Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Конспекты лекций по мировой экономике - файл МЭ Лекция Внешнеторговая политика государства.DOC


Конспекты лекций по мировой экономике
скачать (874.7 kb.)

Доступные файлы (14):

МЭ Лекция 1 Понятие мирового хозяйства.doc139kb.06.12.2008 02:00скачать
МЭ Лекция 2 Природ рес пот мир хоз.doc303kb.15.10.2008 12:58скачать
МЭ Лекция Балансы международных расчетов.DOC99kb.17.12.2008 15:29скачать
МЭ Лекция Внешнеторговая политика государства.DOC385kb.03.12.2008 14:58скачать
МЭ Лекция Международная интеграция ЕС.doc46kb.15.10.2008 12:39скачать
МЭ Лекция Международная миграция капитала.DOC271kb.15.10.2008 12:50скачать
МЭ Лекция Международная миграция рабочей силы.DOC125kb.11.11.2008 16:20скачать
МЭ Лекция Международные валютно-кредитные и финансовые отношения 2.DOC116kb.28.10.2008 11:01скачать
МЭ Лекция Международные экономические организации.DOC90kb.15.10.2008 12:51скачать
МЭ Лекция Междунарожный рынок услуг.DOC221kb.15.11.2008 13:42скачать
МЭ Лекция Мировой рынок ценообразование и конъюнктура.doc196kb.08.12.2008 03:10скачать
МЭ Лекция Мировой рынок ценообразование и конъюнктура.doc188kb.03.12.2008 22:39скачать
МЭ Лекция Система современных международных эк отношений..doc219kb.10.12.2008 18:19скачать
МЭ лекция ТНК СЭЗ.doc121kb.19.12.2007 23:49скачать

МЭ Лекция Внешнеторговая политика государства.DOC




Л -5-6. Мировая экономика. Внешнеторговая политика государства.

Лекция. Внешнеторговая политика государства.

План:

  1. Сущность внешнеторговой политики государства.

  2. Тарифные методы государственного регулирования внешней торговли.

  3. Нетарифные методы государственного регулирования внешней торговли.

  4. Всемирная торговая организация


1.Сущность внешнеторговой политики государства.

Развитие МТТ тесно связано с выработкой мер ее регу­лирования на уровне национальных государств и междуна­родных организаций. Несмотря на то, что свободная торговля приводит к возраста­нию экономического благосостояния всех стран — как экспорте­ров, так и импортеров, на практике международная торговля прак­тически нигде и никогда не развивалась действительно свободно без вмешательства государства.

Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые от­ношения с другими странами. Основными целями внешне­торговой политики являются:

• изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;

• изменение объема экспорта и импорта;

• изменение структуры внешней торговли;

• обеспечение страны необходимыми ресурсами;

• изменение соотношения экспортных и импортных цен,

Современная внешнеторговая политика — это взаимодействие двух тенденций:

1) протекционизма — политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и за- частую на захват внешних рынков;

2) либерализации (политика свободной торговли) — связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей. Государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю.

Политика протекционизма, так же, как и политика ли­берализации, в чистом виде не проводится. Различные сте­пени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Раз­витие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:

«селективный протекционизм» — направлен против отдель­ных стран или товаров;

«отраслевой протекционизм» — защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;

«коллективный протекционизм» — проводится объедине­ниями стран в отношении стран, в них не входящих;

«скрытый протекционизм» — осуществляется методами внут­ренней экономической политики.

Крайняя форма протекционизма – экономическая автаркия – означает стремление страны ограничить импорт только теми товарами, которые в данной стране производится не могут, а экспорт допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.

^ АРГУМЕНТЫ ЗА И ПРОТИВ ПРОТЕКЦИОНИЗМА

Аргументы в пользу протекционизма

Стимулирование производства и увеличение занятости.

Защита молодых отраслей.

Увеличение доходов государственного бюджета.

Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны.

^ Дополнительные аргументы против протекционизма.

Снижение заинтересованности отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.

Обострение межгосударственных противоречий.

Сокращение экспорта и ухудшение платежного баланса.

Государства, проводя протекционистскую политику, ис­пользуют инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей. К инструментам внешнеторговой политики относятся:

1) тарифные методы;

2) нетарифные методы.



^ 2.Тарифные методы государственного регулирования внешней торговли.

Таможенные тарифы — это систематизированный пере­чень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы. Однако в экономической литературе понятие таможенного тарифа часто используется в широком смысле -и как особый инструмент внешнеторговой политики, и как конкретная ставка таможенной пошлины.







P

Sd


Внутренняя цена с тарифом

Pd

А В С Д T Мировая цена

Pw Dd





Qs Qs1 Qd1 Qd Q


В результате введения таможенных пошлин на импорт внутренняя цена повышается, что приводит к тому что внутренние производители выигрывают (область А), государство получает дополнительный доход для бюджета (равный произведению ставки тарифа на объем импорта С), а потребители проигрывают (область А+В+С+Д),

^ Таможенные пошлины выполняют функцию налога, взимаемого в пользу государственного бюджета с товара, провозимого через гра­ницу, и могут быть следующими.

Основные функции таможенных пошлин:

- фискальная

- защитная –

- балансировочная – относится к экспортным пошлинам, предотвращает нежелательный экспорт.

Все таможенные тарифы могут быть классифицированы по пяти группам:

^ I. Классификация тарифов по направлению движения товара:

• экспортные — данные виды пошлин не применяются в промышленно развитых странах, в РФ отменены с 1996 г. Но с 1999 г. введены экспортные пошлины на продукты нефтепереработки (бензин и мазут);

• импортные;

• транзитные. – выполняют фискальную функцию.

^ II. По способу взимания:

• адвалорные — взимаются в процентах от цены товара;

Pd=Pim*(1+Tav)

где: Рim цена, по которой товар импортируется (таможенная стоимость товара);

Тav- ставка адвалорного тарифа.

• специфические — в виде определенной суммы денег, взимаемые с веса, объема или штуки товара;

Pd=Pim+Ts

где: Т — ставка специфического тарифа.

• смешанные (комбинированные) пошлины, при которых товар облагается и первой, и второй пошлинами. Например, пошлина взи­мается в размере 20% от стоимости ввозимого товара, но не больше 100 ЭКЮ.

- альтернативный тариф – применяется согласно решению таможенных органов адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наибольшей абсолютной суммы для каждого конкретного случая.

^ 3. Классификация тарифов (по величине)в зависимос­ти от страны происхождения товара:

максимальные тарифы устанавливаются для всех стран на основании государственных законода­тельных актов, без согласования с другими госу­дарствами;

минимальные тарифы предоставляются тем стра­нам, которые получают статус наиболее благоприятствуемой нации. Эти ставки устанавливаются в результате взаимных договоренностей. Страна, предоставляющая другой стране статус наиболее благоприятствуемой нации, обязуется не превы­шать ставки тарифов, которые предусмотрены ею по отношению к другим странам, т. е. страны, до­говаривающиеся об этом статусе, предоставляют друг другу льготы, которых лишены остальные государства;

преференциальные тарифы действуют в отноше­нии определенных стран или групп стран. Их ве­личина, как правило, меньше минимальных. Суще­ствует международное соглашение «Обобщенная система преференций», по которому промышленно развитые страны предоставляют развиваю­щимся льготы. Эти льготы выражаются в более низких таможенных тарифах.

Цель — побудить покупать товары, экспортируемые развивающимися странами, и, с другой стороны, стимулиро-1ать в развивающихся странах импорт из более развитых.

^ 4. Классификация тарифов по характеру происхожде­ния:

автономные тарифы устанавливаются страной независимо от других субъектов мировой торгов­ли;

конвенционные (договорные) тарифы устанавли­ваются страной в соответствии с обязательства­ми, принятыми на себя в рамках международных соглашений.

^ 5. Классификация тарифов по направлению действия:

преференциальные тарифы устанавливаются с це­лью предоставить какой-либо стране или группе стран льготу, т. е. облегчить экспорт или импорт товаров этой страны;

сезонные тарифы устанавливаются для регулиро­вания международной торговли продукцией се­зонного характера, прежде всего сельскохозяй­ственной. Обычно срок их действия не превышает нескольких месяцев в год, и на это время действие обычных ставок тарифов на товар приостанавли­вается;

дискриминационные тарифы устанавливаются с целью затруднить и ограничить экспорт или им­порт товаров из определенной страны. Дискриминационные тарифы делятся на:

1) ответные — могут применяться как взаимные меры на недружественную торговую политику другой страны;

2) компенсационные — используются с целью урав­нять цены аналогичных товаров национального производства и импортных, пользующихся субси­диями, за счет включения в цену последних более высокой импортной пошлины;

3) антидемпинговые — применяются в качестве мер по защите национального производителя, если установлен факт демпинга со стороны иност­ранных конкурентов и ввоз товара наносит или угрожает нанести материальный ущерб отече­ственным производителям, или препятствует рас­ширению производства подобных товаров на внутреннем рынке.

Демпинг — продажа товаров по необоснованно за­ниженным ценам.

Таможенные тарифы строятся на основе товарных клас­сификаторов. Их в мировой практике существует четыре.

1. В 1983 г. Советом таможенного сотрудничества (СТС) была разработана Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС). В ГС классификация осуще­ствляется в соответствии со следующими признаками:

• происхождение товара; . . .

• вид материала, из которого изготовлен товар;

• назначение товара;

• химический состав.

ГС служит основой для переговоров в рамках ГАТТ и является базой для увязки с системами классификации ООН. Классификация в ГС происходит по шестизначному коду: первые две цифры кода означают товарную группу;

четыре цифры — товарную позицию; шесть цифр — то­варную субпозицию.

2. В 1985 г. была принята Стандартная международная тор­говая классификация ООН (СМТК). Классификация на уровне групп осуществляется:

• по видам сырья, из которого изготовлен товар;

• по степени обработки товара;

• по назначению товара;

• по месту товара в международной торговле. Система кодирования: первая цифра — товарный раз­дел; две цифры — товарная группа; три — товарная под­группа; четыре — товарная позиция, пять — товарная суб­позиция.

3. Классификация товаров по укрупненным экономичес­ким группировкам (КУЭГ) — 1986 г., ООН. КУЭГ ос­нован на товарах, включенных в ГС и СМТК. Все това­ры, перечисленные в этих классификациях, распределены по 7 группам в соответствии с их назначением, а внут­ри каждой группы — по степени обработки. Кроме того, некоторые товары объединены в группы по принципу про­мышленного или личного потребления, а некоторые — в зависимости от срока пользования.

4. Брюссельская Гармонизированная таможенная номенкла­тура (ГТН), принятая в 1988 г. ГТН включает в себя 97 товарных групп от животных до антиквариата.

Средний уровень ставок тарифа в РФ составляет 14%. Уровень ставок на подавляющее большинство товаров находится в пределах от 5% до 30% (исключением являются предметы роскоши, оружие, спиртные напитки, ставки на которые превышают 30%; зерно и сахар-сырец, ставки на которые составляют 1%).

Вместе с тем величина таможенных ставок зависит от торгового режима, предоставляемого этой стране. В международной практике различают три возможных вида торговых режимов.

1. Режим наибольшего благоприятствования — это нормальные условия торговли, при которых данная страна предоставляет другой стране такие же условия, как и любой из третьих стран, и таможенная пошлина равна базовой. Это главный принцип, зарегистрированный ГАТТ/ВТО, и страны-члены данной организации долж­ны его автоматически соблюдать.

2. Режим преференциальный (льготный) предоставляется любым странам, но в основном развивающимся, и озна­чает, что базовая таможенная пошлина должна быть для них уменьшена до 50%, а в России — до 75%. Данный режим введен ГАТТ в 60-е г.

3. Беспошлинный режим — это режим свободной торгов­ли, который может предоставляться любой стране, но согласно ООН, обязателен для 47 наименее развитых го­сударств (где ВНП на душу населения не более 100 долл. в год и удельный вес промышленности не более 10%).


^ 3. Нетарифные методы государственного регулирования внешней торговли.

Помимо тарифных инструментов внешнеторговой поли­тики государства, после второй мировой войны получают развитие нетарифные барьеры. В конце 40-х начале 50-х годов многие страны использовали их в целях сохранения строгого контроля за платежами по международным сдел­кам в процессе восстановления послевоенной экономики. Начавшиеся в этот период процессы либерализации МТ, затронувшие тарифы, привели к увеличению нетарифных барьеров, которых в настоящее время насчитывается более 50 видов. Многие из них имеют целью общее ограничение импорта; другие направлены на дискриминацию опреде­ленных стран посредством поощрения импорта из прочих государств; третьи ограничивают или субсидируют экспорт.

Наиболее часто нетарифные ограничения применяют в отношении: транспортных средств — около 15% всех нетарифных ограничений, химических изделий — около 10%, машин и оборудования — 7%.

Нетарифные методы регулирования имеют ряд преиму­ществ по сравнению с тарифными методами. Основа пре­имущества — ограниченная возможность тарифного регу­лирования, однообразность данной системы. Система же нетарифных барьеров достаточно разветвлена, благодаря чему достигается большая эффективность.

Существует несколько типов нетарифных ограничений:

1. ^ Количественные ограничения импорта и экспорта.

Контингентирование (квоты) — регулирование внешнеэкономической деятельности путем огра­ничения ввоза/вывоза иностранных или отече­ственных товаров определенным количеством или суммой на установленный период времени. Эмбарго — полный запрет ввоза иностранных то­варов на внутренний рынок. В мировой практике устанавливается запрет на квоты на промышленную продукцию. Разреша­ются квоты на сельскохозяйственную продукцию и некоторые другие товары (например, текстиль, иногда готовую продукцию, если неограниченный ввоз иностранных товаров может нанести ущерб национальным отраслям). Квоты делятся на:

глобальные — на определенный период време­ни устанавливается лимит на количество или сто­имость товара, который можно импортировать/ экспортировать вне зависимости от страны им­портера/экспортера. Используется редко, по­скольку существует опасность потерять рынки импортеров;

- индивидуальные — устанавливается в рамках глобальной квоты; существует распределение, учитывающее доли импортеров в предыдущем году или обязательство покупать определенное количество товаров (на основе двусторонних со­глашений). Чаще всего индивидуальные квоты носят сезонный характер, т. е. вводятся на опреде­ленный промежуток времени (например, в осенние периоды, когда реализуется продукция нового урожая). Экономические последствия — ограниче­ние предложения, увеличение роста доходов наци­онального производителя.



Рис. 5. Импортная квота

Представим следующую ситуацию. Внутреннее пред­ложение товара на рынке составляет Sd, а спрос — Dd, тогда внутреннее производство составит — Q0. Если же предложение такого же товара из-за рубежа нео­граниченно и составляет Sw, (по мировой цене — Рw), nо производство товара на внутреннем рынке соста­вит Q1, потребление — Q2, импорт товара — Q2Q1. Страна принимает решение ограничить импорт и вводит импортную квоту в размере Q4Q3. В результа­те этого внутренние цены поднимаются до Р1, внутреннее производство увеличивается до Q,3, внутренний спрос сократится до Q4

Лицензирование может быть как составной частью квотирования, так и самостоятельным инструмен­том регулирования. Тогда, в первом случае — это всего лишь документ, который подтверждает пра­во ввоза/вывоза товара в пределах получения ка­кой-либо квоты; во втором случае существует оп­ределенный ряд форм лицензирования:

индивидуальная лицензия — разовое разреше­ние на импорт/экспорт товара. Выдается государ­ственным органом власти импортеру/экспортеру, является именной (указано юридическое лицо);

открытая индивидуальная лицензия — разре­шение на импорт/экспорт товара без ограничения количества;

генеральная лицензия — постоянно действую­щее разрешение на импорт/экспорт товара без ограничений, как по количеству, так и по времени;

лицензия является безличной;

автоматическая лицензия — разрешение, вы­даваемое немедленно после заявки на импорт/экс­порт товара (упрощенная форма получения ли­цензии).

Квотная рента — специфический доход при введе­нии квоты, проистекающий из искусственного по­вышения цены. Его получает обладатель права ввоза товара на внутренний рынок (на внешнем рынке товары покупаются по Рw,, а продаются на внутреннем по Р1. Ее получателями могут быть различные субъекты в зависимости от порядка предоставления лицензии:

аукцион — продажа лицензий на конкурсной основе (цена, как правило, равна квотной ренте, идет государству);

бесплатная передача — рента идет националь­ному субъекту — импортеру;

- передача лицензии стране-производителю —Добровольное количественное ограничение экспорта, принятое в рамках официального межпра­вительственного или неофициального соглаше­ния об установлении льгот.

Сходство в применение квот и тарифов состоит в том, что-

• цена на импортные товары возрастает;

• доходы национальных производителей возрастают.

Различие — в случае введения тарифа импортер не огра­ничен количеством ввозимого товара, т. е. мерилом для него является экономическая целесообразность ввоза товаров.

2. ^ Государственные субсидии и финансовые льготы.

Субсидии — денежная выплата правительством нацио­нальным производителям с целью их поддержки и дискри­минации импорта.

Субсидии по характеру выплат делятся на:

прямые — непосредственные выплаты экспортеру после совершения им операции в размере разницы издержек и полученного им дохода (дотации произ­водителю при выходе на внешний рынок). Запреще­ны ВТО, поскольку их применение достаточно оче­видно для торговых партнеров и может вызвать ответные меры;

косвенные (скрытые) — предоставление экспортерам льгот по уплате налогов, возврат импортных по­шлин, льготные условия страхования, помощь в структурной перестройке и т. д.

Субсидии предоставляются как производителям това­ров, конкурирующих с импортом, так и производителям эк­спортных товаров.

^ Экспортные субсидии — нетарифный метод регулирова­ния, представляющий бюджетные выплаты экспортерам, дающий им возможность продавать товар на иностранном рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.

3. Импортный депозит — своеобразный залог в денежной форме, который импортер должен внести в банк перед закупкой партии иностранного товара. Размер этого зало­га, срок, валюта фиксируются в каждом государстве зако­нодательно. Это своеобразный кредит, который импортер государству, но не получает за него проценты; через д которое время средства возвращаются импортеру, в ито­ге издержки импортера растут.

4 ^ Государственная система размещения заказов — по­купка государственными предприятиями товаров, произве­денных национальными производителями, даже несмотря на то что эти товары могут быть дороже импортных.

5. ^ Валютное регулирование:

• внешние валютные ограничения (например, клиринг— торговля между странами на основе взаимозачетов);

• ограничения, связанные с приобретением и продажей валюты;

• механизм дифференцирования валютных коэффици­ентов (установление различного курса для опреде­ленных торговых сделок);

• девальвация — понижение курса национальной ва­люты;

• ревальвация — повышение курса национальной ва­люты.

6. ^ Технические барьеры — ограничения, возникающие в силу того, что национальные технические, административ­ные и другие нормы и правила построены так, чтобы со­здать барьер на пути иностранного товара (например, стандарты, аттестация, проверка качества товара и т. д.

Нетарифное регулирование в РФ

В РФ применяются следующие виды нетарифного регули­рования:

• квоты и лицензии на экспорт газа, нефти и т. д.;

• квоты на ввоз текстиля;

• субсидирование угольной и сельскохозяйственной промышленности;

• система государственных закупок;

- разветвленная система технических барьеров;

4 в 1993 году применялся импортный депозит на спирт­ное и табак.


^ 4. Всемирная торговая организация. Международная торговая политика в рамках ГАТТ/ВТО

Важную роль в регулировании МТТ, в устранении пре­пятствий для ее развития играют международные экономические организации, и, в первую очередь, Генеральное Соглашение по тарифам и торговле / Всемирная торговая организация (ГАТТ/ВТО).

Договор о создании ГАТТ был подписан в Женеве 23 странами 30 октября 1947 г. и вступил в силу с 1 янва­ря 1948 г. С 1 января 1995 г. начала действовать Всемирная торговая организация, которая включила в свою работу ГАТТ. Однако это были две различные организации, и до конца 1995 г. они существовали параллельно — шло вступ­ление членов ГАТТ в ВТО. С 1 января 1996 г. функциони­рует только ВТО. В настоящее время ГАТТ/ВТО регулирует 90—95% всей мировой торговли.

ГАТТ/ВТО — это многостороннее международное со­глашение, содержащее принципы, правовые нормы, пра­вила ведения и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. По состоянию на декабрь 1997 г., в ВТО состоит 131 государство; еще 50 государств, вклю­чая и международные организации, имеют статус наблю­дателей. РФ как правопреемница СССР является в ГАТТ наблюдателем с 1991 г. В 1993 г. Россия подала заявку о вступлении в ГАТТ и до сих пор ведет переговоры.

ГАТТ имеет двойной статус: с одной стороны, — это международная организация; с другой, — многостороннее соглашение об основных принципах, нормах и правилах международной торговли и государственного регулирова­ния торговли стран-участниц. Отличительная черта ГАТТ от других международных организаций — это гибкий ха­рактер, так как его члены всегда выступают как договари­вающиеся стороны. Вступая в ГАТТ, государства берут на себя прежде всего обязательство перестроить свои торговые системы.

Правовой механизм ГАТТ/ВТО основывается на ряде принципов и норм:

• недискриминация в торговле, которая предусматривает взаимное представление, с одной стороны, режима наи­большего благоприятствования, а с другой — националь­ного режима, т. е. равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внут­реннюю торговлю;

• использование преимущественно тарифных средств за­щиты национального рынка;

• прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе пе­риодически проводимых раундов;

• взаимность в предоставлении торгово-политических усту­пок;

• разрешение торговых споров путем проведения консуль­таций и переговоров.

В течение первых трех десятилетий существования ГАТТ его деятельность была почти полностью сосредоточена на либерализации МТТ путем взаимного снижения уровня таможенно-тарифной защиты. Так, уровень импортных та­рифов ПРС снизился с 40—50% в конце 40-х годов до 8— 10% к началу 70-х и до 4—5% к началу 90-х годов.

Деятельность ГАТТ осуществляется посредством много­сторонних переговоров — раундов. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов. Наибольшее значение в сфере регулирования МТ имел Уругвайский раунд 1986—1994 гг., на котором были приняты следующие соглашения:

1) Соглашение об образовании ВТО;

2) Генеральное Соглашение по Торговле Услугами (ГАТС);

3) Соглашение по торговым аспектам инвестиционной де­ятельности (ТРИМ);

4) Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуаль­ной собственности (ТРИПС);

5) Меморандум об урегулировании споров.

В рамках дальнейшей либерализации МТТ к «ГАТТ-47» после Уругвайского раунда добавились еще 12 новых много­сторонних соглашений, Марракешский протокол по резуль­татам тарифных уступок и другие документы. Выработанные новые соглашения обобщенно назвали «ГАТТ-94».

Согласно Марракешскому протоколу 1994 г., промышленно развитые страны обязались снизить в течение 5 лет импортные тарифы на промышленные товары (исключая топливо) на 38%, в т.ч. США и Япония — на 33%; ЕС — на 38%; Канада — на 45%. Кроме того, предполагается устранение пошлин по 11 товарным группам (строитель­ное, сельскохозяйственное и медицинское оборудование, медикаменты, черные металлы, бумага, пиво и др.).

В ходе Уругвайского раунда была достигнута договорен­ность об отказе от применения нетарифных мер в отноше­нии так называемой «серой зоны» (текстиля, сельскохо­зяйственной продукции, стали, авиатехники).

Достигнутые в ходе Уругвайского раунда договореннос­ти по торговле сельскохозяйственными товарами изложе­ны по трем направлениям:

1) доступ к рынкам предусматривает снижение тарифа в среднем на 36% в течение 6 лет для промышленно раз­витых и на 24% в течение 10 лет для развивающихся стран;

2) поддержка внутренних товаропроизводителей предус­матривает снижение государственной поддержки сель­ского хозяйства на 20% в течение 1995—2000 гг.;

3) экспортные субсидии должны быть сокращены за 6 лет на 36%.

Кроме того, в соглашении ГАТТ/ВТО предусматрива­ются возможности и правила применения различных инст­рументов внешнеторговой политики, рассмотренных в пре­дыдущем вопросе.

Таким образом, МТТ является ведущей формой МЭО не только с точки зрения оценки масштабов и динамики современного развития, но также с точки зрения наличия и апробированности правового регулирования этого про­цесса и согласованного движения субъектов мирового хо­зяйства по пути реализации

^

Россия и Всемирная торговая организация


Россия, имея в ВТО статус наблюдателя, стремится стать пол­ноправным членом этой организации. Из членства в ВТО можно извлечь ряд преимуществ. Прежде всего, на Россию распростра­нится принцип режима наибольшего благоприятствования. В ре­зультате наше государство сможет воспользоваться постоянно сни­жающимися тарифами других стран. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет за­щищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО. По подсче­там специалистов, не являясь членом ВТО, Россия ежегодно из-за разного рода ограничений по допуску российских товаров на ми­ровые рынки, теряет от 1 до 4 млрд долл.2 В отношении россий­ского экспорта действует около 60 антидемпинговых законов в США, Канаде, странах ЕС. Россия дискриминируется по 58 позициям, в основном в области химической, металлургической и текс­тильной промышленности. Есть даже ограничения на экспорт охот­ничьих ружей в США.

С другой стороны, вступив в ВТО, Россия в значительной степени должна либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами — членами ВТО. Так, например, России со стороны ВТО было предложено снизить в ко­роткие сроки средневзвешенный импортный тариф до уровня ВТО (10%), что весьма сложно осуществить в нынешних экономических условиях. В 1997 г. этот показатель у России составлял 15%. На­сколько это будет полезно в условиях глубокого экономического кризиса, в котором пребывает Россия на протяжении многих лет, можно только догадываться.

В ближайшей перспективе основную долю российского экспор­та по-прежнему будут составлять энергоносители, сырьевые то­вары и продукция их первичной переработки. Как известно, в ре­ализации этой продукции на международном рынке Россия не ис­пытывает серьезных трудностей и не будучи членом ВТО. Сни­жение пошлины на эти категории товаров даст минимальный эф­фект. Членство в ВТО благоприятно только для отдельных видов конкурентоспособной продукции, которая составляет менее 5% российского экспорта в дальнем зарубежье. Фактически россий­ские экспортеры не готовы к продвижению на мировой рынок. Российская промышленность, пребывающая в кризисе, вряд ли сможет, за исключением некоторых отраслей, воспользоваться преимуществами открытого рынка.

Следует отметить, что и до вступления в ВТО Россия на двусто­ронней основе уже имеет режим наибольшего благоприятствова­ния со всеми основными торговыми партнерами, входящими в ГАТТ/ВТО. Присоединение России к ВТО должно служить средст­вом для обеспечения ее внешнеэкономических интересов на основе соблюдения правил, действующих в международной торговле.

3 ,









Скачать файл (874.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации