Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспекты лекций по мировой экономике - файл МЭ Лекция Междунарожный рынок услуг.DOC


Конспекты лекций по мировой экономике
скачать (874.7 kb.)

Доступные файлы (14):

МЭ Лекция 1 Понятие мирового хозяйства.doc139kb.06.12.2008 02:00скачать
МЭ Лекция 2 Природ рес пот мир хоз.doc303kb.15.10.2008 12:58скачать
МЭ Лекция Балансы международных расчетов.DOC99kb.17.12.2008 15:29скачать
МЭ Лекция Внешнеторговая политика государства.DOC385kb.03.12.2008 14:58скачать
МЭ Лекция Международная интеграция ЕС.doc46kb.15.10.2008 12:39скачать
МЭ Лекция Международная миграция капитала.DOC271kb.15.10.2008 12:50скачать
МЭ Лекция Международная миграция рабочей силы.DOC125kb.11.11.2008 16:20скачать
МЭ Лекция Международные валютно-кредитные и финансовые отношения 2.DOC116kb.28.10.2008 11:01скачать
МЭ Лекция Международные экономические организации.DOC90kb.15.10.2008 12:51скачать
МЭ Лекция Междунарожный рынок услуг.DOC221kb.15.11.2008 13:42скачать
МЭ Лекция Мировой рынок ценообразование и конъюнктура.doc196kb.08.12.2008 03:10скачать
МЭ Лекция Мировой рынок ценообразование и конъюнктура.doc188kb.03.12.2008 22:39скачать
МЭ Лекция Система современных международных эк отношений..doc219kb.10.12.2008 18:19скачать
МЭ лекция ТНК СЭЗ.doc121kb.19.12.2007 23:49скачать

МЭ Лекция Междунарожный рынок услуг.DOC




Л -9. Мировая экономика. Международный рынок услуг.

Лекция №9. Международный рынок услуг.

План:

  1. Сущность и сегменты международного рынка услуг.

  2. Особенности формирования и развития международного рынка услуг.

  3. Основные виды внешнеторговых сделок по купле-продаже услуг.

  4. Государственное регулирование международной торговли услуг.

1. Сущность и сегменты международного рынка услуг.


МТУ является неотъемлемой частью международной торговли в целом. МТУ представляет собой специфическую форму мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран. Объектом МТУ является такой специфический товар, как услуга. Услуга – это предмет труда человека, направленный на удовлетворение общественной потребности, произведенной для обмена, но имеющий ряд отличительных особенностей от товара.

Можно выделить следующие особенности:

1. услуга производится и потребляется одновременно, не подлежит хранению, неосязаема и невидима.

2. Торговля услугами на мировом рынке тесно связана с тор­говлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздейст­вие. Это объясняется тем, что для эффективного экспорта това­ров необходимо привлекать большее количество услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой и сервисным об­служиванием товаров.

3. Не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для во­влечения в международную торговлю. Это в первую очередь ка­сается таких видов услуг, как коммунальные и бытовые.

4. Международная торговля услугами в большей степени, чем торговля товарами, защищена государством от иностранной кон­куренции.

5. отсутствуют посредники.

6. экспорт осуществляется путем непосредственного вывоза за границу (воплощенные услуги транспорта, информационные услуги), а также посредством перемещения потребителя услуг (нерезидента) в страну производителя и временного перемещения за границу физического лица – поставщика услуг.

Понятие «услуги» включает не­сколько десятков видов деятель­ности, продукция которых может быть определена как услуга. В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:

1. Деловые услуги — 46 отраслевых видов услуг.

2. Услуги связи — 25 видов.

3. Строительные и инжиниринговые услуги — 5 видов.

4. Дистрибьюторские услуги — 5 видов.

5. Общеобразовательные услуги — 5 видов.

6. Услуги по защите окружающей среды — 4 вида.

7. Финансовые услуги, включая страхование, — 17 видов.

8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги – 4 вида.

9. Туризм и путешествия – 4 вида.

10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта – 5 видов.

11.Транспортные услуги – 33 вида.

12. Прочие услуги.

Мировой банк классифицирует услуги по принципу их взаимодействия с другими формами МЭО на следующие группы:

1) факторные услуги — платежи, возникающие в связи с международным движением капиталов, рабочей силы и технологии;

2) нефакторные услуги — остальные виды услуг (транс­порт, туризм и прочие нефинансовые услуги).

В зависимости от целей анализа в основу классификации услуг могут быть положены различные принципы. Так, по способам доставки потребителю услуги классифицируются на:

услуги, связанные с инвестициями:

1) финансовые услуги;

2) туристические услуги;

услуги, связанные с торговлей:

1) транспортные и сопутствующие услуги:

(фрахт; хранение и складирование; погрузочно-разгрузочные работы; сопровождение груза в пути; выполнение таможенных формальностей;)

услуги, связанные с инвестициями и торговлей:

1) бизнес-услуги: (маркетинговые исследования; аудит; консалтинг; страхование; рекламные услуги; арендные операции и т.д.)

2) связь;

3) строительство и инженерно-консультационные ус­луги;

4) компьютерные и информационные услуги;

5) культурные услуги (проведение выставок, ярма­рок).

Все перечисленные услуги, поступая на мировой ры­нок, образуют определенные сегменты, которые представ­лены в динамике таблицей.

Таблица. Объем и структура мирового экспорта услуг.

Сегмент мирового рынка услуг


1990г.


1996 г.


Прирост 1990-1996гг.


млрд долл.


%


млрд долл.


%


Экспорт услуг,


всего


853,0


100


1309


100


48%


Фрахт и особые транспортные услуги


209,2


24,5


315


24


51%


Туризм


246,9


29


415,0


31,2


68%


Особые частные услуги (финансирова­ние, бизнес-сервис)


349,9


41


530,0


41


52%


Другие официальные услуги


47


5,5


49,5


3,8


5%




^ 2. Особенности формирования и развития международного рынка услуг.


В настоящее время в мировом хозяйстве наряду с рынками то­варов, рабочей силы и капиталов быстрыми темпами развивается рынок услуг. Базой формирования последнего является сфера ус­луг, которая занимает значительное место в экономике государств мира. Так, доля услуг в ВВП развитых стран составляет сейчас при­мерно 70%, а развивающихся — 55%.

Особенно быстрый рост сферы услуг происходит во второй по­ловине XX века. Это объясняется следующими факторами:

  • во-первых, производительность труда в материальном произ­водстве в условиях НТП растет быстрыми темпами, что позво­ляет значительно сократить численность занятых в этой сфере;

  • во-вторых, дальнейшее углубление разделения труда ведет к развитию международных экономических связей стран и образованию новых видов деятельности и прежде всего в сфере услуг;

  • в-третьих, в последние десятилетия во многих странах мира достигнута высокая степень зрелости экономики и высокий уро­вень жизни населения. Практика показывает, что в этих усло­виях спрос растет прежде всего на услуги.

Рынок услуг отличается большим разнообразием и в свою оче­редь распадается на более узкие рынки: технологий, туризма, транспортных, информационных и других услуг. Структура рынка изменяется быстрыми темпами. За последние годы сни­зилась доля транспорта в мировом экспорте: фрахта — с 15,9% в 1975 г. до 12% в 1990 г.; остальных транспортных услуг — с г18,9% в 1975 г. до 15,9% в 1990 г. В то же время повышается доля туризма и таких современных видов услуг, как обмен тех­нологиями, знаниями, опытом, информацией. Они являются наиболее динамичными во всем экспорте услуг. Особенность со­временного рынка услуг заключается в их диверсификации. Предлагая целые пакеты услуг, компании повышают свою кон­курентоспособность, снижают риски от совершаемых операций. Многие виды услуг имеют тенденцию к объединению. Например, биржевые, страховые, банковские и посреднические услуги сли­ваются в единый комплекс финансовых услуг.

В последние годы доля развитых стран в мировой торговле услугами снижается, однако в настоящее время они являются основными экспортерами и импортерами услуг на мировом рынке. В целом мировой товарооборот услугами за 1980—1997 гг. возрос в три раза, составив к 1998 г. 2605 млрд. долл. На семь ведущих стран Запада приходится около 50% мирового оборо­та услуг. Доля развивающихся стран в международной торгов­ле услугами постепенно растет, но большинство из них имеет от­рицательное сальдо по этой позиции. Правда, некоторые из развивающихся стран являются не только крупными импорте­рами, но и экспортерами услуг. Например, Мексика предостав­ляет туристические услуги. Южная Корея — инжиниринго­вые и строительные услуги, Сингапур — финансовые услуги и т.д. Рассмотрим важнейшие виды услуг, представленные на мировом рынке.

Говоря о современной тенденции развития международной торговли технологиями, следует отметить следующее.

1. Обмен технологиями все чаще рассматривается как равно­правная часть деловой стратегии предприятия. Например, про­дажа лицензий способствует торговле товарами за счет поставок комплектующих изделий или сырья, что является, в свою оче­редь, средством для проникновения на рынок ряда стран.

2. Все чаще соглашения о передаче технологий включают ком­плексное предоставление услуг, в том числе передачу know-how, патентных прав, конструкторской и технологической докумен­тации, выполнение работ типа «инжиниринг» и т.д.

З. Темпы роста торговли технологиями значительно опережа­ют темпы роста торговли другими товарами. Ожидается, что в 2000 г. мировой оборот торговли лицензиями составит свыше 500 млрд долл. Причина столь быстрого развития международ­ного рынка технологий заключается в высокой рентабельности торговли такими товарами. Так, при продаже технологий издерж­ки обычно составляют не более 10-25% объемов реализации. )

4. Все чаще на основе лицензионных соглашений возникают и развиваются кооперационные связи между фирмами.

5. Участие в международной торговле технологиями дает большие перспективы, но требует тщательной проработки согла­шений и договоров. Квалификация специалистов при этом долж­на быть выше, чем при заключении сделок по экспорту-импор­ту традиционной продукции.

^ 3. Основные виды внешнеторговых сделок по купле-продаже услуг. Международный обмен научно-техническими знаниями.

Многообразие видов внешнеторговых сделок в мировой торговце находится в тесной взаимосвязи с предметом сделки (товар, услуги, результат интеллектуальной деятельности, аренда оборудования и т.д.), его особенностями (сырьевые товары, готовая машинно-техническая продукция и т.п.) и организационными формами торговли на мировом рынке, а также в зависимости от каналов сбыта и характера взаимоотношений между внешнеторговыми партнерами.

К основным сделкам по купле-продаже услуг относятся:

1) операции по техническому обслуживанию и обеспечению запасными частями машинно-технической продукции;

2) инжиниринг или операции по торгово-инженерным техническим услугам;

3) арендные операции;

4) операции по экспорту и импорту туристических услуг (услуги по размещению туристов, услуги по обеспечению питания, услуги направленные на удовлетворение деловых интересов туристов, участвующих в конгрессах и т.п.);

5) консультационные услуги в области информатики и совершенствования управления (аудиторские услуги, услуги по менеджменту, маркетингу);

6) Операции по обслуживанию товарооборота;

7) Торговля результатами научно-технических исследований.

Основной объем сделок по купле-продаже услуг осуществляется в рамках международного научно-технического обмена.

^ 3.1. Международный технологический обмен

Международный технологический обмен — это совокуп­ность экономических отношений между иностранными контрагентами по поводу использования результатов науч­но-технической деятельности, имеющих научную и прак­тическую ценность.

Обычно процесс международной передачи технологии включает в себя:

а) отбор и приобретение технологии;

б) адаптацию и освоение приобретенной технологии;

в) развитие местных возможностей по совершенствованию технологии с учетом потребностей национальной эко­номики.

Говоря о международном технологическом обмене, не­обходимо иметь четкое представление о том, что понима­ется под термином «технология». Итак, международные до­кументы ООН трактуют понятие «технология» как: набор конструкторских решений, методов и процессов производства товаров и оказания услуг; материализованную или овеществленную технологию, например, оборудование, машины и др.

Современной торговле технологиями предшествовал дли­тельный этап развития и революционных преобразований в науке, технике и производстве. В период, предшествую­щий промышленному перевороту, предпочтение отдавалось использованию новых технологий на собственных пред­приятиях и продаже новой продукции на рынке. Однако на рубеже XVIII—XIX веков владельцы новых технологий с учетом складывающейся финансовой, производственной и рыночной ситуации все чаще продавали свои изобрете­ния, и только к середине XX века международный обмен технологиями вырос до объемов, позволивших выделить его в отдельную форму МЭО и говорить о возникновении мирового рынка технологий.

Существует много причин, обусловивших быстрое раз­витие международного обмена технологиями. Можно выде­лить два уровня предпосылок этого процесса:

1) на уровне страны — это неравномерность развития стран мирового хозяйства в научно-технической сфере, что прежде всего связано с недостаточным объемом затрат на НИОКР в большинстве стран и с различием целей их применения. В промышленно развитых странах приоб­ретение технологии способствует модернизации производ­ственного аппарата в различных отраслях. Для развиваю­щихся стран — это средство преодоления технологической отсталости и создания собственной промышленности, ориентированной на удовлетворение внутренних потреб­ностей;

2) на уровне организаций (фирм) приобретение техноло­гии способствует:

• решению конкретных экономических и научно-тех­нических проблем;

• преодолению узости научно-технической базы от­дельного предприятия, недостатка производствен­ных мощностей и иных ресурсов;

• получению новых стратегических возможностей развитии.

Таким образом, можно говорить о том, что от участи в МНТО страны получают определенные выгоды. Так, экономическая целесообразность экспорта технологий объяс­няется тем, что:

  1. продажа технологий — это источник получения дохо­дов;

  2. передача технологий за рубеж — форма борьбы за то­варный рынок;

  3. это также способ обойти проблемы экспорта соответ­ствующего продукта;

  4. это способ установления контроля над зарубежной фир­мой через такие условия лицензионного соглашения, как объем производства, участие в прибылях и т. п.;

  5. предоставление технологии — способ обеспечения дос­тупа к другому новшеству через «перекрестное лицен­зирование»;

  6. это также возможность более эффективного совершен­ствования объекта лицензии с участием покупателя.

^ Экономическая целесообразность импорта технологии объясняется тем, что:

1) импорт технологии — это доступ к новшествам высо­кого технического уровня;

2) это средство экономии затрат на НИОКР;

3) это средство уменьшения валютных расходов на товар­ный импорт и одновременно обеспечения использова­ния национального капитала и рабочей силы;

4) импорт технологии — это условие расширения экспор­та продукции, выпускаемой по зарубежным технологи­ям, причем, как показывает опыт, во многих странах Доля изделий, выпускаемых по лицензии, в валютном экспорте превышает долю таких изделий в производстве;

5) импорт технологии — это гарантия освоения продукта или процесса при помощи продавца, что обеспечивает, как правило, техническую обработанность новшества.

^ Мировой рынок технологий: структура, особенности, современные тенденции развития

Вышеизложенные аспекты целесообразности экспорта и импорта технологий определили возникновение и интен­сивное развитие мирового рынка технологий. Его субъекта­ми выступают: государства, фирмы, университеты, фонды и физические лица (ученые и специалисты). Объектами мирового рынка технологий являются результаты интел­лектуальной собственности в овеществленной форме (раз­личные агрегаты, оборудование, инструменты, технологи­ческие линии и др.) и неовеществленной форме (различного рода техническая документация, знания, опыт и др.).

Мировой рынок технологий неоднороден по своей струк­туре. Так, здесь можно выделить 4 сегмента.

1. Рынок патентов и лицензий (суммарный объем 30 млрд долл. в 1990 г.1)

2. Рынок науко- и технологически емкой продукции.

3. Рынок высокотехнологичного капитала.

4. Рынок научно-технических специалистов.

Наиболее весомую роль на всех сегментах мирового рын­ка технологий в последнее десятилетие играют США, Япо­ния, Великобритания, Германия и Франция, на долю кото­рых приходится более 60% международного технологического обмена. В целом на индустриальные страны приходится око­ло 90% мирового рынка технологий, что соответствует и уровню расходов на данную сферу. На долю же развиваю­щихся государств приходится всего около 10%.

Что касается отраслевой структуры мирового рынка тех­нологий, то большая часть мировой торговли лицензиями приходится на: электротехническую и электронную про­мышленность — 19%, общее машиностроение — 18%, хи­мическую промышленность — 17,4%, транспортное маши­ностроение — 10,2% всего объема коммерческих операций. Влияние международного обмена технологиями на развитие обрабатывающей промышленности в 3 раза выше, чем на развитие экономики в целом.

Сложившийся на сегодняшний день мировой рынок тех­нологий имеет свои особенности.

1 Мировой рынок технологий способствует интеллектуали­зации мировой экономики в целом.

2. Главными субъектами выступают ТНК, в которых про­исходит совместное использование результатов НИОКР материнскими и дочерними компаниями, в результате чего мировой рынок технологий развит лучше нацио­нального.

3. Крупнейшие ТНК (например, «Кодак Истмен», «Бо­инг», «Форд Моторс» и др.) сосредотачивают исследо­вания в своих руках, что способствует монополизации международного рынка технологий. Так, уровень моно­полистического контроля в области технологии достига­ет 80-90%, а расходы на НИОКР 300 ведущих ТНК мира в 1997 г. составили 216 млрд долларов.

4. Стратегия поведения ТНК на мировом рынке техноло­гий по отношению к независимым фирмам и странам определяется жизненным циклом технологии: 1 этап — предпочтение отдается продаже готовой продукции, в ко­торой реализуются новые идеи, 2 этап — технологиче­ский обмен сопровождается или осуществляется в форме . ПЗИ, 3 этап — чистое лицензирование, т. е. уступка прав собственности на технологию, ее использование. Таким образом, новейшие технологии в основном используют­ся в стране базирования, а по мере их устаревания пере­даются в филиалы и далее продаются за рубеж в виде лицензий (это дает около 15% прибылей ТНК).

5. Начиная с 80-х годов около 2/3 мирового технологиче­ского обмена приходится на внутрифирменный трансферт технологий ТНК. На долю внутрикорпорационных по­ступлений приходится свыше 60% лицензионных поступ­лений промышленно-развитых стран: причем в США —6 80%, в Англии - 50%.

6. Технологический разрыв, существующий между различ­ными группами стран, влечет за собой многоступенча­тую структуру мирового рынка технологий:

а) высокие технологии (уникальные и прогрессии ные) обращаются между промышленно развиты­ми странами. Причем лидирующие позиции здесь принадлежат США, расходы на НИОКР которых составляют столько же, сколько у Германии, Фран­ции, Англии, Италии и Японии вместе взятых (97 млрд долл. в 1997 г.);

б) низкие (морально устаревшие) и средние (тради­ционные) технологии промышленно развитых стран являются новыми для развивающихся и бывших социалистических стран. Причем зачастую передаваемая сюда технология плохо приспособ­лена к возможностям этих стран, поскольку раз­работана применительно к уровню развития и структуре промышленно развитых стран с учетом развитой инфраструктуры и высококвалифициро­ванного персонала.

Технологии, создаваемые в развитых странах, — трудо-и ресурсоемкие, но капиталосберегающие; технологии раз­вивающихся стран — трудосберегающие, но ресурсе- и ка­питалоемкие. Таким образом, международная торговля тех­нологиями на практике ограничена развитием адаптационных возможностей в их применении в той или иной стране. 7. Мировой рынок технологий имеет специфическую нор­мативно-правовую базу своего функционирования — Международный кодекс поведения в области передачи технологий; а также такие международные органы регу­лирования, как Соглашение Всемирной торговой орга­низации по аспектам прав на интеллектуальную соб­ственность (ТРИПС), Комитет по передаче технологии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная организация интеллектуальной собственнос­ти (ВОИС), Координационный комитет по контролю за экспортом (КОКОМ), Совещание специалистов по безопасности и технологии (СТЕМ).


^ 3.2. Основные формы передачи научно-технических знаний

Международная передача технологии на практике реа­лизуется в различных формах и по многочисленным кана­лам.

Наиболее распространены следующие основные каналы передачи технологии:

а) внутрифирменный — заграничным филиалам ТНК;

б) межфирменный — по лицензионным, кооперационным, управленческим и другим долгосрочным соглашениям с иностранными фирмами;

в) внешнеторговый — вместе с экспортными поставками машин, оборудования и другой промышленной продук­ции. Кроме того, различают две основных формы передачи технологии..

1. ^ На некоммерческой основе, если между сторонами не воз­никает денежных обязательств. Таковыми являются:

• научно-технические публикации — научная, тех­ническая и учебная литература, компьютерные бан­ки данных, справочники и обзоры, технические стандарты и инструкции, фирменные каталоги и проспекты, патентные описания. Это старейшая форма распространения информации о результатах НИОКР, не связанных с секретами производства и патентоспособными изобретениями;

• личные контакты ученых и специалистов в ходе обмена информацией на международных конферен­циях, выставках, симпозиумах, семинарах, а так­же в результате командирования за границу, обу­чения, стажировок;

• одной из наиболее эффективных форм передачи технологии является миграция ученых и специали­стов, так называемая «утечка умов».

В целом основной поток передачи технологий на некоммерческой основе — это фундаментальные НИОКР, дело­вые игры, научные открытия и запатентованные изобрете­ния.

2 ^ На коммерческой основе, когда покупатель оплачивает передаваемые продавцом научно-технические знания Наиболее распространенной формой передачи научно технических знаний в настоящее время является междуна­родная торговля лицензиями. Это объясняется тем, что по­купка лицензии позволяет снизить затраты на осуществление собственных НИОКР в 4—5 раз, а экономический эффект от использования зарубежных лицензий более чем в 10 раз превышает расходы на приобретение этих лицензий. Следует подчеркнуть, что некоммерческие формы пере­дачи технологии осуществляются свободно и не нуждаются в договорно-правовом оформлении и регламентации. Ком­мерческие формы передачи технологии оформляются в виде договора (как правило, лицензионный договор либо дого­вор о совместном производстве, о научно-техническом со­трудничестве или договор купли-продажи).

^ Торговля лицензиями и ноу-хау

Лицен­зия — это разрешение лицензиара (владельца технологии или прав промышленной собственности) на использование лицензиатом (лицом, приобретающим технологию) изоб­ретения, научно-технического достижения, технических знаний, производственного опыта, секретов производства и т. п. в течение определенного срока за оговоренное в лицензионном соглашении вознаграждение. Различают ли­цензии на запатентованные научно-технические разработ­ки, а также беспатентные лицензии, когда продается на­учно-техническое открытие, авторство и новизна которого не зарегистрированы в соответствующих официальных учреждениях (например, «ноу-хау»).

В международной деловой практике торговля лицензиями и услугами ноу-хау является одним из наиболее взаимовыгодных видов коммерческой деятельности.

Торговля лицензиями означает разрешение на передачу прав и использование запатентованного изобретения или иного технического достижения, которое выдается покупателю (лицензиару) владельцем патента.

Запатентованные изобретения — это технические решения, защищенные действующими патентами в стране лицензиара или и стране лицензиата и в третьих странах. Патентом называется предоставленное государством изобретателю исключительное право производить, использовать и продавать свое изобретение и течение установленного с момента регистрации периода. Продолжительность его действия зависит от оплаты, последующих регулярных взносов, включая пошлину, уплаченную при регистрации изобретения. Для получения патента изобретатель может обратиться в патентное бюро.

Принято, что изобретение не может быть запатентовано, пока не будет доказана его новизна, а также то, что это изобретение или его использование не вступает в противоречие с законностью и моралью. Изобретение в области медицины или производства продуктов питания должно обладать иными свойствами, нежели ингредиенты, в него входящие.

Кроме изобретения патентуется торговая марка — буква, слово, эмблема или символ, используемые в качестве фирменного наименования при продаже товаров для указания на их производителя.

Торговая марка используется производителем для индивидуализации и рекламы своего товара и регистрируется в патентном бюро с одновременной уплатой регистрационной пошлины и последующих ежегодных взносов.

Регистрация обеспечивает защиту владельца торговой марки от неправомерного использования ее конкурентами. По договору франшизы владелец торговой марки передает право на ее использование другой фирме для производства и сбыта определенной продукции или услуг.

Франчайзинг - предоставление крупной «родительской» фирмой мелкой фирме права использования ее товарного знака, торговой марки или знака обслуживания.

Фирменное наименование — это название, под которым изделие (продукт) известно потребителю. Фирменное наименование также служит в целях индивидуализации товара и защищается свидетельством, как и торговая марка.

Торговля ноу-хау, т.е. техническими знаниями, опытом, навыками научного, технического, производственного, коммерческого и иного характера, выраженными в форме документации (не запатентованной в официальном порядке и не ставшей всеобщим достоянием), дополняется опытом специалиста — владельца ноу-хау, например, по осуществлению пуско-наладочных работ, процесса и изготовления продукции и т.д.

Лицензионный обмен осуществляется по двум каналам — во-первых, торговля «чистыми» лицензиями и, во-вторых, торговля сопутствующими (поставка машин, оборудования) лицензиями и ноу-хау.

При этом продажа лицензий предполагает передачу за вознаграждение и на определенный срок на основе лицензионных соглашений юридических прав на использование в производстве, при сооружении и реконструкции объектов и при выполнении других работ запатентованных изобретений.

Нелицензионная продажа сопутствующих лицензий и предоставление услуг ноу-хау осуществляется по контрактам при экспорте разрозненного или комплектного оборудования, строительстве и реконструкции объектов за рубежом, экспорте услуг типа «инжиниринг».

Стоимость лицензии или нелицензионного ноу-хау представляет собой сумму денежного вознаграждения, полученного лицензиаром от лицензиата за передачу соответствующей технологии, за весь период действий лицензионного соглашения или в соответствии с условиями контракта на поставку оборудования, сооружения предприятия или оказания инжиниринговых услуг.

Международная торговля лицензиями может осуществляться, как непосредственно владельцами и потребителями данных услуг, так и через посредников (специализированные брокерские фирмы).

Крупнейшими экспортерами современных научно-технических знаний и услуг являются США, Франция и Англия. Признается ведущая роль ОПТА на рынке технологий. Наибольшие объемы импорта лицензий и ноу-хау, а также инжиниринговых услуг из числа развивающихся стран приходятся на регионы Южной и Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Это объясняется тем, что во многих из них уже созданы базисные отрасли экономики, накоплен достаточный опыт проектирования, строительства и производства технологического оборудования для традиционных отраслей. В связи с этим происходит ужесточение импортного режима в отношении обычных видов машин, оборудования и технологий.

В зависимости от объема передаваемых покупателю ли­цензии прав выделяют три их вида:

простая лицензия, по договору которой лицензиар разре­шает использовать изобретение, оставляя за собой право как самостоятельного использования, так и выдачи ана­логичных лицензий другим лицам;

исключительная лицензия, по договору которой лицензи­ату даются исключительные права на использование изоб­ретения в пределах, оговоренных в соглашении, и ли­цензиар не может выдавать аналогичные лицензии другим лицам, но возможно самостоятельное использование пред­мета лицензии;

полная лицензия, когда лицензиар уступает лицензиату все права на использование научно-технического дости­жения в течение срока действия соглашения (применяет­ся очень редко). По способу коммерческой реализации различают:

  • чистые лицензии — купля-продажа чистых лицензионных прав;

  • сопутствующие лицензии, сопровождающиеся контрактом на поставку оборудования.

Новые технологии являются особым товаром, их про­изводитель (изобретатель) наделен монопольным пра­вом на использование изобретения (открытия), которое охраняется патентом. Вместе с тем изобретение практичес­ки невоспроизводимо. В совокупности это дает собственни­ку новшества возможность получать дополнительную прибыль.

Торговля лицензиями на мировом рынке считается весьма прибыльным бизнесом. По оценкам экспертов ООН, по­купатели в среднем платят за лицензию от 1 до 10 % от стоимости реализуемой впоследствии продукции (произве­денной на основе данной лицензии). В случае, если прода­ется лицензия на уникальное и перспективное изобрете­ние, то платежи могут достигать 30—50 %. Таким образом, стоимость лицензионного соглашения не столько зависит от затрат на проведение научно-исследовательских работ, сколько от величины дохода, который можно получить при использовании объекта лицензионного соглашения. Последнее непосредственно связано со значимостью науч­но-технического изобретения, его новизной и эффектив­ностью, степенью его правовой защиты, освоенностью в производстве и др.

Существует три формы выплаты лицензионного вознаг­раждения.

Роялти — отчисления от дохода лицензиата в течение всего периода действия соглашения. Используется в слу­чае уверенности лицензиара в лицензиате, при долго­срочном сотрудничестве.

Паушальный платеж — это единовременный платеж, не связанный во времени с фактическим использованием лицензии, а установленный заранее на основе эксперт­ных оценок.

^ Комбинированные платежи, включающие первоначаль­ную сумму в виде паушального платежа в 10—15% от общей цены лицензии и с последующими периодиче­скими отчислениями роялти.


3. Инжиниринг

Следующая форма — инжиниринг. Он относится к разряду интеллектуальной деятельности, который представляет собой совокупность инженерно-консультационных услуг, связанных с процессами создания и обслуживания промышленных проектов, включая разработку технологии, комплекс инженерно-технических работ, а также услуг по строительству и содержанию объектов, доработке, сборке, пуску, гарантийному обслуживанию.

Это совокупность ра­бот прикладного характера, включающая предпроектные технико-экономические исследования и обоснование пла­нируемых капиталовложений, необходимую лабораторную и экспериментальную доработку технологии и прототипа, их промышленную проработку от эскизного варианта до детального проекта изделия, а также последующие услуги или консультации. В зависимости от сферы применения инжиниринговых услуг различают проектно-консультаииный, технологический, строительный и управленческий инжиниринг.

На мировом рынке инженерных услуг инжиниринг обособлен в самостоятельный комплекс видов работ коммерческого характера, которые непосредственно связаны с созданием и сооружением комплектных предприятий или объектов инфраструктуры. В условиях научно-технического развития инженерно-консультационные услуги стали одним из основных каналов в цикле «наука — техника — производство».

Инжиниринг в современном его понимании возник в Великобритании еще в середине XIX в. Наибольшую активность на мировом рынке национальные инженерно-консультационные фирмы (ИКФ) стали проявлять после Второй мировой войны.

Международная регламентация инжиниринга была разработана, а американской Ассоциацией инженеров гражданского строительства (ASCE) в 1981 г. и нашла отражение в Руководстве по использованию услуг инженеров, где рассмотрена практика инженерного консультирования, дана классификация инженерных услуг, показана процедура выбора инженера консультационных фирм и другие сопутствующие вопросы.

В соответствии с Руководством услуги, предлагаемые современными инженерно-консультационными фирмами, включают в себя консультации, советы и экспертизы, а также выполнение широкого диапазона других работ и делятся на две категории. Первая — это консультации, изыскания и доклады, осуществляемые на стадии теоретической проработки, подготовки технико-экономического обоснования (ТЭО) и реализации проекта (предпроектные, проектные, послепроектные и специальные). Вторая — услуги, связанные с непосредственным выполнением технического проекта и сооружением объекта (оптимизация процесса эксплуатации, управления и реализации продукции).

Помимо этого ЕЭК ООН даны определения различных видов инжиниринга, имеющего место в международной торговле.

Комплексный инжиниринг включает совокупность услуг и поставок, необходимых для строительства промышленного предприятия или объекта (проектные и практические работы, относящиеся к области инженерно-технической науки и необходимые для завершения строительства). По желанию заказчика комплексный инжиниринг может быть расширен путем перенесения услуг инженерно-консультационных фирм на последующую эксплуатацию построенного объекта или даже реализацию продукции, изготовляемой на данном объекте. Таким образом, комплексный инжиниринг в широком смысле включает:

консультативный, или чистый инжиниринг, связанный с проектированием объекта, разработкой планов строительства и контроля за проведением работ (авторский надзор);

- технологический инжиниринг, который состоит в предоставлении заказчику технологий, необходимых для строительства промышленного объекта и его эксплуатации (передача производственного опыта и знаний, передача технологии и патента);

строительный, или общий инжиниринг, относящийся к проектированию и поставкам оборудования и техники, и/или монтажу установок, включает, в случае необходимости, инженерные работы.

В международной практике предоставлением такого рода услуг занимаются, помимо ИКФ, инженерно-строительные фирмы — контракторы (предоставляют весь комплекс услуг, связанных с созданием промышленных и других объектов на условиях «под ключ»), консультационные по вопросам организации и управления, инженерно-исследовательские фирмы (специализируются главным образом на разработке технологических процессов и технологий производства новых материалов).

Взаимоотношения между ИКФ и заказчиком регулируются под­писанным между ними соглашением, а между ИКФ и подрядчиком — основным контрактом, заключенным в свою очередь подрядчиком и заказчиком, где ИФК выступает как представитель заказчика со всеми правовыми последствиями.

^ Операции по техническому обслуживанию

Торговля продукцией в разобранном виде осуществляется на внешнем рынке также для повышения ее конкурентоспособности и по лучения дополнительной прибыли. Законодательство ряда стран (особенно развивающихся) в целях защиты национальных отраслей от конкуренции иностранных поставщиков вводит количественные ограничения или повышенные таможенные пошлины на импорт готовой продукции.

Предпочтение отдается импорту ее в разобранном виде, так как ор­ганизация сборки продукции на предприятиях импортера содействует развитию национальной промышленности и повышению занятости населения, а также развитию научно-технического процесса.

Экспортеру данного вида продукции необходимо учитывать, во-первых, что поставка комплекта узлов и деталей должна быть рассчитана на возможность самостоятельной сборки силами персонала страны-импортера без проведения дополнительных операций по подготовке или доработке деталей. Кроме того, поставка должна осуществляться без перебоев, не нарушая процесса сборки, и ритмично, исключая образование излишних складских запасов. Указанные требования должны находить отражение в контракте.

Прогрессивная сборка, в отличие от поставки продукции в разобранном виде, предполагает обязательства экспортера по содействию импортеру в поэтапной организации собственного производства отдельных узлов, деталей и агрегатов с постепенным переходом в будущем к самостоятельному выпуску готовой продукции. Одновременно экспортер продает лицензию на право производства той или иной готовой продукции, узлов и деталей, а также предоставляет услуги типа ноу-хау, выполняет технический проект предприятия и проект организации производства. За отдельную плату фирма-экспортер поставляет импортеру комплектное оборудование, необходимое для производства продукции, а также предоставляет инжиниринговые услуги по организации самостоятельного производства.

Такая форма сотрудничества позволяет покупателю постепенно наладить собственное производство, полностью отказавшись от импортных закупок. Контракт в этом случае представляет собой комплексный документ, в который дополнительно включаются некоторые положения консультативного инжиниринга, а также элементы лицензионного договора.

Важнейшим направлением производственной деятельности в сфере потребления является техническое обслуживание машин и оборудования, которое состоит из двух этапов: техническое обслуживание в гарантийный и послегарантийный период, которое в ряде случаев представляет собой гарантийную или коммерческую эксплуатацию построенного комплексного объекта. Осуществление техобслуживания и предоставление сервисных услуг имеет исключительно важное значение при комплектных поставках оборудования.

Большое значение техническое обслуживание приобрело в связи с созданием новых технологических процессов с широким использованием ЭВМ, применением новых видов материалов и т.д. При этом экспортеры получают дополнительные возможности поставки запасных частей, эксплуатационных узлов и предоставления услуг через квалифицированных специалистов. Все это создает на потребительском рынке широкую сеть сервисного обслуживания, что выгодно как для импортера, так и для экспортера


^ Аренда и её виды

В международной коммерческой практике применяются различные виды арендных операций.

Аренда — это временное пользование имуществом на условиях, устанавливаемых в договоре между собственником имущества и лицом, в пользу которого оно передается (арендатором). Арендные операций получили распространение в начале 60-х годов и являются сравнительно новым видом внешнеторговой деятельности.

Суть аренды состоит в предоставлении арендодателем клиенту-арендатору какого-либо товара (чаще всего это машины и оборудование) в исключительное пользование на точно установленный срок за определенное вознаграждение на основе арендного контракта.

Арендатор может получить товар со склада арендодателя или заказать товар у любого выбранного им производителя за счет арендодателя.

Аренда предоставляет арендатору лишь право на временное использование товара; право собственности на сданный внаем товар остается за арендодателем. Это и составляет предмет контракта. В контракте на аренду фиксируются система взаимоотношений, права и обязанности сторон, взаимная ответственность за выполнение условий и обязательств.

В практической деятельности применяются три основные вида аренды:

• долгосрочная (на срок от трех до пяти лет, иногда до 15— 20 лет), получившая название лизинг (leasing);

• среднесрочная (на срок от одного года до двух-трех лет) называемая хайринг (hiring);

• краткосрочная (от нескольких часов до года), которую называют рейтинг (renting).

В большинстве случаев объектом арендных операций является дорогостоящее, часто уникальное оборудование. Арендуются самолеты и 6

авиационные двигатели, подъемно-транспортное и дорожно-строительное оборудование, суда и морские буровые платформы, вагоны, вычислительная техника и многое другое.

Арендные операции дают возможность арендатору (арендаторами часто выступают мелкие и средние фирмы) обезопасить себя от быстрого морального старения оборудования. Арендаторы получают современное оборудование, не делая предварительных крупных затрат. Первоначальный взнос перечисляется обычно уже после получения оборудования, поэтому у арендатора есть возможность, эксплуатируя оборудование, вначале произвести продукцию, эту продукцию реализовать и уже, затем расплачиваться с арендодателем. И это, конечно, выгодно.

Из всех видов аренды, используемых в международной коммерческой практике, наиболее распространена долгосрочная аренда — лизинг. Экономическая сущность лизинга состоит в том, что лизингополучатель берет в долгосрочную аренду конкретное имущество и по поручению арендодателя обязуется выполнить с помощью этого имущества определенные работы и не выполнять работ, не оговоренных условиями контракта.

Другой формой является лизинг — долгосрочная аренда машин, оборудования и т. п. Также в международной прак­тике имеют место рейтинг — краткосрочная аренда до 1 года и хайринг — среднесрочная аренда со сроком от 1 года до 3—5 лет. Различают оперативный лизинг сроком от 3 до 5 лет. Такой срок обычно меньше жизненного цик­ла изделия и происходит неполная его аммортизация за период аренды, по истечении которого оборудование мо­жет быть возвращено собственнику и снова сдано на но­вый период в пользование. Другой вид лизинга — финан­совый, сроки которого 15—20 лет, за такой период обычно происходит полная окупаемость арендуемого оборудования, а по его истечении пользователь может либо вернуть объект лизинга собственнику, либо заключить новое соглашение на более льготных условиях, либо приобрести арендуемое оборудование в собственность по остаточной стоимости.

Лизинг объединяет в себе черты кредитной и арендной операций, но не тождественен им. В отличие от кредита после окончания срока лизинга и выплаты всей обусловленной договором суммы объект лизинга остается собственностью лизингодателя (если договором не предусматривается выкуп объекта лизинга по остаточной стоимости или передача в собственность лизингополучателю). В отличие от традиционной аренды в лизинге непосредственно задействованы три участника: лизингодатель, лизингополучатель и продавец, которым обычно является предприятие — изготовитель необходимого имущества.

Финансовый лизинг (financial leasing) предусматривает в течение периода действия контракта выплату арендатором сумм, которые покрыли бы полную стоимость амортизации оборудования или большую ее часть, а также прибыль арендодателя.

Разновидностью финансового лизинга является возвратный лизинг. При этом собственник оборудования продает его лизинговой компании и одновременно заключает с ней договор лизинга на оборудование, выступая в роли пользователя. Таким образом, первоначальный собственник получает от лизинговой компании полную стоимость оборудования, сохраняя за собой право владения и лишь периодически выплачивая платежи за пользование оборудованием.

Если лизинговой компании не хватает собственных средств для осуществления крупномасштабной финансовой аренды, она привлекает заемные средства. Эта разновидность финансового лизинга получила название лизинг с дополнительным привлечением средств. По сути, этот вид лизинга означает объединение нескольких финансовых учреждений для финансирова­ния крупной операции по лизингу, что не под силу каждому из этих учреждений в отдельности.

Порядка 85% лизинговых сделок является сделками с привлечением заемных средств.

При лизинге с дополнительным привлечением средств объектами сделок чаще всего являются суда, железнодорожные вагоны, грузовые автомобили, оборудование предприятий коммунального обслуживания.

Операционный лизинг (operation leasing) характеризуется тем, что оборудование используется в течение значительно меньшего времени, чем срок экономической службы оборудования. Чтобы возместить стоимость оборудования, лизинговая компания сдает его во временное пользование несколько раз и обычно разным пользователям. Ремонт, техническое обслуживание, страхование при операционном лизинге обеспечивает лизинго­вая компания. Объекты операционного лизинга — обычно оборудование с высокими темпами морального старения.

В зависимости от конкретных условий заключения сделки могут выделяться другие разновидности лизинга.

Лизинг на налоговой основе предполагает в качестве основной или дополнительной цели сделки максимизацию налоговых льгот, приобретаемых лизингодателем и/или лизингополучателем.

Компенсационный лизинг предполагает, что часть арендной платы производится поставками продукции, выпущенной на взятом в лизинг оборудовании.

Групповой лизинг предполагает участие нескольких компаний в роли лизингодателей. Используется при сдаче в аренду крупных объектов (бурового, железнодорожного оборудования) и требует, как правило, привлечения заемных средств.

В зависимости от объекта сделок выделяется:

- лизинг движимого имущества, включающий лизинг дорожного, воздушного и морского транспорта, вагонов, контейнеров, техники связи;

- лизинг недвижимого имущества, включающий лизинг торговых и конторских зданий, производственных помещений, складов и т.д. В этом случае лизингодатель строит или покупает недвижимость по поручению лизингополучателя.

В зависимости от объема предоставляемых дополнительных услуг выделяются:

- чистый лизинг — техническое обслуживание и ремонт осуществляется самим пользователем;

- лизинг с дополнительными услугами — лизингодатель берет на себя ответственность по ремонту и техническому обслуживанию оборудования;

- лизинг с полным набором услуг — услуги лизингодателя не только по ремонту и обслуживанию оборудования, но и по его страхованию и уплате налогов на собственность. В последнее время лизинговые операции все чаще носят международный характер. Международный лизинг характеризуется тем, что лизингодатель и лизингополучатель, лизингодатель и продавец или же все три участника сделки находятся в разных странах. Приведенная выше

классификация лизинговых операций используется и в международном лизинге. Но только в международном лизинге выделяют:

- экспортный лизинг — лизингодатель покупает оборудование у национальной фирмы, а затем предоставляет его зарубежному арендатору;

- импортный лизинг — лизингодатель покупает оборудование у зарубежной фирмы, а затем предоставляет его отечественному лизингополучателю.

По правилам МВФ лизинговые обязательства не учитываются при определении величины внешней задолженности страны, поэтому международный лизинг активно поддерживается правительствами как развитых, так и развивающихся стран.

^ Консультационные услуги

Возникновение и развитие отрасли управленческих консалтинговых услуг практически неизбежно для экономики, в которой производственные отношения регулируются не адресным воздействием на них командной системы управления, а путем создания политических, экономических, правовых, социальных и технологических условий, в которых происходит саморегулирование этих отношений в соответствии с действием объективных экономических законов. Достаточно проанализировать, кто, когда и с какими намерениями привлекает консультантов по управлению, чтобы понять их макроэкономическую функцию в рыночной экономике.

Во-первых, услуги консультантов по управлению — это товар, предназначенный для использования руководством компаний - лицами, принимающими решения, имеющие отношение к деятельности организации в целом.

Во-вторых, консультантов привлекают тогда, когда нуждаются в помощи и поддержке при разработке и принятии ответственных решений, развитии и реорганизации бизнеса.

В-третьих, привлекая консультанта, клиент ожидает получить от него какие-то суждения по существу своих вопросов; экспертные заключения в отношении каких-то решений или ситуаций; новые идеи; результаты вполне определенного исследования; обсудить с ним, как с коллегой, свои проблемы или, наконец, просто поучиться или перенять у него определенные профессиональные навыки.

Самые лучшие возможности для организации продаж находятся среди уже имеющихся клиентов фирмы в форме расширения объемов работ действующих проектов или в форме выполнения для них разработок в совершенно новых областях.

Так как крупные консалтинговые фирмы предлагают широкий круг услуг, у них, обычно, больше возможностей предложить свои услуги в сферах, выходящих за рамки уже существующих проектов. Маленькие фирмы, работающие с клиентом, узнав о возможности заключения договора, который они не могут осилить самостоятельно, могут выступить в качестве посредников для других фирм (в надежде на quid pro quo в будущем).

^ Состояние и факторы развития туризма

Значительную и все увеличивающуюся долю в международной торговле услугами составляет туризм.

Туристом, в соответствии с международной статистикой, яв­ляется любой человек, посещающий другую страну с любой це­лью, кроме профессиональной деятельности, оплачиваемой в этой стране. Различают три основных вида международного ту­ризма: рекреационный, научный и деловой.

^ Рекреационный туризм — это туризм, который связан с от­дыхом в широком смысле слова. Сюда могут входить поездки с целью лечения, занятий спортом, посещения спортивных сорев­нований, встречи с друзьями и родственниками.

Научный туризм — это участие в научных симпозиумах, кон­грессах, конференциях.

Деловой туризм — это встречи с деловыми людьми, посеще­ние предприятий, международных выставок с ознакомительной целью и возможностью в последующем заключения контрактов.

За последние годы темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире в среднем составляли 5,1% еже­годно, а валютных поступлений — 14%. Например, в 1992 г. бы­ло зарегистрировано 476 млн. прибытий туристов, а доход соста­вил 279 млрд. долл. США.

Международный туризм является одной из трех крупнейших отраслей в мире, уступая лишь автомобилестроению и нефтедо­бывающей промышленности. В начале 90-х годов суммарный до­ход всех стран мира от международного туризма составил при­мерно 7% общего объема мирового экспорта и 30% мирового экспорта услуг. Для многих государств иностранный туризм является важнейшим фактором роста национальной экономики и существенным источником по­ступлений от экспорта. Например, 50% ВВП Багамских остро­вов образуется за счет иностранного туризма. Доходы Испании от туризма составляют около 19 млрд долл. (около 5% ВВП стра­ны), США — 45,2 млрд долл. (свыше 5% стоимости экспорта), Турции — 2,7 млрд долл. (20% стоимости экспорта). Следует от­метить, что международный туризм в мире распределяется крайне неравномерно вследствие различий в уровнях социаль­но-экономического развития отдельных стран и регионов. На промышленно развитые страны приходится 70—75% всех соверша­емых в мире зарубежных поездок, при этом на долю стран Европейского союза приходится около 40% прибытий туристов и валютных поступлений.

Мировой опыт показывает, что значение туризма для разви­тия экономики страны велико. Во-первых, выездной туризм со­здает условия для расширения производства товаров и услуг в результате увеличения платежеспособного спроса за счет иност­ранных покупателей. Так, иностранные туристы покупают зна­чительную часть некоторых товаров: во Франции — одежду и ко­сметику, в Италии — обувь, в Швейцарии — часы. Во-вторых, туризм способствует созданию дополнительных рабочих мест в непроизводственной сфере. В-третьих, туризм способствует по­вышению деловой активности, обмену информацией, научными знаниями.

Индустрия туризма в целом отличается достаточно высокой капиталоемкостью. При этом в крупных туристических центрах в структуре затрат 50—60% составляют затраты на размещение и питание. Хотя инвестиции в индустрию туризма относятся к числу наиболее перспективных, но в связи с высокой капитало-и трудоемкостью, а также сезонностью отрасли капитал доволь­но избирательно относится к сфере туризма. В развитых странах часть затрат, связанная со строительством дорожной сети, обо­рудованием зон отдыха, организацией выставочных центров и т.п., обычно финансируется государством, а частный капитал фи­нансирует строительство и эксплуатацию предприятий по обслу­живанию туристов.

В последние годы первостепенным фактором, влияющим на развитие туризма, стала индивидуальная туристическая актив­ность. Так, в 90-х годах примерно 40% туристов из государств с развитой экономикой предпочли самостоятельно организовы­вать свои поездки, 60% частично или полностью пользовались услугами фирм. Отличительной чертой туризма является его се­зонность, что приводит к периодическому простаиванию мате­риальной базы и рабочей силы и при этом требует ресурсов для их поддержания. Кроме того, конъюнктура туристического биз­неса изменчива и находится под значительным влиянием стихий­ных бедствий, транспортных катастроф, террористических актов, войн и др. Система реализации туристического продукта вклю­чает сеть сбыта, состоящую из оптовых фирм (туроператоров) и различных фирм (турагентов), охватывающих все сегменты ту­ристического рынка.

Все большее распространение получают новые формы сбыта, что связано с внедрением в туристический бизнес организаций и предприятий из смежных секторов экономики. Продажей ту­ристических услуг стали заниматься гостиничные и ресторанные объединения, торговые дома, универсальные магазины, издатель­ства и другие предприятия, которые уже приобрели репутацию, имеют свою клиентуру и налаженную сбытовую сеть.

^ Сущность и виды международных транспортных операций

Транспортные связи - важная и непременная составляющая функционирования международных экономических отношений. Транспортные средства обеспечивают движение товаров и услуг на мировых рынках от поставщиков к потребителям. Функциональ­но транспорт обслуживает непосредственно процесс обращения, сли­ваясь с ним полностью. Вне транспортного обслуживания трудно себе представить процесс обращения товаров и услуг.

Транспортировка товаров и услуг как бы продолжает процесс производства. Затраты, на транспортировку созданной продукции добавляются к общим затратам данного товара и входят в себе­стоимость и цену. Они составляют дополнительные издержки об­ращения и выступают в качестве важного компонента цены. При этом доля транспортных затрат в цене может быть весьма суще­ственной (до 30% себестоимости продукции). Поэтому успех внешнеторгового контракта я его экономическая эффективность в немалой степени зависят от того» как перевозится тот или иной груз, использованы ли для перевозки самые экономичные и бы­строходные транспортные средства.

Транспортный фактор всегда рассматривался в качестве валя­ной предпосылки интенсификации мировой торговли. Великие ге­ографические открытия XVI-XVIII веков были непосредствен­но обусловлены ростом морского судоходства, что дало мощный толчок развитию мировой торговли. Овладев силами паровой и электрической энергии в XIX веке, человечество существенно усо­вершенствовало средства транспорта. Парохода, железные доро­ги сделали настоящую революцию на транспорте. Все это в свою очередь способствовало дальнейшему развитию мирохозяйст­венных связей,

Международные хозяйственные отношения обусловливают громадные потоки передвижения товаров из одних стран в дру­гие. Сама по себе транспортная сеть сформирована в рамках на­циональных экономических систем. Все виды транспорта (за 6исключением морского) имеют прежде всего внутрихозяйствен­ные цели для своего функционирования.. Вместе с тем они обслу­живают и международные перевозки, По мере расширения и уг­лубления международной торговли развиваются и международные транспортные связи-.

Важнейшими факторами их постоянного рос­та и качественного совершенствования являются:

1} темпы и объ­емы внешнеэкономической деятельности;

2) научно-технический прогресс, использование достижений которого непосредственно влияет на качество транспортных средств,

Транспортное обслуживание международных экономических отношений осуществляется в двух направлениях: перевозки товарных грузов и перевозке пассажиров.

Среди всех видов транспорта самыми распространенным в международной торговле является .морской транспорт. Этот вид транспорта обеспечивает примерно 65% объема международ­ных грузовых перевозок. Основной ассортимент перевозок состав­ляют наливные и навалочные грузы, т.е. все те же топливно-сырьевые товары» составляющие около 40% объема морских перевозок. Остальные 604.. приходятся на генеральные грузы (го­товая промышленная продукция, товары потребительского на­значения, продовольствие),

На железнодорожный транспорте приходится примерно 15-17% объема международных перевозок. Он, как правило, ис­пользуется для внутриконтинентальных перевозок. Если средняя про­тяженность морской внешнеторговой перевозки составляет 2500-3000 км, то железнодорожной ~ примерно 800-1100 км.

Серьезным конкурентом морскому транспорту за последние 30—40 лет стая воздушный транспорт, Учитывая преимущества авиатранспорта в скорости перемещения, он стал лидером в меж­дународных пассажирских перевозках. Причем по мере внедрения скоростных и широкофюзеляжных самолетов провозная способ­ность довольно резко увеличилась. Только за период 1985-1995 гг. объем перевозок в международном воздушном сообщении возрос более нем вдвое. Вместе с тем по себестоимости этот вид транспор­та является одним из самых дорогостоящих, 11'озтому его доля в общем объеме мировых грузоперевозок едва превышает 6%,

Наименьшее значение в транспортном обслуживании внеш­неэкономических связей занимают автомобильный и речной транспорт. На них в целом приходите а около 5% объема внеш­неторговых грузовых перевозок. Эти виды транспорта более ло­кальны, чем вышеназванные, в силу своей технической сущно­сти. Если железные дороги обслуживают внутриконтинентальные перевозки, то автомобильные к речные пути обеспечивают пере­движение грузов, как правило, между государствами-соседями. Средняя протяженность международного рейса автомобиля не пре­вышает 600 км.. Следует также упомянуть немалую роль трубопроводного транспорта. Его назначение связано с систематиче­ской и бесперебойной доставкой нефти и нефтепродуктов, природного газа. Специфика этого вида обусловлена высокой стоимостью ввода в действие трубопроводов и низкой себестоимос­тью эксплуатации. Выделяя объемы перегоняемой через трубо­проводы продукции, отметим немалую роль этого вида транспорта в структуре международных грузовых перевозок — 7—8%.

^ Организация международных перевозок

Процесс транспортировки грузов, которые перемещаются на основе заключенных внешнеторговых контрактов, состоит из трех участков движений. Первый участок движения — транспор­тировка груза по территорий страны отправителя: от пункта от­ грузки товара до границы. Второй участок движения — транс­портировка груза до территории другой страны: от границы
страны — отправителя 'груза к границе страны — получателя груза. Этот участок называется - транзитным. Такого варианта может не быть в случае, когда внешнеторговыми контрагентами высту­пают страны-соседи, имеющие общую граниту. В этом случае -транзитный участок отсутствует. Третий участок движения - транспортировка груза но территории страны-получателя; от
границы до пункта назначения..

Содержание понятая «международные транспортные опера­ции» включает несколько взаимосвязанных этапов.

1, Фрахт транспортного средства. Как правило, грузоотпра­вители и грузополучателя не имеют собственных транспортных средств, поэтому должны их арендовать (фрахтовать), В процессе осуществления международных транспортных связей важное место занимает рынок фрахтовых услуг, Крупнейшие экспорте­ры на мировом рынке не обладают полным набором транспорт­ных средств. Такие страны, как США, Германия» Франция, Ки­тай и др. на .80 -90% объема морских перевозок используют посредничество фрахтовых компаний, В начале 90-х годов сто­имость фрахтовых сделок в год составляли 118-125 млрд доля, Главными поставщикамS! фрахтовых услуг являются японские, панамские и либерийские компании.

2. Доставка груза до магистральных транспортных средств. Такие услуги прёдоставл«ют местные транспортные компании, которые главным образом поставляют автомобили для доставки экспортируемых грузов в порты отправления зарубежным получателям.

3. Осуществление самого международного перевозочного про­цесса. Зависит от того, как условия транспортировка отражают­ся на доставляемого товара, в какой мере транспортные за­траты влияют на эффективность внешнеторгового контракта.

4. Перегрузка транспортируемых товаров на другие виды транспорта. По существу, речь идет о посреднических услугах. в транзитных перевозках и перевалке грузов с одного вида транспорта на. другой. При любой международной перевозке грузы многократно (иногда более 10 раз) последовательно переходят от одних перевозчиков к другим. Гораздо экономичнее осуществлять такую процедуру при посредничестве одной ой какой-нибудь фирмы, которая берет на себя комплекс услуг по перевалка грузов, хра­нению их в грузовых терминалах в промежутке времени между перевозкой одним транспортом, а потом другим. Здесь очень ак­туальным cтановится вопрос о а защите коммерческих интересов грузовладельцев. Ведь грузы во время длительной транспортировки фактически отчуждены от грузовладельцев и находятся в ве­дении перевозчиков, Следовательно, процесс транспортировки груза должен обязательно сопровождаться страхованием.. 5. Экспедиторские услуги. . Грузовладелец не может иметь своих представителей во всех пунктах, где осуществляются операции с его грузами. Поэтому, как правило, гру­зовладельцы используют услуги экспедиторских фирм.

^ Мировой рынок информации

Современная научно-техническая революция коренным образом изменила значение информации в общественном производст­ве. По мнению многих специалистов, экономическая роль госу­дарства в мире определяется теперь не количеством производимых станков, оборудования, стали и т.п., а объемом используемой ин­формации и знаний.

В настоящее время деятельность любой фирмы немыслима без широкого изучения и использования различного вида информа­ции. Информация оказывает влияние на рост производительности труда, применение новейших техники и технологии произ­водства, сроки проектирования и строительства, качество товаров н услуг.

Следует отметить, что темпы роста средств информатики в по­следние годы значительно превышают темпы роста таких основ­ных экономических показателей, как ВВП, объем промышлен­ного производства и внешней торговли. Особенно быстро развивается программное обеспечение, которое является базой но­вой технологии в информационных системах (табл. 12.1).

Мировой рынок информационных услуг стал создаваться быстрыми темпами в конце 80-х годов, что было связано с ухуд­шением экономической ситуации, обострением конкурентной борьбы, усложнением структуры управления компаниями и про­изводством в целом. Из таблицы видно, что все структурные эле­менты рынка услуг развиваются высокими темпами, но особен­но быстро растут услуги, связанные с программным обеспечением.

В информационный рынок входит экономическая, право­вая, медицинская, научная и другая информация для специали­стов и массового потребителя.

Владельцами информации являются научно-исследовательские организации и институты, издательские организации, обладаю­щие мощной финансовой и технической базой. Они занимают­ся сбором, обработкой, хранением и передачей информации на коммерческой основе посредникам и пользователям. В этой свя­зи наиболее сложным вопросом для владельцев является выбор техники и методики обработки, хранения и поиска данных.


Объем производства средств информатики в мире

Средство информации


Объем производства, млрд долл.


Среднегодовые темпы прироста, %


1986г.


1990г.


1995г.


Оборудование Программное обеспечение Телекоммуникационные и компьютерные услуги


224

84

85


353

174

107


621

433

143


12 20 6


Всего


393


634


1197


13


Важную роль играет появление сетей ЭВМ, обеспечивающих сбор, хранение, обработку и передачу больших массивов инфор­мации.

Примерно 75% современного мирового рынка информацион­ных услуг приходится на пять экономически наиболее развитых стран. При этом доля США составляет свыше 50%, что значи­тельно больше их доли в мировой торговле традиционными то­варами (12%). На втором месте стоит Япония, доля которой рав­на 10%.

Наиболее динамичной частью мирового информационного рынка является сектор деловой информации. Возрастанию роли обмена информацией способствовало решение ВТО о распростра­нении режима либерализации на рынок телекоммуникаций в 1998 г.

Из всего вышесказанного следует вывод о том, что сфера ус­луг занимает значительное место в мировом хозяйстве, причем роль ее неукоснительно возрастает.


^ 4. Государственное регулирование МТУ.

Защита внутреннего рынка в сфере услуг осуществляет­ся с помощью так называемых специфических обязательств. Последние представляют собой фиксированные минималь­ные ограничения деятельности иностранных поставщиков или продажи иностранных услуг на внутреннем рынке.

В целях регулирования государство может проводить сле­дующие мероприятия:

• устанавливать максимальный уровень иностранных инве­стиций в конкретный сектор услуг;

• регламентировать правила учреждения и деятельности иностранных компаний;

• ограничивать количество иностранных представительств, долю иностранного капитала в капитале отечественных компаний, численность иностранного персонала;

• вводить квоты на специфическую продукцию, вопло­щенные услуги либо ограничивать суммы иностранной валюты, предоставляемой для импорта услуг;

• устанавливать предварительные тарифы, дискриминацион­ные налоги и минимальные цены на импортные услуги;

• регламентировать правила перевода финансовых средств за границу,

• вводить и усложнять правила оформления документов при выезде национальных поставщиков услуг за рубеж и при въезде иностранных поставщиков в данную страну и т.д.

Несмотря на значительный арсенал и дискриминацион­ный характер мер, предпринимаемых для защиты внутрен­него рынка услуг, на международном уровне, ранее на двусторонней основе, на современном этапе больше в рам­ках ГАТТ/ВТО, предпринимаются шаги по либерализации сферы услуг.

Либерализация МТТ началась еще в 1948 г с момента вступления в силу Генерального Соглашения по тарифам и торговле. Регулирование же и либерализация МТУ — явле­ние новое. В январе 1995 г. вступило в действие Соглашение об учреждении ВТО. Среди принятых на Уругвайском раунде соглашений, образующих основы функционирования ВТО, было и Генеральное Соглашение по торговле услуга­ми (ГАТС).

ГАТС содержит :

1) положения, определяющие основные обязанности чле­нов ВТО в области торговли услугами;

2) приложение о специальном статусе отдельных видов услуг;

3) списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг;

4) определяет принципы использования национального

режима и режима наибольшего благоприятствования в

сфере МТУ.

Специфика данного соглашения заключается в том, что оно касается не только традиционных торговых барьеров, но и инвестиций в сферу услуг. В дополнение к нему 13 декабря 1997 г. в Женеве страны-члены ВТО подписали соглашение о либерализации рынка финансовых услуг. Оно вступило в силу с 1 марта 1999 г., после ратификации. Соглашение, подготовка которого велась в течение 6 лет, предусматривает поэтапное снятие национальных ограниче­ний на трансграничные потоки капиталов и действия инос­транных компаний на внутренних рынках. Пакт откроет до­ступ гигантским западным финансовым фирмам на рынки развивающихся стран.

Регулированием международной торговли услугами в рамках отдельных отраслей занимаются специализирован­ные межправительственные организации, действующие под эгидой Организации Объединенных Наций (ООН), — это, например: ИКАО — организация международной граждан­ской авиации; ИМО — Международная морская организа­ция; ВТО — Всемирная туристская организация. Так, ВТО устанавливает стандарты содержания гостиниц и рестора­нов, а ИКАО унифицирует правила перелетов и эксплуа­тации воздушного транспорта и т.д.

Таким образом, международное сообщество предприни­мает усилия, чтобы стимулировать еще больший рост МТУ, максимизировав при этом прибыльность данной сферы Мирового хозяйства.








Скачать файл (874.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации