.

Основными направлениями исследований физической культуры и спорта до 2000 года являются следующие:

  • Воспитательная роль физической культуры и спорта как действенного средства формирования развития и социализации личности;

  • Социальная адаптация, формирование здорового образа жизни различных категорий населения;

  • Пропаганда физической культуры и спорта;

Изучение социального облика спортсменов – участников Олимпийских игр, закономерности формирования спортивной карьеры и жизненного пути олимпийца. Современный период социологических исследований физической культуры и спорта (с 2000 г.), характеризуется многочисленными социологическими исследованиями, посвященными изучению развития и функционирования физической культуры и спорта, а также влияния физической культуры на формирование личности. В социологии физической культуры как молодой науке в настоящее время пересматриваются сложившиеся подходы к оценке значимости спорта в современном социуме. Новые социально – экономические условия развития общества поставили 

перед физкультурно – спортивной деятельностью проблемы формирования новых ценностей ориентации, образов поведения, смыслов, стилей жизни.

Одной из основных проблем социальной физической культуры и спорта является формирование ценностного отношения общества и личности к физической культуре и спортивному стилю жизни.

Белорусским центром социологических исследований в области физической культуры и спорта становится Белорусский государственный университет физической культуры и спорта. Здесь было положено начало проведению конкретных социологических исследований. Они проводились представителями различных кафедр, в основном, по изучению экономической эффективности физической культуры в условиях производства, выявлению интересов и потребностей в области физической культуры и спорта различных групп населения (В.Г. Кузовлев, Н.А. Нельга, В.И. Морозов, А.А. Гужаловский, М.М. Еншин, А.Г. Фурманов, Л.Н. Кривцун – Левшина).

В настоящее время физкультурно – оздоровительная и спортивно – массовая работа претерпевает ряд структурных и организационных преобразований. Существует несколько объективных предпосылок, в силу которых ученые и практики ведут поиск новых направлений, новых методов организации и проведения работы с различным контингентом населения.

Более существенными предпосылками являются:

  • Изменения социально – экономической ситуации в странах СНГ;

  • Сокращение средней продолжительности жизни человека;

  • Отсутствие обратной связи между проводимыми физкультурными мероприятиями и их результатами.

Проведенное конкретно – социальное исследование подтвердило, что степень реального вовлечения взрослого населения в активные физкультурно – оздоровительные занятия после распада Союза значительно снизилось. Особую значимость вызывает тот факт, что это характерно в первую очередь для взрослого населения. Причем его недостаточная активность в занятиях физкультурой, с одной стороны, наблюдается на фоне ухудшения объективных социально – экономических предпосылок к этому, а с другой – сопровождается довольно высоким уровнем вербального интереса к занятиям физической культурой.

На современном этапе общественно – экономического развития Республики Беларусь определена государственная политика в области физической культуры и спорта. Она направлена на оздоровление нации в духовном, нравственном и физическом отношении. С этой целью определены основные направления дальнейшего развития физкультурного движения и повышения спортивного мастерства ведущих спортсменов.




К этим направлениям относятся следующие:

  • Совершенствование системы физического воспитания детей и молодежи;

  • Физкультурно – оздоровительная и спортивная работа по месту жительства с различным социально - возрастным контингентом населения;

  • Восстановление и совершенствование производственной физической культуры по месту работы трудящихся;

  • Повышение эффективности физической подготовки военнослужащих и допризывной молодежи;

  • Система физической реабилитации и адаптации средствами физической культуры инвалидов и детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, приобщение их к полноценной жизни.

В связи с этим одной из главных задач при подготовке специалистов является организация учебного процесса и научно – исследовательской работы с учетом обозначенных выше направлений. Определяющую роль в этом выполняет Университет физической культуры и спорта.

В настоящее время физическая культура и спорт представляют собой многофункциональное общественное явление. Это связано с тем, что данная сфера деятельности касается воспитания человека – главного элемента производительных сил общества. Физкультурное движение осуществляется под непосредственным воздействием общественных отношений, складывающихся между людьми, проникает не только в область культуры, но и другие важные стороны жизни: политику, экономику и др. Физической культуре и спорту кА явлению общественной жизни свойственны как специфические, так и общекультурные, а также оздоровительные и воспитательные функции. Все названные функции тесно взаимосвязаны, переплетаются друг с другом, их разделение носит условный, поисковый характер. К первым стоит отнести: развитие физических особенностей, удовлетворение социальных и естественных потребностей в двигательной активности и оптимизации на основе физического состояния.

Особое значение имеет состояние здоровья. Здоровье человека обусловлено как биологическими, так и социальными факторами и имеет, можно сказать, «двойную детерминацию». Физическая культура и массовый спорт способствуют профилактике и снижению целого ряда заболеваний.

Общекультурные связи возникают в результате его многосторонних связей с другими общественными явлениями. Основной целью и важным фактором вовлечения населения (особенно молодежи) к регулярным занятиям физической культурой и спортом является всестороннее и гармоничное развитие личности. Физическая культура и спорт используется как средство охраны и укрепления здоровья человека от самого раннего детства до преклонного возраста. Использование средств физической культуры и спорта 

в процессе жизнедеятельности способствует профилактике самых различных заболеваний. Важное значение в оздоровлении населения имеет поддержание здорового образа жизни.

Спорт, представляет большие возможности не только для физического и спортивного совершенствования, но и для нравственного, эстетического, интеллектуального и трудового воспитания. Оздоровительно – рекреативная функция спорта положительно влияет на функциональные возможности организма человека. Особенно это ярко выражено в детском и юношеском спорте, где благотворное влияние занятий спортом на развивающийся и формирующийся организм неоценимо. Именно в этом возрасте закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки личной и общественной гигиены. Спорт одновременно является и источником положительных эмоций, он нивелирует психическое состояние детей, позволяет снимать умственную усталость, дает познать «мышечную радость». Особенно велика его роль в деле ликвидации отрицательных явлений гиподинамии у детей.

Большую роль отводится спорту и в работе с взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий научно – технического прогресса с характерным для него резким уменьшением двигательной активности в трудовой деятельности и в быту. Спорт является одной из популярных форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Особенно это проявляется в массовом спорте, где не ставится цель достижения высоких спортивных результатов. Функция социальной интеграции и социализации личности в спорте является одним из мощных факторов вовлечения людей в общественную жизнь, приобщая к ней и формирования у занимающихся опыта социальных отношений. На этом основании его важная роль в процессе социализации личности.

Специфические спортивные отношения ( межличностные, межгрупповые, межколлективные) так или иначе вовлекаются в систему социальных отношений, выходящих за рамки спорта . Совокупность этих отношений составляет основу влияния спорта на личность, усвоения её социального опыта кА в сфере спорта, так и в более широком масштабе.

Спортивное движение как массовое социальное течение приобрело немалое значение и в качестве одного из факторов социальной интеграции, т.е. сближения людей и объединения их в группы, организации, союзы, клубы на основе общих интересов и деятельности по их удовлетворению. Спорт давно уже занял одно из ведущих мест в международном общении. Неудивительно, что международные спортивные связи выросли в нашу эпоху до глобальных размеров, а такие формы спортивного движения, как «Спорт для всех» и олимпийское движение, стали широчайшими интернациональными течениями современности.

К движущим силам развития общества в социологии относят в первую очередь деятельность людей, в основе которых лежит их стремление к 

удовлетворению своих потребностей. Физическая культура относится к социальной сфере общества. В её основе лежат социальные потребности в физическом совершенствовании людей, в формировании у них двигательных навыков и умений, в оздоровлении, реабилитации, рациональной организации свободного времени.

Исследование физической культуры и спорта в системе современного социума является одним из важных направлений социологических исследований, поскольку они дают ответы на вопросы: какое место занимает физическая культура и спорт в обществе, как они взаимодействуют с другими социальными институтами.

В сфере политики находится все общество в целом и составляющие его социальные институты, не являются исключением в этом случае и физической культуры. Роль политики в сфере физической культуры состоит в регулировании правовых и идеологических аспектов физкультурного движения, в определении его статуса в обществе. [5]


Вывод: Изучения отношения различных социальных категорий населения к физической культуре и спорту имеет большое значение для совершенствования организации и управления физкультурным движением. Это отношение можно определить как социальную связь с конкретными условиями физкультурного движения, с его реальной практикой.

Действенность отношения людей к физической культуре и спорту состоит в их устойчивом, практическом участии в физкультурно – спортивном движении, в приобретении и использовании в жизненной практике определенного уровня физического развития и соответствующих знаний в этой области.

Отношение к физической культуре и спорту населения определяется, в первую очередь, рядом социальных факторов, которые стимулируют их потребность в занятиях, формируют физкультурные и спортивные интересы, а также определяют конкретные цели и мотивы в данной сфере деятельности.

Социальным фактором в Республике Беларусь уделяется большое внимание и проводится значительная работа по развитию физической культуры и спорта среди различных категорий населения.




Литература:



  1. Всеобщая история физической культуры и спорта: учебное пособие / В.В. Григоревич – Гродно: ГрГУ, 2005 -303 с

  2. История физической культуры и спорта: Учебник для студентов институтов физической культуры /Под общей редакцией В.В. Столбова. - М.: Физкультура и спорт, 2000.

  3. Столбов В.В. История физической культуры: Учебник для педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1987.

  4. История физической культуры: Под ред. Г.Б. Хотянова. –М.: Изд. Физкультура и спорт. 1964.

  5. Социология физической культуры и спорта: В.П. Каширин





Скачать файл (46.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации