Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспекты лекций по мировой экономике - файл МЭ Лекция Мировой рынок ценообразование и конъюнктура.doc


Конспекты лекций по мировой экономике
скачать (874.7 kb.)

Доступные файлы (14):

МЭ Лекция 1 Понятие мирового хозяйства.doc139kb.06.12.2008 02:00скачать
МЭ Лекция 2 Природ рес пот мир хоз.doc303kb.15.10.2008 12:58скачать
МЭ Лекция Балансы международных расчетов.DOC99kb.17.12.2008 15:29скачать
МЭ Лекция Внешнеторговая политика государства.DOC385kb.03.12.2008 14:58скачать
МЭ Лекция Международная интеграция ЕС.doc46kb.15.10.2008 12:39скачать
МЭ Лекция Международная миграция капитала.DOC271kb.15.10.2008 12:50скачать
МЭ Лекция Международная миграция рабочей силы.DOC125kb.11.11.2008 16:20скачать
МЭ Лекция Международные валютно-кредитные и финансовые отношения 2.DOC116kb.28.10.2008 11:01скачать
МЭ Лекция Международные экономические организации.DOC90kb.15.10.2008 12:51скачать
МЭ Лекция Междунарожный рынок услуг.DOC221kb.15.11.2008 13:42скачать
МЭ Лекция Мировой рынок ценообразование и конъюнктура.doc196kb.08.12.2008 03:10скачать
МЭ Лекция Мировой рынок ценообразование и конъюнктура.doc188kb.03.12.2008 22:39скачать
МЭ Лекция Система современных международных эк отношений..doc219kb.10.12.2008 18:19скачать
МЭ лекция ТНК СЭЗ.doc121kb.19.12.2007 23:49скачать

МЭ Лекция Мировой рынок ценообразование и конъюнктура.doc




М ировая экономика. Л.№4. Мировой рынок и его коньюктура. Ценообразование в международной торговле.

Лекция №4. Ценообразование в международной торговле.

План:

  1. Определение мировой цены и объемов торговли

  2. Распределение выигрыша от международной торговли

  3. Сущность и основные виды мировых цен

  4. Условия торговли конъюнктура мирового рынка


Международное ценообразование - это формирование цен за пределами страны, где находится предприятие производитель товара.

В результате международной торговли все участвующие в ней страны получают выигрыш в виде прироста общего благосостояния.

Распределение выигрыша от международной торговли как внутри страны, так и между странами в конечном итоге определяется тем, на каком уровне устанавливаются цены на те товары, которыми страны торгуют между собой, и каковы объемы торговли. Если страна обладает сравнительным преимуществом в производстве какого-либо товара, это преимущество может быть реализовано лишь в том случае, если мировая цена на этот товар будет выше внутренней. Поскольку и уровень цены, и объем про­даж на мировом рынке являются результатом установления рав­новесия между предложением и спросом, теория международной торговли должна быть дополнена анализом спроса.

^ 1.Определение мировой цены и объемов торговли

Чтобы показать, как устанавливаются мировые цены и определяются объемы взаимной торговли, рассмотрим, условный пример. Пусть две страны — Аргентина и Бразилия — производят один и тот же продукт — зерно. Кривые внутреннего предложения зерна в Бразилии Sб и в Аргентине Sа (см. рисунки 1.1а и 1.1в соответственно), показывающие соотно­шение между объемами производства и уровнем цен, определя­ются предельными издержками, динамика которых, в свою оче­редь, зависит от обеспеченности стран факторами производства, используемой технологии и т.д.



Кривые спроса на зерно (Dа в Аргентине и Dб в Бразилии), показывающие соотношение между объемом спроса и уровнем цен, определяются вкусами и предпочтениями потребителей при данном уровне дохода. Предположим, что при отсутствии внеш­ней торговли характеристики спроса и предложения таковы, что равновесие на рынке зерна (пересечение кривых спроса и предло­жения) в Аргентине устанавливается при цене 120 долл. за 1 т, а в Бразилии — при цене 200 долл. за 1 т.

Цена на зерно в Бразилии выше, чем в Аргентине, поэтому аргентинским производителям должно быть выгодно экспортиро­вать свою продукцию, а потребителям в Бразилии — покупать более дешевое импортное зерно. Таким образом, первоначальная разница в ценах создает возможности для экспорта и импорта, но все зависит от того, на каком уровне установится мировая цена Зная характеристики внутреннего спроса и предложения в обеих странах, мы теперь можем определить размеры предложения зер­на на экспорт, спроса на импортное зерно и, следовательно, уро­вень равновесной мировой цены. Важно подчеркнуть, что в усло­виях свободной торговли внутренние цены изменяются до уровня мировой цены.

Аргентинским производителям будет выгодно расширять производство зерна и экспортировать его, если мировая цена будет выше первоначальной внутренней цены в Аргентине w> 120). Чем выше будет мировая цена, тем больше производители в Аргентине будут расширять предложение зерна, но одновременно будет расти и внутренняя цена, и потребители в Аргентине будут сокращать предъявляемый на рынке спрос. Таким образом, размеры предложения зерна на мировом рынке (Sx) будут определяться разницей между предложением и спросом на внутреннем рынке Аргентины, возникающей в условиях роста цен на зерно:

Sx=Sa-Da.

С другой стороны, бразильским потребителям будет выгодно приобретать импортное зерно, если мировая цена на него будет ниже первоначальной внутренней цены в Бразилии w < 200). Чем ниже будет мировая, а следовательно, в условиях свободной торговли и внутренняя цена, тем больше потребители в Бразилии будут увеличивать спрос на зерно, но одновременно бразильские производители будут сокращать объем предложения. Таким обра­зом, величина спроса на зерно на мировом рынке (Dm ) будет определяться разницей между спросом и предложением на внутреннем рынке Бразилии, возникающей в условиях падения цен на зерно: Dm= Dб- Sб.

Итак, по мере налаживания торговых связей цена на зерно в Аргентине растет, и его предложение для продажи на внешнем рынке увеличивается, а цена в Бразилии снижается и спрос на импорт растет. На рисунке 1.16 показаны кривые спроса на импорт и экс­портного предложения, которые пересекаются в точке, соответству­ющей цене равновесия. В нашем примере равновесие на мировом рынке достигается при цене 150 долл. за 1 т зерна. При такой цене избыточный спрос в Бразилии (80 - 20 == 60) соответствует избыточному предложению в Аргентине (90 - 30 = 60). При более высокой цене предложение зерна на мировом рынке превысит спрос, будет способствовать снижению цены. При более низкой цене, наоборот, спрос превысит предложение, и мировая цена будет расти пока не достигнет равновесного значения.

^ 2. Распределение выигрыша от международной торговли.

Торговля и интересы потребителей.

Модель спроса и предложения, описанная выше, позволяет показать, что хотя свободная торговля является взаимовыгодной для стран в целом, однако внутри этих стран одни группы населе­ния выигрывают, а другие проигрывают.

Рассмотрим влияние внешней торговли на интересы потреби­телей. До установления торговых отношений между странами потребители в Бразилии покупали 50 тыс. т зерна по цене 200 долл. за 1 т, а потребители в Аргентине — 60 тыс. т по цене 120 долл. за 1 т. Приобретая зерно по этим ценам, потребители получали выигрыш (так называемый излишек потребителя), равный разнице между максимальной суммой, которую потребители были соглас­ны заплатить за зерно, и суммой, которую они фактически пла­тили исходя из сложившейся рыночной цены. На графике этот выигрыш представляет собой площадь между кривой спроса и линией рыночной цены: для потребителей зерна в Бразилии он был равен области d (рисунок 1.1а), а для потребителей в Аргентине — области g + h + k (рисунок 1.1 в).

После установления торговых отношений Бразилия становится импортером зерна и цена на ее внутреннем рынке снижается W 200 до 150 долл. за 1 т. В результате потребители увеличивают закупки зерна с 50 до 80 тыс. т, и их совокупный выигрыш теперь составляет область а + b + с + d, из которого область а + b + с — это чистый выигрыш, полученный в результате внешней торговли. Обратная картина наблюдается в Аргентине как стране-экспортере зерна. Внутренняя цена в Аргентине повышается со 120 до 150 долл. за 1 т, что приводит к падению спроса на зерно и, соответственно, его закупок. Потребительский излишек в Арген­тине теперь равен только области k, и значит потребители несут чистые потери от внешней торговли в размере области g + h.

Таким образом, в результате развития международной торговли потребители в стране-импортере выигрывают, поскольку имеют возможность покупать больше необходимого им продукта по более низкой цене. С другой стороны, в стране-экспортере потребители проигрывают, так как в результате роста цены вынужден сокращать объем закупок.

^ Торговля и интересы производителей

Рассмотрим теперь влияние международной торговли на интересы производителей. До установления внешнеторговых отношений производители в обеих странах получали выигрыш от продажи зерна — так называемый излишек производителя, представляющий собой разность между выручкой от продажи продукта по рыночной цене (в нашем примере 50 х 200 в Бразилии и 60 х 12 в Аргентине) и суммой, которую бы они выручили при продаж по минимально возможной цене (площадь под кривой предложения). Таким образом, выигрыш производителей от продажи продукта по сложившейся рыночной цене может быть измерен как площадь между кривой предложения и линией рыночной цене для производителей зерна в Бразилии он был равен области а +е (рисунок 1.1а), а для производителей в Аргентине — области f+j (рисунок 1.1 в).

После установления внешнеторговых отношений аргентинские производители зерна становятся экспортерами и получают дополнительные стимулы для увеличения объемов производства в вид более высоких цен и расширившихся рынков сбыта. В этих новых условиях их совокупный выигрыш составляет область (f+j + g +h + i), а чистый выигрыш от развития торговли — (g + h + i). Что касается бразильских производителей зерна, то они, в силу меньшей конкурентоспособности своего производства, уступают свои позиции на внутреннем рынке иностранным конкурентам и сокращают производство. Их совокупный выигрыш теперь составляет только область е, то есть они несут чистые потери в размер области а.

Таким образом, в результате развития международной торговли производители в импортозамещающих отраслях проигрывают, поскольку конкуренция со стороны более эффективных иност­ранных производителей вынуждает их снижать цены и сокращать объемы производства. С другой стороны, производители в экспор­тных отраслях выигрывают, так как, выходя на мировой рынок, они получают возможность расширить производство и продавать продукцию по более высоким ценам.

^ Чистый выигрыш от международной торговли страны в целом

Зная влияние международной торговли на интересы потреби­телей и производителей, мы можем теперь оценить изменение благосостояния в стране-экспортере и стране-импортере в целом.

Если в Бразилии как стране-импортере чистый выигрыш по­требителей составляет область а + b + с, а чистые потери произ­водителей в отраслях, конкурирующих с импортом, составляют область а, то совокупный эффект для страны в целом будет равен:

(а+ b + с) — а = b + с. В Аргентине как стране-экспортере произ­водители имеют чистый выигрыш в размере (g + h + i), а потреби­тели, напротив, теряют область (g + h). Следовательно, чистый эф­фект для благосостояния экспортирующей страны составит: (g + h + i) - (g+ h)= i. Конечно, следует иметь в виду известную некорректность такого непосредственного сравнения выгод и по­терь разных групп населения, поскольку их субъективные оценки могут существенно различаться (один доллар потерь для бедного человека, очевидно, значит гораздо больше, чем один доллар до­полнительного выигрыша для человека состоятельного). Поэтому здесь речь идет лишь о первоначальном чисто стоимостном подхо­де к исследованию последствий внешней торговли, который за­тем может быть дополнен более углубленным социально-эконо­мическим, политическим и т.д. анализом.

В целом, рассмотрение рыночного равновесия с использовани­ем модели "спрос-предложение" еще раз подтверждает вывод о том, что развитие международной торговли дает выигрыш всем странам. Однако если в стране-импортере этот чистый выигрыш возникает в результате того, что выгоды потребителей намного превосходят потери производителей продукции, конкурирующей с импортом, то в стране-экспортере, наоборот, общий прирост благосостояния обеспечивается за счет большого выигрыша про­изводителей, хотя потребители несут потери. Этот вывод принци­пиально важен для объяснения причин государственного вмеша­тельства в сферу внешней торговли.

^ Распределение выигрыша от торговли между странами

Как можно видеть из рисунка 1.1а, размер чистого выигрыша страны-импортера (область b + с) зависит от физического объема импорта (80 — 20 = 60) и того, насколько понизилась цена (200 150 = 50). Аналогично, величина чистого выигрыша стран экспортера (область I на рисунке 1.16) зависит от физического объема экспорта (90 — 30 = 60) и того, насколько повысилась цена (150- 120= 30).

Для того, чтобы наглядно показать распределение выигрыша от торговли между странами, удобнее использовать графики спрос и предложения на мировом рынке, где имеется все необходимая для этого информация: равновесный объем экспорта/импорта и уровни цен до и после установления торговых отношений. Легко убедиться, что на этом графике чистый выигрыш страны-импортера равен площади между кривой спроса на импорт Dm и линией мировой цены, а чистый выигрыш страны экспортера — площади между линией мировой цены и криво экспортного предложения Sх.

Поскольку объем внешней торговли у обеих стран одинаков, распределение выигрыша зависит только от того, насколько в этих странах изменились цены. Если в стране-экспортере цены вырос­ли на х процентов (относительно мировой цены), а цены в стране-импортере снизились на у процентов, то

выигрыш страны — Экспортера= х

выигрыш страны — импортера у

В нашем примере цена в Бразилии упала на 33,3% [(200 150):150х100%], а цена в Аргентине выросла на 20% [(150 120):150х100%]. Поэтому в результате выигрыш Бразилии оказался больше на 66,7%.

Таким образом, хотя международная торговля и является взаимовыгодной, выигрыш от нее распределяется между странами неравномерно. Больше выигрывает та страна, в которой цены изменились в большей степени. Другими словами, чем ниже эластичность спроса на импорт или экспортного предложения, тем больше выигрыш от торговли.


^ 3. Сущность и основные виды мировых цен

Одной из важнейших характеристик, отличающих ми­ровой рынок от национального, является функционирова­ние на нем своеобразной системы цен. В условиях рыноч­ной экономики понятие цены едино как для внешних условий, так и для внутренних.

Цена — это денежная сумма, которую намерен полу­чить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель.

В ценообразовании принято различать группу ценообразующих факторов, которые влияют на изменение цены в ту или иную сторону. Среди них: 1) закон стоимости;

2) общеэкономические факторы: экономический цикл, со­вокупный спрос и предложение, инфляция;

3) конкретно-экономические факторы: издержки, прибыль, налоги и сборы, потребительские свойства (качество, внешний вид, надежность), предложение и спрос на товар с учетом товаров-субститутов;

4) специфические факторы: сезонность, эксплуатацион­ные расходы, комплектность, гарантии и условия сер­виса;

5) внешнеэкономические факторы: государственное регу­лирование, валютный курс;

6) специальные факторы: политические, военные.


Под МИРОВЫМИ ЦЕНАМИ понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Для современного мирового рынка характерно наличие большого количества различных отраслевых рынков това­ров и услуг, множественность цен. На практике цена на конкретную продукцию одного и того же рынка может су­щественно различаться. Поэтому при обосновании, опре­делении и согласовании внешнеторговой цены необходимо иметь четкое представление о характере сделки, диктую­щей особенность «отбора» цены:

  • использование цен раздельных экспортных и импорт­ных операций;

  • цены в условиях оплаты наличными;

  • цены, формирующиеся в рамках обычных коммерчес­ких сделок.

Основные виды мировых цен:

  1. публичные цены;

  2. расчетные цены;

  3. контрактные цены;

  4. базисные цены.

Среди публичных цен можно выделить следующие:

справочные цены — это цены продавца, публикуемые в специализированных изданиях, бюллетенях, а так же в периодической литературе, в газетах, журналах, в каналах компьютерной информации. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном
охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и нефтепродукты, черные металлы, удобрения и т. д.). Как правило, справочные цены не­ сколько завышены. Справочные цены не реагируют
быстро на изменения конъюнктуры или на какие-либо политические события, за исключением, может быть, цен на нефть — товар весьма специфичный. Вместе с тем, они отражают динамику цен на данном рынке и тенденции их изменения; биржевые цены — это цены на товары, торговля кото­рыми производится на товарных биржах. Цены на биржевые товары оперативно отражают все измене­ния, происходящие на рынке данного товара. Малей­шие изменения в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на биржевых коти­ровках. Это объясняется тем, что сами биржевые ко­тировки являются фактическими ценами сделок именно в данный момент. Следует отметить, что бир­жевые котировки не отражают «в себе» другие инст­рументы международной торговли, как-то: условия поставки, платежа и т. д.

В международной внешнеторговой практике специ­алисты ориентируются на котировки наиболее из­вестных, хорошо зарекомендовавших себя бирж, имеющих персонал исключительно высокой квали­фикации, таких как Лондонская биржа металлов, Чикагская биржа, занимающаяся котировками и продажами зерновых, или Нью-Йоркская биржа хлопка;

цены аукционов — показывают цены, полученные в ре­зультате торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный временной период; статистические внешнеторговые цены — публику­ются в различных национальных и международных статистических справочниках. Данные цены, появля­ющиеся в подобных изданиях, определяются путем деления стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или поставленной продукции. Эти цены не показывают конкретную цену конкретного товара с точки зрения их практического применения они интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистических расчетов, используются как приблизительный ориен­тир. В процессе согласования цен экспортер и импор­тер, основываясь на собственном анализе данных о положении на рынке товара, приступают к перегово­рам, заранее зная, на какие уступки они могут пойти.


где Р; — цена по каждой экспортной сделке; Qi — объем товара.

Реальная цена формируется из запрашиваемой цены и скидок. В мировой практике ведения внешней торговли из­вестно большое количество различных скидок.

^ Ценовые скидки — метод уторговывания цены с учетом состояния рынка и условий контракта.

Размеры скидок определяются отдельно для каждого конкретного случая. Как правило, размеры скидок варьиру­ются между 2 и 10% от первоначально предлагаемой цены. Безусловно, достигаются и более существенные скидки.

По оценкам специалистов, существует около 40 различ­ных видов ценовых скидок и надбавок. К наиболее распро­страненным относятся следующие:

скидка продавца, когда за объем единовременной покупки (партии) или за устойчивость покупок экспортер в процессе торга предоставляет скидку в зависимости от ситуации на конкретном рынке, которая
может достигать 20-30% от первоначальной цены;

  • скидка для эксклюзивного импортера. Фирма-им­портер является единственным поставщиком товара в страну или регион, добивается наилучших условий для продажи этого товара, по существу помогает экс­портеру закрепиться на рынке данной страны. До­стигает 10-15% от первоначальной цены. Практикуется в условиях рынка монопольной конкуренции;

  • скидка «сконто» используется в случае осуществле­ния импортером предоплаты, полной или частичной, за поставляемый товар. Как правило, такая скидка предоставляется и в случае прямого банковского пе­ревода денег при оформлении товарных накладных;

  • скидка традиционному партнеру (бонусная), как пра­вило, предоставляется импортеру, длительное время работающему на рынке с одним и тем же экспорте­ ром. Экспортер уверен в своем партнере-покупателе
    с точки зрения правильного и своевременного выпол­нения контрактных обязательств; скидка предоставляется, как правило, на годовой объем продаж товара.
    Характерна, в первую очередь, для рынка совершен­ной конкуренции;

  • скидка за покупку внесезонного товара предоставляет­ся на рынках сельхозпродукции, одежды, обуви и др.

  • дилерская скидка предоставляется оптовым и роз­ничным торговцам, агентам и посредникам. Эта скид­ка должна покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенный размер при­были;

  • скрытые скидки предоставляются продавцом покупа­телю в виде льготного кредита, например скидка при оплате транспортных услуг — фрахт;

  • скидки за возврат ранее купленного у этой фирмы то­ вара при покупке нового могут достигать 20-30% от цены нового товара. Эта практика применяется в случае, если товаром является дорогостоящее оборудова­ние, рынок которого избыточен;

  • закрытые скидки, действующие внутри крупных кор­пораций, могут достигать 50%.

^ Расчетные цены применяются при заключении контрак­тов на поставку нестандартного оборудования, где нет воз­можности ориентироваться на налог, следовательно, цену нужно рассчитать.

^ Контрактные цены устанавливаются в процессе перего­воров при заключении контракта. Виды контрактных цен различаются по степени их фиксации:

твердая цена — устанавливается на дату подписания
контракта и не подлежит изменению до окончания его исполнения. Применяется обычно при условии, что не наблюдается колебаний цен на предмет заключе­ния контракта и срок его исполнения небольшой;

  • твердая фиксированная цена с возможностью после­
    дующей корректировки (подвижная цена) — цена фик­сируется на момент подписания контракта, однако если в период исполнения она изменяется более чем на 5% в какую-либо из сторон, то оговариваются возможность и условия корректировки цены;

  • цена с последующей фиксацией — устанавливается
    принцип определения цены сторонами, а также ис­точник ценовой информации и дата, на которую она фиксируется;

  • скользящая цена — состоит из двух частей. Первая — базисная цена, которая аналогична фиксированной цене. Вторая — основная часть — ресурсная модель, которая отражает отношение долей основных ресурсов на производство. Очень важно оценить тот элемент ресурсной модели, который подвержен измене­ниям. В момент исполнения контракта расчет цены
    производится с учетом изменений, произошедших с ресурсами. Такие цены используются для уникальных машин с большим сроком изготовления;

  • смешанная цена — состоит из двух частей. Первая — твердая фиксированная цена; вторая — скользящая цена.

Контракты, заключенные между сторонами, должны включать издержки не только производства, но и продви­жения товара от производителя к потребителю.

Наиболее широко при­меняются в МТ и представляют собой так называемые базисные цены, т. е. цены товара определенного количества и качества в том или ином заранее установленном географическом пункте. Базисные цены устанавливаются в соответствии с базисными условиями поставок, опре­деляющими, включаются ли расходы по доставке в цену товара или нет. Базисные условия поставок изложены в «Международных правилах толкования торговых терми­нов» (Инкотермс-90), разработанных Международной тор­говой палатой;

Они применяются, если на них сделана прямая ссылка в контракте, и при этом в контракте не предусмот­рено иного, чем в тексте «Инкотермс». Термины «Инкотермс» сгрупированны в четыре различные базисные категории.


1. ^ Группа «Е» включает условия EXW, согласно которым
покупатель получает готовый к отправке товар на складе (заводе продавца).

EXWпокупатель несет все расходы и риски, связанные с перевозкой товара с предприятия про­давца к месту назначения.

2. Группа «F» содержит условия, согласно которым продавец обязан доставить товар до транспортных средств, указанных покупателем (FCA, FAS, FOB).

  • FCA — франко-перевозчик — продавец обязан по­ ставить товар, прошедший таможенную очистку для ввоза;

  • FAS — свободно вдоль борта судна — продавец обя­зан разместить товар вдоль борта судна на прича­ле в согласованном пункте. Таможенную очистку осуществляет покупатель;

  • FOBсвободно на борту — продавец обязан разместить товар на борту. Таможенную очистку осу­ществляет покупатель.

3. В группу «С» входят условия, предусматривающие,
что продавец должен заключить договор перевозки,
однако не несет риска потери или повреждения това­ров и дополнительных расходов, связанных с событи­ями, возникшими после отгрузки или отправки това­ров (CFR, CIF, CPT, CIP).

  • CFR — стоимость и фрахт — продавец оплачивает
    расходы и фрахт и осуществляет таможенную очистку товара, но не несет риска утраты или повреж­дения товара;

  • CIFстоимость, страхование и фрахт — у продавца
    обязанности те же, что и при CFR, а также он обеспе­чивает морское страхование от риска гибели или повреждения товара. Продавец заключает договор
    страхования и выплачивает страховщику премию;

  • СРТ — перевозка оплачена до... — продавец опла­чивает фрахт за перевозку товара до указанного места назначения. Когда товар передан в распоря­жение перевозчика, все риски переходят к покупа­телю. Продавец осуществляет таможенную очист­ку товара;

CIPперевозная плата и страхование оплачены до... — продавец несет все те же обязанности, что и при СРТ, а также он должен обеспечить транспортное страхование рисков во время перевозки. Продавец заключает договор страхования и оплачи­вает премию.

4. В группу «D» входят условия, согласно которым про­давец несет все риски и затраты, связанные с достав­кой груза в пункт назначения (DAF, DES, DEQ, DDU, DDP).

  • DAFпоставка до границы — продавец обязан по­
    ставить товар, очищенный от таможенных пошлин, в указанный пункт на границе;

  • DES — поставка с судна — продавец обязан доставить товар, неочищенный от таможенных пошлин в согласованный порт назначения, а также он не­ сет риски по доставке товара в указанный пункт;

  • DEQпоставка с пристани — продавец несет все
    расходы и риски, включая уплату налогов, пошлин и иных сборов по доставке товара на причал в согласованном порту назначения;

  • DD U — поставка без оплаты пошлины — продавец
    несет расходы и риски, связанные с доставкой то­ вара в согласованный пункт в стране ввоза (исключая уплату налогов при ввозе товара), а также
    расходы и риски, связанные с выполнением тамо­женных формальностей;

  • DDP — поставка с оплатой пошлины — продавец несет все риски и расходы, связанные с ввозом то­ вара, включая оплату налогов, пошлин и иных
    сборов, взимаемых при ввозе товара. Продавец до­ставляет товар в указанный пункт в стране ввоза.



На мировом рынке процесс ценообразования имеет свои особенности, связанные с тем, что участники междуна­родной торговли сталкиваются на рынке с большим коли­чеством конкурентов, чем на внутреннем. Следовательно, он должен постоянно работать в режиме сравнения своих издержек производства не только с внутренними рыноч­ными ценами, но и мировыми. При этом мировые цены базируются на национальных и выступают как их моди­фикация.

Мировой рынок характеризуется множественностью цен, что объясняется действием различных коммерческих и торгово-политических факторов.

^ Множественность цен — наличие ряда цен на один и тот же товар или товары одинакового качества в одной и той же сфере обращения на одинаковой транспортной базе. Например, цены по клиринговым соглашениям, цены по программам в рамках государственной помощи и т. д. Та­ким образом, мировые цены являются одним из подвидов из этого множества.

Мировые цены — это цены, по которым проводятся круп­ные экспортно-импортные операции, достаточно полно ха­рактеризующие состояние МТ конкретным товаром. Мировые цены характеризуются следующими признаками, отличающими их от внутренних цен:

а) регулярность, т е. внутренние цены сделок носят слу­чайный, эпизодический характер, что не характерно для мировых цен,

б) раздельность коммерческого характера, т. е. исключают­ся товарообменные операции, поставки товаров в рам­ках государственной помощи и т. п., так как эти сдел­ки предусматривают особые взаимоотношения между партнерами. Цены в этих условиях могут существенно отклоняться в ту или иную сторону от уровня цен раз­дельных сделок;

в) открытость торгово-политического режима, т. е. в каче­стве мировых цен не могут служить цены в рамках замк­нутых экономических группировок, т. к. эти цены за счет субсидирования национальных производителей со сторо­ны государства могут быть выше цен других крупных поставщиков данной продукции на мировой рынок;

г) свободная конвертируемость валюты платежа.


Учитывая, что в современном мировом хозяйстве ТНК являются основными субъектами и контролируют 2/3 меж­дународной торговли, внутрифирменная торговля ТНК (40% МТ) осуществляется не по обычным мировым ценам, а по особой категории мировых цен — трансфертным ценам, которые обычно на 30% ниже мировых. Трансфертные цены являются коммерческой тайной, имеют в большей степени, искусственный характер и образуются не под действием спроса и предложения, а исходя из внутрифирменной по­литики.


^ 4.Условия торговли и конъюнктура мирового рынка

Мировые цены меняются под воздействием рыночной конъюнктуры. В то же время изменение стоимостных про­порций товарообмена оказывает значительное влияние на развитие международной торговли, ее товарную структуру и результаты. Характерной чертой структуры мировых цен является разнонаправленное движение цен на промышлен­ные товары, с одной стороны, и на сырье, топливо и продовольственные товары, — с другой. В то же время способы определения мировых цен на различную продук­цию также различны:

1) цены сырьевых товаров определяются как экспортные цены основных поставщиков конкретного товара и им­портные цены в важнейших центрах импорта этого то­вара. Например, на пшеницу мировыми являются экс­портные цены Канады; нефть — экспортные цены стран членов ОПЕК (Организация стран-нефтеэкспортеров); на пушнину — цены Лондонского и Санкт-Петербург­ского аукционов и т. д,

2) цены продукции обрабатывающей промышленности оп­ределяются как экспортные цены крупных компаний-производителей и экспортеров этой продукции.

В целом и те и другие цены в мировом хозяйстве имеют тенденцию к росту, но это происходит не постоянно и на разные группы товаров цены растут по-разному Резкие ко­лебания цен характерны для рынка продовольствия (напри­мер, из-за погодного фактора). А на рынках сырья и гото­вой продукции не было серьезных скачков цен с 70-х гг.

Для оценки того, насколько выгодна стране внешняя торговля, используется показатель "условия торговли" — соотношение экспортных цен рассматриваемой страны к ее импортным ценам, или Рxm. В общем случае, рост этого показателя (улучшение условий торговли) означает повышение благосостояния нации, а падение (ухудшение условий торговли) свидетельствует о сни­жении благосостояния. В самом деле, если цены на экспортные товары данной страны на мировом рынке увеличиваются по срав­нению с ценами на ту продукцию, которую она импортирует, это означает, что на единицу своего экспорта страна теперь может приобрести больше импортных товаров. Следовательно, страна получает больший выигрыш от внешней торговли.

На практике показатель условий торговли рассчитывается для отдельных стран или групп стран на основе индексов цен для эк­спорта и импорта (обычно используется индекс Ласпейреса). Ус­ловия торговли в году t по сравнению с базовым годом 0 (ТОТt0) можно представить следующим выражением:

Σp(x)I*бХ

TOTt0 = Σp(m)I* бM

где:

р(х)i отношение экспортной цены товарной группы i в году t к ее цене в базисном году 0;

р(т)i отношение импортной цены товарной группы i в году t к ее цене в базисном году 0;

бХ доля экспорта товарной группы i в совокупном экспорте из данной страны в базовом году О,

бMiо —доля импорта товарной группы i в совокупном импорте в данную страну в базовом году 0.

Изменение условий торговли служит одним из показателей, характеризующих изменение положения страны в мировой тор­говле. Сами условия торговли, в свою очередь, зависят от колеба­ний спроса как на мировом, так и на внутреннем рынках, от изменений в технологии и условиях производства, от степени монополизации рынков отдельных товаров и т.д.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что размер выигрыша, который получает страна от внешней торговли, зависит не только от цен, но и от физических объемов экспорта и импорта. Поэтому не всегда правомерно делать выводы об изменении благосостояния страны только на основании изменения индекса условий торговли. В частности, если снижение цен на экспортную продукцию обусловлено ростом эффективности ее производства, то, при достаточно эластичном спросе на мировом рынке страна сможет увеличить физические объемы своего экспорта и получить больший выигрыш, хотя условия торговли для нее и ухудшились.

Следует, однако, обратить внимание на так называемую проблему разоряющего роста, когда расширение экспорта приводит к такому ухудшению условий торговли, что благосостояние нации снижается. Эта проблема, которую впервые проанализировал американский экономист Я. Бхагвати в 1958 г., может возникнуть, в частности, для многих развивающихся стран, в которых возможности экономического роста обусловлены расширением добыча экспорта сырья. Поскольку спрос на сырье на мировом рынке часто характеризуется низкой эластичностью, быстрое наращивание физических объемов экспорта приводит к такому падению мировых цен на сырье, которое перекрывает положительный эффект от самого экономического роста. В этом случае экспортере ширяющий рост может стать для страны невыгодным.


^ Мировой рынок и его конъюнктура.

КОНЪЮНКТУРА — это временное, приходящее состояние факторов и условий, влияющих на развитие мировой экономики, экономическое развитие отдельной страны, а также развитие какой-либо сферы воспроизводства.

Различают общехозяйственную конъюнктуру и конъюнк­туру отдельных отраслей экономики или отдельных товарных рынков.

^ Общехозяйственная конъюнктура характеризует состояние всего мирового хозяйства или экономики отдельной страны на конкретный период времени — рассматривается в совокупности весь процесс воспроизводства.

При анализе конъюнктуры товарных рынков изучаются текущие изменения и колебания в сфере производства и сбы­та отдельных товаров. Конъюнктура отдельных товарных рынков не развивается изолированно — изменение конъюнктуры того или иного товарного рынка, усиление или ослабление воздействия на него колебаний общехозяйственной конъюнктуры или изменений на других рынках происходит в процессе развития циклов.

^ Цикл — это совокупность среднесрочных конъюнктуро-образующих факторов.

Выделяют четыре стадии:

1. Кризис — противоречие между общественным харак­тером производства и способом присвоения его ре­зультатов. Возникает ситуация, когда объем произ­водства больше объема потребления, следовательно, начинает падать объем производства, увеличивают­ся неиспользованные производственные мощности, безработица и, как следствие, падает спрос. Кризису обычно предшествует падение товарных цен, курса акций, объема торговли, максимальный рост процен­та и др., т. е. симптомы начала кризиса проявляются в сфере обращения и кредита, затем в сфере произ­водства;

2. Депрессия — застой в экономике.
Возникает цепочка зависимостей:

Сокращение производства =>Уменьшение поступле­ния товаров на рынок (снижение предложения) => Прекращение падения цен =»Уменьшение товарных запасов (затоваренная масса начинает рассасывать­ся благодаря расширению спроса). Главный элемент перехода от кризиса к застою — нет ни падения производства, ни его роста; не наблюдается повы­шения цен; прекращаются увольнения, но при этом нет уве­личения количества рабочих мест; а также отсутствует рост товарных запасов.

3. Оживление — нарастающее обновление основного капитала. Это происходит за счет снижения издержек:

  • либо манипулируя рабочей силой;

  • либо интенсивно приобретая капитальные товары.
    Поступление крупных инвестиции в основные отрасли => Модернизация => Увеличение спроса => Рост цен =>Увеличение потребности в ссудном капитале => Рост прибыли.

4. Подъем — достижение уровня производства, превосходящего уровень предшествующего пика производ­ства, — появление новых предприятий.

Цели и задачи конъюнктурно-ценовой работы

При изучении конъюнктуры необходимо учитывать следу­ющие моменты:

  1. в силу роста НТП уменьшается период обновления
    основного капитала;

  2. современным циклам присуща постепенность прихода к фазе кризиса, т. е. «вползание» в кризис;

  3. для современных циклов более характерным являет­ся не товарное перепроизводство, а рост избыточных мощностей;

  4. изучение конъюнктуры требует, прежде всего, анализа ряда факторов, нециклического характера (государственное регулирование, природно-климатические условия, милитаризация экономики, организован­ность работников (склонность к забастовкам), мента­литет и деловая культура), которые определяют спе­цифику производства и избыток товаров;

  1. факторы циклического и нециклического характера
    оказывают прямое и косвенное воздействие на конъ­юнктуру;

  2. существует два вида изучения конъюнктуры — изучение общехозяйственной конъюнктуры и конъюнкту­ры отдельных рынков;

  3. важно знать и фирменную структуру рынка, т. е. сте­пень концентрации производственного капитала на конкретном рынке, а также межфирменные связи, так как это оказывает существенное влияние на цены,
    условия платежа и условия поставки;

  4. при экспорте надо дать ответы на вопрос — может ли быть реализован наш товар на конкретном товарном рынке, в каком количестве, на каких условиях;

  5. важным элементом изучения любого товарного рын­ка для экспортера являются:

  • оценка емкости рынка (в стоимостном и физическом выражении);

  • рассмотрение позиций конкурента;

  • особенности каналов распределения;

  • информация о покупателях;

  • особенности спроса;

  • товарная номенклатура;

  • формы и методы международной торговли;

  • особенности инфляционных процессов и т. д.;

10) изучение конъюнктуры должно носить постоянный характер, люди должны иметь соответствующие зна­ния и квалификацию.

Конъюнктурообразующие факторы по связи с экономи­ческим циклом делятся на:

  1. циклические;

  2. нециклические: включают -

  • постоянно действующие (изменение внешних условий развития мировой экономики, НТП, влияние корпораций, воздействие государства, инфляци­онный процесс);

  • непостоянно действующие (сезонность, социаль­ные конфликты, политический кризис, стихийные бедствия).

^ Постоянно действующие нециклические факторы

Изменение внешних условий развития мировой экономики — увеличение доли развивающихся стран вследствие прове­дения политики индустриализации — до 25% импорта ма­шин и оборудования.

НТП. Существует несколько тенденций развития НТП:

  • все чаще мировой рынок предъявляет спрос на средства труда с более коротким сроком службы и материало- и энергосберегающим эффектом;

  • бурное развитие новых отраслей промышленности (лазерная, робототехника, компьютерные технологии и др.);

  • появляется глобальная информационная инфра­структура;

  • конъюнктура рынков морально устаревшей продукции ухудшается.

Влияние международных корпораций и монополий. В на­стоящее время идет концентрация производства и ка­питала:

  • появляются концерны, которые объединяются в аль­янсы;

  • многие концерны больше стараются использовать кооперационную стратегию, чем конкурентную;

  • часто компании сотрудничают с банками (финансово-промышленные группы).

Влияние государства:

  • государство следит за изменением конъюнктуры рынка;

  • государство является крупнейшим покупателем на внешнем и внутреннем рынке;

  • государство выпускает стандарты, занимается унификацией;

  • государство планирует программы стратегического характера;

♦ государство выплачивает субсидии и т. д.

Существует двоякое влияние милитаризации — концент­рация военных отраслей оттягивает из промышленных от­раслей большой объем ресурсов.

^ Воздействие инфляции противоречиво — степень воздей­ствия инфляции зависит от ее темпов:

  • если инфляция умеренная (ползучая) — 2-4% в год, то она выгодна капиталу и способна создать стимул для увеличения производства — цены на продукцию растут быстрее, чем издержки;

  • если инфляция выше, то происходит бегство от денег,
    население начинает приобретать определенные това­ры;

♦ если же инфляция составляет 10-12% — это очень опасно, поскольку начинает происходить нарушение функционирования денежно-кредитной системы, так как банкам становится трудно спрогнозировать темп
инфляции, который может быть выше процента за кредит.

^ Непостоянно действующие нециклические факторы

Сезонность представляет собой неравномерное поступле­ние определенных товаров на рынок в течение года. К таким товарам относятся:

  • сельскохозяйственная продукция;

  • продукция рыбной промышленности;

♦ продукция пищевой промышленности. ^ Социальные конфликты оказывают сильное влияние на мировую конъюнктуру, поскольку ведут к падению объе­мов производства. Забастовки в базовых отраслях экономи­ки ведут к ее резкому ухудшению.

^ Политический кризис (политические конфликты, пред­выборные кампании и т. д.) влечет за собой разрыв эконо­мических связей, приостановку экономической деятельнос­ти, в худшем случае может привести к экономической блокаде, эмбарго, ограничению кредитов.

^ Стихийные бедствия и погодные изменения влияют на всю общехозяйственную конъюнктуру страны (например, на сбор сельскохозяйственных культур), что ведет к повы­шению цен.


^ МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ КОНЪЮНКТУРЫ - после­довательность действий и совокупность конкретных мето­дов и приемов исследования, которые помогают дать анализ сложившемуся положению на рынках и выработать прогноз ближайших перспектив развития товарного рынка.

^ Основные показатели изучения конъюнктуры мировых товарных рынков.

1. Показатели сферы материального производства
данные об объеме добычи полезных ископаемых, урожаях сельскохозяйственных культур и объеме промышленного производства.

Существуют абсолютные и относительные показатели; прямые и косвенные (занятость, фонд заработной платы, продолжительность рабочей недели).

2. Показатели внутреннего товарооборота характеризуют положение на национальных рынках:

  • розничный и оптовый товарооборот;

  • данные о платежеспособном спросе населения (номинальные и реальные ставки заработной платы, вели­ чина потребительского кредита, индекс стоимости жизни);

  • движение товарных запасов (они отстают от динамики объема производства, достигают максимума в на­ чале кризиса и сокращаются до минимума при переходе в фазу депрессии; существует прямая связь
    между объемом производства и запасами сырья и обратная связь между объемом производства и запаса­ ми готовой продукции);

  • данные о внутренних перевозках грузов (растут при
    увеличении объема производства).

3. ^ Показатели внешней торговли — географическая и товарная структура внешней торговли (экспорт, импорт, ре­экспорт, реимпорт), экспортная и импортная квоты (существует некоторое отставание динамики объемов внешней торговли от динамики объемов производства).

4. ^ Показатели финансово-кредитной сферы важны для
исследования общехозяйственной конъюнктуры — курс ак­ций, величина учетного процента, число банкротств, слияний, поглощений, банковские депозиты, реструктуризация компаний.

Если, например, курс акций большинства компаний или индекс Доу-Джонса растут, то это говорит об улучшении конъюнктуры рынка.

Если растет учетный процент, то это свидетельствует об увеличении спроса на ссудный капитал, что ведет за собой рост инвестиционной деятельности и рост объемов про­мышленного производства.

  1. Банкротства в настоящее время носят, как правило,
    скрытый характер в форме слияний (консолидирующие, субсидирующие, абсорбирующие), поглощений {аквизиции, борьба за доверенности, приватизация, национализация, программы акционирования работников (ESOP), реструктуризация).

  2. Данные об объеме капиталовложений. Если объем капиталовложений растет, то конъюнктура улучшается.

7. Данные о заказах. Существует два варианта:

  • данные о портфеле заказов — объем заказов, имею­щихся у данной фирмы или всей отрасли на опре­деленную дату, что позволяет судить о загрузке
    конкретного предприятия или отрасли в целом;

  • данные о поступлении заказов — объем заказов, по­
    лученных фирмой или отраслью за определенный
    период времени (год, квартал, месяц). Эти показа­тели включают особенности спроса на товар и важны для оценки конъюнктуры. Если поступле­ние заказов растет быстрее, чем объем продаж, то конъюнктура улучшается, если объем загрузки мощностей больше поступления заказов, то конъюнктура ухудшается.

8. ^ Цены — самый важный показатель в оценке конъюнк­туры, аккумулирующий все предыдущие показатели. При исследовании рынков надо учитывать:

  • всеобщую взаимосвязь явлений современной мировой
    экономики.
    На товарном рынке нельзя проводить исследование на одном рынке и не учитывать общехо­зяйственную конъюнктуру и конъюнктуру смежных
    рынков;

  • тенденции на одних товарных рынках нельзя механически переносить на другие (даже смежные);

  • необходимость постоянного наблюдения за конкрет­ным товарным рынком. Работа над изучением конъ­юнктуры должна носить постоянный характер, долж­ны учитываться как социальные, так и политические
    факторы.

Этапы изучения конъюнктуры

  1. Предварительный — исследование основных черт и
    особенностей конкретного товарного рынка.

  2. Сбор и накопление конъюнктурной информации.

  3. Экономический прогноз конъюнктуры. Следует выяв­лять тенденции в движении экономических показателей, определять причины происходящих на рынке изменений, то есть определять факторы и степень их влияния на конъюнктуру конкретного товарного рынка.

Изучение конъюнктуры производится в следующей по­следовательности.

1. Анализ производства — исследование не только конк­ретного производства, но и исследование по конкретным видам товаров:

  • определение удельного веса стран, фирм-производителей;

  • определение мощностей;

  • определение степени загрузки мощностей;

  • выяснение перспективы ввода новых мощностей;

  • выявление конъюнктурообразующих факторов.

2. Анализ спроса и потребления представляет собой:

  • выяснение основных причин изменения емкости дан­ного рынка;

  • исследование новых отраслей на предмет потенциального потребления данного товара;

  • изучение факторов, влияющих на объем потребления и спроса, появление и развитие новых отраслей;

  • исследование динамики запасов данного товара у производителей, потребителей и дистрибьюторов.

3. При анализе мировой торговли исследуется:

  • динамика мирового экспорта и импорта как в целом в мире, так и по отдельно взятым странам;

  • изменение удельного веса ведущих стран-импортеров и экспортеров;

  • роль корпораций на рынке;

  • роль государства;

  • каналы распределения;

  • политика и роль посредников.

  1. Анализ цен позволяет выявить основные тенденции в
    движении цен и определить основные факторы, послужив­шие причиной изменения цен (рост или сокращение издер­жек, роль корпораций, государства, политические факторы и т. д.).



Скачать файл (874.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации