Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспекты лекций по мировой экономике - файл МЭ Лекция Система современных международных эк отношений..doc


Конспекты лекций по мировой экономике
скачать (874.7 kb.)

Доступные файлы (14):

МЭ Лекция 1 Понятие мирового хозяйства.doc139kb.06.12.2008 02:00скачать
МЭ Лекция 2 Природ рес пот мир хоз.doc303kb.15.10.2008 12:58скачать
МЭ Лекция Балансы международных расчетов.DOC99kb.17.12.2008 15:29скачать
МЭ Лекция Внешнеторговая политика государства.DOC385kb.03.12.2008 14:58скачать
МЭ Лекция Международная интеграция ЕС.doc46kb.15.10.2008 12:39скачать
МЭ Лекция Международная миграция капитала.DOC271kb.15.10.2008 12:50скачать
МЭ Лекция Международная миграция рабочей силы.DOC125kb.11.11.2008 16:20скачать
МЭ Лекция Международные валютно-кредитные и финансовые отношения 2.DOC116kb.28.10.2008 11:01скачать
МЭ Лекция Международные экономические организации.DOC90kb.15.10.2008 12:51скачать
МЭ Лекция Междунарожный рынок услуг.DOC221kb.15.11.2008 13:42скачать
МЭ Лекция Мировой рынок ценообразование и конъюнктура.doc196kb.08.12.2008 03:10скачать
МЭ Лекция Мировой рынок ценообразование и конъюнктура.doc188kb.03.12.2008 22:39скачать
МЭ Лекция Система современных международных эк отношений..doc219kb.10.12.2008 18:19скачать
МЭ лекция ТНК СЭЗ.doc121kb.19.12.2007 23:49скачать

МЭ Лекция Система современных международных эк отношений..doc

Лекция: Система современных международных экономических отношений.

План:

1.Сущность, субъекты и формы МЭО.

2. Факторы развития МЭО.

3 Тенденции развития мирохозяйственных связей на современном этапе.

4. Основы международной торговли.

1. Сущность, субъекты и формы МЭО

Одной из отличительных особенностей функционирова­ния современного мирового хозяйства является интенсив­ное развитие международных экономических отношений (МЭО), которое проявляется в расширении и углублении экономических отношений между странами, группами стран, отдельными фирмами и организациями. Данная осо­бенность обусловлена рядом причин:

• интернационализацией производства, представляющей процесс преодоления его обособленности национальны­ми рамками, развития всесторонних связей и взаимоза­висимости между национальными производственными процессами;

НТП, в результате которого происходит углубление об­щественного разделения труда, усиление технологических связей между производителями;

• развитием региональной интеграции, способствующей увеличению взаимных связей между странами-участни­цами этого процесса, а также увеличению открытости их экономик;

• обострением глобальных проблем, приводящим к кон­центрации усилий всего мирового сообщества для их ре­шения.


^ Международные экономические отношения (МЭО) — это определенный способ взаимодействия между хозяйствен­ными субъектами разных стран по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Вмес­те с тем МЭО имеют целый ряд особенностей, отражаю­щих их отличия от других экономических отношений. К таковым относят следующие:

1) хозяйственные отношения охватывают значительное территориальное пространство, выходящее за рамки нацио­нальных границ;

2) вовлекаются дополнительные ресурсы;

3) происходит перемещение ресурсов, факторов произ­водства и результатов производства за пределы отдельных стран;

4) используются и вырабатываются особые инструмен­ты и механизмы воздействия;

5) создаются специальные организованные структуры. Главной особенностью является то, что МЭО осуществ­ляются через государственные границы.

МЭО проявляются на различных уровнях экономики:

1) микроуровень. Здесь субъектами МЭО являются от­дельные граждане, предприятия и фирмы, осуществляю­щие внешнеэкономические операции;

2) макроуровень. Основными субъектами этого уровня выступают национальные государства;

3) наднациональный уровень, где действуют междуна­родные организации и наднациональные институты.

В современные МЭО вовлекаются страны независимо от уровня их социально-экономического развития и полити­ческой ориентации: от индустриальных стран с прогрессив­ной экономикой до развивающихся беднейших государств.

Указанные субъекты взаимодействуют между собой в различных сферах мировой экономики, в результате чего складывается определенная структура МЭО. В качестве форм мирохозяйственных связей обычно выделяют:

1) международную торговлю товарами (МТТ) и услугами (МТУ). На современном этапе развития сложились все предпосылки для разделения данной формы МЭО на две отдельные;

2) международный научно-технический обмен;

3) международное движение капиталов;

4) международные валютно-финансовые и -кредитные отношения (МВКО);

5) международную миграцию рабочей силы. В соответствии с имеющейся статистикой, ведущей фор­мой МЭО выступает международная торговля товарами (МТТ), на долю которой приходится 64% всех мирохозяй­ственных связей. На международную торговлю услугами (МТУ) приходится 17%; на международное движение ка­питалов, осуществляемое в форме прямых, портфельных инвестиций и ссудного капитала, — 3%, 9% и 5% соот­ветственно.

^ 2. Факторы развития МЭО

Становление и развитие МЭО обусловлено наличием ряда объективных предпосылок.

К таковым можно отнести, прежде всего, переход от натурального хозяйства к товарному и становление товар­но-денежных отношений. Территориальному расширению сферы МЭО способство­вали великие географические открытия XV—XVI веков, благодаря которым начали устанавливаться торговые связи между различными континентами.

Важнейшей объективной предпосылкой становления МЭО стал качественный скачок в развитии производи­тельных сил, что выразилось в увеличении масштабов про­изводства, улучшение транспортировки товаров, а именно дорог, средств и путей перемещения товаров.

Углубление и дальнейшее развитие внешнеэкономичес­ких связей стран в мировом хозяйстве обусловлено:

1) естественными факторами — природными, геогра­фическими, демографическими; Каждая стра­на уникальна по запасам полезных ископаемых, плодоро­дию почвы, климату. Например, страны Ближнего Востока заняли свою нишу в мировой экономике как страны-нефтеэкспортеры (70% поставок нефти на мировой рынок).

2) так называемыми приобретенными факторами — про­изводственными, технологическими;

3) социальными, этническими, национальными, поли­тическими и нравственно-правовыми условиями, сложив­шимися в данных странах.

В последние десятилетия появляется новый блок факто­ров, которые ведут к развитию МЭО — это глобальные про­блемы. Решение экологической, энергетической, сырьевой, продовольственной и других проблем не под силу отдельно взятой стране, так как они затрагивают цивилизацию в целом. Соответственно преодоление их возможно и должно осуществляться только через создание союза всех стран мирового хозяйства, независимо от уровня их социально-экономического развития и политической ориентации.


^ 3. Тенденции развития мирохозяйственных связей на современном этапе

На рубеже XX—XXI вв. мирохозяйственные связи пре­вратились в наиболее интенсивно развивающуюся сферу экономической деятельности, причем значительные темпы роста отличают все формы МЭО:

1) международная торговля товарами по темпам роста значительно опережает рост внутреннего производства субъектов мирового хозяйства. Так, опережение темпов ро­ста внешнеторгового оборота над темпами роста ВВП в среднем в середине 90-х гг. составляло 1,5%; у США — 6%; у стран ЕС — 4,5%; у Японии — 4%;

2) международная торговля услугами в последние два десятилетия растет в 3 раза быстрее международной тор­говли товарами;

3) еще больший динамизм показывает международное движение капиталов. Только рост прямых зарубежных ин­вестиций (ПЗИ) в 90-е гг. в 3 раза опережал рост товарно­го экспорта и в 4 раза — мирового производства;

4) самым ходовым товаром на мировом рынке стано­вится новая технология. Удельный вес технологически но­вых товаров и услуг в 90-е гг. в экспорте США составил более 20%, в Японии — 18,5%, в Германии и Франции — 15%. Кроме того, в период с 1960 по 1985 гг. количество участников международного научно-технического обмена увеличилось с 49 до 71;

5) наблюдается заметный рост масштабов миграции ра­бочей силы. Если в 1960 г. в мире насчитывалось 3,2 млн. мигрантов, то в 1995 г. их количество увеличилось более чем в 10 раз и составило 35 млн. человек, а в 1998 г. — уже 40 млн. человек.

В географической структуре мирохозяйственных связей также происходят определенные изменения.

Происходит интенсификация экономических связей меж­ду промышленно развитыми странами. Изменяется роль развивающихся стран (PC) на миро­вом рынке товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. С одной стороны, PC теряют свои позиции на традиционных мировых рынках продовольствия и сырья (с 40% в 1960 г. до 28% в начале 90-х гг.). С другой стороны, быстро заво­евывают новые ниши во всех секторах мирового рынка новые индустриальные страны (НИС), в частности, НИС Юго-Восточной Азии, доля которых в мировом экспорте Увеличилась с 3,3% в 1980 г. до 10,5% в 1996 г. Кроме того, 12% мирового экспорта ссудного капитала также при­ходится на НИС Юго-Восточной Азии и примерно 10% ПЗИ.


В целом на современном этапе в системе МЭО происхо­дят кардинальные изменения, тесно связанные между со­бой и оказывающие противоречивое влияние на экономи­ку субъектов, а также на сами формы мирохозяйственных связей.


^ 4. Основы международной торговли.

4.1. Понятие, объекты и субъекты международной торговли

Международная торговля представляет собой одну из форм международных экономических отношений, которая. возникла еще в эпоху рабовладения, т. е. была исторически первой, и наиболее развита сегодня.

^ Международная торговля — это сфера товарно-денеж­ных отношений, представляющая собой совокупность внеш­ней торговли всех стран мира. Иначе говоря, международ­ная торговля — это сфера обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.

Внешняя торговля — это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хо­зяйствами. Термин «внешняя торговля» применим только к отдельно взятой стране.

Международная торговля связывает национальные эко­номики в единую систему мирового рынка. Последний имеет принципиальные отличия от внутренних национальных рынков:

1) на мировой рынок поступают только конкурентоспо­собные товары;

2) действуют мировые цены, в основе которых лежит ин­тернациональная стоимость (образуется при производстве товара в среднемировых общественно-нормальных условиях);

3) она в большей степени подвержен монополизации (гос­подство ТНК);

4) решающее влияние могут оказывать не экономические, а политические факторы (например, политика в госу­дарстве, эмбарго и т. п.);

5) расчеты осуществляются в свободно-конвертируемой 5 валюте и в международных счетных единицах.

В процессе международной торговли возникает два на­правления товаропотоков — экспорт и импорт.

В зависимости от происхождения и назначения товаров экспорт и импорт имеют следующие виды:

Таблица 2.1 Классификация видов экспорта и импорта

ЭКСПОРТ


ИМПОРТ

1) вывоз товаров, изготовленных (произведенных и переработанных) в данной стране;


1) ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение от иностранного импортера услуг производственного и потребительского назначения;


2) вывоз сырья и п/ф для переработки за границей под таможенным контролем с доследующим возвратом:


2) ввоз сырья, п/ф, узлов, деталей для переработки в данной стране и последующего вывоза за границу;



3) реэкспорт - вывоз товаров, ранее ввезенных из-за границы, включая товары, проданные на международных аукционах, товарных биржах и т.п.;


3) реимпорт-обратный ввоз из-за границы ранее вывезенных национальных товаров;


4) временный вывоз за границу национальных товаров (на выставки, ярмарки) с последующим возвратом или вывоз ранее ввезенных иностранных товаров 'на аукционы, выставки, ярмарки);


4) временный ввоз товаров на международные выставки, ярмарки, аукционы;



5)вывоз продукции в порядке прямых производственных связей (в машиностроении), а также поставки в рамках ТНК.


5) ввоз продукции в рамках ТН



Учет экспортных поставок осуществляется в ценах FOB;

учет импортных поставок — в ценах CIF.

Показатели оцен­ки экспортно-импортных поставок имеют важное значение для определения количественных и качественных характе­ристик внешней и международной торговли, таких, как:

стоимостной и физический объем (товарооборот). Сто­имостной объем внешней торговли исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответству­ющих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объе­мы международной торговли. Номинальный стоимостной объем международной торговли обычно выражается в долларах США в текущих ценах и поэтому сильно зави­сит от динамики обменного курса доллара к другим ва­лютам. Реальный объем международной торговли пред­ставляет собой номинальный объем, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора. Физический объем внешней торговли исчисляется в постоянных це­нах и позволяет производить необходимые сопоставле­ния и определять ее реальную, динамику. Приведенные показатели рассчитываются всеми странами в националь­ной валюте и переводятся в доллары США в целях меж­дународного сопоставления;

товарная структура, представляющая собой соотноше­ние товарных групп в мировом экспорте. На сегодняш­ний день в мире насчитывается свыше 20 млн. видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, а число промежуточных изделий дос­тигает фантастических масштабов. Кроме того, по оцен­кам Генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации, насчитывается более 600 видов услуг;

географическая структура представляет собой распределе­ние торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку. Территориальная геогра­фическая структура — данные о международной торгов­ле стран, принадлежащих к одной части света, либо к одной группе. Организационная географическая структу­ра — данные о международной торговле между страна­ми, принадлежащими к отдельным интеграционным и иным торгово-политическим группировкам, либо выде­ленными в определенную группу по тем или иным кри­териям (например, страны-экспортеры нефти).

Таким образом, субъектами международной торговли выступают:

1. страны мира;

2 ТНК и МНК;

3. региональные интеграционные группировки.

В качестве объектов международной торговли выделяют продукты труда человека — товары и услуги.

Товар в широком смысле — это предмет, удовлетворя­ющий какую-либо общественную потребность и произве­денный для обмена. В рамках этого определения товаром могут считаться и услуги. В более узком понимании, товар — это предмет труда человека, удовлетворяющий общественную потребность, произведенный для обмена и принимающий видимую и осязаемую форму.

Услуга — это предмет труда человека, также направлен­ный на удовлетворение общественной потребности, произ­веденный для обмена, но принимающий форму невидимо­го, неосязаемого продукта.

Однако не все товары и услуги могут стать объектом международного обмена. Поэтому возникает необходимость в разграничении сущности торгуемых и неторгуемых това­ров.

Торгуемые товары — товары, которые могут передви­гаться между различными странами. Их цена определяется взаимодействием спроса и предложения как на внутрен­нем, так и на мировом рынке.

Неторгуемые товары — товары, которые потребляются в той же стране, где и производятся, т. е. не перемещаются между странами, и цена на которые устанавливается ба­лансом спроса и предложения в отечественных рамках.

Границы между торгуемыми и неторгуемыми товарами условны и зависят от транспортных издержек на его перемещение за рубеж, а также торговых барьеров, существующих на его пути. Проявляющиеся на современ­ном этапе тенденции сокращения транспортных издержек под воздействием НТП и либерализации международной торговли способствуют увеличению количества торгуемых товаров, на классификации которых мы остановимся под­робно в дальнейшем.

Учитывая, что объектами международной торговли вы­ступают товары и услуги, можно выделить две ее формы: международную торговлю товарами и международную тор­говлю услугами.

^ Международная торговля товарами (МТТ) — это форма связи между товаропроизводителями разных стран, возни­кающая на основе международного разделения труда (МРТ) и выражающая их взаимную экономическую зависимость.

^ Международная торговля услугами (МТУ) — это специ­фическая форма мирохозяйственных связей по обмену ус­лугами между продавцами и покупателями разных стран.


Методы международной торговли.

^ МЕТОД МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ - способ осуществления международного торгового обмена (торго­вой сделки).

В международной торговле применяются два основных метода торговли:

прямой метод — совершение операции непосред­ственно между производителем и потребителем;

косвенный метод — совершение операции через по­средника.

^ Прямой метод приносит определенную финансовую выгоду:

• сокращает издержки на сумму комиссионного возна­граждения посреднику;

• снижает риск и зависимость результатов коммерчес­кой деятельности от возможной недобросовестности или недостаточной компетенции посреднической организации;

• позволяет постоянно находиться на рынке, учиты­вать изменения и реагировать на них.

Но прямой метод требует значительной коммерческой квалификации и торгового опыта.

Международная торговля более рискованна по сравне­нию с внутренней из-за различных экономических, полити­ческих, правовых и социальных условий в разных странах.

Более половины международного товарного обмена осу­ществляется при содействии торговых посредников.

На мировом рынке действуют следующие посредники:

брокеры (простые посредники) подыскивают продав­цов и покупателей, не принимают в сделках непо­средственного участия ни своим именем, ни капита­лом;

поверенные со стороны продавца или покупателя со­вершают сделки от имени и за счет доверителей (продавец или покупатель), получают вознаграждение и возмещение расходов;

комиссионеры подписывают контракты от своего имени, но за счет продавца или покупателя, которые несут все риски по осуществлению сделки;

стокисты осуществляют операции на основе специ­ального договора консигнации (форма договора ко­миссии). Данная форма договора применяется в ос­новном для реализации товаров массового спроса. По таким условиям экспортер (консигнант) поставляет товар на склад посредника (консигнатора) для реа­лизации в течение определенного срока. Непродан­ные к установленному сроку товары консигнатор имеет право вернуть консигнанту. Таким образом, эк­спортер кредитует посредника на средний срок реа­лизации товара и сохраняет право собственности на товары до их реализации покупателям;

дистрибьюторы — независимые торговые фирмы, заключающие договора купли-продажи с одной сто­роны с продавцами, с другой стороны — с покупате­лями;

агенты действуют в интересах и от имени экспортера или импортера (принципала) на основе соглашения, часто включающего дополнительные обязательства агента (исследование рынков, реклама, предпродаж­ная доработка товаров и т. д.).

Существует три особых типа посредников — три особых метода торговли:

• товарные биржи;

• международные торги;

• международные аукционы.

^ Товарные биржи.

ТОВАРНЫЕ БИРЖИ представляют собой постоянно, действующие оптовые рынки качественно однородных взаимозаменяемых товаров. На товарных биржах совершается около 20% операций с сырьевыми товарами.

В зависимости от номенклатуры продаваемых товаров товарные биржи можно разделить на:

универсальные — биржи, на которых происходит од­новременная продажа широкой номенклатуры раз­личных товаров (например, на Чикагской товарной бирже торгуют крупным рогатым скотом, беконом, золотом, пиломатериалами, ценными бумагами, ино­странной валютой);

специализированные — биржи, на которых продают и покупают группы товаров узкой специализации (на­пример, группы цветных, драгоценных металлов, сельскохозяйственных товаров и т. д.).

Крупнейшие биржи: Лондонская биржа металлов, Чи­кагская товарная биржа, Нью-Йоркская товарная биржа, Французская международная фьючерсная биржа.

Институт биржи опирается на принцип членства, что означает, что только члены биржи имеют право непосред­ственно и в полной мере использовать преимущества, создаваемые биржей в торговле. Право на заключение сделок на бирже создает членам возможность проведения опера­ций за свой счет и посредничество в качестве маклеров (бро­керов), а также участвовать в собраниях и в выборах руко­водства биржи.

Как правило, это физические лица, представляющие про­мышленные или торговые компании, производящие или торгующие товаром, поступающим на товарную биржу. Количество членов может быть оговорено в уставе или устанавливается советом директоров.

Так называемые участники биржи, аналогично членам, могут заключать сделки, но не имеют права на скидки и уча­стие в выборах.

^ Брокеры действуют от имени и за счет третьих лиц, по­лучая комиссионные (доли процента от цены товара).

Приглашенные гости являются последней группой участ­ников биржевой торговли. Они могут заключать сделки с помощью дилеров или маклеров.

^ Атрибуты биржевых товаров:

• товары должны быть однородными и взаимозаменяе­мыми — одну партию можно без ущерба заменить на любую другую, того же качества и количества;

• товары должны быть пригодны для стандартизации, т. е. к созданию классификационного стандарта для осуществления сделок без наличия товара;

• товары не должны быстро портиться;

• спрос и предложение на товары должны носить мас­совый характер;

• предложение на товары должно превышать спрос в течение достаточно продолжительных периодов;

• величины спроса и предложения на товары должны быть легко прогнозируемы.

Традиционными товарами для биржевого оборота являются:

• продукты растительного происхождения (зерно, мас­леничные культуры, сахар, кофе, какао, чай, каучук);

• продукты животного происхождения (живой скот, мясо свежее и мороженое, бекон, щетина, кожа, шерсть);

• энергетические и смазочные материалы, а также иные химикаты (нефть, бензин, смазочные масла, пропан, кокс, ацетон, спирт);

• металлы, а также изделия и полуфабрикаты из них.

Котировка (установление цен) на товары осуществляется в трех видах:

• цена продавца;

• цена покупателя;

• цена заключения сделки.

Во всех видах могут выделяться цены начала, середины и конца биржевой сессии.

Руководство определяет минимальный размер партии товара для реализации на товарной бирже — лот.

^ Биржевые операции. Различают несколько разновиднос­тей биржевых операций.

К основным критериям их деления можно отнести:

• результат осуществления сделки;

• срок реализации сделки.

По результату можно выделить:

действительные (реальные) — заключаются с целью передачи прав собственности на товар за определенный денежный эквивалент;

спекулятивные — заключаются с целью получения прибыли за счет разницы в цене;

страховые, объединяющие предыдущие виды.

По сроку выделяют:

кассовые (сделки СПОТ) — предусматривают переда­чу товара без промедления после заключения сделки; оплата в тот же день или на следующий;

срочные — не предусматривают обязательной и не­медленной поставки товара (например, фьючерсные и форвардные сделки).

^ Международные торги.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОРГИ - метод заключения дого­воров купли-продажи или подряда, при котором покупатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (подрядчиков) на товар с заранее определенными технико-экономическими характеристиками и после сравнения полученных предложе­ний подписывает контракт купли-продажи или договор под­ряда с тем продавцом, который предложил более выгодные для покупателя условия.

Торги — распространенный способ размещения заказов на сооружение промышленных объектов, поставку машин и оборудования, а также выполнения научно-исследователь­ских и изыскательских работ.

Как правило, торги в качестве метода закупок применя­ются развивающимися странами, где существует большая степень вмешательства государства во внешнюю торговлю.

^ Организаторами торгов обычно выступают государ­ственные учреждения, муниципалитеты и т. д., реже — круп­ные частные фирмы.

Тендерный комитет — орган, который создают покупа­тели, принявшие решение о размещении заказов через тор­ги. Главная функция тендерного комитета — осуществлять всю организационную деятельность по проведению торгов.

^ Виды торгов по способам привлечения участников:

открытые торги (могут участвовать все желающие организации). Используются при размещении зака­зов на относительно несложное оборудование и услу­ги. Объявления о проведении открытых торгов пуб­ликуются в газетах, специализированных журналах, бюллетенях — за 2-4 месяца о крупных торгах и за 1-1,5 — об обычных;

закрытые торги (участвуют только фирмы, получив­шие приглашения). Приглашения рассылаются уст­роителями наиболее известным поставщикам. Обычно проводятся торги на поставки дорогостоящего современного оборудования с высокими техническими характеристиками и на сложные подрядные работы. Тендерные комитеты публично не оглашают предло­жений и не объявляют ни состава участников, ни предложенных ими условий, ни результата.

Иногда торги проводятся в два этапа, когда открытые торги сочетаются с закрытыми. Это происходит в том слу­чае, когда организаторам сложно определить круг наиболее авторитетных и привлекательных фирм.

^ Виды торгов в зависимости от гласности:

гласные — вскрытие пакетов с предложениями в усло­виях гласности, в присутствии всех участников тор­гов, а также представителей средств массовой инфор­мации;

негласные — вскрытие пакетов тендерным комитетом на закрытом заседании.

^ Международные аукционы.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ АУКЦИОНЫ - торги, специали­зирующиеся на сбыте реальных товаров со строго индиви­дуальными свойствами.

На аукционах осуществляется торговля товарами, обла­дающими индивидуальными свойствами и особенностями, что исключает возможность замены партий одинаковых по названию товаров, поскольку они могут иметь различный вкус, цвет, запах и т. д.

Выставляемый товар сортируется в зависимости от ка­чества по партиям (лотам), отбирается образец, лоту при­сваивается номер, по образцу ведутся торги.

^ Основные товары, предлагаемые на аукционах: пушнина, меховые товары; немытая шерсть; чай; табак; цветы; овощи; тропические породы леса; лошади и т. д.

Аукционы обычно проводятся регулярно раз или два в год.

Виды аукционов

1. Аукционы с повышением цены (типичные).

Гласные. Аукционист объявляет начальную цену лота, выставляемого на продажу, и спрашивает «Кто больше?». Покупатель, желающий приобре­сти этот лот, называет более высокую цену, при этом аукционист называет номер покупателя и продолжает торг. Если после троекратного повто­рения вопроса аукционистом не последовало предложений с более высокой ценой, товар про покупателю, назвавшему наивысшую цену.

Негласные. Покупатели, желающие приобрести товар, подают аукционисту условный знак о согласии на поднятие цены. Надбавка к цен установлена и оговорена в правилах торгов. Аукционист каждый раз объявляет новую цену без указания на покупателя.

2. Аукционы с понижением цены («голландские цветы, рыбу, битые машины).

^ 4.2. Теории международной торговли и их эволюция

Международной торговли возникает, когда возникает выгода, для участвующих в ней стран. Представление о том, что лежит в основе этой выгоды и чем определяются направления внешнеторговых потоков, нашло отражение в эволюции теорий междуна­родной торговли. Впервые попытка определить смысл внеш­ней торговли, сформулировать ее цели была сделана на стадии перехода феодализма к капитализму — XV—XVIII вв. — в экономическом учении меркантилистов.

Меркантилисты (Томас Мун, Чарльз Давенант, Жан Батист Кольбер, Уильям Петти) придерживались стати­ческого взгляда на мир, который, с их точки зрения, располагал лишь ограниченным количеством богатств. По­этому богатство одной страны могло увеличиться только за счет обнищания другой. Экономическая система, в соот­ветствии со взглядами меркантилистов, состояла из трех секторов: производство, сельское хозяйство и иностранные колонии.

значимость внешней торгов­ли для экономического роста стран;

В то же время взгляды меркантилистов имели ограни­ченный характер, заключавшийся в том, что обогащение одной нации они видели только за счет обнищания дру­гой, а достигали этого с помощью протекционистской по­литики.

Иного взгляда придерживались представители класси­ческой школы. Основой развития МРТ являются теории абсолютных преимуществ А. Смита и сравнительных пре­имуществ Д. Рикардо. Так как международная торговля воз­никает на основе МРТ, то данные теории применимы и к ее обоснованию.

В соответствии с воззрениями А. Смита:

• правительствам следует не вмешиваться во внешнюю тор­говлю, поддерживать режим открытых рынков и свобо­ды торговли;

• нации, так же, как и частные лица, должны специали­зироваться на производстве тех товаров, в производстве которых у них есть преимущества, и торговать ими в обмен на товары, преимуществом в производстве кото­рых обладают другие нации;

-внешняя торговля стимулирует развитие производитель­ности труда путем расширения рынка за пределы нацио­нальных границ;

-экспорт является положительным фактором для эконо­мики страны, т. к. обеспечивает сбыт излишка продук­тов, которые не могут быть проданы на внутреннем рын­ке;

- субсидии на экспорт являются налогом с населения: они ведут к повышению внутренних цен и должны быть от­менены.

Содержание теории абсолютных преимуществ состоит в том, что страны экспортируют те товары, которые они производят с наименьшими издержками, и импортируют те товары, которые производятся с наименьшими издерж­ками другими странами.

^ 1.1. Случай абсолютного преимущества

Какая-либо страна обладает абсолютным преимуществом, если есть такой товар, которого на единицу затрат она может произво­дить больше, чем другие страны. Рассмотрим условный пример:

две страны (Аргентина и Бразилия) производят два товара (зерно и сахар). Для упрощения анали­за мы пока предполагаем, что издержки замещения остаются по­стоянными, и поэтому эти линии прямые.

Аргентина обладает абсолютным преимуще­ством по зерну (то есть на единицу затрат в Аргентине можно произвести больше зерна), а Бразилия — по сахару.

^ Аргентина Бразилия




В условиях, когда внешняя торговля отсутствует, каждая страна может потреблять только те товары и только то их количество, ко­торое она производит, а относительные цены этих товаров на внут­реннем рынке определяются относительными издержками их про­изводства. В нашем примере эти цены составят: 1 т зерна = 0,5 т сахара в Аргентине и 1 т зерна == 2,5 т сахара в Бразилии.

Относительные цены на одни и те же товары в разных странах всегда различны (в результате различий в обеспеченности факто­рами производства, в используемых технологиях, квалификации рабочей силы и т.д.). Если эта разница превышает затраты на транспортировку товаров из страны в страну, то имеется возможность получать прибыль от внешней торговли. Так, в нашем примере производитель зерна в Аргентине при реализации его на внутрен­нем рынке может в обмен получить только 0,5 т сахара, а в Брази­лии этот же товар стоит в 5 раз дороже (2,5 т сахара). Этот услов­ный пример показывает, что после установления торговых отно­шений между странами направления внешнеторговых потоков будут определяться разницей в соотношениях издержек производства.

Чтобы торговля была взаимовыгодной, цена какого-либо това­ра на внешнем рынке должна быть выше, чем внутренняя цена равновесия на тот же товар в стране-экспортере, и ниже, чем в стране-импортере. Для нашего примера мировая цена на зерно должна устанавливаться в пределах:

^ 0,5 т сахара < 1 т зерна < 2,5 т сахара

Если цена на мировом рынке установится, например, на уровне 1 т сахара = 1 т. зерна, то максимальные объемы потребления сахара и зерна уже будут определяться линиями торговых возмож­ностей (пунктирные линии на рисунках 1.1 и 1.2). Наклон этих линий определяется соотношением цен на зерно и сахар на миро­вом рынке. Выгода, получаемая странами от внешней торговли, будет заключаться в приросте потребления, который может быть обусловлен двумя причинами:

а) изменением структуры потребления;

б) специализацией производства.

В первом случае специализации не происходит, и сложившаяся в странах структура производства, определяемая, прежде всего, структурой спроса, остается неизменной. Пусть, например, струк­тура производства в Аргентине определяется точкой А на ее кри­вой производственных возможностей (рисунок 1.1), а в Бразилии — точкой В (рисунок 1.2). Продавая на внешнем рынке часть про­дукции, по которой она обладает преимуществом, страна в обмен может теперь получить гораздо больше другого товара. Изменяя таким образом структуру потребления, страна увеличивает его общий объем, выходя за пределы границы производственных воз­можностей (тонкая пунктирная линия, выходящая из точки А на рисунке 1.1 и из точки В на рисунке 1.2).

Еще больший выигрыш можно получить, если обе страны бу­дут полностью специализироваться на производстве того товара, по которому они обладают преимуществом, и торговать между собой. В этом случае обе страны могут увеличить объемы потребле­ния и зерна, и сахара (например, точка А' для Аргентины и точка В' для Бразилии). Это можно показать Ha простом цифро­вом примере (см. таблицу 1).

Таблица 1.

До специализации


Страна


Производство


Экспорт (-)/ Импорт (+}


Потребле­ние


Прирост потребления


Аргентина зерно

сахар



20

15



0

0



20

15





Бразилия

зерно

сахар



12

70



0

0



12

70





После специализации


Аргентина

зерно сахар



50

0



-20

+20



30

20


+10

+5

Бразилия

зерно

сахар



0

100



+20

-20



20

80



+8

+10


^ 1.2. Случай сравнительного преимущества

Даже тогда, когда страна ни в чем не располагает абсолют­ным преимуществом, торговля остается выгодной для обеих сторон. Изменим наш условный пример. Пусть Аргентина на единицу затрат по-прежнему может произвести 50 т зерна или 25 т сахара, но Бразилия при аналогичных затратах теперь про­изводит 67 т зерна или 100 т сахара (см рисунки 1.3 и 1.4). Другими словами, Бразилия теперь обладает абсолютным пре­имуществом и по сахару, и по зерну. Однако до тех пор, пока в соотношениях внутренних цен между странами сохраняются различия, каждая страна будет располагать сравнительным пре­имуществом, т.е. у нее всегда найдется такой товар, производство которого будет более выгодно при существующем соотно­шении издержек, чем производство остальных.


^ Аргентина Бразилия






В нашем примере хотя Аргентине производство обоих товаров обходится абсолютно дороже, чем Бразилии, но зерно оказывает­ся относительно дешевле: 1 т зерна = 0,5 т сахара по сравнению с 1 т зерна = 1,5 т сахара в Бразилии. Таким образом, по зерну Аргентина обладает сравнительным преимуществом и может экс­портировать зерно в обмен на сахар. В свою очередь, Бразилии будет выгодно экспортировать сахар и импортировать зерно.

Выигрыш стран от внешней торговли при наличии сравнитель­ных преимуществ можно проиллюстрировать на цифровом при­мере (см. таблицу 2).

Таблица 2.

^ До специализации

Страна


Производ­ство


Экспорт (-)/ Импорт (+)


Потребление


Прирост потребления


Аргентина зерно

сахар



20

15



0

0



20

15





Бразилия зерно

сахар



16

76



0

0



16

76





После специализации





Аргентина зерно

сахар



50

0



-20

+20



30

20



+10

+5


Бразилия зерно

сахар



0

100



+20

-20



20

80



+4

+4



Теория сравнительных преимуществ разъясняет, что если страны специализируются на производстве тех товаров, ко­торые они могут производить с относительно более низки­ми издержками по сравнению с другими странами, то тор­говля будет взаимовыгодной для обеих стран, независимо от того, является ли производство одной из них абсолютно более эффективным, чем другой.

Теория сравнительных преимуществ имела определен­ные недостатки, способствовавшие в дальнейшем ее отми­ранию. Среди них:

1) эта теория исходит из наличия лишь двух стран и двух товаров; 2) подразумевает господство свободной торговли; 3) исходит из постоянных затрат производства; 4) предполагает отсутствие транспортных затрат;

5) не учитывает действие НТР, технических изменений; 6) исходит из наличия полной взаимозаменяемости ресур­сов при их альтернативном использовании.

Тем не менее значение этой теории трудно переоце­нить:

Развитие теории сравнительных преимуществ Д. Рикардо пошло по нескольким направлениям: наиболее попу­лярной стала теория соотношения факторов производства Хекшера — Олина, обосновавшая необходимость опреде­лять сравнительное преимущество при внешней торговле исходя из оценки факторов производства, их соотношений и взаимосвязи. Эти теории относятся к группе новейших теорий неоклассической школы.


^ 2. ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ХЕКШЕРА-ОЛИНА


Теория Хекшера-Олина (Hecksher-Ohlin theory) — теория, согласно которой страна стремится экспортировать те товары, которые в процессе их создания требуют интенсивного использования факторов производства, которыми дан­ная страна обладает в сравнительно большем объеме, нежели ее торговые партнеры.

Теория сравнительных преимуществ объясняет направления международной торговли межстрановыми различиями в относи­тельных издержках, но оставляет в стороне ключевой вопрос: в силу чего возникают эти межстрановые различия? Стремясь отве­тить на этот вопрос, в 20-30-е гг XX в. шведский экономист Эли Хекшер и его ученик Бертиль Олин сформулировали новую тео­рию международной торговли. По их мнению, межстрановые раз­личия в относительных издержках, или в форме кривых произ­водственных возможностей, объясняются главным образом тем, что, во-первых, в производстве различных товаров факторы ис­пользуются в различных соотношениях и, во вторых, неодинако­ва относительная обеспеченность стран факторами производства.

Согласно теории Хекшера-Олина, страны будут стремиться экспортировать товары, требующие для своего производства значительных затрат факторов производства, которыми они распола­гают в относительном избытке, и небольших затрат дефицитных для них факторов, в обмен на товары, производимые с использованием факторов в обратной пропорции. Таким образом в скры­том виде экспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные факторы производства, т.е. передвижение товаров из страны в страну компенсирует низкую мобильность факторов производства в масштабах мирового хозяйства. Необходимо подчерк­нуть, что речь здесь идет не о количестве имеющихся у стран факторов производства, а об относительной обеспеченности ими (например, о количестве пригодной для обработки земли, прихо­дящейся на одного работающего). Если в данной стране какого-либо фактора производства относительно больше, чем в других странах, то цена на него будет относительно ниже. Следователь­но, и относительная цена того продукта, в производстве которого этот дешевый фактор используется в большей степени, чем дру­гие факторы, будет ниже, чем в других странах.

Например, Япония существенно зависит от импорта «первичного сырья» (продукции сельского хозяйства, ры­боловства, лесной и добывающей промышленности), по­скольку не может сама производить их в количестве, дос­таточном для удовлетворения высокого спроса, соответ­ствующего уровню жизни в этой стране. Оплатить этот импорт Японии помогает особое преимущество в экспорте технически емкой продукции, производимой с использо­ванием избыточного в этой стране фактора — научного персонала.

Общей слабой стороной всех классических теорий явля­ется то, что для того, чтобы они подтверждались практи­кой необходимо соблюдение многочисленных ограничений и допущений. Поэтому экономисты XX века осуществляют поиск новых теорий, объясняющих различные аспекты меж­дународной торговли (м.т.), основываясь на классических теориях, развивая или опровергая их.


Парадокс Леонтьева

Известный американский экономист Василий Леонтьев в се­редине 50-х гг. предпринял попытку эмпирической проверки ос­новных выводов теории Хекшера-Олина и пришел к парадоксаль­ным выводам. Использовав модель межотраслевого баланса "затраты-выпуск", построенную на основе данных по экономике США за 1947 г., В. Леонтьев показал, что в американском экспорте пре­обладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие. Учитывая, что в первые послевоенные годы в США. B отличие от большинства их торговых партнеров, капитал был относительно избыточным фактором производства, а уровень заработной платы был значительно выше, этот эмпирически по­дученный результат явно противоречил тому, что предполагала теория Хекшера-Олина, и потому получил название "парадокс Деонтьвва ". Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Японии, Индии и др.).

Многочисленные попытки объяснить этот парадокс позволи­ли развить и обогатить теорию Хекшера-Олина путем учета до­полнительных обстоятельств, влияющих на международную спе­циализацию, среди которых можно отметить следующие:

— неоднородность факторов производства, прежде всего рабо­чей силы, которая может существенно различаться по уров­ню квалификации. С этой точки зрения в экспорте промыш­ленно развитых стран может отражаться относительная из­быточность высококвалифицированной рабочей силы и спе­циалистов, в то время как развивающиеся страны экспор­тируют продукцию, требующую значительных затрат неква­лифицированного труда.

— значительная роль природных ресурсов, которые обычно могут участвовать в производственных процессах только в ассоциации с большим количеством капитала (например, в отраслях добывающей промышленности). Это в определен­ной мере объясняет, почему экспорт из многих развиваю­щихся стран, богатых природными ресурсами, является ка­питалоемким, хотя капитал в этих странах и не является относительно избыточным фактором производства.

  • влияние на международную специализацию внешнеторго­вой политики, проводимой государством, которая может ог­раничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции тех отраслей, где интенсивно используются относительно дефицитные факторы производ­ства.

На современном этапе нео­классическая школа сосуществует с неотехнологической получившей развитие с середины XX века на основе НТР. Возникшие на основе НТР теории м.т. полностью отверга­ли базовые понятия классических теорий и предлагали иные подходы к объяснению м.т.

Изменилось и отношение к государству: экономисты неотехнологического направления считают, что государство может и должно поддерживать производство высокотехно­логичных экспортных товаров и не мешать свертыванию производства других, устаревших.

К неотехнологическим относятся следующие теории:

1) теория технологического разрыва М. Познера (1961 г.);

2) теория эффекта масштаба Кэмпа (1964 г.) и несовер­шенной конкуренции П. Кругмана (1979 г.);

3) теория жизненного цикла товара Р. Вернона (1966 г.);

4) теория внутриотраслевой торговли Б, Баласса (1967 г.);

5) теория конкурентного преимущества нации М. Портера (1986 г.).

Рассмотрим некоторые из них.


^ 3. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ


3.1. Теория жизненного цикла продукта

Теория жизненного цикла продукта (product life cycle theory) — тео­рия международной торговли, согласно которой некото­рые виды продукции проходят цикл, состоящий из че­тырех этапов (внедрение, рост, зрелость и упадок), и про­изводство этой продукции перемещается из одних стран в другие в зависимости от этапа цикла.

В середине 60-х гг. американский экономист Р. Верной выдви­нул теорию жизненного цикла продукта, в которой попытался объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни, т.е. периода времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает четыре стадии — внедрение, рост, зрелость и упадок. ^ На первой стадии происходит разработка новой продукции в ответ, как правило, на возникшую потреб­ность внутри страны, производство ново­го продукта носит мелкосерийный характер, требует высокой ква­лификации рабочих и концентрируется в стране нововведения (обычно это промышленно развитая страна), а производитель за­нимает почти монопольное положение, и лишь небольшая часть продукта поступает на внешний рынок.

^ На стадии роста спрос на продукт растет и его производство расширяется и постепенно распространяется на другие развитые страны, продукт становится более стандартизованным, увеличи­вается конкуренция между производителями и расширяется экс­порт.

^ На стадии зрелости преобладает крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладающим становится ценовой фак­тор, и по мере расширения рынков и распространения техноло­гий страна нововведения уже не обладает конкурентными пре­имуществами. Начинается перемещение производства в развива­ющиеся страны, где дешевая рабочая сила может быть эффективно использована в стандартизованных производственных процес­сах.

По мере того как жизненный цикл продукта переходит в стадию упадка, спрос, особенно в развитых странах, сокращается, производство и рынки сбыта концентрируются преимущественно в развивающихся странах, а страна нововведения становится чистым импортером.

Теория жизненного цикла продукта достаточно реалистично отражает эволюцию многих отраслей, однако не является универ­сальным объяснением тенденций развития международной тор­говли. Существует много товаров (с ко­ротким жизненным циклом, высокими затратами на транспорти­ровку, имеющих значительные возможности для дифференциа­ции по качеству, узкий круг потенциальных потребителей и т.п.), которые не вписываются в теорию жизненного цикла.


^ 3.2. Теория эффекта масштаба

Теория эффекта масштаба (economy-of-scale theory) теория меж­дународной торговли, согласно которой страны с одина­ковой обеспеченностью факторами производства выиг­рывают от внешней торговли при специализации на тех производствах, в которых наблюдается эффект масштаба (снижение издержек на единицу выпуска по мере роста объемов производства).

В начале 80-х гг. П. Крюгман, К. Ланкастер и некоторые другие экономисты предложили альтернативное классическому объясне­ние международной торговли, основанное на так называемом эффекте масштаба. При определен­ной технологии и организации производства долговременные сред­ние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпуска­емой продукции, т.е. возникает экономия, обусловленная массо­вым производством.

Согласно точке зрения авторов этой теории, многие страны (в частности, промышленно развитые) обеспечены основными фак­торами производства в сходных пропорциях, и в этих условиях им будет выгодно торговать между собой при специализации в тех отраслях, которые характеризуются наличием эффекта массового производства. В этом случае специализация позволяет расширить объемы производства и производить продукт с меньшими затра­тами и, следовательно, по более низкой цене. Для того, чтобы этот эффект массового производства смог быть реализован, необходим достаточно емкий рынок. Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет расширить рынки сбыта.

Вместе с тем, реализация эффекта масштаба как правило ведет к нарушению совершенной конкуренции, поскольку связана с концентрацией производства и укрупнением фирм, которые становятся монополистами. В это случае международная торговля все больше концентрируется в руках гигантских международных фирм, транснациональных корпораций, что неизбежно приводит к возрастанию объемов внутрифирменной торговли, направления которой часто определяются не принципом сравнительных преимуществ или различиями обеспеченности факторами производства, а стратегическими целями самой фирмы.


Теория конкурентных преимуществ

В 1991 г. американский экономист Майкл Портер опубликовал книгу "Конкурентные преимущества стран" (в русском перевод книга вышла под названием "Международная конкуренция"), которой он предложил новый подход к анализу развития между народной торговли. В современных условиях значительная часть мировых товарных потоков связана не с естественными, а с приобретенными преимуществами, целенаправленно формируемыми в ходе конкурентной борьбы. Исходя из того, что на мировом рынке конкурируют фирмы а не страны, М. Портер показывает, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество и какова роль правительства в этом процессе.

Конкурентные преимущества, позволяющие фирме добиваться успеха на мировом рынке, зависят, с одной стороны, от правильно выбранной конкурентной стратегии, а с другой стороны, от соотношения факторов этих конкурентных преимуществ.

^ Выбор фирмой конкурентной стратегии зависит от двух главныx факторов: структуры отрасли, в которой действует данная фирма и той позиции, которую занимает фирма в своей отрасли.)

Для успеха на мировом рынке необходимо соединение пра­вильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурент­ными преимуществами страны. М. Портер выделяет четыре детер­минанта конкурентного преимущества страны. Во-первых, обес­печенность факторами производства, причем в современных ус­ловиях главную роль играют так называемые развитые специали­зированные факторы (научно-технические знания, высококвали­фицированная рабочая сила, инфраструктура и т.д.), целенаправ­ленно создаваемые страной. Во-вторых, параметры внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, который в зависимости от своего объема и структуры, позволяет использовать эффект масштаба, стимулирует нововведения и повышение качества продук­ции, подталкивает фирмы к выходу на внешний рынок. В-третьих наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщи­ков (что обеспечивает быстрый доступ к необходимым ресурсам) и родственных отраслей, производящих взаимодополняющую продукцию (что дает возможность взаимодействовать в сфере технологий, маркетинга, сервиса, обмениваться информацией и т.д.). В-четвертых, конкурентноспособность отрасли зависит от национальных особенностей стратегии, структуры и соперничества фирм.

М. Портер подчеркивает, что страны имеют наибольшие шансы на успех в тех отраслях, где все четыре детерминанта конкурентного преимущества (так называемый национальный "ромб") имеют наиболее благоприятный характер. Причем национальный "ромб" — это система, компоненты которой взаимно усиливаются и каждый детерминант влияет на все остальные. Важную роль в этом процессе играет государство, которое, проводя целенаправленную экономическую политику, воздействует на параметры факторов производства и внутренне спроса, на условия развития отраслей-поставщиков и родственных отраслей, на структуру фирм и характер конкурентной борьбы на внутреннем рынке.

^ Роль внешнеторгового обмена в системе МЭО на современном этапе

На основе изучения теоретических основ международ­ной торговли очевидно, что она развивается потому, что приносит выгоду участвующим в ней странам:

1) благодаря международной торговле преодолевается ог­раниченность национальной базы ресурсов;

2) расширяется емкость внутреннего рынка и устанавлива­ются связи внутреннего рынка с мировым;

з) обеспечивается получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных из­держек производства;

4) развивается специализация страны, а следовательно, повышается производительность использования ресурсов, увеличивается объем производства;

5) расширение экспорта способствует повышению занято­сти.

6) активное участие в международной торговле создает ус­ловия для ускорения прогрессивных структурных сдви­гов в национальной экономике, что наглядно видно на примере Новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии (НИС ЮВА);

7) вовлечение промышленных предприятий в международ­ную конкуренцию вызывает необходимость постоянно­го совершенствования организационно-технической базы производства, качества выпускаемых товаров, что явля­ется фактором роста производительности труда и эф­фективности экономики.

Помимо указанных преимуществ для отдельно взятой страны, международная торговля оказывает влияние и на мировую экономику в целом:

а) увеличение внешнеторгового обмена между странами при­водит к синхронизации экономических циклов в мировом хозяйстве. Взаимосвязь и взаимозависимость хозяйствен­ных комплексов отдельных стран усиливается настолько, что нарушения в функционировании экономики како­го-либо крупного участника мирового рынка неизбежно влечет за собой кризисные тенденции в других странах мира. Например, сокращение поставок нефти на миро­вой рынок странами ОПЕК в 1975 году спровоцировало мировой нефтяной кризис;

б) через международную торговлю реализуются результаты всех форм мирохозяйственных связей — вывоза капита­ла, производственной кооперации, научно-технического сотрудничества;

в) рост и углубление межрегиональных и межгосударствен­ных взаимосвязей выступают важной предпосылкой меж­дународной экономической интеграции;

г) международная торговля способствует дальнейшему углублению МРТ и интернационализации хозяйственных связей.

Главной особенностью современного этапа функциони­рования мировой экономики является опережающий рост международной торговли над производством, который обус­ловлен увеличением хозяйственной взаимозависимости боль­шинства стран и выравниванием динамики ВВП по регио­нам. Важными тенденциями современного развития между­народной торговли являются также:

• увеличение экспорта промышленных товаров в большей степени, нежели экспорта сырья;

• рост мирового экспорта услуг на 2% в 1997 г. за счет увеличения спроса на бизнес-услуги;

- повышение в международной торговле роли евро­пейского региона, доля которого составила 45%;

• активизация в МТУ Латинской Америки: экспорт вырос на 13%, импорт — на 20%.

Таким образом, на современном этапе международная торговля играет возрастающую роль в хозяйственном раз­витии стран, регионов, всего мирового сообщества, явля­ясь, с одной стороны, мощным фактором экономического роста, с другой, — фактором увеличения взаимозависимости стран.


Скачать файл (874.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации